Особенности цифровой трансформации российских предприятий
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 15, Номер 5 (Май 2025)
Введение
Цифровая трансформация в последние десятилетия превратилась в один из ключевых векторов развития бизнеса на глобальном уровне. Данный процесс отличается от простой автоматизации тем, что он предполагает не только технические, но и институциональные изменения. По мнению А. Мак-Аффи и Э. Бриньольфссона, трансформация должна охватывать три уровня: операционный (повседневная деятельность), клиентский (опыт взаимодействия с потребителями) и стратегический (переосмысление бизнес-модели в целом) [22]. Таким образом, Цифровая трансформация современных предприятий представляет собой комплексный процесс, охватывающий как технологические, так и управленческие изменения. Она неразрывно связана с внедрением новых цифровых инструментов, изменением организационной культуры, трансформацией бизнес-моделей и переосмыслением взаимодействия с клиентами.
Цель цифровой трансформации — создание устойчивых, гибких и конкурентоспособных моделей ведения бизнеса в условиях быстро меняющейся цифровой экономике. Данный процесс, безусловно, не обошёл и российские предприятия, обеспечивая перестройку и их бизнес-процессов. Однако важно заметить, что трансформация предприятий в России и за рубежом может протекать несколько по-разному. В этой связи актуальной может стать необходимость в выявлении особенностей трансформации отечественных предприятий.
Вопросы трансформации бизнеса под влиянием интеграции цифровых технологий в России нашли своё отражение в трудах многих отечественных и зарубежных исследователей. В частности, можно выделить следующих авторов Анисимова А.А., Польшакова Н.В., Селиванова И.С. [2], Билык Т. Х. [4], Вылгина Ю.В., Карякин А..М, Великороссов В.В. [5], Иванов Д.Э., Торкунова Ю.В. [7], Лопухин А.В., Плаксенков Е.А., Сильвестров С.Н. [10], Лысенко М. И., Матыцина Н. П. [11], Наумов В.Б. [13], Мак-Аффи А., Бриньольфссон Э. [21] и т.д. Однако, несмотря на наличие большого числа исследований, по-прежнему остаётся актуальной необходимость рассмотрения различий в использовании инновационных технологий в отраслях отечественной экономики, выявления особенностей протекания данного процесса в России по сравнению с другими странами и установлении причин возникновения такой тенденции, в чём и заключается научный пробел. В этой связи новизна исследования заключается в представлении авторского видения касательно обозначенных выше аспектов.
Цель настоящего исследования заключается в представлении авторского видения касательно выявления передовых технологий, используемых для цифровой трансформации ведущих отраслей России, а также отличий в протекании процесса цифровой трансформации отечественных и зарубежных предприятий и факторов, обусловливающих такую тенденцию.
Авторская гипотеза заключается в том, что трансформация бизнес-процессов всех предприятий происходит по-разному ввиду того, что введение определённых технологий во многом зависит от специфики бизнеса, а также уровня его развития в стране.
Для проведения исследования авторами были проведены анализ, оценка и сравнение различных научных трудов, статистических источников, а таже нормативно-правовых актов, затрагивающих вопросы цифровой трансформации российского и зарубежного бизнеса.
Основная часть
В наши дни процесс цифровизации проникает во все области народного хозяйства страны [5]. Всё большее количество предприятий видят в цифровизации ключ к повышению эффективности своей деятельности и, как следствие, снижению издержек и увеличению доходов.
Однако каждая сфера российской экономики имеет свои особенности цифровой трансформации. Выделим для анализа следующие области: гражданская авиация, сельское хозяйство, промышленность и финансовый сектор – как одни из ключевых в развитии российской экономики.
В области гражданской авиации отметим внедрение системы бронирования Леонардо. Разработка данной информационной системы – серьёзный шаг для снижения зависимости от иностранного программного обеспечения.
Приведём краткие сведения о том, что представляют системы бронирования и какие функции выполняют.
Система бронирования состоит из блока, в котором аккумулируются данные о расписании, рейсах, пассажирах и тарифах, а также блока, позволяющего производить дистрибуцию билетов как онлайн, так и через различных дистрибьютеров. Данная система обеспечивает продажи авиакомпаний, при этом позволяя клиентам самостоятельно выбирать наиболее удобный тариф (возвратный, невозвратный и т.д.), класс перелёта (бизнес или эконом), время вылета и другие параметры.
