Масштабы коррупции и экономической преступности в теневой экономике

Фатхутдинов А.А.1, Меркулова Е.Ю.1
1 Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина

Статья в журнале

Теневая экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 9, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена исследованию взаимосвязи коррупции и экономической преступности в условиях теневой экономики, а также их влиянию на экономическую безопасность общества. Исходными данными для исследования послужили статистические данные, материалы МВД РФ, результаты выборочных обследований населения Тамбовской области. Предметом исследования выступают коррупционные практики, их формы и последствия для экономики и социальной сферы. Цель работы — выявление ключевых факторов, способствующих распространению коррупции и экономической преступности, и разработка инструментария для нивелирования угроз экономической безопасности. Методология исследования основана на статистическом анализе данных, кластерном и регрессионном моделировании, а также на качественном анализе результатов опроса населения. Результаты работы демонстрируют рост преступлений коррупционной направленности, особенно в сфере цифровых технологий, и выделяют регионы с наиболее высоким уровнем экономической преступности. Научный вклад статьи заключается в разработке типологической группировки регионов по уровню преступности и выявлении ключевых факторов, влияющих на динамику преступлений

Ключевые слова: коррупция, экономическая преступность, теневая экономика, экономическая безопасность

JEL-классификация: E26, O17



Введение

В современных условиях коррупция и экономическая преступность в теневой экономике представляют собой одну из наиболее серьезных угроз для стабильности и устойчивого развития экономики страны. Теневая экономика, включающая в себя уклонение от налогов, контрабанду, незаконные сделки и другие правонарушения, тесно взаимосвязана с коррупцией, которая проявляется в незаконном использовании должностных полномочий для личной выгоды. Участники теневой экономики часто вынуждены прибегать к взяточничеству, чтобы получить покровительство со стороны государственных чиновников, что, в свою очередь, способствует росту коррупции и дальнейшему расширению теневого сектора экономики. Актуальность исследования обусловлена тем, что коррупция и экономическая преступность негативно влияют на различные аспекты экономической безопасности страны. Они искажают рыночную конкуренцию, снижают эффективность использования ресурсов, подрывают доверие к государственным институтам и правоохранительным органам, а также способствуют социальной напряженности и неравенству. В связи с этим, проблема нивелирования угроз коррупции и экономической преступности требуют комплексного подхода и разработки эффективных мер по их преодолению. В результате проведенного исследования дана оценка масштабов коррупции и теневой экономики, их причины и последствия. На основе полученных данных предложены методы и инструменты нивелирования угроз экономической безопасности, которые могут быть использованы для разработки антикоррупционной политики на государственном и региональном уровнях.

Материалы и методы

Для исследования масштабов и причин коррупции и экономической преступности было проведено социологическое исследование населения Тамбовской области. В опросе приняли участие 1150 человек из них 67,5% женщин и 32,5% мужчин. При вероятности 99,5% предельная ошибка выборки не превышает 0,84%. Всего респонденты ответили на 25 вопросов.

Для характеристики масштабов уровня экономических преступлений по регионам России была построена типологическая группировка и проведена проверка данных на соответствие нормальному распределению (рисунок 1).

Примечание: Составлено автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222. Результаты получены с использованием «разведочного анализа» в SPSS Statistica

Рисунок 1 Диаграмма распределения регионов Российской Федерации по количеству экономических преступлений в расчете на 100000 человек населения за 2024 год

Уровень экономических преступлений находится в пределах от 20,8 случаев (Чеченская Республика) до 202,9 случаев в Чукотском АО. Медианный уровень преступлений составил 63,9 случаев, соответственно нижняя граница доверительного интервала составила 62,7, а верхняя 72,8 случаев. Общий размах вариации составил 182,1 единицу. Четыре региона имеют значения показателей выше уровня нормального распределения, поэтому при построении типологической группировки их результаты будут исключены из вариации.

Результаты иерархического анализа на основе метода Варда и дендограммы распределения (рисунок 2) показали целесообразность выделения четырех кластеров.

Источник информации: Составлено автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222. Результаты получены с использованием «иерархического анализа» в SPSS Statistica

Рисунок 2 Дендограмма распределения регионов Российской Федерации по количеству экономических преступлений в расчете на 100000 человек населения за 2024 год

Для оценки коррупции по регионам Центрального Федерального округа Российской Федерации предлагаем рассчитать интегральный индекс коррупции на основе показателей, отраженных на рисунке 3.

Расчет интегрального индекса коррупции по регионам ЦФО проведен по формуле:

Для показателей, максимальное значение которых соответствует наилучшему результату – стандартизированный показатель находится путем деления показателя на лучшее значение по регионам. В данном наборе показателей, высокому показателю соответствует лучшее значение по показателям А, Б, Ж, З, И, К, Н.

Для показателей, минимальное значение которых соответствует наилучшему результату – стандартизированный показатель находится по формуле . Соответственно низкому показателю соответствует лучшее значение - В, Г, Д, Л, М, О.

Источник информации: составлено автором

Рисунок 3. Показатели оценки коррупции, составлено автором

В таблице 1 приведен пример расчета стандартизированных показателей и интегрального индекса коррупции в целом.

