Функционально-целевая архитектоника инновационной политики предприятия
Кочина С.К.1
, Осыченко Е.В.1
, Брежнев А.Н.1![]()
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82650321
Аннотация:
В статье обосновывается роль и значение разработки, реализации оптимальной инновационной политики для предприятия в современных условиях, диктующих наличие у него стратегических конкурентных преимуществ, инновационной ориентированности деятельности, приверженности и нацеленности на осуществление государственных программ и проектов в научно-исследовательской и производственной сферах. Устанавливая ключевые элементы инновационной политики, такие как стратегическое планирование, организационные структуры, механизмы взаимодействия между различными подразделениями и бизнес-партнерами, инновационный менеджмент, анализ инновационной деятельности, можно выделить основные ее цели: оптимизация и цифровизация процессов, производство и продвижение новых товаров и услуг, улучшение качества производственных и технологических операций, поддержание инновационного суверенитета и др. Особое внимание уделяется роли инновационного потенциала предприятия как фактора, определяющего эффективность реализации разноплановых инновационных инициатив. Выдвигается гипотеза о том, что грамотно структурированная инновационная политика предприятия может способствовать максимальному раскрытию потенциала, обеспечивая устойчивое развитие и конкурентоспособность на рынке. Для этой цели предлагается использовать архитектурный подход, подводящий к обязательному использованию функционально-целевой архитектоники в отношении инновационной политики, которая позволит обеспечить эффективность политики на базе гармонизации основных компонентов инновационного потенциала.
Ключевые слова: инновационная политика, архитектоника, инновационный потенциал, гармоничность
JEL-классификация: O30, O31, O32, O39
Введение
В современных условиях, сопровождающихся динамичными и турбулентными изменениями социально-экономической среды, ориентированием хозяйствующих субъектов на усиление новаторской деятельности, что вызвано национальными приоритетами и общемировыми тенденциями, а также активно растущей конкуренцией, инновационная политика предприятия становится одним из ключевых звеньев его успешного функционирования. Она включает в себя комплекс организационно-управленческих мероприятий и экономических решений, направленных на внедрение новых технологий, идей, благ, приемов и методов работы с целью повышения конкурентоспособности, эффективности и адаптивности бизнеса.
В общем понимании инновационная политика предприятия представляет собой систему стратегий, мероприятий и подходов, направленных на стимулирование и управление бизнес-процессами в сфере инновационной деятельности, как внутри предприятия, так и за его пределами [29] (Shatskaya, 2024).
Говоря о предназначении инновационной политики для успешности предприятия, можно обозначить следующие положительные аспекты: во-первых, осознанный подход к созданию ценности инновационного блага, что способно укрепить клиентскую лояльность и увеличить объем продаж [4] (Brezhnev et al., 2021). Во-вторых, усиление конкурентных позиций рыночного актора и формирование отличительных конкурентных преимуществ. В-третьих, создание предпосылок для устойчивого развития комплексной деятельности предприятия, обеспечивая его способность к гибкости в условиях стремительно изменяющихся рыночных условий. В-четвертых, достижение социального и экологического эффекта для общества посредством реализации принципов социальной и экологической ответственности. В-пятых, оптимизация совокупности ключевых и побочных (вспомогательных) бизнес-процессов, что благоприятным образом сказывается на производстве инновационных товаров, их реализации, укреплении бренда, снижении расходов и т.д.
В конечном счете, разработка и реализация инновационной политики предприятия рассматривается как ключевой инструмент в достижении успеха в современном бизнес-пространстве, позволяя ему оставаться актуальным и эффективным в условиях динамичных изменений, привлекать инвесторов и партнеров, а также приспосабливаться к новым покупательским запросам [30] (Shirshova et al., 2020).
