Эволюция подходов к исследованию состояния и развития сферы услуг

Нюренбергер Л.Б1, Чистякова О.А.2, Шнорр Ж.П.1
1 Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»
2 Сибирский университет потребительской кооперации

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 3 (Март 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Невозможно переоценить возрастающую роль сферы услуг в современных социально-экономических условиях, направленную на потребителей и тех, кто выступает субъектом оказания услуг. В рамках эволюционного подхода представлена характеристика теорий развития услуг – донаучная, классическая, неоклассическая, «третичного сектора» экономики, социально-институциональная, непроизводственной сферы, общественных благ и технологических укладов. Для каждой теории выделены основные характеристики, благодаря чему происходит формирование и развитие рынка услуг, также отмечены ученые, экономисты, занимающиеся научными разработками и исследованиями в этой области, относительно выбранной теории услуг. Одной из важнейших составляющих сферы услуг на современном этапе развития экономики является теория технологических укладов ,включающая в себя пять этапов периодизации: сфера услуг 0.0, сфера услуг 1.0, сфера услуг 2.0, сфера услуг 3.0, сфера услуг 4.0., что позволило выявить причины происходящих изменений, определить факторы, оказывающие на нее влияние. По каждому этапу авторами статьи приведены критерии (периодизация, тип общественного уклада, характер производственных отношений, характер услуги, преобладающие в экономике услуги). Определены научные подходы к изучению сферы услуг: секторальный, индустриальный, институциональный, маркетинговый. Предлагаемый авторами эволюционный подход позволяет оценивать состояние, тенденции, характер формирования и развития сферы услуг, что представляет глубокий интерес для экономической науки

Ключевые слова: сфера услуг, рынок услуг, услуга

JEL-классификация: L1, L 10, L 11



Введение. Появление и развитие сферы услуг стало необходимым условием удовлетворения нужд населения, которому по мере роста благосостояния и увеличения продолжительности жизни стали требоваться не только более разнообразные и индивидуальные товары, но и услуги образования, здравоохранения, рекреации и др. Того же требовало и развитие экономики, ее диверсификация и усложнение производственных связей, а также эволюция технологической, отраслевой и географической структуры материального производства, процессы глобализации. Одновременно сфера услуг является важным источником повышения качества жизни населения. Концептуальное развитие данной сферы – одно из приоритетных направлений экономического развития страны, во многом определяющее занятость, качество жизни населения, уровень деловой активности, экономической безопасности, инвестиционных и инновационных перспектив, что на сегодняшний день является архисложной и крайне актуальной задачей [23]. Поэтому острую значимость приобретает исследование закономерностей развития сферы услуг, особенностей её эволюции на различных стадиях исторического развития общества.

Целью исследования является обоснование эволюционного подхода к исследованию состояния и развития сферы услуг. Исследование направлено на то, как научные теории и подходы к сущности сферы услуг не только объяснили природу категории «услуга» но и повлияли на современную сервисную экономику.

Результаты. В настоящее время сложившаяся в научном сообществе теория сферы услуг не имеет завершенного характера, несмотря на то, что они выступают объектом изучения разнообразных наук, обоснованы отдельные наиболее значимые для конкретной науки аспекты [24].

В этих условиях представляется необходимым определить содержание категории «услуга» с учетом эволюции в зависимости от происходящих в экономическом укладе изменений; специфические особенности и сущностные характеристики сферы услуг, позволяющие идентифицировать участников взаимоотношений в данном секторе экономики.

В теоретическом и прикладном аспекте сфера услуг находится во взаимосвязи с такой категорией, как рынок услуг. Отдельные авторы не затрагивают отличия между рынком и сферой услуг, принимая их в своих исследованиях как синонимичные понятия [10]. В рамках представленного научного исследования принимается за основу подход Т.Н. Софиной [22], представляющей рынок услуг как относительно обособленную подсистему экономических отношений по поводу обмена в сфере услуг. Сфера услуг – это более широкая категория.

