Исследование общественного мнения о познании ключевых аспектов устойчивого развития и циркулярной экономики
Гурьева М.А.1, Бутко В.В.1
1 Тюменский индустриальный университет, Россия, Тюмень
Скачать PDF | Загрузок: 7 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 10, Номер 7 (Июль 2020)
Цитировать:
Гурьева М.А., Бутко В.В. Исследование общественного мнения о познании ключевых аспектов устойчивого развития и циркулярной экономики // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 7. – С. 1901-1920. – doi: 10.18334/epp.10.7.110604.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812127
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье представлен подробный анализ проведения и обработки результатов прикладного социологического исследования общественного мнения касательно познания респондентов о ключевых аспектах устойчивого развития, зеленой и циркулярной экономик
Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, циркулярная экономика, общественное мнение, анкетирование
JEL-классификация: P59, O49, Q56
Введение
Начиная с последней четверти XX столетия к изучению явления и особенностей экологического образования и мышления обращается все большее количество ученых, что обусловлено возрастающей необходимостью формирования бережливого отношения человека к природе. К примеру, проблематикой определения понятия экологического сознания занимается А.Р. Ашхамаф [2] (Ashkhamaf, 2010). В труде Л.Ю. Чуйковой [12] (Chuykova, 2012) проанализировано развитие теорий и принципов экологического мышления на уровне школьного образования. И.А. Халий [11] (Khaliy, 2015) рассмотрел экологическое сознание населения на основе массовых опросов «Левада-Центра», ФОМ и ВЦИОМ. С методической точки зрения в своей работе О.А. Нестерова и О.В. Пожарницкая [8] (Nesterova, Pozharnitskaya, 2018) описывают устойчивое человеческое благосостояние, в том числе и экологические ценностные категории. Модель эколого-управленческого сознания в «новой эпохе» изучена К.С. Арутюнян [1] (Arutyunyan, 2020) и т. д.
Ранее в исследовании обозначен общий концепт циркулярной экономики. В рамках предложенной инновационной модели структурированы масштабные уровни его проявления, что включает в себя микроуровень, характеризующий развитие экологического самосознания общества. Стрежневым базисом преобразований выступают трансформационные изменения потребительского поведения и предпочтений в обществе, способные менять мировую экономическую систему [4, 5, 6] (Gureva, 2019; Gureva, 2019; Danilov-Danilyan, 2019). По прогнозу, озвученному главой Международного валютного фонда (МВФ) Кристалиной Георгиевой, мировая экономика на протяжении всего 2020 г. будет переживать состояние рецессии с возможной последующей перспективой роста в 2021 г. [15]. На наш взгляд, в текущий период привлекательность перехода к тренду и широкому использованию циркулярных принципов возрастает и становится более очевидной.
Для разработки высокоэффективных стратегических программ по внедрению принципов и бизнес-моделей циркулярной экономики на территориальном пространстве России необходимо четко представлять исходно-исторически сформированный социальный портрет общества, что позволяет конкретизировать и вносить корректирующие мероприятия на этапе построения модельных сценариев.
Цель исследования обозначена в выявлении сформированного у граждан России уровня экологической образованности, осведомленности и грамотности в вопросах концептуального представления об устойчивом развитии и сопутствующих ему новейших трансформационных проявлениях в виде зеленой и циркулярной экономик.
Объектом исследования выступает экологическая культура личности в современном российском обществе; предметом – влияние новейших концепций устойчивого развития на уровень экологической грамотности.
Для изучения общественного мнения выбран наиболее часто используемый метод анкетного опроса. Оперативное исследование познания о ключевых аспектах устойчивого развития, зеленой и циркулярной экономик проведено с использованием системы компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИС) [7, 13] (Kanygin, 1999; Yakovleva, 2014) посредством технологического инструмента платформы Google Формы.
Разработанная опросная форма включает в себя 20 вопросов, подразделяющихся на три аналитические группы следующим образом:
- уровень экологического познания (вопросы № 1–7, 10, 12, 14);
- экологизированность поведения (вопросы № 8, 9, 11, 13, 15–17);
- социальный портрет респондента (вопросы № 18–20).
