Анализ мер противодействия коррупции: мировой опыт и отечественная практика

Городнова Н.В.1, Соколов С.А.1
1 Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 8 (Август 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83094669

Аннотация:
Современная коррупционная преступность носит глобальный характер, что обусловлено распространенностью проблемы в различных, наиболее важных аспектах жизнедеятельности. В Российской Федерации наблюдается рост числа преступлений коррупционной направленности, что требует внедрение эффективных мер противодействия коррупции и сокращения теневого сектора экономики. Это подтверждает актуальность темы исследования. Цель работы состоит в анализе сложившейся обстановки, а также разработке мер противодействия коррупции. Научный результат заключается в выявлении признаков коррупционных преступлений, прогнозировании негативных последствий для государственных органов власти и экономики страны в целом, изучении и систематизации мирового опыта мер антикоррупционной государственной политики, преимуществ и недостатков применения систем искусственного интеллекта (ИИ) в экспертно-криминалистической деятельности, а также в моделировании проведения экономических экспертиз в рамках борьбы с коррупционными преступлениями. Сделан вывод о том, что в рамках внедрения передовых технологий в экспертно-криминалистическую деятельность видится разумным использование симбиоза эффективного анализа большого массива данных (Big Data) с помощью нейросетей и их проверки, контроля и вынесения решения по исследованию экспертом криминалистического центра. Результаты работы будут полезны для специалистов, занимающихся решением проблем борьбы с коррупцией, специалистам финансово-валютной системы, осуществляющим деятельность в сфере законодательного регулирования цифровых валют центральных банков (цифрового рубля), судебным экспертам по направлению подготовки «Экономические экспертизы», практикующим юристам, а также государственным органам власти, реализующим национальные проекты цифровой трансформации экономики России

Ключевые слова: коррупция, коррупционные преступления, экономические экспертизы, цифровые технологии, большие данные (Dig Data), искусственный интеллект, цифровая валюта

JEL-классификация: D70, D73, О22, О32, M15



Введение. Актуальность темы исследования. Во все времена человеческой истории коррупция признавалась актуальной проблемой, наносящей существенный вред государству и гражданам. Сегодня данное явление приобрело некоторые характерные черты. В этой связи видится разумным проанализировать коррупционную преступность в свете современного понятийного аппарата и нормативно-правовых актов, регулирующих противодействие данному правонарушению [13; 15]. Это позволит определить специфику правонарушения с целью выявления наиболее эффективных путей противодействия коррупции, а также наиболее точного анализа проблематики.

В настоящее время в сфере государственного аппарата и частного сектора наблюдается увеличение уровня коррупции [19]. Это обусловлено, прежде всего, стремительным развитием современного общества и процессом общей цифровизации. В результате этого отмечается увеличение числа совершённых коррупционных преступлений, непосредственно правонарушения приобретают сложный характер ввиду развития технологий, которые зачастую используются для сокрытия противоправных действий в угоду корыстным целям. Данные преступления наносят серьёзный урон государству и обществу, выраженный в разложении государственного аппарата, а также торможении развития перспективных отраслей. В этой связи следует отметить, что судебная экономическая экспертиза является легитимной и независимой формой исследования определённых противоправных действий, в том числе коррупционного характера [12]. Всё вышеизложенное подтверждает актуальность темы исследования.

Цель работы состоит в анализе сложившейся обстановки, а также разработке мер противодействия коррупции.

Научный результат заключается в исследовании дефиниции «коррупция», выявлении признаков коррупционных преступлений и негативных последствий для государственных органов власти и экономики страны в целом, изучении и систематизации мирового опыта мер антикоррупционной государственной политики, преимуществ и недостатков применения систем искусственного интеллекта (ИИ) в экспертно-криминалистической деятельности, а также в моделировании проведения экономических экспертиз в рамках борьбы с коррупционными преступлениями.

Исследовательская гипотеза: 1) применение алгоритмов ИИ является инструментом для эксперта, позволяющим оптимизировать и ускорять работу человека; 2) внедрение сквозных технологий позволит снизить уровень коррупции.

Сделан вывод о том, что в рамках внедрения передовых технологий в экспертно-криминалистическую деятельность видится разумным использование симбиоза эффективного анализа большого массива данных (Big Data) с помощью нейросетей и их проверки, контроля и вынесения решения по исследованию экспертом криминалистического центра.

Основная часть.

В Российской Федерации действует ряд нормативно-правовых актов, направленных на регулирование коррупционной преступности, в частности, федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» [1], УК РФ от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ [2] и пр. Актуальное законодательство регулирует, прежде всего, понятийно-категориальный аппарат исследуемой темы, направленный на сокращение вероятности возникновения правовых коллизий и расхождения научных точек зрения по их решению. Так, в ст. 1 ФЗ-273 содержится следующая дефиниция «коррупции» – это уголовно наказуемое злоупотребление полномочиями или служебным положением, дача или получение взятки, коммерческий подкуп, а также иные противоправные действия физического лица, пользующегося должностным положением с целью получения выгоды и удовлетворения личных потребностей вопреки законным интересам государства и общества.

К основным признакам коррупционных преступлений следует отнести следующее: сознательное злоупотребление властью и правом; институциональный и системный характер; секретность деятельности; получение материальных и иных нематериальных благ; наличие лица, наделённого властью; нанесение значительного урона государству и обществу в целом [6]. В таблице 1 представлен ряд негативных последствий коррупции для государственных органов власти и экономики страны [19].