На взгляд авторов «современная сфера услуг, представляя собой динамично развивающийся и обладающим большим потенциалом сектор экономики, находится в области исследовательских интересов большого количества ученых, многие изыскания связаны с обоснованием понимания сущности услуги, ее природы, основных характеристик и видов. И в первую очередь требует раскрытия экономическое содержание самой категории услуг, как объекта взаимоотношений в рассматриваемой сфере» [27, с,256].

Услуги как сложное общественное явление сопровождали человека с древних времен, но осознанное обсуждение и обоснование получили только в период развития экономической науки. Анализ трактовок категории услуги позволяет выделить основные направления рассуждений – услуга рассматривалась, в зависимости от уровня развития общественно-экономических отношений, с позиции стоимости для собственника через затраченный труд и с позиции потребляющего услуги субъекта – как полезность.

Донаучное исследование сущности услуг. Одно из первых упоминаний об услугах можно связать с Аристотелем, который рассматривал производство услуг наряду с товарами для удовлетворения потребностей человека и общества как основу экономики, своей науки о разумном ведении хозяйства [1]. Здесь услуги наделяются такой характеристикой, как целевая направленность, что актуально и в настоящее время.

Далее услуги рассматриваются в контексте классической экономической теории и марксизма с точки зрения ее стоимости, значения для благополучия собственника и общества, это позволяет выделить классическую теорию услуг [12, 16, 19].

А. Смит (1723-1790), в качестве приоритета развития общества определяя накопление капитала через основной источник – производство товаров, услуги рассматривал как противоположность производства, что определялось их сущностью как непроизводительных расходов. Как отмечают исследователи [19], данные положения экономист отразил в работах раннего периода, в дальнейшем, по мере изменения в общественных отношениях, он раскрывает услуги через категорию производительного труда в двух случаях. Во-первых, труд в сфере услуг является производительным, если увеличивает стоимость материалов, которые он перерабатывает, а именно увеличивает ее на стоимость своего содержания и прибыли его хозяина, то есть в том случае, когда может произвести возврат вложенных в него средств. Второй критерий производительного труда косвенно А. Смит определяет, обсуждая результат оплачиваемого труда - труд используемой в качестве примера домашней прислуги не закрепляется и не реализуется в каком-либо отдельном предмете или товаре, пригодном для продажи. Непроизводительный труд результативен, но этот результат не может быть реализован как обычный товар. Таким образом, А. Смит поднимает проблему стоимости услуги [19].

Ж.Б. Сэй (1767-1832), с именем которого ученые связывают зарождение теории услуг, критикуя подход А. Смита, вводит понятие услуги как духовный и нематериальный продукт человеческого труда, который не может быть отделен от производителя услуги, то есть рассматривает их как источник нематериального богатства и раскрывает их как производительные действия, что, по сути и не противоречит идеям Смита, поскольку выводит дискуссию с обсуждения ценности услуги на уровень значения полезности услуги [9]. Также Ж.Б. Сэй отмечает, что услуги требуют дополнительных расходов на знания, навыки, опыт, таким образом существует связь услуги с теорией человеческого капитала [20].

К. Маркс (1818-1883) предпринял попытку научного разделения производительного и непроизводительного труда, в том числе и в сфере услуг. Ученый выделял два вида услуг – личные услуги населению и услуги производству, и рассматривал труд по их осуществлению производительным с точки зрения владельца капитала (капиталиста), когда он способен произвести стоимость и прибавочную стоимость, как только используется капиталом, независимо от материальности результата [12]. Таким образом, Маркс не рассматривал материальную форму производства как обязательное условие для производства стоимости и прибавочной стоимости. При этом осталась неясной сущность труда работников в государственных структурах, торговле и финансах, домашнем хозяйстве. Услуга для К. Маркса в широком смысле представляла собой полезное действие труда, деятельность, имеющая определенную полезность, но не имеющая меновой стоимости «услуга есть не что иное, как полезное действие той или иной потребительной стоимости – товара ли, труда ли» [12, т.23, с.203-204].