Полное содержание опросного листа анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» представлено в соответствующей Google Форме в сети Интернет [14].
В компьютерном интервьюировании приняли участие 400 человек, временной период проведения – с 23 марта по 6 апреля 2020 г., закончено по фактически достигнутому достаточному количеству респондентов (требуемый объем выборки – 384 человек). Генеральная совокупность обозначена численностью постоянного населения России по данным Росстата на 18.06.2019 г. (146 780 720 чел.) [10]; доверительная вероятность составила 95%, доверительный интервал – 5% (рис. 1).
Рисунок 1. Визуализация опросного листа компьютерного интервьюирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» на платформе Google Формы (фрагмент)
Источник: составлено авторами.
По первому блоку вопросов «Уровень экологического познания» полученные ответы от респондентов визуализированы в таблице 1.
Таблица 1
Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», блок 1 «Уровень экологического познания»*
Общее количество респондентов
|
Порядковый номер вопроса /
Формулировка вопроса / Варианты ответов
| |||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
1. Знакомо ли Вам понятие
«устойчивое развитие»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
174 (43,50%)
|
78 (19,50%)
|
148 (37,00%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
2. Знакомо ли Вам понятие
«цели устойчивого развития»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
136 (34,00 %)
|
126 (31,50%)
|
138 (34,50%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. 100% |
3. Знакомо ли Вам понятие
«зеленая экономика»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
145 (36,25%)
|
165 (41,25%)
|
90 (22,50%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
4. Знакомо ли Вам понятие
«циркулярная экономика»?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Имею примерное представление
| ||||||||||||
90 (22,50%)
|
223 (55,75%)
|
87 (21,75%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
5.
Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «зеленая экономика»
синонимами?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| ||||||||||||
44 (11%)
|
179 (44,75%)
|
177 (44,25%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
6.
Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «циркулярная экономика»
синонимами?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| ||||||||||||
46 (11,50%)
|
151 (37,75%)
|
203 (50,75%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. 100% |
7.
Считаете ли Вы понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика»
синонимами?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| ||||||||||||
59 (14,75%)
|
137 (34,25%)
|
204 (51,00%)
| ||||||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. |
10.
Как Вы оцениваете уровень развития по следующим параметрам...**,***
| |||||||||||||
Экологическая культура (Россия)
|
Экологическая культура (мир)
|
Экологическое образование (Россия)
| ||||||||||||
Высокий
|
2
|
Очень высокий
|
3
|
Высокий
|
6
| |||||||||
Низкий
|
175
|
Средний
|
184
|
Низкий
|
175
| |||||||||
Экологическое образование
(мир) |
Экологическое законодательство
(Россия)
|
Экологическое законодательство (мир)
| ||||||||||||
Очень высокий
|
5
|
Очень высокий
|
3
|
Очень высокий
|
7
| |||||||||
Средний
|
179
|
Низкий
|
140
|
Средний
|
156
| |||||||||
Государственное финансирование
экологии (Россия)
|
Государственное финансирование
экологии (мир)
|
Государственное финансирование
инноваций (Россия)
| ||||||||||||
Очень высокий
|
2
|
Очень высокий
|
4
|
Очень высокий
|
4
| |||||||||
Низкий
|
158
|
Средний
|
150
|
Средний
|
138
| |||||||||
Государственное финансирование
инноваций (мир)
|
Экологическая обстановка
(Россия) |
Экологическая обстановка
(мир) | ||||||||||||
Очень высокий
|
14
|
Очень высокий
|
4
|
Очень высокий
|
3
| |||||||||
Средний
|
146
|
Низкий
|
132
|
Средний
|
153
| |||||||||
| ||||||||||||||
400 чел. 100% |
12.
Как вы считаете, насколько распространено внедрение принципов циркулярной
экономики в других странах?***
| |||||||||||||
Ед.
