Оценка влияния государственной поддержки на финансовые результаты сельскохозяйственных товаропроизводителей
Аверин А. Ю.1, Лескина О. Н.2, Абрамова М. А.3, Максютенко Н. С.3
1 Пензенский Государственный Университет, Россия
2 Пензенский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», Россия
3 Пензенский филиал федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего образования «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 4 (Апрель 2025)
Аннотация:
В условиях экономических санкций, введенных в отношении России, сельское хозяйство остается одной из ключевых стратегических отраслей, обеспечивающих продовольственную безопасность страны. Несмотря на ограниченный доступ к финансированию, технологиям и внешним рынкам, государственная поддержка агропромышленного комплекса сохраняется на стабильно высоком уровне. В статье рассматривается динамика численности сельскохозяйственных товаропроизводителей в России в условиях экономических санкций, а также влияние государственной поддержки на финансовую устойчивость аграрного сектора. Определено, что, несмотря на ограниченный доступ к финансированию и внешним рынкам, объемы государственной поддержки остаются стабильными, что позволяет сельскому хозяйству демонстрировать устойчивую прибыльность. Выявлено, что сокращение численности сельхозпроизводителей в 2020-2023 гг. затронуло преимущественно малые формы хозяйствования, такие как фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели. В то же время крупные и средние предприятия сохраняют стабильные финансовые показатели, однако их устойчивость и прибыльность во многом зависят от размеров государственных субсидий. Рассчитана рентабельность сельскохозяйственной деятельности с учетом субсидий, выявлена зависимость финансовых показателей от объемов государственной поддержки. Сделан вывод о необходимости совершенствования механизмов государственной поддержки для обеспечения долгосрочной стабильности отрасли
Ключевые слова: сельское хозяйство, государственная поддержка, субсидии, экономические санкции, финансовая устойчивость, рентабельность, агропромышленный комплекс
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение
Экономические санкции, введенные в отношении России в 2022 г., затронули большую часть отраслей экономики, включая сельское хозяйство. Хотя российский агропромышленный комплекс продемонстрировал высокий уровень устойчивости, санкционные ограничения создали серьезные вызовы для его развития [1].
Одним из ключевых последствий санкций стало ограничение каналов сбыта аграрной продукции на международных рынках. Введенные запреты на экспорт в Европу и Северную Америку, а также ограничения на логистические и финансовые операции затруднили внешнюю торговлю. Это вынудило российских экспортеров сельскохозяйственной продукции переориентироваться на новые рынки, включая страны Азии, Африки и Ближнего Востока.
Не менее значимым фактором стало ограничение импорта критически важных ресурсов: семян, удобрений, сельскохозяйственной техники и оборудования. Введение экспортных барьеров со стороны западных стран привело к дефициту отдельных видов семенного материала, что особенно ощутимо в сегментах выращивания овощей, картофеля и масличных культур. Кроме того, санкции затронули поставки запчастей и программного обеспечения для современной сельхозтехники, усложнив ее эксплуатацию и обслуживание.
В ответ на эти вызовы российское правительство активизировало меры государственной поддержки: были увеличены субсидии на производство удобрений, разработаны программы импортозамещения, а также расширено финансирование программ расширения экспорта, льготного кредитования и страхования сельхозпроизводителей.
Актуальность исследования обусловлена усилением внешнеэкономических рисков в условиях санкционного давления, которое существенно ограничило доступ российских сельхозпроизводителей к традиционным экспортным рынкам, критически важным ресурсам и технологическому обеспечению. Возникшая необходимость адаптации агропромышленного комплекса к новым условиям усилила роль государственной поддержки, включая меры субсидирования, льготного кредитования и агрострахования, как ключевых инструментов обеспечения устойчивости и финансовой стабильности отрасли.
Актуальность оценки эффективности государственной поддержки сельского хозяйства, в том числе через механизм агрострахования, возрастает в условиях усложняющейся внешнеэкономической обстановки, нестабильности аграрных рынков и роста климатических рисков. Современные исследования отражают стремление ученых как к углубленному теоретическому осмыслению проблем страховой защиты аграрного сектора, так и к практическим подходам в оценке влияния государственной поддержки на финансовую устойчивость сельхозпроизводителей.