Таблица 1 – Негативные последствия проявления коррупции

Для системы государственного управления
Для экономики страны
- Ухудшение качества публичных услуг;
- Снижение престижа государства и власти;
- Неблагоприятные изменения в структуре расходов государства;
- Снижение эффективности расходования бюджетных средств;
- Нанесение значительного урона деятельности государственных институтов
- Рост теневой экономики;
- Ухудшения уровня собираемости налогов;
- Снижение качества продукции путём разрушения системы конкуренции;
- Низкий уровень доверия инвесторов по отношению к государству;
- Увеличение налоговых выплат, взимаемых с граждан
Источник: составлено авторами по: ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/12164203/ (дата обращения: 02.05.2025).

Коррупция поражает наиболее важные системы в государстве, тем самым порождая цепную реакцию негативных последствий, в связи с чем проведение антикоррупционной государственной политики приобретает критическую важность [10]. Российское государство осуществляет урегулированное противодействие коррупции, проводя мониторинг статистики, действий уполномоченных лиц, оперативно реагируя на сообщения граждан, в частности:

1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;

2) антикоррупционную экспертизу правовых актов и их проектов;

3) рассмотрение органами власти вопросов правоприменительной практики в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений;

4) предъявление квалифицированных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных, муниципальных и иных должностей;

5) установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица непредставления им сведений, представления заведомо неполных сведений, либо представления заведомо недостоверных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера;

6) внедрение в практику кадровой работы государственных органов власти правила длительного, безупречного и эффективного исполнения служащими своих должностных обязанностей [19];

7) развитие институтов общественного и парламентского контроля соблюдения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции.

Анализ зарубежной практики позволяет оценить эффективность и целесообразность внедрения антикоррупционного инструментария в таких странах, как США, Дания и КНР [5; 18]. Обозначенные государства имеют определённый накопленный опыт борьбы с коррупцией, который выражен как в удачных инструментах и методах, так и в негативных решениях, а также различный рейтинг коррумпированности.

Уровень коррупции оценивается по индексу восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index – CPI), данный индекс составляется ежегодно на основании международного исследования опросов уровня восприятия коррупции среди экспертов. Данное исследование проводится независимыми организациями, занимающимися анализом государственного сектора и бизнес-климата на основе статистики по 180 странам. Исследование ставит своей ключевой целью оценку уровня коррупции в глобальных масштабах, а также эффективность борьбы с коррупционными проявлениями. В таблице 2 представлен индекс восприятия коррупции по ряду стран, индекс ранжирует страны по шкале от 0 (наиболее высокий уровень коррупции) до 100 (наиболее низкий уровень коррупции).

Таблица 2 – Показатели индекса восприятия коррупции в различных странах

Позиция в общем рейтинге
Страна
Значение CPI
1
Дания
90
28
США
65
76
Китай
43
154
Россия
22
164
Таджикистан
19
178
Венесуэла
10
179
Южный Судан
9
180
Сомали
8
Источник: составлено авторами по: Transparency International: индекс восприятия коррупции [Официальный сайт]. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.transparency.am/en/cpi/ (дата обращения: 10.05.2025)

Следует отметить, что индекс восприятия коррупции, являясь количественным инструментом, подвержен возможным ошибкам и предвзятости в отношении определённых стран, поскольку при его расчёте не учитывает менталитет, специфические особенности и иные немаловажные факторы. В таблице 3 обобщены меры антикоррупционной политики отдельных стран, которые в той или иной форме могут быть внедрены в отечественную практику.

Таблица 3 – Меры антикоррупционной политики Дании, КНР и США

Дания
США
Китай
Целенаправленная политика противодействия коррупции
Наиболее жесткое антикоррупционное законодательство в мире
Жёсткая политика противодействия коррупционным преступлениям
Многоуровневая система борьбы с коррупцией
Обширный свод антикоррупционной нормативно-правовой базы
Наличие высших и суровых мер наказания за совершение коррупционных деяний (смертная казнь)
Принципы открытости, справедливости и вовлечения общественности
Принцип прозрачности ведения бухгалтерского учёта и управленческого контроля
Упрощение мониторинга нарушений, прозрачность антикоррупционной системы
Применения исторического опыта борьбы с коррупцией
Участие в Конвенции ООН против коррупции, а также иных международных соглашениях
Системный подход к регулированию действий и решений государственных служащих
Специфика сознания и менталитета
Внутренняя политика по пресечению международной коррупции
Специфика исторического развития
Включение в договоры антикоррупционных пунктов
Нормативно-законодательная база запрета на дачу взяток определенными лицами
Серьёзные ограничения и рамки для государственных служащих
Привитие антикоррупционной культуры
Внутренняя антикоррупционная политика
Необходимость предоставления деклараций чиновников и членов их семей
Принятие частными компаниями антикоррупционной декларации
Участник конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом должностных лиц иностранных государств при проведении международных деловых операций
Наличие различных внутрипартийных норм и положений внутри государственного аппарата
Включение в трудовой договор пункта о неприязни коррупции
Международные принципы морали и борьбы с коррупцией
Зависимость наказания от характера и размера ущерба государству и гражданам
Запрет владения госслужащими акциями в иностранных компаниях
Уголовная ответственность за планирование, но не совершение коррупционных действий
Наиболее серьёзное уголовное наказание за взятки и хищение государственного имущества
Уголовное наказание за взяточничество, мошенничество, злоупотребление служебным положением
Жёсткие меры регулирования ключевых систем государственного устройства (банковской, биржевой, лоббистской)
Уголовная ответственность за взяточничество, коммерческий подкуп, а также иные преступления
Источник: составлено авторами по: [5; 15; 17; 20].

