Исследование общественного мнения о познании ключевых аспектов устойчивого развития и циркулярной экономики

Гурьева М.А.1, Бутко В.В.1
1 Тюменский индустриальный университет, Россия, Тюмень

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 10, Номер 7 (Июль 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43812127
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье представлен подробный анализ проведения и обработки результатов прикладного социологического исследования общественного мнения касательно познания респондентов о ключевых аспектах устойчивого развития, зеленой и циркулярной экономик

Ключевые слова: устойчивое развитие, зеленая экономика, циркулярная экономика, общественное мнение, анкетирование

JEL-классификация: P59, O49, Q56



Введение

Начиная с последней четверти XX столетия к изучению явления и особенностей экологического образования и мышления обращается все большее количество ученых, что обусловлено возрастающей необходимостью формирования бережливого отношения человека к природе. К примеру, проблематикой определения понятия экологического сознания занимается А.Р. Ашхамаф [2] (Ashkhamaf, 2010). В труде Л.Ю. Чуйковой [12] (Chuykova, 2012) проанализировано развитие теорий и принципов экологического мышления на уровне школьного образования. И.А. Халий [11] (Khaliy, 2015) рассмотрел экологическое сознание населения на основе массовых опросов «Левада-Центра», ФОМ и ВЦИОМ. С методической точки зрения в своей работе О.А. Нестерова и О.В. Пожарницкая [8] (Nesterova, Pozharnitskaya, 2018) описывают устойчивое человеческое благосостояние, в том числе и экологические ценностные категории. Модель эколого-управленческого сознания в «новой эпохе» изучена К.С. Арутюнян [1] (Arutyunyan, 2020) и т. д.

Ранее в исследовании обозначен общий концепт циркулярной экономики. В рамках предложенной инновационной модели структурированы масштабные уровни его проявления, что включает в себя микроуровень, характеризующий развитие экологического самосознания общества. Стрежневым базисом преобразований выступают трансформационные изменения потребительского поведения и предпочтений в обществе, способные менять мировую экономическую систему [4, 5, 6] (Gureva, 2019; Gureva, 2019; Danilov-Danilyan, 2019). По прогнозу, озвученному главой Международного валютного фонда (МВФ) Кристалиной Георгиевой, мировая экономика на протяжении всего 2020 г. будет переживать состояние рецессии с возможной последующей перспективой роста в 2021 г. [15]. На наш взгляд, в текущий период привлекательность перехода к тренду и широкому использованию циркулярных принципов возрастает и становится более очевидной.

Для разработки высокоэффективных стратегических программ по внедрению принципов и бизнес-моделей циркулярной экономики на территориальном пространстве России необходимо четко представлять исходно-исторически сформированный социальный портрет общества, что позволяет конкретизировать и вносить корректирующие мероприятия на этапе построения модельных сценариев.

Цель исследования обозначена в выявлении сформированного у граждан России уровня экологической образованности, осведомленности и грамотности в вопросах концептуального представления об устойчивом развитии и сопутствующих ему новейших трансформационных проявлениях в виде зеленой и циркулярной экономик.

Объектом исследования выступает экологическая культура личности в современном российском обществе; предметом – влияние новейших концепций устойчивого развития на уровень экологической грамотности.

Для изучения общественного мнения выбран наиболее часто используемый метод анкетного опроса. Оперативное исследование познания о ключевых аспектах устойчивого развития, зеленой и циркулярной экономик проведено с использованием системы компьютерного ассистирования интервьюированию (КАИС) [7, 13] (Kanygin, 1999; Yakovleva, 2014) посредством технологического инструмента платформы Google Формы.

Разработанная опросная форма включает в себя 20 вопросов, подразделяющихся на три аналитические группы следующим образом:

- уровень экологического познания (вопросы № 1–7, 10, 12, 14);

- экологизированность поведения (вопросы № 8, 9, 11, 13, 15–17);

- социальный портрет респондента (вопросы № 18–20).

Полное содержание опросного листа анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» представлено в соответствующей Google Форме в сети Интернет [14].

