Методический подход к оценке рисков обеспечения экономической безопасности Российской Федерации
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 19, Номер 3 (Март 2025)
Аннотация:
Трансформация рисков обусловлена усиливающейся конвергенцией экономических систем, дезинфляционными ожиданиями, изменением структуры и динамики потребительских предпочтений. Понимание вызовов и угроз экономической безопасности необходимо для предотвращения кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технологической и финансовой сферах, а также недопущение снижения качества жизни населения.
В условиях роста количества хозяйствующих субъектов, в том числе реализующих приоритетные инвестиционные проекты и осуществляющих деятельность на территориях опережающего развития, в промышленных кластерах, свободных экономических зонах, приоритетной является задача понимания вызовов, опасностей, угроз, рисков для цели обеспечения экономической безопасности.
Необходимость системного управления рисками экономической безопасности государства становится приоритетной задачей государственного регулирования.
Целью исследования является описание методического подхода к оценке рисков обеспечения экономической безопасности России. Показано, что риски экономической безопасности представляют собой потенциальные события, факторы или условия, способные привести к негативным последствиям для экономической системы государства. Научным результатом исследования является разработанный методический подход к оценке рисков экономической безопасности, основанный на анализе двух ключевых параметров: вероятности реализации рискового события и уровня возможного ущерба. В рамках предложенной методики разработаны рекомендации по выбору оптимальных инструментов для оценки вероятности наступления нежелательных событий, описаны методы оценки ущерба, позволяющие количественно и качественно определить возможные негативные последствия и тем самым сформировать обоснованные стратегии управления экономической безопасностью. Предложенный подход обеспечивает рациональное распределение ресурсов, направленное на предотвращение наиболее опасных угроз и минимизацию потенциального ущерба. Двойственная оценка позволяет приоритизировать меры реагирования, рационально распределяя ресурсы в условиях ограниченности бюджетов и оперативного времени. Новизна полученных результатов заключается в обосновании механизмов управления каждой группы рисков экономической безопасности на основании их категоризации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, экономическая безопасность государства, обеспечение экономической безопасности, управление рисками, риски экономической безопасности
JEL-классификация: F51, F52, F59
Введение
Мировой опыт показывает, что экономика любого государства не может развиваться изолированно от мировых процессов. Однако международная интеграция сопряжена с определенной зависимостью от глобальных экономических и неэкономических факторов, что создает дополнительные угрозы для экономической безопасности.
В сложившихся условиях, экономика России, сталкивается с необходимостью решения двух разнонаправленных задач: с одной стороны, необходимо эффективно встраиваться в экономическое пространство для обеспечения конкурентоспособности, а с другой – сохранять ключевые элементы протекционистской политики, обеспечивающие максимальную самодостаточность национальной экономической системы.
Руководствуясь национальными интересами, Россия, как активный субъект мировой экономики, оказывает трансформирующее антикризисное воздействие на всю систему международных экономических отношений.
Обострение геополитических противоречий, нестабильность мировых финансовых, сырьевых рынков, торговых, логистических связей, введение санкций и иных мер ограничительного характера, предпринятые в отношении России, позволили России реализовать, с учетом рисков, эффективную макроэкономическую политику и обеспечить экономическую безопасность государству.
Рост количества отечественных предприятий, обусловлен созданным со стороны государства, благоприятным инвестиционным климатом.
Социально-ответственная экономическая глобализация, с учетом рисков, может быть востребована в краткосрочной перспективе, поскольку способна создать возможности для интеграции в экономические связи с большим количеством стран-партнеров.
Таким образом, изучение теоретических и методических аспектов обеспечения экономической безопасности приобретает практическую значимость, поскольку позволяет разработать эффективные механизмы управления рисками, минимизировать уязвимость национальной экономики и обеспечить её устойчивое развитие в условиях глобальной неопределённости. Целью исследования является описание методического подхода к оценке рисков обеспечения экономической безопасности России.
Обзор литературы
В научном дискурсе представлено значительное количество исследований, посвященных как теоретическим, так и практическим аспектам обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность государства определяется как совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость, стабильность и непрерывность национальной экономики, её способность адаптироваться к внешним и внутренним угрозам, а также формировать предпосылки для устойчивого экономического развития [6] (Золаев, 2022). И.А. Холчева и А.Е. Кисова рассматривают экономическую безопасность как такое состояние национальной экономической системы, которое не только обеспечивает ее стабильность и устойчивость перед потенциальными внутренними и внешними угрозами, но и позволяет самостоятельно формировать стратегии развития, направленные на защиту национальных интересов и стимулирование экономического роста [11] (Лев, 2022).