Проанализировав законодательство Дании в сфере противодействия коррупции, можно сделать вывод, что в настоящее время существует прозрачная система государственного и частного сектора, высокий уровень правового сознания населения, а также развитое уголовное законодательство. Анализ антикоррупционной политики США позволяет заключить о том, что в государстве делается упор на чётко регламентированную систему законодательства и правоохранительных органов, которые предупреждают и пресекают коррупционные правонарушения. Данная стратегия имеет успех ввиду суровых мер наказания в отношении субъектов, совершивших преступление.

Основным фактором антикоррупционной политики Правительства Китая является прозрачность системы государственной службы, воспитание государственных служащих в соответствии с определёнными нормами, установленными в кодексах, применение жёстких мер наказания, вплоть до смертной казни за совершение определённых коррупционных преступлений. Однако согласно значению CPI, уровень коррупции в стране в сравнении с другими мировыми державами не является достаточно низким.

Видится разумным провести анализ мер противодействия коррупции на территории РФ, с целью более широкого изучения темы и разработки, внедрения полезного опыта в отечественную антикоррупционную политику. Рассмотрев общую характеристику коррупционных преступлений, следует сделать вывод о том, что коррупция является актуальной проблемой государства во внутренней и внешней политике. Это обусловлено значительными негативными последствиями, наносимыми государственному сектору и экономике. Государство в свою очередь ведёт антикоррупционную политику, вводя меры противодействия, одними из которых является чётко регламентированная система ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих значительный ряд аспектов.

Анализ мер противодействия коррупционной деятельности включает в себя анализ статистики совершения коррупционных преступлений по различным областям, анализ проведения экономических экспертиз по преступлениям, связанным с коррупцией в рамках исследуемой темы, анализ и выявление ключевых нормативно-правовых актов, регулирующих основные виды экспертиз, а также анализ других немаловажных элементов.

Рассмотрим статистику состояния преступности коррупционной направленности в РФ за 2022, 2023 и 2024 годы, предоставленную МВД РФ на основании расследования определённых преступлений, а также на основании данных, полученных путём межведомственного взаимодействия (таблица 4).

Таблица 4 – Статистика коррупционных преступлений в РФ

Преступления коррупционной направленности
2022 г.
2023 г.
2024 г.
35340
36407
38503
Из них



Связанные со взяточничеством
19490
20279
23240
В том числе



Получение взятки
5540
5960
7610
Дача взятки
4716
5657
6749
Посредничество во взяточничестве
1881
2256
2634
Мелкое взяточничество
7353
6406
6247
Связанные с коммерческим подкупом
1555
2136
2305
В том числе



Коммерческий подкуп
1270
1571
2039
Мелкий коммерческий подкуп
285
565
266
Иные преступления коррупционной направленности
14295
13992
12958
Источник: составлено авторами по: Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2022 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/35396677/ (дата обращения 21.03.2025); Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2023 года. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа:: https://мвд.рф/reports/item/47055751/ (дата обращения 21.03.2025); Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2024 года. . – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://мвд.рф/reports/item/60248328/ (дата обращения: 21.03.2025)

Анализ позволяет сделать вывод о том, что большую часть коррупционных преступлений составляют правонарушения, связанные с взяточничеством, а именно получение взятки и мелкое взяточничество. Это обусловлено тем, что взяточничество является наиболее распространенным, доступным и укоренившимся в сознании должностных лиц типом коррупционного преступления [4]. Также необходимо отметить, что распространенность мелкого взяточничества говорит о достаточно широком круге распространения коррупции на различных уровнях государственного аппарата, начиная с самых низких уровней.

На рисунке 1 отображено изменение показателей в динамике, а также значение аппроксимации в рамках оценки целесообразности прогнозирования развития ситуации с изменением общего количества совершения коррупционных преступлений.

Рисунок 1 – Общая численность коррупционных преступлений в РФ

Источник: построено авторами по данным таблицы 4.

Можно сделать вывод о том, что с каждым годов наблюдается постепенное увеличение общего количества совершенных коррупционных преступлений. Это свидетельствует о наличии проблем в антикоррупционной системе, способствующих развитию сложившейся обстановки, а также об актуальности принятия своевременных мер по урегулированию ситуации.

На основании рисунка 1 следует отметить достаточно высокие значения достоверности аппроксимации, полученные при построении линейной и логарифмической линий тренда. При построении линейной линии тренда получено значение R² = 0,8915, при построении логарифмической линии тренда – R² = 0,9659. Данные показатели близки к единице, что говорит о высокой точности совпадения прямой и массива данных, в результате чего прогноз данных на будущие периоды времени будет достаточно точным. Полученные линии тренда позволяют сделать прогноз рассматриваемых показателей на 2025 и 2026 годы (таблица 5).

Таблица 5 – Общее число коррупционных преступлений с прогнозом

Показатель
2022 г.
2023 г.
2024 г.
2025 г.
2026 г.
Общее число коррупционных преступлений
35340
36407
38503
39913
41495
Источник: построено авторами по таблице 4 и полученным уравнениям аппроксимации.

