Совершенствование методов и средств противодействия дистанционным мошенничествам как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
Веселкина С.А.1
1 Московский университет МВД РФ им. В.Я. Кикотя
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 8 (Август 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83089851
Аннотация:
В условиях динамичного развития цифровых технологий и расширения спектра дистанционных финансовых услуг, противодействие дистанционному мошенничеству приобретает стратегическое значение для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации, являясь одним из значимых вызовов для граждан и финансовой системы. Статья посвящена исследованию современных методов и средств, применяемых правоохранительными органами Российской Федерации в борьбе с данным видом киберпреступности. Особое внимание уделено систематизации существующих подходов и анализу их экономической эффективности, включая механизмы межведомственного взаимодействия и использование специализированных информационных систем. Выявлены ключевые проблемы, затрудняющие эффективное противодействие: ведомственная разобщенность, трансграничный характер преступлений, а также технологическое отставание в инструментарии правоохранительных органов и недостаточный уровень цифровой грамотности населения. В работе обосновывается актуальная необходимость совершенствования методологии противодействия. Предложены пути, включающие внедрение передовых цифровых инструментов, таких как технологии искусственного интеллекта, блокчейна и цифровой криминалистики, а также системные меры по усилению межведомственной координации и повышению осведомленности граждан. Полученные результаты обосновывают необходимость комплексного подхода, интегрирующего технологические инновации и совершенствование организационных механизмов, для эффективной минимизации экономических потерь от дистанционного мошенничества и укрепления доверия к цифровой экономике
Ключевые слова: дистанционное мошенничество, киберпреступность, финансовая безопасность, правоохранительные органы, информационные технологии, межведомственное взаимодействие
JEL-классификация: Е62, Н21, С82, R1
Введение
В эпоху глобальной цифровизации, когда границы между реальным и виртуальным мирами становятся все более размытыми, дистанционное мошенничество превратилось в одну из наиболее острых и многоаспектных угроз современности. Это явление, проникшее во все поры цифровой экономики, уже не просто частная проблема отдельных граждан или организаций, а серьезный вызов для экономической стабильности и социального благополучия целых государств. Стремительный рост онлайн-сервисов, повсеместное распространение мобильных технологий и активное развитие электронной коммерции, несомненно, несут в себе огромный потенциал для прогресса и улучшения качества жизни. Однако, эти же технологические достижения, парадоксальным образом, открыли беспрецедентные возможности для злоумышленников, превратив цифровое пространство в благодатную почву для разнообразных мошеннических схем, от простейшего фишинга до сложноорганизованных транснациональных киберпреступных сетей. В этих условиях, эффективное противодействие дистанционному мошенничеству выходит на первый план в системе приоритетов государственной безопасности, требуя комплексного, многоуровневого и экономически обоснованного подхода.
В этой сложной борьбе ключевая роль отводится правоохранительным органам, на которые возложена задача не только оперативного реагирования на факты мошенничества, но и разработки превентивных мер, способных минимизировать риски и защитить граждан от преступных посягательств в цифровой среде. Эффективность деятельности правоохранительных органов напрямую зависит от арсенала используемых методов и средств, а также от их экономической обоснованности и доступности для широкого применения. В этой связи, дальнейшее исследование сосредоточено на анализе именно этих аспектов, детально рассмотрены современные подходы противодействия дистанционному мошенничеству, реализуемые правоохранительными органами Российской Федерации.
Методы и средства противодействия дистанционному мошенничеству
Дистанционное мошенничество, использующее информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) [6], представляет собой серьезную и постоянно растущую угрозу экономической безопасности на современном этапе развития цифрового общества. Данный вид преступной деятельности, характеризующийся трансграничностью, высокой скоростью распространения и адаптивностью к мерам противодействия, становится все более распространенным и изощренным. Это обуславливает насущную необходимость непрерывной разработки и совершенствования эффективных стратегий и тактик противодействия со стороны правоохранительных органов. Целью настоящей статьи является углубленный анализ ключевых методов и средств, применяемых органами внутренних дел Российской Федерации для борьбы с дистанционным мошенничеством, с особым акцентом на оценку их экономической эффективности в контексте современных вызовов и угроз.
В практической деятельности по борьбе с дистанционным мошенничеством оперативные подразделения МВД России используют комплексный подход, основанный на применении взаимодополняющих методов. Ключевыми из них являются: проведение оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) в интернет-пространстве [4], налаженное взаимодействие с банковским сектором и иными финансовыми организациями, а также активное внедрение и использование специализированных информационных систем (ИС), предназначенных для анализа больших данных и выявления аномальной активности. Рассмотрим каждый из этих методов более детально.
Оперативно-розыскные мероприятия в интернет-пространстве. Данный метод противодействия дистанционному мошенничеству занимает особое место в арсенале правоохранительных органов, поскольку ориентирован на проактивное выявление, предупреждение и пресечение преступной деятельности еще на ранних стадиях ее развития. Мониторинг интернет-пространства и телекоммуникационных каналов осуществляется специализированными подразделениями, входящими в структуру МВД России, в режиме реального времени и на постоянной основе. В рамках ОРМ осуществляется сбор, фиксация и анализ информации, циркулирующей в сети Интернет, с целью выявления потенциальных угроз, подозрительных действий и лиц, причастных к организации и осуществлению дистанционных мошенничеств [19; 21].
