Перспективы адаптации малого бизнеса к новым налоговым условиям (на примере Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

Каратаева Г.Е.1, Демина Ж.В.1
1 Сургутский государственный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 5 (Май 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Настоящая статья посвящена изучению влияния изменений налогового законодательства, принятых в 2025 году, на финансовое положение малых и средних предприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Актуальность исследования обусловлена необходимостью оценки последствий введения новых норм налогообложения для малого и среднего бизнеса в регионе. Целью исследования являлось оценка влияния обновленных правил налогообложения на финансовую устойчивость субъектов малого и среднего предпринимательства, определение перспектив адаптации бизнеса к новым условиям с учетом имеющихся в регионе инструментов государственной поддержки. Методологически исследование основывалось на изучении официальной статистики, отчетов Федеральной налоговой службы и документов профильных ведомств, а также на проведении анкетирования руководителей малого и среднего бизнеса региона. Основные результаты показали значительное увеличение налоговой и административной нагрузки на субъекты малого и среднего бизнеса. Вывод исследования подтверждает первоначальную гипотезу о неблагоприятном влиянии налоговых преобразований на бизнес-среду региона. Однако предлагается ряд мер, включая государственную поддержку и совершенствование информационно-аналитической инфраструктуры, которые способны облегчить процесс адаптации и поддержать стабильность малого и среднего предпринимательства в регионе

Ключевые слова: налоговая реформа, налоговая нагрузка, малое и среднее предпринимательство, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, финансовая устойчивость

JEL-классификация: L26, M11, M21, R11



Введение. За последние годы российская экономика сталкивается с серьезными вызовами, вызванными геополитической, макроэкономической нестабильностью и, как следствие, изменением государственной экономической политики. Одной из ключевых областей регулирования стала налоговая сфера, подвергшаяся значительным изменениям начиная с 2025 года. Законодательные инициативы федерального правительства привели к изменению ряда аспектов налогового администрирования, что затронуло широкий круг налогоплательщиков, особенно представителей малого и среднего бизнеса.

Актуальность настоящего исследования определяется необходимостью оценки последствий этих изменений для финансового состояния малых предприятий и перспектив адаптации бизнеса к новым экономическим реалиям. Проблема имеет важное значение для теории управления бизнесом и практического функционирования субъектов малого предпринимательства, особенно в северных регионах, таких как Ханты-Мансийский автономный округ – Югра.

Цель статьи — проанализировать влияние последних изменений налогового законодательства на малые и средние предприятия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, определить механизмы адаптации бизнеса к новым условиям и предложить практические рекомендации по снижению негативных последствий.

Гипотеза исследования заключается в предположении, что предлагаемые изменения увеличивают налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, снижают рентабельность бизнеса и создают предпосылки для ухудшения деловой активности, одновременно создавая угрозы социальной стабильности.

Материалы и методы. Исследование проводилось методом сравнительного анализа нормативной правовой базы и аналитическим исследованием финансово-экономических показателей малых и средних предприятий региона. Были использованы статистические данные официальных государственных органов, экспертные мнения специалистов отрасли, отраслевых ассоциаций и глубинного интервью предпринимателей.

Объектом исследования выступили малые и средние предприятия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, работающие преимущественно в сфере торговли, строительства и оказания бытовых услуг населению. Методология включала проведение анализа динамики поступления налоговых платежей, оценку налоговой нагрузки и моделирование различных сценариев адаптации бизнеса к новым условиям.

Источниками эмпирических данных послужили официальная статистика Росстата, отчёты Федеральной налоговой службы, доклады региональных властей и ассоциации малого и среднего бизнеса. Был использован метод сопоставления исторических тенденций и количественного анализа относительных показателей налоговой нагрузки, позволяющий установить взаимосвязь между принятыми мерами и результатами предпринимательской деятельности.

Результаты. Вопросы адаптации бизнеса к изменениям налогового законодательства находятся в сфере внимания научного сообщества. Ряд исследователей рассматривает адаптацию малого предпринимательства к изменениям налоговой политики на федеральном уровне [3, 5, 14]. В отношении малого предпринимательства большинство авторов подчёркивают значимость налоговых льгот и специальных режимов налогообложения для поддержки малых предприятий. Авторы сходятся во мнении, что упрощённая система налогообложения является наиболее привлекательной для субъектов малого бизнеса благодаря простоте администрирования и снижению фискальной нагрузки. Одновременно отмечается, что «несмотря на совершенствование системы налогообложения субъектов малого и среднего предпринимательства, качественных и количественных изменений в развитии малого бизнеса не происходит [12]. Действующая налоговая нагрузка часто препятствует развитию небольших компаний.

