How a circular economy business model can increase the efficiency of an oil transportation company
Guryeva M.A.1, Davydova M.V.1, Tarasova O.V.1, Afanasyeva O.V.
1 Тюменский индустриальный университет
Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 7 (July 2025)
Abstract:
The development of modern industrial companies currently depends heavily on the quality of human capital, which is one of the factors that promote production growth and ensure the long-term sustainability of industries. The article provides an overview of Russian oil transportation companies and identifies their weaknesses in applying a circular economy business model to their practices. Based on this analysis, the authors propose strategies to improve production resource management efficiency in oil transportation companies on the example of PJSC Transneft.
The authors present a detailed plan for implementing the proposed measures, emphasizing the practical significance and economic efficiency of applying the circular economy business model to oil transportation companies.
Keywords: sustainable development, circular economy, circular economy business model, ESG specialist, ESG agenda, human capital, oil transportation company
JEL-classification: F63, L52, O11, M21
Введение. Особую роль в нефтесервисной отрасли России играют нефтетранспортные предприятия, гарантирующие своевременную транспортировку энергетического сырья как основы инфраструктуры секторов экономики промышленности.
В последние годы принципы работы нефтетранспортных сервисных предприятий модернизируются согласно тенденциям устойчивого развития, веяниям новой бизнес-модели циркулярной экономики и ESG-повестке, определяющих дальнейшие направления в совершенствовании стратегий деятельности предприятий.
Возросший в последнее десятилетие интерес к развитию подхода, называемого «замкнутым циклом», пришедшего на смену более ранним понятиям «безотходное производство», «нулевой цикл» и т.д., определяет необходимость рассмотрения и разработки наилучших путей совершенствования производственного процесса в компаниях согласно основам бизнес-модели циркулярной экономики. На данный момент времени положено начало исследованиям особенностей развития модели циркулярной экономики в производственных процессах промышленных предприятий в зависимости от их отраслевой принадлежности, что означает возможность поиска актуальных решений для модернизации промышленности.
В ходе проведения исследования изучены труды следующих ученых: Бирюков А.П., Тинякова В.И. [2], Герцик Ю.Г. [37], Бурмистрова В. А., Исмадиевой Б. А., Максимова И. А. [3], Беилин И. Л., Хоменко В. В. [1], Руденко М.Н. [28], Молчанова С.М., Самойлов А.В. [14], Бобылева С. Н., Григорьева Л. М. [6], Чеканов Е. В., Катульский Е. Д., Лясникова Ю. В. [38], Сысоевой Е. А. [34], Смирновой Т. С., Камышникова И. Н. [32], Кабанов С.С., Францева-Костенко Е.Е. [7] и др. Особое внимание уделено углубленной работе с официальными материалами российских нефтегазовых и, в частности, нефтетранспортных компаний.
Подавляющее число рассмотренных научных трудов исследователей посвящены теоретическим аспектам данной тематики и не содержат должного описания практического применения бизнес-модели циркулярной экономики в деятельности предприятий нефтегазовой промышленности для повышения эффективности использования производственных ресурсов. Следовательно, возникает очевидная необходимость поиска инновационных решений, позволяющих повысить эффективность использования производственных ресурсов нефтесервисных компаний.
Цель исследования – формирование предложений по совершенствованию эффективности использования производственных ресурсов нефтесервисных предприятий на основе применения бизнес-модели циркулярной экономики.
В ходе исследования использовалась совокупность научно-исследовательских подходов, к примеру, таких как: теоретический, структурно-логический, графико-аналитический, метод сравнительного бенчмаркинга и др.
Анализ сектора нефтетранспорта представлен в таблице 1 для тщательного изучения структуры нефтетранспортного рынка и понимания действий его основных участников, экономических субъектов, таких как: АО «АК «Транснефтепродукт», ООО «Газпромтранс», ООО «ЛУКОЙЛ-Транс», ООО «Нефтехимическая транспортная компания», ООО «УралОйл», ООО НК «РуссНефть-Брянск», ООО «СТАВНЕФТЕГЕОПРОМ», АО «Управление отгрузок», «ЗАО «Таманьнефтегаз», АО «Каспийский трубопроводный консорциум».
