Функционально-целевая архитектоника инновационной политики предприятия

Кочина С.К.1, Осыченко Е.В.1, Брежнев А.Н.1
1 Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 12, Номер 6 (Июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обосновывается роль и значение разработки, реализации оптимальной инновационной политики для предприятия в современных условиях, диктующих наличие у него стратегических конкурентных преимуществ, инновационной ориентированности деятельности, приверженности и нацеленности на осуществление государственных программ и проектов в научно-исследовательской и производственной сферах. Устанавливая ключевые элементы инновационной политики, такие как стратегическое планирование, организационные структуры, механизмы взаимодействия между различными подразделениями и бизнес-партнерами, инновационный менеджмент, анализ инновационной деятельности, можно выделить основные ее цели: оптимизация и цифровизация процессов, производство и продвижение новых товаров и услуг, улучшение качества производственных и технологических операций, поддержание инновационного суверенитета и др. Особое внимание уделяется роли инновационного потенциала предприятия как фактора, определяющего эффективность реализации разноплановых инновационных инициатив. Выдвигается гипотеза о том, что грамотно структурированная инновационная политика предприятия может способствовать максимальному раскрытию потенциала, обеспечивая устойчивое развитие и конкурентоспособность на рынке. Для этой цели предлагается использовать архитектурный подход, подводящий к обязательному использованию функционально-целевой архитектоники в отношении инновационной политики, которая позволит обеспечить эффективность политики на базе гармонизации основных компонентов инновационного потенциала.

Ключевые слова: инновационная политика, архитектоника, инновационный потенциал, гармоничность

JEL-классификация: O30, O31, O32, O39



Введение

В современных условиях, сопровождающихся динамичными и турбулентными изменениями социально-экономической среды, ориентированием хозяйствующих субъектов на усиление новаторской деятельности, что вызвано национальными приоритетами и общемировыми тенденциями, а также активно растущей конкуренцией, инновационная политика предприятия становится одним из ключевых звеньев его успешного функционирования. Она включает в себя комплекс организационно-управленческих мероприятий и экономических решений, направленных на внедрение новых технологий, идей, благ, приемов и методов работы с целью повышения конкурентоспособности, эффективности и адаптивности бизнеса.

В общем понимании инновационная политика предприятия представляет собой систему стратегий, мероприятий и подходов, направленных на стимулирование и управление бизнес-процессами в сфере инновационной деятельности, как внутри предприятия, так и за его пределами [29] (Shatskaya, 2024).

Говоря о предназначении инновационной политики для успешности предприятия, можно обозначить следующие положительные аспекты: во-первых, осознанный подход к созданию ценности инновационного блага, что способно укрепить клиентскую лояльность и увеличить объем продаж [4] (Brezhnev et al., 2021). Во-вторых, усиление конкурентных позиций рыночного актора и формирование отличительных конкурентных преимуществ. В-третьих, создание предпосылок для устойчивого развития комплексной деятельности предприятия, обеспечивая его способность к гибкости в условиях стремительно изменяющихся рыночных условий. В-четвертых, достижение социального и экологического эффекта для общества посредством реализации принципов социальной и экологической ответственности. В-пятых, оптимизация совокупности ключевых и побочных (вспомогательных) бизнес-процессов, что благоприятным образом сказывается на производстве инновационных товаров, их реализации, укреплении бренда, снижении расходов и т.д.

В конечном счете, разработка и реализация инновационной политики предприятия рассматривается как ключевой инструмент в достижении успеха в современном бизнес-пространстве, позволяя ему оставаться актуальным и эффективным в условиях динамичных изменений, привлекать инвесторов и партнеров, а также приспосабливаться к новым покупательским запросам [30] (Shirshova et al., 2020).

