Особенности экономического сотрудничества России и Турции в условиях санкций

Ахмедзаде Ф.Ф.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 8, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. В текущих условиях экономические отношения России и Турции приобрели особое значение, «с учетом беспрецедентных международных санкций против РФ, направленных на ограничение доступа к мировым финансовым рынкам и технологиям, что стало стимулом к поиску новых форм взаимодействия и укрепления сотрудничества» [12]. Турецко-российские отношения стали одним из часто обсуждаемых вопросов среди экспертов, поскольку Турция и Россия играют важную роль на Ближнем Востоке и участвуют в урегулировании сирийского кризиса, координируя свою политику.

Между тем Турция, в отличие от западных стран, не присоединяется к санкциям, вызванным украинским кризисом. Вместо этого она стремится поддерживать отношения с Россией как в политической, так и в экономической сферах, в тоже время Турция поддерживает Украину. Благодаря усилиям турецкого руководства удалось добиться продления «Зерновой сделки». Это позволило Украине возобновить экспорт зерна и продовольствия, способствуя глобальной продовольственной безопасности.

Политика Турции открыла возможности для российского и международного бизнеса. В 2022 г. россияне зарегистрировали 1363 новых компаний в Турции, при этом «сотни западных компаний продолжают открывать свои офисы в Турции, чтобы обойти санкции и сохранить торговые связи с Россией» [3]. Кроме того, в связи с неблагоприятной ситуацией в России ее граждане выбрали Турцию в качестве нового места жительства. «Многие россияне покупают недвижимость, вкладывают свои сбережения и подают заявления на получение вида на жительство именно в Турции [17]. Эти процессы переселения и миграции стимулируют бизнес в Турции и вносят положительный вклад во внешнюю торговлю обеих стран.

Актуальность темы исследования определяется следующими факторами:

– изменение геополитической обстановки: санкции, введенные в отношении России, существенно изменили ландшафт мировой экономики и международных отношений [9]. Турция, как важный торговый партнер оказалась в центре этих изменений;

– рост двусторонней торговли: «несмотря на санкции, товарооборот между Россией и Турцией демонстрирует значительный рост» [11]. Это требует детального анализа причин и механизмов, лежащих в основе этого процесса;

– поиск альтернативных путей: санкции вынуждают Россию и Турцию искать новые пути для поддержания и развития экономических связей, включая использование альтернативных платежных систем, обход санкционных ограничений и развитие новых логистических маршрутов [7];

– влияние на различные секторы экономики: санкции оказывают неоднозначное влияние на различные секторы экономики обеих стран [6].

Цель исследования заключается в изучении динамики и специфики экономического взаимодействия между Россией и Турцией, выявлении ключевых трендов и особенностей, а также оценке влияния санкций на различные секторы экономики обеих стран.

В рамках исследования предусмотрено решение следующих взаимосвязанных задач:

– проанализировать товарооборот между Россией и Турцией;

– изучить влияние санкций на энергетический сектор, банковскую сферу, оборону/безопасность и инвестиции;

– рассмотреть механизмы обхода санкций и их влияние на экономическое сотрудничество между странами;

– сформулировать выводы о перспективах развития экономического сотрудничества России и Турции в условиях санкций.

Методологической основой исследования выступает комплексный подход, сочетающий в себе количественный и качественный анализ.

Практическая значимость исследования содержится в следующих аспектах:

– работа вносит вклад в развитие теории международных экономических отношений, особенно в части изучения влияния санкций на двусторонние отношения и механизмов адаптации к ним.

– анализ российско-турецких отношений способствует лучшему пониманию региональной динамики, роль Турции в качестве посредника и хаба для торговли и инвестиций, а также влияние санкций на геополитическую расстановку сил.

Торгово-экономические отношения России и Турции. Ключевым приоритетом в отношениях между странами выступает развитие торговых связей. Страны прилагают активные усилия над увеличением объемов взаимных поставок товаров, стремясь к укреплению экономического сотрудничества (рис. 1).

