Экосистемный подход в рамках формирования интегрированно-информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте
Кошелева Т. Н.1,2, Аверкина Е.В.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации имени Главного маршала авиации А.А. Новикова
2 Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=82670932
Аннотация:
В статье авторами сформулирован экосистемный подход с теоретической стороны (понятийный аппарат) и с позиции системного структурирования алгоритма выстраивания интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте. В статье обоснован авторский взгляд на понятия («экосистемный подход», «интегрированно – информационная система, «социально-экономическая система транспортного обслуживания» и др.), сформулированы принципы реализации экосистемного управленческого подхода (упорядоченности, многоуровневости, поведенческого взаимодействия). Предложено сформировать подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте в качестве решения поставленной научной проблемы обоснования структурного алгоритма её выстраивания с уточнением составных элементов модели (образовательная система, система удовлетворения сервисных потребностей клиентов транспортного комплекса, систему комбинированной виртуальной экосреды и другие), которые можно концептуально увязать в социально-экономическую систему транспортного обслуживания, а также сформулированы принципы реализации экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом (межвидовое транспортное обслуживание и интеграционная форма удовлетворенности уровнем качества сервисного обслуживания). В качестве аспектов научной новизны авторы сформулировали подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, основанное на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и беспилотной сервисной инфраструктуры. Предлагаемая статья будет интересна руководителям транспортных и сервисных организаций, а также специалистам по организации труда компаний сервисного обслуживания на транспорте
Ключевые слова: сервисное обслуживание; сфера транспорта; экосистемный управленческий подход; интегрированно - информационная система; принципы экосистемного управленческого подхода; образовательные элементы экосистемного управленческого подхода; технологии искусственного интеллекта; интегрированно - информационная модель управления
JEL-классификация: F63, L52, O11, M21
Введение
Направления преобразования технологий управления сервисным обслуживанием в условиях формирования экосистемного подхода нацелены на разработку подходов к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления, функционирование которой может проявляться в условиях упорядочивания и структурирования социально-экономической системы с отраслевой направленностью, подразумевая и учитывая нюансы управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, составными элементами применения которого в цифровом контексте могут выступать инфраструктурные управленческие составляющие виртуального пространства (ресурсные, образовательные, технические), а также технологии взаимодействия с искусственным интеллектом (коммуникационные, удалённо-пространственные), что является крайне необходимым и востребованным в пространстве динамических изменений в сфере сервисного обслуживания на транспорте и подтверждает важность рассмотрения вопросов формирования экосистемного подхода к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления и актуальность предлагаемой темы статьи.
В предлагаемой статье проанализированы разные подходы к направлениям управления сервисным обслуживанием, а именно подходы Аверина К. Л. [1, с. 120-125], Бирюковой А. В. [2, с. 413-428], Видовой Т. А. [4, с. 27-35], Грозовской Е. В. [5, с. 3381-3396; 6, 1887-1900; 7, с. 5177-5190], Гамидуллаевой Л. А. [8], Каленова О. Е. [13, с. 126-132], Костина Г. А. [14, с. 21-25], Митрофанова С. В. [20, с. 713-724], Мордовца В. А. [22, с. 90-94; 23, с. 301-312], Самотуги В. Н. [27, с. 49-57], Урусова В. В. [29, с. 456-461] и др., а также предложены и обоснованы методические подходы к направлениям формирования технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте в работах Вакеева А. Б. [3, с. 24-30], Ксенофонтовой Т. Ю. [19, с. 85-89], Митрофанова С. В. [21, с. 139-154], Отверченко Л. Ф. [24, с. 22-28; 25, с. 23-27; 26 с. 1253-1268], Смешко О. Г. [28, с. 54-64].