Ведущая роль в адаптационных механизмах отводится мерам государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Острота проблемы подтверждается большим количеством публикаций, посвященных анализу и оценке эффективности мер государственной поддержки малого бизнеса [15]. Отмечая важность государственного участия, исследователи приходят к выводу, что «у государства отсутствует единый механизм реализации мероприятий, бесперебойно и должным образом работающий как на федеральном уровне, так и на региональном уровне, способный провести финансовую поддержки и своевременно оказать иные меры поддержки для устойчивого развития и дальнейшего существования хозяйствующих субъектов малого и среднего бизнеса.

Особое значение имеют региональные аспекты налогового регулирования. Так, К.А. Захарова и Н.В Иванова, исследуя региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Тюменской области выявляет различия в налогообложении между субъектами федерации, подчеркивая роль региональной власти в формировании условий ведения предпринимательской деятельности [9]. Это исследование демонстрирует зависимость экономического роста от эффективности налоговой политики регионов.

В работах, направленных на изучение особенностей развития северных регионов, обосновывается необходимость применения особых подходов к их управлению. В частности, отмечают, что «Арктическая зона (как, впрочем, и другие регионы Крайнего Севера) относится к числу объектов управления, которые органически слабо совместимы с универсальными нормами рыночного поведения» [13]. Малое предпринимательство нефтеносных регионов Западной Сибири имеет свои особенности, обусловленные географическим положением, особенностями климата, демографией и отраслевой структурой региона. Высокая степень зависимости местных бюджетов от доходов крупных корпораций, что создаёт трудности для малых предприятий, конкурирующих за ресурсы и поддержку властей. Региональная политика здесь направлена на поддержку малого бизнеса в социально значимых сферах [10].

В работе Е. Н. Тимушева и М. А. Терентьевой «Малое и среднее предпринимательство на Севере России: проблемы и политика поддержки со стороны регионов» обобщены ограничения, которые не позволяют достичь желаемых показателей развития малого бизнеса на Севере:

1. Национальный проект поддержки малого и среднего предпринимательства практически игнорирует региональные особенности, что негативно сказывается на эффективности мер поддержки в условиях экономики Севера.

2. Условия ведения бизнеса на Севере слабо учитываются даже в региональных стратегических документах, несмотря на значительную ресурсозависимость региона, обусловленную эффектом «ресурсного проклятия».

3. Подавление слабого сектора МСП мощным добывающим сектором, требующее перераспределения ресурсов региональной политики в пользу уязвимого сектора малого и среднего бизнеса.

4. Финансовые ограничения и проблемы кредитования. Низкий объем банковских кредитов и инвестиций является главным препятствием для развития малого и среднего предпринимательства на Севере.

Авторы призывают изучить возможность введения территориально-дифференцированной политики стимулирования кредитных ресурсов для уменьшения существующих различий между регионами и достижения целей федеральных и региональных программ развития [25]. Эти выводы подтверждаются результатами опросов предпринимателей Северных регионов [18].

Несмотря на усилия со стороны региональных органов власти малому бизнесу в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре (далее - Югра, автономный округ) пока не удалось достичь показателей, установленных в документах стратегического планирования (рис. 1). Разброс доли малого и среднего бизнеса в ВРП регионов России довольно значителен и составляет от 2% до 40%, среднее значение – 24% [22]. В Югре доля малого бизнеса находится в диапазоне 6-9 %.

Как и в предыдущие периоды, в 2025-2027 годах в интересах формирования оптимальных условий для реализации инициатив в сфере предпринимательства осуществляется реализация трех региональных проектов, интегрированных в структуру федерального национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»:

1. Проект «Создание условий для лёгкого старта и комфортного ведения бизнеса»;

2. Проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства»;

3. Проект «Создание благоприятных условий для осуществления деятельности гражданами, зарегистрированными в качестве самозанятых».

Также в Югре осуществляется поддержка креативных индустрий и экспортно-ориентированных предприятий.

Рисунок 1. Динамика доли малого и среднего предпринимательства в ВРП Югры, %.

Источник рассчитано авторами по Отчетам Правительства Ханты-мансийского автономного округа - Югры за 2022, 2023, 2024 гг и Распоряжению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2024 года N 497-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» [17, 19,20,].

По количеству занятых в малом бизнесе согласно рейтинга РИА Новости в 2024 году Югра занимает 81 место среди субъектов Российской Федерации [4].

Согласно прогноза социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов [1] в 2023 году количество предприятий - субъектов МСП снизилось на 625 (с 18 348 до 17 723) [2]. За тот же период количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 3 094 (с 41 367 до 44 461), а количество граждан, являющихся плательщиками налога на профессиональных доход (далее - самозанятые), на 23 571 человека (с 52 921 до 76 492).

