Функционирование регионального рынка молока в условиях социально-экономической трансформации и активной государственной поддержки
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2025)
Введение. Эффективность функционирования агропромышленного комплекса во многом определяется от того, насколько хорошо налажен механизм ценообразования в взаимоотношениях между партнерами по аграрному сектору. В настоящее время наиболее важным стимулом для производителей служит высокая цена, которая позволяет покрыть затраты, связанные с выпуском и сбытом продукции, тем самым обеспечивая прибыль. В современных условиях указанная задача является важной проблемой для большинства организаций в Смоленской области.
Рынок молока является одним из самых значимых и наиболее проблемных продовольственных рынков в России. Вместе с тем отрасль молочного скотоводства является приоритетной отраслью народного хозяйства, и государство оказывает значительную помощь для ее развития.
Вопросами поддержки молочной отрасли на региональном рынке занимались такие ученые, ка Анищенко А.Н. [5], Конкина В.С. [6], Филиппов Д.И. [2], Правдина Е.Н. [7]. Основные вопросы повышения эффективности отрасли молочного скотоводства в рамках развития рынка молока с учетом государственной поддержки рассмотрены в работах Самохвалова А.А. [3], Антошкина О.Г. [4], Стадник А.Т. [8].
Однако литературный аудит показал, что требуется пересмотр инструментов государственного регулирования, что формирует основу для дальнейшего исследования в сфере поддержки молочной отрасли в региональном разрезе.
Целью исследования является оценка ценообразования на молоко на уровне региона и в целом по РФ с выделением ключевым проблем и мероприятий по совершенствованию регулирования рынка молока в сложившихся условиях хозяйствования, определение новых эффективных инструментов государственного регулирования рынка молока.
Методологическая база исследования включала такие методы, как балансовый, расчетно-конструктивный, экономико-математический, экономико-статистические и другие.
Информационной базой исследования выступают данные Федеральной службы государственной статистики РФ и ее территориальных органов, статистические материалы государственных органов Смоленской области, нормативные и правовые документы, материалы периодических изданий, а также собственные исследования авторов. Анализ информации проводился с помощью показателей структуры, динамики, сравнения, сопровождался составлением статистических таблиц и графиков.
Основная часть.
В целом, по данным Федеральной службы государственной статистики, производство молока в России с 2019 г. увеличивается (табл. 1). Россия за последнюю пятилетку сохраняет рост производства сырого молока.
Наименование
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2024
|
Производство молока, млн. тонн
|
31,4
|
32,2
|
32,3
|
32,98
|
33,5
|
33,77
|
В % к соответствующему периоду
прошлого года
|
+2,6
|
+2,5
|
+0,3
|
+2,1
|
+1,5
|
+0,8
|
Источник: рассчитано авторами по данным статистической отчетности Российской Федерации
Россия в 2023 году произвела 33,5 млн тонн молока - на 0,5 млн тонн больше, чем в 2022 году. Рост производства сырого молока стимулирует увеличение производства готовой продукции: сливок - почти на 21%, сыров - на 16%, мороженого - на 12%, сухих молочных продуктов - на 8%.
В последние годы в Смоленской области наблюдается снижение производства питьевого молока (рис. 1)
Рисунок 1 - Производство питьевого молока в Смоленской области, тыс. тонн
Источник: составлено авторами по данным статистической отчетности Смоленской области
В сложившихся условиях доминирующими факторами снижения объемов производства молока являются:
- во-первых, отсутствие технической модернизации содержания коров, из-за чего потери молока, особенно в летний период, превышают норму [2];
- во-вторых, отсутствие действенных мер государственной поддержки, оказываемой региональными властями производителям сельскохозяйственной продукции;
- в-третьих, неправильный подход к оптимизации кормовых рационов с целью уменьшения затрат приводит к тому, что энергетическая ценность корма не соответствуют установленным стандартам, что негативно влияет на надои молока.