Основной целью данной статьи выступает разработка подходов, в первую очередь экосистемного подхода, к формированию интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте, в рамках которых авторы проводят анализ понятийного аппарата управленческих подходов к технологиям с искусственном интеллектом с выявлением недоработок в теоретических трактовках и обоснованием авторского взгляда, а также кроме разработки теоретического понятия экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом предлагается упорядоченная систематизация его элементов и технологий взаимодействия с искусственным интеллектом, а также принципы реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом. Научная новизна предлагаемой статьи состоит в разработке подходов к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, основанной на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью, включающей разноструктурированные и разноупорядоченные системные составные элементы, основанной на формировании теоретической платформы понятийного аппарата экосистемного подхода к упорядочиванию технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте в ракурсе активизации социально-экономической системой транспортного обслуживания с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных рисков в виду возможного использования беспилотной сервисной инфраструктуры. В качестве методологической основы предлагаемой статьи выступает обоснование необходимости разработки комплексного подхода к процессу формирования интегрированно - информационной образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, который предложено рассматривать в качестве одного из формата функционирования потенциально возможной направления преобразования образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода с включением в её состав образовательную экосистему виртуального информационного пространства и глобального погружения в него человека социального как будущей личности, с активизацией и индивидуализацией его в виртуальном пространстве с учётом отраслевых особенностей информационно-волнового информационного пространства.
Основная часть
Понятие «экосистемного подхода» в настоящее время, достаточно широко применяется во многих сферах окружающей нас среды, тем более в самых разных взглядах на инфраструктурные уровни взаимодействия субъектов управления. Исследователи сегодня под «экосистемным подходом» обычно понимают сферу взаимодействия и взаимосвязи основных элементов, среди которых целесообразно выделить экономических субъектов; принципы построения субъектов, учитывающие разноуровневые алгоритмы управления инновационными подходами; неупорядоченные, несистемные взаимосвязи как внешние так и внутренние; системный процесс взаимодействия внутри самой экосистемы; и, так называемая, «интеллектуальная среда», предполагающая формализованные и неформализованные институты в рамках активного взаимопроникновения и перманентного динамического взаимодействия трех её основных составляющих – производственной и интеллектуальной (научно- инновационной) компоненты, а также государственного участия и поддержки, как её называют ряд авторов – «модели тройной спирали» [13, с. 126-132; 8, 160 с.]. В данном представленном и достаточно уже общепринятом подходе не учтены особенности динамики современного активного встраивания в экономическую составляющую внутренней корпоративной и внешней рыночной среды цифровых компетенций, в первую очередь в транспортной сфере, в том числе, и в сфере сервисного обслуживания на транспорте. А если посмотреть на современные вызовы образовательных технологий и технологий управления образовательными компетенциями, то в представленном выше подходе можно проследить достаточно упущенных возможностей…. Таким образом, предлагается рассмотреть возможность использования в отношении «экосистемного подхода» несколько уточнённые теоретические положения. Под «экосистемным подходом» в рамках применения к управленческим технологиям сервисным обслуживанием на транспорте в условиях активного проникновения в экономическую составляющую внутренней корпоративной и внешней рыночной среды транспортной отрасли цифровых компетенций предлагается рассмотреть возможность понимать управленческий подход, который предполагает встраивание цифровых управленческих технологий, позволяющих взаимодействовать составным элементам, как в реальном, так и в виртуальном рыночном пространстве с включением реальных и виртуальных инфраструктурных элементов с запуском в рамках подготовки выбора управленческого решения технологий искусственного интеллекта, который предлагается назвать «экосистемным управленческим подходом к технологиям с искусственном интеллектом» [1, с. 120-125; 2, с. 413-428; 6, с. 1887-1900; 15, с. 59-63]. А в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, предлагается рассматривать следующие составные элементы применения цифровых управленческих технологий сервисным обслуживанием на транспорте, кроме уже используемых, такие как инфраструктурные управленческие составляющие виртуального пространства (ресурсные, образовательные, технические), а также технологии взаимодействия с искусственным интеллектом (коммуникационные, удалённо-пространственные) [22, с. 90-94; 24, с. 22-28]. Рассмотрим элементы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом и начнём с инфраструктурных управленческих составляющих виртуального пространства, среди которых остановимся, в первую очередь, ресурсные и технические составляющие, а потом более детально проанализируем образовательные элементы. Среди ресурсных составляющих целесообразно выделить, не используемые пока, ресурсные возможности проникновения в управленческое пространство технических и технологических инновационно-цифровых решений беспилотных возможностей в транспортной сфере, а также технологий дистанционного управления процессом удалённого сервисного обслуживания на транспорте [3, с. 24-30; 5, с. 3381-3396; 6, с. 1887-1900; 7, с. 5177-5190; 14, с. 21-25]. Технические составляющие прямо выстраиваются в соответствии с проникновением в транспортную сферу беспилотных, а также коммуницируют с технологиями реального и виртуального управления беспилотными технологиями управления.
