Функционально-целевая архитектоника инновационной политики предприятия
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)
Введение
В современных условиях, сопровождающихся динамичными и турбулентными изменениями социально-экономической среды, ориентированием хозяйствующих субъектов на усиление новаторской деятельности, что вызвано национальными приоритетами и общемировыми тенденциями, а также активно растущей конкуренцией, инновационная политика предприятия становится одним из ключевых звеньев его успешного функционирования. Она включает в себя комплекс организационно-управленческих мероприятий и экономических решений, направленных на внедрение новых технологий, идей, благ, приемов и методов работы с целью повышения конкурентоспособности, эффективности и адаптивности бизнеса.
В общем понимании инновационная политика предприятия представляет собой систему стратегий, мероприятий и подходов, направленных на стимулирование и управление бизнес-процессами в сфере инновационной деятельности, как внутри предприятия, так и за его пределами [29] (Shatskaya, 2024).
Говоря о предназначении инновационной политики для успешности предприятия, можно обозначить следующие положительные аспекты: во-первых, осознанный подход к созданию ценности инновационного блага, что способно укрепить клиентскую лояльность и увеличить объем продаж [4] (Brezhnev et al., 2021). Во-вторых, усиление конкурентных позиций рыночного актора и формирование отличительных конкурентных преимуществ. В-третьих, создание предпосылок для устойчивого развития комплексной деятельности предприятия, обеспечивая его способность к гибкости в условиях стремительно изменяющихся рыночных условий. В-четвертых, достижение социального и экологического эффекта для общества посредством реализации принципов социальной и экологической ответственности. В-пятых, оптимизация совокупности ключевых и побочных (вспомогательных) бизнес-процессов, что благоприятным образом сказывается на производстве инновационных товаров, их реализации, укреплении бренда, снижении расходов и т.д.
В конечном счете, разработка и реализация инновационной политики предприятия рассматривается как ключевой инструмент в достижении успеха в современном бизнес-пространстве, позволяя ему оставаться актуальным и эффективным в условиях динамичных изменений, привлекать инвесторов и партнеров, а также приспосабливаться к новым покупательским запросам [30] (Shirshova et al., 2020).
При всем обширном многообразии научных трудов и исследований относительно сущности, принципов, инструментария инновационной политики (О.В. Борисова [3] (Borisova, 2015), А.Е. Кулакова [14] (Kulakova, 2020), В.В. Петрушевская [21] (Petrushevskaya et al., 2021), Е.Ю. Шутилина [31] (Shutilina et al., 2009), Т.И. Юрченко [32] (Yurchenko et al., 2015), В.Г. Беницкий [2] (Benitsky, 2022) и др.) можно увидеть разобщение подходов к ее формированию, а, следовательно, отсутствие единого концептуального подхода, сочетающего в себе потенциалы предприятия, ресурсы, стратегию, цели новаторской деятельности. Иными словами, подхода сочетающего элементы и резервы, как внутренней, так и внешней среды.
По-нашему мнению, ключевой составляющей инновационной политики предприятия является функционально-целевая архитектоника, берущая свое начало из архитектурного подхода и которая помогает выстроить четкие рамки, цели научно-исследовательской деятельности, обеспечивая оптимизацию процессов и формирование конкурентных преимуществ, а также грамотное сочетание (взаимодействие) элементов инновационного потенциала. На данном утверждении и строится авторская гипотеза, заключающаяся в обеспечении разработки оптимальной инновационной политики путем достижения гармонизации компонентов инновационного потенциала.
Научной новизной текущего исследования можно считать применение адаптированного метода, именуемого как архитектоника, для разработки, корректировки и реализации инновационной политики предприятия через призму целей и функционала комплексной новаторской деятельности.
Целями исследования являются раскрытие сущности и обоснование использования функционально-целевой архитектоники для повышения эффективности инновационной политики предприятия.
