Анализ и оценка перспектив развития экономической системы Венесуэлы в контексте глобальных экономических и политических потрясений

Иваев М.И.1, Никульников Н.В.1, Сафронов Е.Г.2
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики
2 Самарский государственный технический университет

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Июль-сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Представленная научная работа посвящена углубленному комплексному анализу и оценке наиболее вероятных перспектив эволюционного развития мирового гегемона по запасам углеводородных ресурсов – Боливарианской Республики Венесуэлы. В целях достижения поставленной исследовательской задачи осуществлено всестороннее многофакторное исследование динамики ключевых макроэкономических индикаторов данной юрисдикции в контексте пандемического шока, обусловленного распространением коронавирусной инфекции, а также интенсификации геополитической турбулентности, эскалировавшей в феврале 2022 года. Далее осуществлена детализированная оценка трансформации волатильности национальной валюты Венесуэлы по отношению к мировым резервным валютам в условиях макроэкономической нестабильности, а также проведён комплексный анализ состояния национальных фондовых рынков с позиций системного финансового риска. В заключительной части исследования выявлена корреляционная взаимосвязь между глобальной экономической системой и экономикой Венесуэлы, что в совокупности с вышеупомянутыми детерминантами свидетельствует о структурных кризисных явлениях в стране. Более того, представлен экстраполяционный прогноз наиболее вероятных сценариев векторного развития экономических тенденций Венесуэлы в краткосрочной и долгосрочной временных перспективах.

Ключевые слова: нефть, санкции, макроэкономический показатель, пандемия COVID-19, геополитический кризис, фондовая биржа, национальная валюта

JEL-классификация: F50, P24, F51, P44



Введение

Венесуэла обладает крупнейшими в мире доказанными запасами нефти, характеризующимися высоким качеством и стратегическим значением для глобального энергетического рынка [1] [2] [3]. Фактически, данное государство имело все предпосылки для формирования статуса регионального экономического и политического лидера, учитывая колоссальные объёмы природных ископаемых, относящихся к категории «чёрного золота». Однако попытки её правительства осуществить радикальную трансформацию экономической модели, направленную на деколонизацию хозяйственной системы и снижение экономико-политической зависимости от стран Североатлантического альянса и Европейского союза, привели к наложению масштабных ограничительных мер со стороны государств «коллективного Запада», что в значительной мере детерминировало экономическую стагнацию и усугубление структурных дисбалансов. [4] [5] [6]

Следует отметить, что данные санкционные рестрикции, имевшие целью маргинализацию Венесуэлы в глобальной экономике, также были обусловлены её стремлением к снижению аффилированности от идеологических и геополитических решений Соединённых Штатов Америки на мировой арене. Данный стратегический курс правительства Венесуэлы был воспринят в качестве вызова существующему миропорядку, что обусловило эскалацию экономического давления, сопровождаемого политической изоляцией. Стоит отметить, что к числу стран, реализующих сдерживающую политику в отношении Венесуэлы, наряду с государствами Североатлантического альянса, относятся также некоторые латиноамериканские державы, такие как Бразилия и Аргентина, опасающиеся формирования Венесуэлы в качестве регионального гегемона.

Заслуживает особого внимания тот факт, что все нефтяные ресурсы страны находятся под контролем государственной корпорации Petróleos de Venezuela, Sociedad Anonima (PDVSA), обладающей монопольным правом на разведку, добычу и реализацию нефти и природного газа как на континентальной территории Венесуэлы, так и на её обширных морских шельфах. Теоретически такая модель управления стратегическими ресурсами предполагает формирование устойчивого фискального фундамента для экономического роста и социального развития, как например в Катаре или Саудовской Аравии. Однако на практике централизованное управление в условиях отсутствия прозрачности, институциональной коррупции и политизированного распределения ресурсов привело к катастрофической неэффективности производственных процессов, снижению уровня капитальных вложений в модернизацию нефтедобывающей инфраструктуры и утрате конкурентоспособности на мировом рынке углеводородов. [7] [8] [9]

Актуальность представленного научного исследования заключается в необходимости детерминации наиболее вероятных векторов эволюционного развития государства, формально позиционирующего себя в оппозиции к геополитическим интересам США и их стратегических союзников, однако де-факто оказавшегося в состоянии геоэкономического заложника в рамках глобализированной неоколониальной системы, целенаправленно формируемой ведущими мировыми державами посредством многоуровневых механизмов асимметричной зависимости и транснационального контроля.