При всем обширном многообразии научных трудов и исследований относительно сущности, принципов, инструментария инновационной политики (О.В. Борисова [3] (Borisova, 2015), А.Е. Кулакова [14] (Kulakova, 2020), В.В. Петрушевская [21] (Petrushevskaya et al., 2021), Е.Ю. Шутилина [31] (Shutilina et al., 2009), Т.И. Юрченко [32] (Yurchenko et al., 2015), В.Г. Беницкий [2] (Benitsky, 2022) и др.) можно увидеть разобщение подходов к ее формированию, а, следовательно, отсутствие единого концептуального подхода, сочетающего в себе потенциалы предприятия, ресурсы, стратегию, цели новаторской деятельности. Иными словами, подхода сочетающего элементы и резервы, как внутренней, так и внешней среды.
По-нашему мнению, ключевой составляющей инновационной политики предприятия является функционально-целевая архитектоника, берущая свое начало из архитектурного подхода и которая помогает выстроить четкие рамки, цели научно-исследовательской деятельности, обеспечивая оптимизацию процессов и формирование конкурентных преимуществ, а также грамотное сочетание (взаимодействие) элементов инновационного потенциала. На данном утверждении и строится авторская гипотеза, заключающаяся в обеспечении разработки оптимальной инновационной политики путем достижения гармонизации компонентов инновационного потенциала.
Научной новизной текущего исследования можно считать применение адаптированного метода, именуемого как архитектоника, для разработки, корректировки и реализации инновационной политики предприятия через призму целей и функционала комплексной новаторской деятельности.
Целями исследования являются раскрытие сущности и обоснование использования функционально-целевой архитектоники для повышения эффективности инновационной политики предприятия.
Основная часть
Существующие и применяемые на практике подходы к формированию инновационной политики на уровне предприятия варьируются в зависимости от целей его функционирования и специфики, в том числе отраслевой [2] (Benitsky, 2022). В своей общей массе они могут учитывать и интегрировать передовые практики и теории, активно используемые в бизнес-пространстве [19] (Matytsyna, 2022). Рассмотрим содержание некоторых из них, при этом указывая основную цель инновационной политики:
- достижение устойчивого развития. Такой подход применим не только для базовых потребностей бизнес-субъекта, выражаемых в получении стабильной прибыли, формировании сегмента постоянных клиентов, обеспечении инвестиционной привлекательности, но и для создания дополнительных конкурентных преимуществ через призму реализации экологических и социальных проектов с соответствующим эффектом «на выходе»;
- оцифровка процессов, в том числе инновационных. Цифровое преображение бизнес-процессов и векторов деятельности становится в последнее время преобладающим моментом в практике предприятий. Подобный путь направляет инновационную политику к разработке и более смелому принятию цифровых решений в различных сферах бизнеса, начиная от непосредственного встраивания цифровых технологий в производственные процессы и заканчивая более эффективным продвижением товара в среду потребителей, используя инфраструктуру цифровой среды [26] (Smogorzhevsky, 2023).
Здесь также уместно упомянуть об уже утвердившейся тенденции – цифровых инновациях, представляющих собой новшество, подкрепленное определенным цифровым фундаментом. В качестве примера можно назвать технологии искусственного интеллекта, систему обмена данными с помощью нейросетей, блокчейн и пр. [27] (Stefanenko-Shupik, 2024). Современные предприятия и организации все чаще отдают предпочтение архитектурному подходу, источником которого является ИТ-архитектура, адаптируют и активно внедряют цифровые технологии в канву собственных бизнес-архитектур;
- создание инновационных экосистем и кластеров. Современная бизнес-практика диктует целесообразность создания различных интеграционных форм сотрудничества со стейкхолдерами с целью повышения эффективности реализации инновационных процессов и новаторских решений [11] (Koznov, 2024). Подобные объединения аккумулируют имеющиеся у участников ресурсы, инициативы, идеи, потенциалы, знания для воплощения в реальность разнообразных инновационных начинаний и проектов. Такими помощниками (партнерами) могут стать НИИ, вузы, научно-исследовательские и экспертные сообщества, корпорации, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, государственные институты и т.д. [28] (Fomenko et al., 2024);
- нивелирование инновационных рисков. Инновационная политика в рамках подобного подхода предусматривает разработку системы управленческого и контрольно-аналитического воздействия в отношении возможных рисков в области воплощения в реальность инновационных идей [24] (Prikhodko, 2022). Также к мерам хеджирования рисков можно причислить диверсификацию портфеля проектов, обязательное проведение тестирования новаторств перед их масштабированием и коммерциализацией, что в комплексе позволит ограничить (минимизировать) отрицательное влияние неопределенности на инновационные процессы;
- поддержание модели открытых инноваций. Указанная концепция ведения бизнеса подразумевает устранение границ в обмене нематериальными активами, инновационными идеями с партнерами, а также учет в разработке новшеств креативных и уместных предложений, источниками которых являются покупатели [9] (Egorova et al., 2023). Таким образом, современным предприятиям вполне уместно и целесообразно создавать условия для открытости научно-исследовательской деятельности, иными словами полагаться не только на внутренние резервы и потенциалы, а активно привлекать источники знаний, данных и технологий из внешней среды, что в итоге, позволит ускорить процесс введения инноваций и оптимизировать задействованные процессы и механизмы [17], [25] (Malyshev, 2022; Saveliev et al., 2023).