Следует отметить негативную тенденцию увеличения общего количества коррупционных преступлений в двухлетней перспективе. С целью более точного прогнозирования, а также визуализации данных построим график изменения общего числа коррупционных преступлений с учетом прогнозирования (рисунок 2).

Рисунок 2 – Общая численность коррупции с учётом прогнозирования

Источник: построено авторами по данным таблицы 5.

Анализ статистики совершения коррупционных преступлений свидетельствует о том, что в настоящее время в РФ наблюдается тенденция увеличения совершения коррупционных преступлений. Полученный вывод также подтверждают прогнозные данные на несколько периодов. В большинстве случаев преобладает различного рода взяточничество, а также иные коррупционные преступления. Все это говорит о наличии серьёзных проблем в определённых сферах государственного аппарата и острой необходимости решения проблемы, путём внесения в систему мер различного характера, в том числе правовых мер. Так, разрешение таких проблем, как длительный срок проведения исследования, быстроменяющиеся условия, активное совершенствование коррупционных схем, необходимость анализа больших массивов данных, а также вероятность ошибок в расчётах и множественные перепроверки возможно путём использования алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) [3; 22]. Рассмотрим ключевые аспекты данного внедрения.

Алгоритмы ИИ позволяют анализировать, систематизировать и выделять необходимые данные, ускоряя процесс с минимальной вероятностью ошибки в рамках бухгалтерской, финансово-аналитической и налоговой экспертизы, где необходимо работать с большими массивами информации [16; 22].

Однако необходимо отметить, что такое внедрение не может само по себе полностью заменить работу экспертов, что говорит о том, что ИИ – это лишь инструмент для эксперта, «цифровой напарник», позволяющий оптимизировать и ускорить работу там, где не справляются человеческие возможности. Это обусловлено тем, что передовые технологии позволяют проводить эффективный анализ большого массива данных, но не могут в полной мере принимать решения как эксперт, основываясь на внутреннем убеждении в рамках анализа. Потому в рамках внедрения передовых технологий в экспертно-криминалистическую деятельность видится разумным использование симбиоза эффективного анализа большого массива данных со стороны ИИ и их проверки, контроля и вынесения решения по исследованию экспертом криминалистического центра.

Исследуя вопрос внедрения цифровых технологий в деятельность экспертно-криминалистического центра и деятельностью судебных экспертов необходимо отразить преимущества, а также недостатки и возможные риски внедрения данных технологий. Это позволит наиболее трезво оценить использование ИИ в системе правоохранительных органов и способствует оптимизации внедрения такой меры в целом [22].

В таблице 6 представлены преимущества и недостатки использования алгоритмов ИИ в экспертно-криминалистической деятельности.

Таблица 6 – Преимущества и недостатки внедрения ИИ в деятельность судебных экспертов

Позитивные последствия
Негативные последствия
Способность к самообучению и самосовершенствованию

Потребность в колоссальных объёмах данных и колоссальных объёмах электроэнергии
Высокий уровень профессионализма по конкретным видам экспертиз
Прогнозирование принятия решений
Непрерывный анализ гигантских массивов информации в сжатые сроки
Минимальный уровень ошибок
Возможность ошибок в исследовании
Эффективное обобщение практики
Возможность технических сбоев
Создание единой информационной системы и единых баз данных
Обслуживание систем искусственного интеллекта
Психологическая непредвзятость алгоритмов
Потребность в вычислительных мощностях
Обработка материалов в рамках многозадачности
Проблема конфиденциальности данных, уязвимость информации
Источник: составлено авторами по: [7; 14; 22].

Ввиду цифровизации современного общества, а также ускоренного развития сопутствующих прорывных технологий необходимо рассмотреть возможности внедрения цифровых технологий в экономико-правовую среду с целью эффективного противодействия коррупции. По нашему мнению, ИИ имеет огромный потенциал в рамках противодействия коррупции. Это выражается в обширном поле применения данной технологии и возможности решения большого ряда проблем. Так, алгоритмы ИИ решают следующие ключевые задачи [14]:

1) предупреждение коррупционных преступлений (ИИ как один из инструментов противодействия коррупции, оказывает психологическое давление на чиновников и граждан, которые в свою очередь могут отказаться от противоправных действий из-за больших рисков);

2) осуществление непрерывного мониторинга (ИИ позволяет проводить анализ больших массивов данных, выявляя отклонения в экономической системе в отношении тех или иных лиц);

3) создание прозрачной системы борьбы с коррупцией (внедрение умного и независимого инструмента позволяющего более эффективно осуществлять противодействие коррупционной деятельности в системе государственного аппарата).

Подчеркнём большой потенциал ИИ в сфере анализа данных. Так, необходимо создать на государственном уровне систему (базу данных), включающую в себя широкий перечень информации о финансовой деятельности, работе и социальной жизни государственных служащих. ИИ в свою очередь будет осуществлять непрерывный анализ изменения данных, контроль финансовой деятельности определённых лиц. Это позволит выявлять подозрительные и отличающиеся от нормы значения с целью проверки недобросовестных государственных служащих и пресечения коррупционной деятельности. Также на основании длительного и непрерывного анализа ИИ позволит проводить прогнозирование совершения коррупционных преступлений в том или ином случае, что также способствует более эффективному предупреждению противоправных коррупционных действий.