Ряд исследователей сосредотачивают внимание на институциональных и классификационных аспектах развития системы агрострахования. Так, Логвинова И.Л. [10, с. 483-505] обосновывает необходимость актуализации классификации видов агрострахования с учетом современных тенденций, акцентируя внимание на гибридных и индексных формах страховой защиты. Уточнение роли страхования как инструмента государственной поддержки содержится в работе Клишиной Ю.Е., Углицких О.Н. и Мазницина В.В. [5, с. 34-39], где подчеркивается его значение для обеспечения стабильности доходов производителей сельскохозяйственной продукции.
Актуальные изменения нормативно-правовой базы и институционального окружения агрострахования рассматриваются в исследовании Кадомцевой М.Е. [4, с. 448-461], где подчеркивается влияние законодательных трансформаций на эффективность функционирования страхового рынка. Схожую проблематику затрагивают Соловьева Н.Е. и соавторы [18, с. 96-102], предлагая направления модернизации системы агрострахования с упором на цифровые технологии и автоматизацию процедур оценки ущерба.
Вопрос о зависимости финансовой устойчивости сельхозпредприятий от объемов государственной поддержки исследуется в работах Кумпилова Н.Т., Назаретяна К.А. и Улыбиной Л.К. [8, с. 452-462], а также Мещаниновой Е.Г., Шевченко В.А. [12, с. 237- 247] и Пантелеева А.П. [16, С. 137-151]. Авторы доказывают, что субсидируемое страхование способствует снижению негативных последствий воздействия стихийных бедствий природного характера и повышает общую рентабельность аграрного производства.
В условиях санкционных ограничений усилилось внимание к вопросам устойчивости аграрной экономики. Оборин М.С. [15, с. 114-123] подчеркивает необходимость повышения эффективности антикризисных мер господдержки и совершенствования механизмов их реализации. Аналогичную позицию разделяет Кундиус В.А. [9, с. 35-47], выделяя ключевые векторы адаптации агропромышленного комплекса к новым экономическим реалиям. При этом Зюкин Д.А. [3, с. 82- 92] раскрывает роль сельского хозяйства как системообразующей отрасли в обеспечении продовольственной безопасности, связывая это с необходимостью приоритетной поддержки производителей.
Оценка экономической результативности государственной помощи АПК раскрывается в работах Козлова В.Д. и Продан Т.С. [6, с. 114-121], [7, с. 61-70] на основе разработанной авторами методики оценки эффективности поддержки, а также выявлены направления трансформации механизма государственного регулирования в ответ на внешние вызовы.
Методологические подходы к оценке рисков и эффективному ценообразованию на страховые продукты раскрыты в работах Волкова И.В. [2, с. 72-81], а также Наминовой К.А. [14, с. 75-79], где обоснована потребность в разработке более точных моделей оценки потерь, соответствующих агроклиматическим условиям регионов.
Комплексный подход к формированию эффективной системы мониторинга и контроля эффективности системы агрострахования с государственной поддержкой предложен Мосоловой Н.А. и Шмидт Ю.Д. [13, с. 118-123].
Проблемы институционального взаимодействия между государством, страховыми компаниями и аграриями отражены в публикациях Самончика О.А. [17, с. 66-69], Улыбиной Л.К. [19, с. 459-464], Лубковой Э.М. [11, с. 47-55], где подчеркивается необходимость обеспечения баланса интересов всех участников страховых отношений.
Таким образом, проанализированные исследования позволяют сделать вывод о наличии научного интереса к вопросам страховой защиты сельского хозяйства в контексте государственной поддержки. Однако, несмотря на значительное количество публикаций, сохраняется потребность в комплексной оценке влияния конкретных механизмов государственной поддержки, в том числе агрострахования, на финансовые результаты сельхозтоваропроизводителей в условиях внешнеэкономических ограничений и внутренней трансформации аграрной политики.