Рассмотрев данные подходы, можно констатировать, что современная инновационная политика предстает не только как элемент финансовой и инвестиционной стратегии развития субъекта [21] (Petrushevskaya et al., 2021), но и как динамичный процесс, требующий проведения на систематической основе анализа и контроля, адаптации к текущим реалиям и вызовам, а также интеграции новейших практик и идей.
Согласно нашей гипотезе мы не отказываемся от выявленных целей инновационной политики, наоборот, дополняем их, а самое главное – предлагаем использовать более современный подход к ее разработке и структурированию – архитектурный – преследующий цель достичь сбалансированности всех ее элементов.
Этимология дефиниции «архитектоника» неразрывно связана с философией, искусством и непосредственно архитектурой. В переводе с греческого данное понятие означает искусство (ремесло) строительства и проектирования [15] (Kurnosova, 2019).
С точки зрения архитектурного искусства архитектоника подразумевает не только физическую конструкцию зданий, но и гармонию форм, пропорций и пространственных отношений.
С позиции философской мысли эта категория рассматривается как структура и организация знания, систематизация концепций и идей. Учитывая, что архитектоника является многогранным и актуальным понятием в различных сферах познания, то ее можно использовать и в экономической науке [22] (Pimenov et al., 2019).
Исходя из этого, в общем понимании архитектоника инновационной деятельности представляет собой композицию, сочетающую методы, этапы, управленческие и организационные процессы, находящиеся в иерархических отношениях между собой и по вертикали. С целью более полного разъяснения сущности данного понятия необходимо представить ключевые ракурсы инновационной деятельности, попадающие под компетенцию архитектоники (рис. 1).
Рисунок 1. Аспекты архитектоники инновационной деятельности
Источник: составлено авторами по [10], [16], [5] (Kozlovskaya et al., 2022;
Lavrenova et al., 2022; Varushchenko, 2024)
Если говорить более предметно об инновационной деятельности предприятия, то она включает и базируется на инновационной политике, в которой отражаются такие ключевые ее элементы как миссия, цели, задачи, ресурсы и процессы [7] (Gredasova, 2021).
В инновационной политике можно обозначить следующие стороны [20] (Milyaeva, 2022):
- тактическая: отражает определение и решение текущих и оперативных инновационных задач, при этом переводя эти установки в стратегические границы и ориентиры. Поддерживающим инструментарием в этом случае признается финансирование НИОКР, рекрутинг, адаптация правовых условий и норм, материально-техническое и информационно-цифровое обеспечение, защита нематериальных активов;
- стратегическая: предполагает на основе долгосрочных программ, концепций установление ключевых направлений и целей инновационного развития предприятия, а также механизмов эффективного применения инновационного потенциала, что в целом не должно противоречить задачам бизнеса.
Опираясь на такое рассуждение, нами предлагается использование такого понятия как функционально-целевая архитектоника, объединяющая в себе составляющие тактической и стратегической сторон инновационной политики. Указанная дефиниция рассматривается как структурирование и организация всех компонентов инновационной политики так, чтобы они наилучшим образом способствовали достижению тактических, оперативных и стратегических целей предприятия. Этот процесс состоит из анализа внутренней и внешней среды, оценки инновационного потенциала, определения ключевых направлений инновационной деятельности, распределения и комбинирования ресурсов.