Ранее крупнейшие российские авиакомпании использовали зарубежные системы бронирования, например «Аэрофлот» и «Россия» – Sabre, «Победа» – Navitaire, S7 – Amadeus. Однако в 2022 году иностранные провайдеры программного обеспечения разорвали все деловые связи с российскими авиакомпаниями и более того отказались поддерживать уже имеющиеся договоры. Поэтому несомненным успехом стало внедрение российского ПО в предельно сжатые сроки. Отрадно заметить, что клиенты компаний фактически не ощутили на себе каких-либо неудобств, связанных с полным переходом на российский IT продукт, который был разработан компанией «Сирена-Трэвел» в партнёрстве с ГК Ростех [8].
Более того, в настоящее время Леонардо пробивает себе дорогу на зарубежные рынки. Наиболее перспективными странами для экспорта отечественного ИТ-решения являются дружественные государства в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Кроме того, в полном объеме система была запущена у национального перевозчика Беларуси. В 2024 году был начат процесс внедрения системы «Леонардо» в интересах авиакомпании Conviasa SA, которая является крупнейшим перевозчиком Венесуэлы [16].
Что же касается сельскохозяйственной отрасли, то в сегодня становится очевидно, что в России за последние годы данной сфере удалось добиться роста производства, значительно повысить эффективность и доходность. Ключевым фактором данной трансформации является цифровизация отрасли. Цифровизация внедряется во все бизнес-процессы отечественных аграриев, вследствие чего данная сфера является одним из лидеров в использовании ряда ключевых компонентов цифровой трансформации [17]. Накапливаются огромные базы статистической информации, обработка которой позволяет принимать наиболее эффективные управленческие решения, которые ежегодно принимаются сельхозпроизводителями, в том числе: что сеять, какие семена закупать, когда вносить удобрения и т.д. Согласно первичным результатам компаний, активно внедряющим цифровизацию, эффект от использования цифровых технологий по выбору культуры и момента посева повышает урожайность сельхозугодий до 10% [15]. При этом цифровые технологии позволяют выбрать оптимальное время для внесения удобрений, что позволяет уменьшить количество вносимых удобрений на а 15%. Также, программное обеспечение позволяет прогнозировать возможным болезни растений, которые выращиваются в определенном регионе и сезоне, что в свою очередь позволяет наиболее оптимально заготовить средства защиты растений, и значительно снизить потери урожая от грибковых болезней, сорняков и различных насекомых [7].
Одним из наиболее свежих примеров успешной цифровизации является компания «Сибагро», которая представляет собой крупного производителя свинины, включая 8 свиноводческих комплексов, 3 мясокомбината, птицефабрику и растениеводческое предприятие с 300 000 га земель [21]. С целью сокращения издержек и повышения эффективности производства, «Сибагро» планирует к 2026 году полностью цифровизировать производство, а также логистику и закупки, продажи и другие подразделения.
Компания уже осуществила внедрение автотелематики на транспорте. Данное решение позволяет «Сибагро» по каждому транспортному средству мониторить и контролировать маршруты перемещений, количество потребляемого топлива, затраты на ремонт и т.д. Следующей целью, рассчитанной на 3 года, будет создание цифрового двойника мясоперерабатывающего производства. Тотальная цифровизация производства позволит наиболее оптимально планировать загрузку производственных мощностей, поддерживать оптимальные запасы сырья и готовой продукции, а также добиться соблюдения всех рецептур и неизменно высокого качества продукции.
Ускоренный переход на «цифру» также демонстрирует обрабатывающая промышленность. В качестве примера рассмотрим компанию ТМХ (Трансмашхолдинг), занимающуюся производством электровозов, электричек, пассажирских вагонов и другого оборудования для железнодорожных перевозок. В кратчайшие сроки эта компания запустила производство пригородных поездов «Иволга», которые в настоящее время курсируют по Московским диаметрам. Поезда современны, комфортны, безопасны и максимально приспособлены для перевозок большого количества пассажиров в условиях пригородного и внутригородского сообщения. Создание данного продукта было бы невозможно без цифровой трансформации компании.
