Анализ состояния экономической системы Венгрии в контексте мировой финансовой и политической нестабильности

Гостев Д.В.1, Крюкова А.А.1, Королев А.А.1
1 Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

Статья в журнале

Экономические отношения (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь-март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Данное научное исследование посвящено всестороннему фундаментальному анализу перспектив развития экономической система Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Для достижения представленной цели коллектив авторов проводит анализ влияния пандемии COVID-19 и эскалации «Украинского кризиса» в феврале 2022 года на ключевые макроэкономические показатели упомянутой страны. Далее представлено исследование изменения рыночной стоимости главного биржевого индекса, чистой прибыли основных транснациональных компаний и биржевой стоимости денежных единиц Венгрии по отношении к ведущим мировым валютам в контексте мировых экономико-политических потрясений. Следующим шагом научного изыскания является проведение математического анализа степени аффилированности волатильности экономики данного государства от динамик ведущих финансовых систем «коллективного Запада» (США и Евросоюза). В заключении представлен прогноз наиболее вероятных сценариев развития народного хозяйства Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах, на основании которого можно сделать вывод о рентабельности инвестиционных вложений в данное государство

Ключевые слова: Европейский союз, Украинский кризис, Североатлантический альянс, пандемия COVID-19, макроэкономические показатели, биржевой индекс, чистая прибыль, транснациональные компании, мировые валюты

JEL-классификация: F52, H56, H12



Введение

На сегодняшний день политическое руководство Венгрии придерживается достаточно амфиболичной геополитической идеологии на мировой арене. Несмотря на то, что упомянутая страна является участником блока «НАТО» (где на перманентной основе лидерство принадлежит США) и Европейского союза и имеет достаточно «слабую» экономику, выраженную присутствием рецессии в народном хозяйстве на инвариантной основе [1] [2] [3], правительство Виктора Орбана имеет свой, формально независимый, идеологический курс, в ряде случаев кардинально отличающийся от других государств данных экономико-политических и военных союзов, например, в отношении путей решения «Украинского кризиса». Одним из ярчайших примеров представленной ситуации является затягивание ратифицирования на вступление Финляндии и Швеции в Североатлантический альянс в контексте с катастрофической эскалацией мировой геополитикой обстановки, когда практически все страны-участники данной организации поддержали решения правительств упомянутых стран, однако, Венгрия высказала свои возражения (наравне с Турцией), тем самым временно замедлив присоединение в блок «НАТО» данных государств [4]. Фактически действия «Будапешта» прямо затрагивали интересы Североатлантического договора, нацеленного на инвариантном расширении. На основе выше сказанного на 2024 год Венгрию можно назвать «внутренней аппозицией» Североатлантического альянса.

Актуальность представленного научного изыскания обусловлена крайне нейтральной политикой Венгрии в контексте с мировыми экономико-политическими потрясениями. Так, упомянутая страна, являясь участником Североатлантического альянса и Европейского союза, фактически занимает в них роль «внутренней аппозиции». В связи с этим всесторонний макроэкономический анализ перспектив развития экономической системы данной страны позволит оценить влияние пандемии COVID-19 и эскалации «Украинского кризиса» в феврале 2022 года на государство, транспарентно являющееся союзником США, но при этом, имеющее кардинально отличающийся внешний идеологический курс. Так же, на основе выше сказанного, данное исследование позволит оценить перспективы инвестиционных вложений в финансовую систему Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Изученность проблематики:

Всесторонний анализ природы «Украинского кризиса» и последствий его эскалации в феврале 2022 года на мировые геополитические изменения, представлен в работах следующих авторов: Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. [5], Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. [6], Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. [7], Стефанова Н. А., Королев А. А. [8].

Фундаментальные исследования влияния экономико-политических потрясений, наблюдаемых на фоне пандемии COVID-19 и обозрения геополитической обстановки в 2022 году на глобальные мировые экономические и политические тенденции, представлены в работах следующих авторов: Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. [9], Кудряшов А.А., Королев А.А. [10], Городнова Н.В., Домников А.Ю. [11], Стефанова Н. А., Королев А. А. [12], Зимовец А.В., Климачев Т.Д. [13], Кудряшов А.А., Королев А.А. [14], Гераськина А.Р. [15], Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци [16], Маркелова Э.А. [17], Стефанова Н. А., Королев А. А. [18], Кудряшов А.А., Королев А.А. [19], Стефанова Н. А., Королев А. А. [20], Стефанова Н. А., Королев А. А. [21], Кудряшов А.А., Королев А.А. [22].