Таблица 1 – Обзор нефтетранспортных компаний России
(составлено авторами)
Компания
|
Год
|
Регион
|
Основные
виды
деятельности |
Источник
|
АО «АК
«Транснефтепродукт» (входит в состав ПАО «Транснефть») |
1993
|
Московская
область (Москва)
|
- транспортировка нефти и
нефтепродуктов;
- научно-техническое развитие; - обслуживание на трубопроводах; - партнерство с трубопроводными компаниями различных стран по вопросам нефтетранспорта |
[23]
|
ООО «Газпромтранс»
(100% дочернее общество ПАО «Газпром») |
2002
|
Московская
область (Москва)
|
- услуги сферы логистики;
- проектирование различных объектов; - сопровождение проектных изыскательных работ |
[18]
|
ООО
«ЛУКОЙЛ-Транс» (100% дочерняя структура ПАО «ЛУКОЙЛ») |
1994
|
Московская
область (Москва)
|
- транспортировка груза
железнодорожным путем и нефтепродуктов по трубопроводам;
- услуги по сопровождению перевозок; - судообеспечение |
[19]
|
ООО
«Нефтехимическая транспортная компания» (совместная компания ПАО «СИБУР Холдинг» и АО «СГ-транс») |
2018
|
Московская
область (Москва)
|
- организация крупнейших
перевозок грузового характера;
- транспортировка нефтехимической продукции и сжиженных газов |
[20]
|
ООО «УралОйл»
|
1991
|
Пермский
край (Пермь)
|
- маркетинг, транспорт и
переработка нефтепродуктов
|
[21]
|
ООО НК
«РуссНефть-Брянск» (филиал АО НК «РуссНефть») |
2002
|
Брянская
область
(п. Жеча) |
- эксплуатирование
нефтеналивного терминала
|
[27]
|
ООО
«Ставнефтегеопром» |
2009
|
Ставропольский
край (Ессентуки)
|
- транспортировка нефти и газа;
- производство и продажи продуктов газа и нефти |
[31]
|
АО
«Управление отгрузок» (входит в состав ПАО «НГК «Славнефть») |
2011
|
Ярославская
область (Ярославль)
|
- транспорт продукции с
нефтеперерабатывающего комплекса холдинга
|
[22]
|
«ЗАО
«Таманьнефтегаз» (входит в группу компаний «ОТЭКО») |
2012
|
Краснодарский
край (п. Волна)
|
- оператор перегрузочного
комплекса нефти и нефтепродуктов, сжиженных углеводородных газов
|
[35]
|
АО «Каспийский
трубопроводный консорциум» (КТК-Р) |
1992
|
Московская
область (Москва)
|
- нефтетранспортный проект международного
уровня (с участием России, Казахстана, а также мировых лидеров – добывающих
компаний), направленный на создание и эксплуатацию магистрального
трубопровода
|
[12]
|
На основе анализа данных подчеркнем, что наиболее крупным и важным звеном в системе нефтетранспорта – как российского, так и мирового – является компания ПАО «Транснефть». У компании не существует аналогичных по размерам и мощностям конкурентов в секторе трубопроводной транспортировки нефтепродуктов и нефти.
В ходе ранее проведенного исследования [5], были выявлены следующие слабые стороны российских нефтетранспортных предприятий:
– на данный момент отсутствует универсальная методика оценки устойчивого развития и циркулярной экономики на нефтегазовых и, в частности нефтетранспортных предприятиях;
– отмечается сравнительно низкий уровень инвестиций со стороны предприятий, направляемых на защиту окружающей среды. Необходимо разрабатывать стратегии и мероприятия, которые помогут предприятиям снизить негативное воздействие и увеличить свой позитивный вклад в окружающую среду, как финансовыми, так и нефинансовыми методами;
– у большинства крупнейших предприятий нефтетранспорта наблюдается недостаточно высокий уровень самостоятельного обезвреживания отходов;
– несмотря на комплексные действия компаний, степень устойчивого развития и внедрения экономики замкнутого цикла остается на сравнительно невысоком уровне;
- отмечаются определенные успехи компаний в области повышения экологической ответственности и развития экологического интеллекта сотрудников [5].