Таблица 1

Расчет индекса коррупции

Регионы
А
Б
В
Г
Д
Е
Ж
З
И
К
Л
М
Н
О
I
Белгородская
0,05
0,57
0,51
0,56
0,25
0,03
0,85
0,03
0,26
0,39
0,81
0,04
0,79
0,21
2,41
Брянская
0,02
0,64
0,58
0,29
1,00
0,08
0,68
0,03
0,67
0,36
0,83
0,02
0,79
0,96
2,17
Владимирская
0,03
0,66
0,42
0,38
0,27
0,08
0,65
0,02
0,42
0,33
0,92
0,05
0,64
0,23
2,40
Воронежская
0,05
0,57
0,21
0,23
0,04
0,28
1,00
0,34
0,42
0,39
0,74
0,02
0,93
0,66
2,12
Ивановская
0,01
0,62
0,55
0,34
0,33
0,10
0,71
0,01
0,43
0,32
1,00
0,03
0,83
0,74
2,24
Калужская
0,03
0,65
0,87
0,55
0,31
0,11
0,61
0,04
0,50
0,39
0,85
0,13
0,69
0,40
2,19
Костромская
0,01
0,62
1,00
0,36
0,29
0,00
0,77
0,02
0,43
0,31
0,95
1,00
0,67
0,58
2,05
Курская
0,03
0,59
0,67
0,30
0,31
0,08
0,97
0,04
0,29
0,36
0,90
0,06
0,94
0,45
2,26
Липецкая
0,03
0,56
0,59
0,38
0,50
0,05
0,86
0,30
0,80
0,41
0,79
0,03
0,76
0,45
2,11
Московская
0,27
0,79
0,10
0,32
0,10
0,44
0,62
1,00
1,00
0,59
0,53
0,01
0,74
0,24
1,97
Орловская
0,01
0,63
0,93
0,42
0,17
0,04
0,59
0,26
0,55
0,33
0,96
0,17
0,88
1,00
2,03
Рязанская
0,02
0,60
0,46
0,30
0,31
0,06
0,80
0,24
0,41
0,33
0,92
0,04
0,94
0,29
2,27
Смоленская
0,02
0,65
0,58
0,36
0,29
0,14
0,73
0,12
0,32
0,34
0,97
0,02
0,93
2,27
2,52
Тамбовская
0,02
0,59
0,70
0,32
0,11
0,01
0,46
0,26
0,19
0,34
0,93
0,08
0,74
0,21
2,38
Тверская
0,02
0,65
0,53
0,43
0,67
0,06
0,68
0,07
0,44
0,35
0,93
0,05
0,82
0,30
2,31
Тульская
0,04
0,66
0,68
1,00
0,29
0,08
0,67
0,06
0,47
0,37
0,84
0,02
0,66
0,66
2,21
Ярославская
0,03
0,64
0,40
0,29
0,40
0,07
0,75
0,10
0,51
0,35
0,85
0,04
0,99
0,43
2,26
г.Москва
1,00
1,00
0,05
0,36
0,17
1,00
0,62
0,90
0,83
1,00
0,37
0,00
1,00
0,13
1,79
Примечание: Составлено автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222.

Для построения экономико-математической модели факторов, влияющих на уровень экономической преступности построим матрицу парных коэффициентов вариации (таблица 2).

Таблица 2 Матрица парных коэффициентов корреляции Пирсона


Х1
Х2
Х3
Х4
Х5
Х6
Х7
Х8
У
Среднедушевые денежные доходы, рублей (х1)
1








Уровень занятости, % (х2)
0,651
1







Уровень безработицы, % (Х3)
-0,44
-0,31
1






Среднемесячная заработная плата, рублей (Х4)
0,980
0,703
-0,46
1





Коэффициент фондов, раз (Х5)
0,754
0,272
-0,23
0,665
1




Коэффициент рождаемости организаций на 1000 организаций (Х6)
0,938
0,728
-0,48
0,932
0,730
1



Отношение объема инвестиций в основной капитал к валовому региональному продукту (Х7)
0,131
0,299
-0,33
0,197
0,071
0,101
1


Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций (Х8)
0,562
0,216
-0,15
0,531
0,729
0,567
0,394
1

Количество экономических преступлений на 100000 жителей (У)
0,144
-0,32
0,091
0,067
0,437
0,120
-0,04
0,514
1
Примечание: Составлено автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222. Результаты получены с использованием корреляционного анализа в SPSS Statistica

Наиболее значимым фактором является показатель демографической бизнес-статистики коэффициент официально ликвидированных организаций на 1000 организаций, так как парный коэффициент корреляции Пирсона составил 0,514. Следующим фактором, оказывающим значимое влияние на уровень преступности является коэффициент фондов, так как коэффициент корреляции Пирсона составил 0,437. Остальные факторы, включенные в расчет, не оказали должного влияния на уровень экономической преступности.

В таблице 3 приведены выходные данные полученной экономико-математической модели. Анализируя выходные данные, приходим к выводу, что коэффициенты регрессии, согласно t – критерия Стьюдента, типичны при уровне значимости 0,05 (P-значения меньше 0,05).