Функционально-целевая архитектоника опирается на следующую систему принципов, которые помогают выстроить более эффективную, устойчивую и адаптивную инновационную политику предприятия:
1) целостности – все элементы и процессы должны быть взаимосвязаны и работать как единый организм. Инновационная политика не должна быть изолированной от других бизнес-процессов предприятия, противоречивой миссии и задачам бизнеса, наоборот, должна быть интегрирована во все ракурсы его деятельности;
2) гибкости – предоставление возможности скорректировать элементы политики в процессе ее реализации, что позволит более эффективно использовать ресурсы и адаптироваться к возможным рискам и угрозам;
3) ориентированности на покупателей – вводимые новшества должны отвечать интересам и потребностям потребителей. Эффективность инновационной политики неразрывно связана с тем, насколько новаторства оправдывают ожидания и отвечают запросам покупателей;
4) системности – все элементы инновационной политики должны быть согласованы между собой и направлены на достижение общих целей, что формирует предпосылки для более глубокого анализа и оценки всей новаторской деятельности;
5) обновления – подразумевает не просто поиск новых организационных решений и управленческих технологий в контексте улучшения продукции или процессов предприятия, но и их активное применение на практике, что в обязательном порядке должно быть подкреплено креативностью и творчеством персонала;
6) гармоничности, опирающийся на фундаментальный принцип золотого сечения [12] (Kochina, 2022). Элементы инновационной политики должны быть упорядочены и соразмерны между собой таким образом, чтобы достигалась пропорциональность.
В нашем представлении немаловажным методологическим аспектом является то, что инновационная политика предприятия опирается при своей разработке и реализации на уровень развития располагаемого инновационного потенциала [23] (Poloskov et al., 2019). При этом потенциал выступает как многокомпонентная категория, объединяющая в себе кадровый, инвестиционный, маркетинговый, технологический, партнерский ресурсы [6], [8] (Goman, 2021; Guseva et al., 2024). Следовательно, задачей функционально-целевой архитектоники является пропорциональное (гармоничное) комбинирование всех частей инновационного потенциала с целью достижения его гармоничности, что потом будет влиять на обеспечение сбалансированной и эффективной инновационной политики [18], [1] (Markin, 2022; Amitov, 2024).
На рис. 2 представим ключевые элементы функционально-целевой архитектоники инновационной политики, влияющие на нее и направляющие в ту или иную сторону развития.
Рисунок 2. Элементы функционально-целевой архитектоники
инновационной политики предприятия
Источник: составлено авторами
В целом, можно отметить высокую значимость функционально-целевой архитектоники при создании условий для проведения инновационной политики, обеспечивая их согласованность со стратегическими ориентирами и запросами бизнеса, а также с компонентами инновационного потенциала предприятия.