Основная часть. Мероприятия в сфере циркулярной экономики для нефтетранспортных предприятий и нефтесервиса в целом имеют огромное значение в контексте глобального устойчивого развития и сохранения ограниченных природных ресурсов планеты. Бизнес-модель циркулярной экономики предполагает замкнутый промышленно-производственный цикл с минимизацией использования ресурсов, повышающий эффективность их применения, а также максимально возможное устранение объемов промышленных отходов. Мероприятия, включающие в себя элементы циркулярной экономики, способствуют популяризации этого подхода и стимулируют бизнес и общество к принятию новых способов потребления и производства, предполагая возможность открытого доступа к новым знаниям и ресурсам, обмен опытом с коллегами, поиск новых идей и технологий для совместных проектов. Авторское видение путей повышения эффективности использования производственных ресурсов нефтетранспортного предприятия, согласно бизнес-модели циркулярной экономики, представлено на рисунке 1.
Рисунок 1 – Пути повышения эффективности использования производственных ресурсов нефтетранспортного предприятия согласно бизнес-модели циркулярной экономики (составлено авторами)
В соответствии с рисунком 1 предлагается первое мероприятие в рамках развития бизнес-модели циркулярной экономики нефтетранспортных предприятий – создание единой платформы от крупнейшей компании ПАО «Транснефть», вынужденной ограничивать информацию о своих достижениях в области устойчивого развития и ESG-политики в открытом доступе, но стремящейся к успехам в области циркулярного развития.
Предполагается, что регистрацию на платформе может пройти любое нефтетранспортное предприятие с целью поиска партнеров для проектов по циркулярной экономике и развитию своей деятельности в этой сфере. Для регистрации предприятию необходимо оплатить взнос (платеж в пользу компании ПАО «Транснефть»), чтобы любой сотрудник мог получить доступ к созданию своего профиля на платформе.
Пользователей платформы предлагается делить на большие кластеры: управляющее звено, инженерно-технический персонал и рабочие кадры нефтетранспортных предприятий. Выбор роли станет первым и обязательным шагом при регистрации.
В основе сервисов – алгоритмы нейросетевого характера, которые анализируют профили пользователей и их поведение в приложении, определяют, насколько они могут быть полезны друг другу, и создают рекомендации в ветке деловых партнеров, уроков и кейсов. В сервисах возможно создание разделов, далее приведем доступные примеры с подобных платформ [39]:
1. «Партнеры» – для полезных знакомств между специалистами нефтетранспортных предприятий. Пользователь заполняет профиль, заходит в раздел «Партнеры» и осуществляет поиск сотрудников или даже инвесторов. Возможны опции для обсуждения вопросов в формате личных встреч, запросов о помощи по саморазвитию и обучению в области циркулярной экономики. У каждого пользователя в личном кабинете должен быть заполнен профиль, в котором указаны: должность, сфера научных интересов, название компании, а также достижения и основные показатели компании по устойчивому развитию и циркулярной экономики.
2. «Проекты» – агрегатор всех мероприятий, представленных на площадке. Представитель любой компании может предложить проект, разместить его на платформе и ждать, когда желающие принять участие либо оказать помощь откликнутся на данное мероприятие.
3. «Уроки» – раздел, где любой пользователь может загрузить видео, в котором обучает пользователей сети по какому-либо вопросу или принципу в рамках циркулярной экономики.
4. «Кейсы» – раздел, в котором будут собраны статьи, рассказывающие об успешном опыте ведущих мировых компаний в сфере внедрения принципов циркулярной экономики и устойчивого развития в производственную деятельность организации [39].
На платформе запланировано использование режима «свайп» (в переводе с английского означает «смахивание»), знакомый пользователям по популярным Internet-сервисам: влево – неинтересно, вправо – понравилось, в избранное, что позволяет быстро находить нужную для проектов и специалистов информацию.