Таблица 3 Экономико-математическая модель зависимости уровня экономической преступности по регионам РФ за 2023 год

Модель
Нестандартизованные коэффициенты
Стандартизованные коэффициенты Бета
t- критерий Стьюдента
Знач.
B
Стандартная ошибка
(Константа)
166,412
54,045

3,079
0,008
Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций (Х8)
0,333
0,106
0,612
3,148
0,007
Уровень занятости, % (Х2)
-2,161
0,929
-0,452
-2,326
0,034
Источник информации: Рассчитано автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222. Результаты получены с использованием регрессионного анализа в SPSS Statistica

В таблице 4 приведены показатели существенности модели.

Таблица 4 Показатели существенности модели

Модель
R
R-квадрат
Скорректированный R-квадрат
Стандартная ошибка оценки
Дурбин-Уотсон
1
,678
,460
,387
10,92598
2,713
Предикторы: (константа), Коэффициент официальной ликвидации организаций на 1000 организаций, Уровень занятости, %
Зависимая переменная: Количество экономических преступлений на 100000 жителей
Примечание: Рассчитано автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222. Результаты получены с использованием регрессионного анализа в SPSS Statistica

Высокое значение R2=0,678 и значимость уравнения в целом, согласно F-критерия Фишера равное 6,337 при уровне значимости 0,01 меньше 0,05, указывают на то, что в модели присутствуют значимые переменные. Критерий Дарбина-Уотсона равен 2,13, что также близко к оптимальному уровню.

Результаты исследования

Теневая экономика и коррупция являются двумя взаимосвязанными социальными проблемами, существование которых представляет серьезную угрозу стабильности и развитию общества. Деятельность в теневой экономике обычно включает уклонение от налогов, контрабанду, незаконные сделки и другие правонарушения. Коррупция, в свою очередь, представляет собой незаконное использование должностных полномочий для личной выгоды [28]. Участники теневой экономики, стремясь уклониться от налогообложения и получить незаконные доходы, часто вынуждены прибегать к взяточничеству, чтобы получить покровительство со стороны государственных чиновников [8]. В свою очередь, коррумпированные чиновники, стремясь получить незаконные доходы, часто используют свои полномочия для облегчения теневой экономической деятельности, а иногда и напрямую участвуют в ней. Такие действия не только способствуют росту теневой экономики, но и еще больше усугубляют коррупцию.

Результаты проведенного нами выборочного обследования жителей Тамбовской области по проблемам состояния и тенденций развития коррупции показали, что по мнению 13,2% опрошенных граждане очень часто встречаются с необходимостью участия в коррупционных схемах, 21,9% считают – регулярно и 44,7% - изредка. Только 14% и 6,1% респондентов ответили почти никогда и никогда соответственно. Среди видов коррупции наиболее распространенными в регионе следует выделить: использование служебного положения – 29%, бытовые взятки – 20,7%, служебный подкуп – 12%, крупные финансовые махинации на государственном уровне – 10,6% и конфликт интересов – 5,1% (рис. 4). Таким образом, лидирует административная коррупция, которая проявляется в том, что чиновники используют свои полномочия для получения взяток, манипуляции тендерами и вмешательства в рыночную конкуренцию. Среди развивающихся видов коррупции, следует отметить проникновение бизнеса во властные структуры, передача государственных средств в частные руки, через завышенные контракты, не исполнение частными структурами своих обязательств в финансовой сфере может иметь катастрофические последствия для экономики. Эти виды коррупции часто скрываются под законными операциями, что затрудняет их обнаружение и расследование. Такая коррупция не только нарушает конкуренцию, но и приводит к неэффективному распределению ресурсов, когда они направляются не туда, где они могут быть использованы наиболее эффективно [29].

Источник информации: составлено и рассчитано автором на данных выборочного обследования населения Тамбовской области

Рисунок 4 Распределение основных видов коррупции в обществе

Бытовая коррупция, хотя и может показаться незначительной на первый взгляд, на самом деле имеет серьезные и разнообразные последствия для экономики, общества, права и культуры. Она подрывает основы государственного управления, снижает доверие населения к институтам власти, ухудшает качество жизни и препятствует развитию страны [27]. Бытовая коррупция способствует неравенству в обществе, так как доступ к государственным услугам становится привилегией тех, кто может заплатить взятку. Это приводит к росту социальной напряженности и недовольства населения, особенно среди малоимущих слоев населения, которые не могут позволить себе такие расходы.

Результаты распределения видов деятельности, наиболее подверженных коррупции подтверждают результаты распределения основных видов коррупции в регионе (рис. 5).

Источник информации: составлено и рассчитано автором на данных выборочного обследования населения Тамбовской области

Рисунок 5 Распределение видов деятельности, наиболее подверженных коррупции

Основными причинами распространения коррупции в обществе, респонденты считают культуру безнаказанности – 22%, высокий уровень дифференциации населения по уровню доходов – 19%, не достаточную прозрачность работу государственных органов управления – 14%, а также по 13% ответов набрали отсутствие эффективных механизмов контроля и плохие экономические условия. На другие факторы приходится около20% ответов. Результаты опроса населения показали, что к наиболее разрушительным для государства последствиям коррупции относят: утрата доверия граждан к власти – 33%, замедление экономического роста – 26%. Среди угроз население также видит ухудшение качества государственных услуг, социальную поляризацию общества и падение инвестиционной привлекательности страны.

