Стратегические ресурсы организации: сущность и классификация в условиях цифровой экономики

Прибылов В.П.1
1 Южный федеральный университет

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье проведен анализ сущности стратегических ресурсов организации с позиции существующих исследовательских подходов и требований современного этапа развития цифровой экономики. Выявлено, что их базовое понимание не претерпевает существенных изменений в связи с цифровой трансформацией экономики. Принимая традиционную классификацию стратегических ресурсов на материальные, нематериальные и человеческие, предложено дополнить её классификацией ресурсов по источникам формирования и механизму воздействия на конкурентные преимущества организации. Отдельные виды стратегических ресурсов, характеризующиеся конкретными признаками, в отрыве от других видов и признаков неприемлемо, поскольку только в совокупности и взаимодействии они имеют потенциал формирования и удержания конкурентных преимуществ. Раскрыто влияние цифровой трансформации экономики на стратегические ресурсы организаций через такие факторы, как цифровизация процессов, повышение роли информации и данных, появление новых продуктов и бизнес-моделей, внедрение в работу новых цифровых технологий.

Ключевые слова: цифровизация, стратегический менеджмент, цифровая трансформация, ресурсный подход, бизнес-модель

JEL-классификация: L80, L86, L89



Введение

Одной из национальных целей Российской Федерации, утвержденных в мае 2024 года, является цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы. Её достижение предполагает «автоматизацию большей части транзакций в рамках единых отраслевых цифровых платформ и модели управления на основе данных с учетом ускоренного внедрения технологий обработки больших объемов данных, машинного обучения и искусственного интеллекта» [1]. Долгосрочный и системный характер цифровой трансформации экономики основан на рациональном определении приоритетов и целенаправленном развитии всех видов коммерческой деятельности. Для уверенного поступательного развития и устойчивого функционирования экономических субъектов необходимо выявлять и реализовывать потенциал стратегических преобразований с учетом трансформации и внедрения цифровых технологий. В связи с этим стратегические ресурсы, обеспечивающие устойчивость и наращивание конкурентных преимуществ организаций, следует пересматривать и реконструировать в соответствии с изменениями условий цифровизации, определяющими ключевые долгосрочные тренды развития экономики.

Целью настоящего исследования стало выявление изменений в содержании и структуре стратегических ресурсов организации в связи с влиянием процессов цифровой трансформации экономики, основанное на анализе существующих теоретических подходов и практических вызовов цифровизации хозяйственной деятельности. Методы исследования – обобщения, системный подход, сравнительный и структурно-логический анализ.

Научная новизна исследования состоит в уточнении понимания стратегических ресурсов организации, связанном с изменением требований к ним под воздействием факторов цифровизации экономики, которое состоит в необходимости формирования уникальных для цифровой среды факторов долгосрочной конкурентоспособности, а также в авторском дополнении признаков классификации стратегических ресурсов такими важными для управленческих задач критериями, как источники формирования и механизм воздействия на конкурентные преимущества организации.

Современные представления о сущности стратегических ресурсов

Теоретические разработки и практические рекомендации, связанные с определением и классификацией стратегических ресурсов организации, находят достаточно широкое отражение в профессиональной экономической литературе. Первая волна интереса к ним относится к развитию методологии стратегического управления, наиболее яркими представителями которого являются американские и европейские исследователи Дж. Барни [2], Г. Хэмел, К.К. Прахалад [3], М. Портер [4], Р. Грант [5], С. Дежу [6]. В российских публикациях понятию стратегических ресурсов, их классификации и роли в бизнес-организациях посвящены труды Г.Б. Клейнера [7], Л.Н. Игнатовой [8], В.С. Катькало [9], Н.Н. Чепелевой [10]. Влияние цифровой трансформации экономики на процессы формирования и использования стратегических ресурсов в разных контекстах рассматривается такими специалистами, как Ю.В. Развадовская [11], Ю.А. Маленков [12], О.В. Стоянова, Т.А. Лезина и В.В. Иванова [13], Д.Н. Соколов и Е.К. Завьялова [14]. Вместе с тем динамичное развитие цифровых технологий и их комплексное влияние на бизнес-среду, конкурентные отношения и управленческие практики в контексте возрастающей значимости для национального развития требует дальнейшего осмысления и обобщения, обоснованного формирования эффективных прикладных управленческих инструментов.