Рисунок 1. Товарооборот между Россией и Турцией (2014-2024 гг.), млрд долл. США

Источник: [13].

Анализ товарооборота между Россией и Турцией за исследуемый период 2014-2024 гг. продемонстрировал значительные колебания:

– 2014 г.: товарооборот достиг уровня 33 млрд долл. США, отражая устойчивые торговые связи между странами;

– 2016 г.: наблюдалось резкое падение товарооборота до 8 млрд долл. США. Причиной снижения стало ухудшение отношений между странами, произошедшее в результате политических событий;

– 2018 г.: после спада произошло восстановление, и товарооборот увеличился до 26 млрд долл. США. Данный факт указывал на тенденцию к улучшению взаимоотношений и активизацию торгового обмена;

– 2020 г.: объем торговли сократился до 22 млрд долл. США вследствие негативного влияния пандемии COVID-19 на мировую экономику;

– 2022 г.: произошёл существенный скачок товарооборота до 64 млрд долл. США. Этот рост был обусловлен переориентацией торговых потоков, вызванных санкциями и другими геополитическими событиями, а также расширением сотрудничества между странами в различных секторах экономики;

– 2024 г.: товарооборот остался на высоком уровне – 55 млрд долл. США. Значение данного показателя в очередной раз подтвердило прочные торговые отношения и продолжающееся укрепление экономического партнерства между Россией и Турцией.

В целом динамика товарооборота между Россией и Турцией за рассматриваемый период показала высокую степень волатильности, обусловленную как политическими, так и экономическими факторами. Тем не менее, несмотря на периоды спада, наблюдалась тенденция к росту, особенно в последние годы, это свидетельствует о стратегической важности торговых отношений между странами [8].

В условиях, осложненных санкциями, страны вынуждены искать новые пути для поддержания и расширения торговли. Это включает в себя поиск альтернативных рынков сбыта и поставки, а также разработку способов обхода введенных ограничений. Этот процесс, однако, не лишен сложностей. Препятствия, связанные с логистикой, финансовыми расчетами и соблюдением международных норм, требуют от обеих сторон гибкости и креативного подхода. Для преодоления этих вызовов страны изучают возможности использования новых транспортных коридоров, оптимизации таможенных процедур и внедрения иных механизмов оплаты. Важную роль в этом играет укрепление сотрудничества между государственными органами, бизнес-сообществами и финансовыми институтами.

Взаимная заинтересованность в товарообороте создает благоприятную почву для диалога и сотрудничества по широкому кругу вопросов, способствуя укреплению доверия и взаимопонимания. Таким образом, «развитие торговли становится не просто экономическим приоритетом, но и важным фактором для обеспечения долгосрочной стабильности и развития обеих стран» [10].

Влияние санкций на энергетический сектор, банковскую сферу, оборону/безопасность и инвестиции в контексте сотрудничества России и Турции. Санкционное давление, безусловно, оказывает влияние на характер и масштабы сотрудничества между Россией и Турцией. Несмотря на введенные ограничения, санкции не приводят к полной изоляции, напротив, они стимулируют поиск новых способов сотрудничества, разработке обходных путей и внедрению альтернативных решений. Это приводит к большей диверсификации экономических связей, укреплению взаимозависимости и повышению устойчивости к внешним шокам. В то же время, санкции формируют определенные риски и сложности, требующие от обеих сторон готовности к компромиссам.

Рассмотрим ключевые направления, где турецко-российское сотрудничество демонстрирует наибольшую эффективность.

Энергетический сектор. «Энергетическое партнерство России и Турции является краеугольным камнем двусторонних отношений» [1]. Россия, оставаясь надежным поставщиком природного газа, обеспечивает энергетическую стабильность Турции. Совместные проекты в этой области укрепляют энергетическую безопасность Турции и создают новые возможности для России, диверсифицируя экспортные маршруты и укрепляя позиции на рынке энергоресурсов.