Проблематика данного исследования заключается в крайне неоднозначной политике правительства Виктора Орбана на 2024 год в контексте мирровых экономических и политический потрясений. В связи с этим фундаментальный анализ влияния нестабильности в глобальной политической и финансовой системе на страну, занимающую «роль» аппозиции среди государств «коллективного Запада», позволит оценить перспективы изменения её основных макроэкономических показателей и степень целесообразности инвестиционных вложений в Венгрию в краткосрочном и долгосрочном периодах.

Целью данной работы является определить перспективы развития экономической системы Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах в контексте мировых экономико-политических потрясений. Для исключения апокрифичных суждении и нахождения аподиктического ответа необходимо выполнить следующий перечень задач:

1. Определить влияние пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки на ключевые экономические показатели Венгрии.

2. Выявить влияние мировых экономико-политический потрясений, наблюдаемых с 2019 года, на ведущие биржевые индексы данного государства, чистую прибыль её транснациональных компаний и рыночную стоимость её национальных денежных единиц (форинт) по отношения к мировым валютам.

3. Через математический анализ определить степень экономический зависимости Венгрии от США и Европейского союза.

Новизной представленного научного исследования является определение наиболее вероятных сценариев изменения экономической системы Венгрии, страны – внутренней аппозиции блока «НАТО» и ЕС, через проведение всестороннего фундаментального анализа тенденций её основных макроэкономических индикаторов в контексте с пандемией COVID-19 и обострением мировой геополитической обстановки.

В научном изыскании выдвинута гипотеза, подразумевающая, что на 2024 год Венгрия оказалась «жертвой» геополитических амбиций США и других лидеров «коллективного Запада», на фоне которых в её национальной экономике наблюдается кризисная ситуация и что дальнейшие перспективы развитии народного хозяйства рассматриваемого государства напрямую аффилированы с его внешней политикой, когда следующие шаги «Будапешта» определят развитие его национальной финансовой системы в краткосрочном периоде, однако в долгосрочных перспективах Венгрия с высокой долей вероятности утратит идеологическую независимость в связи со «слабой» внутренней экономикой.

При проведении научного исследования коллективом авторов применялись следующие научные методы: метод изучения информационных материалов, графический метод, метод статистического анализа, аналитический метод, метод математического анализа, индуктивный метод, дедуктивный метод.

Анализ влияния пандемии COVID-19 и обострения мировой геополитической обстановки на ключевые экономические показатели Венгрии

Как можно видеть из представленных данных (рисунок 1), с начала нестабильности в мировой экономической [5] [6] и политической системе [7] [8] инфляция потребительских цен в Венгрии имела динамику на рост (линия тренда восходящая, коэффициент аппроксимации равен 0,7954). Стоит отметить, что повышение общего уровня цен на товары и услуги продолжилось в 2023 году, несмотря на то, что её мировые показатели снизились в упомянутый год – в 2022 году общая инфляция в мире была эквивалентна 8 процентам, а в 2023 году 5,8 процентов.

Рисунок 1. Изменение динамики инфляции в Венгрии с 2018 года по 2023 год.

Figure 1. Changes in the dynamics of inflation in Hungary from 2018 to 2023.

Так же стоит отметить снижение прямых иностранных инвестиций в данную стану на фоне достаточно кризисной ситуации в ней. (рисунок 2)

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунка 2. Изменение динамики прямых иностранных инвестиций, чистый приток (% от ВВП) с 2018 года по 2022 год в Венгрии.

Figure 2. Change in the dynamics of foreign direct investment, net inflow (% of GDP) from 2018 to 2022 in Hungary.

Источник: составлено авторами на основе [1]

На этом фоне можно было наблюдать снижение долга центрального правительства рассматриваемой страны в связи с падением инвестиционных вложений (линия тренда нисходящая, уровень достоверности варьируется на отметке 0,1589). (рисунок 3)

Рисунок 3. Изменение динамки долга центрального правительства Венгрии, всего (% от ВВП) с 2018 года по 2022 год.

