Экосистемный подход в рамках формирования интегрированно-информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте
Кошелева Т. Н.1,2, Аверкина Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Аннотация:
В статье авторами сформулирован экосистемный подход с теоретической стороны (понятийный аппарат) и с позиции системного структурирования алгоритма выстраивания интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте. В статье обоснован авторский взгляд на понятия («экосистемный подход», «интегрированно – информационная система, «социально-экономическая система транспортного обслуживания» и др.), сформулированы принципы реализации экосистемного управленческого подхода (упорядоченности, многоуровневости, поведенческого взаимодействия). Предложено сформировать подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте в качестве решения поставленной научной проблемы обоснования структурного алгоритма её выстраивания с уточнением составных элементов модели (образовательная система, система удовлетворения сервисных потребностей клиентов транспортного комплекса, систему комбинированной виртуальной экосреды и другие), которые можно концептуально увязать в социально-экономическую систему транспортного обслуживания, а также сформулированы принципы реализации экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом (межвидовое транспортное обслуживание и интеграционная форма удовлетворенности уровнем качества сервисного обслуживания). В качестве аспектов научной новизны авторы сформулировали подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, основанное на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и беспилотной сервисной инфраструктуры. Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций, а также специалистам по организации труда компаний сервисного обслуживания на транспорте
Ключевые слова: сервисное обслуживание; сфера транспорта; экосистемный управленческий подход; интегрированно - информационная система; принципы экосистемного управленческого подхода; образовательные элементы экосистемного управленческого подхода; технологии искусственного интеллекта; интегрированно - информационная модель управления
JEL-классификация: F63, L52, O11, M21
Введение
Направления преобразования технологий управления сервисным обслуживанием в условиях формирования экосистемного подхода нацелены на разработку подходов к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления, функционирование которой может проявляться в условиях упорядочивания и структурирования социально-экономической системы с отраслевой направленностью, подразумевая и учитывая нюансы управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, составными элементами применения которого в цифровом контексте могут выступать инфраструктурные управленческие составляющие виртуального пространства (ресурсные, образовательные, технические), а также технологии взаимодействия с искусственным интеллектом (коммуникационные, удалённо-пространственные), что является крайне необходимым и востребованным в пространстве динамических изменений в сфере сервисного обслуживания на транспорте и подтверждает важность рассмотрения вопросов формирования экосистемного подхода к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления и актуальность предлагаемой темы статьи.
В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям управления сервисным обслуживанием, а именно подходы Аверина К. Л. [1, с. 120-125], Бирюковой А. В. [2, с. 413-428], Видовой Т. А. [4, с. 27-35], Грозовской Е. В. [5, с. 3381-3396; 6, 1887-1900; 7, с. 5177-5190], Гамидуллаевой Л. А. [8], Каленова О. Е. [13, с. 126-132], Костина Г. А. [14, с. 21-25], Митрофанова С. В. [20, с. 713-724], Мордовца В. А. [22, с. 90-94; 23, с. 301-312], Самотуги В. Н. [27, с. 49-57], Урусова В. В. [29, с. 456-461] и др., а также предложены и обоснованы методические подходы к направлениям формирования технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте в работах Вакеева А. Б. [3, с. 24-30], Ксенофонтовой Т. Ю. [19, с. 85-89], Митрофанова С. В. [21, с. 139-154], Отверченко Л. Ф. [24, с. 22-28; 25, с. 23-27; 26 с. 1253-1268], Смешко О. Г. [28, с. 54-64].