К экономическим преимуществам данного метода следует отнести, прежде всего, его превентивный характер. Выявление мошеннических схем на ранних стадиях позволяет минимизировать потенциальный ущерб для граждан и организаций в долгосрочной перспективе. Своевременное вмешательство правоохранительных органов способно предотвратить массовые хищения денежных средств и имущества, а также дестабилизацию финансовой системы в целом. Кроме того, активный мониторинг интернет-пространства способствует формированию у потенциальных преступников ощущения неизбежности наказания, что также оказывает сдерживающее воздействие на преступную активность.
Вместе с тем, проведение оперативно-розыскных мероприятий в интернет пространстве весьма ресурсозатратное мероприятие, требующее привлечения высококвалифицированных кадров, обладающих специальными знаниями и навыками в области информационных технологий [4; 6], кибербезопасности и оперативно-розыскной работы. Постоянная необходимость в обновлении программно-технического обеспечения, оплата доступа к специализированным информационным ресурсам, а также высокие операционные расходы, связанные с обеспечением круглосуточного мониторинга и обработки больших объемов данных, формируют значительную статью расходов в бюджете правоохранительных органов. Важным аспектом является также обеспечение законности при проведении ОРМ, строгий контроль за соблюдением прав и свобод граждан при осуществлении оперативно-розыскных действий в сети Интернет [32- 33]. В связи с этим, необходима постоянная оценка экономической целесообразности и эффективности проводимых мероприятий, сопоставление затрат на их проведение и потенциального экономического эффекта от предотвращения преступлений.
Взаимодействие с банками и иными финансовыми организациями. Сотрудничество органов внутренних дел с банковским сектором и другими участниками финансового рынка выступает в качестве второго ключевого элемента в системе противодействия дистанционному мошенничеству. Данное взаимодействие носит двусторонний характер и предполагает, как активные действия со стороны правоохранительных органов, так и встречные шаги со стороны финансовых организаций. Органы внутренних дел, в рамках своей компетенции, инициируют процедуры блокировки банковских счетов, которые, по имеющимся основаниям, используются в преступных схемах, направленных на хищение денежных средств граждан и организаций. Также, в рамках расследования уголовных дел, ОВД РФ направляют запросы в банки и финансовые организации с целью получения информации о подозрительных транзакциях, движении денежных средств по счетам, а также иной информации, имеющей значение для установления обстоятельств преступления и лиц, причастных к его совершению [28-29].
Банки, в свою очередь, в соответствии с требованиями законодательства, обязаны осуществлять мониторинг операций своих клиентов на предмет выявления подозрительных транзакций, которые могут свидетельствовать о совершении или подготовке к совершению мошеннических действий, а также операций, подпадающих под действие законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [3; 5; 31]. Критерии подозрительности транзакций определяются нормативными актами Банка России и Росфинмониторинга [9-11] (табл.1).
Таблица 1
Примеры критериев подозрительности транзакций, способствующих выявлению дистанционного мошенничества
|
Категория критерия
|
Конкретный критерий подозрительности
|
Описание
|
|
Критерии
в области оценки юридического лица (ИП), видов, характера и финансовых
результатов его деятельности
|
Период
времени, прошедший со дня регистрации
|
Обращать внимание на недавно зарегистрированных клиентов,
особенно если их деятельность связана с онлайн-услугами, инвестициями, или
другими сферами, подверженными дистанционному мошенничеству.
При проверке клиента: запросить документы, подтверждающие реальность деятельности, оценить бизнес-модель на предмет устойчивости и соответствия заявленным целям. |
|
Адрес
регистрации и фактическое местонахождение, «массовый» адрес
|
Проверять адрес регистрации клиента по открытым источникам (ЕГРЮЛ, сервисы проверки
контрагентов). "Массовый" адрес или несовпадение юридического и
фактического адреса – повод для углубленной проверки.
При идентификации клиента: использовать инструменты геолокации, запрашивать подтверждение фактического адреса (договор аренды, коммунальные счета). | |
|
Сведения
о недостоверности в ЕГРЮЛ
|
Регулярно проверять клиентов по базе ЕГРЮЛ на наличие записей о
недостоверности сведений. Наличие такой записи – критически высокий риск.
Действия банка: усиленный мониторинг операций, рассмотрение вопроса о приостановлении или прекращении обслуживания. | |
|
Связь с
реестром недобросовестных поставщиков/подрядчиков
|
Проверять клиентов и их руководителей по реестру
недобросовестных поставщиков. Наличие в реестре – сигнал о высоком риске
недобросовестности.
При оценке благонадежности клиента: учитывать данный факт как негативный. | |
|
Критерии
в области оценки операций по счетам юридического лица (ИП) в кредитных
организациях
|
Большой
объем зачислений от физических лиц, особенно на карты
|
Дистанционное мошенничество часто связано со сбором средств с
большого количества физических лиц. Массовые поступления на счета от частных
лиц, особенно на карточные счета, могут быть признаком сбора "дани"
с обманутых жертв.
Мониторинг операций: установить триггеры на подозрительно высокие объемы зачислений от физлиц, проводить дополнительную проверку таких операций. |
|
Транзитный
характер операций, быстрый вывод средств, обналичивание
|
Отслеживать скорость движения средств по счетам клиентов. Транзитные
операции (деньги быстро приходят и уходят) в сочетании с обналичиванием или
быстрым выводом – признак схем по отмыванию доходов, в т.ч. полученных от
мошенничества.
Системы мониторинга: настроить правила для выявления транзитных операций и операций с быстрым выводом средств. |
Продолжение Таблицы 1
|
Категория критерия
|
Конкретный критерий подозрительности
|
Описание
|
|
Переводы
на счета физических лиц, особенно без четкого основания
|
Мошенники часто используют счета физических лиц («дропов», «денежных
мулов») для приема и вывода средств. Массовые переводы на счета физлиц,
особенно если основания платежей неясны или не соответствуют заявленной
деятельности компании, тревожный знак.