Основная часть
Существующие и применяемые на практике подходы к формированию инновационной политики на уровне предприятия варьируются в зависимости от целей его функционирования и специфики, в том числе отраслевой [2] (Benitsky, 2022). В своей общей массе они могут учитывать и интегрировать передовые практики и теории, активно используемые в бизнес-пространстве [19] (Matytsyna, 2022). Рассмотрим содержание некоторых из них, при этом указывая основную цель инновационной политики:
- достижение устойчивого развития. Такой подход применим не только для базовых потребностей бизнес-субъекта, выражаемых в получении стабильной прибыли, формировании сегмента постоянных клиентов, обеспечении инвестиционной привлекательности, но и для создания дополнительных конкурентных преимуществ через призму реализации экологических и социальных проектов с соответствующим эффектом «на выходе»;
- оцифровка процессов, в том числе инновационных. Цифровое преображение бизнес-процессов и векторов деятельности становится в последнее время преобладающим моментом в практике предприятий. Подобный путь направляет инновационную политику к разработке и более смелому принятию цифровых решений в различных сферах бизнеса, начиная от непосредственного встраивания цифровых технологий в производственные процессы и заканчивая более эффективным продвижением товара в среду потребителей, используя инфраструктуру цифровой среды [26] (Smogorzhevsky, 2023).
Здесь также уместно упомянуть об уже утвердившейся тенденции – цифровых инновациях, представляющих собой новшество, подкрепленное определенным цифровым фундаментом. В качестве примера можно назвать технологии искусственного интеллекта, систему обмена данными с помощью нейросетей, блокчейн и пр. [27] (Stefanenko-Shupik, 2024). Современные предприятия и организации все чаще отдают предпочтение архитектурному подходу, источником которого является ИТ-архитектура, адаптируют и активно внедряют цифровые технологии в канву собственных бизнес-архитектур;
- создание инновационных экосистем и кластеров. Современная бизнес-практика диктует целесообразность создания различных интеграционных форм сотрудничества со стейкхолдерами с целью повышения эффективности реализации инновационных процессов и новаторских решений [11] (Koznov, 2024). Подобные объединения аккумулируют имеющиеся у участников ресурсы, инициативы, идеи, потенциалы, знания для воплощения в реальность разнообразных инновационных начинаний и проектов. Такими помощниками (партнерами) могут стать НИИ, вузы, научно-исследовательские и экспертные сообщества, корпорации, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, государственные институты и т.д. [28] (Fomenko et al., 2024);
- нивелирование инновационных рисков. Инновационная политика в рамках подобного подхода предусматривает разработку системы управленческого и контрольно-аналитического воздействия в отношении возможных рисков в области воплощения в реальность инновационных идей [24] (Prikhodko, 2022). Также к мерам хеджирования рисков можно причислить диверсификацию портфеля проектов, обязательное проведение тестирования новаторств перед их масштабированием и коммерциализацией, что в комплексе позволит ограничить (минимизировать) отрицательное влияние неопределенности на инновационные процессы;
- поддержание модели открытых инноваций. Указанная концепция ведения бизнеса подразумевает устранение границ в обмене нематериальными активами, инновационными идеями с партнерами, а также учет в разработке новшеств креативных и уместных предложений, источниками которых являются покупатели [9] (Egorova et al., 2023). Таким образом, современным предприятиям вполне уместно и целесообразно создавать условия для открытости научно-исследовательской деятельности, иными словами полагаться не только на внутренние резервы и потенциалы, а активно привлекать источники знаний, данных и технологий из внешней среды, что в итоге, позволит ускорить процесс введения инноваций и оптимизировать задействованные процессы и механизмы [17], [25] (Malyshev, 2022; Saveliev et al., 2023).
Рассмотрев данные подходы, можно констатировать, что современная инновационная политика предстает не только как элемент финансовой и инвестиционной стратегии развития субъекта [21] (Petrushevskaya et al., 2021), но и как динамичный процесс, требующий проведения на систематической основе анализа и контроля, адаптации к текущим реалиям и вызовам, а также интеграции новейших практик и идей.