В 2021 г. Турция приобрела рекордные 27 млрд куб газа из России, это составило почти 45% от всей её потребности в год; в 2022 г. Турция импортировала 15 млрд куб газа из России, это является самым большим объёмом за период с 2017 г.; импорт природного газа в Турцию в 2024 г. вырос на 2%, до 51,5 млрд м³ (в сравнении с 50,484 млрд м³ в 2023 г.) [14]. От «Газпрома» Турция получила 1,711 млрд м³ трубопроводного газа, что на 14% меньше, чем в 2023 г. Поставки российской нефти в Турцию в 2024 г. достигли нового рекорда, показатель увеличился на 36% в годовом выражении, до 323 тыс. барр. в сутки; в январе-августе 2024 г. Турция побила исторический максимум закупок, импортировав 12,235 млн т нефти из России [5].

Очевидно, что сотрудничество стран в сфере энергетике оказывает влияние на энергетическую безопасность:

– для Турции: зависимость от российских энергоресурсов делает Турцию уязвимой к колебаниям цен на энергоносители и политическим факторам. Однако, диверсификация источников поставок и развитие собственной энергетической инфраструктуры (включая возобновляемые источники энергии) являются приоритетом для Турции;

– для России: Турция является важным рынком сбыта российских энергоресурсов и транзитным узлом для поставок в Европу. Сотрудничество с Турцией позволяет России поддерживать экспортные потоки и укреплять свое влияние в регионе.

Оборона и безопасность. в условиях растущей геополитической напряженности и множества региональных конфликтов, сотрудничество в сфере обороны и безопасности приобретает особую значимость. Россия и Турция развивают взаимодействие в этой области, включая совместные проекты в сфере военной техники и обмен опытом в борьбе с терроризмом. Такое сотрудничество способствует укреплению обороноспособности обеих стран и формированию стратегического партнёрства.

Партнёрство России и Турции в сфере обороны и безопасности выступает важным фактором региональной политики, имея как позитивные, так и негативные последствия (табл. 1).

Таблица 1. Партнёрство России и Турции в сфере обороны и безопасности

Основные направления сотрудничества
Сотрудничество в сфере кибербезопасности
Обмен разведданными и координация действий в региональных конфликтах
Военно-техническое сотрудничество
Поставки вооружений и военной техники
Преимущества сотрудничества
Укрепление двусторонних отношений
Повышение обороноспособности
Влияние на региональную безопасность
Диверсификация источников вооружений
Вызовы и риски
Противоречия с США и НАТО
Разные интересы в региональных конфликтах
Риск санкций
Технологические риски
Источник: составлено автором.

Основные направления сотрудничества

Поставки вооружений и военной техники: одним из наиболее заметных аспектов является продажа Россией Турции зенитных ракетных систем С-400. Эта сделка вызвала серьезную реакцию со стороны стран НАТО (Организация Североатлантического договора, Североатлантический альянс) – военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы (включая Турцию), США и Канаду), поскольку они опасаются, что использование С-400 может поставить под угрозу безопасность союзников по альянсу и раскрыть секретные технологии.

Военно-техническое сотрудничество: помимо поставок, Россия и Турция обсуждают совместное производство военной техники, обмен технологиями и подготовку военных кадров.

Обмен разведданными и координация действий в региональных конфликтах: Россия и Турция сотрудничают в Сирии, где поддерживают разные стороны конфликта, но при этом стремятся к деэскалации напряженности и поиску политического урегулирования. Они также обмениваются информацией о террористических угрозах и координируют действия по борьбе с ними.

Сотрудничество в сфере кибербезопасности: в условиях растущей угрозы кибератак, Россия и Турция уделяют внимание сотрудничеству в области защиты информационных систем и обмена опытом в этой сфере.

Преимущества сотрудничества

Укрепление двусторонних отношений: сотрудничество в сфере обороны и безопасности способствует укреплению политических и экономических связей между Россией и Турцией.