Figure 3. Change in the dynamics of the debt of the central government of Hungary, total (% of GDP) from 2018 to 2022.

Источник: составлено авторами на основе [1]

В целом ситуация в Венгрии на 2024 год в контексте мировых экономико-политических потрясений [9] [10] [11] достаточно непростая, что негативно отразилось на уровне стоимости ВВП страны (рисунок 4). Несмотря на формальный рост (линия тренда восходящая, коэффициент достоверности равен 0,7459).

Рисунок 4. Изменение динамки ВВП, ППС в миллиардах (постоянный 2021 международный доллар) с 2018 года по 2023 год.

Figure 4. Change in the dynamics of GDP, PPP in billions (constant 2021 international dollars) from 2018 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Представленная ситуация напрямую аффилирована со «слабой» экономической системой Венгрии, которая в настоящее время не смогла полностью оправиться от последствий мирового финансового кризиса 2007-2008 годов, что в контексте с пандемией COVID-19 и эскалацией «Украинского кризиса» [12] [13] [14] катастрофически усугубило ситуацию в макроэкономике страны в 2023 году, вызвав краткосрочный кризисный экономический цикл. Это наиболее очевидно выраженно в тенденциях базового индекса потребительских цен. (рисунок 5)

Рисунок 5. Изменение динамик базового индекса потребительских цен (ИПЦ) в Венгрии (г/г) с 1 января 2019 года по 9 июля 2024 года.

Figure 5. Change in the dynamics of the basic consumer price index (CPI) in Hungary (YoY) from January 1, 2019 to July 9, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

В целом же у данного экономического индикатора за представленный промежуток времени линия тренда восходящая, коэффициент достоверности равен 0,3024, что вызвано катастрофическим усилением рецессии в 2023 году [15] [16] [17], которая вынудила правительство Виктора Орбана срочно повышать ключевую процентную ставку Центрального Банка Венгрии. (рисунок 6)

Как можно видеть на рисунок 6, главный государственный регулирующий финансовый институт Венгрии (ЦБ Венгрии) в 2023 году экстренно поднял ключевую ставку на достаточно высокие значения (13 процентов), но в 2024 году её показатели начали снижаться в связи со стабилизацией ситуации в стране. В целом, с начала экономико-политических потрясений [18] [19] [20], наблюдаемых с января 2019 года, линия тренда у основной процентной ставки Венгрии имела негативную тенденцию на рост, коэффициент аппроксимации равен 0,6635.

Рисунок 6. Изменение динамики ключевой процентной ставки Центрального банка Венгрии с 1 января 2019 года по 23 июля 2024 года.

Figure 6. Change in the dynamics of the key interest rate of the Central Bank of Hungary from January 1, 2019 to July 23, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Представленные данные доказывают крайнюю неустойчивость народного хозяйства Венгрии на 2024 год в контексте с глобальными экономико-поэтическими потрясениями [21] [22]. В свою очередь, стабилизация ситуации в макроэкономике рассматриваемой страны произошла на фоне финансовой поддержки другими странами ЕС «тонущей» экономической системы «Будапешта» по принципу Европейского союза, однако, в связи с проблемами с верховенством закона (партикулярно нежеланием Виктора Орбана придерживаться идеологического курса США) и взяточничеством в Венгрии, помощь данной стране осуществляется крайне «дозированно» [23].

Не менее важным для экономики Венгрии является получение природных ресурсов из Российской Федерации по демпинговым ценам, например, нефти через нефтепровод «Дружба», который проходит по территорию Украины и является фактически безальтернативным для данного государства.

На 2024 год Венгрия фактически оказалась «заложником» у стран Евросоюза и США (последние действуют через Украину, манипулируя поставками природных ископаемых через данную страну) [24] [25]. Так же неустойчивость экономики Венгрии подтверждает стоимость всех товаров и услуг, которые были произведены на территории страны за определённый период и предназначены для конечного использования – общая стоимость ВВП Венгрии на 2023 год составляет 388,91 миллиардов против 392,47 миллиардов в предыдущем году, постоянных международных долларов США за 2021 год, что является достаточно слабым показателем для данной страны и продемонстрировало достаточно сильное отставание от общих тенденций Евросоюза, где, в отличии от Венгрии в 2023 году, наблюдался общий рост ВВП и снижение инфляции.