Анализ проблемы и сущности «Украинского кризиса», его эскалации в феврале 2022 года, а также воздействия данных событий на трансформацию мировой геополитической структуры, детально представлен в научных трудах следующий коллективах авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [4], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [5], Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. [6], Стефанова Н. А., Королев А. А. [7].

Фундаментальные исследования воздействия экономико-политических потрясений, спровоцированных пандемией COVID-19 и обострением геополитической ситуации в 2022 году, на эволюцию глобальных экономических и политических процессов подробно представлены в трудах следующих авторов: Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [8], Кудряшов А.А., Королев А.А. [9], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [10], Стефанова Н. А., Королев А. А. [11], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [12], Кудряшов А.А., Королев А.А. [13], Гераськина А.Р. [14], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [15], Маркелова Э.А. [16], Стефанова Н. А., Королев А. А. [17], Кудряшов А.А., Королев А.А. [18], Стефанова Н. А., Королев А. А. [19], Стефанова Н. А., Королев А. А. [20], Кудряшов А.А., Королев А.А. [21].

Проблематика представленного научного исследования заключается в критическом анализе катастрофической деградации экономической системы Венесуэлы на фоне реализации неоколониальной политики США и Китая в отношении данной страны. Комплексный анализ позволит осуществить многофакторную оценку наиболее вероятных сценариев эволюционного развития финансовой системы Венесуэлы, а также сформировать экстраполяционные прогнозы относительно целесообразности инвестиционных вложений в её стратегические сектора в условиях глобальной макроэкономической турбулентности.

Целью данной научной работы является всесторонний анализ перспектив развития экономической системы Венесуэлы в краткосрочном и долгосрочном периодах в условиях новых экономических и политических реалий. Для достижения аутентичных выводов и минимизации риска возникновения апокрифических суждений в рамках исследования ставятся следующие задачи:

1. Провести детализированный анализ динамики ключевых макроэкономических показателей Венесуэлы в контексте пандемии COVID-19 и эскалации глобального геополитического кризиса, вызванного событиями февраля 2022 года, учитывая, как экзогенные, так и эндогенные факторы.

2. Определить тенденции изменения волатильности национальной валюты (боливара) относительно ведущих мировых денежных единиц, а также провести компаративный анализ динамики рыночной стоимости основных биржевых индексов с целью выявления взаимосвязей и корреляционных зависимостей.

3. Посредством математического моделирования исследовать степень аффилированности экономики Венесуэлы с глобальными экономическими трендами, а также провести декомпозицию факторов, оказывающих влияние на экономическую динамику страны, учитывая макроэкономические шоки и внешнеполитические трансформации.

Новизна проведённого научного изыскания заключается в глубоком анализе и оценке перспектив развития государства, обладающего крупнейшими доказанными нефтяными запасами в мире на начало 2025 года, оказавшегося в неоколониальной зависимости от ведущих мировых держав. Основной целью исследования является определение инвестиционной привлекательности страны в условиях геополитической и экономической нестабильности, обусловленной внешними давлениями и глобальными экономическими вызовами.

В рамках данного научного исследования выдвинута гипотеза, согласно которой, несмотря на формальный статус Венесуэлы как идеологического противника США, страна фактически оказалась в неоколониальной зависимости от ведущих мировых держав, что привело к финансовому кризису в её экономике. Представленная экономическая нестабильность была обусловлена действиями неометрополий, оказывающих влияние на ключевые экономические и политические процессы в стране, что ставит под угрозу её экономическую стабильность и независимость.

При проведении научного исследования коллективом авторов использовались следующие методы: аналитический метод, метод анализа информационных материалов, индуктивный метод, дедуктивный метод, статистический метод, математический метод и графический метод.