При всем обширном многообразии научных трудов и исследований относительно сущности, принципов, инструментария инновационной политики (О.В. Борисова [3] (Borisova, 2015), А.Е. Кулакова [14] (Kulakova, 2020), В.В. Петрушевская [21] (Petrushevskaya et al., 2021), Е.Ю. Шутилина [31] (Shutilina et al., 2009), Т.И. Юрченко [32] (Yurchenko et al., 2015), В.Г. Беницкий [2] (Benitsky, 2022) и др.) можно увидеть разобщение подходов к ее формированию, а, следовательно, отсутствие единого концептуального подхода, сочетающего в себе потенциалы предприятия, ресурсы, стратегию, цели новаторской деятельности. Иными словами, подхода сочетающего элементы и резервы, как внутренней, так и внешней среды.

По-нашему мнению, ключевой составляющей инновационной политики предприятия является функционально-целевая архитектоника, берущая свое начало из архитектурного подхода и которая помогает выстроить четкие рамки, цели научно-исследовательской деятельности, обеспечивая оптимизацию процессов и формирование конкурентных преимуществ, а также грамотное сочетание (взаимодействие) элементов инновационного потенциала. На данном утверждении и строится авторская гипотеза, заключающаяся в обеспечении разработки оптимальной инновационной политики путем достижения гармонизации компонентов инновационного потенциала.

Научной новизной текущего исследования можно считать применение адаптированного метода, именуемого как архитектоника, для разработки, корректировки и реализации инновационной политики предприятия через призму целей и функционала комплексной новаторской деятельности.

Целями исследования являются раскрытие сущности и обоснование использования функционально-целевой архитектоники для повышения эффективности инновационной политики предприятия.

Основная часть

Существующие и применяемые на практике подходы к формированию инновационной политики на уровне предприятия варьируются в зависимости от целей его функционирования и специфики, в том числе отраслевой [2] (Benitsky, 2022). В своей общей массе они могут учитывать и интегрировать передовые практики и теории, активно используемые в бизнес-пространстве [19] (Matytsyna, 2022). Рассмотрим содержание некоторых из них, при этом указывая основную цель инновационной политики:

- достижение устойчивого развития. Такой подход применим не только для базовых потребностей бизнес-субъекта, выражаемых в получении стабильной прибыли, формировании сегмента постоянных клиентов, обеспечении инвестиционной привлекательности, но и для создания дополнительных конкурентных преимуществ через призму реализации экологических и социальных проектов с соответствующим эффектом «на выходе»;

- оцифровка процессов, в том числе инновационных. Цифровое преображение бизнес-процессов и векторов деятельности становится в последнее время преобладающим моментом в практике предприятий. Подобный путь направляет инновационную политику к разработке и более смелому принятию цифровых решений в различных сферах бизнеса, начиная от непосредственного встраивания цифровых технологий в производственные процессы и заканчивая более эффективным продвижением товара в среду потребителей, используя инфраструктуру цифровой среды [26] (Smogorzhevsky, 2023).

Здесь также уместно упомянуть об уже утвердившейся тенденции – цифровых инновациях, представляющих собой новшество, подкрепленное определенным цифровым фундаментом. В качестве примера можно назвать технологии искусственного интеллекта, систему обмена данными с помощью нейросетей, блокчейн и пр. [27] (Stefanenko-Shupik, 2024). Современные предприятия и организации все чаще отдают предпочтение архитектурному подходу, источником которого является ИТ-архитектура, адаптируют и активно внедряют цифровые технологии в канву собственных бизнес-архитектур;

- создание инновационных экосистем и кластеров. Современная бизнес-практика диктует целесообразность создания различных интеграционных форм сотрудничества со стейкхолдерами с целью повышения эффективности реализации инновационных процессов и новаторских решений [11] (Koznov, 2024). Подобные объединения аккумулируют имеющиеся у участников ресурсы, инициативы, идеи, потенциалы, знания для воплощения в реальность разнообразных инновационных начинаний и проектов. Такими помощниками (партнерами) могут стать НИИ, вузы, научно-исследовательские и экспертные сообщества, корпорации, бизнес-инкубаторы, промышленные парки, государственные институты и т.д. [28] (Fomenko et al., 2024);