Мониторинг операций: обращать внимание на массовые переводы физлицам, запрашивать у клиентов пояснения по таким операциям. | |
|
Переводы
нерезидентам и в иностранные банки
|
Вывод средств за границу затрудняет их отслеживание и возврат.
Частые и крупные переводы нерезидентам, особенно в страны с
"льготным" налогообложением или сложной юрисдикцией, могут быть
связаны с легализацией доходов от мошенничества.
Валютный контроль и ПОД/ФТ: усилить контроль за внешнеэкономическими операциями клиентов, обращать внимание на географию платежей. | |
|
Критерии
в области оценки учредителей (участников), руководителей юридического лица, а
также физического лица, зарегистрированного в качестве индивидуального
предпринимателя:
|
Руководитель/учредитель
– "номинальное" лицо, "массовый" руководитель/учредитель
|
Проверять руководителей и учредителей клиентов по открытым
источникам и базам данных. "Массовые" руководители/учредители –
признак фиктивного управления. При идентификации и проверке клиента: уделять
особое внимание руководителям и учредителям, проверять их аффилированность и
связи.
|
|
Критерии
в области оценки аффилированности юридического лица (ИП) с иными юридическими
лицами (ИП), совершающими подозрительные операции:
|
Связь с
компаниями "высокой степени риска" по оценке Банка России
|
Проверять контрагентов клиентов. Связи с компаниями, отнесенными Банком
России к "высокорискованным", повышают риск и для данного клиента. Системы
Due Diligence: включить проверку контрагентов на аффилированность с
"высокорискованными" компаниями в процедуры проверки клиентов.
|
|
Критерии
в области информации, поступившей от государственных органов
|
Наличие
проверок, ОРМ, информации о противоправной деятельности
|
Взаимодействовать с правоохранительными и надзорными органами. Информация о
проверках, ОРМ, оперативные данные – прямое указание на высокий риск. Информационный
обмен: налаживать каналы обмена информацией с МВД, Росфинмониторингом и
другими ведомствами для своевременного получения сигналов о подозрительной
деятельности клиентов.
|
Механизм взаимодействия между ОВД и финансовыми организациями включает в себя регулярный обмен информацией о новых схемах мошенничества, выявленных подозрительных операциях, а также проведение совместных мероприятий, направленных на повышение эффективности противодействия дистанционному мошенничеству [3]. Важную роль в данном взаимодействии играют процессы оперативного блокирования финансовых потоков по запросам правоохранительных органов, осуществляемые в строгом соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации [2].
Экономические преимущества взаимодействия с банками и финансовыми организациями заключаются, прежде всего, в оперативном пресечении движения похищенных средств. Блокировка счетов, используемых мошенниками, позволяет предотвратить дальнейшее расходование и обналичивание похищенных денежных средств, а в ряде случаев – обеспечить быстрый возврат части похищенного имущества потерпевшим [22]. Снижение транзакционных издержек для ОВД также является значимым экономическим эффектом от такого взаимодействия, поскольку банки, как правило, предоставляют информацию по запросам правоохранительных органов в электронном виде, что существенно ускоряет процесс получения необходимых данных и снижает нагрузку на сотрудников полиции.
К недостаткам данного метода следует отнести определенную зависимость от оперативности действий банков. Скорость реагирования банковских организаций на запросы ОВД, своевременность блокировки счетов и предоставления необходимой информации могут существенно варьироваться, что влияет на общую эффективность противодействия. Возможны также ложные срабатывания систем банковского мониторинга, когда под критерии подозрительных операций подпадают вполне легитимные транзакции клиентов, что может привести к необоснованной блокировке счетов и, как следствие, к репутационным потерям для банков в случае ошибок [30]. Кроме того, банки несут затраты на создание и поддержание собственных систем мониторинга транзакций, отвечающих современным требованиям безопасности и эффективности, что также следует учитывать при оценке экономической стороны взаимодействия. Для повышения эффективности и минимизации рисков, необходима разработка и внедрение четких регламентов взаимодействия между ОВД и финансовыми организациями, обеспечение защиты банковской тайны при обмене информацией, а также постоянная оптимизация процессов информационного обмена.
Специализированные информационные системы для анализа больших данных. Третий метод в системе противодействия дистанционному мошенничеству – это использование специализированных информационных систем, предназначенных для автоматизированного анализа больших объемов данных, выявления скрытых закономерностей и аномалий, а также для прогнозирования и предотвращения мошеннических действий. В качестве примеров таких систем можно привести ведомственные информационно-аналитические системы МВД России [17], разрабатываемые и внедряемые в рамках реализации государственных программ в сфере борьбы с преступностью, а также коммерческие решения для анализа больших данных, предлагаемые ведущими IT- компаниями.
Функционал таких систем, как правило, включает в себя возможности анализа больших массивов данных, включающих в себя банковские транзакции, данные социальных сетей, информацию из открытых источников и иные релевантные сведения. Системы позволяют выявлять аномалии в массивах данных, указывать на подозрительную активность, устанавливать скрытые связи между различными субъектами и событиями, а также формировать интегрированные базы данных, объединяющие разнородную информацию в единое информационное пространство. Использование технологий искусственного интеллекта и машинного обучения позволяет автоматизировать процессы анализа данных, повысить точность выявления мошеннических действий и минимизировать влияние человеческого фактора [14]. Масштабируемость специализированных ИС является важным преимуществом, позволяющим наращивать вычислительные мощности и объемы обрабатываемых данных по мере роста масштабов дистанционного мошенничества.