Образовательные элементы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом можно попробовать рассматривать с позиции образовательного пространства в новых управленческих и образовательно-технологических реалиях [20, с. 713-724; 21, с. 139-154; 26, с. 1253-1268; 28, с. 54-64]. Образовательное пространство предлагается рассматривать в формате экосистемного подхода в связи с более глубинным более комплексным и видоизменённым представлением структуры и алгоритмизации преобразующейся образовательной системы в свете перехода фундаментальной системы образования к новым формам и структурным форматам, в связи с этим и система послешкольного и послевузовского образования также должна преобразовываться и предлагается как раз экосистемный управленческий подход к выстраиванию образовательных технологий с включением в них технологического комплекса искусственного интеллекта. Образовательную систему с позиции экосистемного формата целесообразно рассматривать в качестве одного из элементов формирования человека как новой личности с момента его включённости в общественную жизнь – с момента выхода в социальные общности на уровне от детских садиков и до момента ухода из общественной социальной жизни, не забывая о новой структурной реальности – виртуального пространства и искусственного интеллекта как одного или нескольких форматов виртуальной реальности, участвующего (участвующих) в выстраивании новой образовательной экосистемы сквозного действия в реальном и виртуальном образовательном пространстве. Формирование виртуальной структуры и управленческие технологии образовательной реальностью может быть выстроено на основе включения в пространство поведенческого взаимодействия уровня технологического искусственного интеллекта в разных его проявлениях и на разных уровнях активности и включённости участия всех сторон образовательной экосистемы. Образовательная система с позиции экосистемы представляется в качестве новой выстроенной на принципиально ином алгоритме и в сильно отличающемся от общепринятого природном ландшафте активного поведенческого взаимодействия на условиях и в условно принятых новых правилах включения новых членов социального общества, подразумевающих многосторонние виртуально-реалистические форматы встроенности обучения в будущую реальность с формированием новых образовательных потребностей в непрекращающемся многофункциональном получении новых знаний в разных форматах и формах их освоения. С включением удалённо-дистанционных возможностей частично самостоятельного освоения учебных программ под руководством реального и, возможно, виртуального наставника с поддержкой технологий искусственного интеллекта с возможностью проведения практических занятий в рамках учебных заведений и с привлечением и вовлечением в образовательный процесс учебно-практического оборудования образовательных заведений. С включением в практические занятия возможностей и технологий искусственного интеллекта в качестве как самостоятельного участника занятий практических, создающих и формирующих условия приближенные к реальным так и практических реальных заданий и формирующих постановку реальных практических задач и проблем, а также позволяющих искусственному интеллекту осуществить совместно с научным руководителем проверку усвоенных компетенций, знаний и практических умений с возможностью оценки будущих потенциалов полученных практических и реальных новых знаний обучающимися на всех образовательных и коммуницирующих уровнях. Что может выступать практическим применением и теоретическим обоснованием потенциальной возможности рассматривать образовательную систему с помощью экосистемного управленческого подхода к выстраиванию образовательных технологий с включением в них системных технологических возможностей искусственного интеллекта.
