Food security management at the level of dairy subcomplex of the country
Semin A.N.1, Anishchenko A.N.2
1 Уральский государственный горный университет
2 Национальный институт бизнеса
Journal paper
Food Policy and Security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (April-June 2025)
Abstract:
The article examines food security management within the country's dairy subcomplex and provides interpretations of the concepts of food security and regional food independence. Ensuring food security at the level of Russia's dairy subcomplex requires a comprehensive approach, including improving government support, stimulating innovation, modernizing production facilities, developing staff, and addressing other strategically important areas. A comprehensive approach is necessary to achieve the sustainable development of the dairy subcomplex and provide the population with high-quality, affordable dairy products that meet or exceed rational consumption norms.
Keywords: dairy subcomplex, food security, food independence, food supply, milk and dairy products market, region, management
JEL-classification: J28, Q18, Q10
Постановка проблемы. Продовольственная безопасность России является основополагающим вектором национальной безопасности и неотъемлемой частью социально-экономического благосостояния в контексте реализации стратегического приоритета – повышение уровня и качества жизни населения.
Молочнопродуктовый подкомплекс охватывает весь производственно-сбытовой цикл: от производства кормов и содержания молочного скота до переработки, логистики и реализации готовой продукции. Эффективность управления подкомплексом напрямую влияет на доступность и качество молочной продукции, а также на продовольственную безопасность в целом.
Что касается значимости молочнопродуктового подкомплекса, то она связана не только с необходимостью обеспечения населения страны высокоценной молочной продукцией собственного производства в соответствии с рациональными нормами потребления, решением проблем импортозависимости подкомплекса, но и с тем, что в целом он способствует сохранению и развитию сельских территорий. Однако в настоящее время с учетом внешних и внутренних вызовов и угроз, низкой рентабельности производства, зависимости от импортных кормов и племенного материала, колебания потребительского спроса и других системных проблем (табл. 1) в молочнопродуктовом подкомплексе в целях обеспечения продовольственной безопасности целесообразно совершенствование подходов к его управлению.
Таблица 1 – Основные барьеры развития молочной отрасли в России
Проблема
|
Проявления
|
Последствия
|
Износ
оборудования
|
40-60% фондов
эксплуатируются более 20 лет
|
Низкое
качество и высокая себестоимость продукции
|
Кадровый
дефицит
|
Отток
молодёжи, нехватка зоотехников и ветеринаров
|
Снижение продуктивности, рост
заболеваемости
|
Отсутствие
кооперации
|
Изолированность малых хозяйств
|
Ограниченный
доступ к рынкам и технологиям
|
Логистические
проблемы
|
Большие
расстояния, нехватка инфраструктуры хранения и доставки
|
Рост
потерь и удорожание конечной продукции
|
Ценовая
нестабильность
|
Колебания
закупочных цен, доминирование крупных ритейлеров
|
Неустойчивость доходов
сельхозпроизводителей
|
Вместе с тем, в 2024 году потребление молока и молочных продуктов в России демонстрирует неоднозначные тенденции, отражая сложные взаимосвязи между экономическими факторами, потребительскими предпочтениями и государственной политикой (табл. 2). Наблюдаются изменения в структуре спроса [3]. Растет интерес к более дорогим, специализированным продуктам, таким как органическое молоко, продукты с добавленной пищевой ценностью и заменители молока растительного происхождения. Это связано с повышением осведомленности населения о здоровом питании и растущим числом потребителей, придерживающихся специальных диет [5].
Таблица 2 – Среднедушевое потребление молока и молочных продуктов в России в 2024 году в соответствие с рациональными нормами потребления, кг/год
Продукт
|
Фактическое потребление
|
Рациональная норма
|
Отклонение, %
|
Молоко
и молочные продукты
|
250,0
|
322,0
|
-72,0
|
Творог
|
9,0
|
14,0
|
-35,7
|
Сыр
|
6,5
|
11,0
|
-40,9
|
Масло
сливочное
|
3,8
|
5,0
|
-24,0
|
Ввиду этого считаем, что эффективное функционирование молочнопродуктового подкомплекса возможно только при комплексной государственной и отраслевой политике, охватывающей все звенья производственно-логистической цепочки. Только при соблюдении системного подхода можно добиться устойчивого роста отрасли, повышения качества продукции и полноценного удовлетворения потребностей населения в молочной продукции.