Повышение обороноспособности: Турция получает доступ к современным российским вооружениям и технологиям, это повышает ее обороноспособность.

Влияние на региональную безопасность: сотрудничество позволяет России и Турции оказывать влияние на ситуацию в регионе, в частности, в Сирии, Ливии и на Южном Кавказе.

Диверсификация источников вооружений: Турция стремится диверсифицировать свои источники вооружений, чтобы не зависеть только от поставок из стран НАТО.

Вызовы и риски

Противоречия с США и НАТО: Покупка С-400 вызвала серьезное недовольство со стороны США и привела к санкциям против Турции. Это может негативно сказаться на отношениях Турции с Западом.

Разные интересы в региональных конфликтах: Россия и Турция поддерживают разные стороны в региональных конфликтах, это может приводить к напряженности и столкновениям интересов.

Риск санкций: сотрудничество с Россией в сфере обороны может привести к новым санкциям со стороны США и других стран.

Технологические риски: интеграция российских вооружений в систему обороны Турции может создать проблемы совместимости с системами НАТО.

Инвестиции. Экономические санкции, обуславливают значимость инвестиционного сотрудничества между Россией и Турцией. Оба государства рассматривают возможность создания совместных фондов финансирования инвестиционных проектов [4]. Это позволяет обойти ограничения, привлечь капитал и стимулировать экономический рост в обеих странах, создавая новые возможности для бизнеса и развития. Несмотря на сложную международную обстановку наблюдался относительный рост взаимных инвестиций (рис. 2).

Рисунок 2. Взаимные инвестиции России/Турции, млрд долл. США

Источник: [2].

Взаимные инвестиции между Россией и Турцией за период 2020-2024 гг. показали следующие тенденции:

– 2020 г.: объем взаимных инвестиций составил 18,3 млрд долл. США, это был базовый год, с которого начался рост;

– 2021 г.: инвестиции значительно выросли, достигнув 27,5 млрд долл. США, это свидетельствовало об укреплении экономического сотрудничества и новых проектах;

– 2022 г.: наблюдался резкий скачок до 62,1 млрд долл. США, этот рост связан был с переориентацией российских инвестиций в условиях санкционного давления, а также с увеличением торгового оборота между странами. Турция стала важным экономическим партнером для России;

– 2023 г.: объем инвестиций несколько снизился до 45,5 млрд долл. США, это было связано с коррекцией после резкого роста предыдущего года, а также с влиянием факторов, таких как изменения в мировой экономике и политические риски;

– 2024 г.: зафиксировано дальнейшее снижение до 43,8 млрд долл. США, это указывало на стабилизацию инвестиционных потоков и на перераспределение инвестиций в другие секторы.

Банковская сфера. Сотрудничество России и Турции в банковской сфере в период 2020-2024 гг. было отмечено интенсивным развитием, обусловленным как геополитическими факторами, так и экономическими интересами обеих стран. В условиях санкционного давления на Россию и стремления Турции к диверсификации своей экономики, банковский сектор стал одной из ключевых областей взаимодействия. В этой связи целесообразно рассмотреть основные тенденции и факторы:

– увеличение товарооборота между странами после начала специальной военной операции (СВО) потребовало эффективных механизмов для проведения расчетов, это привело к росту спроса на услуги банков, работающих с российскими компаниями и физическими лицами;

– в связи с ограничениями на использование международных платежных систем (например, SWIFT), российские и турецкие банки активно начали развивать альтернативные каналы расчетов, включая использование национальных платежных систем (российской «Мир» и турецкой «Troy»);

– российские банки – «Газпромбанк» и «Сбербанк» расширили свое присутствие в Турции, открывая новые филиалы и предлагая широкий спектр услуг для российских клиентов;

– турецкие банки, в свою очередь, проявляли интерес к российскому рынку, стремясь предоставить услуги российским компаниям и физическим лицам, а также участвовать в финансировании совместных проектов;

– Турция, несмотря на давление со стороны западных стран, сохраняла нейтральную позицию в отношении санкций против России, что способствовало развитию банковского сотрудничества.