Согласно Доктрине продовольственной безопасности, в государстве должно производиться не менее 90% молока собственного производства. По результатам 2023 г в России производят 83%, в 2024 году - 85%. Оставшуюся долю закрывает счет импорт из Беларуси. Оттуда завозится около 5 млн тонн молочной продукции - в основном сыры, сливочное масло, кисломолочная продукция и питьевое молоко.
Производство молочной продукции в России в 2024 году увеличилось на 0,8%, а потребление - примерно на 5%. В 2024 году потребление молока в России достигло 250 кг на человека в год, что на 3 кг больше, чем в 2023 году. Этот показатель стал рекордным за последние годы, однако он все еще ниже рекомендованной нормы Минздрава, составляющей 322 кг [1]. При этом пока цены растут ниже уровня инфляции (табл. 2).
Таблица 2 - Динамика цен на молоко в 2017-2023 гг.
|
2017
|
2018
|
2019
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
Молоко
питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности) в РФ, за л
|
53,45
|
54,04
|
57,70
|
59,32
|
64,89
|
73,37
|
75,26
|
Молоко
питьевое цельное пастеризованное 2,5-3,2% жирности) в Смоленской области, за
л
|
50,3
|
48,7
|
51,2
|
57,5
|
60,6
|
73,9
|
71,0
|
По данным Росстата, розничные цены на молочную продукцию в 2023 году прибавили всего 0,5%.
Главными драйверами внутреннего рынка в 2023 году стали увеличение потребления и экспорт молочной продукции. Так, почти в пять раз увеличились поставки сухого обезжиренного молока, втрое - сухой сыворотки. На этом фоне отрасль снова стала привлекательной для инвестиций.
Для поддержки отрасли предлагается обеспечение льготными кредитами и «капексами» (компенсация капитальных затрат). В настоящее время стоимость льготных кредитов для аграриев привязана к ключевой ставке ЦБ по причине нехватки у министерства ресурсов. Для молочной отрасли льготная ставка кредита (при текущей ключевой в 21%) составит 8,3% [3].
Льготные займы можно будет потратить на:
- строительство, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение молочных комплексов, в т.ч. приобретение техники, оборудования и средств автоматизации, а также приобретение техники и оборудования для реализации инвестпроектов (кроме производства готовых кормов для непродуктивных животных);
- приобретение племенной продукции и молодняка КРС молочных пород;
- приобретение кормов, ветпрепаратов, запчастей для сельхозтехники, оборудования, грузовых автомобилей и тракторов для развития молочного скотоводства.
Ожидаемая мера, которая поможет улучшить ситуацию с сырьем. Но с учетом длинных инвестиционных циклов в молочном животноводстве и инерционности отрасли, эффект от этой меры наступит не сразу и растянется на годы.
На государственную поддержку агропромышленного комплекса в 2023 году было выделено около 540 миллиардов рублей, а в 2024 году получена поддержка в размере 529,3 млрд рублей.
В целом для молочной отрасли действуют системные меры поддержки. Объем средств господдержки в 2024 году соответствовал уровню 2023 года и составил 61,4 млрд.рублей. На поддержку молочной отрасли в 2021 году из федерального и регионального бюджетов было выделено 193,8 млн.рублей. В 2023 году субсидию на возмещение части затрат на поддержку собственного производства молока получили 38 сельхозорганизаций и 18 крестьянских (фермерских) хозяйств. Объем средств составил 101 млн рублей.
Также в мае 2023 года 9 организаций, перерабатывающих молоко, получили около 11,5 млн. рублей господдержки в форме субсидии на обеспечение прироста объема молока, переработанного на пищевую продукцию. Эта мера поддержки возмещает до 99,5 % затрат организациям на приобретение сырого молока у поставщиков, приобретение оборудования для маркировки пищевой продукции и упаковочного материала. Получатели субсидии взяли на себя обязательства обеспечить прирост в 2023 году объема молока, переработанного на пищевую продукцию.
