Формирование механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации

Фролов В.Г.1, Трофимов О.В.1, Мартынова Т.С.1
1 Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право
Том 10, Номер 8 (Август 2020)

Цитировать:
Фролов В.Г., Трофимов О.В., Мартынова Т.С. Формирование механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – Том 10. – № 8. – С. 2243-2262. – doi: 10.18334/epp.10.8.110719.

Аннотация:
Целью статьи является исследование содержания механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации. Предложена система основных элементов, формирующих механизм развития промышленного предприятия в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0». Отличительными особенностями предложенной системы является характеристика всех элементов механизма с точки зрения внедрения цифровых технологий, а также описание областей трансформации, с учетом особенностей и изменений происходящих при внедрении цифровых решений. Результаты исследования могут быть полезны при разработке стратегий развития промышленных предприятий в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0».

Ключевые слова: промышленные предприятия, механизм, развитие, цифровизация, цифровые технологии, Индустрия 4.0

JEL-классификация: L26, L52, O32, O33



Введение

В последние несколько лет особый интерес исследователей и экономистов привлекают процессы трансформации бизнеса под воздействием цифровых технологий. Промышленные предприятия, взявшие курс на цифровую трансформацию, должны развивать методологическую базу, учитывая постепенно накапливаемые эмпирические результаты и новые технологические условия. Цифровую трансформацию предприятия необходимо осуществлять посредством регламентированного и целенаправленного процесса, который позволит достигать целей в определенные сроки с оптимальным объемом расходования ресурсов. Речь идет о механизме развития предприятия в условиях цифровизации. Таким образом, каждое предприятие заинтересовано в исследовании, создании и совершенствовании механизмов своего развития. Это позволяет сделать вывод о том, что тема формирования механизма развития промышленных предприятий в условиях цифровизации является актуальной.

Вопросами, связанными с определением сущности механизма как отдельной экономической категории, занимались такие ученые-экономисты, как Л. Гурвиц [10] (Izmalkov, Sonin, Yudkevich, 2008), А. Кульман [13] (Kulman, 1993), Н. Иванов [11] (Ivanov, 2008), А.Н. Бычкова [5] (Bychkova, 2010) и другие. Исследование механизмов устойчивого развития предприятий проведено В.Г Бязровым [6] (Byazrov, 2002), Е.В. Шестаковой [24] (Shestakova, 2015), Е.П. Козловой [12] (Kuznetsov, Kozlova, 2017), В.Ф. Цахиловой [22] (Tsakhilova, 2010). Важно отметить, что у всех авторов при рассмотрении данной темы преобладает системный подход. Вопросы, связанные с изучением влияния цифровых технологий на деятельность предприятия и формированием механизмов развития предприятий в новых технологических условиях, отражены в трудах А.В. Бабкина [27] (Babkin, Zdolnikova, Kozlov, Babkin, 2019), Л.К Агаевой [2] (Agaeva, 2013), А.Г. Щербакова [25] (Shcherbakov, 2018), Н.С. Васина [7] (Vasin, 2018), И.Г. Горловской [8] (Gorlovskaya, 2010), Е.П. Козловой [12] (Kuznetsov, Kozlova, 2017). Однако результаты исследований недостаточно отражают необходимость создания предприятием в качестве методологической основы стратегии внедрения цифровых решений. Таким образом, существующие подходы к формированию механизма развития в условиях цифровизации, на наш взгляд, требуют дальнейшего уточнения и развития.

Целью статьи является исследование содержания механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации. В соответствии с целью определены следующие задачи: анализ источников с целью изучения сущности и особенностей понятий «механизм», «экономический механизм», «организационно-экономический механизм», «механизм развития»; на основе систематизации результатов исследований ученых-экономистов определить систему базовых элементов механизма развития промышленного предприятия; предложить основные элементы и рассмотреть особенности механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации.

Методологическую основу данного исследования составляют системный подход, а также методы анализа, обобщения и сравнения. Научная гипотеза заключается в том, что наиболее общим фактором формирования механизма развития предприятия в условиях цифровизации является создание стратегии внедрения цифровых решений. Научная новизна работы состоит в следующем. Предложена система основных элементов, формирующих механизм развития промышленного предприятия в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0». Отличительными особенностями данной системы является применение процессного подхода, конкретизация элемента «области трансформации», который выступает в качестве объектов непосредственных изменений; предложены основные этапы разработки стратегии внедрения цифровых решений как основного инструмента механизма развития предприятия в условиях цифровизации.