изм.
|
только
в развитых странах
|
в
развивающихся странах
|
вообще не распространено |
в
слаборазвитых странах
|
затрудняюсь
ответить
| |||||||||
чел.
|
289
|
75
|
37
|
7
|
10
| |||||||||
%
|
72,25
|
18,75
|
9,25
|
1,75
|
2,5
| |||||||||
| ||||||||||||||
400 чел.
100% |
14.
Имеете ли Вы представление о национальном проекте «Экология» в России?
| |||||||||||||
Да
|
Нет
|
Частичное
| ||||||||||||
50 (12,50%)
|
229 (57,25%)
|
121 (30,25%)
| ||||||||||||
** Указаны только варианты ответов с максимальными и минимальными значениями результатов.
*** Данный вопрос подразумевает множественность в выборе ответов
Источник: составлено авторами.
Вопросы под номерами 1–7 первого блока наделены метафорическим характером и направлены на выявление общего уровня экологического познания, сформировавшегося у индивида, приобретшего определенный образовательный уровень и находящегося под воздействием современной информационной среды.
Ответы на первый вопрос демонстрируют высокую степень узнавания формулировки «устойчивое развитие», что может быть обусловлено его практически 30-летней историей развития (43,50% дали утвердительный ответ и 37% признали, что понятие им знакомо) (рис. 2).
Рисунок. 2. Визуализация ответов респондентов на 1-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «устойчивое развитие»?
Источник: составлено авторами.
При проверке более углубленного знания, заключающегося в конкретизации принципов устойчивости, количество ответов респондентов, обладающих некой информацией, заметно снизилось на 9,5% и составило только 34%; число респондентов с отрицательным ответом возросло на 12% (рис. 3).
Рисунок. 3. Визуализация ответов респондентов на 2-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «цели устойчивого развития»?
Источник: составлено авторами.
Следовательно, предположительно, что концепт устойчивого развития знаком обществу скорее как растиражированное словосочетание в информационной среде, с его особенностями знакома лишь треть опрошенных.
Число отрицательных ответов постепенно возрастет, демонстрируя, что о зеленой экономике не имеют представления 41,25% анкетируемых, при этом число положительно ответивших составляет 36,25%; наблюдается стремительное снижение уровня знаний – о тенденции в новейшей экономике в направлении циркулярного развития осведомлены только 22,50% респондентов (рис. 4).
Рисунок 4. Визуализация ответов респондентов на 3-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «зеленая экономика»? и 4-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «циркулярная экономика»?
Источник: составлено авторами.
Данное наблюдение интерпретировано нами как негативный тренд, заключающийся в отсутствии достаточного объема познания, накапливаемого обществом в сфере циркулярной экономики и устойчивого развития.
Следующие далее вопросы направлены на осознанное использование анализируемых дефиниций, так, 44,75% респондентов понимают разницу между понятиями «устойчивое развитие» и «зеленая экономика», но лишь 37,75% не считают синонимами «устойчивое развитие» и «циркулярную экономику». Значительное снижение уровня осведомленности наблюдается на вопросе № 7 – всего 34,25% находят различными понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика». В совокупности с количеством полученных ответов с формулировкой «Затрудняюсь ответить» (вопрос № 5 – 44,25%; вопрос № 6 – 50,75% и по вопросу № 7 – 51%) можно констатировать, что термин «циркулярная экономика» знаком примерно 34% опрошенных (рис. 5).
Рисунок 5. Визуализация ответов респондентов на 5-й (Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «зеленая экономика» синонимами?), 6-й (Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «циркулярная экономика» синонимами?), 7-й (Считаете ли Вы понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика» синонимами?) вопросы
Источник: составлено авторами.
Вопрос № 10 имеет шкалу оценок по разнообразным направлениям проявлений развития общего концепта экологического знания. В вышеприведенной таблице 1 отображены только варианты ответов респондентов, набравших максимальное и минимальное количества совпадений. Рассмотрим попарно параметры, предложенные к сравнению: экологическая культура; экологическое образование; экологическое законодательство; государственное финансирование экологии; экологическая обстановка – по всем наблюдается единая тенденция, что в России уровень развития ниже, чем в мире. Исключение составляет параметр «Государственное финансирование инноваций», здесь респонденты оценили уровень развития единообразно как «средний» (рис. 6).