При построении функционально-целевой архитектоники инновационной политики предприятия необходимо соблюдать следующую этапность:
1. Анализ бизнес-среды, включающий две составные части: 1) анализ внешней среды (положение предприятия на рынке, динамика рынка инноваций, уровень конкуренции, состояние политико-правового поля, уровень вовлеченности государства в инновационное развитие, мировые тренды и т.д.); 2) внутренней среды (обеспеченность ресурсами, уровень инновационного и информационно-интеллектуального потенциалов, имеющаяся канва реализации инновационных процессов, оргструктура предприятия, корреляционная связь между миссией бизнеса и целями инновационной деятельности и др.) [13] (Kochina et al., 2021). Таким образом, на данном этапе преследуется цель сбора и аккумулирования определенного рода данных и информации, что предоставит возможность увидеть полную картину состояния новаторской деятельности, определить сильные и слабые бизнес-процессы, нераскрытый потенциал и нереализуемые возможности;
2. Проработка и формулирование стратегических целей. Отталкиваясь от прошлого этапа, необходимо определить четкие стратегические цели, которые должны быть достигнуты через реализацию инновационной политики. Среди таких целей можно назвать: усиление рыночных позиций, формирование конкурентных преимуществ, расширение ассортимента, повышение качества продукции, оптимизация затрат, разработка новаторских технологических решений и пр., причем цели могут комбинироваться. Выбор способа достижения принятых целей и определение необходимого ресурсообеспечения в большей степени зависят от четкого и детального их понимания;
3. Разработка инновационной стратегии, которая может иметь технико-технологический, социальный, цифровой, экономический или экологический ориентир, но, несмотря на это, она должна способствовать достижению поставленных целей. В общем ключе при разработке и принятии стратегии учитываются способы и механизмы внедрения инноваций, процессы оценки рисков и перспектив от внедрения новшеств, система мотивации, способствующая активному научно-изыскательной деятельности, комплекс мер по успешной коммерциализации инноваций. В конечном счете, каждый элемент стратегии должен способствовать эффективному выполнению обозначенных задач в инноватике.
Функционально-целевую архитектонику можно рассматривать и как инструмент управления инновационной политикой предприятия в силу наличия следующих ее особенностей:
- адаптивность – в условиях динамичного бизнес-окружения архитектоника способствует приспособлению и гибкости инновационных процессов к новым реалиям, ожиданиям и потребностям, а также возможным рискам;
- нацеленность на результативность – благодаря своей многоаспектности и охвата разноплановых процессов и механизмов, архитектоника делает акцент на достижении конкретных результатов и целевых показателей, что позволяет сфокусироваться на внедрении перспективных и эффективных инноваций;
- интеграция – архитектоника обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие всех вовлеченных в инновационную политику бизнес-процессов, что обеспечивает не только эффективность реализации новшеств, но и снижение вероятности совершения ошибок при планировании, организации, управлении, контроле, анализе необходимых процессов и процедур в контуре инновационной деятельности;
- многозадачность – благодаря своему широкому охвату и базированию на практические знания в области маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента, финансового учета, технологического оснащения, организационного поведения, архитектоника помогает грамотно выстроить в инноватике ключевые бизнес-процессы и параллельно с этим сбалансированно скомпоновать (скомбинировать) требуемые ресурсы, текущие задачи и промежуточные цели, что, в конечном счете, будет благоприятно сказываться на реализации инновационной политики.
Обозначенные черты функционально-целевой архитектоники вполне логично вызывают интерес у руководителей организаций и предприятий разных уровней отраслевой принадлежности, которые идут в ногу со временем, используя в своей бизнес-практике новые методы, подходы и технологии. В этом случае целесообразно затронуть вопрос о кадровом обеспечении процедуры разработки, обеспечении и использовании в деятельности архитектурного подхода.
С этой целью наряду с ТОП-менеджментом и руководителями предприятия, привлеченными экспертами и аналитиками прибегают к услугам бизнес-архитектора, в обязанности которого входит:
- разработка схемы бизнес-архитектуры, анализ и моделирование бизнес-процессов;
- разработка стратегий для оптимизации, реорганизации и перестройки предприятия;
- внедрение инициатив по повышению эффективности бизнеса;
- выстраивание механизма взаимодействия различных подразделений предприятия для заложения фундамента бизнес-архитектуры и для согласования ресурсов, целей, потребностей с миссией и стратегией развития бизнеса;
- оценка возможных рисков и управление отклонениями.
Таким образом, в сфере инновационной деятельности бизнес-архитектор может быть полезен предприятию, поскольку помогает эффективно использовать собственные ресурсы и достигать поставленных стратегических целей; обеспечивает гармоничное сочетание между задачами предприятия и функциями его оргструктуры через призму бизнес-архитектуры; отвечает за создание устойчивой, современной и гибкой архитектуры, способной быстро адаптироваться к изменениям среды и обеспечивать стабильный рост.