- нивелирование инновационных рисков. Инновационная политика в рамках подобного подхода предусматривает разработку системы управленческого и контрольно-аналитического воздействия в отношении возможных рисков в области воплощения в реальность инновационных идей [24] (Prikhodko, 2022). Также к мерам хеджирования рисков можно причислить диверсификацию портфеля проектов, обязательное проведение тестирования новаторств перед их масштабированием и коммерциализацией, что в комплексе позволит ограничить (минимизировать) отрицательное влияние неопределенности на инновационные процессы;

- поддержание модели открытых инноваций. Указанная концепция ведения бизнеса подразумевает устранение границ в обмене нематериальными активами, инновационными идеями с партнерами, а также учет в разработке новшеств креативных и уместных предложений, источниками которых являются покупатели [9] (Egorova et al., 2023). Таким образом, современным предприятиям вполне уместно и целесообразно создавать условия для открытости научно-исследовательской деятельности, иными словами полагаться не только на внутренние резервы и потенциалы, а активно привлекать источники знаний, данных и технологий из внешней среды, что в итоге, позволит ускорить процесс введения инноваций и оптимизировать задействованные процессы и механизмы [17], [25] (Malyshev, 2022; Saveliev et al., 2023).

Рассмотрев данные подходы, можно констатировать, что современная инновационная политика предстает не только как элемент финансовой и инвестиционной стратегии развития субъекта [21] (Petrushevskaya et al., 2021), но и как динамичный процесс, требующий проведения на систематической основе анализа и контроля, адаптации к текущим реалиям и вызовам, а также интеграции новейших практик и идей.

Согласно нашей гипотезе мы не отказываемся от выявленных целей инновационной политики, наоборот, дополняем их, а самое главное – предлагаем использовать более современный подход к ее разработке и структурированию – архитектурный – преследующий цель достичь сбалансированности всех ее элементов.

Этимология дефиниции «архитектоника» неразрывно связана с философией, искусством и непосредственно архитектурой. В переводе с греческого данное понятие означает искусство (ремесло) строительства и проектирования [15] (Kurnosova, 2019).

С точки зрения архитектурного искусства архитектоника подразумевает не только физическую конструкцию зданий, но и гармонию форм, пропорций и пространственных отношений.

С позиции философской мысли эта категория рассматривается как структура и организация знания, систематизация концепций и идей. Учитывая, что архитектоника является многогранным и актуальным понятием в различных сферах познания, то ее можно использовать и в экономической науке [22] (Pimenov et al., 2019).

Исходя из этого, в общем понимании архитектоника инновационной деятельности представляет собой композицию, сочетающую методы, этапы, управленческие и организационные процессы, находящиеся в иерархических отношениях между собой и по вертикали. С целью более полного разъяснения сущности данного понятия необходимо представить ключевые ракурсы инновационной деятельности, попадающие под компетенцию архитектоники (рис. 1).

Рисунок 1. Аспекты архитектоники инновационной деятельности

Источник: составлено авторами по [10], [16], [5] (Kozlovskaya et al., 2022;

Lavrenova et al., 2022; Varushchenko, 2024)

Если говорить более предметно об инновационной деятельности предприятия, то она включает и базируется на инновационной политике, в которой отражаются такие ключевые ее элементы как миссия, цели, задачи, ресурсы и процессы [7] (Gredasova, 2021).

В инновационной политике можно обозначить следующие стороны [20] (Milyaeva, 2022):

- тактическая: отражает определение и решение текущих и оперативных инновационных задач, при этом переводя эти установки в стратегические границы и ориентиры. Поддерживающим инструментарием в этом случае признается финансирование НИОКР, рекрутинг, адаптация правовых условий и норм, материально-техническое и информационно-цифровое обеспечение, защита нематериальных активов;

- стратегическая: предполагает на основе долгосрочных программ, концепций установление ключевых направлений и целей инновационного развития предприятия, а также механизмов эффективного применения инновационного потенциала, что в целом не должно противоречить задачам бизнеса.

Опираясь на такое рассуждение, нами предлагается использование такого понятия как функционально-целевая архитектоника, объединяющая в себе составляющие тактической и стратегической сторон инновационной политики. Указанная дефиниция рассматривается как структурирование и организация всех компонентов инновационной политики так, чтобы они наилучшим образом способствовали достижению тактических, оперативных и стратегических целей предприятия. Этот процесс состоит из анализа внутренней и внешней среды, оценки инновационного потенциала, определения ключевых направлений инновационной деятельности, распределения и комбинирования ресурсов.