Рассматривая динамику колебаний ключевых макроэкономических показателей Венесуэлы в контексте глобальных экзогенных шоков, вызванных пандемией коронавирусной инфекции и эскалацией мировой геополитической обстановки в феврале 2022 года [10] [11] [12], необходимо отметить наличие выраженной экономической турбулентности, обострившей и без того критическое состояние национальной экономики. В период с 2012 года по 2015 год в стране доминировала галопирующая инфляция, отражающая хроническую макроэкономическую нестабильность, вызванную структурными дисфункциями в государственной фискальной и монетарной политике.

С начала 2016 года ситуация претерпела значительные изменения, и экономика Венесуэлы вступила в фазу гиперинфляции, достигнув своего апогея в 2018 году, когда уровень инфляции колебался в пределах 65 тысяч процентов в год, что предопределило масштабное обесценивание национальной валюты и катастрофическое падение реальных доходов населения. Данная гиперинфляция стала результатом кумулятивного воздействия ряда факторов, включая резкое сокращение нефтяных доходов на фоне волатильности мировых цен на энергоресурсы, хроническую бюджетную несбалансированность и массовую денежную эмиссию, направленную на финансирование дефицита государственного бюджета. (рисунок 1)

Несмотря на это, начиная с 2019 года в экономике Венесуэлы наметились признаки относительной стабилизации, которые достигли своего пика в 2022 году. Этот период был обусловлен краткосрочным оживлением экономической активности на фоне значительного роста мировых цен на нефтепродукты, что обеспечило частичное восстановление экспортных поступлений. Вследствие этого гиперинфляция сменилась на галопирующую, что отражало временное улучшение макроэкономических условий. Однако данная стабилизация носила поверхностный характер, поскольку не была подкреплена структурными реформами и институциональными изменениями. [13] [14] [15]

Уже в 2023 году кризисная ситуация в Венесуэле вновь обострилась, что явилось следствием ухудшения глобальной конъюнктуры сырьевых рынков, усиления международных санкций и нарастающей социальной нестабильности внутри страны. Таким образом, макроэкономическая динамика Венесуэлы в исследуемый период отражает глубокую структурную деформацию национальной экономики, обусловленную экзогенными шоками и эндогенными дисбалансами, что требует дальнейшего комплексного анализа для выявления ключевых факторов, детерминирующих её развитие в условиях глобальной экономической нестабильности.

Рисунок 1. Изменение динамики уровня инфляции в Венесуэле с 2012 года по 2023 год.

Figure 1. Changes in the dynamics of the inflation rate in Venezuela from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Следует подчеркнуть, что государственные регулирующие финансовые институты Венесуэлы предприняли попытки стабилизации макроэкономической ситуации посредством ужесточения монетарной политики, начиная с 2019 года. Эти меры включали в себя повышение процентных ставок, ужесточение кредитно-денежной политики и ограничение денежной массы в обращении с целью сдерживания инфляционного давления. Однако данные действия продемонстрировали лишь минимальную эффективность в условиях глубокого структурного кризиса, охватившего экономику страны. (рисунок 2)

Несмотря на ужесточение монетарных условий, в 2024 году ключевая процентная ставка достигла значений, эквивалентных примерно 60%, однако данные меры оказались неэффективными в сдерживании темпов инфляции, которые в предыдущем году составляли около 330%. Данный феномен был обусловлен хронической слабостью внутреннего производства, острой зависимостью от импорта и продолжающейся девальвацией национальной валюты, что в совокупности подрывало устойчивость макроэкономической системы Венесуэлы.

Таким образом, антикризисные действия государственных финансовых институтов Венесуэлы продемонстрировали ограниченную результативность в условиях системного экономического коллапса, что подчёркивает необходимость проведения глубокой структурной реформы и диверсификации экономики для преодоления хронической макроэкономической нестабильности и восстановления устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

Рисунок 2. Изменение динамики ключевой процентной ставки в Венесуэле с 2016 года по 2024 год.

Figure 2. The change in the dynamics of the key interest rate in Venezuela from 2016 to 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

В свою очередь, соотношение государственных расходов и доходов бюджета Венесуэлы в период с 2012 года по 2023 год представляли собой ужасающий экономический феномен устойчивого сокращения, отражающего системный кризис национальной финансовой системы. В условиях фактической потери покупательной способности национальной валюты и значительного сокращения доходов от экспорта природных ископаемых правительство страны оказалось вынуждено корреляционно снижать бюджетные расходы практически на все сферы государственной экономики. (рисунок 3)

Следует подчеркнуть, что данный процесс сопровождался де-факто игнорированием рентных платежей, которые в условиях гиперинфляции и стремительного обесценивания боливара индексировались по заниженному курсу инфляции. В результате государственные доходы оказались неспособны покрывать даже базовые потребности бюджета, что обострило проблему дефицита и привело к кумулятивному накоплению государственного долга.