Но лидером, в составе ТМХ, по инвестициям в цифровизацию стало предприятие Новочеркасский электровозостроительный завод, который переходит на «цифру», начиная с 2018 г. [12]. К настоящему моменту времени на данном предприятии закончено создание цифровых двойников конструкторской и технологической документации. На многих рабочих местах человеческий труд был заменён роботизированными системами. Многие технологические процессы сразу моделируются в «цифре», т.е. в соответствующем программном обеспечении. Для обучения рабочего персонала используют моделирование технологических операций в виртуальной реальности. Будущий сотрудник надевает VR-очки, таким образом визуализируя все свои действия, которые будет необходимо выполнять на практике. Следовательно, сокращаются затраты на обучение и его продолжительность. В качестве дальнейших шагов по цифровизации, предприятие включило в план перехода на «цифру» складов хранения комплектующих. Данная мера позволит предприятию оптимизировать уровень складских запасов, что, в свою очередь, ведёт к уменьшению финансовых расходов на оборотный капитал. Кроме того, планируется внедрить мониторинг состояния технологического оборудования. Решение данной задачи позволит значительно сократить время простоя производства вследствие незапланированных поломок оборудования, а также на 30% снизить необходимое время на подготовку производства.
Значительные успехи были достигнуты и в области цифровой трансформации финансового сектора. Высокая востребованность цифровых технологий в финансовом секторе стимулирует развитие финтеха. Только в I полугодии 2024 года объем российского финтех-сектора вырос на 14,6% год к году и составил 115,5 млрд рублей [14]. Это позволило нашей стране войти в тройку ведущих стран с самым высоким уровнем проникновения финтеха — 82% российских граждан пользуются различными финтехуслугами [2, 9, 10].
Вместе с тем дальнейшая траектория цифровой трансформации российского финансового сектора будет в значительной степени зависеть от стратегических решений ближайшего времени. В связи с этим одна из важных задач — формирование эффективного регулирования в сфере цифровых финансовых активов и цифровой валюты. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. В июле 2020 г. был принят основополагающий федеральный закон, регулирующий «отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, а также отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации» [1]. Тем самым были заложены первые правовые рамки для реализации значимых проектов в данной области.
Ярчайшим примером цифровой трансформации в финансовом секторе является Сбербанк. Всего лишь лет десять назад Сбербанк имел репутацию самой неповоротливой и закостенелой финансовой организации страны. Хрестоматийным являлся ответ сотрудника банка посетителю: «Вот в каком отделении банка Вы счет открывали, туда и идите». Однако к настоящему времени, под руководством Германа Грефа, банк продел огромный путь от «банка для пенсионеров» до одной из лучших финтех-компаний, где во главу угла ставятся приоритеты и потребности клиентов, как физических, так и юридических лиц. Сегодня любой человек, открывший счет в Сбербанке и получивший доступ к онлайн кабинету, может управлять своими счетами, открывать и закрывать вклады, проводить платежи, анализировать траты, инвестировать в различны инструменты для инвестиций и т.д.
Также Сбербанк является лидером банковской отрасли страны по внедрению искусственного интеллекта (AI). В 2016 году Сбербанк дал старт работам по использованию AI в банковских процессах, что к настоящему моменту времени позволило повысить производительность бэк-офиса на 25% [20]. Благодаря AI радикально изменились процессы многих сервисов банка, - время от заявки на кредит до одобрения банком теперь лишь несколько минут, при этом для заемщика нет необходимости в визите в банк.
Необходимо отметить, что Сбербанк также инвестирует и в новые для себя направления по созданию цифровых сервисов, напрямую не связанных с банковским делом. Как известно, пандемия ускорила развитие электронной торговли, и Сбербанк уловил этот тренд, инвестировав в платформу «СберМаркет» (начиная с 01.07.2024 «Купер»). Данный сервис позволяет осуществлять доставку из более чем 120 торговых сетей, включая Магнит, Metro, «Лента», «Ашан», и другие. В 2023 году оборот платформы «Купер» достиг 165,6 млрд рублей, а количество доставок составило 65,9 млн. [19] В 2021 году «Сбермаркет» опередил Х5 Group в рейтинге продуктовых онлайн-ритейлеров, и стал занимать первое место на рынке e-grocery в России
В конце 2023 Герман Греф анонсировал стратегию развития Сбербанка до 2026 года, согласно которой Сбербанк планирует развивать искусственный интеллект (ИИ) «нового поколения», который позволить перевести процессы принятия решений по большинству продуктов банка в автоматический режим. В течение 2024–2026 годов, Сбербанк планирует инвестировать в искусственный интеллект порядка 450 млрд руб. [18] Это рекордные суммы для России.
Приведённые выше компании являются флагманами как своих отраслей, так и экономики страны в целом. Эти компании имеют достаточные ресурсы для внедрения инноваций.
При этом уже сейчас становится очевидно, что распространение цифровизации в России имеет свои особенности, что делает данный процесс отличным от мировой тенденции. Для более наглядного прослеживания этих различий представим данные по различиям в основных направлениях трансформации экономики в виде таблицы (таблица 1).