В период с 2016 по 2023 год объем государственной поддержки сельскохозяйственного производства в Смоленской области демонстрировал динамику как роста, так и снижения. Так, сумма поддержки сократилась с 1410 миллионов рублей в 2016 году до 906 миллионов рублей в 2017 году. Аналогичная тенденция наблюдалась и в более поздний период: сумма государственной поддержки уменьшилась с 1343 миллионов рублей в 2021 году до 1071 миллиона рублей в 2022 году.
Можно выделить и негативный тренд за период 2018–2022 гг., где уровень государственной поддержки в среднем за период составил 1 162,2 млн. рублей, а стоимость молока за этот же период выросла с 55,08 до 72,58 рублей за литр.
Исследуем зависимость цены молока к уровню поддержки государства (рис. 2).
Рисунок 2 - Зависимость между ценой молока и уровнем государственной поддержки
Источник: составлено авторами по данным форм отчетности о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей АПК Смоленской области
На рисунке 2 отражена зависимость роста цены молока, а именно, чем выше уровень поддержки, тем ниже цена молока.
В результате расчетов была построена эконометрическая модель устойчивого развития молочной отрасли Смоленской области:
Y = 0,0827х-185,11; R2 = 0,7109;
где Х – уровень государственной поддержки, млн. руб.;
У – потребительская цена на 1 ц молока, руб.
Расчеты показывают, что изменение структуры и содержательной части государственной поддержки молочной отрасли оказывает выраженное, заметное влияние на результирующие показатели молочного сектора экономики и его устойчивость развития в ближайшей перспективе.
Уровень потребления молока и молочных продуктов не достигает рекомендованных медицинских норм, хотя они год от года корректируются в сторону снижения [7]. Стоит обратить внимание на тот факт, что потребление молока и молочных продуктов в Смоленской области сокращается из года в год. Данный показатель в 2019 году составил 322 кг на душу населения, между тем в 2023 году потребление молока и молочных продуктов на душу населения было определено на уровне 255 кг. Таким образом за 2019-2023 гг. среднедушевое потребление молока и молочных товаров уменьшилось на 21 %. Следует подчеркнуть, что уровень потребления молока в городах значительно выше чем в сельской местности. Данная тенденция обусловлена тем, что в городской местности выше уровень дохода и больше рабочих мест чем в селах.
Несмотря на снижение потребления молока, покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения Смоленской области выросла практически на 20% (табл.3). Спрос на рынке молока имеет ряд особенностей, среди которых можно отметить невысокая эластичность по цене и заработной плате. Спрос может расти до определенного уровня, продиктованного физиологическими потребностями человека.
Таблица 3 - Покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения Смоленской области
Товарный эквивалент
|
2019
год |
2020
год |
2021
год |
2022
год |
2023
год |
2023 г. в % к 2019 г.
|
Молоко
питьевое цельное пастеризованное 2,5–3,2 % жирности, литров в месяц
|
572,4
|
558,3
|
565,6
|
549,3
|
683,4
|
119,4
|
Негативное влияние на воспроизводственные процессы в молочном скотоводстве и конъюнктуру, складывающуюся на рынке молока и молочной продукции, оказывает существенное расхождение цен на различных стадиях товаропроводящей сети. Средние цены на молоко и их соотношение в цепочке «производитель – переработчик – конечный потребитель» в Смоленской области отражены в таблице 4.