Создание проекта требует значительных вложений в техническое обеспечение и работу разработчиков (специалистов в сфере программного обеспечения). Однако стоит отметить, что на первоначальном этапе не потребуются значительные затраты на различные виды рекламы и продвижение данной платформы. Так, руководители нефтетранспортных предприятий могут воспользоваться корпоративной рассылкой информации с целью донесения необходимости регистрации сотрудников в новой платформе [39].
Затраты, планируемые на проведение мероприятия по созданию единой платформы от ПАО «Транснефть» для сотрудничества в сфере циркулярной экономики представлены в таблице 2. Большая часть статей расходов направлена на разработку необходимых технологических компонентов, без которых невозможно бесперебойное функционирование платформы.
Таблица 2 – Планируемые затраты на мероприятие по созданию ПАО «Транснефть» единой платформы проектов циркулярной экономики (составлено авторами на основе открытых источников сети Internet)
Вид (статья) затрат
|
Стоимость,
руб.
|
Разработка серверов
|
500 000
|
Разработка базы
данных
|
100 000
|
Разработка хранилища
файлов
|
100 000
|
Разработка сетевого
оборудования
|
200 000
|
Лицензия на платформу
|
100 000
|
Обслуживание и
обновления в первый год [8]
|
1 000 000
|
Управление проектом,
дизайном, функционалом, бесперебойной работой приложения [9, 29, 33]
|
900 000
|
Итого
|
2000000
|
Итоговая стоимость проекта, направленная на создание приложения с понятным интерфейсом для сотрудничества предприятий в ESG-области сроком на один календарный год, составляет не менее 2 млн. руб. Согласно исследованию портала Нетология, в среднем крупные предприятия вводят в обучение около 83% своих работников [11]. Платформа может гарантировать непрерывный процесс обучения и обмена опытом 100% сотрудников предприятия, поскольку взнос за участие в платформе платится единоразово за компанию, а не за отдельно взятого участника (сотрудника). При этом предполагаемый ежегодный взнос – 500 тыс. руб. – меньшая сумма в сравнении со средними затратами предприятия на обучение работников в год – до 4 млрд руб. работодатели готовы тратить в год на обучение кадров [17]. Таким образом, происходит экономия ресурсов на обучение сотрудников согласно современным тенденциям экологически целесообразного и устойчивого образования.
Вторым мероприятием, предлагаемым авторами для нефтетранспортных предприятий (на примере ПАО «Транснефть») с целью развития циркулярной бизнес-модели экономики в отрасли, является создание на каждом отдельном нефтетранспортном предприятии комитета по циркулярной экономике и устойчивому развитию. Предлагается, что ПАО «Транснефть» создает внутри компании отдел с целью сбора, анализа и использования актуальной информации и современных трендов в направлении становления циркулярной экономики и ESG-повестки. Отдел комплектуется не менее 3 специалистами-менеджерами по устойчивому развитию (ESG-специалисты), функционал которых заключается в разработке, совершенствовании и внедрении идей по адаптации новых сотрудников к системе экологической политики компании, стратегиям и мероприятиям по циркулярной экономике. Данный формат адаптации новых сотрудников путем работы с ESG-специалистами по циркулярной экономике позволяет выполнить следующие задачи:
- создание положительного имиджа компании согласно современным экологическим трендам для молодых специалистов, от которых зависит дальнейшее развитие компании;
- формирование положительного имиджа предприятия как приверженца циркулярной бизнес-модели в глазах общественности и инвесторов, способных влиять на экологическое становление направлений деятельности компании;
- развитие корпоративной культуры согласно актуальным глобальным целям и ценностям человечества, от которых зависит сохранение окружающей среды и благосостояние общества.
Согласно исследованиям LinkedIn Green Economy Skills Report 2022 [1] доля «зеленых» талантов на бирже труда увеличилась с 9,6% в 2015 г. до 13,3% в 2022 г., а в пятерку самых быстрорастущих «зеленых» профессий в период с 2016 по 2021 гг. с точки зрения годового роста вошли менеджер по устойчивому развитию (30%), эколог (22%), специалист по охране окружающей среды и технике безопасности (20%).