Основной целью данной статьи выступает разработка подходов, в первую очередь экосистемного подхода, к формированию интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте, в рамках которых авторы проводят анализ понятийного аппарата управленческих подходов к технологиям с искусственном интеллектом с выявлением недоработок в теоретических трактовках и обоснованием авторского взгляда, а также кроме разработки теоретического понятия экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом предлагается упорядоченная систематизация его элементов и технологий взаимодействия с искусственным интеллектом, а также принципы реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке подходов к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, основанной на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью, включающей разноструктурированные и разноупорядоченные системные составные элементы, основанной на формировании теоретической платформы понятийного аппарата экосистемного подхода к упорядочиванию технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте в ракурсе активизации социально-экономической системой транспортного обслуживания с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных рисков в виду возможного использования беспилотной сервисной инфраструктуры. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости разработки комплексного подхода к процессу формирования интегрированно - информационной образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, который предложено рассматривать в качестве одного из формата функционирования потенциально возможной направления преобразования образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода с включением в её состав образовательную экосистему виртуального информационного пространства и глобального погружения в него человека социального как будущей личности, с активизацией и индивидуализацией его в виртуальном пространстве с учётом отраслевых особенностей информационно-волнового информационного пространства.
Основная часть
Понятие «экосистемного подхода» в настоящее время, достаточно широко применяется во многих сферах окружающей нас среды, тем более в самых разных взглядах на инфраструктурные уровни взаимодействия субъектов управления. Исследователи сегодня под «экосистемным подходом» обычно понимают сферу взаимодействия и взаимосвязи основных элементов, среди которых целесообразно выделить экономических субъектов; принципы построения субъектов, учитывающие разноуровневые алгоритмы управления инновационными подходами; неупорядоченные, несистемные взаимосвязи как внешние так и внутренние; системный процесс взаимодействия внутри самой экосистемы; и, так называемая, «интеллектуальная среда», предполагающая формализованные и неформализованные институты в рамках активного взаимопроникновения и перманентного динамического взаимодействия трех её основных составляющих – производственной и интеллектуальной (научно- инновационной) компоненты, а также государственного участия и поддержки, как её называют ряд авторов – «модели тройной спирали» [13, с. 126-132; 8, 160 с.]. В данном представленном и достаточно уже общепринятом подходе не учтены особенности динамики современного активного встраивания в экономическую составляющую внутренней корпоративной и внешней рыночной среды цифровых компетенций, в первую очередь в транспортной сфере, в том числе, и в сфере сервисного обслуживания на транспорте. А если посмотреть на современные вызовы образовательных технологий и технологий управления образовательными компетенциями, то в представленном выше подходе можно проследить достаточно упущенных возможностей…. Таким образом, предлагается рассмотреть возможность использования в отношении «экосистемного подхода» несколько уточнённые теоретические положения. Под «экосистемным подходом» в рамках применения к управленческим технологиям сервисным обслуживанием на транспорте в условиях активного проникновения в экономическую составляющую внутренней корпоративной и внешней рыночной среды транспортной отрасли цифровых компетенций предлагается рассмотреть возможность понимать управленческий подход, который предполагает встраивание цифровых управленческих технологий, позволяющих взаимодействовать составным элементам, как в реальном, так и в виртуальном рыночном пространстве с включением реальных и виртуальных инфраструктурных элементов с запуском в рамках подготовки выбора управленческого решения технологий искусственного интеллекта, который предлагается назвать «экосистемным управленческим подходом к технологиям с искусственном интеллектом» [1, с. 120-125; 2, с. 413-428; 6, с. 1887-1900; 15, с. 59-63]. А в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, предлагается рассматривать следующие составные элементы применения цифровых управленческих технологий сервисным обслуживанием на транспорте, кроме уже используемых, такие как инфраструктурные управленческие составляющие виртуального пространства (ресурсные, образовательные, технические), а также технологии взаимодействия с искусственным интеллектом (коммуникационные, удалённо-пространственные) [22, с. 90-94; 24, с. 22-28]. Рассмотрим элементы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом и начнём с инфраструктурных управленческих составляющих виртуального пространства, среди которых остановимся, в первую очередь, ресурсные и технические составляющие, а потом более детально проанализируем образовательные элементы. Среди ресурсных составляющих целесообразно выделить, не используемые пока, ресурсные возможности проникновения в управленческое пространство технических и технологических инновационно-цифровых решений беспилотных возможностей в транспортной сфере, а также технологий дистанционного управления процессом удалённого сервисного обслуживания на транспорте [3, с. 24-30; 5, с. 3381-3396; 6, с. 1887-1900; 7, с. 5177-5190; 14, с. 21-25]. Технические составляющие прямо выстраиваются в соответствии с проникновением в транспортную сферу беспилотных, а также коммуницируют с технологиями реального и виртуального управления беспилотными технологиями управления.