В компьютерном интервьюировании приняли участие 400 человек, временной период проведения – с 23 марта по 6 апреля 2020 г., закончено по фактически достигнутому достаточному количеству респондентов (требуемый объем выборки – 384 человек). Генеральная совокупность обозначена численностью постоянного населения России по данным Росстата на 18.06.2019 г. (146 780 720 чел.) [10]; доверительная вероятность составила 95%, доверительный интервал – 5% (рис. 1).

Подпись: Генеральная совокупность
146780720 чел. 


Подпись: 95%
доверительная вероятность 


Подпись: 5% 
доверительный интервал 



Подпись: 400 чел.
общее число респондентов 



Подпись: Требуемый объем выборки 
384 чел.

Рисунок 1. Визуализация опросного листа компьютерного интервьюирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» на платформе Google Формы (фрагмент)

Источник: составлено авторами.

По первому блоку вопросов «Уровень экологического познания» полученные ответы от респондентов визуализированы в таблице 1.

Таблица 1

Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», блок 1 «Уровень экологического познания»*

Общее количество респондентов
Порядковый номер вопроса / Формулировка вопроса / Варианты ответов

400 чел.
100%
1. Знакомо ли Вам понятие «устойчивое развитие»?
Да
Нет
Имею примерное представление
174 (43,50%)
78 (19,50%)
148 (37,00%)

400 чел.
100%
2. Знакомо ли Вам понятие «цели устойчивого развития»?
Да
Нет
Имею примерное представление
136 (34,00 %)
126 (31,50%)
138 (34,50%)


400 чел.
100%
3. Знакомо ли Вам понятие «зеленая экономика»?
Да
Нет
Имею примерное представление
145 (36,25%)
165 (41,25%)
90 (22,50%)

400 чел.
100%
4. Знакомо ли Вам понятие «циркулярная экономика»?
Да
Нет
Имею примерное представление
90 (22,50%)
223 (55,75%)
87 (21,75%)

400 чел.
100%
5. Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «зеленая экономика» синонимами?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
44 (11%)
179 (44,75%)
177 (44,25%)

400 чел.
100%
6. Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «циркулярная экономика» синонимами?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
46 (11,50%)
151 (37,75%)
203 (50,75%)


400 чел.
100%
7. Считаете ли Вы понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика» синонимами?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
59 (14,75%)
137 (34,25%)
204 (51,00%)


400 чел.
10. Как Вы оцениваете уровень развития по следующим параметрам...**,***
Экологическая культура (Россия)
Экологическая культура (мир)
Экологическое образование (Россия)
Высокий
2
Очень высокий
3
Высокий
6
Низкий
175
Средний
184
Низкий
175
Экологическое образование
(мир)
Экологическое законодательство (Россия)
Экологическое законодательство (мир)
Очень высокий
5
Очень высокий
3
Очень высокий
7
Средний
179
Низкий
140
Средний
156
Государственное финансирование экологии (Россия)
Государственное финансирование экологии (мир)
Государственное финансирование инноваций (Россия)
Очень высокий
2
Очень высокий
4
Очень высокий
4
Низкий
158
Средний
150
Средний
138
Государственное финансирование инноваций (мир)
Экологическая обстановка
(Россия)
Экологическая обстановка
(мир)
Очень высокий
14
Очень высокий
4
Очень высокий
3
Средний
146
Низкий
132
Средний
153


400 чел.
100%
12. Как вы считаете, насколько распространено внедрение принципов циркулярной экономики в других странах?***
Ед. изм.
только в развитых странах
в развивающихся странах

вообще не распространено
в слаборазвитых странах
затрудняюсь ответить
чел.
289
75
37
7
10
%
72,25
18,75
9,25
1,75
2,5

400 чел.
100%
14. Имеете ли Вы представление о национальном проекте «Экология» в России?
Да
Нет
Частичное
50 (12,50%)
229 (57,25%)
121 (30,25%)
* Для проведения исследования использован программный продукт Google Формы [14].