Менеджер устойчивого развития (ESG-специалист) владеет экономическими, социологическими, экологическими и юридическими знаниями, помимо экологической адаптации сотрудников управляет проектами на основе циркулярных и устойчивых моделей, занимается оценкой рисков и заполняет ESG-отчеты. ESG-специалист осуществляет ежедневный мониторинг новейших и наиболее качественных, эффективных практик внедрения циркулярной модели экономики.
Планируемые статьи расходов на данное мероприятие, которые необходимо внести в бюджетный план компании, представлены в таблице 3.
Таблица 3 – Планируемые затраты на поиск и привлечение специалистов в области циркулярной экономики и устойчивого развития (ESG-специалисты) для ПАО «Транснефть»
(составлено авторами на основе открытых источников сети Internet)
Статья затрат
|
Характер затрат
|
Сумма
|
Поиск новых
сотрудников
|
Премия менеджеру по
персоналу (HR-специалисту) за поиск сотрудника
|
30 000 руб.
|
Заработная плата
работников
|
Заработная плата для
3 сотрудников на протяжении первого года
|
50 000 руб. – на
1 сотрудника в месяц;
150 000 руб. – на 3 сотрудников в месяц; итого 1 800 000 руб. – на 3 сотрудников в год |
Премии
|
Премии 1 раз в
полгода 30% от заработной платы на работников
|
15 000 руб. – на
1 сотрудника раз в полгода;
45 000 руб. – на 3 сотрудников раз в полгода; 90 000 руб. – на 3 сотрудников в год |
НДФЛ
|
13% от заработной
платы
|
6500 руб. – на 1
сотрудника в месяц;
19 500 руб. – на 3 сотрудников в месяц; 234 000 руб. – на 3 сотрудников в год |
Организация рабочего
процесса
|
Средняя стоимость
оснащения 3 рабочих мест (аренда обустроенного рабочего офиса) [30]
|
29 687, 5 руб. –
на 1 работника;
1 068 750 руб. – на 3 работников |
Социальный пакет
|
Средняя стоимость
социальных услуг (в который входит прежде всего ДМС и служебная пенсия) [30]
|
120 000 руб. –
на 1 работника в год;
360 000 руб. – на 3 работников в год |
Итого (за год), руб.
|
3 552 750
|
Введение в штатное расписание позиций специалистов по циркулярной экономике (ESG-специалистов) предлагается с целью адаптации и погружения сотрудников с первого рабочего дня в особенности устойчивого развития и связанного с ним отраслевыми особенностями экологического менеджмента и ESG-приоритетами компании. Это необходимо для высокого уровня подготовки работников и предотвращения аварий и ошибок в производственных процессах компании, несущих за собой существенные эколого-экономические ущербы и репутационные риски. К примеру, при факте разлива нефти и нефтепродуктов компании может грозить приостановление работы сроком до 90 суток и выплаты до 146 млрд руб. для возмещения вреда окружающей среде [4].
При внедрении принципов циркулярной экономики становится очевидным инновационное совершенствование предприятия, увеличивается интенсивность создания новаторских идей в рамках производственного процесса согласно основным положениям устойчивого развития, учитывающих проблематику обезвреживания и переработки отходов крупнейших нефтетранспортных предприятий, требующей особых знаний и подхода с использованием современных технологий.
На данный момент нефтетранспортные российские компании преимущественно не перерабатывают весь произведенный объем отходов, либо отдают незначительную часть отходов на переработку, не занимаясь их самостоятельным обезвреживанием, которое может стать экономически более выгодным (менее финансово затратным) в случае рационального подхода к решению данной проблемы.
Третьим мероприятием для нефтетранспортного предприятия предлагается установка оборудования для самостоятельного обезвреживания нефтеотходов, позволяющая компаниям проявлять гибкость, мгновенно реагируя на различные изменения объемов и особенностей нефтеотходов.
Ниже представлена сравнительная характеристика различных установок для обезвреживания и переработки нефтеотходов на нефтетранспортном российском предприятии (таблица 4).