Экономические преимущества использования специализированных информационных систем очевидны. Высокая скорость обработки данных и автоматизация процессов анализа позволяют существенно сократить временные затраты на выявление и расследование мошеннических действий, снизить затраты на ручной анализ больших объемов информации. Возможность прогнозирования и превентивных мер, обеспечиваемая за счет анализа трендов и выявления ранних признаков мошеннических схем, также имеет значительный экономический эффект, позволяя предотвратить ущерб еще до его наступления.
Вместе с тем, внедрение и поддержка специализированных ИС сопряжены с комплексом затрат на создание мощной IT-инфраструктуры, включающей в себя высокопроизводительные серверы, современные сети передачи данных, специализированное программное обеспечение. Кроме того, алгоритмы, лежащие в основе работы ИС, могут быть подвержены ошибкам, что может приводить к ложным срабатываниям и неверным выводам [18]. Проблема «черного ящика», когда алгоритмы принимают решения, механизм которых не до конца понятен и прозрачен для пользователей, также является актуальной при использовании сложных аналитических систем. Существуют также риски неэффективного использования ресурсов при неправильном выборе системы, недостаточной квалификации персонала, отсутствии должной методической и организационной поддержки.
Для максимизации экономического эффекта от использования специализированных ИС и минимизации потенциальных рисков, важно обеспечить защиту персональных данных при обработке больших массивов информации [7], добиваться прозрачности алгоритмов принятия решений, проводить регулярную оценку эффективности и ROI (Return on Investment) инвестиций в ИС, а также осуществлять аудит алгоритмов с целью выявления и устранения возможных ошибок и недочетов (табл. 2).
Проведенный анализ демонстрирует, что каждый из рассмотренных методов противодействия дистанционному мошенничеству обладает собственным набором экономических преимуществ и недостатков. Оптимальный выбор конкретных методов или их комбинаций определяется рядом факторов, включая текущую криминогенную обстановку, доступные ресурсы и стратегические цели правоохранительных органов.
Таблица 2
Сравнительный анализ методов противодействия дистанционному мошенничеству с точки зрения экономической эффективности
|
Метод противодействия
|
Экономические Преимущества
|
Экономические Недостатки
|
Примечания
|
|
Оперативно-розыскные мероприятия
|
Проактивный подход, выявление на ранних стадиях, снижение
потенциального ущерба в долгосрочной перспективе
|
Требует квалифицированных кадров, может быть ресурсозатратным,
высокие операционные расходы
|
Важно соблюдение законности при проведении ОРМ, контроль затрат
и оценка экономической целесообразности
|
|
Взаимодействие с банками и ФО
|
Оперативное блокирование финансовых потоков, предотвращение
ущерба, быстрый возврат части похищенных средств, снижение транзакционных
издержек для ОВД
|
Зависимость от оперативности банков, возможны ложные
срабатывания, риски репутационных потерь для банков в случае ошибок, затраты
банков на системы мониторинга
|
Необходимы четкие регламенты взаимодействия, защита банковской
тайны, оптимизация процессов информационного обмена
|
|
Специализированные ИС
|
Высокая скорость обработки данных, автоматизация процессов,
выявление скрытых связей, масштабируемость, снижение затрат на ручной
анализ, возможность прогнозирования и превентивных мер
|
Требует мощной IT-инфраструктуры, высокие первоначальные
инвестиции, алгоритмы могут быть подвержены ошибкам, "черный ящик",
риски неэффективного использования ресурсов при неправильном выборе
системы
|
Важно обеспечить защиту персональных данных, прозрачность
алгоритмов, регулярная оценка эффективности и ROI инвестиций в ИС,
аудит алгоритмов
|
Проблемы и недостатки современных методов противодействия дистанционному мошенничеству
Дистанционное мошенничество, как отмечает ряд исследователей [23-24; 26-27], в условиях повсеместной цифровизации стало доминирующей формой преступной деятельности. Динамичное развитие информационно-коммуникационных технологий, включая интернет, мобильные платформы и электронные платежные системы, открыло перед злоумышленниками беспрецедентные возможности для совершения противоправных деяний, значительно усложнив работу правоохранительных органов по их пресечению и расследованию [25]. Несмотря на наличие разработанных методов и средств противодействия, их практическая эффективность в современных условиях остается недостаточной. Экономическим следствием этого является существенный ущерб для граждан, бизнеса и государства, подрыв доверия к цифровой экономике и замедление ее поступательного развития.
Ключевой проблемой является ведомственная разобщенность заинтересованных сторон. Эффективное противодействие дистанционному мошенничеству требует скоординированного взаимодействия правоохранительных органов, банковского сектора, операторов связи, интернет-провайдеров и других организаций. Однако, на практике наблюдается недостаточная интеграция и координация действий между этими субъектами. Данная разобщенность приводит к дублированию функций, неэффективному распределению ресурсов и как итог увеличению общих экономических издержек на противодействие. Например, задержки в оперативном обмене информацией о подозрительных финансовых операциях между банками и правоохранительными органами, а также сложности с блокировкой мошеннических телефонных номеров и интернет-ресурсов операторами связи, снижают оперативность реагирования на преступные действия [20]. Более того, отсутствие унифицированного правового поля и четких регламентов межведомственного взаимодействия усугубляет проблему.