Заключение
Функционально-целевая архитектоника инновационной политики предприятия представляет собой фундаментально-практическую основу для успешной реализации инновационных проектов и новаторств. Помимо этого, использование подобной архитектурной дефиниции обеспечивает системный подход к отслеживанию инновационных процессов, опираясь на детальный анализ бизнес-среды и инновационного потенциала, четкое определение стратегических целей и оперативных задач.
Функционально-целевая архитектоника призвана помочь руководителям предприятий разработать и воплотить в реальность управленческие решения касаемо эффективного использования ресурсной базы, адаптации к рыночным изменениям, ориентирования и учета потребностей покупателей, стейкхолдеров.
В текущих условиях, где устойчивое развитие, гибкость решений, независимость от традиционных ресурсов становятся ключевыми, функционально-целевая архитектоника играет значимую роль в формировании инновационной политики предприятия. Активно используя современные подходы и методы в контексте инновационной политики, каким и является архитектоника, разноплановые предприятия могут улучшить свои рыночные позиции, сформировать отличительные конкурентные преимущества, обеспечить эффективность и стабильность бизнеса, повысить инновационный суверенитет, создавая при этом ценные и актуальные новшества для своих потребителей.
Источники:
2. Беницкий В.Г. Современные подходы к формированию эффективной инновационной политики предприятия // Научный вестник Луганского государственного аграрного университета. – 2022. – № 3(16). – c. 111-120.
3. Борисова О.В. Оценка эффективности инновационной политики на предприятиях малого бизнеса // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. – 2015. – c. 311-317.
4. Брежнев А.Н., Чиебва Т.К., Шеху А.М. Инновации как концептуальный подход к управлению в современных условиях // Наукоемкие технологии и инновации (XXIV научные чтения): Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Белгород, 2021. – c. 496-501.
5. Варущенко А.А. Анализ факторов и результатов инновационной деятельности в Российской Федерации в XXI веке // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 4. – c. 412-422.
6. Гоман К.И. Элементный состав инновационного потенциала промышленных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – № 2. – c. 36-42. – doi: 10.18287/2542-0461-2021-12-2-36-42.
7. Гредасова Е.Е. Совершенствование системы импортозамещения и инновационной политики российских предприятий // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2021. – № 3. – c. 7-13.
8. Гусева А.А., Журенко Д.А. Инновационный потенциал предприятий в условиях санкционной политики // Наука и технологии: путь к устойчивому развитию: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. – c. 192-199.
9. Егорова Н.Е., Ступачев С.А. Перспективы использования механизма открытых инноваций в современных российских условиях // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 6(50). – c. 198-203.
10. Козловская С.А., Потапова А.Д. Инновационная деятельность современных российских предприятий // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. – № 59. – c. 79-87.
11. Кознов А.Б. Формирование инновационных экосистем в условиях цифровизации экономики // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 4(63). – c. 213-215.
12. Кочина С.К. Методический подход к анализу бизнес-архитектуры промышленного предприятия // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета. Донецк, 2022. – c. 124-126.
13. Кочина С.К., Осыченко Е.В. Информационно-интеллектуальный капитал предприятия // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 1. – c. 25-27.
14. Кулакова А.Е. Современное состояние и направления совершенствования методического инструментария оценки эффективности разработки и реализации инновационной политики региона // Организатор производства. – 2020. – № 2. – c. 90-96. – doi: 10.25987/VSTU.2020.17.16.008.
15. Курносова Е.А. Когнитивная модель архитектуры инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленного комплекса России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-2. – c. 111-116. – doi: 10.17513/vaael.827.
16. Лавренова Г.А., Лавренова Е.В., Ивашинина Т.Б. Стратегическое управление инновационным развитием предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 8(152). – c. 60-70. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2022/8/60-70.
17. Малышев Д.А. Открытые инновации как проявление современной модели инновационного процесса на промышленных предприятиях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 1-1. – c. 97-103. – doi: 10.34670/AR.2022.79.34.012.
18. Маркин О.В. Гармонизация рыночных и нерыночных механизмов инновационных процессов в сырьевых компаниях // Деловой вестник предпринимателя. – 2022. – № 7(1). – c. 126-132. – doi: 10.24412/2687-0991-2022-1-7-126-132.