По данным прогноза «основной причиной такой тенденции являются простота оформления и ведения бизнеса в качестве индивидуального предпринимателя и самозанятого, а также более привлекательные условия применения специальных налоговых режимов: упрощенной системы налогообложения и налога на профессиональный доход». С этим доводом можно согласиться лишь отчасти, поскольку одной только простотой оформления в качестве ИП или самозанятого нельзя объяснить сокращение количества юридических лиц. Расчет прогнозных значений показателей, характеризующих развитие сектора МСП (табл. 1), «произведен с учетом новых задач развития, направленных на "выращивание компаний", посредством:

- увеличения дохода в расчете на 1 работника субъекта МСП;

- увеличения доли микропредприятий, переходящих в категорию малого бизнеса;

- увеличения доли субъектов МСП, относящихся к категории "средние", в общем количестве субъектов МСП;

- увеличения "продолжительности жизни" вновь созданных субъектов МСП [21].

Планируется, что меры, направленные на противодействие «дроблению» бизнеса, позволят увеличить «продолжительность жизни» компаний из числа МСП и обеспечат их укрупнение.

Рост выручки предприятий МСП до 738,5 млрд. рублей в 2027 году (7,3% за три года) будет обеспечен «ростом благосостояния населения автономного округа», который в свою очередь сформирует «высокий уровень потребительского спроса» [21].

Нужно отметить, что в отчетном периоде в Югре также действовал комплекс мер, финансовое обеспечение которого было выше запланированного на прогнозный период (табл. 1).

Таблица 1.

Финансирование мер государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в Югре


2010
2015
2020
2022
2023
2024
2025
2026
2027
факт
факт
факт
факт
факт
оценка
прогноз
Объем государственной поддержки,
направленной на развитие МСП,
Млн. рублей. [3]
463,3
876,9
770,6
623,5
648
756,6
774,2
546,4
548,4
По сравнению с 2024 годом снижение в 2026 составит почти 30 процентов. Можно предположить, что прогнозные показатели не учитывают финансирование из федерального бюджета, что дает надежду на сохранение объемов финансирования в прогнозном периоде на уровне отчетного. Также возможно, что меры станут более адресными, что позволит смягчить негативное влияние повышения налоговой нагрузки. В частности, в 2025-2027 гг. в Югре запланированы (табл. 2):

Таблица 2.

Меры поддержки субъектов МСП в Югре в 2025-2027 гг., млн. руб. [4]

Проекты и направления поддержки
2025
2026
2027
1. Региональный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»
обеспечение 6849 ед. МСП услугами организаций инфраструктуры поддержки МСП
56,5
56,5
56,5
предоставление финансовой поддержки 24 ед. МСП-экспортерам
7,0
9,0
11,0
предоставление финансовой поддержки 174 ед. МСП на повышение уровня технологической готовности и приобретение оборудования
68,0
53,0
53,0
предоставление финансовой поддержки 12 ед. МСП-инноваторам
30
15
15
предоставление финансовой поддержки 42 ед. МСП из приоритетных отраслей экономики.
65
30
30
предоставление финансовой поддержки 75 ед. МСП-продавцам на маркетплейсах
5
5
5
реализация программы по вовлечению в предпринимательскую деятельность и сопровождению 600 чел. самозанятых
50
20
20
предоставление финансовой поддержки 87 ед. МСП - социальным предприятиям и молодым предпринимателям
74
50
50
предоставление финансовой поддержки 1 875 ед. МСП в муниципалитетах
119
119
119
обеспечение 90 ед. МСП льготного доступа к заемным средствам государственных микрофинансовых организаций
30
30
30
осуществление деятельности, направленной на организацию оказания комплекса услуг, сервисов и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства
221,8
146,4
146,4
2. Региональный проект «Креативные индустрии Югры»
обучение к 2028 году не менее 6 000 чел. из креативных индустрий бизнес-навыкам
12,5
12,5
12,5
3. Региональный проект «Развитие экспортно-ориентированных производств в Югре»
реализация 3 проектов по повышению производительности труда в МСП-экспортерах
5,4
0
0
Итого
774,2
546,4
548,4
Согласно приведенным в таблице 2 данным, направления поддержки сохраняют ориентир на социальные предприятия, предприятия-экспортеры и субъекты МСП из приоритетных отраслей экономики. Поддерживаются проекты по обновлению материальной базы малого бизнеса. Однако везде наблюдается сокращение объемов финансирования. Большая доля (почти 40%) поддержки сосредоточена в институтах инфраструктуры поддержки МСП (в основном, Фонд поддержки предпринимательства «Мой бизнес - Югра»). Работа Фонда направлена на проведение обучающих программ и конкурсов, консультировании предпринимателей, администрировании заявок на получение финансовой помощи. Вместе с тем, опросы показывают, что предприниматели в большей степени заинтересованы в прямой финансовой помощи в виде доступных кредитов и компенсаций стоимости арендной платы и оборудования. Прямая финансовая поддержка осуществляется в автономном округе в виде компенсации затрат субъектам МСП производственного сектора и инновационным компаниям, реализующим инновационные проекты, на повышение уровня технологической готовности, модернизацию предприятий, приобретение оборудования, необходимого для производства инновационной продукции, в рамках реализации программы «Выращивание» и компенсации банковской процентной ставки и лизинговых платежей, включая затраты на первоначальный взнос финансовой аренды субъектам МСП [24].