Рисунок 6. Визуализация ответов респондентов на 10-й вопрос «Как Вы оцениваете уровень развития по следующим параметрам...»
Источник: составлено авторами.
При этом стоит отметить умышленно допущенную автором при формулировке вопроса неточность: понятие «мир» носит обобщенный характер и не имеет конкретизированного описания, например, со странами какого уровня развития производится сравнительная оценка России? Это вызывает дополнительный ряд вопросов, требующих детального изучения и основательного уточнения, не предусмотренных тематикой проводимого исследования.
Не имея четкого представления о принципах циркулярной экономики и о самом концепте, тем не менее подавляющее количество респондентов считают, что наибольший охват по их распространению и внедрению наблюдается в развитых странах 72,25% (рис. 7).
Рисунок 7. Визуализация ответов респондентов на 12-й вопрос «Как вы считаете, насколько распространено внедрение принципов циркулярной экономики в других странах?», чел. (фрагмент)
Источник: составлено авторами.
Только 12,5% опрошенных осведомлены о национальном проекте «Экология» [9], а 57,25% ответили отрицательно (рис. 8).
Рисунок 8. Визуализация ответов респондентов на 14-й вопрос «Имеете ли Вы представление о национальном проекте «Экология» в России?»
Источник: составлено авторами.
Следовательно, может быть поставлена под сомнение корректность полученных оценок с точки зрения наличия необходимого уровня профессиональных знаний в области устойчивого развития у некоторой части респондентов.
Опираясь на анализ ответов по первому блоку «Уровень экологического познания», возникает предположение, что только у трети опрошенных сформировано правильное представление о концепте устойчивого развития, и в частности циркулярной экономике.
Вопросы второго блока направлены на установление уровня личной экологизированности поведения респондентов, основанного на их собственной оценке (табл. 2).
Таблица 2
Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», блок 2 «Экологизированность поведения»*
Общее количество респондентов
|
Порядковый номер вопроса /
Формулировка вопроса / Варианты ответов
| ||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100% |
8.
Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?
| ||||||||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| |||||||||||||||||
186 (46,50%)
|
117 (29,25%)
|
97 (24,25%)
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел. |
9.
Каких принципов циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной
жизни?**
| ||||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
сортировка
мусора
|
предпочитаю
общественный транспорт
|
использую
систему «Умный дом»
|
предпочитаю
передвигаться на самокате / велосипеде и т.п.
|
установил
2-тарифные счетчики
|
при
совершении покупок использую хозяйственную сумку
| |||||||||||||
100%
|
чел.
|
121
|
122
|
33
|
177
|
217
|
232
| ||||||||||||
%
|
30,30
|
30,50
|
8,30
|
44,30
|
54,30
|
58,00
| |||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100 % |
11.
По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов циркулярной экономики
эффективно?
| ||||||||||||||||||
Да
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| |||||||||||||||||
158 (39,50%)
|
39 (9,75%)
|
203 (50,75%)
| |||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел. |
13.
В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов
циркулярной экономики?**
| ||||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
да,
в поведении и образе жизни отдельных людей
|
да,
в практике отдельных компаний/
организаций |
да,
на законодательном уровне государства
|
да,
у нас сформировано массовое циркулярное потребление
|
затрудняюсь
ответить
|
нет,
таких примеров нет
| |||||||||||||
100 %
|
чел.
|
216
|
205
|
34
|
3
|
5
|
75
| ||||||||||||
%
|
54,00
|
51,25
|
8,50
|
0,75
|
1,25
|
18,75
| |||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100% |
15.
Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?
| ||||||||||||||||||
Я
не знаю, кто это
|
Нет
|
Частично
|
Да, полностью
| ||||||||||||||||
314 (78,50%)
|
14 (3,50%)
|
57 (14,25%)
|
15 (3,75%)
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел.
100% |
16.