19. Матыцына А.А. Теоретические и методические основы формирования и реализации инновационной политики предприятия. / Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник статей. Том Выпуск III. - Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. – 190-200 c.
20. Миляева Л.Г. К вопросу о диагностике типа инновационной политики предприятия // Финансовая экономика. – 2022. – № 8. – c. 107-110.
21. Петрушевская В.В., Шарый К.В. Разработка инновационной политики предприятия как элемента финансовой стратегии // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». – 2021. – № 3(23). – c. 158-171. – doi: 10.5281/zenodo.5782766.
22. Пименов В.В., Кудрявцев Г.И. Об архитектуре как системном подходе к развитию предприятия при цифровой трансформации бизнеса // Экономические стратегии. – 2019. – № 7(165). – c. 106-117. – doi: 10.33917/es-7.165.2019.106-117.
23. Полосков С.С., Желтенков А.В., Скубрий Е.В. Совершенствование подходов к управлению инновационным потенциалом высокотехнологичных наукоемких предприятий // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. – 2019. – № 4(22). – c. 8-18. – doi: 10.25688/2312-6647.2019.22.4.1.
24. Приходько Р.В. Инновационные риски: содержание и способы предотвращения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 122-128. – doi: 10.17586/2310-1172-2022-16-2-122-128.
25. Савельев И.И., Кузьмин Д.И. Особенности практической реализации теории открытых инноваций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 4(136). – c. 132-137. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.04.04.017.
26. Смогоржевский Д.А. Цифровая среда как элемент механизма стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий // Russian Economic Bulletin. – 2023. – № 2. – c. 346-351.
27. Стефаненко-Шупик А.П. Цифровые инновации в управлении российскими предприятиями // Russian Economic Bulletin. – 2024. – № 5. – c. 230-239. – doi: 10.58224/2658-5286-2024-7-5-230-239.
28. Фоменко Н.М., Галеев Р.И. Особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 2. – c. 481-492. – doi: 10.18334/lim.11.2.120795.
29. Шатская А.А. Сущность, содержание и особенности инновационной политики предприятия // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 1(159). – c. 89-99. – doi: 10.26726/1812-7096-2024-1-89-99.
30. Ширшова Л.В., Татарская П.Ю. Инновационная политика наукоемкого предприятия: понятие, цель разработки и методика анализа // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 6(60). – c. 431-436.
31. Шутилина Е.Ю., Артеменко В.Б. Процедура формирования инновационной политики предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. – № 11. – c. 9a-11.
32. Юрченко Т.И., Шаламова Н.Г., Демкина О.В. Особенности формирования инновационной политики наукоемкой организации // Вестник университета. – 2015. – № 4. – c. 66-73.
Страница обновлена: 09.09.2025 в 11:46:42
Download PDF | Downloads: 10
Functional and target architectonics of the company's innovation policy
Kochina S.K., Osychenko E.V., Brezhnev A.N.Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 6 (June 2025)
Abstract:
The article substantiates the importance of developing and implementing an optimal innovation policy for companies in the modern business environment. This policy dictates strategic competitive advantages, innovation-oriented activities, and commitment to implementing government programs and projects in research and production. By establishing key elements of innovation policy, such as strategic planning, organizational structures, and mechanisms of interaction between various departments and business partners, the main goals of innovation management can be identified.
They are: optimizing and digitizing processes, producing and promoting new goods and services, improving the quality of production and technological operations, and maintaining innovative sovereignty, etc. The article pays special attention to the role of the company's innovative potential as a factor that determines the effectiveness of implementing diverse innovative initiatives. The article puts forward the hypothesis that a well-structured innovation policy can maximize an enterprise's potential, ensuring its sustainable development and competitiveness in the market. To this end, an architectural approach is proposed that would lead to the mandatory use of functional and target architectonics in relation to innovation policy. This approach would ensure the effectiveness of the policy by harmonizing the main components of innovation potential.
Keywords: innovation policy, architectonics, innovation potential, harmony
JEL-classification: O30, O31, O32, O39