Трансграничный характер дистанционного мошенничества также создает значительные юридические и правовые сложности. Мошеннические схемы зачастую реализуются с использованием зарубежной IT-инфраструктуры и финансовых инструментов, что затрудняет проведение оперативно-розыскных и следственных мероприятий и требует международного сотрудничества. Процедуры направления международных запросов и получения правовой помощи могут быть длительными и ресурсоемкими, а различия в национальном законодательстве разных стран, особенно в сфере киберпреступности, создают препятствия для оперативного раскрытия и расследования преступлений. Например, преступники могут использовать серверы, расположенные в странах с лояльным законодательством в сфере кибербезопасности или отсутствием соглашений о правовой помощи с Российской Федерацией. Это не только снижает эффективность расследований, но и затрудняет возмещение ущерба потерпевшим и привлечение виновных к ответственности, что в свою очередь, негативно влияет на инвестиционную привлекательность цифровой экономики [12].
Серьезной проблемой является технологическое отставание методов и средств противодействия от динамично развивающихся технологий, используемых мошенниками. Злоумышленники оперативно адаптируются к новым технологическим трендам и внедряют инновационные мошеннические схемы, такие как фишинг, социальная инженерия, использование вредоносного программного обеспечения (например, программ-вымогателей и троянов), технологии подмены номеров и дипфейков. В то же время, информационные системы и техническое оснащение подразделений, противодействующих киберпреступности, не всегда соответствуют современным вызовам. Ярким примером является активное использование криптовалют в мошеннических схемах. Анонимность криптовалютных транзакций и сложность их отслеживания традиционными методами создают значительные трудности для правоохранительных органов. Экономически это выражается в постоянной необходимости значительных инвестиций в модернизацию IT-инфраструктуры, разработку и внедрение новых технологических решений, а также в повышение квалификации кадров. Недостаточное финансирование и технологическое отставание приводят к увеличению рисков и экономического ущерба от дистанционного мошенничества.
Нельзя недооценивать и человеческий фактор. Недостаточный уровень цифровой грамотности населения, доверчивость граждан и психологическая уязвимость перед методами социальной инженерии существенно расширяют "клиентскую базу" мошенников и увеличивают совокупный экономический ущерб. Многие граждане, особенно пожилого возраста, не обладают достаточными знаниями и навыками для распознавания мошеннических действий в цифровой среде и становятся легкой добычей злоумышленников. Социальная инженерия, основанная на манипуляции и использовании психологических уловок, позволяет мошенникам эффективно обманывать даже достаточно осведомленных пользователей. Повышение цифровой грамотности и критического мышления населения является важным направлением профилактики дистанционного мошенничества, требующим комплексных и долгосрочных образовательных программ.
Для наглядности и систематизации, основные проблемы и их экономические последствия представлены в таблице 3.
Таблица 3
Проблемы и пути совершенствования методов противодействия дистанционному мошенничеству с точки зрения экономической эффективности
|
Категория
экономических проблем
|
Существующие
экономические проблемы
|
Экономически
обоснованные пути совершенствования
|
Современные
технологии как экономически эффективное решение
|
|
Технологические
|
Отставание
технологий ОВД от технологий мошенников, использование криптовалют, рост
затрат на технологическое обновление
|
Внедрение
современных IT-решений, повышение IT-грамотности сотрудников, приоритетное
финансирование НИОКР в сфере кибербезопасности, стимулирование
инноваций
|
Искусственный
интеллект для анализа аномалий (снижение затрат на ручной анализ и повышение
точности выявления), блокчейн для отслеживания транзакций (повышение
прозрачности и снижение рисков мошенничества в криптовалютах), цифровая
криминалистика (ускорение расследований и снижение затрат на экспертизу)
|
|
Организационные
|
Разрозненность усилий ведомств,
недостаток координации, отсутствие единого эффективного правового
регулирования, неэффективное распределение ресурсов, высокие транзакционные
издержки
|
Создание единой межведомственной
платформы, четкие регламенты взаимодействия, оптимизация административных
процедур, усиление координации и обмена информацией, гармонизация
правового регулирования
|
Автоматизация обмена информацией
через цифровые платформы (снижение транзакционных издержек и повышение
оперативности взаимодействия)
|
Продолжение Таблицы 3
|
Категория
экономических проблем
|
Существующие
экономические проблемы
|
Экономически
обоснованные пути совершенствования
|
Современные
технологии как экономически эффективное решение
|
|
Юридические/
Правовые |
Правовые пробелы, юрисдикционные
сложности при расследовании трансграничных преступлений, затруднения
возмещения ущерба, снижение инвестиционной привлекательности
|
Совершенствование
законодательства, международное сотрудничество, унификация правовых норм,
усиление международного правового сотрудничества, законодательное
закрепление цифровых прав и обязанностей, механизмы быстрого
возмещения ущерба пострадавшим
|
Цифровые инструменты для
международного сотрудничества, защищенный обмен данными (ускорение
международного взаимодействия и снижение издержек на правовую помощь)
|
|
Человеческий фактор
|
Недостаточная цифровая
грамотность населения, доверчивость граждан, рост экономических потерь
из-за человеческих ошибок и социальной инженерии
|
Повышение осведомленности
населения, образовательные программы по кибербезопасности, масштабные
кампании по повышению цифровой грамотности и критического мышления,
стимулирование ответственного поведения в цифровой среде
|
Системы автоматического
оповещения граждан о новых схемах мошенничества (превентивное снижение
потенциального ущерба), интеллектуальные помощники для распознавания
мошеннических действий (снижение вероятности человеческой ошибки и
повышение бдительности)
|
Анализ проблем и недостатков современных методов противодействия, систематизированный в таблице 3, выявил ключевые вызовы, снижающие общую эффективность борьбы с дистанционным мошенничеством. Технологическое отставание, организационная разобщенность, правовые пробелы и человеческий фактор – все эти проблемы взаимосвязаны и требуют комплексного решения. В качестве экономически обоснованных путей совершенствования были предложены внедрение современных IT-решений, создание межведомственной платформы, совершенствование законодательства и повышение цифровой грамотности населения.