Образовательные элементы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом можно попробовать рассматривать с позиции образовательного пространства в новых управленческих и образовательно-технологических реалиях [20, с. 713-724; 21, с. 139-154; 26, с. 1253-1268; 28, с. 54-64]. Образовательное пространство предлагается рассматривать в формате экосистемного подхода в связи с более глубинным более комплексным и видоизменённым представлением структуры и алгоритмизации преобразующейся образовательной системы в свете перехода фундаментальной системы образования к новым формам и структурным форматам, в связи с этим и система послешкольного и послевузовского образования также должна преобразовываться и предлагается как раз экосистемный управленческий подход к выстраиванию образовательных технологий с включением в них технологического комплекса искусственного интеллекта. Образовательную систему с позиции экосистемного формата целесообразно рассматривать в качестве одного из элементов формирования человека как новой личности с момента его включённости в общественную жизнь – с момента выхода в социальные общности на уровне от детских садиков и до момента ухода из общественной социальной жизни, не забывая о новой структурной реальности – виртуального пространства и искусственного интеллекта как одного или нескольких форматов виртуальной реальности, участвующего (участвующих) в выстраивании новой образовательной экосистемы сквозного действия в реальном и виртуальном образовательном пространстве. Формирование виртуальной структуры и управленческие технологии образовательной реальностью может быть выстроено на основе включения в пространство поведенческого взаимодействия уровня технологического искусственного интеллекта в разных его проявлениях и на разных уровнях активности и включённости участия всех сторон образовательной экосистемы. Образовательная система с позиции экосистемы представляется в качестве новой выстроенной на принципиально ином алгоритме и в сильно отличающемся от общепринятого природном ландшафте активного поведенческого взаимодействия на условиях и в условно принятых новых правилах включения новых членов социального общества, подразумевающих многосторонние виртуально-реалистические форматы встроенности обучения в будущую реальность с формированием новых образовательных потребностей в непрекращающемся многофункциональном получении новых знаний в разных форматах и формах их освоения. С включением удалённо-дистанционных возможностей частично самостоятельного освоения учебных программ под руководством реального и, возможно, виртуального наставника с поддержкой технологий искусственного интеллекта с возможностью проведения практических занятий в рамках учебных заведений и с привлечением и вовлечением в образовательный процесс учебно-практического оборудования образовательных заведений. С включением в практические занятия возможностей и технологий искусственного интеллекта в качестве как самостоятельного участника занятий практических, создающих и формирующих условия приближенные к реальным так и практических реальных заданий и формирующих постановку реальных практических задач и проблем, а также позволяющих искусственному интеллекту осуществить совместно с научным руководителем проверку усвоенных компетенций, знаний и практических умений с возможностью оценки будущих потенциалов полученных практических и реальных новых знаний обучающимися на всех образовательных и коммуницирующих уровнях. Что может выступать практическим применением и теоретическим обоснованием потенциальной возможности рассматривать образовательную систему с помощью экосистемного управленческого подхода к выстраиванию образовательных технологий с включением в них системных технологических возможностей искусственного интеллекта.