Результаты расчета интегрального индекса коррупции показали, что минимальное значение индекса коррупции сложилось в г. Москве, Московской и Орловской областях. Аутсайдером является Смоленская область с индексом коррупции 2,5. Также Высокие значения индекса коррупции сложились в Тамбовской, Владимировской и Белгородской областях (рисунок 6).

Источник информации: составлено и рассчитано автором

Рисунок 6 Рейтинг регионов ЦФО по интегральному индексу коррупции

С проблемами теневой экономики тесно связана экономическая преступность, которая представляет собой совокупность противоправных деяний, направленных на получение незаконной выгоды в сфере экономической деятельности. К числу таких деяний относятся мошенничество, незаконное предпринимательство, отмывание денег, уклонение от уплаты налогов, а также коррупционные преступления. В России экономическая преступность имеет сложную структуру, что обусловлено как историческими, так и современными социально-экономическими факторами [9]. Из данных таблицы 3 видно, что за период с 2020 по 2024 годы количество преступлений экономической направленности практически не изменилось и составило 105 тысяч случаев в год. Однако по тяжким и особо тяжким преступлениям удельный вес вырос с 61,2% до 64,3%, что составило в 2024 году 67,8 тысяч случаев. Преступления коррупционной направленности в 2020 году составляли 23,6 тыс. случаев, а в 2024 году 30,2 тыс. случаев, таким образом темп роста за пять лет составил 128%. Положительным является сокращение преступлений, связанных с нарушением авторских прав.

Таблица 3 Динамика экономических преступлений

в Российской Федерации за 2020-2024 годы

Показатели
2020
2021
2022
2023
2024
Экономической направленности, всего
105480
117707
111429
105257
105437
из них
тяжкие и особо тяжкие
64520
67993
67695
64230
67768
коррупционной направленности
23576
25927
25398
26851
30184
совершенных с ИКТ
17052
18256
20295
22727
24838
нарушение авторских прав
423
317
226
145
111
Примечание: Составлено автором на основе данных МВД РФ о состоянии преступности за январь-декабрь, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы https://мвд.рф/reports/item/60248328/

В последние годы наблюдается значительный рост числа экономических преступлений, совершаемых с использованием цифровых технологий. По данным международных организаций, таких как Интерпол и Европол, а также различных исследовательских компаний, объем ущерба от киберпреступлений ежегодно увеличивается на десятки миллиардов долларов. Например: по оценкам Statista's Market Insights, глобальный ущерб от киберпреступности, как ожидается, серьезно вырастет в ближайшие четыре года: с 9,22 трлн долларов в 2024 году до 13,82 трлн к 2028 году [30].

В России количество выявленных киберпреступлений за последние пять лет выросло в несколько раз, особенно в сфере финансовых мошенничеств и хищений через интернет. Если в 2020 году количество таких преступлений составляло 17,1 тыс. случаев, то в 2024 году их количество составило 24,8 тыс. случаев, то есть прирост за пять лет составил 45,7%. Основными видами преступлений в данной направленности являются: мошенничество с банковскими картами и электронными платежами, кража персональных данных и использование их для незаконной деятельности, фишинг и социальная инженерия (манипуляции с людьми для получения конфиденциальной информации), нелегальные операции с криптовалютой [26].

Основными причинами роста киберпреступности являются:

- Развитие ИКТ, увеличение количества устройств, подключенных к сети Интернет расширяет потенциальную аудиторию жертв, а сложность современных систем защиты позволяет хакерам находить уязвимости и использовать их для своих целей, при этом анонимность интернета делает сложным процесс отслеживания и привлечения преступников к ответственности [18].

- Рост прибыльности киберпреступлений, так как высокие доходы от кибератак стимулируют злоумышленников совершенствовать свои методы, а низкие затраты на осуществление преступлений (например, покупка вредоносного ПО или использование готовых скриптов) делают этот вид деятельности доступным даже для новичков [17]. При этом развитие рынка криптовалют обеспечивает возможность легализации похищенных средств.

- Низкая финансово-правовая и цифровая грамотность населения о киберугрозах приводит к тому, что многие становятся легкой добычей для мошенников. В некоторых случаях люди сами участвуют в киберпреступлениях, не понимая всей серьезности своих действий [7].

- Отставание законодательства от темпов развития технологий создает правовые лазейки для злоумышленников. Международное сотрудничество в борьбе с киберпреступностью часто затруднено из-за различий в нормативных актах разных стран [2]. Киберпреступники объединяются в международные группировки, что значительно усложняет их ликвидацию. Создаются специализированные платформы в «темной сети», где можно купить или продать инструменты для кибератак, услуги по взлому и другие запрещенные товары.