Данная практика уже нашла своё применение в ряде стран. Так, в Китае была реализована подобная технология, получившая наименование «Zero Trust». Работа данной технологии заключается в том, что ИИ предоставлена для анализа широкая база данных федерального и регионального значения, включающая в себя информацию о доходах и расходах государственных служащих. В результате чего система «Zero Trust» на протяжении своего использования показала достаточно высокую результативность и эффективность, выявляя множество случаев различных махинаций и коррупционных схем государственных служащих. Однако у данной системы есть некоторые проблемы и недоработки. Система «Zero Trust» работает очень эффективно и выявляет множество подозрительных случаев о совершении коррупции, однако не может обозначить конкретно, когда и в чём был уличен конкретный государственный служащий [1; 9; 11]. В результате этого правоохранительные органы Китая вынуждены уделять внимание и выделять личный состав на более подробную и индивидуальную проверку в отношении каждого должностного лица.

Внедрение подобной технологии с учётом специфики иностранного опыта и доработки выявленных проблем в отечественную государственную систему может стать достаточно эффективным. Данная система позволит обрабатывать большие объёмы данных, давая тем самым сотрудникам правоохранительных органов сосредоточиться на более важных и конкретных деталях, позволяющих свидетельствовать о наличии или отсутствии признаков коррупционной деятельности.

В рамках внедрения систем ИИ в экономико-правовую систему российского государства необходимо решить вопрос об определённых рисках доступа к обширному перечню государственной и частной информации, составляющих государственную и коммерческую тайну. Так, к примеру, ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 г. № 395-1 устанавливает, что кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. В результате чего в настоящее время актуален вопрос о доступе ИИ к такой информации. В случае предоставления доступа необходимо решить множество правовых и экономических противоречий. Также необходимо минимизировать риск утечки информации в открытый доступ. В свою очередь также необходимо говорить о передаче соответствующим отделам правоохранительных органов полномочия и обязанности по регулированию деятельности ИИ и предотвращения утечки информации.

На рисунке 3 представлен упрощенный алгоритм включения алгоритмов ИИ в процесс проведения экономических экспертиз в деятельности экспертно-криминастического центра.

Рисунок 3 – Алгоритм применения систем ИИ в проведении экономических экспертиз

Источник: разработано авторами по: [3; 7; 14; 22].

Не менее важной экономико-правовой рекомендацией в свете борьбы с коррупционными преступлениями, по нашему мнению, является внедрение цифровой валюты в государственный сектор. Данный инструмент цифровизации современного общества имеет актуальный характер. Это обусловлено активным развитием общества, обширными преобразованиями экономического сектора и его эволюции, выраженной в разрушении предыдущего экономического строя и создании нового. В настоящее время в РФ происходит внедрение и тестирование третьей формы денежных средств, наравне с двумя существующими (наличной и безналичной денежных форм) [8] – цифровой валюты Центрального банка (цифрового рубля). Следует отметить, что на сегодняшний день цифровой рубль представляет собой симбиоз наличных и безналичных денежных средств, в то же время цифровая валюта несёт лишь часть функций денежных средств, а именно: является средством платежа, не выступая при этом в качестве средства накопления или меры стоимости [8].

Цифровая валюта является перспективной технологией, имеющей множество преимуществ. Так, цифровая валюта позволяет снизить издержки на администрирование бюджетных платежей, предоставляет перспективы для упрощения проведения трансграничных платежей, повышает конкурентность на финансовом рынке, а также предоставляет множество иных перспектив и преимуществ.

Отдельное внимание стоит уделить высокому уровню безопасности и сохранности средств, что немаловажно в сфере противодействия коррупции [1]. Данная безопасность обусловлена применением технологии блокчейн, обеспечивающей соответствующие гарантии безопасности денежных средств. Внедрение цифрового рубля в экономико-правовую систему открывает возможности для создания прозрачной системы расходования бюджетных средств и предотвращения коррупционных преступлений. В результате чего каждый выпущенный цифровой рубль подвержен тотальному контролю и отслеживанию со стороны государства на протяжении всего его существования [8]. Это открывает широкие перспективы для отслеживания и выявления сомнительных транзакций по противоправным и незаконным действиям в теневой экономике, а также в сфере коррупции.

Однако в настоящее цифровая валюта находится в тестовом варианте и имеет множество преград для оперативного внедрения в экономико-правовую среду. Так, для внедрения новой денежной формы отсутствует достаточно развитая технологическая среда для использования соответствующих технологий. Определённая часть граждан, а также отдаленные территории не имеют доступа к высокоскоростному интернету, в результате чего возникает необходимость решения данного вопроса в рамках обеспечения населения доступом к цифровым технологиям. Также необходимо говорить о необходимости правового урегулирования статуса цифрового рубля в правовом поле. В настоящее время действует федеральный закон 259-ФЗ «О цифровых активах и цифровой валюте в РФ», который устанавливает понятийный аппарат, а также регулирует отношения, возникающие при использовании цифровой валюты. Однако в научной сфере возникают споры о механизме реализации и интеграции цифрового рубля. Также необходимо отметить, что 259-ФЗ требует расширения понятийного аппарата, некоторой переработки под современные реалии, а также добавления новых аспектов, регулируемых данным нормативно-правовым актом в отношении цифровой валюты.