Таблица 4 – Сравнительная характеристика различных установок для обезвреживания и переработки нефтеотходов
(составлено авторами на основе открытых источников сети Internet)
Название
|
Преимущества
|
Недостатки
|
Стоимость
|
«ФОРТАН» [15]
|
выполнена
из нержавеющей жаропрочной стали; имеется возможность модификации
конструкции под определенные условия; имеются средства взрывозащиты; легко поддается
ремонту; предназначена для мобильного использования: имеют стандартные
размеры для транспортировки любым видом транспорта.
|
требуется особое
обучение по особенностям специфического обслуживания установки.
|
договорная цена в
среднем не менее 6 млн руб.
|
«Урал-24» [36]
|
отсутствие
цикличности производственного процесса, затрат энергии и времени на нагрев и
охлаждение; постоянство режима работы и производственного процесса; высокая
производительность при низком объеме; максимальный показатель производительности
в режиме подачи отходов.
|
невозможность
переработки крупнофракционных отходов без измельчения. Сложность
технологического процесса.
|
договорная цена, в
среднем не менее 5 млн руб.
|
«FPP
02» [13]
|
модульное решение,
которое можно доставить автомобильным транспортом; не требует крупномасштабных
строительных работ (может быть установлено на бетонной площадке);
поставляется в готовом к использованию виде и обладает высокой производительностью
переработки.
|
сложность
конструкции.
|
договорная цена, в
среднем не менее 3,9 млн руб.
|
Для переработки отходов в нефтесервисе рассмотрим оборудование «FPP 02», выбранное в силу самых минимальных капитальных затрат среди аналогов при обширном качественном функционале. Является отечественной разработкой для переработки нефтешлама, не требующей капитального строительства, предназначенной для любых объемов сырья, легко управляемой и работающей практически без остановки [24]; при мощности 100 кВт способна переработать 250 кг сырья в час [25].
По данным ПАО «Транснефть» за 2020 г., компания произвела 307,166 т отходов за год [23]. Следовательно, в общей сложности необходимо 1229 часов работы (153 рабочих дня) бесперебойного оборудования «FPP 02» для переработки данного объема отходов.
Стоимость одной установки «FPP 02» является договорной, однако в среднем составляет не менее 3,9 млн руб. [16]. При этом на выходе цена биоматериала (бионефти) оценивается 8 тыс. руб. за тонну (2457328 руб. за 307,166 т), что означает, что компания сможет окупить установку оборудования в достаточно короткий срок, если полностью переработает свои и даже дополнительные отходы, например, направленные другой компанией-партнером организации, не имеющей собственного аналогичного оборудования.
Заключение. Таким образом, рассмотрены три мероприятия, направленные на повышение эффективности использования производственных ресурсов нефтетранспортного предприятия согласно принципам бизнес-модели циркулярной экономики. Для оценки целесообразности проведения мероприятий рассмотрим их экономическую эффективность, рассчитываемую по формуле 1:
(1)
где Эр – годовая экономия;
Ен – нормативный коэффициент (Eн = 0,21);
Кп – капитальные затраты на проектирование и внедрение, первоначальная стоимость внедряемой программы;
Э – итоговый экономический эффект [26].
Результаты расчетов экономической эффективности предлагаемых авторами мероприятий, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов нефтетранспортного предприятия, согласно принципам бизнес-модели циркулярной экономики, представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Расчет экономической эффективности мероприятий, направленных на повышение эффективности использования производственных ресурсов нефтетранспортного предприятия согласно принципам циркулярной модели (составлено авторами)
Название
мероприятия |
Годовая
экономия, млн руб. |
Нормативный коэффициент, %*
|
Капитальные затраты,
млн руб. |
Экономический эффект,
млн руб. |
Создание единой
платформы по вопросам сотрудничества предприятий в сфере циркулярной
экономики
|
3900
|
21
|
2
|
3899,58
|
Введение в структуру
персонала компании специалистов по устойчивому развитию и циркулярной
экономике
|
145996, 5
|
21
|
3,5
|
145995,765
|
Установка
собственного оборудования на предприятии для обезвреживания нефтеотходов
|
15,3
|
21
|
3,9
|
14,481
|
Следовательно, предлагаемые мероприятия обладают положительной экономической эффективностью и могут принести предприятию дополнительную прибыль в долгосрочной перспективе. Важно отметить, что:
– получение большого экономического эффекта возможно путем объединения усилий предприятий-партнеров на единой платформе циркулярной экономики;
– введение должности ESG-специалиста выступает необходимым с точки зрения дальнейшего проведения и совершенствования мероприятий компаний на долгосрочной основе;
– предлагаемые мероприятия позволяют сократить затраты на сырье для производства путем использования биоматериала, получаемого при переработке нефтяных отходов;
– использование вторичных ресурсов повышает общую эффективность производственных процессов, уменьшает потребление ограниченных ресурсов;
– меньшее потребление ограниченных ресурсов в свою очередь позволяет снизить риски, связанные с постоянными изменениями цен на нефть и переменами в геополитической ситуации;
– предлагаемые мероприятия позволяют повысить имидж, инвестиционную привлекательность нефтетранспортного предприятия благодаря внедрению принципов циркулярной экономики, что приведет к увеличению прибыли и большей устойчивости деятельности компании.