Такое состояние национальной финансовой системы подтверждает наличие структурных диспропорций в бюджетной политике страны и неэффективность существующих механизмов перераспределения ресурсов. В совокупности с хронической зависимостью от экспорта углеводородов и отсутствием диверсификации экономики это создало предпосылки для углубления макроэкономического кризиса, характеризующегося катастрофическим спадом производства, ростом бедности и социальной напряженности. [16] [17] [18]

Рисунок 3. Изменение динамики доходов и расходов государственного бюджета Венесуэлы в миллионах долларов с 2012 года по 2023 год.

Figure 3. Changes in the dynamics of revenues and expenditures of the Venezuelan state budget in millions of dollars from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Заслуживает внимания тот факт, что государственный долг Венесуэлы, который в 2020 году достиг рекордных исторических значений, составив 327,7% от ВВП, после этого начал снижаться, и на 2023 год его показатель снизился до 148,2%. Однако данное «положительное» изменение упомянутого финансового индикатора не связано со стабилизацией макроэкономической ситуации в стране, а в большей степени обусловлено продолжением девальвации национальной валюты, что привело к значительному обесцениванию внешних и внутренних долговых обязательств в национальной валюте. (рисунок 4)

В условиях продолжительного экономического кризиса и высоких темпов инфляции, несмотря на значительное повышение ключевой процентной ставки, долговые обязательства государства или банковские вклады не были способны обеспечить реальное покрытие текущих экономических проблем. Высокая ключевая ставка свидетельствовала о попытках регулирования инфляционных процессов, но, тем не менее, эта мера оказалась недостаточной для преодоления инфляционной спирали. В итоге, даже с относительно сниженной задолженностью в процентном выражении, реальные темпы инфляции и девальвация национальной валюты не позволили достичь стабильности и финансовой устойчивости, что продолжало усугублять экономическую ситуацию в стране.

Таким образом, снижение государственного долга в процентном выражении не является доказательством экономической стабилизации, а лишь отражает особенности динамики внутренней валютной и долговой системы, что подчеркивает необходимость проведения комплексных экономических реформ для восстановления финансовой устойчивости и стабильности на долгосрочную перспективу.

Рисунок 4. Изменение динамики государственного долга Венесуэлы в % от ВВП.

Figure 4. Changes in the dynamics of Venezuela's public debt as a percentage of GDP.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Рассмотренная ранее кризисная ситуация в экономике Венесуэлы, спровоцировала перманентное падение валового внутреннего продукта (ВВП) страны на инвариантной основе с 2012 года по 2023 год. Несмотря на относительную стабилизацию ситуации начиная с 2021 года, общая динамика экономики остается нисходящей. Коэффициент аппроксимации равен 0,8918, что согласно шкале Чеддока относится к категории достоверности "высокой". Это свидетельствует о высоком уровне устойчивости негативных экономических трендов в стране. (рисунок 5)

Таким образом, анализ показывает, что, несмотря на усилия по преодолению кризиса, экономическая модель Венесуэлы остается крайне уязвимой и требующей комплексных реформ, направленных на диверсификацию экономики и уменьшение её зависимости от внешних шоков и внутренней нестабильности.