Заключение
В заключение проведенного исследования необходимо еще раз подчеркнуть, что дистанционное мошенничество в эпоху цифровой трансформации представляет собой не просто криминальную проблему, а системный вызов экономической безопасности Российской Федерации. Его многоаспектный характер и динамичное развитие требуют от государства и общества комплексного, проактивного и экономически обоснованного подхода к противодействию. Эффективность борьбы с этим видом киберпреступности определяет не только сохранность финансовых ресурсов граждан и организаций, но и доверие к цифровой среде в целом, а значит, и устойчивость развития цифровой экономики страны.
Совершенствование технологической базы противодействия является ключевым направлением в борьбе с дистанционным мошенничеством. Внедрение искусственного интеллекта для автоматизации анализа больших данных и выявления аномалий позволит значительно повысить оперативность и точность обнаружения мошеннических действий, снижая нагрузку на сотрудников правоохранительных органов и минимизируя влияние человеческого фактора. Использование технологии блокчейн для повышения прозрачности и отслеживаемости финансовых транзакций, особенно в сфере криптовалют, затруднит отмывание преступных доходов и снизит риски мошенничества в этой быстрорастущей области. Активное применение инструментов цифровой криминалистики ускорит процессы расследования киберпреступлений, обеспечивая сбор и анализ цифровых доказательств с высокой степенью надежности и сокращая временные и финансовые затраты на экспертизы. Инвестиции в эти передовые технологии являются экономически оправданными, поскольку многократно окупаются за счет предотвращения значительных экономических потерь от мошенничества и повышения эффективности работы правоохранительной системы.
Не менее важным является усиление межведомственной координации и оптимизация организационной структуры противодействия. Создание единой межведомственной платформы для оперативного обмена информацией позволит устранить разобщенность усилий различных ведомств, снизить дублирование функций и повысить оперативность реагирования на новые угрозы. Формирование специализированных подразделений МВД РФ, сфокусированных исключительно на противодействии дистанционному мошенничеству и оснащенных современными техническими средствами, обеспечит концентрацию компетенций и более целенаправленное использование ресурсов, выделяемых на борьбу с киберпреступностью. Реализация программ повышения квалификации сотрудников ОВД в области цифровой криминалистики и использования ИИ не только повысит профессиональный уровень кадров, но и обеспечит эффективное применение новых технологий в практической деятельности.
Устранение правовых пробелов и совершенствование законодательства в сфере противодействия дистанционному мошенничеству является необходимым условием для создания эффективной и предсказуемой правовой среды. Важнейшим элементом этой правовой основы в РФ является Уголовный кодекс Российской Федерации [1], который требует постоянной адаптации к новым видам преступлений (а именно внесение корректировок в диспозиции уже имеющихся статей, ужесточение санкций, а также при необходимости разработка новых статей, определяющих признаки противоправного деяния, возникающего в цифровой сфере). Однако эффективная борьба с киберпреступностью невозможна без стратегического подхода, закрепленного на государственном уровне. В этом контексте особое значение приобретает Доктрина информационной безопасности Российской Федерации [8], которая определяет национальные интересы и ключевые направления обеспечения безопасности в информационной сфере, включая противодействие дистанционному мошенничеству.
Инициирование законодательных изменений, направленных на регулирование новых видов мошенничества, совершенствование механизмов международного сотрудничества и защиту цифровых прав граждан, укрепит правовую основу борьбы с киберпреступностью и повысит инвестиционную привлекательность цифровой экономики России. Гармонизация правовых норм в международном контексте и усиление международного правового сотрудничества позволят более эффективно противостоять трансграничному характеру дистанционного мошенничества, обеспечивая неотвратимость наказания для киберпреступников, независимо от их географического местоположения.
В долгосрочной перспективе, ключевую роль играет повышение цифровой грамотности населения. Реализация комплексных образовательных программ, направленных на повышение осведомленности граждан о методах и схемах дистанционного мошенничества, развитие критического мышления и формирование ответственного поведения в цифровой среде, является наиболее экономически эффективной стратегией профилактики. Инвестиции в образование и просвещение населения снижают спрос на мошеннические услуги, уменьшают потенциальную "клиентскую базу" преступников и, в конечном итоге, приводят к сокращению общего уровня дистанционного мошенничества и экономических потерь граждан и государства. Системы автоматического оповещения граждан о новых схемах мошенничества и интеллектуальные помощники для распознавания мошеннических действий, основанные на технологиях искусственного интеллекта, станут важными инструментами превентивной защиты от социальной инженерии и человеческих ошибок.
Таким образом, создание эффективной системы противодействия дистанционному мошенничеству требует интегрированного подхода, сочетающего в себе технологические инновации, организационные меры, правовое совершенствование и образовательные инициативы. Комплексная реализация предложенных направлений совершенствования позволит не только минимизировать экономические потери от киберпреступности и защитить интересы граждан и организаций, но и создать благоприятные условия для дальнейшего устойчивого и безопасного развития цифровой экономики Российской Федерации, укрепив ее конкурентоспособность на международной арене и обеспечив экономическую стабильность и социальное благополучие страны в эпоху глобальной цифровизации. Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены на мониторинг эффективности внедряемых мер, выявление новых вызовов и угроз, и постоянное совершенствование системы противодействия дистанционному мошенничеству в соответствии с динамично меняющимся цифровым ландшафтом.