Сущность и содержание механизма развития промышленного предприятия

В данном параграфе необходимо проанализировать понятие «механизм развития», определить сущность составляющих его категорий, определить структуру «механизма развития» применительно к промышленному предприятию. Понятие «механизм» берет свое начало от технических наук, обозначая «систему тел, предназначенную для преобразования движения одного или нескольких тел в требуемые движения других тел» [26] (Prokhorov, 1969). В настоящее время ученые-экономисты часто используют в своих исследованиях термин «механизм», а также понятия, включающие данный термин: экономический механизм, механизм ценообразования, хозяйственный механизм, механизм развития, организационно-экономический механизм. Столь разностороннее применение данного термина свидетельствует и об универсальности его сущности, и в то же время о конкретике – узком, сугубо индивидуальном применении. Анализ исследований, созвучных с нашей тематикой, позволил нам систематизировать перечень определений, имеющих в своем составе термин «механизм», разделив их на 3 части.

Таблица 1

Систематизация основных понятий

Год
Автор
Определение
Экономический механизм
2007
Л. Гурвиц
«взаимодействие между субъектами и центром, состоящее из трех стадий: каждый субъект в частном порядке посылает центру сообщение; центр, получив все сообщения, вычисляет предполагаемый результат; центр объявляет результат и по необходимости претворяет его в жизнь [10] (Izmalkov, Sonin, Yudkevich, 2008)
1993
А. Кульман
«мы говорим об экономическом механизме в том случае, если некое исходное экономическое явление влечет за собой ряд других, при чем для их возникновения не требуется дополнительного импульса. Они следуют одно за другим в определенной последовательности и ведут к неким очевидным результатам» [13] (Kulman, 1993)
2008
Н. Иванов
«системы управления / регулирования исследуемых объектов на макро-уровне как базовых закономерностей развития экономики, относя к ним, например, рыночный механизм» [11] (Ivanov, 2008)
2010
А. Н. Бычкова
«совокупность способов управления и взаимодействия субъектов, целевой функцией которого является рациональное хозяйствование и формирование устойчивых закономерностей в развитии экономики» [5] (Bychkova, 2010)
2012
Н. Е. Павленко
«система элементов и совокупность законов и рычагов экономического инструментария (учет, анализ, планирование, регулирование и т.д.), направленная на производство, распределение и потребление материальных и духовных благ» [16] (Pavlenko, 2012)
2013
Д.В. Ходос, С. Г. Иванов, О. Г. Дьяченко
«конкретное выражение действующих рыночных законов развития субъектов хозяйствования в производственной системе, формирующийся на основе программной политики государства» [21] (Khodos, Ivanov, Dyachenko, 2013)
Организационно-экономический механизм
2009
Ф. Х. Цхурбаева, И. Т. Фарниева
«совокупность организационных и экономических средств воздействия субъекта управления на управляемый объект с целью достижения желательных состояний объекта управления посредством выработки управленческих решений, обеспечивающих соединение статики и динамики» [23] (Tskhurbaeva, Farnieva, 2009)
2010
В. Ф. Цахилова
«состоит из тесно взаимодействующих между собой элементов организационного и экономического характера. Организационный механизм разделен на три блока: организационную структуру, функции и методы управления. Экономический механизм хозяйствования промышленных предприятий содержит в качестве рычагов воздействия на хозяйственную деятельность экономические нормативы, цены и тарифы, надбавки, стимулы, налоги, кредиты и другие элементы» [22] (Tsakhilova, 2010)
Механизм устойчивого развития
2002
В.Г Бязров
«совокупность институтов, организационных структур и методов управления, обеспечивающих функционирование и развития предприятий-производителей промышленной продукции в оптимальных параметрах с учетом динамики внешней среды на стратегическую перспективу» [6] (Byazrov, 2002)
2010
И.Г. Горловская
«совокупность организационных структур, форм, методов управления, правовых норм, с помощью которых реализуется процесс воспроизводства на уровне предприятия, как необратимое закономерное, направленное поступательное движение» [8] (Gorlovskaya, 2010)
2012
А. Н.Пухальский,
К. П. Корсунь,
О. В. Черданцева
«организационная система, представляющая собой такую совокупность подразделений (должностных лиц), а также инструкций, информационной и прочей техники, которая порождает обязательные для всех работников предприятия предписания (планы, инструкции, регламенты), направленные на обеспечение устойчивости предприятия» [17] (Pukhalskiy, Korsun, Cherdantseva, 2012)
2015
Е. В. Шестакова
«представляет собой совокупность элементов (объектов, субъектов, принципов, методов, инструментов и ресурсов), обеспечивающих производственную, маркетинговую и финансовую деятельность организации и возникающие на этой основе товарно-денежные отношения» [24] (Shestakova, 2015)
2017
В. П. Кузнецов,
Е. П. Козлова
«комплекс действий организации в рамках производственных, социальных, кадровых, маркетинговых, структурных и управленческих подсистем промышленного предприятия, способствующих функционированию, продвижению и развитию объекта под воздействием как внутренних, так и внешних факторов, приводящих к становлению количественных, качественных и структурных преобразований предприятия, с целью достижения заранее обозначенных результатов» [12] (Kuznetsov, Kozlova, 2017)
Источник: составлено авторами.