В условиях торговых войн и санкционных ограничений экспортоориентированный бюджетообразующий бизнес автономного округа испытывает определенные сложности, что пока не отражается на показателях социально - экономического развития региона [11]. Если ограничения сохранятся, цены на нефть продолжат находиться в интервале 50-60 долларов США за баррель, а национальная валюта останется относительно крепкой ввиду спада импортных операций, можно предположить что регион не сможет увеличить финансирование программ государственной поддержки малого предпринимательства, а налоговая нагрузка вряд ли снизится. Следовательно, живучесть российского предпринимателя, едва ли не единственный инструмент, способный не только сохранить бизнес, но и найти новые точки роста.

Насколько чувствительными для малого бизнеса северного региона стали корректировки налогового законодательства, введенные с 1 января 2025 года законом № 146-ФЗ, которые представляют собой системную трансформацию Налогового кодекса Российской Федерации за последние четверть века, еще предстоит оценить. Основные изменения, затрагивающие малый и средний бизнес сведены в таблицу 3. Ведена прогрессивная шкала по налогу на доходы физических лиц (НДФЛ): взамен двухступенчатой системы ставок 13 и 15 процентов действовавшей ранее появилась прогрессивная шкала от 13 до 22 процентов. Общая ставка по налогу на прибыль организаций выросла до 25%, при этом в федеральный бюджет должно зачисляться 7%, в региональный бюджет – 18%. Для компаний, осуществляющих деятельность в сфере информационных технологий, у которых до 2025 года ставка была нулевая, повышение составило 5 %.

Для лиц, применяющий УСН с 2025 года отменены повышенные ставки единого налога 8 процентов при объекте «доходы» и 20 процентов при объекте «доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов». Сохранены только основные ставки 6 и 15 процентов соответственно.

Специальные налоговые условия предусматриваются для субъектов, применяющих УСН, которые начиная с 2025 года обязаны уплачивать НДС, в случае если их совокупный доход за 2024 год и последующие периоды превысит порог в 60 миллионов рублей. Они получили возможность выбора между уплатой НДС в соответствии с базовыми ставками в размере 20 и 10 процентов, предоставляющими право на вычет суммы входящего НДС, и применением сниженных ставок в размере 5 и 7 процентов в течение трёхлетнего периода, однако без возможности осуществления налогового вычета входящей суммы НДС. Возможность применения налоговой ставки в размере 5 процентов обусловлена годовым уровнем дохода, не превышающим 250 миллионов рублей. В случае превышения данного порога и достижения уровня доходов в диапазоне от 250 до 450 миллионов рублей применяется ставка в размере 7 процентов.

Изменения порядка применения пониженных тарифных ставок для субъектов МСП в 2025 году предполагают увеличение размера уплачиваемых ими страховых взносов. Помимо изменения порядка расчета страховых взносов, увеличение их размера обусловлено повышением минимального размера оплаты труда с 1 января 2025 года с 19 424 рублей до 22 440 рублей [26, 27]. При расчете страховых взносов экономическими агентами, относящимися к категории МСП, необходимо принимать во внимание, что после достижения порогового значения облагаемой базы, которое в 2025 году установлено на уровне 2 759 000 рублей, происходит изменение основного тарифа. В случае превышения данного порога, вместо применения ставки в размере 30%, к сумме превышения применяется тарифная ставка в размере 15,1%. Указанная ставка должна использоваться для расчета страховых взносов с суммы ежемесячных выплат, находящихся в пределах 1,5 минимального размера оплаты труда.

Таблица 3

Таблица изменения основных налоговых ставок

Налог
Облагаемые объекты
Налоговая ставка
2024 год
2025 год
Налог на доходы с физических лиц
Доход физических лиц - резидентов:
2,4 млн. руб. и менее
13%
13%
от 2,4 млн. руб. до 5 млн. руб.
312 тыс. руб. + 15% с дохода более 2,4 млн. руб.
от 5 млн. руб. до 20 млн. руб.
650 тыс. руб. + 15% с дохода сверх 5 млн. руб.
702 тыс. руб. + 18% с дохода более 5 млн. руб.
от 20 млн. руб. до 50 млн. руб.
3 402 тыс. руб. + 20% с дохода более 20 млн. руб.
более 50 млн. руб.
9 402 тыс. руб. + 22% с дохода более 50 млн. руб.
Налог на прибыль
Прибыль организаций
20%, из них: 17% в региональный бюджет; 3% в федеральный бюджет
25%, из них: 17% в региональный бюджет; 8% в федеральный бюджет
Прибыль ИТ-компаний
0%
5% в федеральный бюджет
Упрощенная система налогообложения
Доходы
6% — до превышения лимитов; 8% — при доходе свыше 199,35 млн до 265,8 млн руб. или численности работников от 101 до 130 чел.
6%
Доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов
15% — до превышения лимитов; 20% — при доходе свыше 199,35 млн до 265,8 млн руб. или численности работников от 101 до 130 чел.
15%
НДС для налогоплательщиков, применяющих УСН
Реализация товаров (работ, услуг) и иные облагаемые операции, если с начала года доход превысил 60 млн руб.
Х
По выбору налогоплательщика: 0%, 10%, 20% с правом на вычет входного НДС;
Или 5%, если доход 60 млн – 250 млн руб.; 7%, если доход 250 млн – 450 млн руб., без права на вычет входного НДС
Страховые взносы
Начисленная заработная плата
30 % к выплате в размере 1 МРОТ, 15% к остальной части
30 % к выплате в размере 1,5 МРОТ (п. 2.4 ст. 427 НК РФ), 15% к остальной части
Источник составлено авторами на основании Налогового кодекса РФ [1,2]