Согласно R. Sarinyan, S. Iskajyan, B. Gabrielyan, объектом экономической безопасности является государство, а ключевыми направлениями ее обеспечения выступают экономическая независимость, повышение конкурентоспособности страны на мировых рынках и стратегическое управление экономической интеграцией. Главная цель экономической политики в этом контексте заключается в долгосрочном развитии экономики, повышении устойчивости бизнеса в глобальной конкурентной среде и минимизации последствий кризисных явлений [13] (Sarinyan, Iskajyan, Gabrielyan, 2022).
Достижение состояния экономической безопасности означает защиту ключевых экономических интересов государства, обеспечение конкурентоспособности национальной экономики и устойчивости финансовой системы, а также эффективное управление ресурсами [1] (Бакальская, Михайлова, Ахметшина, 2020). В научных статьях обеспечение экономической безопасности государства рассматривается в качестве необходимого условия устойчивого развития национальной экономики [5] (Есиков, 2024), а также в качестве инструмента сохранения способности национальной экономики эффективно функционировать в условиях глобальных изменений и интеграции в глобальные цепочки создания стоимости [13] (Sarinyan, Iskajyan, Gabrielyan, 2022).
Под рисками экономической безопасности понимаются потенциальные события, факторы или условия, способные привести к негативным последствиям для экономической системы государства, региона, отрасли или отдельного субъекта хозяйствования. Данные риски носят вероятностный характер и в зависимости от уровня их проявления могут оказывать различное влияние на состояние экономической безопасности государства [2; 9] (Вартанова, 2018; Митяков, 2019). В контексте обеспечения безопасности экономические риски характеризуются как «факторы неопределенности, которые могут повлиять на устойчивость и развитие экономической системы» [8] (Кобышева, Володин, Иванов, Феофилова, Манасерян, 2021).
Оценка рисков обеспечения экономической безопасности основана на различных методологических подходах, включающих количественные и качественные методы анализа. Среди них выделяются: индикаторный подход, основанный на анализе ключевых финансовых и нефинансовых показателей деятельности предприятий; рисковый подход, фокусирующийся на выявлении значимых угроз; комплексный подход, сочетающий несколько методик, включая SWOT-анализ и картирование рисков [4; 10] (Горина, 2024; Разуваева, Трифонова, 2023). В рамках методик оценки рисков определяются потенциальные угрозы, анализируется их вероятность и возможный ущерб, после чего разрабатываются меры по нейтрализации или минимизации последствий.
Анализ научных публикаций показывает, что основное внимание в исследованиях уделяется оценке экономической безопасности на уровне предприятий, что включает диагностику финансовых, кадровых, производственных и правовых рисков. Однако комплексная оценка экономической безопасности на уровне макроэкономики остается недостаточно разработанной.
Основная часть
Идентификация рисков экономической безопасности России требует комплексного подхода, включающего анализ внутренних и внешних факторов. В данном исследовании ключевые риски выявлены на основе анализа научных и экспертных источников. В дальнейшем риски экономической безопасности могут быть дополнительно оценены с использованием таких методов, как макроэкономический мониторинг, анализ динамики мировых и национальных рынков, стресс-тестирование ключевых отраслей и прогнозирование сценариев экономического развития.
Риски экономической безопасности России можно разделить на рыночные и нерыночные. Рыночные риски связаны с динамикой глобальных и национальных экономических процессов (колебания цен на сырьевые товары, инвестиционные риски, обусловленные оттоком капитала и снижением доверия инвесторов, а также финансовые риски, включающие рост инфляции и ослабление рубля). Нерыночные риски формируются под влиянием политических, институциональных и природных факторов. К нерыночным рискам относятся геополитическая нестабильность, риски усиления санкционного воздействия, институциональные проблемы, такие как бюрократические барьеры и замедление экономических реформ, а также рост теневой экономики. Дополнительно выделяются экологические риски, связанные с изменением климата и ухудшением экологической обстановки в промышленных регионах. Основные риски, выделенные в ходе анализа литературы, и их возможные последствия систематизированы в таблице 1.