Целью настоящего исследования является оценка влияния государственной поддержки на финансовые результаты сельскохозяйственных товаропроизводителей различных организационно-правовых форм в условиях санкционного давления, с выявлением степени зависимости их устойчивости и рентабельности от объемов бюджетного субсидирования.
Научная новизна работы заключается в следующем.
Впервые дана сравнительная детальная оценка финансовых результатов сельскохозяйственных организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей с учетом динамики объемов государственной поддержки в санкционный период (2020–2023 гг.).
Выявлена структурная трансформация аграрного сектора, проявляющаяся в изменении численности и финансовых показателей малых форм хозяйствования, обусловленная мерами господдержки и внешнеэкономическими ограничениями.
Установлена количественная зависимость рентабельности от объема полученных субсидий, особенно для малых форм хозяйствования, что позволяет предложить направления совершенствования механизмов бюджетного перераспределения.
Гипотеза исследования заключается в том, что уровень государственной поддержки является ключевым фактором, определяющим финансовую устойчивость сельскохозяйственных товаропроизводителей в условиях санкционного давления, при этом эффективность ее влияния варьируется в зависимости от масштаба хозяйств и организационно-правовой формы: малые формы хозяйствования демонстрируют большую чувствительность к изменениям объемов субсидирования, чем крупные сельскохозяйственные организации.
Материалы и методы
Исследование основано на анализе статистических данных, нормативно-правовых документов, научных публикаций и отчетных материалов, отражающих динамику развития сельского хозяйства России в условиях экономических санкций. В качестве основных информационных источников были использованы аналитический национальный доклад Министерства сельского хозяйства РФ о ходе и результатах реализации государственной программы развития сельского хозяйства, а также данные статистического сборника ФГБУ «Центр экспертной оценки эффективности деятельности в сфере агропромышленного комплекса».
Для проведения исследования был применен комплексный подход, основанный на сочетании следующих научных методов: сравнительного анализа, статистического анализа, экономико-математического моделирования, системного подхода.
Методы сравнительного и статистического анализа были использованы для обработки количественных данных, выявления тенденций изменения ключевых показателей (выручки, рентабельности, прибыли) и их зависимости от уровня государственной поддержки. Экономико-математическое моделирование и системный подход были использованы для расчета взаимосвязи между санкционными ограничениями, государственными мерами поддержки и экономическими показателями сельского хозяйства.
Применение комплексного подхода позволило выявить влияние санкционных ограничений на устойчивость сельского хозяйства, определить степень зависимости различных категорий производителей от государственной поддержки и обосновать необходимость дальнейшего совершенствования механизмов государственной помощи.
Результаты исследования
Результаты анализа динамики числа сельскохозяйственных товаропроизводителей в 2020-2023 гг. (рис. 1) демонстрируют небольшое сокращение – общее количество хозяйств снизилось на 4,0 % до 73,4 тыс. на конец 2023 г. [2]
Рисунок 1 - Число сельскохозяйственных товаропроизводителей в России, тыс. ед.
Составлено автором [1]
Наибольшую устойчивость продемонстрировали сельскохозяйственные организации: их численность снизилась всего на 4,5 % до 15,6 тыс. ед. на конец 2023 г. Крупные предприятия смогли использовать свои преимущества в виде более простого доступа к кредитным ресурсам, средствам государственной поддержки. Кроме того, они зачастую интегрированы в вертикально организованные холдинги, что делает их менее уязвимыми к санкционным ограничениям. Малые формы хозяйствования более уязвимы к масштабным негативным воздействиям внешней среды. Поэтому число крестьянских (фермерских) хозяйств сократилось за этот период более значительно – на 11,5 % до 47,0 тыс. ед. на конец 2023 г. За четыре года число индивидуальных предпринимателей выросло в 2,0 раза до 5,4 тыс. ед. на конец 2023 г. Это может свидетельствовать о частичной трансформации фермерского бизнеса: часть хозяйств перерегистрировалась в статус ИП, чтобы воспользоваться определенными налоговыми льготами или упростить ведение бухгалтерии. Однако в 2023 г. произошло резкое снижение на 14,2 %, что может говорить о сложностях, связанных с экономической нестабильностью, ростом затрат и изменениями в регулировании.