Влияние мировых экономико-политический потрясений, наблюдаемых с 2019 года, на ведущие биржевые индексы Венгрии, чистую прибыль её транснациональных компаний и рыночную стоимость её национальных денежных единиц (форинт) по отношению к мировым валютам.

Проводя анализ влияния экономико-политических циклов на фондовую биржу Венгрии, можно заметить достаточно положительную тенденцию. Так, динамика главного биржевого индикатора Будапештского фондового рынка (Budapest Stock Exchange Index) имеет тренд на рост (коэффициент достоверности равен 0,5247) – с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года рыночная стоимость биржевого индекса Венгрии увеличилась на 86,93 процентов.

Рисунок 7. Изменение динамки главного фондового биржевого индекса Венгрии (Budapest Stock Exchange Index) с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года.

Figure 7. Changes in the dynamics of the main stock exchange index of Hungary (Budapest Stock Exchange Index) from January 1, 2019 to July 24, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Данная ситуация напрямую аффилирована с действиями международных инвестиционных структур, которые производят вложения капитала в финансовую систему Венгрии, рассчитывая на стабилизацию ситуации внутри страны на фоне поддержки других государств-участников Европейского союза. Так же рост чистой прибыли транснациональных компаний повышает инвестиционную привлекательность компаний данной страны.

Как можно видеть из таблицы 1, чистая прибыль основных компаний Венгрии по версии Forbes Global 2000 по объему продаж, прибыли, активам и рыночной стоимости имеет с начала 2018 года относительно положительную тенденцию на рост.

Таблица 1

Динамика чистой прибыли у ведущих транснациональных компаний Венгрии с 2018 по 2023 года в миллиардах венгерских форинт.

Table 1

The dynamics of net profit of the leading multinational companies in Hungary from 2018 to 2023 in billions of Hungarian forints.

Компания
Отрасль
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2018
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2019
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2020
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2021
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2022
Чистая прибыль в миллиардах долларов за 2023
Линия тренда
Коэффициент аппроксимации
OTP Bank
Банковские
услуги
1
1,2
1,4
0,8417
1,5
0,9982
Восходящая
0,0048
MOL Hungarian Oil
Газ и нефть
1
1,1
0,7678
-0,0518
1,7
2,3
Восходящая
0,2468

Источник: составлено авторами на основе [2] [3]

В свою очередь совокупный рост рыночной стоимости фондовых бирж с начала 2019 года нельзя назвать «полноценным». Во многом он связан с девальвацией национальных денежных агрегатов Венгрии по отношению к ведущим мировым валютам на фоне кризисной ситуации в макроэкономике.

Как можно видеть на графиках (рисунок 8-9), национальные денежные единицы Венгрии крайне сильно девальвировали по отношению к мировым валютам с начала 2019 года – к Евро венгерский форинт упал на 18,375694 процентов (линия тренда нисходящая, коэффициент достоверности равен 0,7776), а по отношению к доллару потерял 22,856075 процентов (динамика на снижение, коэффициент достоверности варьируется на уровне 0,6596). Фактически рост фондовых рынков Венгрии в ряде случаев компенсирует кризисную ситуация в макроэкономике страны. Также стоит отметить, что рост рыночной стоимости фондовых рынков данной страны частично обусловлен действиями граждан государства, стремящихся защитить свои накопления от инфляции в стране, инвестируя в национальные компании (похожая ситуация на 2024 год наблюдается в Аргентине, где беспрецедентный рост индекса потребительских цен, вынудил население государства инвестировать в национальные компании, стремясь защитить свои средства от катастрофического обесценивания, став миноритарием какой-либо компании).

Рисунок 8. Изменение рыночного курса венгерского форинта к Евро с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года.

Figure 8. The change in the market rate of the Hungarian forint to the Euro from January 1, 2019 to July 24, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Рисунок 9. Изменение рыночного курса венгерского форинта к доллару США с 1 января 2019 года по 24 июля 2024 года.