Таблица 1. Анализ рисков экономической безопасности России
Категория рисков
|
Описание
|
Последствия
|
Рыночные риски
| ||
Колебания цен на сырьевые товары
|
Возможное снижение мировых цен
на нефть, газ и металлы из-за замедления мировой экономики или развития
альтернативных источников энергии [3] (Володина, 2025).
|
- Снижение экспортных доходов;
- ослабление курса рубля; - увеличение дефицита бюджета. |
Инвестиционные риски
|
Возможное усиление оттока капитала
и снижение доверия со стороны инвесторов в связи с нестабильной
геополитической обстановкой.
|
- Ограниченные возможности
привлечения инвестиций;
- снижение темпов роста промышленного производства. |
Финансовые риски
|
Возможный рост инфляции из-за
увеличения госрасходов, ослабления рубля и дефицита импорта [2] (Вартанова, 2018).
|
- Ухудшение покупательной
способности населения;
- рост социальной напряжённости. |
Нерыночные риски
| ||
Геополитическая нестабильность
|
Возможное расширение
международных конфликтов или ужесточение внешнеполитического давления [5] (Есиков, 2024).
|
- Рост экономической изоляции;
- потеря традиционных рынков сбыта. |
Институциональные риски
|
Возможное усиление
бюрократических барьеров и недостаточная скорость адаптации госуправления к
изменяющимся условиям.
|
- Замедление экономических
реформ;
- ухудшение делового климата. |
Риски усиления санкционного воздействия
|
Возможное введение новых
ограничений со стороны недружественных стран на критически важные сектора
экономики (энергетика, финансы, технологии) [5] (Есиков, 2024).
|
- Дефицит высокотехнологичного
оборудования;
- ограниченные возможности для диверсификации экспорта. |
Риски теневой экономики
|
Возможное увеличение доли
неформального сектора в условиях усложнения бизнес-среды [11] (Щербакова Т.А., Мазница, 2023).
|
- Потери бюджета от недополученных
налогов;
- снижение эффективности макроэкономического регулирования. |
Экологические риски
|
Возможное усиление негативных
последствий изменения климата (засухи, наводнения, экстремальные температуры)
и ухудшение экологической обстановки в промышленных регионах [7] (Капустина, 2017).
|
- Увеличение нагрузки на
сельское хозяйство и инфраструктуру;
- рост расходов на ликвидацию последствий природных катастроф; - возможные ограничения на экспорт из-за экологических норм. |
Как уже было показано ранее, риски экономической безопасности представляют собой вероятные события, способные оказать негативное влияние на устойчивость национальной экономики, темпы её роста и уровень благосостояния населения. Специфика рисков заключается в том, что они не являются неизбежными событиями, но при определённом стечении обстоятельств, риски могут наступить, что потребует значительных усилий для минимизации ущерба. В связи с этим важнейшей задачей является оценка вероятности их возникновения, что позволит государственным институтам своевременно адаптировать экономическую политику, разрабатывать превентивные меры и повышать уровень устойчивости экономики к внешним и внутренним угрозам.
Эффективное управление рисками экономической безопасности требует не только их идентификации, но и количественной и качественной оценок, позволяющих определить вероятность наступления и потенциальные последствия каждого риска. Таким образом, оценка рисков экономической безопасности требует учета ряда факторов, включающих оценку вероятности возникновения (P) и прогнозирование возможного ущерба (U). Для рисков с высокой степенью количественной измеримости оптимальны статистические и эконометрические методы, а также стресс-тестирование. Для рисков с низкой степенью количественной измеримости целесообразно применять экспертные оценки, анализ сценариев контент-анализ (рис. 1).
Рис. 1. Классификация рисков по степени количественной измеримости и методы их оценки
Источник: составлено автором по данным [9] (Митяков, 2019)
В контексте предлагаемой методики выделяются три уровня вероятности наступления события:
- Высокая вероятность (P↑) – риск практически неизбежен, вероятность реализации превышает 70%.
- Средняя вероятность (P≈) – вероятность реализации рискового события оценивается на уровне 30–70%.
- Низкая вероятность (P↓) – риск маловероятен, вероятность наступления события менее 30%.