Проанализировав работы ученых-экономистов, можно сделать вывод о том, что предложенные ими определения экономического механизма строгие, универсальные, применимы к исследованиям всех уровней иерархии (макро, мезо, микро). Авторы рассматривают экономический механизм с точки зрения взаимодействий или процессов. Л. Гурвиц определяет механизм как процесс взаимодействия составляющих его элементов. Заслугой А. Кульмана является определение экономического механизма как процесса с определенным результатом и деление их на закрытые и открытые. Н. Иванов подразделяет механизмы на рыночные, где преобладает иерархия, и информационно-сетевые, в основе которых горизонтальное взаимодействие элементов. А.Н. Бычкова предложила следующую классификацию экономических механизмов: управленческие механизмы (сверху вниз), механизмы взаимодействия и механизмы-закономерности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в терминах (табл. 1) присутствует организационный и управленческий аспекты. При рассмотрении экономических механизмов не отрицается их организационная составляющая. В определении организационно-экономического механизма присутствует деление на организационный и экономический аспекты. Определения механизма устойчивого развития приводятся в третьей части таблицы 1. Данную категорию наряду с организационной необходимо учитывать в исследовании, так как каждое предприятие и внешняя среда изменяются, и это является объективной реальностью. В рамках нашего исследования «формирование механизма развития» можно трактовать как создание способа совершенствования деятельности предприятия в среде постоянных изменений и внешних воздействий. Структура «механизма развития промышленного предприятия» включает систему базовых компонентов, которые представляют собой единый интегрированный комплекс. Это понятие нельзя рассматривать только в контексте управления и организации, трактовать его как неизменную систему или не учитывать цели и результаты. Таким образом, благодаря анализу научных источников выделим основные элементы механизма развития предприятий (рис. 1).

Рисунок 1. Элементы механизма развития предприятия

Источник: составлено авторами.

Текущее состояние предприятия. В рамках исследования, учитывая категорию «развитие», текущее состояние предприятия представляет собой начальное состояние системы, «вход механизма». Анализ текущего состояния необходим, так как его результаты являются вектором развития предприятия.

Цели предприятия. Выстраиваются на основе результатов анализа существующей стратегии предприятия в совокупности с возможностями и ожидаемыми результатами механизма развития.

Области трансформации. В результате анализа текущего состояния как точки отсчета и постановки целей определяются области предприятия, требующие обновлений и изменений.

Методы и инструменты. Представляют собой совокупность приемов, обеспечивающих взаимодействие элементов системы и необходимых для достижения поставленных целей. Данное скоординированное взаимодействие реализуется благодаря воздействию на области трансформации.

Следующий компонент – внутренние и внешние факторы. Кроме методов на механизм оказывают влияние факторы внутренней и внешней среды. Для обеспечения устойчивого, эффективного развития необходимо анализировать влияние каждого из факторов на результат. Факторы внутренней среды порождает и развивает само предприятие, поэтому в данном случае контроль прозрачный, а степень влияния зависит от самого предприятия.