Несмотря на ограничения доступа к внешним рынкам, выручка от реализации продукции сельского хозяйства за 2020-2023 гг. выросла на 62,8 %, достигнув 11 314,4 млрд руб. на конец 2023 г. [3] Наибольший вклад традиционно внесли сельскохозяйственные организации: увеличение объема выручки на 37,2 % до 4 984,7 млрд руб. обеспечило 31,0 % совокупных изменений выручки АПК России. Крестьянские (фермерские) хозяйства также продемонстрировали схожий темп роста выручки на 37,5 % до 717,4 млрд руб. в 2023 г. Однако по причине низкого удельного веса их вклад не превысил 4,5 % общего объема изменений. Выручка индивидуальных предпринимателей продемонстрировала наибольшую относительную динамику, увеличившись в 2,1 раза до 106,3 млрд руб. на конец 2023 г. Однако из-за низкого удельного веса в пределах 1,0 %, малые формы хозяйствования сформировали лишь 1,1 % совокупных изменений объема.
В целом, рост объема выручки объясняется несколькими ключевыми факторами. В первую очередь, наблюдалось ощутимое увеличение как внутренних, так и мировых цен на сельскохозяйственную продукцию [4]. Кроме того, крупные производители смогли адаптироваться к новым экономическим условиям и стали развивать альтернативные каналы сбыта продукции (в первую очередь за счет теневого экспорта).
В значительной степени достижением таких высоких финансовых результатов сельскохозяйственные товаропроизводители обязаны сохранению высокого уровня государственной поддержки. Несмотря на заморозку активов, возросшие бюджетные расходы, ограничение доступа к источникам финансирования, государство продолжило реализовывать поддержку сельского хозяйства в полном объеме. Сельское хозяйство оставалось ключевым стратегическим направлением сохранения независимости и обеспечения продовольственной безопасности [5].
По данным проведенного анализа (рис. 2), за исследуемый период 2020-2023 гг. общий объем государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей вырос на 17,7 % до 239,0 млрд. руб. в 2023 г.
Однако темпы роста замедлились: если в 2021-2022 гг. наблюдалось относительно устойчивое увеличение финансирования, то в 2023 г. рост составил лишь 3,3 %. Это может свидетельствовать о достижении относительной стабильности в распределении бюджетных средств или о перераспределении финансирования в пользу других приоритетных направлений.
Сельскохозяйственные организации остаются основными получателями государственной поддержки. За четыре года объем выделенных для них средств увеличился на 18,0 % и достиг 173,7 млрд руб. на конец 2023 г.
Рисунок 2 - Объем государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей, млрд. руб. Составлено автором [1]
В среднем за анализируемый период в пользу сельскохозяйственных организаций было направлено 71,8 % общего объема государственной поддержки, что подтверждает приоритетное внимание государства к развитию крупных аграрных предприятий, обеспечивающих масштабное производство и выполнение стратегически важных задач. Крестьянские (фермерские) хозяйства также получили рост поддержки на 6,4 % до 37,7 млрд руб. Однако в 2023 г. темп увеличения субсидирования замедлился до 4,2 %. За четыре года по направлению поддержки крестьянских хозяйств было распределено 15,9 % совокупного объема государственной поддержки. Индивидуальные предприниматели продемонстрировали самый высокий рост объемов поддержки в 2,2 раза до 3,3 млрд. руб. Однако в 2023 г. произошло резкое снижение господдержки на 24,8 %. В совокупном итоге за четыре года на поддержку малых форм хозяйств было выделено лишь 1,6 % общего объема средств. Это связано с сохранением приоритета государства на поддержку более крупных хозяйств, сокращением числа субъектом малого предпринимательства, а также со снижением эффективности и ужесточением условий предоставления существующих программ помощи для фермеров и ИП в условиях санкционных ограничений [6].