Самые серьезные изменения НК РФ коснулись индивидуальных предпринимателей и организаций, применяющих УСН. Предприятия на УСН теперь обязаны уплачивать НДС, если их доходы за 2024 год превысили 60 млн. руб. (ст. 145 НК РФ).

Ниже представлен прогноз налоговой нагрузки МСП, применяющих УСН с учетом нововведений по НДС. (табл. 4).

Таблица 4.

Прогноз налоговой нагрузки МСП с учетом применения 5% ставки НДС в 2025 году в Югре
Показатели
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год (Прогноз с учетом инфляции 9,52% )
2025 год (Прогноз с учетом инфляции 8%)
УСН
НДС 5%
ИТОГО
1
2
3
4
5
6
7
8
Выручка УСН ВСЕГО, млн. руб.
293 222,5
321 075,3
362 846,2
397 389,2
429 180,3
Х
Х
в т.ч.







Доходы
111 340,5
128 271,1
145 427,6
159 272,3
172 014,1
Х
Х
Доходы - расходы
181 882,0
192 804,2
217 418,6
238 116,9
257 166,2
Х
Х
Налог , млн. руб.
8 183,0
7 709,8
10 728,1
11 749,4
12 689,4
21 459,0
34 148,4
в т.ч.







Доходы
6 158,0
5 541,3
8 181,0
8 959,8
9 677
8 600,7
18 277,3
Доходы - расходы
2 025,0
2 168,5
2 547,1
2 789,6
3 013
12 858,3
15 871,1
Налоговая нагрузка УСН, %
2,8
2,4
3,0
3,0
Х
Х
8,0
в т.ч.







Доходы
5,5
4,3
5,6
6,2
Х
Х
10,6
Доходы - расходы
1,1
1,1
1,2
1,3
Х
Х
6,2
Источник: рассчитано авторами по Отчетам о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021,2022,2023 гг [16] и Росстат оценил инфляцию в РФ в 2024 году в 9,52%. Интерфакс. 15.01.2025 https://www.interfax.ru/business/1003113 (дата обращения 05.05.2025) [23] и ЦБ поднял в 1,5 раза прогноз по инфляции в 2025 году. РБК.14.02.2025 https://www.rbc.ru/finances/14/02/2025/67af21ec9a794770b8ec45b8 (дата обращения 05.05.2025) [28].

Выручка за 2025 г. по предприятиям МСП, применяющим УСН в Югре планируется выше на 31 791,1 млн. руб. чем за 2024 г., в т.ч. с объектом налогообложения «Доходы» на 12 741,8 млн. руб., с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» на 19 049,3 млн. руб. [16]. Вместе с тем налоговая нагрузка возрастет на 8 процентов, в т.ч. с объектом налогообложения «Доходы» на 10,6 процентов, с объектом налогообложения «Доходы минус расходы» на 6,2 процента.

Влияние введения шкалы НДФЛ в меньшей степени скажется на налоговой нагрузке МСП. Если учесть, что средняя заработная плата в регионе составляет 108,7 тыс. руб., то повышенные ставки не коснутся большинства сотрудников. Как показал первый квартал 2025 года, предприятия столкнулись с трудностями в организации учета налоговой базы. В Югре действуют северная надбавка и районный коэффициент 50 и 70 процентов соответственно. Необходимость раздельного учета по разным видам выплат (премии, отпускные, больничные и т.п.), а также раздельный учет платежей по НДФЛ при составлении налоговых уведомлений и формы 6-НДФЛ скорее всего повысит расходы малых предприятий на организацию и ведение учета и формирование отчетности. Ошибки в налоговой отчетности могут привести к санкциям со стороны налоговых органов.

Повышенные ставки НДФЛ затронут доходы предпринимателей, которые заняты в своем бизнесе (получают заработную плату), а также получают доходы в виде дивидендов.

Изменения в расчете страховых взносов увеличат расходы МСП (табл. 5).