Оценка ущерба от рисковых событий требует системного подхода, учитывающего специфику каждого риска и его воздействие на экономическую систему. Для этого необходимо определить ключевые параметры оценки, такие как изменение макроэкономических показателей (ВВП, инфляция, курс валют), финансовые потери (снижение бюджетных доходов, инвестиционного притока, рыночной капитализации), социальные последствия (уровень безработицы, снижение реальных доходов населения), институциональные изменения (ухудшение делового климата, рост административных барьеров) и экологические факторы (ущерб окружающей среде, затраты на восстановление инфраструктуры).
В зависимости от значений параметров оценки ущерб может классифицироваться как высокий, средний или низкий:
- Высокий ущерб (U↑) – наступление рискового события приводит к значительному ухудшению экономических показателей и требует реализации масштабных антикризисных мероприятий.
- Средний ущерб (U≈) – в случае реализации рискового события могут произойти заметные, но контролируемые изменения экономической системы, требующие корректировки экономической политики.
- Низкий ущерб (U↓) – наступление события не оказывает значительного влияния на экономическую безопасность и не требует срочных действий.
Методы оценки ущерба должны соответствовать характеру рисков и доступности данных. Для рисков с высокой степенью количественной измеримости (например, рыночных, финансовых, инвестиционных) применяются эконометрическое моделирование, анализ временных рядов и статистическая экстраполяция. В то время как для рисков с высокой неопределенностью (геополитические, институциональные, социальные) оптимальными методами являются экспертные оценки, сценарный анализ и сравнительное исследование аналогичных ситуаций в других странах.
Следующим этапом является построение матрицы оценки рисков. Риски, вероятность наступления которых является высокой, а последствия наносят значительный ущерб экономике, относятся к категории критических. Критические риски представляют угрозу макроэкономической стабильности и требуют незамедлительного управления на государственном уровне. Высокоприоритетные риски характеризуются сочетанием средней вероятности возникновения и высокого уровня ущерба. Хотя их реализация не является неизбежной, они способны привести к кризисным явлениям, причем их вероятность определяется глобальными и внутренними факторами. В связи с этим необходимы постоянный мониторинг и контроль с целью своевременного принятия корректирующих мер.
Средне приоритетные риски имеют среднюю вероятность наступления и средний уровень ущерба. Несмотря на то, что средне приоритетные риски не вызывают немедленных экономических кризисов, их влияние оказывает сдерживающее воздействие на темпы экономического развития. Управление такими рисками предполагает институциональные реформы и совершенствование механизмов регулирования. К стратегическому резерву относятся риски, которые могут нанести значительный ущерб экономике, но характеризуются низкой вероятностью реализации. Поскольку последствия наступления таких рисков могут быть критическими для экономической безопасности, управление требует разработки сценарных стратегий и резервных мер, направленных на минимизацию возможных негативных последствий.
Данные табл. 2. отражают оценку вероятности возникновения и уровня ущерба различных рисков экономической безопасности, основанную на анализе научных источников. Категоризация рисков по приоритетности позволяет идентифицировать наиболее значимые угрозы, требующие первоочередного внимания, а также определить потенциальные стратегические резервы для долгосрочного мониторинга. Следует отметить, что представленные оценки носят условный характер и позволяют проиллюстрировать принцип классификации рисков в зависимости от их вероятности и ожидаемых последствий. Таблица 2. Матрица оценки рисков экономической безопасности РФ
Риск
|
Вероятность (P)
|
Уровень ущерба (U)
|
Категория риска
| |
Колебания цен на сырьевые товары
|
(P↑)
|
(U≈)
|
Высокий приоритет
| |
Инвестиционные риски
|
(P≈)
|
(U↑)
|
Высокий приоритет
| |
Финансовые риски
|
(P≈)
|
(U↑)
|
Высокий приоритет
| |
Геополитическая нестабильность
|
(P≈)
|
(U↑)
|
Критический
| |
Институциональные риски
|
(P≈)
|
(U≈)
|
Средний приоритет
| |
Риски усиления санкционного воздействия
|
(P↑)
|
(U↑)
|
Критический
| |
Риски теневой экономики
|
(P≈)
|
(U≈)
|
Средний приоритет
| |
Экологические риски
|
(P↓)
|
(U↑)
|
Стратегический резерв
|
В реальной экономике применение данной методики предполагает разработку многоуровневой системы мониторинга и управления рисками. Критические риски, характеризующиеся высокой вероятностью наступления и значительным ущербом, требуют оперативного вмешательства со стороны государственных институтов. Управление критическими рисками требует разработки антикризисных мер, стабилизационных программ и активного взаимодействия с ключевыми участниками рынка с целью оперативного устранения угроз, способных нарушить макроэкономическую стабильность.