Среди технологий взаимодействия с искусственным интеллектом – коммуникационных и удалённо-пространственных – целесообразно их рассмотреть более детально в разрезе структурного алгоритма фундаментальных технологических составляющих комплекса вариантов решений по подобию напоминающих и воспроизводящих часть когнитивных функций человека как самодостаточной социальной личности с возможностью запуска самообучающих программ и выбора вариантов решений без первоначально заданных последовательностей [4, с. 27-35], т.е. технологий искусственного интеллекта (процесса принятия решения о необходимости совершенствования и изменения образовательной системы, о значимости контроля и проверки реализации законченного этапа образовательного процесса и о необходимости оптимизации самой конечной модели). Таким образом предлагается рассмотреть возможность применения коммуникационных и удалённо-пространственных технологий в направлении включения в дошкольный этап образовательной системы технологии проверки усвоенных обучающимися компетенций в виртуальном формате с помощью экосистемного управленческого подхода, включающего аналитическую составляющую применения методических материалов, как на уровне реального, так и на уровне виртуально-комплексного поведенческого взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта [16, с. 498-503; 27, с. 49-57]. Предлагается в данном контексте рассмотреть возможность применения образовательных технологий в рамках пространственно выстроенной образовательной системы с помощью поведенческих взаимодействий в плане коммуникационно - контактной специфики образовательного процесса и рассмотрения необходимости включения социально-воспитательных сущностей образовательного процесса в формате подключения к его реализации в структуре экосистемного управленческого подхода не только обучаемого, преподавателя, но и в качестве самостоятельного участника – технологии искусственного интеллекта, участвующего в процессе обеспечения запуска самообучающих инструментов и технологий. В то же время образовательные технологии с включением искусственного интеллекта в качестве одного из участников пространственно- выстроенной образовательной системы в виртуальном формате с помощью экосистемного управленческого подхода, могут выступать, по мере изменения ролей в образовательном подходе, то в роли преподавателя, то в роли, обучаемого, то в роли старшего или младшего соучастника для обучаемого.
Среди принципов реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом предлагается выделить следующие – упорядоченности (на дошкольном, школьном, университетском, послевузовском этапах), многоуровневости (виртуальная и реальная форма взаимодействия), поведенческого взаимодействия (социальная и социально-воспитательная форма потребительского знаниевого взаимодействия) [29, с. 456-461].
Процесс формирования интегрированно - информационной образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом целесообразно рассматривать в качестве одного из формата функционирования потенциально возможной направления преобразования образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода с включением и дальнейшим сращиванием с самой образовательной экосистемой виртуального информационного пространства и глобального погружения в него человека социального как будущей личности, с активизацией и индивидуализацией его в виртуальном пространстве. Под интегрированно - информационной системой предлагается понимать структурированно -систематизированный алгоритм поведенческого социального взаимодействия человека как будущей личности, с активизацией и индивидуализацией его в виртуальном пространстве, интегрированном в новое комбинированную виртуальную экосреду. Таким образом под экосистемным подходом в рамках формирования интегрированно - информационной системы предлагается понимать общность и социально-ориентированное интернет-пространство в виде новой комбинированной виртуальной экосреды, реализующей глобальное погружение потенциальных обучающихся в интегрированно - информационную образовательную систему с помощью индивидуальных образовательных форм (приёмо-передающих систем и потенциально возможных в будущем мобильно встроенных датчиков и информационных чипов-передатчиков и т.д.) в информационно-волновом информационном пространстве. К особенностям информационно-волнового информационного пространства предлагается относить периодичность поступления разно объёмных потоков неструктурированной информации; достоверность образовательных баз информационных упорядоченных данных; централизационно - выстроенная структура поступления и распространения массивов информационных данных [12].
Технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте в структуре потенциально возможных в будущем форматах комбинированной виртуальной экосреды и выстраивания форм удовлетворения потребностей в сервисном обслуживании на транспорте и в новых услугах и формах обслуживания до возникновения самих потребностей и осознания возникновения этих новых потребностей можно охарактеризовать как процесс обслуживания, который должен предвосхищать появление потребности на этапе предупреждения и предложения новой потребности потребителям.