Рисунок 5. Изменение динамики ВВП Венесуэлы (ППС, млрд долл.) с 2012 года по 2023 год

Figure 5. Changes in the dynamics of Venezuela's GDP (PPP, billion dollars) from 2012 to 2023

Источник: составлено авторами на основе [3]

Представленная ситуация в финансовой архитектуре Венесуэлы, отражающая реализацию политики неоколониализма со стороны США, их союзников и Китая, ярко демонстрирует механизм, посредством которого страны с сырьевой экономикой оказываются в долговременной зависимости от внешних контрагентов. Эти страны, обладая значительным влиянием, навязывают условия для экспорта природных ископаемых по демпинговым ценам, что, в свою очередь, разрушает национальные интересы в экономической и политической сферах. [19] [20] [21]

Когда правительства, стремящиеся укрепить суверенитет, как это случилось с правительством Николаса Мадуры, предпринимают шаги по поиску более выгодных торговых партнеров или сохранению идеологической независимости, они сталкиваются с агрессивным вмешательством ведущих мировых держав. В случае Венесуэлы это выражается в наложении экономических санкций и политических репрессий, включая обвинения в отсутствии демократических институтов и произволе властей. Однако, несмотря на критику Венесуэлы, стоит отметить, что в случаях, таких как Саудовская Аравия — важный поставщик нефтепродуктов для ЕС и Китая — отсутствие демократических процедур, например, выборов главы государства, не вызывает аналогичной реакции со стороны стран «коллективного Запада». Это объясняется лояльностью саудовского правительства к экономическим интересам мировых держав, что делает страну удобным партнером, несмотря на её политическую модель абсолютной монархии.

Таким образом, попытки Венесуэлы выйти из неоколониальной зависимости и прекратить быть сырьевым придатком мировых держав лишь усугубили экономическую нестабильность. Это стало важным фактором, способствующим экономическому коллапсу, так как страна оказалась полностью зависимой от внешних экономических и политических факторов, что лишило её возможности развивать высокотехнологичную и диверсифицированную экономику и эффективно справляться с вызовами, стоящими перед её экономической системой.

Стоит отметить, что Китай действует согласованно с США и другими странами блока НАТО, формально поддерживая «независимый» политический курс Венесуэлу, который фактически носит амбивалентный характер. Китай осуществляет частичную экономическую экспансию, предоставляя Венесуэле невозвратные кредиты, в обмен на которые правительство Мадуры фактически вынуждено отдавать природные ресурсы страны по заниженным ценам. Тем самым Китай фактически участвует в процессе эксплуатации венесуэльских природных ископаемых, чем подрывает экономическую самостоятельность государства.

Однако на фоне географических факторов США продолжает оставаться одним из основных покупателей венесуэльской нефти, используя схемы обхода санкций. Транснациональные компании США, с партикулярного согласия Вашингтона, приобретают нефть у Венесуэлы по демпинговым ценам, которые составляют от 5 до 10 долларов за баррель, что значительно ниже рыночной стоимости. Этот процесс демонстрирует, как США и Китай проводят неоколониальное преобразование в отношении Венесуэлы, выкачивая из неё ресурсы.

В частности, Соединенные Штаты, благодаря своему географическому положению, осуществляют более значительную часть этого механизма. В сою очередь Китай, после формальной передачи прав на нефть, перепродает её другим странам, учитывая логистические проблемы, связанные с доставкой венесуэльского сырья в Поднебесную. Это подтверждает тезис о том, что Венесуэла, несмотря на формальную поддержку со стороны крупных мировых игроков, фактически продолжает оставаться объектом эксплуатации, не имея реальных возможностей для экономической диверсификации и развития.

Ситуация в Венесуэле с начала 2021 года стабилизировалась в значительной степени благодаря внешней экономической поддержке и прекращению попыток правительства вести независимый идеологический курс. Внешние игроки, заинтересованные в венесуэльских ресурсах, осознают, что в случае окончательного экономического краха страны может начаться гражданская война, которая затруднит добычу нефти, или произойдет государственный переворот, в результате которого к власти придут нелояльные политические силы. В обоих случаях это может привести к нарушению существующих торговых отношений и поставить под угрозу стабильность на нефтяных рынках.

Таким образом США и Китай искусственно поддерживают экономику Венесуэлы, поскольку их интересы напрямую связаны с сохранением текущего положения. Например, США частично закупают нефть по близким к рыночным ценам, фактически обеспечивая "рентные" платежи Венесуэле. Согласие Николаса Мадуры на такую практику привело к частичной долларизации экономики страны, где практически все цены на внутреннем рынке выражаются в долларах. Это создаёт зависимость от внешних экономических факторов и усиливает контроль над экономикой Венесуэлы со стороны крупных мировых игроков, таких как США и Китай, однако поддерживает её макроэкономическую систему.