** Указаны только варианты ответов с максимальными и минимальными значениями результатов.

*** Данный вопрос подразумевает множественность в выборе ответов

Источник: составлено авторами.

Вопросы под номерами 1–7 первого блока наделены метафорическим характером и направлены на выявление общего уровня экологического познания, сформировавшегося у индивида, приобретшего определенный образовательный уровень и находящегося под воздействием современной информационной среды.

Ответы на первый вопрос демонстрируют высокую степень узнавания формулировки «устойчивое развитие», что может быть обусловлено его практически 30-летней историей развития (43,50% дали утвердительный ответ и 37% признали, что понятие им знакомо) (рис. 2).

Рисунок. 2. Визуализация ответов респондентов на 1-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «устойчивое развитие»?

Источник: составлено авторами.

При проверке более углубленного знания, заключающегося в конкретизации принципов устойчивости, количество ответов респондентов, обладающих некой информацией, заметно снизилось на 9,5% и составило только 34%; число респондентов с отрицательным ответом возросло на 12% (рис. 3).

Рисунок. 3. Визуализация ответов респондентов на 2-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «цели устойчивого развития»?

Источник: составлено авторами.

Следовательно, предположительно, что концепт устойчивого развития знаком обществу скорее как растиражированное словосочетание в информационной среде, с его особенностями знакома лишь треть опрошенных.

Число отрицательных ответов постепенно возрастет, демонстрируя, что о зеленой экономике не имеют представления 41,25% анкетируемых, при этом число положительно ответивших составляет 36,25%; наблюдается стремительное снижение уровня знаний – о тенденции в новейшей экономике в направлении циркулярного развития осведомлены только 22,50% респондентов (рис. 4).

Рисунок 4. Визуализация ответов респондентов на 3-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «зеленая экономика»? и 4-й вопрос «Знакомо ли Вам понятие «циркулярная экономика»?

Источник: составлено авторами.

Данное наблюдение интерпретировано нами как негативный тренд, заключающийся в отсутствии достаточного объема познания, накапливаемого обществом в сфере циркулярной экономики и устойчивого развития.

Следующие далее вопросы направлены на осознанное использование анализируемых дефиниций, так, 44,75% респондентов понимают разницу между понятиями «устойчивое развитие» и «зеленая экономика», но лишь 37,75% не считают синонимами «устойчивое развитие» и «циркулярную экономику». Значительное снижение уровня осведомленности наблюдается на вопросе № 7 – всего 34,25% находят различными понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика». В совокупности с количеством полученных ответов с формулировкой «Затрудняюсь ответить» (вопрос № 5 – 44,25%; вопрос № 6 – 50,75% и по вопросу № 7 – 51%) можно констатировать, что термин «циркулярная экономика» знаком примерно 34% опрошенных (рис. 5).

Рисунок 5. Визуализация ответов респондентов на 5-й (Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «зеленая экономика» синонимами?), 6-й (Считаете ли Вы понятия «устойчивое развитие» и «циркулярная экономика» синонимами?), 7-й (Считаете ли Вы понятия «зеленая экономика» и «циркулярная экономика» синонимами?) вопросы

Источник: составлено авторами.

Вопрос № 10 имеет шкалу оценок по разнообразным направлениям проявлений развития общего концепта экологического знания. В вышеприведенной таблице 1 отображены только варианты ответов респондентов, набравших максимальное и минимальное количества совпадений. Рассмотрим попарно параметры, предложенные к сравнению: экологическая культура; экологическое образование; экологическое законодательство; государственное финансирование экологии; экологическая обстановка – по всем наблюдается единая тенденция, что в России уровень развития ниже, чем в мире. Исключение составляет параметр «Государственное финансирование инноваций», здесь респонденты оценили уровень развития единообразно как «средний» (рис. 6).

Рисунок 6. Визуализация ответов респондентов на 10-й вопрос «Как Вы оцениваете уровень развития по следующим параметрам...»

Источник: составлено авторами.