Экосистемный подход в рамках формирования интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте должен предполагать удовлетворение потребностей в сервисном обслуживании на транспорте и в новых услугах до возникновения самих потребностей и осознания возникновения этих новых потребностей на этапе предупреждения и предложения новой потребности потребителям, в том числе и в пространстве функционирования комбинированной виртуальной экосреды, реализующей глобальное погружение в интегрированно - информационную образовательную систему с помощью индивидуальных образовательных форм человека социального как социальной личности.
В рамках формирования интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте целесообразно попробовать сформировать и конкретизировать подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, т. е. основанной на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью, включающей образовательную систему; систему всех видов транспортного логистического комплекса; систему выявления и максимально полного удовлетворения сервисных потребностей клиентов транспортного комплекса; систему комбинированной виртуальной экосреды и др. [17, с. 192-194; 18, с. 135-138; 19, с. 85-89]. Под социально-экономической системой ряд авторов предлагает понимать упорядоченную исторически сложившуюся совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных институтов (элементов, компонентов, подсистем), как между собой, так и с окружающей средой, каждый из которых включает в себя разнообразные виды деятельности, обуславливающие её существование, функционирование и развитие как единого целого [9; 10; 11; 23, с. 301-312; 25, с. 23-27]. В данном подходе не учтена, к сожалению, тенденция динамической неопределённости самой сущности социально-экономических систем и стремления их к балансированию между состоянием функционирования и развития в условиях уже существующих и постоянно появляющихся новых факторов риска потери относительной устойчивости за счёт усиления негативных тенденций кризисных явлений и отклонений от хрупкого баланса интересов предприятий транспортной сферы, сферы сервисного обслуживания и их рыночной инфраструктуры. Автор под социально-экономической системой предлагает понимать упорядоченную совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов (элементов, компонентов, подсистем), как между собой, так и с окружающей средой (в конкретной и в виртуальной реальности), взаимодействующих в разных плоскостях общественной жизни общества, так и отдельно взятой отраслевой сферы, учитывающих как существующие, так и потенциально возможные виды и формы рисков во всех видах реальности (конкретной и виртуальной) с разработкой алгоритмов антикризисного управленческого управления с использованием возможностей искусственного интеллекта. В рамках социально-экономических систем транспортного обслуживания автор предлагает несоклько уточнить предлагаемый подход и включить возможности проявления потенциальных рисков, в том числе и этического характера, в рамках использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных перспектив возможного использования беспилотной сервисной инфраструктуры в процессе обслуживания с включением возможностей искусственного интеллекта в пространстве функционирования транспортной сферы. Таким образом, под социально-экономической системой транспортного обслуживания автор предлагает понимать упорядоченную совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслевых институтов (элементов, компонентов, подсистем), как между собой, так и с окружающей средой (в конкретной и в виртуальной реальности), взаимодействующих в разных плоскостях отраслевой сферы, учитывающих как существующие, так и потенциально возможные виды и формы рисков во всех видах реальности (конкретной и виртуальной) с разработкой алгоритмов антикризисного управленческого управления с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных рисков в виду возможного использования беспилотной сервисной инфраструктуры в процессе обслуживания с включением не изученных пока возможностей искусственного интеллекта в пространстве функционирования транспортной сферы.
Кроме предложенной системной упорядоченности в пространстве систематизации и упорядочивания алгоритма функционирования интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, предлагается также рассмотреть возможность использования принципов реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом (упорядоченности, многоуровневости, поведенческого взаимодействия), включая дополнительно и принципы отраслевой направленности (межвидовое транспортное обслуживание и интеграционная форма удовлетворенности уровнем качества сервисного обслуживания (в реальном и в виртуальном пространстве) и особенностей информационно-волнового информационного пространства (периодичность поступления потоков неструктурированной информации; достоверность образовательных баз упорядоченных данных; централизационно - выстроенная структура входа и упорядочивания массивов информационных данных).