Тем не менее сотрудничество в банковской сфере всё же сталкивалось с определенными рисками, в том числе:

– угроза вторичных санкций со стороны США и ЕС оказывала давление на турецкие банки, вынуждая их соблюдать осторожность в работе с российскими клиентами;

– нестабильность курсов рубля и турецкой лиры создавала неопределенность и усложняла проведение расчетов;

– различия в банковском регулировании в России и Турции требовали адаптации и соблюдения соответствующих норм [16].

Несмотря на риски и вызовы, сотрудничество в этой области продолжило развиваться, способствуя росту товарооборота и диверсификации финансовых потоков.

Механизмы обхода санкций и их влияние на экономическое сотрудничество России и Турции. В условиях беспрецедентных санкций, введенных против России, Турция оказалась в центре внимания как ключевой партнер, способный минимизировать экономическое давление. Это привело к активизации механизмов обхода санкций (табл. 2), которые в свою очередь, оказали сложное и многогранное воздействие на экономическое сотрудничество между государствами.

Таблица 2. Механизмы обхода санкций

Механизмы
Содержание
Параллельный импорт
Турция стала главным каналом для реэкспорта товаров, запрещенных к поставкам в Россию. Турецкие компании закупают товары у западных поставщиков, а затем перепродают их российским партнерам
Финансовые транзакции
Турецкие банки и финансовые институты играют роль в проведении платежей, которые российские компании не могут осуществлять напрямую. Это включает в себя использование альтернативных валют, в том числе турецкая лира, и создание сложных схем транзакций
Транзит через Турцию
Турция используется как транзитная страна для товаров, следующих в Россию из других стран. Это позволяет скрыть происхождение товаров и обойти ограничения
Создание совместных предприятий
Российские и турецкие компании создают совместные предприятия, чтобы обойти санкции и продолжить сотрудничество в различных секторах (энергетика, строительство, туризм)
Использование «серых» схем
Включают в себя использование подставных компаний, фиктивных контрактов и других методов, чтобы скрыть конечного получателя товаров/услуг
Источник: составлено автором.

Механизмы обхода санкций критически важны для сохранения экономического партнерства между Россией и Турцией. Однако такое сотрудничество сопряжено с рисками для обеих сторон. Турция балансирует между необходимостью поддерживать экономические связи с Россией и стремлением избежать негативных последствий от вторичных санкций. В будущем, развитие сотрудничества будет зависеть от способности Турции находить баланс между экономическими интересами и геополитическими реалиями. В долгосрочной перспективе, устойчивость экономического сотрудничества стран будет зависеть от следующих факторов:

– от готовности Турции адаптироваться к меняющимся международным нормам, требованиям новых мировых стандартов и правил, в том числе в сфере финансового контроля. Усиление надзора за денежными переводами и торговыми операциями, а также сотрудничество с международными организациями в области борьбы с обходом санкций может снизить вероятность введения вторичных санкций и укрепить отношения с западными странами;

– непосредственную роль сыграет диверсификация экономических связей. Турция может расширить сотрудничество с Россией в секторах, не подпадающих под санкции (например, туризм, сельское хозяйство, строительство);

– необходимо учитывать политический контекст. Отношения между Россией и Турцией подвержены влиянию геополитических факторов, таких как ситуация в Сирии, Украине и на Кавказе. Какие-либо изменения в этих отношениях могут оказать существенное влияние на экономическое сотрудничество. Например, ухудшение политических отношений может привести к усилению давления со стороны Запада и ограничению экономических связей;

– развитие инфраструктуры и логистики играет ключевую роль. Улучшение транспортных коридоров, таких как «Север-Юг», может упростить торговлю между Россией и Турцией и снизить зависимость от транзита через другие страны. Инвестиции в портовую инфраструктуру и логистические центры также могут способствовать росту товарооборота.