При этом стоит отметить умышленно допущенную автором при формулировке вопроса неточность: понятие «мир» носит обобщенный характер и не имеет конкретизированного описания, например, со странами какого уровня развития производится сравнительная оценка России? Это вызывает дополнительный ряд вопросов, требующих детального изучения и основательного уточнения, не предусмотренных тематикой проводимого исследования.

Не имея четкого представления о принципах циркулярной экономики и о самом концепте, тем не менее подавляющее количество респондентов считают, что наибольший охват по их распространению и внедрению наблюдается в развитых странах 72,25% (рис. 7).

Рисунок 7. Визуализация ответов респондентов на 12-й вопрос «Как вы считаете, насколько распространено внедрение принципов циркулярной экономики в других странах?», чел. (фрагмент)

Источник: составлено авторами.

Только 12,5% опрошенных осведомлены о национальном проекте «Экология» [9], а 57,25% ответили отрицательно (рис. 8).

Рисунок 8. Визуализация ответов респондентов на 14-й вопрос «Имеете ли Вы представление о национальном проекте «Экология» в России?»

Источник: составлено авторами.

Следовательно, может быть поставлена под сомнение корректность полученных оценок с точки зрения наличия необходимого уровня профессиональных знаний в области устойчивого развития у некоторой части респондентов.

Опираясь на анализ ответов по первому блоку «Уровень экологического познания», возникает предположение, что только у трети опрошенных сформировано правильное представление о концепте устойчивого развития, и в частности циркулярной экономике.

Вопросы второго блока направлены на установление уровня личной экологизированности поведения респондентов, основанного на их собственной оценке (табл. 2).

Таблица 2

Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие», блок 2 «Экологизированность поведения»*

Общее количество респондентов
Порядковый номер вопроса / Формулировка вопроса / Варианты ответов

400 чел.
100%
8. Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
186 (46,50%)
117 (29,25%)
97 (24,25%)


400 чел.
9. Каких принципов циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной жизни?**
Ед. изм.
сортировка мусора
предпочитаю общественный транспорт
использую систему «Умный дом»
предпочитаю передвигаться на самокате / велосипеде и т.п.
установил 2-тарифные счетчики
при совершении покупок использую хозяйственную сумку
100%
чел.
121
122
33
177
217
232
%
30,30
30,50
8,30
44,30
54,30
58,00

400 чел.
100 %
11. По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов циркулярной экономики эффективно?
Да
Нет
Затрудняюсь ответить
158 (39,50%)
39 (9,75%)
203 (50,75%)


400 чел.
13. В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов циркулярной экономики?**
Ед. изм.
да, в поведении и образе жизни отдельных людей
да, в практике отдельных компаний/
организаций
да, на законодательном уровне государства
да, у нас сформировано массовое циркулярное потребление
затрудняюсь ответить
нет, таких примеров нет
100 %
чел.
216
205
34
3
5
75
%
54,00
51,25
8,50
0,75
1,25
18,75

400 чел.
100%
15. Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?
Я не знаю, кто это
Нет
Частично
Да, полностью
314 (78,50%)
14 (3,50%)
57 (14,25%)
15 (3,75%)

400 чел.
100%
16. Разделяете ли Вы позицию шведской экоактивистки Греты Тунберг?
Я не знаю, кто это
Нет
Частично
Да, полностью
103 (25,75%)
154 (38,50%)
129 (32,25%)
14 (3,50%)


400 чел.
100%
17. Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков в области циркулярной экономики и устойчивого развития?
Скорее да
Да
Скорее нет
Нет
Затрудняюсь ответить
194 (48,5%)
113 (28,2%)
39 (9,8%)
15 (3,7%)
39 (9,8%)
* Для проведения исследования использован программный продукт Google Формы [14].

** Не учитываются ответы, набравшие меньше 1%.

Источник: составлено авторами.

На первый взгляд, ответ на восьмой вопрос выглядит весьма обнадеживающе: практически половина опрошенных сознательно идентифицировали себя как «экологически грамотного человека» – 46,5 %, и только 29,25 % ответили отрицательно. Если сопоставить данные ответы с количеством положительно ответивших на вопрос про знание термина «устойчивое развитие», то получаем результат ниже на 3%. Следовательно, можно предположить, что 3% респондентов либо неверно трактуют понятие устойчивого развития, либо, зная о нем, не внедряют на практике его основные принципы.