Согласно нашей гипотезе мы не отказываемся от выявленных целей инновационной политики, наоборот, дополняем их, а самое главное – предлагаем использовать более современный подход к ее разработке и структурированию – архитектурный – преследующий цель достичь сбалансированности всех ее элементов.
Этимология дефиниции «архитектоника» неразрывно связана с философией, искусством и непосредственно архитектурой. В переводе с греческого данное понятие означает искусство (ремесло) строительства и проектирования [15] (Kurnosova, 2019).
С точки зрения архитектурного искусства архитектоника подразумевает не только физическую конструкцию зданий, но и гармонию форм, пропорций и пространственных отношений.
С позиции философской мысли эта категория рассматривается как структура и организация знания, систематизация концепций и идей. Учитывая, что архитектоника является многогранным и актуальным понятием в различных сферах познания, то ее можно использовать и в экономической науке [22] (Pimenov et al., 2019).
Исходя из этого, в общем понимании архитектоника инновационной деятельности представляет собой композицию, сочетающую методы, этапы, управленческие и организационные процессы, находящиеся в иерархических отношениях между собой и по вертикали. С целью более полного разъяснения сущности данного понятия необходимо представить ключевые ракурсы инновационной деятельности, попадающие под компетенцию архитектоники (рис. 1).
Рисунок 1. Аспекты архитектоники инновационной деятельности
Источник: составлено авторами по [10], [16], [5] (Kozlovskaya et al., 2022;
Lavrenova et al., 2022; Varushchenko, 2024)
Если говорить более предметно об инновационной деятельности предприятия, то она включает и базируется на инновационной политике, в которой отражаются такие ключевые ее элементы как миссия, цели, задачи, ресурсы и процессы [7] (Gredasova, 2021).
В инновационной политике можно обозначить следующие стороны [20] (Milyaeva, 2022):
- тактическая: отражает определение и решение текущих и оперативных инновационных задач, при этом переводя эти установки в стратегические границы и ориентиры. Поддерживающим инструментарием в этом случае признается финансирование НИОКР, рекрутинг, адаптация правовых условий и норм, материально-техническое и информационно-цифровое обеспечение, защита нематериальных активов;
- стратегическая: предполагает на основе долгосрочных программ, концепций установление ключевых направлений и целей инновационного развития предприятия, а также механизмов эффективного применения инновационного потенциала, что в целом не должно противоречить задачам бизнеса.
Опираясь на такое рассуждение, нами предлагается использование такого понятия как функционально-целевая архитектоника, объединяющая в себе составляющие тактической и стратегической сторон инновационной политики. Указанная дефиниция рассматривается как структурирование и организация всех компонентов инновационной политики так, чтобы они наилучшим образом способствовали достижению тактических, оперативных и стратегических целей предприятия. Этот процесс состоит из анализа внутренней и внешней среды, оценки инновационного потенциала, определения ключевых направлений инновационной деятельности, распределения и комбинирования ресурсов.
Функционально-целевая архитектоника опирается на следующую систему принципов, которые помогают выстроить более эффективную, устойчивую и адаптивную инновационную политику предприятия:
1) целостности – все элементы и процессы должны быть взаимосвязаны и работать как единый организм. Инновационная политика не должна быть изолированной от других бизнес-процессов предприятия, противоречивой миссии и задачам бизнеса, наоборот, должна быть интегрирована во все ракурсы его деятельности;
2) гибкости – предоставление возможности скорректировать элементы политики в процессе ее реализации, что позволит более эффективно использовать ресурсы и адаптироваться к возможным рискам и угрозам;
3) ориентированности на покупателей – вводимые новшества должны отвечать интересам и потребностям потребителей. Эффективность инновационной политики неразрывно связана с тем, насколько новаторства оправдывают ожидания и отвечают запросам покупателей;
4) системности – все элементы инновационной политики должны быть согласованы между собой и направлены на достижение общих целей, что формирует предпосылки для более глубокого анализа и оценки всей новаторской деятельности;
5) обновления – подразумевает не просто поиск новых организационных решений и управленческих технологий в контексте улучшения продукции или процессов предприятия, но и их активное применение на практике, что в обязательном порядке должно быть подкреплено креативностью и творчеством персонала;
6) гармоничности, опирающийся на фундаментальный принцип золотого сечения [12] (Kochina, 2022). Элементы инновационной политики должны быть упорядочены и соразмерны между собой таким образом, чтобы достигалась пропорциональность.