Таблица 4 - Динамика и соотношение средних цен на молоко от производителя до потребителя в Смоленской области
Показатель
|
Цены, руб./кг
|
Соотношение цен на молоко на разных
этапах товаропроводящей сети, %
| ||||||||||||
2019 год
|
2020 год
|
2021 год
|
2022 год
|
2023год
|
2019
год |
2020
год |
2021
год |
2022
год |
2023
год | |||||
Сырое молоко крупного рогатого скота
| ||||||||||||||
Цены
товаро-производите-лей
|
24,2
|
26,3
|
27,4
|
33,0
|
32,9
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
100,0
| ||||
Питьевое молоко
| ||||||||||||||
Цены
переработчи-ков
|
33,3
|
40,4
|
42,3
|
53,3
|
58,8
|
137,6
|
153,6
|
154,4
|
161,5
|
178,7
| ||||
Молоко питьевое пастеризованное
2,5–3,2 % жирности
| ||||||||||||||
Потребитель-ские
цены
|
51,2
|
57,5
|
60,6
|
73,9
|
71,0
|
211,6
|
218,6
|
221,2
|
223,9
|
215,8
| ||||
Отметим прямую зависимость снижения государственной поддержки на производство молока (рис. 3)
Рисунок 3 - Соотношение объема субсидий и производства молока в Смоленской области
Источник: рассчитано авторами по данным статистической отчетности Смоленской области
Потребление молочной продукции также имеет устойчивую тенденцию с 2020 года к снижению и не соответствует рекомендуемому значению ВОЗ в 325 кг в год на 1 человека (рис.4).
Рисунок 4 - Потребление молока и молокопродуктов в Смоленской области, кг на душу населения
Источник: составлено авторами по данным финансовой отчетности по сельскому хозяйству (формы АПК) Смоленской области
Фактором, сдерживающим развитие молочной отрасли, является систематическое снижение поголовья коров. Их популяция за исследуемый период сократилась на 3,07 тыс. голов и остается неустойчивой, несмотря на все меры поддержки государства.
Основными видами государственной поддержки сельскохозяйственных организаций в Смоленской области на данный момент являются:
- субсидия на повышение молочной продуктивности («субсидия на 1 литр молока»);
- льготные краткосрочные кредиты (важны в период посевной и уборочной);
- несвязанная поддержка в области растениеводства («погектарная»);
- субсидии на развитие племенного животноводства.
Заключение. В настоящее время в результате совершенствования и корректировки программ повышения эффективности производства молока в сельскохозяйственных организациях Смоленской области в части ввода в основное стадо первотелок, выращенных в племенных хозяйствах, с определенной продуктивностью по первой лактации и живой массой, использования биологически активных кормовых добавок и модернизации заготовок кормов не происходит рост эффективности производства молока в регионе.
В сложившихся условиях инновационное развитие производства, повышение эффективности молочной отрасли и финансовое оздоровление ее участников, наращивание объемов производства молока, повышение качества молочной продукции и снижение существующей зависимости от импорта невозможны без участия государства.
Основными направлениями государственного регулирования при этом должны стать:
1. Разработка мер по увеличению прибыльности и рентабельности производителей молока путем субсидирования инвестиционного и краткосрочного кредитования, возмещения части капитальных затрат на создание и совершенствование перерабатывающих предприятий и объектов молочного животноводства, субсидирование производства товарного молока.
2. Стимулирование совершенствования и внедрения инновационных технологий: приобретение техники и технологий и эффективное их применение и использование, поддержание машин и оборудования в работоспособном состоянии, оптимизация состава машин и оборудования в соответствии со спецификой производства.
3. Поддержка переработчиков молока путем возмещения капитальных затрат на создание и модернизацию предприятий по переработке молока в размере не менее 35 % сметной стоимости объекта (но не выше предельной стоимости объекта), возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам (займам) на срок до 8 лет на строительство и модернизацию молокоперерабатывающих предприятий.
В целях корректировки мер государственной поддержки отрасли молочного скотоводства требуется изыскать дополнительные резервы для финансового обеспечения льготного кредитования отрасли молочного скотоводства.
В 2025 году объемы производства молока и молочных продуктов продолжат расти в РФ. В условиях повышенного спроса это открывает возможности для укрепления отрасли и достижения целей продовольственной безопасности, в том числе на уровне региона. При этом планируется, что меры государственного регулирования останутся адресными и гарантированными, соответствующими первостепенным запросам аграриев.
Страница обновлена: 19.05.2025 в 11:22:15