Ресурсами предприятия в целом называют необходимые для решения хозяйственных задач и обеспечения предпринимательской деятельности средства [15], в числе которых все необходимые факторы производства – материальные, нематериальные, трудовые и прочие. Безусловно, имея в виду любую хозяйственную деятельность, предполагается целесообразный, то есть направленный на достижение определенных целей организации, способ использования данных ресурсов.

Вопрос выделения стратегических ресурсов в составе ресурсов бизнеса более сложный и дискуссионный, поскольку не все используемые для решения бизнес-задач ресурсы служат достижению долгосрочных целей компании. В то время, как любые используемые организацией ресурсы привносят что-то к результативности хозяйственной деятельности в соответствии с поставленными целями, стратегические ресурсы способствуют устойчивости компании в плане долгосрочного развития с учетом комплекса факторов и требований среды [16]. Этим целевым предназначением в работе предприятия они отличаются от базовых и обеспечивающих ресурсов. Наличие стратегических ресурсов (под контролем или в собственности у компании) является основным фактором обретения конкурентных преимуществ, то есть именно такие ресурсы позволяют планировать и реализовывать успешные конкурентные стратегии [7].

Изображение выглядит как текст, круг, диаграмма, Шрифт

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.Классическое представление о содержании и структуре ресурсов, обеспечивающих стратегическое развитие бизнеса на основе его конкурентных преимуществ, основывается на трудах Роберта Гранта, который одним из первых обратил внимание на необходимость учета при этом не только материальных осязаемых активов, но и других ресурсов, в том числе нематериальных ресурсов, человеческих ресурсов и организационных способностей компании [17]. Имея в виду, что все виды ресурсов используются как для текущей деятельности, так и для долгосрочного развития, структуру стратегических ресурсов можно представить следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 – Структура стратегических ресурсов организации (составлено автором)

Классификация стратегических ресурсов организации

Для оценки и управления стратегическими ресурсами в интересах развития бизнеса имеет смысл рассматривать не только их материально-имущественное содержание, но и другие признаки. В их числе можно выделить источники получения и последствия использования для организации.

По источникам ресурсы делятся на привлекаемые в пользование (на время), привлекаемые в собственность, создаваемые внутри компании. В способности ресурсов к перемещению, изменению конфигурации и вариантов их взаимодействия как внутри организации, так и вовне, лежит принципиальное отличие ресурсов как базы функционирования от возможностей и условий деятельности. Наложение классификации стратегических ресурсов по источникам получения на их содержательную структуру, отражающее авторский подход, представлено в таблице 1.

Таблица 1 – Структура стратегических ресурсов по источникам формирования (составлено автором)


Материальные
Нематериальные
Человеческие
Получаемые в собственность
Машины, оборудование, здания, сооружения, земельные участки и т.д.
Патенты, технологии, другие результаты интеллектуальной деятельности (РИД)

Привлекаемые в пользование
Машины, оборудование, здания, сооружения, земельные участки и т.д.
Патенты, технологии, другие результаты интеллектуальной деятельности (РИД)
Физические и интеллектуальные способности, знания, навыки, накопленный опыт сотрудников
Создаваемые
Машины, оборудование, здания, сооружения и т.п.
Деловые связи, партнерские отношения, репутация, имидж
Знания, навыки, опыт, компетенции, формируемые сотрудниками в организации

Ресурсы, даже стратегические, можно привлечь, купить, накопить или развить самостоятельно. В то же время их разрозненное использование или передача по частям в другие организации очевидно не будет приводить к формированию тех же долгосрочных конкурентных преимуществ, к которым приводит их комплексное наличие и использование в конкретной компании. Этот признак связанности, взаимодополняемости стратегических ресурсов необходимо учитывать при любой попытке классификации, выделения их видов. Классификации помогают понять сущность, определить точки роста и способы наращивания стратегической ресурсной базы, но не должны становится самоцелью исследования, поскольку стратегические ресурсы имеют смысл и специфическое содержание, связанное с влиянием на развитие бизнеса, только в комплексном, системном привлечении и использовании.