Рассмотрим показатели, характеризующие долю теневой экономики в РФ, отражающие изменение ситуации после внедрения цифровых инноваций в экономику, с учётом прогнозирования на несколько будущих периодов, а именно на 2025 и 2030 гг. (таблица 7).

Таблица 7 – Показатели объёма теневой экономики в РФ

Временной период
Показатель, в % от ВВП
2020
20,5
2023
20,1
2024
17,1
2025
17,28
2030
13,98
Источник: построено авторами по: [7; 8].

В результате анализа показателей объёма теневой экономики в РФ, а также прогнозирования двух последующих периодов, можно сделать вывод о том, что внедрение цифровой валюты, а также иных цифровых инноваций оказывает положительный эффект за счёт формирования прозрачной экономической системы и совершенствования системы выявления преступных действий. Так, согласно прогнозу, доля теневой экономики в РФ к 2030 г. достигнет 13,98 %, что на 6,52 % меньше по сравнению с 2020 г. (рисунок 4).

Рисунок 4 – Текущие и прогнозные показатели доли теневой экономики в РФ, в % от ВВП

Источник: построено авторами по данным таблицы 7.

В таблице 8 представлен перечень предложенных в исследовании практических экономико-правовых рекомендаций по борьбе с коррупцией.

Таблица 8 – Экономико-правовые рекомендации по борьбе с коррупцией

Рекомендации
Необходимые аспекты для внедрения
Внедрение ИИ в экспертную деятельность
- устранение риска утечки обширных массивов данных (государственной тайны);
- обеспечение вычислительных мощностей и их обслуживание;
- обучение ИИ в рамках поставленных задач
Установление более тесного взаимодействия следствия и экспертных центров на начальных этапах расследования
- совершенствование существующих нормативно-правовых актов, регулирующих взаимодействие подразделений
Создание единых методических рекомендаций расчёта по судебным экономическим экспертизам различного вида (рода)
- установление государственного органа, отвечающего за разработку и совершенствование методической базы;
- анализ существующих методических рекомендаций и установление наиболее актуальных
Внедрение цифровой валюты в экономическую систему государственных органов
- создание более развитой технологической среды для внедрения;
- урегулирование статуса цифрового рубля и расширение понятийного аппарата в 259-ФЗ
Источник: составлено авторами по: [7; 8; 14; 22].

Внедрение в экономико-правовую среду ИИ и цифровой валюты позволит снизить коррупционные преступления до рекордно низких значений. Это обусловлено прозрачностью данной системы, возможностью машинного мониторинга, оперативного выявления правонарушений и их прогнозирования. Также стоит отметить взаимодополняемость ИИ и цифровой валюты и их работу в симбиозе. Однако быстрое внедрение данных технологий в настоящее время невозможно в результате наличия определённого рода рисков и недостаточного уровня урегулирования правовых вопросов. Исходя из чего, следует говорить о необходимости совершенствования правового регулирования указанных вопросов с целью скорейшего внедрения данных инструментов.

Основные выводы

Проведённое исследование экономических преступлений, позволяет ответить на ряд вопросов и поставленных задач. Регулирование данных правонарушений, а именно установление понятийного аппарата, ключевых признаков, мер наказания за те или иные деяния устанавливают следующие ключевые нормативно правовые акты. Коррупционные преступления наносят серьёзный урон государству и обществу, в результате чего государство создало систему противодействия рассматриваемой проблеме, данная система включает в себя комплекс мер различного характера и направленности.

Необходимо отметить, что в результате рассмотрения опыта Дании, США и Китая следует говорить об индивидуальном подходе к борьбе с коррупцией каждым из государств. Это обусловлено наличием определённых геополитических факторов, а также собственной историей, традициями и менталитетом. Однако в каждой из вышеперечисленных стран присутствует достаточно высокий индекс восприятия коррупции, который достигается путём проведения следующей политики: прозрачная система государственного и частного сектора, высокий уровень правового сознания населения, в том числе государственных служащих, жёсткие санкции уголовного характера и развитое уголовное законодательство в целом.

В настоящее время в РФ существуют обширный перечень видов ответственности за коррупционные преступления, выступающими одной из мер противодействия коррупции [2; 21]. Также необходимо отметить наличие целой системы субъектов антикоррупционной деятельности, включающей в себя высшие органы власти, правоохранительные органы, федеральные органы, а также иные органы и институты гражданского общества.

Проведение анализа количества совершения коррупционных преступлений позволяет говорить об ежегодном увеличении уровня коррупции в РФ, что подтверждает актуальность проблемы и необходимость её оперативного разрешения. Большую часть коррупционных преступлений составляют правонарушения, связанные с взяточничеством, а именно получение крупных взяток и мелкое взяточничество. В результате чего следует говорить о существовании серьезных проблем в рамках противодействия коррупции. Осуществление прогнозирования уровня коррупции на несколько будущих периодов также показывает отрицательные результаты увеличения коррупции.

В ходе исследования нашло своё подтверждение выдвинутая гипотеза о необходимости применения алгоритмов ИИ в деятельности судебных экспертов и экспертно-криминалистических центров, позволяющих оптимизировать и ускорять работу человека, а также снизить уровень коррупции.