Функционально-целевая архитектоника опирается на следующую систему принципов, которые помогают выстроить более эффективную, устойчивую и адаптивную инновационную политику предприятия:

1) целостности – все элементы и процессы должны быть взаимосвязаны и работать как единый организм. Инновационная политика не должна быть изолированной от других бизнес-процессов предприятия, противоречивой миссии и задачам бизнеса, наоборот, должна быть интегрирована во все ракурсы его деятельности;

2) гибкости – предоставление возможности скорректировать элементы политики в процессе ее реализации, что позволит более эффективно использовать ресурсы и адаптироваться к возможным рискам и угрозам;

3) ориентированности на покупателей – вводимые новшества должны отвечать интересам и потребностям потребителей. Эффективность инновационной политики неразрывно связана с тем, насколько новаторства оправдывают ожидания и отвечают запросам покупателей;

4) системности – все элементы инновационной политики должны быть согласованы между собой и направлены на достижение общих целей, что формирует предпосылки для более глубокого анализа и оценки всей новаторской деятельности;

5) обновления – подразумевает не просто поиск новых организационных решений и управленческих технологий в контексте улучшения продукции или процессов предприятия, но и их активное применение на практике, что в обязательном порядке должно быть подкреплено креативностью и творчеством персонала;

6) гармоничности, опирающийся на фундаментальный принцип золотого сечения [12] (Kochina, 2022). Элементы инновационной политики должны быть упорядочены и соразмерны между собой таким образом, чтобы достигалась пропорциональность.

В нашем представлении немаловажным методологическим аспектом является то, что инновационная политика предприятия опирается при своей разработке и реализации на уровень развития располагаемого инновационного потенциала [23] (Poloskov et al., 2019). При этом потенциал выступает как многокомпонентная категория, объединяющая в себе кадровый, инвестиционный, маркетинговый, технологический, партнерский ресурсы [6], [8] (Goman, 2021; Guseva et al., 2024). Следовательно, задачей функционально-целевой архитектоники является пропорциональное (гармоничное) комбинирование всех частей инновационного потенциала с целью достижения его гармоничности, что потом будет влиять на обеспечение сбалансированной и эффективной инновационной политики [18], [1] (Markin, 2022; Amitov, 2024).

На рис. 2 представим ключевые элементы функционально-целевой архитектоники инновационной политики, влияющие на нее и направляющие в ту или иную сторону развития.

Рисунок 2. Элементы функционально-целевой архитектоники

инновационной политики предприятия

Источник: составлено авторами

В целом, можно отметить высокую значимость функционально-целевой архитектоники при создании условий для проведения инновационной политики, обеспечивая их согласованность со стратегическими ориентирами и запросами бизнеса, а также с компонентами инновационного потенциала предприятия.

При построении функционально-целевой архитектоники инновационной политики предприятия необходимо соблюдать следующую этапность:

1. Анализ бизнес-среды, включающий две составные части: 1) анализ внешней среды (положение предприятия на рынке, динамика рынка инноваций, уровень конкуренции, состояние политико-правового поля, уровень вовлеченности государства в инновационное развитие, мировые тренды и т.д.); 2) внутренней среды (обеспеченность ресурсами, уровень инновационного и информационно-интеллектуального потенциалов, имеющаяся канва реализации инновационных процессов, оргструктура предприятия, корреляционная связь между миссией бизнеса и целями инновационной деятельности и др.) [13] (Kochina et al., 2021). Таким образом, на данном этапе преследуется цель сбора и аккумулирования определенного рода данных и информации, что предоставит возможность увидеть полную картину состояния новаторской деятельности, определить сильные и слабые бизнес-процессы, нераскрытый потенциал и нереализуемые возможности;