Показатель
2022
2023
2024
2025
2026
Среднесписочная численность работников
123,03
117,74
117,3
117,9
118,4
Среднемесячная заработная плата
97 562
108 148
124 250
135 433
146 944
МРОТ
13 890
16 242
19 242
22 440
23 532
Сумма страховых взносов
16 717,8
18 658,5
21 523,8
27 046,95
29 101,2
Темп роста страховых взносов, %

11,61
15,36
25,66
7,60
Составлено авторами на основании отчетов о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021, 2022, 2023 гг https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения 05.05.2025).

Повышение расходов на оплату труда, вызванное напряженностью на рынке труда в сочетании с повышением налоговой нагрузки и административными мерами, направленными на борьбу с теневой занятостью будет серьезным вызовом для рентабельности малого бизнеса. Повышение в 1,5 раза значения МРОТ для расчета страховых взносов по ставке 30 процентов частично будет компенсировано снижением платежей по налогу при УСН. Однако отметим, что организации, выбравшие объект «Доходы» могут уменьшить платеж по налогу УСН за счет уплаченных страховых взносов не более, чем на 50 процентов.

Результаты оценки влияния налоговых новаций на субъекты МСП в Югре ставят под угрозу достижение региональных планов по увеличении доли МСП в экономике региона и увеличения «продолжительности жизни» таких предприятий. Основными аспектами этого влияния являются:

- снижение прибыли, т.к. повышение налогового бремени приведет к уменьшению чистой прибыли организации, что в свою очередь ограничит потенциал для реинвестирования в развитие компании, модернизацию технического оснащения, повышение квалификации сотрудников и прочие стратегически значимые области;

- повышение цен, потому что для компенсации в частности, НДС, предприниматели вынуждены корректировать ценовую политику в сторону повышения. Эта мера ослабит конкурентоспособность бизнеса и приведет к сокращению клиентской базы, особенно в условиях наличия у потребителей альтернативных вариантов приобретения продукции;

- сокращение инвестиций из-за того, что высокая налоговая нагрузка оказывает негативное воздействие на инвестиционные стимулы в предпринимательстве, т.к. в условиях повышенного налогового давления владельцы малого бизнеса склонны отдавать предпочтение более осторожной стратегии развития, ориентированной на снижение финансовых рисков, вместо активного расширения производственных мощностей или внедрения инноваций;

- административная нагрузка, т.к. комплексные налоговые процедуры и регулярные изменения законодательной базы приводят к увеличению административных издержек, то владельцы малых предприятий вынуждены затрачивать большее количество временных и ресурсных затрат на выполнение нормативных требований, что отвлекает их внимание и усилия от основных бизнес-процессов.

- риск ухода в теневую экономику, потому что некоторые субъекты малого предпринимательства могут прибегать к практике сокрытия фактической выручки либо использованию незаконных механизмов для оптимизации налоговых обязательств, а данные действия порождают дополнительные предпринимательские риски и противоречат принципам добросовестной конкурентной среды.

- негативные социальные последствия повышенной фискальной нагрузки приведут к вынужденному сокращению численности персонала предпринимателями или стабилизации уровня заработной платы. Эти меры оказывают негативное влияние на уровень занятости и экономическое благополучие занятых, а также на общую социальную стабильность.

Анализ мер государственной поддержки МСП в Югре дает основания полагать, что наиболее уязвимые секторы МСП смогут адаптироваться к новым условиям. Так, социальные организации, предприятия из приоритетных отраслей, представители креативных индустрий сохранят пониженные ставки по УСН, доступ к компенсациям расходов на аренду и закупку оборудования, а также льготному кредитованию. Образовательная и консультационная поддержка этих компаний отчасти снизит административные расходы, а конкурсы и другие мероприятия по вовлечению граждан Югры в предпринимательское сообщество будет способствовать благоприятной психологическому климату.

Что касается бизнеса, который не входит в льготные категории, то ему приходится рассчитывать только на улучшение макроэкономической ситуации и накопленный запас финансовой прочности. Для северных территорий вопрос возможных дефолтов и ликвидаций в сегменте малого бизнеса сохраняет актуальность. Одним из перспективных направлений актуализации развития малого бизнеса здесь является разработка специальных налоговых режимов по аналогии с специальными условиями жилищного кредитования (Арктическая ипотека). На наш взгляд, есть острая потребность изучения специфических черт малого бизнеса на северных территориях и обоснования специальных «северных» режимов. Уже сейчас очевидно, что поддержание рынка труда здесь требует усилий со стороны государства. Это может проявиться в налоговой политике не как пониженные ставки для северных надбавок и районных коэффициентов, а через введение значений общего дохода, облагаемого по минимальной ставке, что существенно упростит администрирование.

Логистические затраты, расходы содержание коммунального комплекса северных территорий существенно выше конкурентов. В этих условиях вполне логичным будет иная дифференциация по выручке для МСП на Севере, чем это предусмотрено законодательством. Возможно рассмотрение и других критериев, которые отражают специфику ведения малого и среднего бизнеса в северных субъектах Российской Федерации.