[1]ФЗ от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/12164203/ (дата обращения: 02.05.2025)

[2]Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ivo.garant.ru/#/document/10108000/ (дата обращения: 01.03.2025)


Источники:

1. Алексеев С.Л., Шарипов С.А., Сергеева Ю.С. Обеспечение экономической безопасности в сфере государственных закупок методами антикоррупционного контроля // Продовольственная политика и безопасность. – 2023. – № 4. – c. 763-780. – doi: 10.18334/ppib.10.4.119193.
2. Ахтямов Т. Н., Растегаева Ф. С. Эффективность антикоррупционной политики и ее основные принципы // Креативная экономика. – 2020. – № 10. – c. 2253-2262. – doi: 10.18334/ce.14.10.110901.
3. Безвиконная Е. В., Савкин А. А. Цифровые технологии в противодействии коррупции в органах публичной власти // Теневая экономика. – 2024. – № 2. – c. 195-206. – doi: 10.18334/tek.8.2.121323.
4. Злотникова Г. К. Минимизация коррупционных рисков в малом бизнесе – острая необходимость в современной экономической реалии // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3267-3278. – doi: 10.18334/epp.13.9.119157.
5. Гордынец И. Д., Шишковец И. И. О некоторых особенностях борьбы с коррупцией в Дании // Правовые и социально- экономические аспекты становления Республики Беларусь: материалы 3-й Внутривузовской студенческой научно-практической конференции, г. Минск, 18 апреля 2019 г. – Минск: МИТСО. Минск, 2019. – c. 65-68.
6. Гриценко Т. В., Курносов Н. Р., Шараева Я. А. Некоторые уголовно-правовые аспекты антикоррупционного противодействия в современной России // Философия права. – 2023. – № 2. – c. 74-82.
7. Городнова Н. В. Построение цифровой «умной» таможни как эффективный инструмент противодействия коррупции // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 873-891. – doi: 10.18334/eo.13.4.118527.
8. Городнова Н. В., Лисичкин А. А. Цифровой рубль Центрального банка России как инструмент противодействия теневой экономике и коррупции // Теневая экономика. – 2023. – № 3. – c. 241-264. – doi: 10.18334/tek.7.3.118692.
9. Дунмэй П., Ишэн Ю. Коррупция и антикоррупционное уголовное законодательство в Китае и России // Юридическая наука в Китае и России. – 2017. – № 1. – c. 230-237.
10. Золаев Э. А. Экономика коррупции // Теневая экономика. – 2023. – № 2. – c. 161-170. – doi: 10.18334/tek.7.2.117963.
11. Кайгородцев А.А. Коррупция как угроза экономической безопасности России // Экономическая безопасность. – 2022. – № 4. – c. 1373-1390. – doi: 10.18334/ecsec.5.4.115052.
12. Куняшева А. А., Печерица Е. В. Судебно-экономическая экспертиза в расследовании коррупционных преступлений // Здоровье– основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. – 2020. – № 3. – c. 1398-1404.
13. Косьмин А. Д., Кузнецов В. В. Онтология коррупции: понятие и содержание // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1093-1108. – doi: 10.18334/ecsec.5.3.114849.
14. Кузьмин Н. А. Перспективы использования искусственного интеллекта в противодействии коррупции // Вестник Московского университета МВД России. – 2021. – № 3. – c. 154-156. – doi: 10.24412/2073-0454-2021-3-154-156.
15. Лионов А. Ю. Антикоррупционная политика Дании // Скиф. – 2020. – № 5-1. – c. 351-354.
16. Лялюк А. В., Богачёва Ж. Э. Нормативно-правовые и организационные аспекты проведения судебной налоговой экспертизы // АНИ: экономика и управление. – 2017. – № 1. – c. 112-115.
17. Маркелова Ю. В. Законодательные акты по борьбе с коррупцией в Китае // Science Time. – 2017. – № 1. – c. 265-270.
18. Осипов Г.В., Карепова С.Г., Некрасов С.В. Законодательный опыт борьбы с коррупцией в Соединенных Штатах Америки // Вопросы российского и международного права. – 2019. – № 6-1. – c. 122-131.
19. Сафонова Т. А. Определение степени влияния показателя коррупции в государственных органах по противодействию незаконному обороту наркотиков на уровень экономической безопасности региона // Экономическая безопасность. – 2023. – № 4. – c. 1493-1514. – doi: 10.18334/ecsec.6.4.118948.
20. Унижаев Н.В. Предложения по противодействию коррупции в образовательных учреждениях Российской Федерации // Теневая экономика. – 2023. – № 1. – c. 25-40. – doi: 10.18334/tek.7.1.117092.
21. Фазлиев И. Н., Майорова А. А., Олесиюк О. С. Коррупция как сдерживающий фактор устойчивого развития территорий // Теневая экономика. – 2024. – № 2. – c. 179-194. – doi: 10.18334/tek.8.2.121351.
22. Хмыз А. И. Использование возможностей искусственного интеллекта в судебной экспертизе // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 5. – c. 224-227.