К числу элементов проявления экологически сознательного поведения в бытовой жизни отнесено: использование многоразовых сумок-шоперов (58%), общественного транспорта (30,5%), спортивных средств передвижения, велосипедов/самокатов и пр. (44,30%), установка двухтарифных счетчиков электроэнергии (54,3%), сортировка мусора (30,30%), внедрение системы «Умный дом» и т.д.; около 2% респондентов ответили отрицательно (рис. 9, 10).

Рисунок 9. Визуализация ответов респондентов на 8-й «Вы можете отнести себя к экологически грамотному человеку?»

Источник: составлено авторами.

Рисунок 10. Визуализация ответов респондентов на 9-й вопрос «Каких принципов циркулярной экономики Вы придерживаетесь в повседневной жизни?», чел.

Источник: составлено авторами.

Подавляющее число респондентов (50,75%) затрудняются признать эффективность применения принципов циркулярной экономики, а 39,5% считают наоборот.

Масштабность проявления внедрения циркулярной экономики, по мнению опрошенных, ограничена микроуровнем (в поведении и образе жизни отдельных людей, 54%) и макроуровнем (в деятельности отдельных компаний, 51,25%). Отрицательный ответ дали 18,75% опрошенных, что отображает недостаточный уровень их информированности о современных направлениях развитиях ряда компаний и происходящего совершенствования экологического мировоззрения в обществе. Порядка 8,5% утвердительно ответили на вопрос про проявление циркулярности на законодательном уровне государства. Здесь следует разграничивать законотворческую деятельность в сфере экологии и отдельно деятельность на уровне государства в направлении внедрения циркулярных бизнес-моделей. Меньше 1% респондентов необоснованно полагают, что в России сформировано массовое циркулярное поведение, что не соответствует действительности в полной мере (рис. 11, 12).

Рисунок 11. Визуализация ответов респондентов на 11-й вопрос «По Вашему мнению, развитие и внедрение принципов циркулярной экономики эффективно?»

Источник: составлено авторами.

Рисунок 12. Визуализация ответов респондентов на 13-й вопрос «В настоящее время в России можно ли встретить примеры применения принципов циркулярной экономики?» вопросы, чел.

Источник: составлено авторами.

Последующие вопросы направлены на выявление степени узнаваемости респондентами наиболее известных персон современности международного экологического сообщества – основателя EMF Эллен Макартур [16] и шведской экоактивистки Греты Тунберг.

Согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в октябре 2019 г., среди россиян степень узнаваемости Греты Тунберг составила 37% [3], тогда как в рамках результатов описываемого опроса незнакомы лишь 25,75%, что, предположительно, является результатом хайп-стратегии в массовом информационном пространстве. При этом с деятельностью Элен Макартур – лидера и основателя движения циркулярной экономики во всем мире, незнакомо абсолютное большинство – 78,5%. Менее 4% поддерживают полностью выдвигаемые ими идеи, частично согласны с их позицией 14,25% и 32,25%.

Интерес к получению новых знаний по исследуемому концепту устойчивости и циркулярности изъявили желание 28,2% и «скорее согласны» – 48,5%, категорическое нежелание получать новую информацию выразили только 3,7% респондентов, что демонстрирует высокий потенциал россиян к формированию массового циркулярного потребления (рис. 13).

Рисунок 13. Визуализация ответов респондентов на 15-й (Разделяете ли Вы идеи Фонда Эллен Макартур?), 16-й (Разделяете ли Вы позицию шведской экоактивистки Греты Тунберг?) и 17-й (Вам было бы интересно расширить круг своих знаний и навыков области циркулярной экономики и устойчивого развития?) вопросы

Источник: составлено авторами.