Результаты исследования.
На данном этапе проведения исследований по обозначенной проблематике, вначале целесообразно уточнить сущность категории «продовольственная безопасность», поскольку подходы к ее трактовке крайне различны, многоаспектны и сложны (табл. 2).
Таблица 2 – Толкование термина «продовольственная безопасность» в нормативно-правовых документах и научными школами
Источник / Автор
|
Трактовка термина
|
Всемирная
конференция по проблемам продовольствия, организованная ФАО (16.11.1974 г.)
|
Благосостояние
народов мира в значительной степени зависит от установления системы всемирной
продовольственной безопасности, которая обеспечила бы соответствующее наличие
продовольствия и разумные цены на него в любое время, независимо от
периодических колебаний и изменения погодных условий, а также от политического
и экономического давления, и должно таким образом облегчить, помимо прочего,
процесс развития развивающихся стран
|
Декларация
Всемирного саммита по продовольственной безопасности (Рим, 1996
г.)
|
Условия,
при которых все люди всегда имеют физический и экономический доступ к
безопасному и питательному продовольствию в количестве, достаточном для
удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах,
необходимых для активной здоровой жизни
Четырьмя основами продовольственной безопасности являются следующие: наличие, доступ, использование и стабильность. Аспект, касающийся питательности, является неотъемлемой частью концепции продовольственной безопасности |
Федеральная
целевая Программа стабилизации и развития агропромышленного производства
Российской Федерации на 1996-2000 гг.
|
Достижение
полной продовольственной безопасности страны в области производства и
потребления продукции агропромышленного комплекса
|
Доктрина
продовольственной безопасности Российской Федерации от 30.01.2010 г. №120 (утратил силу)
|
Состояние
экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость
Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность
для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям
законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах
не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для
активного и здорового образа жизни
|
Доктрина
Продовольственной безопасности Российской Федерации от 21.01.2020 г. №20
|
Состояние
социально-экономического развития страны, при котором обеспечивается
продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется
физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевой
продукции, соответствующей обязательным требованиям, в объемах не меньше
рациональных норм потребления пищевой продукции, необходимой для активного и
здорового образа жизни;
|
Проект
Федерального закона «О продовольственной безопасности Российской Федерации»
от 10.12.1997 г. № 96700526-2 (на втором рассмотрении отклонен
Президентом РФ)
|
Состояние
экономики Российской Федерации, в том числе ее агропромышленного комплекса,
которое обеспечено соответствующими ресурсами, потенциалом и гарантиями и при
котором без уменьшения государственного продовольственного резерва,
независимо от внешних и внутренних условий, удовлетворяются потребности
населения в продуктах питания в соответствии с физиологическими нормами
питания
|
А.И.
Алтухов
|
Это
первооснова благополучия, научно-технического развития и независимости
каждого государства. Его наличие свидетельствует о том, что продовольственная
проблема составляет важную часть государственной политики этих стран
|
Д.Ф.
Вермель
|
Ведет
речь не о продовольственной безопасности регионов, а о региональных
особенностях обеспечения продовольственной безопасности России. Для этого все
регионы России он подразделяет на две группы: ввозящие и вывозящие
продовольствие. В каждой из этих групп автор выделяет ряд подгрупп регионов в
зависимости от специфики природно-экономических условий и региональной
специализации сельскохозяйственного производства
|
А.И.
Костяев
|
Способность
системы производства, хранения, переработки, оптовой и розничной торговли
обеспечивать стабильно и равномерно в течение года все категории населения
соответствующих территорий продуктами питания в размерах потребления,
отвечающих научно-обоснованным медицинским нормам
|
М.Ю.
Ксенофонтов
|
Предложил
термин «продовольственное благополучие», имеющий коннотацию, как с безопасностью,
так и с всеобщим правом на полноценное питание
|
К.
Маркс
|
«…Производство
продуктов питания является самым первым условием жизни»
Совокупность «жизненных средств», включающих в себя продукты питания и возможность к их регулярному получению не зависимо от внешних обстоятельств |
В.И.
Назаренко
|
Для
раскрытия сущности продовольственной безопасности используется системный
подход.
