Риски и угрозы транспортной безопасности: их оценка в системе обеспечения социально-экономической безопасности России

Шкурина Л.В.1, Сеславина Е.А.1, Евдокимова Е.Н.1
1 Российский университет транспорта, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 3, Номер 2 (Апрель-июнь 2020)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=43085621
Цитирований: 12 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассмотрены вопросы создания методической базы для оценки рисков нарушений безопасности движения, их влияния на социально-экономическую безопасность государства. Доказано, что нарушения безопасности перевозочного процесса, происходящие на железнодорожных переездах, несут существенную социальную составляющую, связанную с травмированием и гибелью людей. Предложены методы экономического управления для обеспечения надежного и безопасного функционирования транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: безопасность на транспорте, дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах, тяжесть последствий, риск травмирования и гибели людей на железнодорожных переездах



Введение. Научный и практический интерес к проблемам обеспечения экономической безопасности в российской практике остается высоким, в том числе и к такой важной ее части, как безопасность на транспорте [3, с. 130] (Kalyuzhnyy, 2016). Транспорт сегодня является одной их базовых отраслей российской экономики, удовлетворяя потребности хозяйствующих субъектов в перевозках грузов, а населения – в перевозках пассажиров. Транспортная система России представляет собой не только совокупность различных видов грузового и пассажирского транспорта, обеспечивающего процессы производства и перемещения людей, но и высокопроизводительную инфраструктуру, включающую в себя развитую сеть автомобильных и железных дорог, а также совокупность технических сооружений [8, с. 152] (Shkurina, Seslavina, Seslavin, Evdokimova, 2019). Обеспечение надежного и безопасного функционирования технических средств транспорта, подвижного состава и объектов инфраструктуры является актуальной и значимой социально-экономической задачей, так как позволяет не только наращивать финансово-экономический потенциал государства, но и обеспечивать сохранение жизни и здоровья его граждан, повышая благосостояние общества.

Крупнейшей транспортной инфраструктурной компанией, реализующей перевозки железнодорожным транспортом, является ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»), которое ежегодно проводит анализ транспортных происшествий и событий на своей инфраструктуре [7, с. 86] (Tarasov, Tretiakov, Isaycheva, 2015). Данные этого анализа за три последних года свидетельствуют, что наибольшее их количество происходит по вине сторонних организаций, в том числе водителей автотранспортных средств. Эти обстоятельства, являясь внешними факторами риска для ОАО «РЖД», заставляют железнодорожную компанию проводить целенаправленную работу по сокращению дорожно-транспортных происшествий на железнодорожных переездах и их последствий [2]. Таким образом, вовлеченность ОАО «РЖД» в решение задач по повышению безопасности на транспорте обеспечивает не только экономическую составляющую эффекта, но и существенную социальную составляющую за счет снижения травмирования и гибели людей, участвующих в перевозочном процессе [6, с. 71] (Seslavina, 2011).

Проблема снижения числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП) на железнодорожных переездах с каждым годом становится все более острой в связи с ростом интенсивности движения как автомобильного, так и железнодорожного транспорта [4, с. 48] (Karpushchenko, Velichko, Kolmogorova, 2011). Учет и дальнейший анализ числа и последствий ДТП на переездах включен в систему автоматизированного учета и контроля расследования допущенных нарушений безопасности движения в соответствии с классификацией, закрепленной в Приказе Минтранса России от 18 декабря 2014 года № 344 [1]. Сравнивая статистические данные о состоянии безопасности на железнодорожном транспорте Российской Федерации с данными Международного союза железных дорог, можно сделать вывод о достаточно благоприятной ситуации в нашей стране по большинству критериев. Высокими оказываются только данные, связанные с обеспечением безопасности на железнодорожных переездах. Объективных объяснений такой ситуации достаточно много: значительная протяженность железных дорог, огромное количество переездов, в том числе неохраняемых, низкая дисциплина водителей, существенное время перекрытия движения автотранспорта при движении поездов через переезд и т.д.

Анализ транспортных происшествий и иных событий по дирекциям производственного блока и железным дорогам проводится по данным календарного отчетного года. При этом следует отметить, что, по наблюдениям, за последние три года виновниками таких событий являются водители транспортных средств (сторонние организации для холдинга «Российские железные дороги»). Этот факт накладывает дополнительные трудности на перевозчика, связанные с задачей сокращения общего количества ДТП на железнодорожных переездах, а также снижения последствий, их сопровождающих. В первую очередь снижение должно касаться травмирования и гибели людей, вовлеченных в перевозочный процесс.

Работа по предупреждению ДТП на переездах активно проводится транспортной компанией ОАО «РЖД» совместно с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения (ГИБДД) [5]. Государственный подход в этом направлении связан с ликвидацией переездов путем возведения путепроводов под и над железнодорожными путями. Высокая стоимость и продолжительное время, необходимое для реализации таких проектов, тормозят активное введение новых объектов в эксплуатацию. Следует отметить, что число переездов ежегодно сокращается с 12384 в 2004 году до 10534 в 2019 году.