Схожая по характеру динамика прослеживается и в отношении выделения и распределения субсидий (рис. 2). За анализируемый период объем субсидий, направленных на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей всех категорий хозяйств, увеличился на 16,5 % до 222,4 млрд. руб. на конец 2023 г. Однако темпы роста субсидирования замедлились: за 2023 г. рост составил всего 1,6 %, что может свидетельствовать о стабилизации мер господдержки или изменении приоритетов бюджетного финансирования. Основными получателями субсидий стали сельскохозяйственные организации: их объем увеличился на 16,0 % и достиг 161,0 млрд. руб. на конец 2023 г. Крестьянские (фермерские) хозяйства также получили увеличение субсидий, но в значительно меньших масштабах – на 4,3 % до 37,4 млрд. руб. Ситуация с индивидуальными предпринимателями неоднозначна: несмотря на значительный рост на 114,4 % до 4,4 млрд. руб., последний год продемонстрировал существенное снижение объема на 24,2 %. Это частично быть связано с прекращением деятельности ряда мелких хозяйств. Но также оказывает влияние и ужесточение критериев получения господдержки. Сохранение относительно стабильного уровня поддержки малых форм хозяйствования можно объяснить стремлением государства поддержать устойчивость крестьянских хозяйств и ИП в условиях санкционного давления и роста цен на ресурсы. Однако в целом объем выделяемых субсидий субъектам малого предпринимательства увеличивается медленнее, чем организациям, что подтверждает структурное перераспределение финансовых потоков в пользу крупных производителей.
За анализируемый период совокупная прибыль до налогообложения с учетом субсидий сельскохозяйственных товаропроизводителей (рис. 3) увеличилась на 41,1 % до 1 222,3 млрд руб. на конец 2023 г.
Рисунок 3 - Сумма прибыли до налогообложения (с учетом субсидий) сельскохозяйственных товаропроизводителей, млрд. руб. Составлено автором [1]
Прибыль сельскохозяйственных организаций за четыре года увеличилась лишь на 10,3 % до 688,9 млрд. руб. на конец 2023 г. по причине снижения финансовых результатов за последний 2023 г. на 12,8 %. Это может быть связано с ростом издержек на производство и реализацию (энергоресурсы, удобрения, топливо), увеличением себестоимости, сложностями с импортозамещением и влиянием санкций на поставки оборудования. При этом удельный вес субсидий, относимых на финансовый результат, вырос до 22,4 % в 2023 г., что указывает на усиление зависимости от государственной поддержки. Финансовые показатели крестьянских (фермерских) хозяйств оказались более стабильными. Их прибыль осталась практически неизменной на уровне 101,9 млрд. руб. на конец 2023 г. В то же время доля субсидий в составе прибыли фермеров продолжала расти, достигнув 36,6 % в 2023 г. Индивидуальные предприниматели продемонстрировали наиболее динамичный рост прибыли – на 136,7 % до 20,1 млрд руб. на конец 2023 г. Даже в 2023 г. рост составил 15,4 %, что является лучшим показателем среди всех категорий хозяйств. Зависимость от субсидий существенно снизилась, но осталась достаточно высокой на уровне 21,8 % в 2023 г.
Рентабельность всей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей за 2020-2023 гг. снизилась во всех категориях (рис. 4), что свидетельствует о росте себестоимости производства и снижении прибыльности.
Рисунок 4 - Рентабельность всей деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей (с учетом субсидий), %. Составлено автором на основе [1]
Рентабельность сельскохозяйственных организаций снизилась на 3,0 п.п. до 18,0 % на конец 2023 г. Наибольший спад произошел в 2022 г. на фоне ухудшения экономических условий, роста цен на ресурсы и логистических проблем, связанных с санкциями. Однако в 2023 г. показатель стабилизировался. Вклад субсидий в рентабельность сельскохозяйственных организаций оставался относительно стабильным на уровне 4,0-4,7 %, что говорит о значительном вкладе государственной поддержки (более четверти значения показателя рентабельности) в прибыльность крупных производителей [7]. Крестьянские (фермерские) хозяйства понесли наибольшие потери в рентабельности: показатель снизился на 9,8 п.п. до 12,4 % на конец 2023 г. Вклад субсидий оставался стабильно высоким на уровне 5,9-6,3 %, что составляет половину значения показателя рентабельности и свидетельствует о крайне низком уровне собственной прибыльности фермеров.