Развитие экономических отношений и постепенное осмысление роли человека в экономической жизни способствовало становлению неоклассической теории услуг (Е. Бем-Баверк, А. Маршалл), происходящему в ходе расцвета индустриальной стадии общественно-экономического развития (1850 - 1970 гг.). В рамках данного направления услуга рассматривается с позиции потребителя, в основном раскрывается внутренняя стоимостная основа услуги через ее предельную полезность.

В период с 1850-1930 гг. отмечается возрастание внимания ученых к услугам, как основе экономических отношений в обществе, а также к отдельным видам услуг – государственным услугам. Здесь было установлено, что важным атрибутом экономической деятельности является услуга, мотивом которой выступает экономическая потребность, способствующая принятию экономических решений по поводу использования ограниченных ресурсов в виде экономических благ (фактор производства, предмет потребления, труд обслуживающего персонала [8].

Услуга реализуется в пользовании, и полезность может быть передана или самим производителем услуги непосредственно или при использовании принадлежащих ему активов [9]. Л. Вальрас в связи с этим определял услуги как продукт любой экономической деятельности, отмечая, что в составе производственных элементов надо выделять ренту как услугу земель, прибыль как услугу капитала по аналогии как труд является услугой людей. Он же разделяет услуги на потребляемые и производительные [6].

В период 1930 - 1970 гг. учеными исследуются изменения в экономических отношениях общества, происходящее на фоне возрастания роли сферы услуг, выделяется на основе прикладных исследований понятие сферы услуг как «третичного сектора» (Фишер, Кларк, Фурастье).

Рассмотрим некоторые аспекты услуг, раскрываемые учеными в рамках данного направления теории услуг.

Э. Бем-Баверк (1851-1914) считал, что меновая ценность услуги, как и потребительная, определяется «предельной полезностью» товаров, в том числе и услуг, на базе субъективных оценок. Он выделял субъективную и объективную стоимость, исходя из того, что субъективная - основана на индивидуальных оценках потребителя и продавца, а объективная – определяется в ходе рыночной конкуренции. Стоимость измеряется предельной величиной пользы от этой вещи [3].

А. Маршалл, развивая неоклассическую экономическую теорию, сблизив достижения классической теории трудовой стоимости и предельной полезности Э. Бем-Баверка, определил, что услуга как одна из форм блага обладает полезностью [13].

В период перехода к рыночной экономике для ответа на актуальные вопросы экономики была обособлена социально-институциональная теория услуг, как оппозиционная классическому и неоклассическому направлениям. Она включала в себя следующие направления экономических исследований: связанная с обоснованием роли услуг в экономике теория непроизводственной сферы, а также определяющие природу и характер отношений по поводу услуг государства – теории нерыночного и неприбыльного сектора, общественных благ.

Теория непроизводственной сферы (В.Е. Козак, А.Я. Кронрод, М.В. Солодков, Д.И. Правдин и др.) уточняет категорию «услуга». М.В. Солодков (1921-1991), считающийся основоположником отечественной теории непроизводственной сферы, как источника нематериальных благ в форме услуг, в условиях увеличения потребления услуг определял дальнейшее развитие страны через данную сферу экономики. Он определял услугу как нематериальное благо в виде процесса полезных изменений свойств вещи, личности или общественных отношений [18]. Нематериальность услуги связана с отсутствием у нее вещной формы выражения, материального воплощения, что приводит к отрицанию ученым наличия меновой стоимости услуги. Важным свойством услуги называется индивидуальная потребность в ней конкретного потребителя, что приводит автора к выводу об обязательности предварительного заказа, а также неотделимости процесса оказания услуги от ее производителя, совпадения потребления услуги с процессом ее производства. М.В. Солодков отмечает, что услуга как экономическая категория отражает отношения по поводу использования людьми потребительной стоимости труда, по поводу непосредственного воздействия этого труда на человека [18].

В соответствии с данной теорией структура услуги как общественного отношения выглядит следующим образом:

- субъекты отношения – лица, оказывающее и получающее услугу;

- содержание услуги – деятельность людей (процесс) по оказанию услуги;

- объект услуги – продукт – услуга «как общественная форма труда, который потребляется в качестве деятельности» [24, с. 209]

В теории общественных благ (С.А. Брю, К.Р. Макконнелл, П. Самуэльсон) в фокусе обсуждения находятся общественные блага и услуги, поставляемые государством. Природа услуги, как категории, отличающейся от блага, авторами не рассматривались, но считалось, что уровень потребления таких благ и услуг должен быть одинаков для всех и не зависит от предельной полезности для отдельного человека. Услуга рассматривается как полезный продукт труда, предназначенный для личного потребления [14].