В ходе проведенного исследования было выявлено следующее:

1. Повышение налоговой нагрузки снизило маржу чистого дохода большинства малых и средних предприятий региона, что повлияло на их способность осуществлять капитальные вложения и поддерживать технологическую инфраструктуру.

2. Дополнительные административные затраты, вызванные усложнением процесса учета и отчётности, создали дополнительную нагрузку на управленческий аппарат предприятий.

3. Повышение стоимости рабочей силы вследствие увеличения размеров социального страхования привело к росту себестоимости производимых товаров и услуг.

4. Установление дополнительной обязанности выплаты НДС предприятиями, работающими по упрощенной системе налогообложения, повысило уровень бюрократической сложности и вызвало необходимость привлечения дополнительного профессионального консультанта.

Полученные результаты показывают, что большинство опрошенных предпринимателей сталкиваются с финансовыми проблемами, испытывают трудности с адаптацией к новым правилам и стремятся снизить свои операционные расходы путём сокращения штатов и повышения эффективности процессов.

Обсуждение. Исследованные данные подтверждают выдвинутую гипотезу о негативном воздействии введённых изменений на малые и средние предприятия региона. Сложившиеся тенденции вызывают беспокойство относительно устойчивости сектора малого бизнеса, возможного возникновения кризисных явлений и угроз социального характера.

Тем не менее, существуют факторы, способные повысить адаптивность бизнеса. Среди них выделяются государственная поддержка и оптимизация внутренних процессов самих предприятий. Однако реализация этих факторов требует комплексного подхода и совместных усилий государства и бизнеса.

Предлагаемые решения заключаются в разработке специальных «северных» налоговых режимов, контуры которых еще предстоит определить. Полученные результаты согласуются с выводами предыдущих исследований, показывающих высокую чувствительность малых и средних предприятий к внешним шокам и низким потенциалам восстановления в неблагоприятных условиях.

Заключение. В рамках данного исследования показано, что внесённые изменения в налоговое законодательство действительно оказали серьёзное влияние на малый и средний бизнес Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Подтверждена исходная гипотеза о снижении рентабельности и росте административного давления на предприятиях.

Инициативы, направленные на поддержку малых и средних предприятий и создание благоприятных условий для ведения бизнеса пока не могут снизить давление налоговой нагрузки в совокупности с жесткой денежно- кредитной политикой на финансовые показатели компаний малого и среднего бизнеса. В таких условиях вполне ожидаемым вариантом может оказаться волна банкротств в этом сегменте.

[1] Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2024 года N 497-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (дата обращения 28.04.2025)

[2]Единый реестр субъектов МСП (https://rmsp.nalog.ru) (дата обращения 25.04.2025)

[3] Составлено по данным Департамента финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Законы и проекты Законов о бюджете автономного округа. https://depfin.admhmao.ru/budget/law/ и «Итоги реализации государственной программы «Развитие экономического потенциала» на 2022-2025 годы и на период до 2030 года» https://depeconom.admhmao.ru/gosudarctvennye-programmy/ (дата обращения 24.04.2025)

[4] Закон «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. https://depfin.admhmao.ru/budget/law/ (дата обращения 24.04.2025)