Рост экономических преступлений в цифровой сфере имеет множество негативных последствий. Компании теряют средства на восстановление после атак, а потребители сталкиваются с кражей денег с банковских счетов. Люди начинают меньше доверять онлайн-сервисам, что может замедлить развитие цифровой экономики [22]. Утечки данных могут привести к компрометации государственных секретов, корпоративной информации и частной жизни граждан. Кибермошенничество чаще всего направлено против социально уязвимых групп населения (пожилые люди, малообразованные граждане).

Результаты опроса населения Тамбовской области на предмет выявления наиболее опасных для общества показали, что что первую позицию, по мнению опрошенных, занимает взяточничество и коррупция, на втором месте кибер-мошенничество и на третьей позиции легализация доходов, полученных преступным путем (рис. 7).

Источник информации: составлено и рассчитано автором на данных выборочного обследования населения Тамбовской области

Рисунок 7 Наиболее опасные виды экономических преступлений для общества

Основными причинами возникновения взяточничества являются:

- низкие зарплаты чиновников, что стимулирует их к поиску дополнительных источников финансирования;

- бюрократические барьеры создают также условия для злоупотреблений служебным положением;

- отсутствие эффективного контроля и слабое исполнение антикоррупционного законодательства способствуют распространению практики взяток;

- сложившие культурно-национальные традиции, поощряющие такое социальное поведение чиновников [24].

Экономические и социальные последствия взяточничества могут быть весьма разрушительными. Когда граждане сталкиваются с коррумпированными чиновниками, они теряют доверие к государственным институтам. Коррупция увеличивает издержки бизнеса, отпугивает инвестиции и снижает конкурентоспособность страны. Рост недовольства населения связан с тем, что люди теряют равный доступ к базовым правам и услугам, что углубляет социальное неравенство [19]. Взяточничество подрывает принцип равенства перед законом, поскольку те, кто платит взятки, получают преимущества.

Не смотря на снижение количества экономических преступлений в целом по стране, в отдельных регионах, таких как Чукотский АО, Республики Тыва, Алтай, Крым, г. Севастополь, а также Ростовской, Липецкой, Тамбовской, Орловской и Пензенской областях за период с 2020 по 2024 годы имеется существенный прирост количества экономических преступлений в расчете на 100000 человек населения (рис. 8).

Источник информации: Составлено автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222

Рисунок 8 Топ 10 регионов с максимальным приростом и максимальным снижением количества экономических преступлений

Это может быть связано с рядом факторов, включая слабость институтов правопорядка, высокий уровень безработицы и низкий уровень экономического развития, высокая коррупция и злоупотребление властью [11]. Максимальные темпы снижения количества экономических преступлений в расчете на 100000 человек населения достигнуты в Республиках: Адыгея, Коми, Кабардино-Балкария, Чувашия и Чеченской, а также в Новгородской, Волгоградской и Амурской областях, Пермском крае, Ненецком АО.

Далее на основе кластерного анализа построим типологическую группировку регионов по уровню экономических преступлений (таблица 4).

Таблица 4 Типологическая группировка регионов РФ за 2024 год по уровню экономических преступлений на 100000 человек населения

Границы
Регионы
Низкий уровень преступлений (от 20 – 60 случаев)
Республики: Коми, Адыгея, Крым, Ингушетия, Башкортостан, Марий Эл, Хакасия, Бурятия, Кабардино-Балкарская, Чеченская; Области: Белгородская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Московская, Рязанская, Тульская, Вологодская, Калининградская, Мурманская, Новгородская, Псковская, Оренбургская, Амурская, Сахалинская, Кемеровская область – Кузбасс, г. Санкт-Петербург, г. Севастополь, Алтайский, Пермский, Забайкальский, Хабаровский край, Ямало-Ненецкий АО (35)
Средний уровень преступности (от 60 – 90 случаев)
Республики: Татарстан, Саха (Якутия), Карелия, Тыва, Дагестан, Калмыкия, Мордовия, Чувашская Области: Ульяновская, Курская, Пензенская, Ярославская, Тверская, Саратовская, Ленинградская, Свердловская Тюменская, Иркутская, Томская, Тамбовская, Липецкая, Волгоградская, Брянская, Новосибирская, Смоленская, Кировская, Архангельская, Нижегородская, Омская, Астраханская области, Еврейская АО, г. Москва, Приморский, Краснодарский, Ставропольский, Красноярский, Камчатский край, Ханты-Мансийский АО – Югра (38)
Высокий уровень преступности (90 – 110)
Республики: Удмуртская, Северная Осетия, Карачаево-Черкесская, Области: Челябинская, Орловская, Ростовская, Самарская, Ненецкий автономный округ (8)
Аномально высокий уровень (от 110 – 210 случаев)
Республика Алтай, Магаданская и Курганская области, Чукотский АО (4)
Примечание: Составлено автором на основе данных сайта ЕМИСС Росстата https://www.fedstat.ru/indicator/36222. Результаты получены с использованием кластерного анализа на основе метода Варда в SPSS Statistica

Показатель асимметрии равен 2,5, что свидетельствует о наличии несущественной правосторонней асимметрии. С аналитической точки зрения это означает о сдвиге большей части регионов к более низкому уровню экономической преступности. Однако показатель эксцесса составил 11,9, что свидетельствует об островершинном характере распределения, что означает сконцентрированность большинства регионов в одном диапазоне количества совершенных экономических преступлений. Данный результат подтверждают расчеты сгибов Тьюки (квартили распределения), так у четверти исследуемых регионов уровень преступности не превышает 53,7 случаев, а у 75% регионов не выше 76,3 случая.