Среди технологий взаимодействия с искусственным интеллектом – коммуникационных и удалённо-пространственных – целесообразно их рассмотреть более детально в разрезе структурного алгоритма фундаментальных технологических составляющих комплекса вариантов решений по подобию напоминающих и воспроизводящих часть когнитивных функций человека как самодостаточной социальной личности с возможностью запуска самообучающих программ и выбора вариантов решений без первоначально заданных последовательностей [4, с. 27-35], т.е. технологий искусственного интеллекта (процесса принятия решения о необходимости совершенствования и изменения образовательной системы, о значимости контроля и проверки реализации законченного этапа образовательного процесса и о необходимости оптимизации самой конечной модели). Таким образом предлагается рассмотреть возможность применения коммуникационных и удалённо-пространственных технологий в направлении включения в дошкольный этап образовательной системы технологии проверки усвоенных обучающимися компетенций в виртуальном формате с помощью экосистемного управленческого подхода, включающего аналитическую составляющую применения методических материалов, как на уровне реального, так и на уровне виртуально-комплексного поведенческого взаимодействия с технологиями искусственного интеллекта [16, с. 498-503; 27, с. 49-57]. Предлагается в данном контексте рассмотреть возможность применения образовательных технологий в рамках пространственно выстроенной образовательной системы с помощью поведенческих взаимодействий в плане коммуникационно - контактной специфики образовательного процесса и рассмотрения необходимости включения социально-воспитательных сущностей образовательного процесса в формате подключения к его реализации в структуре экосистемного управленческого подхода не только обучаемого, преподавателя, но и в качестве самостоятельного участника – технологии искусственного интеллекта, участвующего в процессе обеспечения запуска самообучающих инструментов и технологий. В то же время образовательные технологии с включением искусственного интеллекта в качестве одного из участников пространственно- выстроенной образовательной системы в виртуальном формате с помощью экосистемного управленческого подхода, могут выступать, по мере изменения ролей в образовательном подходе, то в роли преподавателя, то в роли, обучаемого, то в роли старшего или младшего соучастника для обучаемого.
Среди принципов реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом предлагается выделить следующие – упорядоченности (на дошкольном, школьном, университетском, послевузовском этапах), многоуровневости (виртуальная и реальная форма взаимодействия), поведенческого взаимодействия (социальная и социально-воспитательная форма потребительского знаниевого взаимодействия) [29, с. 456-461].
Процесс формирования интегрированно - информационной образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом целесообразно рассматривать в качестве одного из формата функционирования потенциально возможной направления преобразования образовательной системы в рамках экосистемного управленческого подхода с включением и дальнейшим сращиванием с самой образовательной экосистемой виртуального информационного пространства и глобального погружения в него человека социального как будущей личности, с активизацией и индивидуализацией его в виртуальном пространстве. Под интегрированно - информационной системой предлагается понимать структурированно -систематизированный алгоритм поведенческого социального взаимодействия человека как будущей личности, с активизацией и индивидуализацией его в виртуальном пространстве, интегрированном в новое комбинированную виртуальную экосреду. Таким образом под экосистемным подходом в рамках формирования интегрированно - информационной системы предлагается понимать общность и социально-ориентированное интернет-пространство в виде новой комбинированной виртуальной экосреды, реализующей глобальное погружение потенциальных обучающихся в интегрированно - информационную образовательную систему с помощью индивидуальных образовательных форм (приёмо-передающих систем и потенциально возможных в будущем мобильно встроенных датчиков и информационных чипов-передатчиков и т.д.) в информационно-волновом информационном пространстве. К особенностям информационно-волнового информационного пространства предлагается относить периодичность поступления разно объёмных потоков неструктурированной информации; достоверность образовательных баз информационных упорядоченных данных; централизационно - выстроенная структура поступления и распространения массивов информационных данных [12].
Технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте в структуре потенциально возможных в будущем форматах комбинированной виртуальной экосреды и выстраивания форм удовлетворения потребностей в сервисном обслуживании на транспорте и в новых услугах и формах обслуживания до возникновения самих потребностей и осознания возникновения этих новых потребностей можно охарактеризовать как процесс обслуживания, который должен предвосхищать появление потребности на этапе предупреждения и предложения новой потребности потребителям.