Следует отметить, что некоторыми исследователями профессиональные знания, навыки, способности людей относятся не к категории трудовых ресурсов, а к нематериальным ресурсам [10]. Это представляется не очень обоснованным, т.к. все эти характеристики неотделимы от обладающих ими людей. Вопрос их использования отдельно от работников можно отнести к сфере технологического развития, замены естественного интеллекта реальным. Именно в таком случае, возможно, эти виды ресурсов станут в полной мере нематериальными ресурсами, оторванными от традиционного человеческого капитала.

Другим важнейшим для управленческого воздействия подходом к классификации стратегических ресурсов следует назвать механизм их влияния на конкурентные преимущества. Выявив, какие именно долгосрочные конкурентные преимущества обеспечивают отдельные стратегические ресурсы или их комбинации, можно спрогнозировать их важность, определить приоритеты развития и удержания. На основе классической концепции конкурентных преимуществ М. Портера, дополненной маркетинговой парадигмой клиентоориентированного подхода, представляется возможным классифицировать стратегические ресурсы на виды, обеспечивающие:

- преимущества в издержках;

- преимущества в качестве и характеристиках продукта;

- преимущества в имидже, позиционировании;

- преимущества в работе с целевыми аудиториями. (сервис, скорость, разделяемые ценности, отношения, гибкость)

При применении этой классификации в полной мере будет проявляться специфика отрасли и сферы деятельности анализируемого бизнеса.

Содержательный анализ природы данных преимуществ позволяет констатировать, что они в большой части связаны с нематериальными и человеческими стратегическими ресурсами. Так, преимущества в издержках и характеристиках продукта могут быть обусловлены не только налаженными связями с поставщиками сырья и материалов, гарантирующих определенный уровень качества, своевременность и стоимость поставок, наличием производственных или логистических ноу-хау, инновационных технологий и разработок (нематериальная часть), высокой квалификацией персонала, снижающей долю брака и простоев, увеличивающих скорость выполнения определенных операций и пр. (человеческая часть), но и, например, наличием высокопроизводительного современного оборудования (материальная часть). В то же время преимущества в имидже и в работе с целевыми аудиториями, необходимыми для стратегически устойчивого функционирования в конкурентной среде, формируются и поддерживаются прежде всего нематериальными и человеческими ресурсами (технологические решения и методы работы, информационные ресурсы и базы данных, наработанная репутация как основа доверия целевых аудиторий, компетенции персонала и т.д.).

Следует отметить, что оба предложенных критерия классификации демонстрируют трансформационный характер ресурсного потенциала компаний в современных условиях – они не зафиксированы, а постоянно изменяются и взаимодействуют, обеспечивая данными изменениями соответствие целевым ориентирам компаний и меняющимся условиям деятельности. В целом анализ эволюции ресурсного подхода в стратегическом менеджменте демонстрирует переход к позиции о динамическом характере стратегических ресурсов – они не являются статичными, но трансформируются и развиваются, чтобы обеспечивать конкурентные преимущества, проактивный подход и долгосрочную устойчивость развития бизнеса в меняющейся среде. Цифровая трансформация экономики формирует наиболее существенные и масштабные вызовы для бизнеса, требует переоценки его текущего состояния, механизма функционирования и перспектив развития, поэтому такого плана динамические характеристики элементов ресурсного потенциала выходят на первый план.