Таким образом, в рамках экосистемного подхода в процессе формирования интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте сформулированы понятия «экосистемного подхода» (на основе применения управленческого подхода, который предполагает встраивание цифровых управленческих технологий взаимодействия составных элементов с включением реальных и виртуальных инфраструктурных элементов с запуском технологий искусственного интеллекта, который предложено назвать «экосистемным управленческим подходом к технологиям с искусственном интеллектом»); «интегрированно - информационной системы (структурированно -систематизированного алгоритма поведенческого социального взаимодействия человека с индивидуализацией его в виртуальном пространстве, интегрированном в новое комбинированную виртуальную экосреду); «экосистемного подхода в рамках формирования интегрированно - информационной системы» (социально-ориентированное интернет-пространство в виде комбинированной виртуальной экосреды, реализующей глобальное погружение потенциальных обучающихся в интегрированно - информационную образовательную систему с помощью индивидуальных образовательных форм в информационно-волновом информационном пространстве). А также предложен авторский подход к понятиям «социально-экономическая система» (упорядоченная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов, как между собой, так и с окружающей средой, взаимодействующих в разных плоскостях общественной жизни общества, учитывающих как существующие, так и потенциально возможные виды и формы рисков во всех видах реальности с использованием возможностей искусственного интеллекта) и «социально-экономической системой транспортного обслуживания» (упорядоченная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслевых институтов с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных рисков в процессе обслуживания). Предложена, кроме теоретического обоснования понятия экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, систематизация его элементов и технологий взаимодействия с искусственным интеллектом, а также сформулированы принципы реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом (упорядоченности, многоуровневости, поведенческого взаимодействия). Предложено сформировать подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, включающие образовательную систему; систему всех видов транспортного логистического комплекса; систему удовлетворения сервисных потребностей клиентов транспортного комплекса; систему комбинированной виртуальной экосреды и другие, которые можно объединить понятием социально-экономическая система транспортного обслуживания. Предлагаемая модель может быть реализована с использованием принципов реализации экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, включая принципы отраслевой направленности (межвидовое транспортное обслуживание и интеграционная форма удовлетворенности уровнем качества сервисного обслуживания), а также с учётом особенностей функционирования информационно-волнового информационного пространства.
Источники:
2. Кошелева Т. Н., Бирюкова А.В. Управление параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в Арктической зоне // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 2. – c. 413-428. – doi: 10.18334/epp.14.2.120352.
3. Вакеев А. Б., Королева Е. А., Кошелева Т. Н. Подходы к изменению форм социального взаимодействия в рамках обслуживания в транспортной сфере на основе технологий искусственного интеллекта // Социология управления: актуальные вопросы современности: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 24-30.
4. Видова Т. А., Романова И. Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. – 2023. – № 1. – c. 27-35. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse/viewer.
5. Кошелева Т.Н., Грозовская Е.В. Методические подходы к ускорению цифровых изменений и внедрению технологий искусственного интеллекта в процессе сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3381-3396. – doi: 10.18334/epp.13.9.118691.
6. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1887-1900. – doi: 10.18334/epp.12.7.115080.
7. Грозовская Е. В., Кошелева Т. Н. Подходы к трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 9. – c. 5177-5190.
8. Гамидуллаева Л. А., Толстых Т. О., Шмелева Н. В. Промышленные и территориальные экосистемы в контексте устойчивого развития. / монография. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2022. – 160 c.
9. Информационная платформа «Spravochnick.ru» - Социально-экономическая система как объект государственного. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/socialno-ekonomicheskaya_sistema_kak_obekt_gosudarstvennogo_regulirovaniya/ (дата обращения: 11.02.2025).
10. Информационная платформа «Nsportal.ru» - Разъяснение понятия Социально-экономическая система. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/623902/page/razyasnenie-ponyatiya-sotsialno-ekonomicheskaya-sistema (дата обращения: 11.02.2025).