Согласно полученным данным наиболее низкий уровень экономических преступлений от 20 до 60 случаев на 100000 человек населения сложился в 35 регионах. Наиболее многочисленная группа, включает в себя 38 регионов с колеблеемостью уровня преступности от 60 до 90 случаев. Восемь регионов образовали группу с высокими значениями уровня преступности от 90 до 110 случаев. В четвертую группу, включены регионы с аномально высокими результатами преступности. Например, уровень преступности в Чукотском АО в 100 раз выше результата Чеченской Республики. Регионы с высоким уровнем экономической преступности, как правило, характеризуются слабостью государственных институтов, низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. В то же время регионы с низким уровнем коррупции, такие как Чеченская Республика, Белгородская, Амурская, Вологодская и Калининградская области, г. Санкт-Петербург, отличаются более развитой экономикой и сильными институтами правопорядка.

Экономическая преступность представляет собой одно из наиболее серьезных вызовов для современных обществ, обладающее множеством сложных компонентов. Данная проблема требует глубокого анализа, чтобы четко понять факторы, причины и последствия ее роста, а также роль коррупции в данном контексте [21]. Факторы, способствующие росту экономической преступности, различны и охватывают как социальные, так и экономические аспекты. К ним можно отнести растущий уровень бедности, недостаточную экономическую стабильность, неэффективное законодательство и слабый контроль со стороны правоохранительных органов. Не менее важными являются культурные факторы и общие моральные установки в обществе, где действия, противоречащие законодательству, могут восприниматься как допустимые.

Причины роста экономической преступности можно группировать на несколько уровней. Во-первых, это индивидуальные факторы, такие как мотивация, уровень образования и социальный статус. Во-вторых, структурные факторы, включающие неэффективность системы правосудия, недостаток прозрачности в экономических операциях и высокие уровни коррупции, которые подрывают доверие к институтам и закону. В-третьих, глобализация создает новые возможности для мошенничества и уклонения от уплаты налогов, поскольку международные связи становятся все более сложными [25].

Для количественной оценки влияния факторов на уровень экономической преступности составим экономико-математическую модель, путем исключения факторов с мультиколлинеарной зависимостью. Оцененное уравнение имеет вид:

x1 – 2,161X2

где х1 – коэффициент официальной ликвидации на 1000 организаций,

х2 – уровень занятости, %

Таким образом, полученная модель показывает, что при увеличении коэффициента официальной ликвидации на 1000 организаций уровень экономических преступлений на 100000 человек населения увеличивается на 0,333 случая, а в результате роста занятости на 1% количество экономических преступлений сокращается на 2,161 случая.

Последствия роста экономической преступности охватывают широкий спектр негативных эффектов. Экономические последствия включают в себя снижение инвестиций, потерю доходов от налогов и ухудшение бизнес-климата. Социальные последствия выражаются в ухудшении качества жизни граждан, росте неравенства и увеличении социальной напряженности [23]. Для государства это также означает необходимость увеличения расходов на правоохранительные органы и системы судопроизводства, что может привести к изменению приоритетов в расходах на социальные нужды.

Обсуждение

Проблема нивелирования угроз коррупции и экономической преступности в теневой экономике является актуальной и сложной для изучения, поскольку она охватывает множество аспектов экономической, социальной и политической жизни страны. В последние годы российскими учеными было предпринято множество исследований, направленных на анализ и разработку мер по борьбе с коррупцией и экономической преступностью в теневой экономике. В.И. Авдийский, В.А. Дадалко, Н.Г. Синявский [1], В.Ю. Буров [4]. Вопросы противодействия теневой экономики в системе экономической безопасности в своих трудах рассматривают Ю.В. Латов, Ю.Г. Наумов [11], Д.Г. Ломсадзе [9].

Такие ученые, как С.Ю. Глазьев, В.Н. Анищенко, А.Г. Хабибулин, Е.В. Анищенко в своих трудах анализируют природу коррупции, ее структурные элементы и взаимосвязи с теневой экономикой. В частности, С.Ю. Глазьев [5] акцентирует внимание на системном характере коррупции, рассматривая ее как угрозу национальной безопасности. В.Н. Анищенко с соавторами [2] исследуют криминологические аспекты экономической преступности, выделяя ее транснациональный характер. Негативное влияние коррупции на экономическую стабильность и подрыв общественного доверия в результате коррупционных практик рассмотрены в трудах А.К. Бекряшева и И.П. Белозерова [3].

Исследования А.А. Кайгородцева [6], Е.Н. Лазарева, С.В. Чекмаева [8], И.В. Караваевой, М.Ю. Лева [7] В.Н. Минеева [10] и других авторов посвящены разработке механизмов нивелирования угроз экономической безопасности. В их работах рассматриваются меры по повышению прозрачности государственного управления, усилению контроля за финансовыми потоками, обеспечению социально-экономической безопасности, а также внедрению цифровых технологий для выявления преступных схем.