Figure 9. Change in the market exchange rate of the Hungarian forint against the US dollar from January 1, 2019 to July 24, 2024.

Источник: составлено авторами на основе [3]

Данные тенденции свидетельствуют о крайне кризисной ситуации в макроэкономике рассматриваемого государства.

Математический анализ, направленный на определение степени экономической зависимости Венгрии от США и Европейского союза

Для ответа на вопрос, касающийся определения степени экономической зависимости Венгрии от США и Европейского союза (рисунок 10-11), необходимо провести математические расчеты коэффициента корреляции Спирмена.

Рисунок 10. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС (постоянный 2021 международный доллар) в Евросоюзе и в Венгрии с 2012 года по 2023 год.

Figure 10. Trends in the volatility of general indicators of GDP, PPP (constant 2021 international dollar) in the European Union and in Hungary from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Рисунок 11. Тенденции изменения волатильности общих показателей ВВП, ППС (постоянный 2021 международный доллар) в США и в Венгрии с 2012 года по 2023 год.

Figure 11. Trends in the volatility of general indicators of GDP, PPP (constant 2021 international dollar) in the United States and Hungary from 2012 to 2023.

Источник: составлено авторами на основе [1]

Для достижения поставленной задачи необходимо выполнить следующий перечень шагов:

1) Провести ранжирование значений А и В. Их ранги занесены в колонки «Ранг А» и «Ранг В»;

2) Осуществить подсчет разности между рангами А и В (колонка d);

3) Возвести каждую разность d в квадрат (колонка d2);

4) Подсчитать сумму квадратов;

5) Произвести расчет коэффициента ранговой корреляции ρ по формуле:

6) Определить критические значения.

Таблица 2.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП Евросоюза и ВВП Венгрии в постоянных международных долларах за 2021 год.

Table 2.

Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between the GDP of the European Union and the GDP of Hungary in constant international dollars for 2021.

N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
20.38
2
0.28323
1
1
1
2
20.36
1
0.28834
2
-1
1
3
20.7
3
0.30054
3
0
0
4
21.19
4
0.31168
4
0
0
5
21.61
5
0.31854
5
0
0
6
22.26
7
0.33215
6
1
1
7
22.77
8
0.34996
7
1
1
8
23.21
9
0.36698
9
0
0
9
21.89
6
0.35052
8
-2
4
10
23.22
10
0.37527
10
0
0
11
24.05
11
0.39247
12
-1
1
12
24.18
12
0.38891
11
1
1
Суммы

78

78
0
10
Источник: составлено авторами на основе [1]

Для вычисления коэффициента корреляции Спирмена по данным значениям, рангов и суммы квадратов разностей рангов (Σd^2), предполагается воспользоваться формулой:

где Σd^2 - сумма квадратов разностей рангов, N - количество наблюдений

Подставим наши данные в формулу:

В данном случае:

Подставим значения в формулу:

Сильная положительная корреляция между ВВП ЕС и Венгрии, измеренная на уровне 0,965, указывает на высокую степень взаимозависимости экономик этих регионов (согласно шкале Чеддока данная связь относится к категории «весьма высокой»). Это подтверждает значительное влияние экономических условий и политических решений ЕС на экономическое развитие Венгрии.

Таблица 3.

Расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена между ВВП США и ВВП Венгрии в постоянных международных долларах за 2021 год.

Table 3.

Calculation of Spearman's rank correlation coefficient between US GDP and Hungarian GDP in constant international dollars for 2021.

N
Значения А
Ранг А
Значения В
Ранг B
d (ранг А - ранг В)
d2
1
19.22
1
0.28323
1
0
0
2
19.63
2
0.28834
2
0
0
3
20.13
3
0.30054
3
0
0
4
20.72
4
0.31168
4
0
0
5
21.1
5
0.31854
5
0
0
6
21.62
6
0.33215
6
0
0
7
22.26
7
0.34996
7
0
0
8
22.81
9
0.36698
9
0
0
9
22.3
8
0.35052
8
0
0
10
23.59
10
0.37527
10
0
0
11
24.05
11
0.39247
12
-1
1
12
24.66
12
0.38891
11
1
1
Суммы

78

78
0
2
Источник: составлено авторами на основе [1]

В представленном случае:

Подставим значения в формулу:

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена, эквивалентный 0,993 свидетельствует о чрезвычайно высокой положительной корреляции между ранжированными данными ВВП США и Венгрии, что указывает на сильную связь между экономиками этих регионов (по шкале Чеддока данная связь классифицируется как «весьма высокая»).