На рисунках 1–3 приведена динамика числа ДТП на железнодорожных переездах и их последствия за три года.

Рисунок 1. Данные о числе ДТП и их последствиях

на железнодорожных переездах (2017–2019 гг.)

Источник: составлено авторами по материалам ГИБДД России.

Полученные данные позволяют сделать вывод о ежегодном снижении числа ДТП, погибших и раненых. Такая динамика в том числе связана с уменьшением количества одноуровневых пересечений железнодорожных путей и автомобильных дорог на Московской железной дороге, где число ДТП всегда было высоким.

Рисунок 2. Динамика количества ДТП на железнодорожных переездах и количества пострадавших в них по месяцам за 2017–2019 гг.

Источник: составлено авторами по материалам ГИБДД России.

В течение анализируемого периода наблюдается ярко выраженная сезонность, как возникновения ДТП на железнодорожных переездах, так и числа пострадавших в них.

Рисунок 3. Динамика числа ДТП на железнодорожных переездах и количества пострадавших в результате ДТП (2017–2019 гг.)

Источник: составлено авторами по материалам ГИБДД России.

Анализ представленных данных позволяет сделать вывод о превышении числа пострадавших в результате ДТП на железнодорожных переездах над их количеством. Таким образом, уровень тяжести последствий ДТП на железнодорожных переездах определяется как катастрофический и критический, что определяет повышенное внимание к обеспечению безопасности движения поездов на данных объектах и, как следствие, повышению безопасности на транспорте.

Оперативность, точность и обоснованность принятия решений по управлению безопасностью перевозочного процесса на железнодорожных переездах обеспечивается достоверной и полной информационной базой, единой для всего транспортного комплекса страны. В соответствии с Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года установлены целевые показатели управления безопасностью движения, имеющие экономическую основу, в том числе отражающие специфику функционирования железнодорожных переездов.

К целевым показателям, применяемым для железнодорожных переездов, можно отнести следующие:

- место ДТП;

- количество ДТП;

- количество случаев гибели и травмирования людей;

- размер ущерба от ДТП, тыс. руб.;

- количество ДТП, приходящихся на 1 переезд;

- количество случаев гибели и травмирования людей, приходящихся на 1 переезд;

- удельный ущерб от ДТП, определяемый как отношение общего размера ущерба от ДТП на железнодорожных переездах к их общему количеству, тыс. руб.

Данные о количестве ДТП на железнодорожных переездах по местам возникновения и их последствиям содержатся в автоматизированных системах ОАО «РЖД».

По данным этих автоматизированных систем устанавливаются показатели:

- место ДТП на железнодорожных переездах;

- категория переезда (регулируемые и нерегулируемые четырех категорий);

- количество ДТП на железнодорожных переездах;

- количество случаев гибели и травмирования людей вследствие ДТП;

- размер ущерба, возникшего вследствие каждого нарушения.

Далее рассчитывается удельный ущерб от ДТП как отношение общей суммы экономического ущерба к общему количеству ДТП на железнодорожных переездах.

По совокупности железнодорожных переездов на сети железных дорог осуществляется анализ динамики следующих целевых показателей:

- количество ДТП;

- количество случаев гибели и травмирования людей;

- удельный ущерб от ДТП.

Аналогичные показатели анализируются с целью сопоставления ситуации на железнодорожных переездах по железным дорогам для принятия эффективных управленческих решений по обеспечению безопасности на транспорте.

Приемлемым считается следующее изменение показателей за анализируемый период:

- для абсолютных показателей – снижение;

- для относительных показателей, за исключением показателя «удельный ущерб от ДТП» – снижение либо отсутствие динамики;

- для показателя «удельный ущерб от ДТП» – темп роста в процентах не выше уровня инфляции за соответствующий период, снижение либо отсутствие динамики.

На основе результатов анализа динамики показателей обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах принимаются решения по реализации административных (организационно-предупредительных), технологических и технических мероприятий, а также экономических и социально-психологических методов управления персоналом, направленных на обеспечение заданного уровня безопасности и надежности перевозочного процесса.

Выбор приоритетных объектов для принятия решений, направленных на предотвращение транспортных происшествий и иных событий, а также снижение тяжести последствий ДТП на железнодорожных переездах, базируется на результатах анализа ситуации на железнодорожных переездах по ранее определенным основным показателям.

В зависимости от интенсивности движения суммарно в двух направлениях железнодорожного и автомобильного транспорта определено четыре категории железнодорожных переездов (по степени убывания интенсивности поездов и автотранспорта: I, II, III, IV). Анализ ситуации на железнодорожных переездах проводится отдельно по каждой категории переездов. Показатели, необходимые для проведения анализа, за соответствующий временной период отражаются в таблице 1. В указанные таблицы заносится информация только по железнодорожным переездам соответствующей категории, где в отчетном году были зафиксированы ДТП.