2. Проработка и формулирование стратегических целей. Отталкиваясь от прошлого этапа, необходимо определить четкие стратегические цели, которые должны быть достигнуты через реализацию инновационной политики. Среди таких целей можно назвать: усиление рыночных позиций, формирование конкурентных преимуществ, расширение ассортимента, повышение качества продукции, оптимизация затрат, разработка новаторских технологических решений и пр., причем цели могут комбинироваться. Выбор способа достижения принятых целей и определение необходимого ресурсообеспечения в большей степени зависят от четкого и детального их понимания;

3. Разработка инновационной стратегии, которая может иметь технико-технологический, социальный, цифровой, экономический или экологический ориентир, но, несмотря на это, она должна способствовать достижению поставленных целей. В общем ключе при разработке и принятии стратегии учитываются способы и механизмы внедрения инноваций, процессы оценки рисков и перспектив от внедрения новшеств, система мотивации, способствующая активному научно-изыскательной деятельности, комплекс мер по успешной коммерциализации инноваций. В конечном счете, каждый элемент стратегии должен способствовать эффективному выполнению обозначенных задач в инноватике.

Функционально-целевую архитектонику можно рассматривать и как инструмент управления инновационной политикой предприятия в силу наличия следующих ее особенностей:

- адаптивность – в условиях динамичного бизнес-окружения архитектоника способствует приспособлению и гибкости инновационных процессов к новым реалиям, ожиданиям и потребностям, а также возможным рискам;

- нацеленность на результативность – благодаря своей многоаспектности и охвата разноплановых процессов и механизмов, архитектоника делает акцент на достижении конкретных результатов и целевых показателей, что позволяет сфокусироваться на внедрении перспективных и эффективных инноваций;

- интеграция – архитектоника обеспечивает взаимосвязь и взаимодействие всех вовлеченных в инновационную политику бизнес-процессов, что обеспечивает не только эффективность реализации новшеств, но и снижение вероятности совершения ошибок при планировании, организации, управлении, контроле, анализе необходимых процессов и процедур в контуре инновационной деятельности;

- многозадачность – благодаря своему широкому охвату и базированию на практические знания в области маркетинга, стратегического и инновационного менеджмента, финансового учета, технологического оснащения, организационного поведения, архитектоника помогает грамотно выстроить в инноватике ключевые бизнес-процессы и параллельно с этим сбалансированно скомпоновать (скомбинировать) требуемые ресурсы, текущие задачи и промежуточные цели, что, в конечном счете, будет благоприятно сказываться на реализации инновационной политики.

Обозначенные черты функционально-целевой архитектоники вполне логично вызывают интерес у руководителей организаций и предприятий разных уровней отраслевой принадлежности, которые идут в ногу со временем, используя в своей бизнес-практике новые методы, подходы и технологии. В этом случае целесообразно затронуть вопрос о кадровом обеспечении процедуры разработки, обеспечении и использовании в деятельности архитектурного подхода.

С этой целью наряду с ТОП-менеджментом и руководителями предприятия, привлеченными экспертами и аналитиками прибегают к услугам бизнес-архитектора, в обязанности которого входит:

- разработка схемы бизнес-архитектуры, анализ и моделирование бизнес-процессов;

- разработка стратегий для оптимизации, реорганизации и перестройки предприятия;

- внедрение инициатив по повышению эффективности бизнеса;

- выстраивание механизма взаимодействия различных подразделений предприятия для заложения фундамента бизнес-архитектуры и для согласования ресурсов, целей, потребностей с миссией и стратегией развития бизнеса;

- оценка возможных рисков и управление отклонениями.

Таким образом, в сфере инновационной деятельности бизнес-архитектор может быть полезен предприятию, поскольку помогает эффективно использовать собственные ресурсы и достигать поставленных стратегических целей; обеспечивает гармоничное сочетание между задачами предприятия и функциями его оргструктуры через призму бизнес-архитектуры; отвечает за создание устойчивой, современной и гибкой архитектуры, способной быстро адаптироваться к изменениям среды и обеспечивать стабильный рост.