Экосистемный подход в рамках формирования интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте должен предполагать удовлетворение потребностей в сервисном обслуживании на транспорте и в новых услугах до возникновения самих потребностей и осознания возникновения этих новых потребностей на этапе предупреждения и предложения новой потребности потребителям, в том числе и в пространстве функционирования комбинированной виртуальной экосреды, реализующей глобальное погружение в интегрированно - информационную образовательную систему с помощью индивидуальных образовательных форм человека социального как социальной личности.
В рамках формирования интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте целесообразно попробовать сформировать и конкретизировать подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, т. е. основанной на фундаменте выстраивания социально-экономической системы с отраслевой направленностью, включающей образовательную систему; систему всех видов транспортного логистического комплекса; систему выявления и максимально полного удовлетворения сервисных потребностей клиентов транспортного комплекса; систему комбинированной виртуальной экосреды и др. [17, с. 192-194; 18, с. 135-138; 19, с. 85-89]. Под социально-экономической системой ряд авторов предлагает понимать упорядоченную исторически сложившуюся совокупность взаимозависимых и взаимосвязанных институтов (элементов, компонентов, подсистем), как между собой, так и с окружающей средой, каждый из которых включает в себя разнообразные виды деятельности, обуславливающие её существование, функционирование и развитие как единого целого [9; 10; 11; 23, с. 301-312; 25, с. 23-27]. В данном подходе не учтена, к сожалению, тенденция динамической неопределённости самой сущности социально-экономических систем и стремления их к балансированию между состоянием функционирования и развития в условиях уже существующих и постоянно появляющихся новых факторов риска потери относительной устойчивости за счёт усиления негативных тенденций кризисных явлений и отклонений от хрупкого баланса интересов предприятий транспортной сферы, сферы сервисного обслуживания и их рыночной инфраструктуры. Автор под социально-экономической системой предлагает понимать упорядоченную совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов (элементов, компонентов, подсистем), как между собой, так и с окружающей средой (в конкретной и в виртуальной реальности), взаимодействующих в разных плоскостях общественной жизни общества, так и отдельно взятой отраслевой сферы, учитывающих как существующие, так и потенциально возможные виды и формы рисков во всех видах реальности (конкретной и виртуальной) с разработкой алгоритмов антикризисного управленческого управления с использованием возможностей искусственного интеллекта. В рамках социально-экономических систем транспортного обслуживания автор предлагает несоклько уточнить предлагаемый подход и включить возможности проявления потенциальных рисков, в том числе и этического характера, в рамках использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных перспектив возможного использования беспилотной сервисной инфраструктуры в процессе обслуживания с включением возможностей искусственного интеллекта в пространстве функционирования транспортной сферы. Таким образом, под социально-экономической системой транспортного обслуживания автор предлагает понимать упорядоченную совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслевых институтов (элементов, компонентов, подсистем), как между собой, так и с окружающей средой (в конкретной и в виртуальной реальности), взаимодействующих в разных плоскостях отраслевой сферы, учитывающих как существующие, так и потенциально возможные виды и формы рисков во всех видах реальности (конкретной и виртуальной) с разработкой алгоритмов антикризисного управленческого управления с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных рисков в виду возможного использования беспилотной сервисной инфраструктуры в процессе обслуживания с включением не изученных пока возможностей искусственного интеллекта в пространстве функционирования транспортной сферы.
Кроме предложенной системной упорядоченности в пространстве систематизации и упорядочивания алгоритма функционирования интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, предлагается также рассмотреть возможность использования принципов реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом (упорядоченности, многоуровневости, поведенческого взаимодействия), включая дополнительно и принципы отраслевой направленности (межвидовое транспортное обслуживание и интеграционная форма удовлетворенности уровнем качества сервисного обслуживания (в реальном и в виртуальном пространстве) и особенностей информационно-волнового информационного пространства (периодичность поступления потоков неструктурированной информации; достоверность образовательных баз упорядоченных данных; централизационно - выстроенная структура входа и упорядочивания массивов информационных данных).