11. Информационная платформа «Electives.hse.ru» - Интересы личности, общества и государства в динамике преодоления рисков и угроз безопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/623902/page/razyasnenie-ponyatiya-sotsialno-ekonomicheskaya-sistema (дата обращения: 11.02.2025).
12. Информационные волны – оружие XXI века. [Электронный ресурс]. URL: https://agsis.ru/isna/articles/informaczionnyie-volnyi-–-oruzhie-xxi-veka/ (дата обращения: 29.03.2025).
13. Каленов О.Е. Инновационная экосистема как основа развития высокотехнологичной промышленности // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2020. – № 5. – c. 126-132. – url: https://vest.rea.ru/jour/article/viewFile/948/731.
14. Костин Г.А., Кошелева Т. Н. Цифровые технологии как форма развития инфраструктурной поддержки сервисного обслуживания в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире – 2022: Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 21-25.
15. Кошелева Т. Н. Исследование подходов к управлению изменениями в системе умного производства сферы транспортного обслуживания в цифровом пространстве // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества: Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием. Уфа. Уфа, 20023. – c. 59-63.
16. Кошелева Т. Н. Подходы к управлению социально-экономическими системами в сфере обслуживания на транспорте // Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции приуроченной к 55-летию инженерно-экономического факультета. Донецк. Донецк, 2024. – c. 498-503.
17. Кошелева Т.Н. Методические подходы к формированию нейросетевой модели сервисного обслуживания в сфере транспорта и направления её развития // Проблемы современной экономики. – 2024. – № 1. – c. 192-194.
18. Кошелева Т. Н. Некоторые подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте // Проблемы современной экономики. – 2023. – № 1. – c. 135-138.
19. Ксенофонтова Т. Ю., Кошелева Т. Н. К вопросу о применении инновационных технологий в сфере оказания транспортных услуг в условиях цифровой экономики // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: Сборник научных трудов Национальной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. П. Сацук, Н. В. Дедюхиной. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2022. – c. 85-89.
20. Митрофанов С.В., Кошелева Т.Н. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 713-724. – doi: 10.18334/et.7.8.110722.
21. Митрофанов С. В., Кошелева Т. Н. Подходы к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 1. – c. 139-154.
22. Кошелева Т.Н., Мордовец В.А. Система управления инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1. – c. 90-94. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
23. Mordovets V. A., Kosheleva T. N., Novoselov A. V. Formation of a technological model as an information system form of the ecosystem // Finance, Economics, and Industry for Sustainable Development (ESG 2023): Proceedings of the 4th International Scientic Conference on Sustainable Development. Cham. 2024. – p. 301-312.
24. Отверченко Л. Ф., Кошелева Т. Н. Подходы к концептуальной модели цифровой технологии управления сервисным обслуживанием в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире - 2024: Сборник статей научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2024. – c. 22-28.
25. Отверченко Л.Ф., Кошелева Т. Н. Интернет-технологии как одна из форм инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортной сфере // Векторы развития сервиса в условиях цифровизации экономики: прошлое, настоящее, будущее - 2022: Сборник статей III международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, М.Н. Майора, Д.С. Бразевича. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2022. – c. 23-27.
26. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1253-1268. – doi: 10.18334/et.10.8.118717.
27. Самотуга В. Н., Кошелева Т. Н. Направления формирования бизнес-модели транспортных инфраструктурных систем сервисного обслуживания в цифровом пространстве // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.Ф. Щипанова. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 49-57.
28. Смешко О.Г., Кошелева Т.Н. Подходы к процессу управления принятием решения в области оказания организацией сервисных услуг в транспортной сфере в условиях цифровых рисков // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 10. – c. 54-64.
29. Урусов В. В., Кошелева Т. Н. Основные принципы управления изменениями в современном экономическом контексте // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 456-461.
Страница обновлена: 19.05.2025 в 14:59:42