Таблица 1

Анализ ситуации по железнодорожным переездам _____ категории

Железнодорожные переезды
Место нахождения железнодорожного переезда (железная дорога, перегон)
Количество ДТП
Количество случаев гибели и травмирования людей
Размер ущерба от ДТП, тыс. руб.
Удельный ущерб от ДТП, тыс. руб.
В предшествующем году
В отчетном году
+/-
В предшествующем году
В отчетном году
+/-
В предшествующем году
В отчетном году
+/-
В предшествующем году
В отчетном году
+/-
Ж. д. переезд 1













….













Ж. д. переезд n













Итого категории _____













При построении приоритетного ряда железнодорожных переездов присвоение ранга производится в соответствии с местом, которое рассматриваемый объект занимает в ряду, выстроенном по возрастанию значения показателя. Наилучшим полагается минимальное значение рангового показателя.

По результатам ранжирования в каждой категории определяется «критическая» группа железнодорожных переездов, требующих разработки и контроля реализации мероприятий, направленных на исключение выявленных системных причин возникновения ДТП и нейтрализацию факторов риска. Повышенного внимания требуют железнодорожные переезды, на которых ДТП повторяются многократно в течение отчетного периода и (или) фиксируются в течение двух и более лет.

Дополнительно анализ ситуации на железнодорожных переездах проводится в разрезе железных дорог. При расчете количества ДТП и количества случаев гибели и травмирования людей, приходящихся на 1 железнодорожный переезд, учитываются все железнодорожные переезды соответствующей категории, расположенные в границах железной дороги, независимо от наличия зафиксированных ДТП.

По результатам анализа определяется «критическая» группа железных дорог, требующих повышенного внимания ревизорского аппарата, разработки и контроля реализации дополнительных системных мероприятий, направленных на исключение выявленных системных причин возникновения ДТП на железнодорожных переездах и нейтрализацию факторов риска.

В «критическую» группу попадают железные дороги:

- в границах которых отмечается наибольшее количество ДТП, в том числе с гибелью и травмированием людей, приходящихся на 1 переезд;

- имеющие значение показателя «удельный ущерб от ДТП», превышающее среднесетевое значение, и большой удельный вес по сумме ущерба от ДТП в общей сумме ущерба от ДТП по сети железных дорог;

- имеющие наибольший удельный вес по количеству ДТП в общем количестве ДТП по сети железных дорог.

Отдельно необходимо учитывать, что при изменении категории железнодорожного переезда, связанном с повышением интенсивности движения поездов и транспортных средств, на основании [п. 9, 7] требуются инвестиционные вложения для оборудования его техническими средствами в соответствии с требованиями, установленными для новой категории. В случае дальнейшего увеличения потока автотранспортных средств через переезд, если категория переезда не изменяется, устанавливается дополнительное оборудование, обеспечивающее повышение защищенности участников движения.

В заключение необходимо отметить, что, принимая высокий уровень риска ДТП на железнодорожных переездах, транспортная компания – владелец инфраструктуры берет на себя обязательства по их предупреждению и снижению последствий. Однако только совместные системные усилия всех лиц, вовлеченных в перевозочный процесс (законодательной базы, местных администраций, грузоотправителей, пассажиров, водителей автотранспортных средств, проектировщиков автомобильных дорог, подвижного состава и др.) могут привести к прорывным результатам значительного снижения риска, соответствующего мировым нормам. Такой подход позволит комплексно и целенаправленно развивать и совершенствовать транспортную инфраструктуру, учитывая ситуацию безопасности движения на каждом конкретном переезде.

Предлагаемая методология системного управления безопасностью на железнодорожных переездах является основой для дальнейшей работы по снижению числа ДТП на железнодорожных переездах и тяжести их последствий для обеспечения безопасности на транспорте в России и, как следствие, социально-экономической безопасности государства.


Источники:

1. Приказ Минтранса России от 18 декабря 2014 года № 344 «Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта»
2. Приказ Минтранса России от 31 июля 2015 г. № 237. Условия эксплуатации железнодорожных переездов
3. Калюжный Ю.Н. Безопасность дорожного движения в системе национальной безопасности Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. – 2016. – № 2. – c. 129-134.
4. Карпущенко Н.И., Величко Д.В., Колмогорова Т.В. Проблема обеспечения безопасности на железнодорожных переездах // Транспорт Российской Федерации. – 2011. – № 4(35). – c. 47-50.
5. Правила дорожного движения Российской Федерации. Утверждены Постановлением Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. № 1090
6. Сеславина Е.А. Экономические проблемы обеспечения безопасности движения на железнодорожных переездах // Экономика железных дорог. – 2011. – № 8. – c. 46.
7. Тарасов Е.М., Третьяков Г.М., Исайчева А.Г. Анализ состояния безопасности движения и мероприятия по повышению безопасности на железнодорожных транспортных пересечениях // Вестник транспорта Поволжья. – 2015. – № 5(63). – c. 85-90.
8. Шкурина Л.В., Сеславина Е.А., Сеславин А.И., Евдокимова Е.Н. Финансово-экономическая модель управления безопасностью перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. / Монография. - М.: ВИНИТИ РАН, 2019. – 152 c.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 23:11:32