Продовольственная безопасность как система включает в себя несколько подсистем: - продовольственную независимость (способность страны удовлетворять внутренние продовольственные потребности за счет внутренних же источников); - социальную стабильность (возможность доступа к продовольствию всех социальных групп населения); - демографическую стабильность (здоровье общества, зависящее от уровня питания и продовольственного обеспечения); - сферу производства продовольствия (основу всего жизнеобеспечения населения) |
Р.Р.
Гумеров
|
Продовольственная
безопасность – сложный, многокомпонентный феномен, обладающий множественными
характеристиками и потому достаточно сложно идентифицируемый. Родовыми
признаками продовольственной безопасности являются состояние защищенности
жизненно
важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз и способность противостоять им без утраты собственных качественных характеристик |
А.Н.
Семин
|
Термин
«продовольственная безопасность» в большей степени относится к живому
существу. Может ли представлять опасность для человеческого организма пища?
Безусловно. Бывают острые отравления, которые приводят к немедленной гибели
или болезням. О массовых таких явлениях население информируют сейчас СМИ. Но
в большинстве случаев процессы протекают достаточно медленно и малозаметно.
Но то, что в России резко сократилась средняя продолжительность жизни
населения – не обошлось без продовольственной составляющей
|
Е.В.
Серова
|
Уровень
доступности для основной части населения страны продуктов питания,
необходимых для поддержания нормального образа жизни. Безопасность нации, в
том числе и продовольственная, повышается при расширении международных
торговых связей и общей взаимозависимости стран. Продовольственная же
безопасность чаще всего связана не непосредственно с агропродовольственным
производством внутри страны, а с общим экономическим положением
|
М.
Трэйси
|
Продовольственная
безопасность является аргументом в пользу мер, направленных на защиту
отечественного производства продуктов питания
|
И.Г.
Ушачев
|
В
понятии «продовольственная безопасность» можно выделить две составляющие:
- обеспечение физической и экономической доступности продовольствия для любого человека в соответствии с рациональными нормами здорового питания в объемах, достаточных для поддержания активной жизни; - высокое качество и безопасность потребляемых продуктов питания. Обе задачи должны решаться при любых изменениях внешних и внутренних условий, причем без сокращения размеров государственного продовольственного резерва. Без собственного отечественного продовольствия все составляющие национальной безопасности сводятся к нулю |
Полагаем, что категория «продовольственная безопасность» имеет ряд аспектов: первый – необходимость обеспечения физической доступности продовольствия; второй – его экономическая доступность в объемах и ассортименте, соответствующих уровню дохода населения всех групп; третье – обеспечение качественного продовольствия; и четвертое – увеличение объема собственного производства молока и молочной продукции в рамках решения задачи импортозамещения, а также необходимым является: учет многообразия культур страны; обеспечение широкого ассортимента молока и молочных продуктов, что должно быть отражено в региональных программах развития подкомплекса и реализации мер государственной поддержки. Такой всесторонний подход к решению задач обеспечения продовольственной безопасности на уровне подкомплекса будет способствовать обеспечению устойчивости страны в условиях глобальных вызовов и угроз.
На наш взгляд, под продовольственной безопасностью следует понимать такое состояние продовольственных ресурсов, при котором потребности в продовольствии удовлетворяются, главным образом, за счет собственного (отечественного) производства в размерах и качестве, достаточных для нормальной жизнедеятельности населения. Иными словами, продовольственная безопасность существует, когда все люди в любое время имеют физический и экономический доступ к достаточной в количественном отношении, безопасной и питательной пище, чтобы удовлетворить свои физиологические потребности и вкусовые предпочтения для ведения активного и здорового образа жизни.
На региональном уровне под продовольственной независимостью целесообразно понимать такое состояние региональной системы производства, переработки, хранения и сбыта, которое способно бесперебойно обеспечить в течение года все категории населения соответствующих территорий качественными продуктами питания, преимущественно собственного производства, не ниже рациональных норм потребления [4, 7].
Определено, что в современных условиях нарастания геополитической и экономической напряженности, усиления санкционного давления, необратимых последствий пандемии COVID-19 и пр. продовольственная безопасность рассматривается не только через призму аграрной политики, но и как ключевой элемент экономической стабильности, социальной защищенности и благополучия населения (табл. 3).