Перспективы развития экономического сотрудничества России и Турции в условиях санкций. Традиционно крепкие экономические связи между двумя странами, основанные на многолетнем сотрудничестве, сейчас проходят через непростой период. В сложившейся непростой обстановке, напротив, возникают новые возможности [18]. Турция, не поддержавшая санкции, может сыграть ключевую роль в поддержке российской экономики, предоставив доступ к необходимым товарам, технологиям и финансовым ресурсам [15]. Это формирует потенциальные перспективы:

увеличение товарооборота, Россия и Турция могут расширить взаимную торговлю в тех областях, где санкции создают дефицит товаров на российском рынке. Это касается продовольствия, текстиля, строительных материалов и других товаров;

– развитие энергетического сотрудничества, Турция может стать важным транзитным узлом для российских энергоносителей. Это может укрепить энергетическую безопасность Турции и принести ей значительные доходы;

– финансовое сотрудничество, Россия и Турция могут развивать сотрудничество в финансовой сфере, включая создание альтернативных платежных систем и использование национальных валют в торговле;

– инвестиции, турецкие компании могут инвестировать в российскую экономику, особенно в отрасли, испытывающие дефицит инвестиций из-за санкций;

– логистические проекты, развитие транспортных коридоров, таких как «Север-Юг», может упростить торговлю между Россией и Турцией и другими странами.

Следует также учесть, что успешная реализация перечисленных перспектив развития экономического сотрудничества в условиях санкций будет во многом зависеть от:

– диверсификации, Турция может диверсифицировать свои экономические связи, снижая зависимость от западных рынков;

– взаимной выгоды, сотрудничество между Россией и Турцией может принести взаимную выгоду, способствуя экономическому росту и укреплению позиций обеих стран на мировой арене;

– политической воли, успех экономического сотрудничества в значительной степени зависит от политической воли руководства обеих стран.

Заключение

В рамках исследования был проведен анализ динамики товарооборота между двумя странами, это позволило оценить их зависимость от санкционного давления. Особое внимание уделено влиянию санкций на критически важные секторы экономики, такие как энергетика, банковская сфера, оборонная промышленность и инвестиционная деятельность. Изучены механизмы, используемые для минимизации последствий санкций, включая альтернативные каналы торговли и финансовые инструменты, а также их влияние на устойчивость экономического взаимодействия.

Полученные результаты представляют значительный интерес для широкого круга заинтересованных сторон. Они позволяют сформировать четкое представление о текущем состоянии двусторонних экономических отношений, выявить потенциальные риски и возможности для бизнеса, а также разработать рекомендации для государственных органов по оптимизации сотрудничества. Исследование способствует прогнозированию дальнейшего развития экономических связей между Россией и Турцией, что особенно актуально в условиях высокой неопределенности.

В условиях санкционного давления экономическое сотрудничество между Россией и Турцией демонстрирует высокую степень адаптивности и устойчивости. Несмотря на значительные вызовы, двусторонние торговые отношения продолжают развиваться, а механизмы обхода санкций позволяют поддерживать экономические связи. Однако, сохраняются риски, связанные с вторичными санкциями и зависимостью от нестабильной геополитической обстановки.

Перспективы развития экономического сотрудничества между Россией и Турцией в условиях санкций во многом зависят от способности обеих стран находить взаимовыгодные решения, диверсифицировать торговые потоки и развивать альтернативные финансовые инструменты. Усиление сотрудничества в энергетическом секторе, развитие транспортных коридоров и расширение инвестиционного взаимодействия могут стать ключевыми факторами, определяющими дальнейшее развитие двусторонних экономических связей. В то же время, необходимо учитывать потенциальные ограничения и риски, связанные с соблюдением международных норм и правил, а также с интенсивными трансформациями геополитической ситуации.


Страница обновлена: 04.04.2025 в 22:01:29