Источники:
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации\» от 18.12.2001 N 174-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ (дата обращения: 25.06.2025).
3. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности». Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/ (дата обращения: 25.06.2025).
4. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 N 144-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7519/ (дата обращения: 25.06.2025).
5. Федеральный закон \О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма\» от 07.08.2001 N 115-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32834/ (дата обращения: 25.06.2025).
6. Федеральный закон \Об информации, информационных технологиях и о защите информации\» от 27.07.2006 N 149-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/ (дата обращения: 25.06.2025).
7. Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006г. №152-ФЗ. Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/ (дата обращения: 25.06.2025).
8. Указ Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 \Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации\. Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 25.06.2025).
9. Решение Совета директоров Банка России от 24.06.2022 «О критериях отнесения Банком России юридических лиц (за исключением кредитных организаций, государственных органов и органов местного самоуправления) (индивидуальных предпринимателей), зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, к группам риска совершения подозрительных операций». Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_420824/ (дата обращения: 25.06.2025).
10. Приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 N 18 (ред. от 26.04.2023) «Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ \О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_410157/ (дата обращения: 25.06.2025).
11. Письмо Росфинмониторинга от 15.05.2020 N 01-01-40/9140 «О мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества клиента». Справочно-правовая система «Консультант плюс». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_352688/ (дата обращения: 25.06.2025).
12. Агеенков А. А. Особенности правового регулирования противодействия мошенничеству, совершаемому дистанционным способом // Вестник Рязанского филиала Московского университета МВД России. – 2022. – c. 20-24.
13. Белевский Р. А. Особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий, осуществляемых личным сыском, в условиях использования информационного пространства сети Интернет // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. – 2021. – № 1. – c. 60-66.
14. Иоффе Л. И. Применение технологии big data для обнаружения мошенничества в финансовых операциях // Universum: технические науки. – 2024. – № 2. – c. 13-18. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologii-big-data-dlya-obnaruzheniya-moshennichestva-v-finansovyh-operatsiyah.
15. Кислов А. Д. Особенности оперативно-розыскных мероприятий в сети Интернет // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции, Симферополь, 19 мая 2023 года / Под общей редакцией С.А. Буткевича. – Краснодар: Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего профессионального образования \"Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации\". Краснодар, 2023. – c. 676-681.
16. Козак Е. Использование нейронных сетей для целей финансового анализа крупных компаний // Modern Economy Success. – 2021. – № 5. – c. 37-41.
17. Крупина М. А. Цифровизация ведомственного контроля Информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. – 2023. – № 2. – c. 62-70.
18. Кубасов И. А. Проблемные вопросы и направления развития единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России // Охрана, безопасность, связь. – 2020. – № 5-3. – c. 210-217.
19. Мещерякова К. В. Оперативно-розыскное противодействие дистанционному мошенничеству (\фишингу\) // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: Сборник материалов конференции, Воронеж, 28 мая 2023 года. – Воронеж: Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Воронеж, 2023. – c. 327-331.
20. Мошеннические телефонные звонки 2023-2024. 2025г. Operation_survey.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/ (дата обращения: 02.03.2025).
21. Назаров М. В. Проблемы использования результатов оперативно-розыскной деятельности в целях возбуждения и расследования уголовных дел о дистанционных кражах и мошенничествах // Вестник Уральского юридического института МВД России. – 2022. – № 1. – c. 35-39.
22. Общее количество кибератак. TADVISER стр. [Электронный ресурс]. URL: https://www.tadviser.ru/index.php/ (дата обращения: 21.03.2025).
23. Пивнева Л. В. Дистанционное мошенничество: современные способы совершения преступления и проблемы раскрытия // Инновационный потенциал развития общества: взгляд молодых ученых: Сборник научных статей 4-й Всероссийской научной конференции перспективных разработок, Курск, 01 декабря 2023 года. – Курск: ЗАО «Университетская книга». Курск, 2023. – c. 425-428.
24. Потетинов В. А., Антонова Д. В. Дистанционное мошенничество: проблемные вопросы, возникающие при осуществлении предварительного расследования // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2023. – № 3. – c. 68-73.
25. Хашир Б. О., Иода Ю. В., Абалакин А. А., Труфанова С. А. Развитие цифровых платформ и экосистем на российском финансовом рынке: идентификация рисков // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2022. – № 4. – c. 180-194. – doi: 10.21869/2223-1552-2022-12-4-180-194.
26. Семетихина Т. Н. Порядок проверки факта дистанционного мошенничества, совершенного с использованием сети Интернет // Вестник Воронежского института МВД России. – 2021. – № 2. – c. 346-350.
27. Сергеев А.Ю., Широкова О.В. Мошенничество в цифровом обществе в условиях социальных изменений // Цифровая социология. – 2023. – № 1. – c. 59-71.
28. Сидорова Е. З., Усов Е. Г., Алиев Т. Ф. К вопросу взаимодействия оперативных подразделений с банковскими учреждениями по преступлениям, совершаемым с использованием информационных технологий, в том числе сети Интернет // Полицейская деятельность. – 2024. – № 4. – c. 103-120. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-vzaimodeystviya-operativnyh-podrazdeleniy.
29. Теппеев А. А., Мисроков Т. З. Взаимодействие полиции с институтами гражданского общества // Образование и право. – 2022. – № 3. – c. 38-41. – doi: 10.24412/2076-1503-2022-3-38-41.