Таблица 3 – Направления обеспечения национальной безопасности в аграрной сфере производства, экономики и управления
Приоритетное
направление
|
Задача
|
Характеристика реализации задач в
аграрной сфере
|
Сбережение
народа России и развитие человеческого потенциала [1, пп.1 п. 26]
|
Увеличение
реальных доходов населения
[1, пп. 1 п. 33] |
Законодательно
установлено [2], что цель ведения личного подсобного хозяйства обеспечение
продовольствием нужд гражданина и его семьи. В структуре производства
продовольствия в России личные подсобные хозяйства в 2023 году имели долю
порядка 15-20%, а по производству картофеля и овощей – 60% [3, пп. А, Д п. 7]
|
Увеличение
ожидаемой продолжительности жизни, снижение смертности [1, пп. 4 п. 33]
|
В
настоящее время наблюдаются дисбалансы в структуре потребления продовольствия
населением, а также в сфере качества продовольственных товаров. Повышение
уровня качества продовольственных товаров и обеспечение их экономической
доступности позволит решить поставленную задачу, с одновременным увеличением
продолжительности жизни
| |
Развитие
системы мониторинга биологических рисков [1, пп. 8 п. 33]
|
Производство
сельскохозяйственного сырья и продовольствия влияет на природные системы.
Совершенствование агропроизводственных технологий и цифровизация АПК позволят
содействовать решению данной задачи [3, п. 6]
| |
Повышение
физической и экономической доступности безопасной и качественной пищевой
продукции [1, пп. 10 п. 33]
|
Данная
задача является ключевой целью обеспечения продовольственной безопасности
страны [3, пп. Б п. 7]
| |
Предоставление
гражданам возможностей получения образования [1, пп. 13 п. 33]
|
Создание
высокопроизводительных рабочих мест и развитие системы аграрного образования,
с реализацией процесса цифровизации, содействуют решению задачи [3, пп. Л, М
п. 7]
| |
Оборона страны
[1, пп. 2 п. 26]
|
Подготовка
экономики к удовлетворению нужд в военное время [1, пп. 10 п. 40]
|
Совершенствование
организационно-экономического механизма функционирования и развития
агропромышленного комплекса, с учетом параметров мобилизационной экономики и
экономики военного времени
|
Государственная
и общественная безопасности
[1, пп. 3 п. 26] |
Снижение
уровня преступности в экономической сфере [1, пп. 10 п. 47]
|
Развитие
цифровых систем прослеживаемости производства, движения и переработки сельскохозяйственного
сырья, а также потребления продовольствия
|
Экономическая
безопасность
[1, пп. 5 п. 26] |
Обеспечение
институциональной и структурной перестройки национальной экономики [1, пп. 1
п. 67]
|
Развитие
агропромышленного комплекса в современных условиях повышает уровень его
технологичности, цифровизации. Для решения поставленной задачи стоит
совершенствовать механизмы развития малых субъектов хозяйствования в аграрном
секторе экономики, а также обеспечить их кооперацию с крупными производителями
|
Сохранение
макроэкономической устойчивости [1, пп. 2 п. 67]
|
АПК
России после 2014 г. (введения эмбарго) вошел в число секторов экономики,
обеспечивающих макроэкономическую стабильность, за счет ежегодного
экономического роста его отраслей, в основном растениеводства
| |
Обеспечение
устойчивого развития реального сектора экономики, создание
высокотехнологичных производств
[1, пп. 5 п. 67] |
Уровень
цифровизации АПК России оценивается на уровне 25%.