Оперативный менеджмент включает аспекты организации производства и является средством координации, обладает высоким интеллектом, гибкостью, мгновенно реагирует на изменения и вносит коррективы.

Эффективность. Ожидаемый результат. Теоретический результат развития предприятия, полученный проектным путем с учетом правильного взаимодействия всех описанных выше компонентов, а также разработка системы мониторинга результатов.

Изменения и практический результат. Учитывая категорию «развитие», представляет собой «выход механизма» или практические результаты функционирования механизма через период времени, определенный менеджментом.

Таким образом, рассмотрев основные элементы, мы приходим к выводу об их интеграции и взаимодействии, а также о необходимости наличия каждого из компонентов механизма как целостной системы. Как отмечалось выше, содержание механизма зависит от выбранных предприятием целей, направления стратегического развития и условий хозяйствования. На следующем этапе исследования будет предложен подход к формированию механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации экономики.

Механизм развития промышленного предприятия в условиях цифровизации

В настоящее время в условиях цифровизации российским предприятиям, чтобы оставаться конкурентоспособными, совершенствоваться, осваивать новые рынки, необходимо соответствовать современным тенденциям. Промышленные предприятия сталкиваются с рядом условий, препятствующих их развитию в направлении цифровизации. Это моральный и физический износ производственно-технологических цепочек, а также низкая квалификация персонала.

Стоит отметить, что при внедрении цифровых технологий предприятие подвергает изменениям существующие модели управления, переформатирует коммуникации, технологии и организационную структуру. Поэтому авторы считают обоснованным и необходимым исследовать формирование механизма развития промышленного предприятия с учетом тех изменений, которые несут в его деятельность цифровые технологии. При формировании механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации необходимо решить следующие задачи:

- оценить текущее состояние предприятия, выявить области, требующие совершенствования;

- определить цели, задачи механизма;

- выявить и описать влияющие на него факторы, риски функционирования механизма;

- разработать стратегию внедрения цифровых решений;

- определить методы и инструменты механизма развития;

- определить результат и разработать систему мониторинга результатов.

Авторское видение содержания механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации с учетом вышеперечисленных задач схематично изображено на рисунке 2. Рассмотрим каждый элемент механизма сквозь призму цифровой трансформации промышленного предприятия.

Рисунок 2. Механизм развития промышленного предприятия в условиях цифровизации

Источник: составлено авторами.

1. Цели и менеджмент. Внедрение цифровых технологий ведет к повышению эффективности деятельности промышленного предприятия, а именно: росту производительности труда; сокращению сроков изготовления; освоению новых видов деятельности; повышению качества продукции; снижению себестоимости; росту конкурентоспособности; повышению наукоемкости.

Стоит отметить, что вышеперечисленные эффекты достигаются не всеми предприятиями, и во многом результат зависит от менеджмента. Предприятие промышленности является в текущей деятельности генератором инноваций, технологических процессов, научного потенциала, требует постоянного вовлечения финансовых ресурсов. Внедряя же цифровые решения, менеджмент подвергает изменениям существующие процессы, модели управления, переформатирует коммуникации, технологии и организационную структуру, рискуя не получить должного результата.

2. Методы и инструменты. Все методы механизма развития следует разделить на информационно-технологические, социальные, экономические.

Информационно-технологические методы механизма развития предприятия представляют собой комплекс инструментов и приемов, благодаря которым оптимизируется производство, совершенствуются технологии и стандарты, осуществляется обмен информацией, повышается уровень научно-технического прогресса внутри предприятия. Это комплекс, состоящий из научных кадров предприятия, взаимодействия с научными организациями, автоматизированного оборудования, комплекса взаимосвязанных и интегрированных программных продуктов, который влечет за собой множество информации.

Под социальными методами мы понимаем комплекс приемов и инструментов, от которых зависит эмоциональная обстановка, удовлетворенность и моральная мотивация коллектива. К таким методам можно отнести: социальное планирование, моральное мотивирование, психологический и квалификационный анализ. В условиях цифровизации экономики использование социально ориентированных методов приобретает особое значение, так как от готовности и квалификации кадров зависит эффективность процесса внедрения цифрового решения.