Практическая значимость применения бизнес-модели циркулярной экономики на нефтетранспортных предприятиях заключается в сдерживании значительных колебаний и рисков компаний на глобальном энергетическом рынке и совершенствовании стратегии долгосрочного эффективного планирования промышленно-производственной деятельности.
[1]Global Green Skills Report 2022.
Доступ через: https://economicgraph.linkedin.com/content/dam/me/economicgraph/en-us/global-green-skills-report/global-green-skills-report-pdf/li-green-economy-report-2022.pdf
References:
Beilin I.L., Khomenko V.V. (2018). Economic evaluation of the optimal performance of an innovative enterprise taking into account the cyclical nature of its development. Russian Journal of Innovation Economics. 8 (3). 499-512. doi: 10.18334/vinec.8.3.39384.
Biryukov A. P., Lyan T., Tinyakova V. I. (2023). Russia's transition to a circular economy: necessity, opportunities and challenges. Creative Economy. 17 (3). 855-868. doi: 10.18334/ce.17.3.117432.
Bobyleva S. N., Grigoreva L. M. (2016). Report on Human Development in the Russian Federation for 2016. The UN Sustainable Development Goals and Russia. Short version
Burmistrov V. A., Ismadieva B. A., Maksimov I. A. (2018). Analysis of the status of transition of developed countries to the principles of circular economy. Standards and Quality (Standarty i kachestvo). (8). 40-43.
Chekanov E. V. Katulskiy E. D., Lyasnikova Yu. V. (2017). Regularities of the cyclic formation of economic systems in the modern economy. Economics and socium: contemporary models of development. 7 (3). 18-28.
Fokina I. I., Gertsik Yu. G. (2023). Analysis of the concept of industrial symbiosis to create a circular business model. Leadership and Management. 10 (4). 1175-1192. doi: 10.18334/lim.10.4.119294.
Gureva M. A., Davydova M. V., Plotnikova K. S. (2022). Assessment of th circular economy development on the example of an oil transportation company. Russian Journal of Innovation Economics. 12 (1). 425-448. doi: 10.18334/vinec.12.1.114436.
Kabanov S.S., Frantseva-Kostenko E.E. (2023). Cyclical theory of economic development and its relevance for forecasting the Russian economy. Creative Economy. 17 (1). 129-148. doi: 10.18334/ce.17.1.116903.
Molchanova S.M., Samoylov A.V. (2020). Circular economy in the conditions of industrialization and urbanization. Journal of International Economic Affairs. 10 (1). 135-148. doi: 10.18334/eo.10.1.41363.
Skachkov O. V., Rudenko M. N. (2024). Digitalization of stakeholder interaction as a tool for ensuring the region's economic security. Economic security. 7 (12). 3023-3038. doi: 10.18334/ecsec.7.12.122317.
Smirnova T. S., Kamyshnikov I. N. (2019). Problems of implementation of the Sustainable Development Goals in Russia. Moscow Economic Journal. (8). 61.
Sysoeva E. A. (2019). Circular economics in the context of sustainable development (Russia, Saransk). Problems of modern economics. (2). 199-204.
Страница обновлена: 07.06.2025 в 12:39:34