Стабильное развитие отрасли подтверждается увеличением физического объема производства, а также ростом объема экспортной выручки (является показателем реализации национального проекта) Разрабатываются и внедряются отечественные цифровые инструменты производства и управления в аграрной сфере На основе цифровых решений сокращаются затраты и потери в аграрном производстве | |
Повышение
производительности труда
[1, пп. 6 п. 67] | ||
Преодоление
… зависимости … от импорта технологий [1, пп. 7 п. 67]
| ||
Интенсивное
технологическое обновление [1, пп. 9 п. 67]
|
На
базе агрохолдингов созданы научно-технологические центры, обеспечивающие
технологическое развитие производственных структур
Активно реализуются в аграрной сфере меры государственной научно-технологической политики, в частности реализуются комплексные научно-технологические проекты (программы) полного инновационного цикла | |
Преодоление
критической зависимости от импорта в области племенного дела, селекции,
семеноводства и аквакультуры (рыбоводства) [1, пп. 14 п. 67]
|
В
рамках реализации программы научно-технологического развития реализуются меры
по развитию семеноводства и селекции основных сельскохозяйственных культур, а
также генетики основных сельскохозяйственных животных
| |
Укрепление
единства экономического пространства, развитие кооперации и хозяйственных
связей между субъектами РФ [1, пп. 21 п. 67]
|
Развитие
механизмов кооперации крупных и малых субъектов хозяйствования АПК
посредством объединения в единые производственные цепочки, а также на основе
формирования ресурсообеспечивающих районов для действующих перерабатывающих
предприятий
| |
Сокращение
дифференциации субъектов РФ по … качеству жизни, стимулирование развития
экономического потенциала регионов [1, пп. 22 п. 67]
|
Совершенствование
пространственного распределения сельскохозяйственных и перерабатывающих
предприятий, на основе обеспечения достижения продовольственной независимости
и безопасности исходя из численности населения региона. Также решение данной
задачи заключается в стимулировании создания и ведения ЛПХ
| |
Совершенствование
системы размещения производственных сил [1, пп. 25 п. 67]
| ||
Развитие
системы стратегического планирования [1, пп. 23 п. 67]
|
Аграрное
производство имеет специфику, которая определяет уникальные тренды и риски.
Также в аграрной сфере формирует вызовы и угрозы, структурно-технологические
сдвиги, связанные с пространственными, производственными,
социально-психологическими аспектами, не характерными для других секторов
экономики
| |
Совершенствование
системы государственного контроля (надзора) в сфере экономической
деятельности [1, пп. 24 п. 67]
|
Имеется
система уникальных сфер надзора: ветеринарный, фитосанитарный и др.
В аспекте продовольственной безопасности необходимо разработать систему надзора за производством видов продовольствия, по которым не достигается потребление населением на уровне рекомендованных медицинских норм [4] | |
Расширение
рынков сбыта российской продукции [1, пп. 35 п. 67]
|
Формируется
единая аграрная политика стран участниц ЕАЭС
Разрабатываются цифровые платформы сбыта аграрной продукции в странах ШОС, БРИКС, а также в других регионах мира | |
Экологическая
безопасность и рациональное природопользование
[1, пп. 7 п. 26] |
Предотвращение
деградации земель и снижения плодородия почв [1, пп. 9 п. 83]
|
Реализация
производственных процессов в соответствии с наилучшими доступными
технологиями
|
В целом управление продовольственной безопасностью России на уровне молочнопродуктового подкомплекса в агропромышленном комплексе (далее – АПК) представляет собой важный аспект формирования устойчивой и эффективной системы обеспечения населения качественными продуктами питания собственного производства. В условиях глобализации рынка; растущих вызовов и угроз, связанных с изменением климата, геополитической, экономической ситуацией; санкционного давления; необратимых последствий пандемии COVID-19 и др. в стране необходимо уделять особое внимание регулированию экономических отношений и мерам предотвращения и минимизации рисков в АПК.
В связи с этим реализация стратегий и программ по обеспечению продовольственной безопасности требует научного и комплексного подхода, включающего в себя не только поддержку производителей, развитие сельских территорий, модернизацию производственных мощностей, внедрение цифровых и инновационных решений, но и формирование эффективных механизмов мониторинга и оценки состояния продовольственной безопасности, разработку инструментов организационно-экономических механизмов хозяйствования; стимулирование кооперации и интеграции и др. (табл. 4).
Таблица 4 – Отдельные приоритетные направления поддержки молочнопродуктового подкомплекса
Направление
|
Механизм реализации
|
Ожидаемый эффект
|
Модернизация
ферм
|
Субсидии
на покупку техники, льготные кредиты
|
Повышение
продуктивности и снижение себестоимости
|
Поддержка
переработки
|
Гранты
на реконструкцию молокозаводов
|
Рост
добавленной стоимости в цепочке
|
Развитие
кадрового потенциала
|
Аграрные
вузы, целевое обучение, агрошколы
|
Кадровое
обновление отрасли
|
Стимулирование
кооперации
|
Льготы
для кооперативов, поддержка логистики
|
Укрупнение
хозяйств, выход на рынок
|
Инновации
и цифровизация
|
Субсидии
на ИТ-решения, центры агротеха
|
Уменьшение
потерь, точное управление
|
Полагаем, что на уровне молочнопродуктового подкомплекса, одной из первоочередных задач в решении сложившихся проблем является создание эффективной системы мониторинга и прогнозирования рисков, способных повлиять на стабильность производства и поставок молочной продукции. Такая система должна учитывать широкий спектр факторов, включая климатические изменения, эпизоотическую обстановку, ценовую конъюнктуру рынка, а также геополитические риски.