Экономические методы, на наш взгляд, представляют собой набор инструментов и приемов, которые позволяют осуществлять анализ, планирование и контроль деятельности предприятия. К основным методам можно отнести технико-экономическое планирование, прогнозирование. Иными словами, составление плана действий предприятия с учетом целей и желаемого результата. Результатом данного метода является сводный план всех сфер деятельности предприятия, отражающий затраты и результаты, плановые показатели механизма развития предприятия. В результате цифровизации производства данные становятся наиболее точными и прозрачными, что позволяет осуществлять онлайн-контроль исполнения плана и факторный анализ результатов.

Характерными особенностями всех перечисленных методов являются их взаимодействие и зависимость. Приемлемое объединение всех перечисленных методов позволит достигнуть синергетического эффекта, а такой механизм развития предприятия является максимально результативным. Необходимо определить перечень инструментов как технологию реализации действий применительно к области цифровой трансформации промышленного предприятия.

При этом разделим существующие инструменты в зависимости от их участия в процессе реализации механизма развития предприятия в условиях цифровизации экономики. В связи с этим считаем необходимым выделить ряд инструментов:

- технологические инструменты повышения эффективности (компоненты цифровизации, программные продукты);

- инструменты менеджмента, способствующие достижению целей и эффективному развитию предприятия (проекты, планы, стратегии, методики);

- инструменты, способствующие развитию кадрового потенциала (обмен опытом, переквалификация, обучение);

- нормативно-законодательные инструменты (снижение налоговых ставок, субсидии и льготы государства, стандарты качества и пр.);

В условиях цифровой трансформации менеджменту промышленного предприятия необходимо разработать стратегию внедрения цифровых решений. В рамках исследования на тему внедрения цифровых решений промышленным предприятием авторами отмечено, что данный инструментарий должен содержать методологическую базу, включающую анализ готовности к внедрению, цели, этапы, бюджет и экономический эффект от его внедрения [19] (Frolov, Trofimov, Martynova, 2019). Среди этапов разработки стратегии внедрения цифровых решений нами предложены следующие:

- анализ готовности к внедрению цифровых технологий, аудит инфраструктуры и программного обеспечения;

- анализ бизнес-процессов и определение приоритетных направлений развития;

- исследование рынка технологий, анализ предложений, составление перечня цифровых решений;

- методологическая оценка и выбор приоритетных цифровых решений;

- составление дорожной карты цифровизации и проекта ожидаемой бизнес-модели;

- утверждение стратегии.

3. Области трансформации.

Кадры. Проектные команды и персонал. Внедряя цифровые технологии, менеджменту необходимо тщательно подходить к формированию внутренних проектных команд, которые совместно с подрядчиком приступят к реализации стратегии цифровизации, а также превратят проект в операционное имущество. При этом важно учитывать роль персонала, не вовлеченного в проект. Также руководству предприятия необходимо оценить риски, такие как невосприятие персоналом, нежелание перестраиваться и скептический настрой к изменениям. Возникает необходимость разработки системы мотивации и вовлечения персонала и проектных команд, а также поощрения цифровых талантов.

Организационная структура. В процессе реализации цифровой стратегии трансформируется и организационная структура предприятия. Цифровая трансформация требует внедрений программных продуктов, разработки в программах своих бизнес-процессов, составления планов дальнейшего технологического оснащения и поиска поставщиков среди рынка цифровых технологий и услуг. У руководства предприятия возникает необходимость в новом подразделении (центр цифровой трансформации) и директоре по цифровой трансформации. Данное подразделение функционально делится на две части: техническое обеспечение и программное сопровождение. Они принимают непосредственное участие при разработке стратегии цифрового развития и внедрения цифровых решений.

Информационная база. Нормативно-справочная информация. Одним из основополагающих объектов управления является создание и разработка нормативно-справочной информации (НСИ), такой как технологические процессы, номенклатурные группы, регламент и правила создания номенклатуры, справочники подразделений и контрагентов и пр. Для эффективной работы с большими данными, создания на их основе достоверных предсказательных моделей, искусственного интеллекта необходимо, чтобы нормативно-справочная информация была унифицирована и точна, синхронизирована между всеми подразделениями и программными продуктами. Центру управления предприятием необходимо заложить проработку данного объекта управления на начальном этапе стратегии перед внедрением того или иного цифрового решения. Именно от чистоты и точности информации зависит правильность управленческого решения.