Теория неприбыльного или нерыночного сектора (Ю. Барр, Дж.Ю. Стиглиц и др.) также направлена на обоснование сущности услуги в рамках функционирования общественного сектора (государства), но в противовес предыдущему определению, считали услугу специфическим отношением непроизводственного обмена труда на доход [2, 18]. Советская теория непроизводственной сферы придерживалась в основном идей Маркса о вторичности сферы услуг, согласно которой услуги не относились к общественному производству, а полностью выводились в категорию конечного потребления. Развитие сферы услуг определялось, с одной стороны, развитием материального производства: в частности, созданием капитала, используемого при оказании услуг, и ростом производительности производительного труда, который делал возможным переток трудовых ресурсов из производственной в непроизводственную сферу

В многочисленных трактовках в 30-40 гг. XX века предложены концепции развития мировой экономики, обосновывавшие рост значения сферы услуг, который начался лишь в 1970-х гг. Наибольшую известность приобрела трехсекторная модель экономики К. Кларка [30], которая впоследствии была расширена Д. Беллом [4] до пятисекторной при разработке им концепции постиндустриального общества.

Исследование экономических теорий услуг, сложившихся в рамках отдельных экономических школ индустриального и постиндустриального периода, показало, что в процессе развития экономической науки происходит постепенное переосмысление роли услуг в экономическом укладе, что безусловно связано с происходящими за этот период изменениями в реальной сфере производства и услуг.

Изменение сущностного содержания услуги сопровождало развитие сферы услуг, происходящее по объективным причинам вследствие смены парадигмы хозяйствования – с аграрной к индустриальной и постиндустриальной. Сфера услуг играет важную роль в экономике, осуществляя координирование отдельных элементов системы друг с другом, а также способствует движению экономики в направлении ее развития, что позволяет выделить такую характеристику любой экономической системы как сервисизация.

Согласно теории технологических укладов [7, 28], автором исследования выделены пять стадий развития сферы услуг с учетом происходящих изменений в технологиях (таблица 1).

Таблица 1 – Этапы развития сферы услуг в контексте технологических укладов

Критерии
Сфера услуг 0.0
Сфера услуг 1.0
Сфера услуг 2.0
Сфера услуг 3.0
Сфера услуг 4.0
Периодизация
до XVIIIв.
1760-1840гг.
1840-1960гг.
Компьютерная революция (1960г)
С начала XXIв.
Тип общественного уклада
Аграрное общество
Переход к аграрно-индустриальному обществу
Индустриальное общество
Интеллектуальное общество
Суперинтеллектуальное общество (общество знаний)
Характер производственных отношений
Примитивное производство, постепенная замена ручных средств
Переход к простейшей механизации производства на основе угля
Начало интенсивного использования энергии нефти, вытеснения электроэнергией пара
Массовое производство в странах с дешевой рабочей силой и льготным инвестиционный климатом
Цифровая трансформация отраслей. Безлюдные технологии, сочетание технологий между физическим, цифровым и биологическим.
Характер услуги
Простой обмен между людьми, в виде, например, устной передачи знаний, помощи в производстве продукции
Услуги стали использоваться для облегчения торговли и обмена между ремесленниками и их гильдиями
Услуги стали превращаться в отдельный сектор экономики
Доминирует личный интерес коллективным
Максимальное удовлетворение требований клиента – индивидуализация продукта
Преобладающие в экономике услуги
Домашние
Торговые
Почтовые, транспортные, информационные
Образовательные, финансовые, ремонтные, туристические
Усложнение характера существующих, появление новых видов
Роль сферы услуг в экономическом укладе
Начальное состояние
Вспомогательная роль
Самостоятельная, но еще не значительная роль
Отдельная сфера, значительная роль
Драйвер развития экономики
Источник: составлено авторами

Изначально, соглашаясь с мнением В. А. Полякова, И. В. Фомичевой, что в самом начале при аграрном обществе существовала исходная форма примитивного производства [15], а также и осуществлялось оказание услуг, этот период обозначен как «Сфера услуг 0.0». Здесь услуги осуществлялись внутри семьи с привлечением наемных работников в процессе повседневной жизни, ведения сельского хозяйства, в форме взаимопомощи другим семьям.