Разделяете ли Вы позицию шведской экоактивистки Греты Тунберг?
| ||||||||||||||||||
Я не знаю, кто это
|
Нет
|
Частично
|
Да, полностью
| ||||||||||||||||
103 (25,75%)
|
154 (38,50%)
|
129 (32,25%)
|
14 (3,50%)
| ||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||
400 чел. 100% |
17.
Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков в области
циркулярной экономики и устойчивого развития?
| ||||||||||||||||||
Скорее да
|
Да
|
Скорее нет
|
Нет
|
Затрудняюсь ответить
| |||||||||||||||
194 (48,5%)
|
113 (28,2%)
|
39 (9,8%)
|
15 (3,7%)
|
39 (9,8%)
| |||||||||||||||
** Не учитываются ответы, набравшие меньше 1%.
Источник: составлено авторами.
На первый взгляд, ответ на восьмой вопрос выглядит весьма обнадеживающе: практически половина опрошенных сознательно идентифицировали себя как «экологически грамотного человека» – 46,5 %, и только 29,25 % ответили отрицательно. Если сопоставить данные ответы с количеством положительно ответивших на вопрос про знание термина «устойчивое развитие», то получаем результат ниже на 3%. Следовательно, можно предположить, что 3% респондентов либо неверно трактуют понятие устойчивого развития, либо, зная о нем, не внедряют на практике его основные принципы.
К числу элементов проявления экологически сознательного поведения в бытовой жизни отнесено: использование многоразовых сумок-шоперов (58%), общественного транспорта (30,5%), спортивных средств передвижения, велосипедов/самокатов и пр. (44,30%), установка двухтарифных счетчиков электроэнергии (54,3%), сортировка мусора (30,30%), внедрение системы «Умный дом» и т.д.; около 2% респондентов ответили отрицательно (рис. 9, 10).
Рисунок 9. Визуализация ответов респондентов на 8-й «Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?»
Источник: составлено авторами.
Рисунок 10. Визуализация ответов респондентов на 9-й вопрос «Каких принципов циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной жизни?», чел.
Источник: составлено авторами.
Подавляющее число респондентов (50,75%) затрудняются признать эффективность применения принципов циркулярной экономики, а 39,5% считают наоборот.
Масштабность проявления внедрения циркулярной экономики, по мнению опрошенных, ограничена микроуровнем (в поведении и образе жизни отдельных людей, 54%) и макроуровнем (в деятельности отдельных компаний, 51,25%). Отрицательный ответ дали 18,75% опрошенных, что отображает недостаточный уровень их информированности о современных направлениях развитиях ряда компаний и происходящего совершенствования экологического мировоззрения в обществе. Порядка 8,5% утвердительно ответили на вопрос про проявление циркулярности на законодательном уровне государства. Здесь следует разграничивать законотворческую деятельность в сфере экологии и отдельно деятельность на уровне государства в направлении внедрения циркулярных бизнес-моделей. Меньше 1% респондентов необоснованно полагают, что в России сформировано массовое циркулярное поведение, что не соответствует действительности в полной мере (рис. 11, 12).
Рисунок 11. Визуализация ответов респондентов на 11-й вопрос «По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов циркулярной экономики эффективно?»
Источник: составлено авторами.
Рисунок 12. Визуализация ответов респондентов на 13-й вопрос «В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов циркулярной экономики?» вопросы, чел.
Источник: составлено авторами.
Последующие вопросы направлены на выявление степени узнаваемости респондентами наиболее известных персон современности международного экологического сообщества – основателя EMF Эллен Макартур [16] и шведской экоактивистки Греты Тунберг.
Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в октябре 2019 г., среди россиян степень узнаваемости Греты Тунберг составила 37% [3], тогда как в рамках результатов описываемого опроса незнакомы лишь 25,75%, что, предположительно, является результатом хайп-стратегии в массовом информационном пространстве. При этом с деятельностью Элен Макартур – лидера и основателя движения циркулярной экономики во всем мире, незнакомо абсолютное большинство – 78,5%. Менее 4% поддерживают полностью выдвигаемые ими идеи, частично согласны с их позицией 14,25% и 32,25%.