Воздействие цифровой трансформации экономики на структуру стратегических ресурсов

Для стратегического управления бизнесом практическое значение имеет вопрос о необходимости выделения в связи с цифровизацией экономики новых видов стратегических ресурсов, либо целесообразности сохранения привычных классификаций, дополненных определенными характеристиками и признаками, релевантными современному уровню и перспективам развития экономико-управленческой деятельности. Для обоснования собственной позиции по этому поводу следует рассмотреть последствия влияния цифровой экономики на ресурсный потенциал бизнеса.

Обобщая природу воздействия цифровизации экономики на хозяйственную деятельность, рассмотренную российскими экономистами в различных контекстах [13, 18, 19], можно условно выделить такие каналы влияния цифровой трансформации на стратегическое развитие бизнеса, как цифровизация традиционных ресурсов и процессов, повышение роли данных, включая развитие инструментов работы с ними, появление новых бизнес-моделей и принципиально новых цифровых технологий. Стратегические ресурсы компаний, необходимые им для сохранения конкурентных преимуществ в цифровой экономике, должны изменяться в соответствии с указанными проявлениями цифровой трансформации, причем отдельные элементы стратегических ресурсов испытываю разное воздействие факторов цифровизации (рисунок 2).

Изображение выглядит как текст, снимок экрана, Шрифт, линия

Контент, сгенерированный ИИ, может содержать ошибки.

Рисунок 2 – Влияние цифровой трансформации экономики на стратегические ресурсы организаций (составлено автором)

Оценивая последствия цифровизация экономики, можно констатировать, что она трансформирует как содержание, так и инструменты управления всеми видами стратегических ресурсов, формируя новые возможности оптимизации бизнес-процессов, развития взаимодействия, выстраивания партнерства и экосистем, принятия решений на основе данных, открывая новые рыночные ниши и целые продуктовые линейки, изменяя производственные процессы, требования к оборудованию и пр. В связи с этим происходят содержательные, качественные изменения в бизнес-процессах, материальных, нематериальных и человеческих ресурсах, которые можно проследить в характеристиках соответствующих ресурсов бизнеса. В то же время пока не видится достаточных оснований для выделения особого вида стратегических ресурсов, необходимого компаниям в условиях цифровой экономики. Все аспекты цифровизации могут быть учтены внедрением дополнительных измерений в оценку стратегических ресурсов с позиции их базового экономико-управленческого содержания. Такими дополнительными параметрами могут быть, например, глубина цифровизации отдельных элементов стратегических ресурсов, или механизм их взаимодействия с современными цифровыми технологиями.

Наиболее комплексными для стратегических ресурсов изменениями станут связанные не с наращиванием известных конкурентных преимуществ, а с формированием уникальных для цифровой среды факторов долгосрочной конкурентоспособности. В перспективе такие преимущества могут быть выделены в отдельный класс стратегических ресурсов. Но в настоящее время они укладываются в логику материальных ресурсов (например, производственные процессы и оборудование, работающее на основе искусственного интеллекта, больших данных, Интернета вещей), нематериальных ресурсов (например, цифровое взаимодействие с клиентами и партнерами в цифровой среде с автоматизацией применения больших данных и искусственного интеллекта), человеческих ресурсов (например, всеобщее владение цифровыми компетенциями, выполнение отдельных трудовых функций искусственным интеллектом).

Заключение

По результатам проведенного исследования можно сделать вывод, что сущностные характеристики стратегических ресурсов, связанные с их значением для развития бизнеса и стратегических конкурентных преимуществ, не претерпевают существенных изменений в связи с цифровой трансформацией экономики. Выявленной исследовательской проблемой, имеющей существенные практические последствия, является дополнение базовой классификации ресурсов на материальные, нематериальные и человеческие в контексте расширения факторов влияния цифровой экономики на конкурентоспособность и стратегическую устойчивость бизнеса. С позиции стратегического менеджмента, в соответствии с авторскими рекомендациями, ее целесообразно дополнить классификацией по источникам формирования и механизму воздействия на конкурентные преимущества организации. Вместе с тем рассматривать отдельные виды стратегических ресурсов, характеризующиеся конкретными признаками, в отрыве от других видов и признаков неприемлемо, поскольку только в совокупности и взаимодействии они имеют потенциал формирования и удержания конкурентных преимуществ. На основе проведенного анализа выявлено, что направлением дальнейших исследований должно стать дополнение и пересмотр динамических характеристик стратегических ресурсов в части их соответствия актуальным вызовам цифровизации.