Заключение

Функционально-целевая архитектоника инновационной политики предприятия представляет собой фундаментально-практическую основу для успешной реализации инновационных проектов и новаторств. Помимо этого, использование подобной архитектурной дефиниции обеспечивает системный подход к отслеживанию инновационных процессов, опираясь на детальный анализ бизнес-среды и инновационного потенциала, четкое определение стратегических целей и оперативных задач.

Функционально-целевая архитектоника призвана помочь руководителям предприятий разработать и воплотить в реальность управленческие решения касаемо эффективного использования ресурсной базы, адаптации к рыночным изменениям, ориентирования и учета потребностей покупателей, стейкхолдеров.

В текущих условиях, где устойчивое развитие, гибкость решений, независимость от традиционных ресурсов становятся ключевыми, функционально-целевая архитектоника играет значимую роль в формировании инновационной политики предприятия. Активно используя современные подходы и методы в контексте инновационной политики, каким и является архитектоника, разноплановые предприятия могут улучшить свои рыночные позиции, сформировать отличительные конкурентные преимущества, обеспечить эффективность и стабильность бизнеса, повысить инновационный суверенитет, создавая при этом ценные и актуальные новшества для своих потребителей.


Источники:

1. Амитов Р.Т. Инновационная политика как способ обеспечения сбалансированного инновационного развития // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2024. – № 5(146). – c. 194-199. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2024.05.05.025.
2. Беницкий В.Г. Современные подходы к формированию эффективной инновационной политики предприятия // Научный вестник Луганского государственного аграрного университета. – 2022. – № 3(16). – c. 111-120.
3. Борисова О.В. Оценка эффективности инновационной политики на предприятиях малого бизнеса // Актуальные проблемы экономики и управления на предприятиях машиностроения, нефтяной и газовой промышленности в условиях инновационно-ориентированной экономики. – 2015. – c. 311-317.
4. Брежнев А.Н., Чиебва Т.К., Шеху А.М. Инновации как концептуальный подход к управлению в современных условиях // Наукоемкие технологии и инновации (XXIV научные чтения): Сборник докладов Международной научно-практической конференции. Белгород, 2021. – c. 496-501.
5. Варущенко А.А. Анализ факторов и результатов инновационной деятельности в Российской Федерации в XXI веке // Актуальные вопросы современной экономики. – 2024. – № 4. – c. 412-422.
6. Гоман К.И. Элементный состав инновационного потенциала промышленных предприятий // Вестник Самарского университета. Экономика и управление. – 2021. – № 2. – c. 36-42. – doi: 10.18287/2542-0461-2021-12-2-36-42.
7. Гредасова Е.Е. Совершенствование системы импортозамещения и инновационной политики российских предприятий // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2021. – № 3. – c. 7-13.
8. Гусева А.А., Журенко Д.А. Инновационный потенциал предприятий в условиях санкционной политики // Наука и технологии: путь к устойчивому развитию: Сборник статей Международной научно-практической конференции. Симферополь, 2024. – c. 192-199.
9. Егорова Н.Е., Ступачев С.А. Перспективы использования механизма открытых инноваций в современных российских условиях // Естественно-гуманитарные исследования. – 2023. – № 6(50). – c. 198-203.
10. Козловская С.А., Потапова А.Д. Инновационная деятельность современных российских предприятий // Сфера услуг: инновации и качество. – 2022. – № 59. – c. 79-87.
11. Кознов А.Б. Формирование инновационных экосистем в условиях цифровизации экономики // Вестник Академии знаний. – 2024. – № 4(63). – c. 213-215.
12. Кочина С.К. Методический подход к анализу бизнес-архитектуры промышленного предприятия // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета. Донецк, 2022. – c. 124-126.
13. Кочина С.К., Осыченко Е.В. Информационно-интеллектуальный капитал предприятия // Сборники конференций НИЦ Социосфера. – 2021. – № 1. – c. 25-27.