Рассматривая тенденции изменения биржевого курса национальной валюты Венесуэлы по отношению к ведущим мировым валютам, можно отметить достаточно негативную динамику. С начала 2018 года по 25 февраля 2025 года доллар США укрепился по отношению к венесуэльской валюте на 63 858 952,37%, евро — на 67 134 903,83%, а китайский юань — на 473,57%. Это явный индикатор значительного обесценивания венесуэльского боливара, что связано со множеством факторов, включая инфляцию, политическую нестабильность и экономический кризис, который страна переживает на протяжении последних лет. (рисунок 6-8)

Особое внимание стоит уделить относительно небольшому росту курса китайского юаня. Это можно объяснить высокими уровнями торговых связей между Венесуэлой и Китаем, а также активной покупкой Китаем природных ископаемых у Венесуэлы, что оказывает поддержку китайской валюте. В тоже время торговля со странами «коллективного Запада» ведется в основном неофициально, что не оказывает значительного влияния на курс боливара. Это также может свидетельствовать о сложности и нелегальности экономических обменов с этими странами в условиях санкций и политического давления.

Рисунок 6. Изменение динамики доллара США к венесуэльскому боливару с 1 января 2018 года по 25 февраля 2025 года

Figure 6. Changes in the dynamics of the US dollar against the Venezuelan bolivar from January 1, 2018 to February 25, 2025

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунок 7. Изменение динамики Евро к венесуэльскому боливару с 1 января 2018 года по 25 февраля 2025 года

Figure 7. Change in the dynamics of the Euro against the Venezuelan bolivar from January 1, 2018 to February 25, 2025

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунок 8. Изменение динамики китайского юаня к венесуэльскому боливару с 1 января 2018 года по 25 февраля 2025 года

Figure 8. Change in the dynamics of the Chinese yuan against the Venezuelan bolivar from January 1, 2018 to February 25, 2025

Источник: составлено авторами на основе [1]

Полномасштабный финансовый кризис, продолжающий оказывать глубокое воздействие на экономическую структуру Венесуэлы, закономерно отразился на её фондовом рынке, что наглядно проявляется в динамике основного фондового индекса страны — Bursatil. В период с 1 января 2018 года по 25 февраля 2025 года индекс увеличился на 14 966,91%, что тесно аффилированно с желанием национальных инвесторов защитить свои капиталы от неконтролируемого роста инфляции в стране. Однако столь значительный рост не оказался достаточным для того, чтобы нивелировать пагубные последствия стремительного инфляционного всплеска, присущего венесуэльской экономике. Этот рост индекса в условиях финансовой нестабильности и воздействия внешнего санкционного давления ярко иллюстрирует те сложности, с которыми сталкиваются венесуэльские корпорации, стремящиеся поддерживать стабильность и увеличивать прибыль в условиях внешнеэкономических и политических вызовов. (рисунок 9)

Неоспоримым фактором, определяющим текущее состояние венесуэльской экономики, является сохраняющаяся в значительной степени зависимость ведущих отраслей страны от государственного вмешательства и регулирования. Несмотря на положительную динамику фондового индекса, венесуэльские предприятия не в состоянии полноценно адаптироваться к внешним экономическим и политическим реалиям, что создает дополнительные препятствия для эффективного ведения бизнеса и ограничивает потенциал устойчивого роста. В конечном счёте это приводит к неэффективному использованию существующих механизмов государственного контроля, что в свою очередь лишь углубляет кризис и способствует снижению конкурентоспособности страны на международной арене.

.

Рисунок 9. Изменение динамики рыночной стоимости биржевого индекса Bursatil с 1 января 2018 года по 25 февраля 2025 года

Figure 9. Changes in the dynamics of the market value of the Bursatil exchange index from January 1, 2018 to February 25, 2025

Источник: составлено авторами на основе [1]

Подобная ситуация наблюдается и в отраслевых фондовых индексах страны. Однако, в связи с отсутствием даже номинальных признаков диверсификации венесуэльской экономики, их количество остается существенно ограниченным. (таблица 1)

Таблица 1.

Изменение динамики волатильности ключевых отраслевых биржевых индексов Венесуэлы с 1 января 2018 года по 25 февраля 2025 года

Table 1.