Целесообразно совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей производство и оборот молочной продукции. Ужесточение требований к качеству и безопасности продукции, внедрение современных систем контроля и прослеживаемости, а также борьба с фальсификацией – ключевые направления работы в этой области. Например, для Вологодской области, как одного из лидеров среди субъектов Северо-Западного федерально округа и России в целом по производству молока (табл. 3), с 2005 года существует и успешно развивается система добровольной сертификации «Настоящий Вологодский продукт». Главной целью этого проекта было показать потребителю, что предприятия-участники системы и произведенная ими продукция или оказанная услуга, сертифицированные в рамках ее требований, стабильно высокого уровня качества и безопасности [1].
Таблица 3 – Объем производства молока в субъектах Российской Федерации,
хозяйства всех категорий, тыс. тонн
№
|
Субъект
|
1990 г.
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.*
|
|
Российская
Федерация
|
55 715,3
|
32 259,0
|
31 507,8
|
32 225,5
|
32 339,3
|
32 983,8
|
33 810,7
|
1
|
Республика
Татарстан
|
1 660,1
|
1 337,9
|
1 932,9
|
1 942,6
|
1 958,7
|
2 037,9
|
2 196,2
|
2
|
Краснодарский
край
|
2 065,5
|
1 270,6
|
1 396,7
|
1 554,8
|
1 530,2
|
1 630,1
|
1 703,7
|
3
|
Республика
Башкортостан
|
1 930,0
|
1 539,3
|
2 031,9
|
1 670,5
|
1 614,1
|
1 586,1
|
1 596,6
|
4
|
Алтайский
край
|
1 925,8
|
1 201,3
|
1 364,2
|
1 209,8
|
1 152,2
|
1 140,4
|
1 115,8
|
5
|
Ростовская
область
|
1 690,1
|
840,3
|
1 003,1
|
1 096,7
|
1 098,6
|
1 101,9
|
1 104,6
|
6
|
Воронежская
область
|
1 496,4
|
758,8
|
683,3
|
1 024,7
|
1 055,7
|
1 055,8
|
1 067,4
|
7
|
Удмуртская
Республика
|
664,6
|
549,9
|
671,2
|
877,4
|
924,0
|
957,2
|
1 032,3
|
8
|
Республика
Дагестан
|
358,3
|
278,8
|
591,7
|
932,1
|
935,5
|
940,1
|
949,9
|
9
|
Новосибирская
область
|
1 570,7
|
920,7
|
749,0
|
822,4
|
847,3
|
893,9
|
887,2
|
10
|
Свердловская
область
|
1 087,2
|
700,0
|
552,3
|
807,7
|
806,1
|
846,1
|
872,8
|
11
|
Кировская
область
|
932,0
|
673,2
|
505,2
|
750,8
|
775,3
|
792,9
|
826,4
|
12
|
Белгородская
область
|
1 024,7
|
604,8
|
557,4
|
686,6
|
697,9
|
721,8
|
733,1
|
13
|
Саратовская
область
|
1 437,3
|
825,0
|
998,8
|
752,3
|
755,0
|
756,7
|
731,1
|
14
|
Московская
область
|
2 030,7
|
1 024,9
|
769,4
|
705,1
|
718,5
|
731,7
|
722,2
|
15
|
Ленинградская
область
|
1 020,5
|
608,7
|
544,4
|
658,3
|
658,0
|
679,1
|
714,7
|
16
|
Нижегородская
область
|
1 390,6
|
846,7
|
592,4
|
641,5
|
648,5
|
667,5
|
688,3
|
17
|
Вологодская
область
|
755,3
|
494,9
|
443,0
|
587,0
|
588,8
|
607,5
|
640,2
|
18
|
Рязанская
область
|
1 054,3
|
462,0
|
364,4
|
514,8
|
559,0
|
594,7
|
627,3
|
19
|
Оренбургская
область
|
1 322,8
|
739,0
|
861,1
|
637,8
|
621,7
|
600,7
|
615,1
|
20
|
Красноярский
край
|
1 250,7
|
731,0
|
677,0
|
658,8
|
626,9
|
610,8
|
613,3
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
...