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): федеральный закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ : [ред. от 06 июня 2024 г.]
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 05 августа 2000 г. № 117-ФЗ : [ред. от 28 декабря 2024 г.]
3. Боброва А. В., Борзова Н. А. Влияние изменений налогового законодательства Российской Федерации на современные бизнес-процессы // Управление в современных системах. – 2017. – № 5. – c. 20-27. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-izmeneniy-nalogovogo-zakonodatelstva-rossiyskoy-federatsii-na-sovremennye-biznes-protsessy.
4. Доля занятых в сфере малого и среднего бизнеса в Югре одна из самых низких в стране. Вести. Югория. 26.08.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ugoria.tv/news/2024/08/26/89899 (дата обращения: 25.04.2025).
5. Евневич М.А. Поведенческий анализ налоговых изменений с 2016 года, их значение и последствия // Инновационное развитие экономики. – 2016. – № 3-2. – c. 143-148.
6. Единый реестр субъектов МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://rmsp.nalog.ru (дата обращения: 25.04.2025).
7. Законы и проекты Законов о бюджете автономного округа. [Электронный ресурс]. URL: https://depeconom.admhmao.ru/gosudarctvennye-programmy/ (дата обращения: 24.04.2025).
8. Закон «О бюджете Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов. Департамент финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. [Электронный ресурс]. URL: https://depfin.admhmao.ru/budget/law/ (дата обращения: 24.04.2025).
9. Захарова К.А., Иванова Н. В. Региональные особенности государственной финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). – 2023. – № 4. – c. 680-697. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-osobennosti-gosudarstvennoy-finansovoy-podderzhki-subektov-malogo-i-srednego-predprinimatelstva.
10. Зелинская А. Б., Арасланов Р. К. Государственная поддержка развития малого бизнеса Ханты-Мансийского автономного округа-Югра // УЭкС. – 2016. – № 10. – c. 21. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-podderzhka-razvitiya-malogo-biznesa-hanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugra.
11. Земцов С.П. // Балт. рег. – 2024. – № 1. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sanktsionnye-riski-i-regionalnoe-razvitie-na-primere-rossii.
12. Зотиков Н. З. Изменения в специальные налоговые режимы, их влияние на развитие малого бизнеса // Вестник ЧелГУ. – 2022. – № 4. – c. 173-186. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/izmeneniya-v-spetsialnye-nalogovye-rezhimy-ih-vliyanie-na-razvitie-malogo-biznesa.
13. Каюков В. В., Разманова С. В., Нестерова О.В. Современные подходы к управлению развитием Арктической зоны // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2023. – № 4. – c. 578-598. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-podhody-k-upravleniyu-razvitiem-arkticheskoy-zony.
14. Кисилева М.А. Влияние российского налогового законодательства на развитие бизнеса // Экономическое развитие общества в современных кризисных условиях: Сборник статей Международной научно-практической конференции
Общество с ограниченной ответственностью "Аэтерна". Уфа, 2017. – c. 72-74.
15. Косов М.Е. Инструменты государственной финансовой поддержки предприятий среднего и малого бизнеса, повышение их эффективности // Вестник экономической безопасности. – 2022. – № 5. – c. 269-273. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/instrumenty-gosudarstvennoy-finansovoy-podderzhki-predpriyatiy-srednego-i-malogo-biznesa-povyshenie-ih-effektivnosti.
16. Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021, 2022, 2023 гг. [Электронный ресурс]. URL: https://www.nalog.gov.ru/rn77/related_activities/statistics_and_analytics/forms/ (дата обращения: 05.05.2025).
17. О проекте постановления Думы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры \Об отчете о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры за 2024 год, в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа – Югры\» (№ ПП-7/0041). [Электронный ресурс]. URL: https://dumahmao.ru/povest/0744_4/02/09.pdf (дата обращения: 28.04.2025).
18. Отчет о результатах социологического исследования на тему: «Мониторинг деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте» https://admsurgut.ru/files/materials/files/files7/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_2023_%D0%9E%D0%A2%D0%A7%D0%95%D0%A2.PDF (дата обращения 25.04.2025)
19. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19 октября 2022 года N 675-рп «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2022 год в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dumahmao.ru/ai_fill/File/Meeting/07_soz/13/gubernator_2022.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
20. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 31 октября 2023 года N 707-рп «Об отчете Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2023 год в том числе по вопросам, поставленным Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры». [Электронный ресурс]. URL: https://www.dumahmao.ru/povest/0726_1/02/3.pdf (дата обращения: 20.03.2025).
21. Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10 октября 2024 года N 497-рп «О прогнозе социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов»
22. Российский союз предпринимателей и промышленников. Названы регионы-лидеры рейтинга занятости россиян в МСП. 26.08.2024. [Электронный ресурс]. URL: https://rspp.ru/events/news/nazvany-regionylidery-reytinga-zanyatosti-rossiyan-v-msp-66cc4b719350b/ (дата обращения: 28.04.2025).
23. Росстат оценил инфляцию в РФ в 2024 году в 9,52%. Интерфакс. 15.01.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.interfax.ru/business/1003113 (дата обращения: 05.05.2025).
24. Сведения об исполнении бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации государственной программы автономного округа \Развитие экономического потенциала\. [Электронный ресурс]. URL: https://depeconom.admhmao.ru/gosudarctvennye-programmy/gosudarstvennaya-pro (дата обращения: 28.04.2025).
25. Тимушев Е.Н., Терентьева М.А. Малое и среднее предпринимательство на Севере России: проблемы и политика поддержки со стороны регионов // Арктика: экология и экономика. – 2022. – № 3. – c. 400-415. – doi: 10.25283/2223-4594-2022-3-400-415.
26. Федеральный закон от 27.11.2023 № 548-ФЗ \О внесении изменений в статью 1 Федерального закона \О минимальном размере оплаты труда\» и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона \О внесении изменения в статью 1 Федерального закона \О минимальном размере оплаты труда\» и о приостановлении действия ее отдельных положений\
27. Федеральный закон от 29.10.2024 № 365-ФЗ \О внесении изменения в статью 1 Федерального закона \О минимальном размере оплаты труда\
28. ЦБ поднял в 1,5 раза прогноз по инфляции в 2025 году. Рбк.14.02.2025. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/finances/14/02/2025/67af21ec9a794770b8ec45b8 (дата обращения: 05.05.2025).

Страница обновлена: 13.05.2025 в 23:04:37