Следующий этап развития сферы услуг «Сфера услуг 1.0» (1760-1840гг) связан с развитием промышленности в конце XVIII в., переходом от ручного труда к машинному, на основе использования энергии угля и пара. Это привело к появлению новых видов услуг, бытовых и производственных, связанных с обслуживанием появившихся машин и приспособлений, а также в повседневной жизни – торговых, позволявших обеспечивать обмен продукции ремесленников.

Произошедшая далее Вторая промышленная революция, вызванная началом использования энергии нефти, газа и электроэнергии, основывалась не на единичных удачных изобретениях, а на систематических научных открытиях, что позволило коренным образом изменить производство и экономику в целом. Оказало это влияние и на сферу услуг, этап ее развития «Сфера услуг 2.0» характеризуется усложнением характера услуг, осуществляемых при использовании новых приспособлений, а также появлением новых видов, таких как, почтовые и услуги связи на основе работы телефонной и телеграфной связи, транспортные с использованием железнодорожного, автомобильного транспорта и т.д. Данная сфера уже имеет отраслевые характеристики, в отдельных странах развиваются сетевые формы организации услуг.

Развитие электроники, микропроцессоров и числового аппаратного управления (с 1960-х гг.) привело к Третьей промышленной революции, когда на смену частично механического производства пришло управляемое человеком комплексно механизированное производство, связанное с использованием в шестидесятых годах прошлого века больших ЭВМ, в семидесятых и восьмидесятых – персональных компьютеров и сети Интернет в девяностых. Этап развития сферы услуг «Сфера услуг 3.0» обособился в связи с тем, что человек полностью переосмыслил и перестроил организацию производства, обмена, потребления, обучения, коммуникацию и отдых. Сфера услуг в этих условиях стала ведущей отраслью экономики, находясь в зависимости от уровня развития конкретной страны.

Четвертый этап развития сферы услуг «Сфера услуг 4.0» связан с выделением концепции Индустрия 4.0, характеризуемый внедрением «киберфизических систем» в промышленное производство, когда производственные мощности будут взаимодействовать с производимыми товарами и адаптироваться при необходимости под новые потребности потребителей. В этих условиях сфера услуг частично заменяет производственные процессы, позволяя реализовать потребителям свои нужды иным путем. Четвертая промышленная революция (Индустрия 4.0) еще больше повлияла на человечество, благодаря развитию Интернета, искусственного интеллекта, автоматизации на основе нейросетей и развитию биотехнологий. Ставит в основу прогресса доступ к знаниям и возможностям электронной коммерции, технологии, в частности роботов, искусственный интеллект и различные другие интернет вещи [26]. Технологические концепции превратили услуги в «data-driven» индустрию.

Очевидно, указанная периодизация развития сферы услуг позволяет системно выделить причины происходящих изменений, определить факторы, оказывающие на нее влияния.

Сфера услуг, представляя собой сферу оказания и потребления услуги, исследуется учеными с разных точек зрения, среди которых основные: секторальный, индустриальный, институциональный, маркетинговый подходы.

М.Б. Щепакин, В.М. Михайлова [29] выделяют различные подходы к исследованию сферы услуг: процессный, маркетинговый, отраслевой, поведенческий, экономический, организационный, ситуационный, инфраструктурный, ресурсный, коммуникационный, мотивационный, воспроизводственный, инновационный, ресурсно-интеграционный, что, по мнению авторов исследования, излишне детализировано.