Высокоприоритетные риски, обладающие средней вероятностью реализации, но способные привести к кризисным явлениям, должны находиться под постоянным контролем, где меры государственного регулирования могут внедряться в зависимости от динамики как глобальных, так и внутренних факторов. Средне приоритетные риски, оказывающие сдерживающее воздействие на темпы экономического развития, требуют систематического институционального совершенствования и проведения структурных реформ, направленных на снижение их негативного влияния.
Риски, относимые к стратегическому резерву, характеризуются низкой вероятностью наступления, однако их потенциальные последствия могут быть критическими, что диктует необходимость разработки сценарных стратегий и резервных мер. Таким образом, предложенный методический подход позволяет рационально распределять ресурсы, концентрируя усилия на предотвращении наиболее опасных рисков экономической безопасности, минимизации потенциальных угроз и повышении общей устойчивости экономики.
Заключение
Риски экономической безопасности представляют собой вероятные события, способные оказать негативное воздействие на устойчивость национальной экономики и макроэкономическую стабильность. Разработанный методический подход к оценке рисков экономической безопасности позволяет системно анализировать вероятные угрозы, классифицируя их по двум ключевым параметрам: вероятности возникновения и уровню потенциального ущерба. Распределение рисков по категориям позволяет определять приоритетные направления государственной политики: для критических рисков требуется немедленное вмешательство, для высокоприоритетных – гибкое макроэкономическое регулирование, для средне приоритетных – институциональные реформы, а для стратегического резерва – разработка долгосрочных сценарных решений.
Внедрение предлагаемой авторской методики оценки рисков экономической безопасности позволяет рационально распределять ресурсы и формировать гибкую систему антикризисного регулирования, ориентированную как на предотвращение критических угроз, так и управление менее значимыми, но системными рисками.
Источники:
2. Вартанова М.Л. Анализ и оценка рисков и угроз финансово-экономической безопасности Российской Федерации: влияние экономических санкций на развитие валютной политики // Экономические отношения. – 2018. – № 4. – c. 727-740. – doi: 10.18334/eo.8.4.39556.
3. Володина С.Г. Экономическая безопасность России: состояние и тенденции // Экономическая безопасность. – 2025. – № 1. – doi: 10.18334/ecsec.8.1.122451.
4. Горина М.С. Оценка рисков и угроз экономической безопасности предприятия // Естественно-гуманитарные исследования. – 2024. – № 3(53). – c. 113-119.
5. Есиков С.Н. Интеграция России в мировую экономику: анализ влияния глобализации и санкций на экономическую безопасность // Прогрессивная экономика. – 2024. – № 3. – c. 100-109. – doi: 10.54861/27131211_2024_3_100.
6. Золаев Э.А. Экономическая безопасность государства: понятие и угрозы цифровизации // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 571-582. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114826.
7. Капустина Н.В. Экологические факторы риска и их влияние на экономическую безопасность страны // Экологические и природоохранные проблемы современного общества и пути их решения: Материалы XIII международной научной конференции. В 2-х частях. Москва, 2017. – c. 94-99.
8. Кобышева М.С., Володин А.А., Иванов М.В., Феофилова Т.Ю., Манасерян Т.М. Риски и угрозы экономической безопасности России в условиях цифровой трансформации // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2021. – № 2. – c. 53-60. – doi: 10.17513/vaael.1597.
9. Митяков С.Н. Методы оценки рисков экономической безопасности // Экономическая безопасность. – 2019. – № 1. – c. 23-27. – doi: 10.18334/ecsec.2.1.100618.
10. Разуваева Е.Б., Трифонова Ю.В. Комплексная методика оценки рисков и угроз экономической безопасности предприятия // Мир науки и мысли. – 2023. – № 1. – c. 150-153.
11. Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 303-338. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.
12. Щербакова Т.А., Мазница А.М. Угрозы экономической безопасности России // Наука и Мир. – 2023. – № 3. – c. 16-20.
13. Sarinyan R., Iskajyan S., Gabrielyan B. Department of economic security of the state in the conditions of globalization: methodology and trends // SHS Web of Conferences. – 2022. – p. 01024. – doi: 10.1051/shsconf/202214101024.
Страница обновлена: 18.03.2025 в 18:15:00