Финансовая база. Структура затрат. Предприятию необходимо финансировать внедрение цифровых технологий. Также в рамках осуществления того или иного проекта необходимо определять источники финансирования. В процессе трансформации меняется и структура затрат. Особое место среди элементов затрат теперь занимают научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, приобретение основных средств, нематериальных активов, а также услуги сторонних организаций. Руководству предприятия необходимо формировать бюджеты проектов, рассчитывать эффективность от их внедрения и процесс списания затрат в себестоимость.

Связи с контрагентами. Особенностью цифровизации применительно к предприятиям является открытость и разнообразие траекторий развития. Трансформируются не только предприятия, но и их связи с поставщиками и покупателями, другими партнерами. Взаимодействие между ними отличается сложностью и многогранностью, поэтому целесообразным и наиболее эффективным в данном случае является применение сетевого подхода. В основе такого взаимодействия заложена горизонтальная интеграция между предприятиями, которая представляет собой единое информационное пространство и влечет за собой массовый обмен информацией, продуктами, технологиями. Таким образом, предприятия осваивают инновации, повышают качество продукта, улучшают сервис, тем самым повышая конкурентоспособность.

Маркетинг. Кроме трансформации во взаимодействии предприятий неизбежны изменения в маркетинге, стратегиях продвижения продукта. В данном случае необходимо отметить активную переориентацию и применение цифрового маркетинга. Речь идет о тестировании рекламных площадок, трафиковом продвижении, управлении имиджем предприятия и пр. В системе цифрового маркетинга необходимо отметить веб-аналитику предприятия как источник всей маркетинговой информации, от информации о гостях сайта предприятия до интернет-реализации продукта.

4. Факторы. Необходимо отметить, что описанные нами выше области трансформации, инструменты, менеджмент, цели и другие элементы механизма находят свое отражение в блоке внешних и внутренних факторов. Качество внутренних факторов определяет эффективность предприятия как целостного организма. Внутренние факторы подлежат прямому воздействию менеджмента, возможность их измерения, анализа, корректировки выше относительно внешних факторов. Факторы внешней среды, такие как рынок, политическая ситуация и другие, оказывают сильное влияние на предприятия извне [4] (Aleksandrova, Frolov, Vinogradov, 2013). Стоит отметить, что влияние эпидемиологической обстановки в настоящее время преобладает над другими внешними факторами. В связи с пандемией COVID-19 предприятия вынуждены перейти к обмену информацией в онлайн, а также могут пользоваться льготами, сниженными налоговыми ставками и другими инструментами поддержки государства. Предприятиям необходимо в короткие сроки трансформироваться и адаптироваться к условиям внешней среды. Особенно актуальным в условиях пандемии являются удаленные рабочие места, гибкий график, оперативные штабы внутри предприятий, а также инструменты обеспечения безопасности в условиях пандемии. Компоненты цифровизации особенно актуальны в настоящее время как средства эффективного взаимодействия предприятий с внешней средой. Стоит отметить, с внедрением компонентов цифровизации воздействие факторов внешней среды усиливается, а от качества и готовности внутренних факторов напрямую зависит результат.

5. Риски и возможности, возникающие в процессе и в результате внедрения цифровых решений, по нашему мнению, заслуживают особого внимания. Блок «риски» представляет собой важный информативный блок, который необходимо рассмотреть, а также разработать систему предотвращения рисковых ситуаций и расчет степени их воздействия на механизм развития предприятия. В одном из исследований отмечены следующие ключевые риски: 1) проблемы, связанные с внедрением самих технологий Индустрии 4.0; 2) безопасность данных; 3) отсутствие рыночной потребности для постановки задачи создания решения (программного продукта) в рамках Индустрии 4.0 [20] (Frolov, Zakharov, Kaminchenko, Pavlova, 2018). Блок «возможности» не является компонентом механизма, но дополняет и уточняет цели и результаты.