14. Кулакова А.Е. Современное состояние и направления совершенствования методического инструментария оценки эффективности разработки и реализации инновационной политики региона // Организатор производства. – 2020. – № 2. – c. 90-96. – doi: 10.25987/VSTU.2020.17.16.008.
15. Курносова Е.А. Когнитивная модель архитектуры инфраструктурного обеспечения инновационного развития промышленного комплекса России // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 11-2. – c. 111-116. – doi: 10.17513/vaael.827.
16. Лавренова Г.А., Лавренова Е.В., Ивашинина Т.Б. Стратегическое управление инновационным развитием предприятия // Современная экономика: проблемы и решения. – 2022. – № 8(152). – c. 60-70. – doi: 10.17308/meps/2078-9017/2022/8/60-70.
17. Малышев Д.А. Открытые инновации как проявление современной модели инновационного процесса на промышленных предприятиях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2022. – № 1-1. – c. 97-103. – doi: 10.34670/AR.2022.79.34.012.
18. Маркин О.В. Гармонизация рыночных и нерыночных механизмов инновационных процессов в сырьевых компаниях // Деловой вестник предпринимателя. – 2022. – № 7(1). – c. 126-132. – doi: 10.24412/2687-0991-2022-1-7-126-132.
19. Матыцына А.А. Теоретические и методические основы формирования и реализации инновационной политики предприятия. / Актуальные проблемы социально-гуманитарных наук: сборник статей. Том Выпуск III. - Москва: Издательский дом «Научная библиотека», 2022. – 190-200 c.
20. Миляева Л.Г. К вопросу о диагностике типа инновационной политики предприятия // Финансовая экономика. – 2022. – № 8. – c. 107-110.
21. Петрушевская В.В., Шарый К.В. Разработка инновационной политики предприятия как элемента финансовой стратегии // Сборник научных работ серии «Финансы, учет, аудит». – 2021. – № 3(23). – c. 158-171. – doi: 10.5281/zenodo.5782766.
22. Пименов В.В., Кудрявцев Г.И. Об архитектуре как системном подходе к развитию предприятия при цифровой трансформации бизнеса // Экономические стратегии. – 2019. – № 7(165). – c. 106-117. – doi: 10.33917/es-7.165.2019.106-117.
23. Полосков С.С., Желтенков А.В., Скубрий Е.В. Совершенствование подходов к управлению инновационным потенциалом высокотехнологичных наукоемких предприятий // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. – 2019. – № 4(22). – c. 8-18. – doi: 10.25688/2312-6647.2019.22.4.1.
24. Приходько Р.В. Инновационные риски: содержание и способы предотвращения // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. – 2022. – № 2. – c. 122-128. – doi: 10.17586/2310-1172-2022-16-2-122-128.
25. Савельев И.И., Кузьмин Д.И. Особенности практической реализации теории открытых инноваций // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 4(136). – c. 132-137. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2023.04.04.017.
26. Смогоржевский Д.А. Цифровая среда как элемент механизма стимулирования инновационной деятельности промышленных предприятий // Russian Economic Bulletin. – 2023. – № 2. – c. 346-351.
27. Стефаненко-Шупик А.П. Цифровые инновации в управлении российскими предприятиями // Russian Economic Bulletin. – 2024. – № 5. – c. 230-239. – doi: 10.58224/2658-5286-2024-7-5-230-239.
28. Фоменко Н.М., Галеев Р.И. Особенности управления и формирования бизнес-экосистем в современных условиях // Лидерство и менеджмент. – 2024. – № 2. – c. 481-492. – doi: 10.18334/lim.11.2.120795.
29. Шатская А.А. Сущность, содержание и особенности инновационной политики предприятия // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2024. – № 1(159). – c. 89-99. – doi: 10.26726/1812-7096-2024-1-89-99.
30. Ширшова Л.В., Татарская П.Ю. Инновационная политика наукоемкого предприятия: понятие, цель разработки и методика анализа // Теория и практика современной науки. – 2020. – № 6(60). – c. 431-436.
31. Шутилина Е.Ю., Артеменко В.Б. Процедура формирования инновационной политики предприятия // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2009. – № 11. – c. 9a-11.
32. Юрченко Т.И., Шаламова Н.Г., Демкина О.В. Особенности формирования инновационной политики наукоемкой организации // Вестник университета. – 2015. – № 4. – c. 66-73.

Страница обновлена: 06.06.2025 в 16:10:19