В целом анализ ответов респондентов по второму блоку демонстрирует их ощутимое отставание от массовых трендов развития экологического мировоззрения в повседневной жизни и поведении на бытовом уровне. Продемонстрированная готовность и открытость к самосовершенствованию и получению новой информации большинства опрошенных является положительным фактором и ценным ресурсом, важность которого необходимо учитывать и эффективно использовать при разработке программ и стратегий развития.

В третьем блоке анализируется и создается усредненное представление о социальном портрете респондента (табл. 3).

Таблица 3

Ответы респондентов в рамках проведенного анкетирования «Циркулярная экономика и устойчивое развитие»,

блок 3 «Социальный портрет респондента»*

Общее количество респондентов
Порядковый номер вопроса / Формулировка вопроса / Варианты ответов


400 чел.
18. Укажите Ваш пол:
мужской
женский
100%
134 (33,5%)
266 (66,5%)


400 чел.
19. Укажите Ваш возраст:
Ед. изм.
15-20
21-25
26-30
31-35
36-40
41-45
46-50
51-55
56-60
61 < …
100%
чел.
15
46
75
85
57
44
27
17
21
13
%
3,75
11,50
18,75
21,25
14,25
11,00
6,75
4,25
5,25
3,25


400 чел.
20. Укажите Ваш уровень образования:
Ед. изм.
среднее образование
студент
ВО (бакалавр)
ВО (специалист)
ВО (магистр)
аспирант
послевузовское образование (кандидат наук)
послевузовское образование (доктор наук)
послевузовское образование (PhD)
100%
чел.
7
18
41
155
85
11
69
11
3
%
1,75
4,5
10,25
38,75
21,25
2,75
17,25
2,75
0,75
* Для проведения исследования использован программный продукт Google Формы [14]

Источник: составлено авторами.

Наибольшее количество респондентов приходится на возрастной диапазон 30–35 лет – 21,25%, а более половины – от 25 до 40 лет, т.е. относящиеся к экономически активному населению. Наблюдается достаточно высокий образовательный уровень – 93,75% опрошенных имеют высшее образование, среди них 17,7% кандидатов наук и 2,75% докторов наук. При сопоставлении данных с предыдущими блоками вопросов прослеживается тревожная тенденция: примерно треть россиян, имеющих высшее образование и осуществляющих свою профессиональную деятельность в настоящее время, не имеют сформировавшегося представления о концептах устойчивого развития и циркулярной экономики. Предположительно, следует уделить большее внимание включению в образовательные программы всех уровней обучения факультативных занятий, направленных на формирование компетенций в рамках экологического концепта (рис. 14).

Рисунок 14. Визуализация ответов респондентов на вопросы 3-го блока («Укажите Ваш пол», «Укажите Ваш возраст», «Укажите Ваш уровень образования»)

Источник: составлено авторами.

Возможным недостатком проанализированных ответов по третьему блоку является однородность контингента опрошенных, обусловленная академической средой распространения анкетирования. Для расширения объективности опроса целесообразно в дальнейшем привлечь большее количество респондентов иной возрастной категории и (или) с другим уровнем образования. Стоит учесть, что в таком случае, предположительно, объем экологического знания существенно снизится, так как в ходе исследования неоднократно подчеркивалась корреляционная зависимость между уровнем образования и степенью экологического познания. Интересным дополнением является проведение сравнительного опроса на альтернативных местностях, например, среди сельского населения и жителей мегаполисов.

Заключение

Проведенное социологическое исследование общественного мнения позволило выявить и описать сформированный у граждан России уровень экологической образованности, осведомленности и грамотности в вопросах, касающихся устойчивого развития и современных концептов зеленой и циркулярной экономик.

В общих чертах экологическая культура личности в российском обществе однозначно находится под влиянием новейших концепций устойчивого развития, но тем не менее совокупный объем накапливаемого познания остается на сравнительно невысоком уровне. В большей степени это обусловлено тем, что приобретенное знание носит не научный характер, а информационный; отсутствует системное представление о циркулярной экономике. Учитывая высокую степень заинтересованности респондентов в расширении своих представлений в данной сфере и имеющиеся практические навыки в бытовом поведении, следует использовать сформированный потенциал для трансформационного преобразования массового сознания путем внедрения и популяризации концепта устойчивого развития и фреймворк-принципов циркулярной экономики.