Заключение

В заключении работы, на основе выше проведенного анализа, можно ответить на основной вопрос научного исследования, касающейся определения наиболее вероятных перспектив развития экономической системы Венгрии в краткосрочном и долгосрочном периодах в контексте мировых экономических и политических потрясений, с которыми столкнулась мировая финансовая система с начала 2019 года. Так, у народного хозяйства Венгрии в краткосрочном периоде есть два наиболее вероятных сценария развития.

Первый путь развития подразумевает, что правительство Виктора Орбана продолжит придерживаться текущего геополитического курса, который подразумевает сохранение положения страны в блоке «НАТО» и Евросоюзе как «внутренняя аппозиция». В таком случае в экономике Венгрии в краткосрочном периоде, с высокой долей вероятности, будет присутствовать рецессия на инвариантной основе на фоне давления со стороны лидеров Североатлантического альянса (данный сценарий является наиболее вероятным).

Второй путь развития предполагает, что политическое руководство Венгрии пойдет на существенные уступки идеологическим амбициям США и других лидеров стран «коллективного Запада», став их «безвольным сателлитом» (как подавляющее большинство участников Евросоюза) и на этом фоне полностью стабилизирует кризисную ситуацию в макроэкономике, при поддержке государств, придерживающихся проамериканского политического курса.

В долгосрочном периоде будущее у Венгрии крайне спорное. Данная страна фактически со всех сторон (географических и экономических) окружена государствами, являющимися союзниками США или оказывающих поддержку их идеологии, касающейся решения «Украинского кризиса». Страна имеет «слабое» народное хозяйство, что не позволит ей создать самодостаточную экономическую систему. При таких условиях крайне вероятно, что Венгрия, если не станет «безвольным сателлитом» США, то попадет в экономическую зависимость от других ведущих стран мира (например, от Китая) в связи с этим финансовая система данного государства в долгосрочном периоде, безусловно, стабилизируется, однако независимый идеологически курс она скорее всего потеряет (если на сегодняшний день он, по каким-то причинам, не выгоден США – существует версия что Соединённые Штаты Америки намеренно манипулируют правительством «Будапешта» с целью поддержания высокой степени экономико-политической зависимости Евросоюза от себя и поддержания в нём «проамериканских» настроений). Из представленной информации можно сделать вывод, что совершать инвестиционные вложение в экономику Венгрии в краткосрочном периоде достаточно рискованно. В свою очередь долгосрочные инвестиции в упомянутую страну так же малоперспективны на фоне её политического курса, потому что на полную стабилизацию экономики страны потребуется достаточно много времени и существуют шансы, что перед этим она «переживёт» новый полноценный финансовый кризис.


Источники:

1. World Bank Group. [Электронный ресурс]. URL: https://www.worldbank.org/en/home (дата обращения: 20.07.2024).
2. The Global 2000. Forbes.com. [Электронный ресурс]. URL: https://www.forbes.com/lists/global2000/?sh=1c5094c45ac0 (дата обращения: 20.07.2024).
3. Investing.com. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.investing.com/ (дата обращения: 20.07.2024).
4. Венгрия не определилась с позицией о вступлении Финляндии и Швеции в НАТО. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/640443e79a794774a4515d57 (дата обращения: 20.07.2024).
5. Дробот Е.В., Стамати Е.П., Никитина А.В. Россия и Украина: возможности и угрозы // Экономические отношения. – 2016. – № 4. – c. 132-143. – doi: 10.18334/eo.6.4.37382.
6. Дробот Е.В., Поспелова А.Л., Утябаева Э.Р., Петровская В.А. Россия и Украина: вместе или порознь? // Экономические отношения. – 2016. – № 2. – c. 33-41. – doi: 10.18334/eo.6.2.37311.
7. Герасимов В.В., Королев А.А., Герасимова Е.О. Социально-экономические изменения в условиях политических кризисов и конфликтов // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2023. – № 4. – c. 35-44.
8. Стефанова Н.А., Королев А.А. Проблема вмешательства иностранного капитала в Российскую экономику // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 1(36). – c. 74-79. – doi: 10.51608/23058641_2023_1_74.
9. Бегларян Г.А., Иванов Г.Н., Калугина П.П., Половинчикова А.В. Санкционная политика США и европейских стран в отношении России: поворот начала 2022 года // Экономические отношения. – 2022. – № 3. – c. 367-388. – doi: 10.18334/eo.12.3.115086.
10. Кудряшов А.А., Королев А.А. Анализ и оценка тенденций мировых биржевых индексов в контексте эскалации украинского кризиса // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 653-668. – doi: 10.18334/eo.13.4.118971.
11. Городнова Н.В., Домников А.Ю. Влияние финансовых санкций на регулирование внешнеэкономической деятельности России // Экономические отношения. – 2022. – № 2. – c. 215-234. – doi: 10.18334/eo.12.2.114676.
12. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние иностранных санкций на фондовый рынок Российской Федерации // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 4(39). – c. 96-101. – doi: 10.51608/23058641_2023_4_96.
13. Зимовец А.В., Климачев Т.Д. Анализ и оценка сценариев социально-экономического развития России в условиях санкционной блокады и непредсказуемости глобальных трендов мировой экономики // Экономические отношения. – 2023. – № 1. – c. 181-202. – doi: 10.18334/eo.13.1.117207.
14. Кудряшов А.А., Королев А.А. Влияние геополитической обстановки на трансформацию неоколониальной системы // Экономические отношения. – 2023. – № 4. – c. 735-750. – doi: 10.18334/eo.13.4.119283.
15. Гераськина А.Р. Влияние антироссийских санкций на мировую экономику и современные международные экономические отношения // Экономические отношения. – 2023. – № 2. – c. 221-236. – doi: 10.18334/eo.13.2.117900.
16. Костин К.Б., Шимко П.Д., Сун Ци Международный трансфер технологий в Российской Федерации и его перспективы в современных условиях санкционных ограничений // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2169-2192. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116523.
17. Маркелова Э.А. Политика ОПЕК в условиях современного энергетического кризиса // Экономические отношения. – 2022. – № 4. – c. 807-822. – doi: 10.18334/eo.12.4.116844.
18. Стефанова Н.А., Королев А.А. Нестабильность экономики США как драйвер нового мирового финансового кризиса // Основы экономики, управления и права. – 2023. – № 3(38). – c. 52-57. – doi: 10.51608/23058641_2023_3_52.
19. Кудряшов А.А., Королев А.А. Состояние финансовой системы Великобритании на фоне нестабильности на геополитическом уровне // Экономические отношения. – 2024. – № 1. – c. 107-122. – doi: 10.18334/eo.14.1.120734.
20. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние экономико-политического противостояния РФ, США и стран Европейского союза на их финансовые системы // Журнал монетарной экономики и менеджмента. – 2024. – № 2. – c. 71-78. – doi: 10.26118/2782-4586.2024.22.39.010.
21. Стефанова Н.А., Королев А.А. Влияние геополитического кризиса на нефтегазовую отрасль экономики Российской Федерации // Экономические отношения. – 2024. – № 2. – c. 323-342. – doi: 10.18334/eo.14.2.121054.
22. Кудряшов А.А., Королев А.А. Экономические реформы кабинета министров Лиз Трасс и их влияние на экономику Великобритании // Экономические отношения. – 2023. – № 3. – c. 571-584. – doi: 10.18334/eo.13.3.118810.
23. ЕС обеспечил «большую победу» Орбану перед решением о помощи Украине. [Электронный ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/politics/13/12/2023/6579e74e9a79477d5df7d760 (дата обращения: 20.07.2024).
24. МИД Венгрии: «Дружба» для Венгрии безальтернативна. [Электронный ресурс]. URL: https://oilcapital.ru/news/2024-07-24/mid (дата обращения: 20.07.2024).
25. В Венгрии обвинили Украину в шантаже прекращением транзита нефти. [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya-panorama/21455715 (дата обращения: 27.07.2024).

Страница обновлена: 21.09.2024 в 20:17:17