30. Успешные кибератаки на финансовый сектор 2022-2024. 2024г. Kommersant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7232890 (дата обращения: 04.03.2025).
31. Цифровизация платежей и внедрение инноваций на платежном рынке 2024г. Cb.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cbr.ru/Content/Document/File/161600/analytical_report_20240605.pdf (дата обращения: 04.03.2025).
32. Цымбалюк М. С. Особенности производства ОРМ при расследовании и выявлении фактов мошенничества в сети Интернет // Развитие современной науки и технологий в условиях трансформационных процессов: Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Москва, 07 декабря 2022 года. – Санкт-Петербург: Печатный цех. Санкт-Петербург, 2022. – c. 409- 413.
33. Шаров В. И. Оперативно-розыскные мероприятия в сети Интернет // Общество и право. – 2018. – № 2. – c. 82-87.
Страница обновлена: 28.10.2025 в 21:52:29
Download PDF | Downloads: 11
Improving methods and tools of countering remote fraud as a factor in ensuring the economic security of the Russian Federation
Veselkina S.A.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 8 (August 2025)
Abstract:
Amid the dynamic development of digital technologies and the expansion of the range of remote financial services, countering remote fraud is becoming strategically important for ensuring the economic security of the Russian Federation, being one of the significant challenges for citizens and the financial system. The article examines modern methods and tools used by law enforcement authorities of the Russian Federation in the fight against this type of cybercrime. Special attention is paid to the systematization of existing approaches and the analysis of their economic effectiveness, including mechanisms of interdepartmental interaction and the use of specialized information systems. The key problems that make effective counteraction difficult have been identified.
They are: departmental fragmentation, the cross-border nature of crimes, the technological lag in the tools of law enforcement authorities, and the insufficient level of digital literacy of the population. The article substantiates the urgent need to improve the methodology of counteraction. The article proposes ways that include the introduction of advanced digital tools such as artificial intelligence, blockchain, and digital forensics technologies, as well as systemic measures to strengthen interagency coordination and raise awareness among citizens.
The results obtained substantiate the need for a comprehensive approach that integrates technological innovations and the improvement of organizational mechanisms to effectively minimize economic losses from remote fraud and strengthen trust in the digital economy.
Keywords: remote fraud, cybercrime, financial security, law enforcement authorities, information technology, interagency cooperation
JEL-classification: Е62, Н21, С82, R1
References:
Ageenkov A. A. (2022). Features of the legal regulation of countering fraud committed remotely. Vestnik Ryazanskogo filiala Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 20-24.
Belevskiy R. A. (2021). Peculiarities of carrying out operational-search measures carried out by a personal search, in the conditions of using the information space of the internet. Nauchnyy vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Lukyanova. (1). 60-66.
Ioffe L. I. (2024). Application of big data technology for detection of fraud in financial transactions. Universum: tekhnicheskie nauki. (2). 13-18.
Khashir B. O., Ioda Yu. V., Abalakin A. A., Trufanova S. A. (2022). Development of digital platforms and ecosystems in the russian financial market: risk identification. Proceedings of the South-Western State University. Series: Economy. Sociology. Management. (4). 180-194. doi: 10.21869/2223-1552-2022-12-4-180-194.
Kislov A. D. (2023). Features of operational search activities on the Internet Ensuring public safety and combating crime: tasks, problems and prospects. 676-681.
Kozak E. (2021). The use of neural networks for the purposes of financial analysis of large companies. Modern Economy Success. (5). 37-41.
Krupina M. A. (2023). Digitalisation of departmental control of information support for the activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation. Bulletin of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. (2). 62-70.
Kubasov I. A. (2020). Problematic issues and directions of development of the unified system of information and analytical support for the activities of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Okhrana, bezopasnost, svyaz. (5-3). 210-217.
Mescheryakova K. V. (2023). Operational investigative counteraction to remote fraud (\phishing\) Crime in the CIS: problems of crime prevention and detection. 327-331.
Nazarov M. V. (2022). Problems of using the results of operational-search activities for the purpose of initiating and investigating criminal cases about remote theft and fraud. Vestnik Uralskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. (1). 35-39.
Pivneva L. V. (2023). Remote fraud: modern ways of committing a crime and problems of disclosure The innovative potential of society's development: the view of young scientists. 425-428.
Potetinov V. A., Antonova D. V. (2023). Remote fraud: problematic issues arising in the conduct of a pre-trial investigation. Vestnik Belgorodskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. (3). 68-73.
Semetikhina T. N. (2021). Procedure for checking the fact of remote fraud committed with the use of the internet. Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. (2). 346-350.
Sergeev A.Yu., Shirokova O.V. (2023). Fraud in a digital society in the context of social change. Tsifrovaya sotsiologiya. 6 (1). 59-71.
Sharov V. I. (2018). Operational search actions in the internet network. Scientific And Practical Magazine \. (2). 82-87.
Sidorova E. Z., Usov E. G., Aliev T. F. (2024). On the issue of interaction of operational units with banking institutions on crimes committed using information technology, including the internet. Politseyskaya deyatelnost. (4). 103-120.
Teppeev A. A., Misrokov T. Z. (2022). Police interaction with civil society institutions. Obrazovanie i pravo. (3). 38-41. doi: 10.24412/2076-1503-2022-3-38-41.
Tsymbalyuk M. S. (2022). Features of law enforcement intelligence in the investigation and detection of fraud on the Internet Development of modern science and technology in the context of transformational processes. 409- 413.