Согласно секторальному подходу, сфера услуг рассматривается как один из трех секторов постиндустриальной экономики (Э. Тоффлер, К. Кларк, А. Фишер), доля которого более 70 процентных пунктов согласно данной теории является критерием отнесения конкретной страны к обществу постиндустриального уклада (таблица 2). К основным причинам такой доли услуг в развитых странах относится высокий уровень доходов населения, стимулирующий спрос на услуги, развитая инфраструктура и цифровизация.

Таблица 2 – Доля сферы услуг в ВВП отдельных стран за 2023год, %

Страны
1997
2000
2005
2010
2015
2020
2023
Япония
64,17
66,02
69,47
70,54
69,8
69,46
71,39**
США
71,81
72,02
74,03
76,28
76,37
77,18
76,68*
Великобритания
65,84
66,27
69,26
70,91
70,45
72,15
72,84
Россия
50,6
49,72
48,81
53,12
56,14
56,37
56,88
Китай
35,01
39,79
41,34
44,18
56,77
54,46
54,6
* - данные за 2021 г.

** - данные за 2022г.

Источник: составлено автором по данным Всемирного банка [31]

Видно, что в течение исследуемого периода происходит наращивание доли данного сектора экономики, при этом Россия не соответствует критерию, за 26 лет увеличение данного показателя составило почти на 7%, тогда как ситуация Китая подтверждает происходящие изменения в технологическом укладе, показатель возрос более чем на 19% с самого низкого показателя по выбранным странам. Следовательно, развитые страны демонстрируют высокие показатели благодаря технологиям и клиентоориентированности, тогда как развивающиеся страны находятся на пути к постиндустриальной экономике, сталкиваясь с вызовами инфраструктуры и неравномерного развития.

Индустриальный подход к сфере услуг предлагается критикующими постиндустриальную теорию учеными (В. Иноземцев, Бабаев Б.А., Губанов С.С., Черковец В.Г., Бодрунов С. Д., Колганов А. И.) рассматривающими происходящие изменения в сфере услуг через призму нового этапа индустриализации – наукоемкого индустриального общества. Отличием является, то что по мнению представителей, сфера услуг развиваясь, вступает с сферой материального производства в новые качественные связи, при этом последняя не теряет своей значимости.

Таким образом, первые два подхода рассматривают сферу услуг в контексте ее роли в экономике, связи с материальным производством и потенциалом дальнейшего роста.

Следующий подход, институциональный, рассматривает сферу услуг с позиции действия институтов, общественных объединений (Р. А. Бурганов, Г. М. Быстро, М.М. Хайкин, А.Б. Крутик), как интегрирующую систему, в которой отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических, социологических и политических, морально-этических факторов [25].

Сфера услуг как разновидность товарного рынка, обладающая определенными особенностями, учитываемыми при построении маркетинговой политики хозяйствующего субъекта, раскрывается в контексте маркетингового подхода (В.Д. Марков, К. Лавлок. и др.). Исследователи рассматривая маркетинг услуг, выделяли их особенности, например, неосязаемость и одновременность производства и потребления. Подходы К. Лавлока, помогли субъектам хозяйствования лучше структурировать свои услуги, учитывая эти характеристики и привела к персонализации услуг [11].

В настоящее время сфера услуг находится под воздействием эры устойчивости и принципов ESG. Акцент сделан на экологичность, социальную ответственность и этику, что позволяет пользоваться цифровыми двойниками, AI, блокчейн в управлении услугами (услуги с нулевым углеродным следом).

Современные платформы предоставления услуг Amazon, Alibaba используют нейромаркетинг и биометрические данные для анализа предпочтений, что позволяет не только диагностировать текущее состояние, но и прогнозировать будущие тренды, делая услуги более устойчивыми, персонализированными и адаптивными.

Заключение

Предлагаемый автором эволюционный подход к исследованию сферы услуг отражает переход от упрощенных экономических моделей к комплексным системам, где технологии, клиент и общественные ценности становятся центральными элементами. Проведенная систематизация подходов предполагает, что реализация функций в сфере услуг, усложняющихся под воздействием технологических укладов от простых наблюдений и эмпирических данных к сложным исследованиям пользовательского опыта в digital-сервисах, позволяет использовать методы с учетом множества факторов: качество, клиентоориентированность, устойчивость, цифровизация.