Источники:

1. Указ Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года»
2. Barney J. Firm Resources and Sustained Competitive Advantage // Journal of Management. – 1991. – № 1. – p. 99-120. – doi: 10.1177/014920639101700108.
3. Prahalad C.K., Hamel G. The Core Competence of the Corporation // Harvard Business Review. – 1990. – № 3. – p. 79-91.
4. Porter M.E. What is Strategy? // Harvard Business Review. – 1996. – № 6. – p. 61-78.
5. Grant R. The Resource-Based Theory of Competitive Advantage: Implications for Strategy Formulation // California Management Review. – 1991. – № 3. – p. 114-135.
6. Dejoux C. Pourquoi les entreprises françaises s’intéressent à la théorie des ressources? // Direction et Gestion. – 199. – № 166. – p. 7-16.
7. Клейнер Г.Б. Ресурсная теория системной организации экономики // Российский журнал менеджмента. – 2011. – № 3. – c. 3-28.
8. Игнатова Л.Н. О сущности и принципах реализации ресурсной концепции стратегического управления // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – № 1. – c. 122-127.
9. Катькало В.С. Методологические особенности и приоритеты развития ресурсной концепции стратегического управления // Экономическая наука современной России. – 2003. – № 2. – c. 61-70.
10. Чепелева Н.Н. Теоретические основы ресурсной стратегии предприятия // Журнал экономической теории. – 2014. – № 1. – c. 52-66.
11. Развадовская Ю.В. Применение ресурсного подхода к исследованию параметров новой индустриализации экономики // Экономическая наука современной России. – 2021. – № 4(95). – c. 20-35. – doi: 10.33293/1609-1442-2021-4(95)-20-35.
12. Маленков Ю.А. Стратегические ресурсы компаний в новых условиях: сущность, критерии, проблемы управления // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2023. – № 5(132). – c. 71-73. – doi: 10.18522/1997-2377-2023-132-5-71-73.
13. Стоянова О.В., Лезина Т.А., Иванова В.В. Стратегическое управление компанией в условиях цифровой трансформации: анализ концепций, подходов и методов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2022. – № 3. – c. 370-394. – doi: 10.21638/11701/spbu08.2022.303.
14. Соколов Д.Н., Завьялова Е.К. Интеграция стратегических ресурсов организации в условиях новой экономики: концептуальная модель // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2018. – № 1. – c. 46-68.
15. Бородин Д.В. Стратегические ресурсы и организационные способности предприятия // Экономические науки. – 2014. – № 120. – c. 49-54.
16. Hancco J.F.A. Competitiveness: A Strategic Resource-Based Approach to Business Management // Techno review. – 2022. – № 5. – p. 1-15. – doi: 10.37467/revtechno.v11.4449.
17. Грант Р. Современный стратегический анализ. - М.: Прогресс книга, 2024. – 1058 c.
18. Шевченко Д.А., Болотин Ю.О. Стимулирование инвестиций для развития сквозных цифровых технологий // Финансы и управление. – 2021. – № 2. – c. 29-40. – doi: 10.25136/2409-7802.2021.2.35644.
19. Савин С.В., Мурзин А.Д. Роль искусственного интеллекта в создании новых бизнес-моделей в цифровой экономике: от цифровизации до полностью автоматизированных решений // Мир новой экономики. – 2024. – № 4. – c. 6-17. – doi: 10.26794/2220-6469-2024-18-4-6-17.

Страница обновлена: 23.03.2025 в 09:40:49