Рентабельность индивидуальных предпринимателей снизилась умеренно на 2,2 п.п. до 14,8 % на конец 2023 г. Однако их финансовая устойчивость оставалась крайне уязвимой. Вклад субсидий в рентабельность ИП варьировался, достигнув максимума в 2021 г. (6,7 %), но снизился до 3,8 % в 2023 г., что указывает на сокращение роли господдержки в этом сегменте.
Заключение
Экономические санкции, введенные в 2022 г., оказали значительное влияние на российскую экономику, однако сельское хозяйство продемонстрировало высокую устойчивость, оставаясь одной из немногих отраслей, способных поддерживать стабильные темпы развития. Ограниченный доступ к международным финансовым рынкам и технологиям создал серьезные вызовы, но государственная поддержка сыграла ключевую роль в сохранении устойчивости агропромышленного комплекса, позволяя компенсировать негативное влияние санкций и поддерживать доходность сельхозпроизводителей.
Несмотря на сложные экономические условия, объемы государственной поддержки сельского хозяйства оставались на стабильно высоком уровне. Это обусловлено стратегической важностью отрасли для продовольственной безопасности страны и необходимостью компенсации негативного воздействия внешних шоков.
Численность сельскохозяйственных производителей сократилась, причем основной спад пришелся на малые формы хозяйствования – фермерские хозяйства и индивидуальных предпринимателей. Структура сельхозпроизводителей начала меняться под влиянием как внешних санкционных факторов, так и внутренних экономических процессов. Государственная поддержка позволила сохранить устойчивость крупных организаций, но фермерский сектор столкнулся с большими вызовами, требующими адаптации и новых стратегий выживания.
Анализ динамики сельскохозяйственного сектора России в условиях экономических санкций показал, что, несмотря на экономические трудности и внешние ограничения, отрасль сохранила высокий уровень доходности. Крупные и средние предприятия продемонстрировала хорошую гибкость адаптируются к новым экономическим условиям лучше, чем малые формы хозяйствования. Они обладают более диверсифицированными каналами сбыта, доступом к государственным программам поддержки и возможностью внедрения импортозамещающих технологий. Основным источником роста финансовых результатов стало повышение цен на аграрную продукцию, что позволило крупным и средним хозяйствам компенсировать влияние санкций, повышение себестоимости и рост дополнительных издержек в связи с логистическими сложностями при покупке удобрений и оборудования, а также продаже собственной продукции. Однако малые формы хозяйствования оказались более уязвимыми и менее гибкими в решении вопросов управления финансами и сбытом, что активизирует необходимость разработки дополнительных комплексных мер поддержки со стороны государства.
Прибыльность сельскохозяйственных организаций хоть и замедлила темпы роста, но осталась положительной. Общая тенденция снижения рентабельности в 2023 г. во всех категориях хозяйств свидетельствует о росте затрат и ухудшении условий ведения сельскохозяйственного бизнеса. Фермерские хозяйства оказались наиболее уязвимыми, потеряв почти 10 п.п. рентабельности за четыре года. Сельскохозяйственные организации стабилизировали свою рентабельность, но продолжают зависеть от субсидий, которые компенсируют порядка 4-5 % доходности. Индивидуальные предприниматели показали лучшую адаптацию, но снижение рентабельности указывает на усиление финансовых рисков для малых хозяйств. Государственная поддержка по-прежнему выступает важным фактором стабильности отрасли, а ее влияние на рентабельность остается на стабильно высоком уровне, особенно среди крестьянских хозяйств.
Таким образом, полученные данные подтверждают, что российское сельское хозяйство в реалиях санкционного давления сохранило хорошую доходность, доказало свою способность адаптироваться и продолжать развиваться в новых условиях. В целом, государственная поддержка сельского хозяйства остается важным инструментом стабилизации отрасли. Однако прослеживается тренд на более активную поддержку крупных сельскохозяйственных организаций, тогда как малые формы хозяйствования сталкиваются с сокращением бюджетного финансирования, что может отразиться на их устойчивости в долгосрочной перспективе.