Источники:

1. Арутюнян К. С. Становление и развитие новой формы общественного сознания в управлении экологической сферой / К. С. Арутюнян - Текст : непосредственный // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. - 2020. № 2. - С. 64–71. DOI: 10.37482/2227-6564-V007
2. Ашхамаф А. Р. Экологическое сознание: к проблеме определения понятия / А. Р. Ашхамаф - Текст : непосредственный // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. – 2010. - № 3. - С. 15-18.
3. Грета Тунберг: борец за будущее планеты или марионетка в чужих руках? : [сайт]. - URL : https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9947 (дата обращения : 11.04.2020). - Текст : электронный.
4. Гурьева М. А. Теоретические основы концепта циркулярной экономики / М. А. Гурьева - Текст : непосредственный // Экономические отношения. – 2019. – Т.9 – № 3. С. 2311-2336. — doi: 10.18334/eo.9.3.40990
5. Гурьева М. А. Циркулярная экономика как инновационная модель развития социально-экономического пространства / М. А. Гурьева - Текст : непосредственный // Вопросы инновационной экономики. – 2019. – Том 9. – № 4. С. 1295-1316.– doi: 10.18334/vinec.9.4.41236
6. Данилов-Данильян В. И. Глобальная экологическая проблема и устойчивое развитие пространства / В. И. Данилов-Данильян - Текст : непосредственный // // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. - 2019. - № 4. - С. 8-23.
7. Каныгин Г. В. Базовые структуры анкетного метода / Г. В. Каныгин - Текст : непосредственный // Социологический журнал. - 1999. - № 1-2. С.: 143-155.
8. Нестерова О.А., Пожарницкая О.В. Оценка благосостояния с позиции устойчивого человеческого развития: возможности международных индексов // Вопросы инновационной экономики. – 2018. – Том 8. – № 3. – с. 335-348. – doi: 10.18334/vinec.8.3.39338.
9. Паспорт Национального проекта «Экология» : [сайт]. - URL : http://www.mnr.gov.ru/activity/directions/natsionalnyy_proekt_ekologiya/ дата обращения : 10.04.2020). - Текст : электронный.
10. Федеральная служба государственной статистики. Росстат : официальный сайт : [сайт]. - URL : https://gks.ru/sdg (дата обращения : 01.04.2020).
11. Халий И. А. Экологическое сознание населения современной России / И. А. Халий - Текст : непосредственный // История и современность. – 2015. - № 1. С. 189-205.
12. Чуйкова Л. Ю. Экологическое мышление и экологическое мировоззрение, как продукт экологического образования в школе: анализ / Л. Ю. Чуйкова - Текст : непосредственный // Астраханский вестник экологического образования. – 2012. - № 1 (19). С. 46-68.
13. Яковлева Н. Ф. Социологическое исследование : учеб. Пособие / Н. Ф. Яковлева. - 2-е изд., стер. – Москва : ФЛИНТА, 2014. – 250 с. Текст : непосредственный.
14. Google Формы. Опросник «Циркулярная экономика и устойчивое развитие» : [сайт]. - URL : https://www.google.ru/intl/ru/forms/about/ (дата обращения : 06.04.2020). - Текст : электронный.
15. IMF Managing Director Kristalina Georgieva’s Statement Following a G20 Ministerial Call on the Coronavirus Emergency : [сайт]. - URL : https://www.imf.org/en/News/Articles/2020/03/23/pr2098-imf-managing-director-statement-following-a-g20-ministerial-call-on-the-coronavirus-emergency (дата обращения : 06.04.2020). - Текст : электронный.
16. The Ellen MacArthur Foundation : [сайт]. - URL : https://www.ellenmacarthurfoundation.org/ (дата обращения : 12.04.2020). - Текст : электронный

Страница обновлена: 25.10.2024 в 01:41:39