В нашем представлении немаловажным методологическим аспектом является то, что инновационная политика предприятия опирается при своей разработке и реализации на уровень развития располагаемого инновационного потенциала [23] (Poloskov et al., 2019). При этом потенциал выступает как многокомпонентная категория, объединяющая в себе кадровый, инвестиционный, маркетинговый, технологический, партнерский ресурсы [6], [8] (Goman, 2021; Guseva et al., 2024). Следовательно, задачей функционально-целевой архитектоники является пропорциональное (гармоничное) комбинирование всех частей инновационного потенциала с целью достижения его гармоничности, что потом будет влиять на обеспечение сбалансированной и эффективной инновационной политики [18], [1] (Markin, 2022; Amitov, 2024).
На рис. 2 представим ключевые элементы функционально-целевой архитектоники инновационной политики, влияющие на нее и направляющие в ту или иную сторону развития.
Рисунок 2. Элементы функционально-целевой архитектоники
инновационной политики предприятия
Источник: составлено авторами
В целом, можно отметить высокую значимость функционально-целевой архитектоники при создании условий для проведения инновационной политики, обеспечивая их согласованность со стратегическими ориентирами и запросами бизнеса, а также с компонентами инновационного потенциала предприятия.
При построении функционально-целевой архитектоники инновационной политики предприятия необходимо соблюдать следующую этапность:
1. Анализ бизнес-среды, включающий две составные части: 1) анализ внешней среды (положение предприятия на рынке, динамика рынка инноваций, уровень конкуренции, состояние политико-правового поля, уровень вовлеченности государства в инновационное развитие, мировые тренды и т.д.); 2) внутренней среды (обеспеченность ресурсами, уровень инновационного и информационно-интеллектуального потенциалов, имеющаяся канва реализации инновационных процессов, оргструктура предприятия, корреляционная связь между миссией бизнеса и целями инновационной деятельности и др.) [13] (Kochina et al., 2021). Таким образом, на данном этапе преследуется цель сбора и аккумулирования определенного рода данных и информации, что предоставит возможность увидеть полную картину состояния новаторской деятельности, определить сильные и слабые бизнес-процессы, нераскрытый потенциал и нереализуемые возможности;
2. Проработка и формулирование стратегических целей. Отталкиваясь от прошлого этапа, необходимо определить четкие стратегические цели, которые должны быть достигнуты через реализацию инновационной политики. Среди таких целей можно назвать: усиление рыночных позиций, формирование конкурентных преимуществ, расширение ассортимента, повышение качества продукции, оптимизация затрат, разработка новаторских технологических решений и пр., причем цели могут комбинироваться. Выбор способа достижения принятых целей и определение необходимого ресурсообеспечения в большей степени зависят от четкого и детального их понимания;
3. Разработка инновационной стратегии, которая может иметь технико-технологический, социальный, цифровой, экономический или экологический ориентир, но, несмотря на это, она должна способствовать достижению поставленных целей. В общем ключе при разработке и принятии стратегии учитываются способы и механизмы внедрения инноваций, процессы оценки рисков и перспектив от внедрения новшеств, система мотивации, способствующая активному научно-изыскательной деятельности, комплекс мер по успешной коммерциализации инноваций. В конечном счете, каждый элемент стратегии должен способствовать эффективному выполнению обозначенных задач в инноватике.