Интерес к получению новых знаний по исследуемому концепту устойчивости и циркулярности изъявили желание 28,2% и «скорее согласны» – 48,5%, категорическое нежелание получать новую информацию выразили только 3,7% респондентов, что демонстрирует высокий потенциал россиян к формированию массового циркулярного потребления (рис. 13).
Рисунок 13. Визуализация ответов респондентов на 15-й (Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?), 16-й (Разделяете ли Вы позицию шведской экоактивистки Греты Тунберг?) и 17-й (Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков области циркулярной экономики и устойчивого развития?) вопросы
Источник: составлено авторами.
В целом анализ ответов респондентов по второму блоку демонстрирует их ощутимое отставание от массовых трендов развития экологического мировоззрения в повседневной жизни и поведении на бытовом уровне. Продемонстрированная готовность и открытость к самосовершенствованию и получению новой информации большинства опрошенных является положительным фактором и ценным ресурсом, важность которого необходимо учитывать и эффективно использовать при разработке программ и стратегий развития.
В третьем блоке анализируется и создается усредненное представление о социальном портрете респондента (табл. 3).
Таблица 3
Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие»,
блок 3 «Социальный портрет респондента»*
Общее количество респондентов
|
Порядковый номер вопроса /
Формулировка вопроса / Варианты ответов
| |||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
400 чел. |
18.
Укажите Ваш пол:
| |||||||||||||||||
мужской
|
женский
| |||||||||||||||||
100%
|
134 (33,5%)
|
266 (66,5%)
| ||||||||||||||||
| ||||||||||||||||||
400 чел. |
19.
Укажите Ваш возраст:
| |||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
15-20
|
21-25
|
26-30
|
31-35
|
36-40
|
41-45
|
46-50
|
51-55
|
56-60
|
61
<
…
| ||||||||
100%
|
чел.
|
15
|
46
|
75
|
85
|
57
|
44
|
27
|
17
|
21
|
13
| |||||||
%
|
3,75
|
11,50
|
18,75
|
21,25
|
14,25
|
11,00
|
6,75
|
4,25
|
5,25
|
3,25
| ||||||||
| ||||||||||||||||||
400 чел. |
20.
Укажите Ваш уровень образования:
| |||||||||||||||||
Ед.
изм.
|
среднее образование
|
студент
|
ВО
(бакалавр)
|
ВО
(специалист)
|
ВО
(магистр)
|
аспирант
|
послевузовское
образование (кандидат наук)
|
послевузовское
образование (доктор наук)
|
послевузовское
образование (PhD)
| |||||||||
100%
|
чел.
|
7
|
18
|
41
|
155
|
85
|
11
|
69
|
11
|
3
| ||||||||
%
|
1,75
|
4,5
|
10,25
|
38,75
|
21,25
|
2,75
|
17,25
|
2,75
|
0,75
| |||||||||
Источник: составлено авторами.
Наибольшее количество респондентов приходится на возрастной диапазон 30–35 лет – 21,25%, а более половины – от 25 до 40 лет, т.е. относящиеся к экономически активному населению. Наблюдается достаточно высокий образовательный уровень – 93,75% опрошенных имеют высшее образование, среди них 17,7% кандидатов наук и 2,75% докторов наук. При сопоставлении данных с предыдущими блоками вопросов прослеживается тревожная тенденция: примерно треть россиян, имеющих высшее образование и осуществляющих свою профессиональную деятельность в настоящее время, не имеют сформировавшегося представления о концептах устойчивого развития и циркулярной экономики. Предположительно, следует уделить большее внимание включению в образовательные программы всех уровней обучения факультативных занятий, направленных на формирование компетенций в рамках экологического концепта (рис. 14).
Рисунок 14. Визуализация ответов респондентов на вопросы 3-го блока («Укажите Ваш пол», «Укажите Ваш возраст», «Укажите Ваш уровень образования»)
Источник: составлено авторами.