Таким образом, в рамках экосистемного подхода в процессе формирования интегрированно - информационной системы в технологии управления сервисным обслуживанием на транспорте сформулированы понятия «экосистемного подхода» (на основе применения управленческого подхода, который предполагает встраивание цифровых управленческих технологий взаимодействия составных элементов с включением реальных и виртуальных инфраструктурных элементов с запуском технологий искусственного интеллекта, который предложено назвать «экосистемным управленческим подходом к технологиям с искусственном интеллектом»); «интегрированно - информационной системы (структурированно -систематизированного алгоритма поведенческого социального взаимодействия человека с индивидуализацией его в виртуальном пространстве, интегрированном в новое комбинированную виртуальную экосреду); «экосистемного подхода в рамках формирования интегрированно - информационной системы» (социально-ориентированное интернет-пространство в виде комбинированной виртуальной экосреды, реализующей глобальное погружение потенциальных обучающихся в интегрированно - информационную образовательную систему с помощью индивидуальных образовательных форм в информационно-волновом информационном пространстве). А также предложен авторский подход к понятиям «социально-экономическая система» (упорядоченная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных институтов, как между собой, так и с окружающей средой, взаимодействующих в разных плоскостях общественной жизни общества, учитывающих как существующие, так и потенциально возможные виды и формы рисков во всех видах реальности с использованием возможностей искусственного интеллекта) и «социально-экономической системой транспортного обслуживания» (упорядоченная совокупность взаимозависимых, взаимосвязанных и взаимообусловленных отраслевых институтов с использованием возможностей искусственного интеллекта с учётом ещё не выявленных рисков использования беспилотных транспортных технологий и потенциальных рисков в процессе обслуживания). Предложена, кроме теоретического обоснования понятия экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, систематизация его элементов и технологий взаимодействия с искусственным интеллектом, а также сформулированы принципы реализации предлагаемого экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом (упорядоченности, многоуровневости, поведенческого взаимодействия). Предложено сформировать подходы к выстраиванию интегрированно - информационной модели управления сервисным обслуживанием на транспорте, включающие образовательную систему; систему всех видов транспортного логистического комплекса; систему удовлетворения сервисных потребностей клиентов транспортного комплекса; систему комбинированной виртуальной экосреды и другие, которые можно объединить понятием социально-экономическая система транспортного обслуживания. Предлагаемая модель может быть реализована с использованием принципов реализации экосистемного управленческого подхода к технологиям с искусственном интеллектом, включая принципы отраслевой направленности (межвидовое транспортное обслуживание и интеграционная форма удовлетворенности уровнем качества сервисного обслуживания), а также с учётом особенностей функционирования информационно-волнового информационного пространства.
Источники:
2. Кошелева Т. Н., Бирюкова А.В. Управление параметрами внутренней устойчивости системы сервисного обслуживания в рамках туристско-рекреационных кластеров в Арктической зоне // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 2. – c. 413-428. – doi: 10.18334/epp.14.2.120352.
3. Вакеев А. Б., Королева Е. А., Кошелева Т. Н. Подходы к изменению форм социального взаимодействия в рамках обслуживания в транспортной сфере на основе технологий искусственного интеллекта // Социология управления: актуальные вопросы современности: Сборник научных трудов по итогам III Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 24-30.
4. Видова Т. А., Романова И. Н. Возможности применения технологий искусственного интеллекта в образовательном процессе // Образовательные ресурсы и технологии. – 2023. – № 1. – c. 27-35. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-v-obrazovatelnom-protsesse/viewer.
5. Кошелева Т.Н., Грозовская Е.В. Методические подходы к ускорению цифровых изменений и внедрению технологий искусственного интеллекта в процессе сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 9. – c. 3381-3396. – doi: 10.18334/epp.13.9.118691.
6. Грозовская Е.В., Кошелева Т.Н. Система ресурсосбережения в деятельности сервисных организаций в транспортной сфере // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 7. – c. 1887-1900. – doi: 10.18334/epp.12.7.115080.
7. Грозовская Е. В., Кошелева Т. Н. Подходы к трансформации бизнес-модели организаций сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 9. – c. 5177-5190.
8. Гамидуллаева Л. А., Толстых Т. О., Шмелева Н. В. Промышленные и территориальные экосистемы в контексте устойчивого развития. / монография. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2022. – 160 c.