Функционально-целевую архитектонику можно рассматривать и как инструмент управления инновационной политикой предприятия в силу наличия следующих ее особенностей:
- адаптивность – в условиях динамичного бизнес-окружения архитектоника способствует приспособлению и гибкости инновационных процессов к новым реалиям, ожиданиям и потребностям, а также возможным рискам;
- нацеленность на результативность – благодаря своей многоаспектности и охвата разноплановых процессов и механизмов, архитектоника делает акцент на достижении конкретных результатов и целевых показателей, что позволяет сфокусироваться на внедрении перспективных и эффективных инноваций;
- интеграция – архитектоника обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие всех вовлеченных в инновационную политику бизнес-процессов, что обеспечивает не только эффективность реализации новшеств, но и снижение вероятности совершения ошибок при планировании, организации, управлении, контроле, анализе необходимых процессов и процедур в контуре инновационной деятельности;
- многозадачность – благодаря своему широкому охвату и базированию на практические знания в области маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента, финансового учета, технологического оснащения, организационного поведения, архитектоника помогает грамотно выстроить в инноватике ключевые бизнес-процессы и параллельно с этим сбалансированно скомпоновать (скомбинировать) требуемые ресурсы, текущие задачи и промежуточные цели, что, в конечном счете, будет благоприятно сказываться на реализации инновационной политики.
Обозначенные черты функционально-целевой архитектоники вполне логично вызывают интерес у руководителей организаций и предприятий разных уровней отраслевой принадлежности, которые идут в ногу со временем, используя в своей бизнес-практике новые методы, подходы и технологии. В этом случае целесообразно затронуть вопрос о кадровом обеспечении процедуры разработки, обеспечении и использовании в деятельности архитектурного подхода.
С этой целью наряду с ТОП-менеджментом и руководителями предприятия, привлеченными экспертами и аналитиками прибегают к услугам бизнес-архитектора, в обязанности которого входит:
- разработка схемы бизнес-архитектуры, анализ и моделирование бизнес-процессов;
- разработка стратегий для оптимизации, реорганизации и перестройки предприятия;
- внедрение инициатив по повышению эффективности бизнеса;
- выстраивание механизма взаимодействия различных подразделений предприятия для заложения фундамента бизнес-архитектуры и для согласования ресурсов, целей, потребностей с миссией и стратегией развития бизнеса;
- оценка возможных рисков и управление отклонениями.
Таким образом, в сфере инновационной деятельности бизнес-архитектор может быть полезен предприятию, поскольку помогает эффективно использовать собственные ресурсы и достигать поставленных стратегических целей; обеспечивает гармоничное сочетание между задачами предприятия и функциями его оргструктуры через призму бизнес-архитектуры; отвечает за создание устойчивой, современной и гибкой архитектуры, способной быстро адаптироваться к изменениям среды и обеспечивать стабильный рост.
Заключение
Функционально-целевая архитектоника инновационной политики предприятия представляет собой фундаментально-практическую основу для успешной реализации инновационных проектов и новаторств. Помимо этого, использование подобной архитектурной дефиниции обеспечивает системный подход к отслеживанию инновационных процессов, опираясь на детальный анализ бизнес-среды и инновационного потенциала, четкое определение стратегических целей и оперативных задач.
Функционально-целевая архитектоника призвана помочь руководителям предприятий разработать и воплотить в реальность управленческие решения касаемо эффективного использования ресурсной базы, адаптации к рыночным изменениям, ориентирования и учета потребностей покупателей, стейкхолдеров.
В текущих условиях, где устойчивое развитие, гибкость решений, независимость от традиционных ресурсов становятся ключевыми, функционально-целевая архитектоника играет значимую роль в формировании инновационной политики предприятия. Активно используя современные подходы и методы в контексте инновационной политики, каким и является архитектоника, разноплановые предприятия могут улучшить свои рыночные позиции, сформировать отличительные конкурентные преимущества, обеспечить эффективность и стабильность бизнеса, повысить инновационный суверенитет, создавая при этом ценные и актуальные новшества для своих потребителей.
Страница обновлена: 13.05.2025 в 10:14:14