Возможным недостатком проанализированных ответов по третьему блоку является однородность контингента опрошенных, обусловленная академической средой распространения анкетирования. Для расширения объективности опроса целесообразно в дальнейшем привлечь большее количество респондентов иной возрастной категории и (или) с другим уровнем образования. Стоит учесть, что в таком случае, предположительно, объем экологического знания существенно снизится, так как в ходе исследования неоднократно подчеркивалась корреляционная зависимость между уровнем образования и степенью экологического познания. Интересным дополнением является проведение сравнительного опроса на альтернативных местностях, например, среди сельского населения и жителей мегаполисов.
Заключение
Проведенное социологическое исследование общественного мнения позволило выявить и описать сформированный у граждан России уровень экологической образованности, осведомленности и грамотности в вопросах, касающихся устойчивого развития и современных концептов зеленой и циркулярной экономик.
В общих чертах экологическая культура личности в российском обществе однозначно находится под влиянием новейших концепций устойчивого развития, но тем не менее совокупный объем накапливаемого познания остается на сравнительно невысоком уровне. В большей степени это обусловлено тем, что приобретенное знание носит не научный характер, а информационный; отсутствует системное представление о циркулярной экономике. Учитывая высокую степень заинтересованности респондентов в расширении своих представлений в данной сфере и имеющиеся практические навыки в бытовом поведении, следует использовать сформированный потенциал для трансформационного преобразования массового сознания путем внедрения и популяризации концепта устойчивого развития и фреймворк-принципов циркулярной экономики.
Источники:
2. Ашхамаф А. Р. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия / А. Р. Ашхамаф - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. - № 3. - С. 15-18.
3. Грета Тунберг: борец за будущее планеты или марионетка в чужих руках? : [сайт]. - URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9947 (дата обращения : 11.04.2020). - Текст : электронный.
4. Гурьева М. А. Теоретические основы концепта циркулярной экономики / М. А. Гурьева - Текст : непосредственный // Экономические отношения. – 2019. – Т.9 – № 3. С. 2311-2336. — doi: 10.18334/eo.9.3.40990
5. Гурьева М. А. Циркулярная экономика как инновационная модель развития социально-экономического пространства / М. А. Гурьева - Текст : непосредственный // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. С. 1295-1316.– doi: 10.18334/vinec.9.4.41236
6. Данилов-Данильян В. И. Глобальная экологическая проблема и устойчивое развитие пространства / В. И. Данилов-Данильян - Текст : непосредственный // // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2019. - № 4. - С. 8-23.
7. Каныгин Г. В. Базовые структуры анкетного метода / Г. В. Каныгин - Текст : непосредственный // Социологический журнал. - 1999. - № 1-2. С.: 143-155.
8. Нестерова О.А., Пожарницкая О.В. Оценка благосостояния с позиции устойчивого человеческого развития: возможности международных индексов // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 3. – с. 335-348. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39338.
9. Паспорт Национального проекта «Экология» : [сайт]. - URL : http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ дата обращения : 10.04.2020). - Текст : электронный.
10. Федеральная служба государственной статистики. Росстат : официальный сайт : [сайт]. - URL : https://gks.ru/sdg (дата обращения : 01.04.2020).
11. Халий И. А. Экологическое сознание населения современной России / И. А. Халий - Текст : непосредственный // История и современность. – 2015. - № 1. С. 189-205.
12. Чуйкова Л. Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ / Л. Ю. Чуйкова - Текст : непосредственный // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. - № 1 (19). С. 46-68.
13. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование : учеб. Пособие / Н. Ф. Яковлева. - 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 250 с. Текст : непосредственный.
14. Google Формы. Опросник «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» : [сайт]. - URL : https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения : 06.04.2020). - Текст : электронный.
15. IMF Managing Director Kristalina Georgieva’s Statement Following a G20 Ministerial Call on the Coronavirus Emergency : [сайт]. - URL : https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/03/23/pr2098-imf-managing-director-statement-following-a-g20-ministerial-call-on-the-coronavirus-emergency (дата обращения : 06.04.2020). - Текст : электронный.
16. The Ellen MacArthur Foundation : [сайт]. - URL : https://www.ellenmacarthurfoundation.org/ (дата обращения : 12.04.2020). - Текст : электронный
Страница обновлена: 26.07.2024 в 10:35:14