|
85
|
Ямало-Ненецкий
автономный округ (Тюменская область)
|
8,7
|
2,8
|
1,9
|
2,5
|
2,4
|
2,6
|
2,52
|
Источник: составлено и рассчитано по официальным данным Единой межведомственной информационно-статистической системы (ЕМИСС) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/40694
Возможным представляется разработка «индивидуальных» региональных стратегий развития молочной отрасли, учитывающих природно-климатические условия, логистическую доступность, структуру потребления, производственный и кадровый потенциалы и др. В данных стратегиях целесообразно использовать кластерный подход: формировать локальные молочные кластеры с участием фермеров, переработчиков, вузов и органов власти.
Важным аспектом управления продовольственной безопасностью на уровне молочнопродуктового подкомплекса является развитие системы подготовки и переподготовки кадров. Необходимо обеспечить наличие квалифицированных специалистов на всех этапах производственной цепочки – от фермеров и животноводов до переработчиков и логистов. Внедрение образовательных программ, ориентированных на современные технологии и методы управления, позволит в определенной степени повысить эффективность производства.
Также, необходимо уделить внимание развитию кооперации и интеграции в молочной отрасли. Создание сельскохозяйственных кооперативов и агрохолдингов позволит объединить усилия производителей, повысить их переговорную силу при взаимодействии с переработчиками и торговыми сетями, а также обеспечить доступ к современным технологиям и ресурсам.
Выводы. Обеспечение продовольственной безопасности России на уровне молочнопродуктового подкомплекса требует скоординированных усилий государства, бизнеса и науки. Только при таком комплексном подходе к решению проблем можно добиться устойчивого развития подкомплекса и обеспечить население качественными и доступными молочными продуктами не ниже рациональных норм потребления.
[1] Настоящий вологодский продукт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vologda-oblast.ru/o_regione/brendy/nastoyashchiy_vologodskiy_produkt/
References:
Russia's Food security (2008). Moscow: Rosinformagrotekh.
Altukhov A.I. (2024). Russia\'s food security in the context of global challenges M.: OOO «Sam poligrafist».
Altukhov A.I., Semin A.N., Kurdyumov A.V. (2018). Food security in the national security system Moscow: Vserossiyskiy selektsionno-tekhnologicheskiy institut sadovodstva i pitomnikovodstva.
Anischenko A.N. (2013). Assessment of food security in the region. Problems of Territory’s Development. (4(66)). 30-39.
Anischenko A.N. (2024). The development of the plant-based milk market as a challenge to the country's traditional dairy industry. Food policy and security. 11 (4). 1019-1030. doi: 10.18334/ppib.11.4.122106.
Anischenko A.N., Usmanov D.I. (2023). Changes in the nutritional structure of the population of the Russian regions as a threat to food security. Creative economy. 17 (11). 4291-4308. doi: 10.18334/ce.17.11.119652.
Kostyaev A.I., Kostusenko I.I. (2012). Food security of Russia: regional aspect. Economics of agricultural and processing enterprises. (5). 4-7.
Shutkov A.A. (2019). Food policy: new approaches of formation in conditions of growing competition on world markets. Food policy and security. 6 (2). 51-66. doi: 10.18334/ppib.6.3.41391.
Stolyarova A.N., Shamray-Kurbanova L.V., Darelina O.V., Chumakova E.A. (2023). Food security as an element of state’s national security. Food policy and security. 10 (2). 219-236. doi: 10.18334/ppib.10.2.117818.
Syomin A.N. (2022). Food security as a factor in ensuring russian people saving. Agro-food policy of Russia. (2-3). 39-41. doi: 10.35524/22270280_2022_0203_39.
Uskova T.V., Selimenkov R.Yu., Anischenko A.N., Chekavinskiy A.N. (2014). Food security of the region Vologda: Institut sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya territoriy RAN.
Страница обновлена: 26.05.2025 в 19:00:27