Таблица 1 – Различия в проведении цифровой трансформации бизнеса в России и за рубежом в разрезе основных направлений трансформации экономики
Направление
|
Российские компании
|
Зарубежные компании
|
Стратегическое
внедрение цифровых технологий
|
В
России только 30% крупных компаний используют цифровизацию на стратегическом
уровне, в отличие от западных компаний, где этот показатель достигает 60-70%.
Однако есть и исключения, такие как Сбербанк и Газпром, которые активно
интегрируют цифровые технологии на уровне стратегии.
|
Ведущие
мировые компании, такие как Amazon, Google, Microsoft и Tesla, активно
интегрируют цифровые технологии в свои стратегические бизнес-модели.
Например, Amazon использует IoT и ИИ для управления складскими операциями и
логистикой, а Google активно развивает решения на базе ИИ и облачных
вычислений.
|
Использование
искусственного интеллекта
|
В
России применение ИИ пока ограничено в основном крупными компаниями, такими
как Сбербанк и Газпром, в то время как малый и средний бизнес только начинает
осваивать эту технологию.
|
Около
40% крупных компаний в США и Европе внедряют ИИ в бизнес-процессы, что
позволяет значительно улучшить операционную эффективность и повысить точность
прогнозирования. Например, IBM Watson используется для анализа данных в
здравоохранении, а Microsoft активно развивает ИИ для повышения
продуктивности сотрудников.
|
Облачные
технологии
|
В
России около 55% крупных компаний используют облачные решения, что на 10-15%
ниже, чем в западных странах. Однако этот показатель продолжает расти,
особенно в государственном секторе и крупном бизнесе.
|
Компании,
такие как Salesforce, Amazon Web Services (AWS) и Google Cloud, являются
лидерами на рынке облачных вычислений, и их решения интегрированы в
инфраструктуру большинства крупных организаций по всему миру.
|
Кибербезопасность
|
В
России также наблюдается рост инвестиций в кибербезопасность, особенно в
финансовом и государственном секторах. Примером является использование
решений от Ростелекома и Касперского, направленных на защиту данных и
инфраструктуры от киберугроз.
|
Западные
компании инвестируют значительные средства в цифровую безопасность. Например,
IBM и Cisco активно предлагают решения для защиты корпоративных данных и
инфраструктуры. В странах Европы и США наибольшее внимание уделяется защите
данных клиентов и соблюдению стандартов, таких как GDPR.
|
Таким образом, становится очевидно, что российские компании несколько отстают от зарубежных в контексте проведения цифровой трансформации. Причём во многом это связано с существованием ряда проблем, требующих разрешения.
1. Кадровый дефицит и недостаток квалифицированных специалистов [3]. В России наблюдается постоянный дефицит специалистов в таких областях, как:
• Программирование (особенно на языках, популярных для разработки цифровых решений, таких как Python, C++, Java);
• Аналитика данных и машинное обучение (специалисты по работе с большими данными и искусственным интеллектом);
• Кибербезопасность (защита данных и систем от кибератак);
• Проектирование и внедрение облачных решений.
2. Высокие затраты на внедрение технологий [4]. Для цифровизации бизнеса необходимы большие капитальные вложения, особенно для крупных предприятий. В условиях неопределенности и экономической нестабильности многие российские компании ограничены в средствах для модернизации своих бизнес-процессов [6]. Основные аспекты, которые создают финансовые барьеры, включают:
• Стоимость внедрения новых технологий. Для крупных компаний стоимость запуска и внедрения цифровых платформ, облачных решений, ИТ-инфраструктуры и специализированных программных продуктов может исчисляться миллиардами рублей. Для малых и средних предприятий это зачастую является непосильной нагрузкой.
• Долгосрочные инвестиции. Многие цифровые проекты требуют длительного времени для окупаемости. В условиях экономической нестабильности компании склонны откладывать или сокращать свои инвестиции в инновационные проекты, что затрудняет развитие технологий.
• Проблемы с финансированием. Бюджетные ограничения, а также высокие процентные ставки по кредитам, могут существенно ограничить доступ к финансированию для цифровых преобразований в малых и средних компаниях.
3. Низкий уровень доверия к цифровым технологиям и беспокойства по поводу безопасности данных [13]. Еще одной проблемой является недостаток доверия к цифровым технологиям, особенно среди российских предпринимателей и потребителей. Множество компаний боятся переходить на новые технологии, опасаясь утраты контроля над данными или возникновение сбоев в критически важных процессах. Проблемы в области безопасности данных также могут серьезно ограничить развитие цифровой трансформации.