9. Информационная платформа «Spravochnick.ru» - Социально-экономическая система как объект государственного. [Электронный ресурс]. URL: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/socialno-ekonomicheskaya_sistema_kak_obekt_gosudarstvennogo_regulirovaniya/ (дата обращения: 11.02.2025).
10. Информационная платформа «Nsportal.ru» - Разъяснение понятия Социально-экономическая система. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/623902/page/razyasnenie-ponyatiya-sotsialno-ekonomicheskaya-sistema (дата обращения: 11.02.2025).
11. Информационная платформа «Electives.hse.ru» - Интересы личности, общества и государства в динамике преодоления рисков и угроз безопасности. [Электронный ресурс]. URL: https://nsportal.ru/user/623902/page/razyasnenie-ponyatiya-sotsialno-ekonomicheskaya-sistema (дата обращения: 11.02.2025).
12. Информационные волны – оружие XXI века. [Электронный ресурс]. URL: https://agsis.ru/isna/articles/informaczionnyie-volnyi-–-oruzhie-xxi-veka/ (дата обращения: 29.03.2025).
13. Каленов О.Е. Инновационная экосистема как основа развития высокотехнологичной промышленности // Вестник РЭУ им. Г. В. Плеханова. – 2020. – № 5. – c. 126-132. – url: https://vest.rea.ru/jour/article/viewFile/948/731.
14. Костин Г.А., Кошелева Т. Н. Цифровые технологии как форма развития инфраструктурной поддержки сервисного обслуживания в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире – 2022: Сборник статей научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, С.В. Митрофанова. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 21-25.
15. Кошелева Т. Н. Исследование подходов к управлению изменениями в системе умного производства сферы транспортного обслуживания в цифровом пространстве // Проблемы и тенденции научных преобразований в условиях трансформации общества: Сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции с международным участием. Уфа. Уфа, 20023. – c. 59-63.
16. Кошелева Т. Н. Подходы к управлению социально-экономическими системами в сфере обслуживания на транспорте // Управление персоналом: реалии настоящего и возможности будущего: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции приуроченной к 55-летию инженерно-экономического факультета. Донецк. Донецк, 2024. – c. 498-503.
17. Кошелева Т.Н. Методические подходы к формированию нейросетевой модели сервисного обслуживания в сфере транспорта и направления её развития // Проблемы современной экономики. – 2024. – № 1. – c. 192-194.
18. Кошелева Т. Н. Некоторые подходы к оценке восприятия цифровых инноваций в сфере сервисного обслуживания на воздушном транспорте // Проблемы современной экономики. – 2023. – № 1. – c. 135-138.
19. Ксенофонтова Т. Ю., Кошелева Т. Н. К вопросу о применении инновационных технологий в сфере оказания транспортных услуг в условиях цифровой экономики // Современная экономика: глобальные тренды и приоритеты устойчивого развития: Сборник научных трудов Национальной научно-практической конференции. Под общей редакцией Т. П. Сацук, Н. В. Дедюхиной. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2022. – c. 85-89.
20. Митрофанов С.В., Кошелева Т.Н. Новые цифровые технологии предпринимательского взаимодействия // Экономика труда. – 2020. – № 8. – c. 713-724. – doi: 10.18334/et.7.8.110722.
21. Митрофанов С. В., Кошелева Т. Н. Подходы к повышению эффективности организации труда в сфере сервисного обслуживания на транспорте // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 1. – c. 139-154.
22. Кошелева Т.Н., Мордовец В.А. Система управления инновационной деятельностью на предприятиях в рамках комплексной цифровизации // Инновации. – 2023. – № 1. – c. 90-94. – doi: 10.26310/2071-3010.2023.291.1.011.
23. Mordovets V. A., Kosheleva T. N., Novoselov A. V. Formation of a technological model as an information system form of the ecosystem // Finance, Economics, and Industry for Sustainable Development (ESG 2023): Proceedings of the 4th International Scientic Conference on Sustainable Development. Cham. 2024. – p. 301-312.