Changes in the volatility dynamics of Venezuela's key industry stock indices from January 1, 2018 to February 25, 2025

Отраслевой биржевой индекс
Отрасль
Линия тренда
Коэффициент аппроксимации
Изменение в %

Bursatil Finanacial
Финансовая
Нисходящая
0,0091
16 529,48

Bursatil Industrial
Промышленная
Нисходящая
0,007
16 512,24
Источник: составлено авторами на основе [1]

Для определения степени аффилированности тенденций экономики страны от динамики мировой экономической системы необходимо провести анализ изменение ВВП Венесуэлы и тенденций общего мирового внутреннего валового продукта. (рисунок 10)

Рисунок 10. Изменение динамики общего мирового ВВП и внутреннего валового продукта Венесуэлы в триллионах долларов США с 2012 года по 2023 год.

Figure 10. The change in the dynamics of Venezuela's total global GDP and gross domestic product in trillions of US dollars from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Данные расчёты представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между общим мировым ВВП и ВВП Венесуэлы в триллионах долларов.

Table 2.

Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between the total global GDP and Venezuela's GDP in trillions of dollars.

N
Значения А (Общий мировой ВВП)
Ранг А
Значения В (ВВП Венесуэлы)
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
119.2
1
0.5448
10
-9
81
2
123.07
2
0.5615
12
-10
100
3
127.28
3
0.549
11
-8
64
4
131.5
4
0.5197
9
-5
25
5
135.77
5
0.4352
8
-3
9
6
140.94
6
0.3736
7
-1
1
7
146.09
7
0.307
6
1
1
8
150.37
9
0.2258
5
4
16
9
146.13
8
0.1602
1
7
49
10
155.55
10
0.1692
2
8
64
11
160.84
11
0.1956
3
8
64
12
166.11
12
0.2108
4
8
64
Суммы

78

78
0
538
Источник: составлено авторами на основе [3]

В данном случае:

Подставим значения в формулу:

Анализ полученного значения коэффициента ранговой корреляции Спирмена, равного −0,88, свидетельствует о наличии выраженной обратной взаимосвязи между динамикой общего мирового валового внутреннего продукта и ВВП Венесуэлы в исследуемом временном интервале. Данный результат позволяет сделать вывод о том, что изменения макроэкономических показателей на глобальном уровне практически не транслируются в экономическую систему Венесуэлы, что обусловлено глубокими структурными аномалиями её экономической системы, находящейся в состоянии полномасштабного финансового кризиса. Следует подчеркнуть, что данный кризис спровоцирован внешними дестабилизирующими факторами, в частности, экономическими санкциями, инициированными ведущими мировыми державами, что представляет собой элемент неоколониальной политики, направленной на формирование экономической зависимости Венесуэлы. Эти геоэкономические воздействия усугубляются экзогенными шоками, связанными с экстремальной волатильностью мировых цен на углеводородное сырьё — ключевого экспортного ресурса Венесуэлы, а также усилением геополитической турбулентности в Латиноамериканском регионе.

Следует отметить, что отрицательная корреляция в значительной степени отражает кризисные явления в экономике Венесуэлы, включая гиперинфляцию, катастрофический спад промышленного производства, обвальную девальвацию национальной валюты и коллапс социальной инфраструктуры. Указанные процессы усугубляются экономической изоляцией, вызванной санкционным давлением, что предопределяет выраженную диссонантность экономических траекторий и демонстрирует асинхронность вектора развития Венесуэлы относительно глобальных макроэкономических трендов.

Таким образом, выявленная отрицательная корреляция указывает на наличие структурного экономического дисбаланса, обусловленного сочетанием экзогенных и эндогенных факторов, который предопределяет устойчивую дивергенцию траекторий экономического роста Венесуэлы и мирового хозяйства. Данная ситуация требует дальнейшего углублённого анализа с целью декомпозиции факторов, детерминирующих экономическую динамику в условиях мировых экономических трансформаций и системных кризисных процессов, а также оценки степени влияния внешнеэкономических шоков и политико-экономических рестрикций на экономическую систему Венесуэлы.