В условиях дальнейшего роста издержек и санкционного давления вопрос повышения эффективности государственной поддержки и ее перераспределения становится критически важным для сохранения устойчивости сельскохозяйственного сектора. Дальнейшее совершенствование механизмов субсидирования и кредитования необходимо для обеспечения долгосрочной стабильности отрасли, особенно в сегменте малых форм хозяйствования, наиболее уязвимых к внешним вызовам [8]. Долгосрочная устойчивость отрасли будет зависеть от эффективности мер государственной поддержки, адаптации к новым условиям внешнеэкономической среды и способности к дальнейшему импортозамещению в критически важных сферах, таких как семеноводство, производство удобрений и сельскохозяйственной техники.
Источники:
2. Волков И. В., Вождаева Н. Г., Груздев Г. В. Новые подходы к оценке рисков в организациях АПК // Вестник НГИЭИ. – 2024. – № 2. – c. 72-81.
3. Зюкин Д. А., Петрушина О. В., Лисицына Ю. В., Руденко С. Р. Роль сельского хозяйства в продовольственном обеспечении: основные результаты и направления развития // Вестник НГИЭИ. – 2024. – № 2. – c. 82-92.
4. Кадомцева М. Е. Оценка институциональных изменений в агростраховании // Журнал экономической теории. – 2021. – № 3. – c. 448-461.
5. Клишина Ю. Е., Углицких О. Н., Мазницин В. В. Страхование как форма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 4. – c. 34-39.
6. Козлов В. Д., Продан Т. С. Трансформация государственной поддержки развития агропромышленного комплекса // Вестник НГИЭИ. – 2022. – № 4. – c. 114-121.
7. Козлов В. Д., Продан Т. С. Методика оценки эффективности государственной поддержки развития АПК // Вестник НГИЭИ. – 2023. – № 3. – c. 61-70.
8. Кумпилов Н. Т., Назаретян К. А., Улыбина Л. К. Сельскохозяйственное страхование как эффективный инструмент повышения финансовой устойчивости агропромышленного комплекса // Вестник Академии знаний. – 2020. – № 37. – c. 452-462.
9. Кундиус В. А. Векторы развития российского агропромышленного комплекса в условиях санкционных ограничений // Grand Altai Research & Education. – 2023. – № 2. – c. 35-47.
10. Логвинова И. Л. К вопросу о классификации агрострахования с учетом современных тенденций его развития // Вестник Санкт-Петербургского университета. Экономика. – 2024. – № 40. – c. 483-505.
11. Лубкова Э. М., Зубова А. В. Направления совершенствования государственного регулирования агропромышленного комплекса // Экономика и управление. – 2024. – № 2. – c. 47-55.
12. Мещанинова Е. Г., Шевченко В. А. Агрострахование с господдержкой как инструмент финансовой устойчивости сельского хозяйства // Мелиорация и гидротехника. – 2021. – № 3. – c. 237-247.
13. Мосолова Н. А., Шмидт Ю. Д. Формирование системы государственной поддержки и мониторинга сферы агрострахования сельхозпроизводителей // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – № 5. – c. 118-123.
14. Наминова К. А. Методические подходы к оценке рисков в сельскохозяйственном страховании // Вестник Дагестанского государственного университета. – 2024. – № 4. – c. 75-79.
15. Оборин М. С. Направления повышения эффективности мер антикризисной поддержки сельскохозяйственной отрасли России // Вестник НГИЭИ. – 2024. – № 1. – c. 114-123.
16. Пантелеева А. П., Петров С. В. Анализ государственных мер по поддержке сельского хозяйства Российской Федерации // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. – 2021. – № 4. – c. 137-151.
17. Самончик О. А. Некоторые проблемы агрострахования от природно-климатических рисков // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 11. – c. 66-69.
18. Соловьева Н.Е., Кулик А. М., Евдокимов С. В. Модернизация механизма функционирования российской системы агрострахования // Организатор производства. – 2021. – № 4. – c. 96-102.
19. Улыбина Л. К. Агрострахование как ключевой механизм защиты финансовой устойчивости АПК // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 5. – c. 459-464.
Страница обновлена: 06.05.2025 в 20:49:26