В результате внедрения цифровых технологий предприятия меняют не только бизнес-процессы, но и бизнес-модель в целом. Появляются новые виды деятельности (3D в порошковой металлургии), сервисные услуги посредством цифровых технологий (проверка точности 3D-модели изделия с помощью сервиса онлайн). В результате появляются новые источники дохода, осваиваются новые рынки, происходит диверсификация. В исследовании в отношении системных эффектов развития сложных экономических систем в соответствии с концепцией «Индустрия 4.0» проведен экспертный опрос среди руководителей различного уровня более 40 российских промышленных предприятий: IT-директоров, менеджеров в различных функциональных направлениях деятельности. Период проведения опроса: октябрь 2017 года – май 2018 года. Участники ответили на 28 вопросов относительно понимания стратегии «Индустрия 4.0» и внедрения процессов цифровизации в деятельность промышленных предприятий. В результате опроса авторы отметили, что наибольший эффект (84,6%) будет достигнут в направлении оптимизации производства. Следующий весомый эффект ожидается в направлении появления новых бизнес-моделей (71,8%). На третьем месте – увеличение удовлетворенности конечного потребителя (51,3%) [20] (Frolov, Zakharov, Kaminchenko, Pavlova, 2018).

Итак, с учетом изложенного, подводя итоги проведенного исследования, можно отметить следующее. Совершенствование и оптимизация бизнес-процессов предприятия с помощью цифровых технологий позволяет предприятию повысить свою эффективность не только внутри, но и в области адаптации к внешней среде. Ключевое значение в процессе формирования механизма развития предприятия в условиях цифровизации экономики имеет менеджмент и качество разработанной им стратегии внедрения цифровых решений, а также слаженное взаимодействие всех элементов механизма развития предприятия.

Необходимо отметить, что формирование механизма развития промышленного предприятия как представителя сложных технологических цепочек, длительных циклов обработки и сложного технологического оборудования должно опираться не только на привычные схемы и опыт, но и на научные методы. Проектирование сложнейшего механизма должно возлагаться на специалистов-методологов, владеющих концептуальной составляющей процессов, методологией, сведениями о технических возможностях и желаемом результате.

Заключение

Таким образом, в результате исследования предложена система основных элементов механизма развития промышленного предприятия в условиях цифровизации. Следует отметить, что механизм развития промышленного предприятия можно рассматривать в узком смысле – как комплекс организационных и экономических мер для повышения эффективности предприятия и в широком смысле – как форму организации взаимодействия предприятий как участников рынка, организационных структур и бизнес-процессов, а также методы и инструменты осуществления этого взаимодействия. Рассмотрение механизма развития промышленного предприятия сквозь призму цифровых технологий позволяет нам сделать вывод о том, что ключевое значение в процессе формирования механизма развития в условиях цифровизации имеет менеджмент и качество разработанной им стратегии внедрения цифровых решений, а также слаженное взаимодействие всех элементов механизма развития предприятия. На следующем этапе исследования планируется рассмотрение особенностей формирования механизма развития промышленного предприятия на примере высокотехнологичного металлургического производства.


Источники:

1. Абалкин Л. И. Собственность, хозяйственный механизм, производительные силы // Экономическая наука современной России. – 2000. – № 1(5). – С. 52-53.
2. Агаева, Л.К. Организационно-экономический механизм управления Инвестиционной деятельностью на предприятиях Городского хозяйства. /Л.К. Агаева // Материалы конференций: сб. статей / под ред. д.т.н., д.э.н., профессора В.К. Семёнычева. Самара: САГМУ. –2013. Т.2. –С. 138-142.
3. Актёлова, О. П. Формирование организационно-экономического механизма управления // Молодежь и наука: сборник материалов IХ Всероссийской научно-технической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием, посвященной 385-летию со дня основания г. Красноярска [Электронный ресурс]. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. — Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/section070.html, свободный.
4. Александрова И. Б., Фролов В. Г., Виноградов А. Е. Международное производственно-технологическое сотрудничество // Международное научное издание «Современные фундаментальные и прикладные исследования». - 2013. - № 4(11). - С. 95-97.
5. Бычкова А. Н. "Экономический механизм: определение, классификация и применение" Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2010. № 4. С. 37–43.
6. Бязров, В.Г. Управление устойчивым развитием экономики предприятий промышленного комплекса [Текст]/ В.Г. Бязров //Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2002.- № 1, ч. 2.
7. Васин Н. С. Управление устойчивостью предприятия в условиях цифровой экономики // Экономический анализ: теория и практика. 2018. – №6. – С. 1100-1113.
8. Горловская, И.Г. Особенности формирования механизма устойчивого развития промышленных предприятий в условиях перехода к новому технологическому укладу [Текст] / И.Г. Горловская // Экономические науки. -2010. - № 9(70). - С. 203-206.
9. Гусейнов Ш. Р. Исследование цифровой экономики как современной внешней среды корпоративных образований // Страховое право. – 2018. – №3(80). – С. 11-23.
10. Измалков С., Сонин К., Юдкевич М. Теория экономических механизмов (Нобелевская премия по экономике 2007 г. часть №1) // Вопросы экономики. – 2008. – № 1. – С. 4–24.
11. Иванов Н. Глобализация и общество: проблемы управления // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. – № 4. – С. 3–15.
12. Кузнецов В. П., Козлова Е. П. О подходе к определению понятия «механизм устойчивого развития промышленного предприятия» // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 100–106.
13. Кульман А. Экономические механизмы: Пер. с. фр. / Общ. ред. Н. И. Хрусталевой. – М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1993. – 192 с.
14. Купреев, Д.А. Организационно-экономический механизм внедрения инноваций в распределенной энергетике [Электронный ресурс] / Д.А. Купреев // Управление экономическими системами: электронный научный журнал – 2016. – № (85) УЭкС, 3/2016 Режим доступа: http://uecs.ru/index.php?option=com_flexicontent&view=items&id=3904 (дата обращения: 20.04.2016).
15. Кухарук, А.Д. Содержание организационно-экономического механизма повышения конкурентоспособности предприятия. / А. Д. Кухарук // Вестник КемГУ. –2013.–No 2 (54). –С. 283-287.
16. Павленко Н. Е. Формирование и развитие экономического механизма в сельском хозяйстве России (теория, методология, практика): автореф. дисс. док. эк. наук. – М., 2012. – 50 с.
17. Пухальский, А.Н. Формирование механизма устойчивого развития предприятия [Текст] / А.Н. Пухальский, К.П. Корсунь, О.В. Черданцева // Вестник НГУ. Серия: Социально-экономические науки. Том 12, Выпуск 1. 2012. – 67с.
18. Удальцова, Н.Л. Организационно-экономический механизм функционирования отрасли национальной экономики / Н. Л. Удальцова. // Экономические науки. –2012.–6(91). –С. 94-98.
19. Фролов В. Г., Трофимов О. В., Мартынова Т. С. Анализ готовности металлургического предприятия к «Индустрии 4.0» и стратегия внедрения цифровых решений // Креативная экономика. – 2019. – Том 13. – № 6. – С. 1117-1132.
20. Фролов В.Г., Захаров В.Я., Каминченко Д.И., Павлова А.А. Системные эффекты развития сложных экономических систем в соответствии с концепцией Индустрия 4.0 // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2018. - № 4(52). С.40-47.
21. Ходос Д.В., Иванов С. Г., Дьяченко О. Г. Экономический механизм развития АПК региона // Вестник Крас-ГАУ. – 2013. – № 12.– С. 24-28.
22. Цахилова В. Ф. Развитие организационно экономического механизма хозяйствования промышленных предприятий [Текст]: автореферат дисс. канд. экон. наук: 08.00.05 / Цахилова В. Ф. - М.: ГОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет». 2010. – 8с.
23. Цхурбаева Ф.Х., Фарниева И.Т. Организационно-экономический механизм управления предприятиями АПК // TERRA ECONOMICUS. – 2009. – Том 7. – № 2-3. – С.151-154.
24. Шестакова Е. В. Формирование экономического механизма развития промышленного предприятия // Вестн. Новосиб. гос. ун-та. Серия: Социально-экономические науки. 2015. Т. 15, вып. 2. С. 111–119.
25. Щербаков А. Г. Механизм функционирования предприятий оборонно-промышленного комплекса России при внедрении цифровых технологий // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2018. - N4. - С. 54–60.
26. Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М.: Сов. энцикл., 1969 – 1978. [Электронный ресурс]. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=dict&termin=717010/.
27. A.V. Babkin, S.V. Zdolnikova, A.V. Kozlov, I.A. Babkin. Organizational and economic mechanism of management by innovative potential of industrial cluster. Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Экономические науки. 2019. Т. 12. No 2. С. 71-83

Страница обновлена: 14.09.2020 в 14:34:22