Заключение

На основе вышеизложенного можно ответить на ключевой вопрос исследования, касающийся определения наиболее вероятных перспективах развития экономической системы Венесуэлы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Проведённый фундаментальный анализ позволяет утверждать, что в обоих случаях экономика страны останется на низком уровне, а в лучшем сценарии, подобно другим неоколониальным государствам, таким как Нигерия, она сможет стабилизировать кризисную ситуацию оставшись безвольным сырьевым придаткам. В свою очередь уровень жизни населения, вероятно, останется неизменным.

Венесуэла представляет собой важную неоколонию в контексте современной мировой экономики, где влияние таких держав, как США и Китай, существенно влияет на внутреннюю политику. Эти мировые силы будут всеми доступными средствами стремиться сохранить контроль над страной, учитывая стратегическую ценность её природных ресурсов, особенно для США. При этом существует высокая вероятность гражданской войны, однако даже в случае такого развития событий США и Китай могут создавать прокси-группы для сохранения своего присутствия в данном государстве, продолжая добычу природных ископаемых через посредников. В случае же мирной смены власти крайне маловероятно, что Венесуэла получит реальную экономическую и политическую свободу на фоне давления со стороны ведущих мировых игроков.

Таким образом, на основании анализа можно сделать вывод о нецелесообразности долгосрочных инвестиций в Венесуэлу. Краткосрочные вложения так же остаются высокорисковыми. Тем не менее, учитывая цикличность макроэкономической ситуации в стране, возможно извлечение выгоды через спекулятивные манипуляции её активами на международных рынках со стороны крупных мировых финансовых структур. При этом частным инвесторам следует воздерживаться от вложений в Венесуэлу.


Источники:

1. Investing.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/ (дата обращения: 01.03.2025).
2. The Global 2000. Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=1c5094c45ac0 (дата обращения: 01.03.2025).
3. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 01.03.2025).
4. Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. Россия и Украина: возможности и угрозы // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 132-143. – doi: 10.18334/eo.6.4.37382.
5. Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. Россия и Украина: вместе или порознь? // Экономические отношения. – 2016. – № 2. – c. 33-41. – doi: 10.18334/eo.6.2.37311.
6. Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. Социально-экономические изменения в условиях политических кризисов и конфликтов // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2023. – № 4. – c. 35-44.
7. Стефанова Н.А., Королев А.А. Проблема вмешательства иностранного капитала в Российскую экономику // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 1(36). – c. 74-79. – doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.
8. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
9. Кудряшов А.А., Королев А.А. Анализ и оценка тенденций мировых биржевых индексов в контексте эскалации украинского кризиса // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 653-668. – doi: 10.18334/eo.13.4.118971.
10. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215-234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
11. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние иностранных санкций на фондовый рынок Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 4(39). – c. 96-101. – doi: 10.51608/23058641_2023_4_96.
12. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.117207.
13. Кудряшов А.А., Королев А.А. Влияние геополитической обстановки на трансформацию неоколониальной системы // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 735-750. – doi: 10.18334/eo.13.4.119283.
14. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236. – doi: 10.18334/eo.13.2.117900.
15. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2169-2192. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
16. Маркелова Э.А. Политика ОПЕК в условиях современного энергетического кризиса // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 807-822. – doi: 10.18334/eo.12.4.116844.
17. Стефанова Н.А., Королев А.А. Нестабильность экономики США как драйвер нового мирового финансового кризиса // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 3(38). – c. 52-57. – doi: 10.51608/23058641_2023_3_52.
18. Кудряшов А.А., Королев А.А. Состояние финансовой системы Великобритании на фоне нестабильности на геополитическом уровне // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.14.1.120734.
19. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние экономико-политического противостояния РФ, США и стран Европейского союза на их финансовые системы // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2024. – № 2. – c. 71-78. – doi: 10.26118/2782-4586.2024.22.39.010.
20. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние геополитического кризиса на нефтегазовую отрасль экономики Российской Федерации // Экономические отношения. – 2024. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/eo.14.2.121054.
21. Кудряшов А.А., Королев А.А. Экономические реформы кабинета министров Лиз Трасс и их влияние на экономику Великобритании // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 571-584. – doi: 10.18334/eo.13.3.118810.

Страница обновлена: 25.03.2025 в 21:51:14