24. Отверченко Л. Ф., Кошелева Т. Н. Подходы к концептуальной модели цифровой технологии управления сервисным обслуживанием в транспортной сфере // Глобальные тенденции развития сервиса в гражданской авиации в современном мире - 2024: Сборник статей научно-практической конференции. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2024. – c. 22-28.
25. Отверченко Л.Ф., Кошелева Т. Н. Интернет-технологии как одна из форм инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства в транспортной сфере // Векторы развития сервиса в условиях цифровизации экономики: прошлое, настоящее, будущее - 2022: Сборник статей III международной научно-практической конференции. Под редакцией Т.Н. Кошелевой, М.Н. Майора, Д.С. Бразевича. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2022. – c. 23-27.
26. Кошелева Т.Н., Отверченко Л.Ф. Направления трансформации элементов образовательной инфраструктуры в условиях обеспечения занятости на рынке труда сервисного обслуживания в транспортной сфере // Экономика труда. – 2023. – № 8. – c. 1253-1268. – doi: 10.18334/et.10.8.118717.
27. Самотуга В. Н., Кошелева Т. Н. Направления формирования бизнес-модели транспортных инфраструктурных систем сервисного обслуживания в цифровом пространстве // Трансформация бизнеса и общественных институтов в условиях цифровизации экономики: Сборник научных трудов V Национальной (российской) научно-практической конференции. Под общей редакцией Е.Ф. Щипанова. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 49-57.
28. Смешко О.Г., Кошелева Т.Н. Подходы к процессу управления принятием решения в области оказания организацией сервисных услуг в транспортной сфере в условиях цифровых рисков // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2023. – № 10. – c. 54-64.
29. Урусов В. В., Кошелева Т. Н. Основные принципы управления изменениями в современном экономическом контексте // Теория и практика управления предпринимательскими структурами в современных условиях: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. Под общей редакцией В.А. Мордовца. Санкт-Петербург. Санкт-Петербург, 2023. – c. 456-461.
Страница обновлена: 16.09.2025 в 02:17:12
Download PDF | Downloads: 5
An ecosystem approach to creating an integrated information system for service management technology in transportation
Kosheleva T. N., Averkina E.V.Journal paper
Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 15, Number 5 (May 2025)
Abstract:
The article substantiates the need to consider the concepts, elements, and technologies of interaction of the ecosystem management approach when forming an integrated information system for service management in transportation. The article studies and substantiates the author's conceptual view of the theoretical apparatus and systematizes the elements and technologies of interaction of the ecosystem management approach. The article formulates principles for implementing the ecosystem management approach and justifies the possibility of implementing the integrated information model of service management in transport. The article addresses the scientific problem of theoretically substantiating the concepts of "ecosystem approach," "integrated information system," "ecosystem approach in the framework of forming an integrated information system," "socio-economic system," and "socio-economic system of transport services." It justifies and proposes an adjusted author's approach to the selected concepts. The article proposes and justifies the systematization of the elements and technologies of interaction of the ecosystem management approach with artificial intelligence technologies, as well as the formulation of the principles of its implementation (orderliness, multilevel, and behavioral interaction).
The formation of approaches to building an integrated information model of transport service management is proposed, including an educational system, a system for meeting the service needs of customers of the transport complex, and a combined virtual eco-environment system, among others. These approaches can be combined with the concept of a socio-economic transport service system and the principles of implementing an ecosystem management approach to technologies with artificial intelligence, such as interspecific transportation services and the integration form of satisfaction with the level of service quality. The authors formulated approaches to building an integrated information management model for transport services based on the foundation of a socio-economic system with an industry orientation, taking into account the risks of using unmanned transport technologies and unidentified risks of unmanned service infrastructure. The article will be of interest to heads of transportation and service organizations, as well as to specialists in the organization of labor at transportation service companies.
Keywords: service maintenance, transport sector, ecosystem management approach, elements and technologies of interaction, integrated information system, principles of ecosystem management approach, educational elements of ecosystem management approach, unmanned transport technologies, artificial intelligence technologies, integrated information management model
JEL-classification: F63, L52, O11, M21