Страница обновлена: 29.10.2025 в 15:10:46

 

 

Analysis of anti-corruption measures: international experience and domestic practice

Gorodnova N.V., Sokolov S.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 8 (August 2025)

Citation:

Abstract:
Modern corruption crime is global in nature, due to the prevalence of the problem in various, most important aspects of life. There is an increase in the number of corruption-related crimes in the Russian Federation, which requires the introduction of effective anti-corruption measures and the reduction of the shadow economy. This confirms the relevance of the research topic. The article eims to analyze the current situation, as well as to develop anti-corruption measures. The article identifies signs of corruption crimes and predicts negative consequences for government authorities and the country's economy as a whole. the article systematizes the world experience of anti-corruption public policy measures, the advantages and disadvantages of artificial intelligence application in forensic activities and models economic expertise in the fight against corruption crimes. It is concluded that as part of the implementation of advanced technologies in forensic activities, it is reasonable to employ the symbiosis of effective analysis of large amounts of data (Big Data) using neural networks and their verification, control and decision-making on the study by an expert of the forensic center. The research results will be useful for specialists dealing with anti-corruption issues, specialists of the financial and monetary system involved in the legislative regulation of digital currencies of central banks (digital ruble), judicial experts in f economic expertise, practicing lawyers, and public authorities implementing national projects of digital transformation of the Russian economy.

Keywords: corruption, corruption crime, economic expertise, digital technology, Big Data, artificial intelligence, digital currency

JEL-classification: D70, D73, О22, О32, M15

References:

Akhtyamov T. N., Rastegaeva F. S. (2020). Effectiveness of anti-corruption policy and its main principles. Creative Economy. 14 (10). 2253-2262. doi: 10.18334/ce.14.10.110901.

Alekseev S.L., Sharipov S.A., Sergeeva Yu.S. (2023). Ensuring economic security in public procurements by methods of anti-corruption control. Food Policy and Security. 10 (4). 763-780. doi: 10.18334/ppib.10.4.119193.

Bezvikonnaya E. V., Savkin A. A. (2024). Digital technology in combating corruption in public authorities. Shadow Economy. 8 (2). 195-206. doi: 10.18334/tek.8.2.121323.

Dunmey P., Ishen Yu. (2017). Corruption and anti-corruption criminal law in China and Russia. Yuridicheskaya nauka v Kitae i Rossii. (1). 230-237.

Fazliev I. N., Mayorova A. A., Olesiyuk O. S. (2024). Corruption as an obstacle to the sustainable development of the territory. Shadow Economy. 8 (2). 179-194. doi: 10.18334/tek.8.2.121351.

Gordynets I. D., Shishkovets I. I. (2019). About some features of the fight against corruption in Denmark Legal and socio-economic aspects of the formation of the Republic of Belarus. 65-68.

Gorodnova N. V. (2023). Building a digital smart customs as an effective tool to combat corruption. Journal of International Economic Affairs. 13 (4). 873-891. doi: 10.18334/eo.13.4.118527.

Gorodnova N. V., Lisichkin A. A. (2023). The digital ruble of the Central Bank of Russia as a tool to counter the shadow economy and corruption. Shadow Economy. 7 (3). 241-264. doi: 10.18334/tek.7.3.118692.

Gritsenko T. V., Kurnosov N. R., Sharaeva Ya. A. (2023). Some criminal and legal aspects of anti-corruption counteraction in modern Russia. Philosophy of Law. (2). 74-82.

Kaygorodtsev A.A. (2022). Corruption as a threat to Russia's economic security. Economic security. 5 (4). 1373-1390. doi: 10.18334/ecsec.5.4.115052.

Khmyz A. I. (2022). Using the power of artificial intelligence in judicial expertise. Economic Security Bulletin. (5). 224-227.

Kosmin A. D., Kuznetsov V. V. (2022). Ontology of corruption: concept and content. Economic security. 5 (3). 1093-1108. doi: 10.18334/ecsec.5.3.114849.

Kunyasheva A. A., Pecheritsa E. V. (2020). Forensic economic expertise in the investigation of corruption crimes. Zdorove– osnova chelovecheskogo potentsiala: problemy i puti ikh resheniya. (3). 1398-1404.

Kuzmin N. A. (2021). Prospects for the use of artificial intelligence in combating corruption. Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. (3). 154-156. doi: 10.24412/2073-0454-2021-3-154-156.

Lionov A. Yu. (2020). Denmark anti-corruption policy. Skif. (5-1). 351-354.

Lyalyuk A. V., Bogachyova Zh. E. (2017). Legal and regulatory aspects of fiscal forensic assessment. Napravleniya mezhregionalnogo vzaimodeystviya v sfere razvitiya vnutrennego i vezdnogo turizma. (1). 112-115.

Markelova Yu. V. (2017). Anti-corruption legislation in China. Science Time. (1). 265-270.

Osipov G.V., Karepova S.G., Nekrasov S.V. (2019). Us legislative experience in anti-corruption. Voprosy rossiyskogo i mezhdunarodnogo prava. 9 (6-1). 122-131.

Safonova T. A. (2023). Impact of the indicator of corruption in state authorities for counterdrug activities on region's economic security. Economic security. 6 (4). 1493-1514. doi: 10.18334/ecsec.6.4.118948.

Unizhaev N.V. (2023). Proposals on combating corruption in educational institutions of the Russian Federation. Shadow Economy. 7 (1). 25-40. doi: 10.18334/tek.7.1.117092.

Zlotnikova G. K. (2023). Minimization of corruption risks in small business as an urgent need in modern economic reality. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (9). 3267-3278. doi: 10.18334/epp.13.9.119157.

Zolaev E. A. (2023). The economics of corruption. Shadow Economy. 7 (2). 161-170. doi: 10.18334/tek.7.2.117963.