В трудах М.Н. Руденко, Ю.Д. Субботиной и А.С. Федотовой [12] представлены результаты социологических опросов и статистических данных, демонстрирующих динамику коррупционных преступлений. Особое внимание уделяется региональной специфике, что позволяет выявлять наиболее уязвимые сферы экономики. Они анализируют региональные особенности коррупции, подчеркивая необходимость дифференцированного подхода к ее противодействию. Однако несмотря на значительный прогресс, достигнутый в понимании противодействия теневой экономики необходимо продолжить исследования в области анализа влияния коррупции и экономической преступности на различные сферы экономики и общества и разработки новых методов и инструментов для оценки и нивелирования угроз экономической безопасности.

Заключение

Проведенное исследование позволило выявить ключевые аспекты взаимосвязи коррупции и экономической преступности в условиях теневой экономики. Участники теневой экономики часто прибегают к взяточничеству для получения покровительства со стороны государственных чиновников, что способствует росту коррупции и дальнейшему расширению теневого сектора. Административная и бытовая коррупция остаются наиболее распространенными формами, подрывая доверие к государственным институтам и усугубляя социальное неравенство. Результаты анализа статистических данных и социологических опросов демонстрируют устойчивый рост коррупционных практик и преступлений экономической направленности, особенно в сфере цифровых технологий.

В последние годы наблюдается значительный рост числа экономических преступлений, совершаемых с использованием цифровых технологий. Это связано с развитием ИКТ, высокой прибыльностью киберпреступлений и низкой цифровой грамотностью населения. Рост киберпреступности приводит к негативным экономическим и социальным последствиям, включая потерю доверия к онлайн-сервисам и ухудшение качества жизни граждан.

На основе кластерного анализа мы выделили типологические группы регионов по уровню экономических преступлений. Регионы с высоким уровнем экономической преступности характеризуются слабостью государственных институтов, низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. В то же время, регионы с низким уровнем коррупции обладают более развитой экономикой и сильными институтами правопорядка.

Построенная экономико-математическая модель показала, что увеличение коэффициента официальной ликвидации на 1000 организаций приводит к росту экономических преступлений, в то время как рост занятости сокращает их количество. Это указывает на важность эффективного управления и занятости в снижении уровня экономической преступности.

Для нивелирования угроз экономической безопасности необходимо усилить контроль за цифровыми финансовыми операциями и совершенствовать законодательство в сфере кибербезопасности, повысить прозрачность работы государственных органов и эффективность антикоррупционных механизмов.

Исследование подчеркивает необходимость дальнейшего изучения влияния коррупции и теневой экономики на различные сферы общества, а также разработки инновационных инструментов для противодействия этим явлениям. Реализация предложенных мер может способствовать укреплению экономической безопасности и устойчивому развитию страны.


Источники:

1. Авдийский В.И., Дадалко В.А., Синявский Н.Г. Теневая экономика и экономическая безопасность государства. - М., 2024. – 538 c.
2. Аксенова Н.И., Спиридонова Е.В. Вопросы формирования и оценки криптовалютного климата страны // Экономические отношения. – 2021. – № 1. – c. 201-220. – doi: 10.18334/eo.11.1.111521.
3. Анищенко В.Н., Хабибулин А.Г., Анищенко Е.В. Расследование экономических преступлений. Теоретико-методологические основы экономико-правового анализа финансовой деятельности. - М.: ЮРАЙТ, 2018. – 248 c.
4. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность. - Омск, 2000.
5. Буров В.Ю. Теоретические основы исследования теневой экономики: ретроспективный анализ // Теневая экономика. – 2017. – № 2. – c. 57-72. – doi: 10.18334/tek.1.2.37712.
6. Глазьев С.Ю. Доклад 2023. 223 с. Институт «Царьград» Социально-экономическая секция. Мы предупреждали. 30 лет блужданий в трех соснах: российская экономика в объятиях коррумпированной бюрократии и лапах компрадорской олигархии. [Электронный ресурс]. URL: https://glazev.ru/wp-content/uploads/2023/12/my_preduprezhdali.pdf (дата обращения: 22.04.2025).
7. Городнова Н.В., Руденко К.С. Внедрение цифрового рубля в России: перспективы применения в электронной коммерции и борьбы с теневой экономикой // Теневая экономика. – 2024. – № 1. – c. 11-32. – doi: 10.18334/tek.8.1.120532.
8. Дмитриева Е.О., Дробот Е.В. Теневая экономика: угрозы и последствия // Теневая экономика. – 2018. – № 1. – c. 9-16. – doi: 10.18334/tek.1.1.37636.
9. Казанцева С.Ю., Леонова М.Е. Теневая экономика и ее воздействие на экономическую систему // Экономика и бизнес: теория и практика. – 2021. – № 11-1. – c. 98–103.
10. Кайгородцев А.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1373–1390. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115052.
11. Калина А.В., Криворотов В.В., Подберезная М.А. Оценка масштабов распространения теневой экономики на региональном уровне // Вестник УрФУ. Серия экономика и управление. – 2019. – № 4. – c. 540-555. – url: https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/79545/1/vestnik_2019_4_007.pdf.
12. Караваева И.В., Лев М.Ю. Стратегические приоритеты экономическо STRATEGIC PRIORITIES OF ECONOMIC SECURITY IN ECONOMIC AND SOCIAL ASPECTS: DEVELOPMENT TRENDSй безопасности в экономическом и социальном аспектах: тенденции развития // Экономическая безопасность. – 2024. – № 7. – c. 1661-1688. – doi: 10.18334/ecsec.7.7.121331.
13. Лазарев Е.Н., Чекмаев С.В. Коррупция как угроза экономической безопасности // Россия: Тенденции и перспективы развития. Ежегодник. Вып. 16: Материалы XX Национальной научной конференции с международным участием «Модернизация России: приоритеты, проблемы, решения» / Отв. ред. В.И. Герасимов. – М.: РАН. ИНИОН. Москва. Москва, 2021. – c. 190-191.
14. Ломсадзе Д.Г. Концептуальные проблемы методологии научных подходов в исследованиях феномена теневой экономики // Теневая экономика. – 2020. – № 1. – c. 11-22. – doi: 10.18334/tek.4.1.100606.
15. Минеева В.Н. Проблемы коррупции в России на современном этапе // Международный научный журнал. – 2021. – № 50. – c. 276-278.
16. Наумов Ю.Г., Латов Ю.В. Экономическая безопасность и теневая экономика. - М.: Академия управления МВД России, 2016. – 246 c.
17. Попиков А.А. Криптовалюта Bitcoin как финансовый инструмент виртуальной экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2016. – № 2. – c. 89–106. – doi: 10.18334/vinec. 6.2.35354.
18. Прасолов В.И., Кашурников С.Н. Минимизация угроз теневой экономики в условиях развития цифровых технологий // Экономика. Налоги. Право. – 2018. – № 11. – c. 74-83. – doi: 10.26794/1999-849X‑2018-11-5-74-83.
19. Романенко К.В., Щеглов В.Ю. Влияние теневого сектора на экономическую безопасность России // Теневая экономика. – 2018. – № 2. – c. 61-66. – doi: 10.18334/tek.2.2.40570.
20. Руденко М.Н., Субботина Ю.Д., Федотова А.С. Коррупция как фактор теневой экономики: тенденции и перспективы развития (на примере Приволжского федерального округа) // Теневая экономика. – 2019. – № 1. – c. 33-47. – doi: 10.18334/tek.3.1.39950.
21. Таран О.Л., Таран И.Л., Бережная Е.В., Тер-Акопов Г.Н., Семенова М.Р. Направления развития и совершенствования государственной системы противодействия теневой экономике в целях обеспечения экономической безопасности России // Экономические системы. – 2021. – № 3. – c. 24-32. – doi: 10.29030/2309-2076-2021-14-3-24-32.
22. утуков А.Ю., Бондарь А.Г. Криптовалюта как инструмент для совершения противоправных деликтов // Проблемы экономики. – 2019. – № 5. – c. 277–280.
23. Урусова А.А. Теневой сектор экономики: угроза экономической безопасности страны // Вестник СевКавГТИ. – 2018. – № 3. – c. 30-34.
24. Форрестер С.В., Ермилова Е.М. Теневая экономическая деятельность как угроза экономической безопасности государства // Экономика и предпринимательство. – 2024. – № 4. – c. 258-261. – doi: 10.34925/eip.2024.165.4.048.
25. Худайназаров А.К. Определение, виды и основные факторы теневой экономической деятельности: обобщение на основе обзора исследований // Теневая экономика. – 2019. – № 4. – c. 213-224. – doi: 10.18334/tek.3.4.41495.
26. Цакаев А.Х., Хаджиев М.Р. О влиянии криптовалют на экономическую безопасность России // Экономическая безопасность. – 2020. – № 1. – c. 53-62. – doi: 10.18334/ecsec. 3.1.110121.
27. Цирин А.М. Предупреждение коррупции: проблемы и перспективы // Журнал российского права. – 2016. – № 12. – c. 106-114.
28. Челухин С., Хаберфельд М.Р. Коррупция в России: прошлое, настоящее и будущее. В: Российские организованные коррупционные сети и их международные траектории. - Спрингер, Нью-Йорк, Нью-Йорк, 2011.
29. Чуйков А.С., Ревун А.В. Влияние теневой экономики на экономическую систему Российской федерации // Journal of Economy and Business. – 2022. – № 5-3. – c. 200–203. – doi: 10.24412/2411–0450–2022–5-3–200–203.
30. Https://worldmarketstudies.ru/article/userb-ot-kiberprestuplenij-vyrastet-na-tret-za-sleduusie-4-goda/
31. Сайт ЕМИСС Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/ (дата обращения: 22.04.2025).
32. Сайт МВД РФ о состоянии преступности за январь-декабрь, 2020, 2021, 2022, 2023, 2024 годы. [Электронный ресурс]. URL: https://мвд.рф/reports/item/60248328/ (дата обращения: 22.04.2025).

Страница обновлена: 20.06.2025 в 12:43:12