4. Сопротивление изменениям со стороны руководства и сотрудников [11]. Корпоративная культура в России в целом еще не готова к быстрой и радикальной цифровой трансформации. Это касается как крупных государственных компаний, так и частных корпораций. Сопротивление изменениям — одно из значимых препятствий для успешной цифровизации. Проблемы включают:
• Консервативные взгляды руководства. В некоторых компаниях, особенно в традиционных отраслях, такие как энергетика или машиностроение, руководители скептически настроены к новым технологиям и предпочитают придерживаться проверенных методов ведения бизнеса.
• Отсутствие готовности к изменениям среди сотрудников. Многие сотрудники боятся перемен, так как внедрение новых технологий может потребовать изменений в их рабочих процессах или повышения квалификации. Это также может вызвать снижение производительности в переходный период, что добавляет дополнительное сопротивление.
• Недооценка важности цифровых технологий на стратегическом уровне. В некоторых компаниях цифровизация рассматривается как дополнительная опция, а не как ключевая составляющая стратегического развития бизнеса. Это приводит к недостаточному вниманию и финансированию процессов, связанных с трансформацией.
5. Проблемы с интеграцией старых ИТ-систем. Многие российские компании, особенно крупные, работают на старых ИТ-системах, которые были внедрены десятки лет назад. Такие системы не поддерживают современные стандарты и не могут интегрироваться с новыми цифровыми решениями. Это приводит к следующим проблемам:
• Сложности с интеграцией новых технологий. Многие старые системы не могут эффективно взаимодействовать с современными облачными решениями, системами обработки больших данных или платформами для искусственного интеллекта. Это ограничивает возможности по внедрению инновационных технологий и требует значительных инвестиций в модернизацию.
• Временные издержки цифровой трансформации. В случаях, когда компании решают отказаться от устаревших ИТ-систем, переход на новые платформы может занять много времени и потребовать огромных усилий. Это приводит к значительным задержкам в процессе цифровизации и повышает риски бизнес-операций.
• Высокие расходы на поддержку старых технологий. Для поддержания работоспособности устаревших систем компании вынуждены инвестировать в дорогостоящую техническую поддержку, что снижает эффективность и увеличивает затраты.
6. Низкий уровень взаимодействия с международным технологическим сообществом. Для ускоренной цифровизации важно иметь доступ к международным инновациям и партнерствам. Однако международные санкции, технологические барьеры и политическая нестабильность ограничивают российским компаниям доступ к передовым технологиям и иностранным партнерам.
• Санкции и технологическая изоляция. Ограничения на поставки высокотехнологичных решений, таких как оборудование для центров обработки данных или программное обеспечение для искусственного интеллекта, ставят компании перед выбором: искать локальные решения или адаптировать зарубежные продукты в условиях санкционного давления.
• Проблемы с международными партнерами. В условиях глобальной политической напряженности российские компании сталкиваются с трудностями в сотрудничестве с западными партнерами, что ограничивает доступ к инновациям и новым технологиям. Выводы
Заключение
Таким образом, подводя общие итоги исследования, можно констатировать, что в каждой отрасли экономики России цифровая трансформация в первую очередь затрагивает совершенно разные аспекты ведения бизнеса – логистика, взаимодействие с клиентами, мониторинг состояния предприятия – и т.д. – что во многом связано, конечно же, со спецификой ведения бизнеса непосредственно в данной сфере.
Тем не менее несмотря на то, что сегодня многие российские компании произвели интеграцию новых технологий и уже произвели перестройку части своих бизнес-процессов под влиянием автоматизации и роботизации, важно заметить, что в нашей стране такая тенденция не получила широкого распространения по сравнению со странами Запада. Так, в России пока лишь только немногие компании смогли обеспечить внедрение инноваций в свою деятельность, и в основном это – крупнейшие компании страны, в то время как за рубежом данная тенденция получила большее распространение.
Причём основными факторами, сдерживающими данный процесс, выступили кадровый голод, дороговизна инноваций, низкий уровне доверия к цифровым технологиям, неподготовленность менеджеров и работников, проблемв с интеграцией старых ИТ-систем, а также низкий уровень взаимодействия с международным технологическим сообществом. В этой связи актуальной становится необходимость в разработке и дальнейшем внедрении различных мер, направленных на разрешение обозначенных проблем.
Страница обновлена: 02.04.2025 в 12:12:17