Следовательно, можно сделать вывод, что для каждого из эволюционных этапов развития сферы услуг характерны объективные, глобальные изменениями в экономике, связанные с производственными силами и потребностями человечества в услугах.


Источники:

1. Аристотель. Экономика. Книги I – III // Вестник древней истории, 1969, № 3. Перевод с древнегреческого и латыни Г. А. Тароняна. [Электронный ресурс]. URL: http://ancientrome.ru/antlitr/aristot/index.htm (дата обращения: 14.09.2024).
2. Барр Ю. Политическая экономия. / в 2-х тт. Т.1: Пер. с фр. - М.: Международные отношения, 1995. – 608 c.
3. Бем-Баверк Э. Основы теории ценности хозяйственных благ. / пер. с нем. А. Санина. - Москва : Директ-Медиа, 2007. – 139 c.
4. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество: опыт социального прогнозирования. / пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Academia, 2004. – 783 c.
5. Бурганов Р. А., Быстров Г. М. Институциональная трансформация сферы услуг: теоретические и методологические аспекты // Журнал экономической теории. – 2014. – № 2. – c. 86-93.
6. Вальрас Л. Элементы чистой политической экономии или Теория общественного богатства. / Пер. на рус. яз. - И. Егоров, А. Белянин. - Москва: Университет. б-ка : Экономика, 2000. – 421 c.
7. Глазьев С.Ю. О неравномерности современного экономического роста как процесса развития и смены технологических укладов // Социология. – 2013. – № 4. – c. 42-53.
8. Дятел Е. П., Голомолзина Н. В. Об экономической теории и истории услуг // Журнал экономической теории. – 2009. – № 2. – c. 13. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/ob-ekonomicheskoy-teorii-i-istorii-uslug.
9. Дятел Е. П. Маржинальная сущность услуги // Известия Уральского государственного экономического университета. – 2010. – № 2. – c. 5-18.
10. Клименко Т.И., Шинкевич А.И. Теория и методология управления эффективностью комплекса отраслей сферы услуг. / монография / Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. Ун-т. - Казань: Изд-во КНИТУ, 2017. – 96 c.
11. Лавлок К. Маркетинг услуг: персонал, технология, стратегия. - М.: Вильямс, 2005. – 1008 c.
12. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения: издание 2. – Том 26. Часть1. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1962. – 476 c.
13. Маршалл А. Принципы политической экономии. - М.: Директ-Медиа, 2012. – 2126 c.
14. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Флинн Ш.М. Экономикс: принципы, проблемы и политика. / учебник ; пер. с англ. — 19е изд. - М. : ИНФРАМ, 2018. – 1028 c.
15. Поляков В. А., Фомичева И. В. Анализ технико-экономических парадигм технологический уклад и Индустрия // Известия ТулГУ. – 2019. – № 1-1. – c. 30-38. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-tehniko-ekonomicheskih-paradigm-tehnologicheskiy-uklad-i-industriya.
16. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. / перевод с английского Н. Зибера. - Москва : Издательство АСТ, 2023. – 576 c.
17. Солодков М.В. Экономика непроизводственной сферы. - М.: Из-во Московского ун-та, 1980. – 281 c.
18. Стиглиц Дж.Ю. Экономика государственного сектора. / Пер.с англ. - М.:Изд-во МГУ: ИНФРА -М, 1997. – 720 c.
19. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. / пер. с англ. П. Клюкина. - Москва.: Эксмо, 2022. – 1056 c.
20. Сэй Ж. Б. Трактат политической экономии. - М.: Книга по Требованию, 2022. – 404 c.
21. Симонян Г.А. Теоретические основы формирования сферы услуг // Вестник СГУТиКД. – 2011. – № 1. – c. 57-60.
22. Софина Т.Н. Сфера услуг: трансформации в рыночной экономике. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999. – 129 c.
23. Наумова О. Н., Нюренбергер Л. Б., Севрюков И. Ю., Петренко Н. Е. Современная сфера услуг: экономические доминанты, проблемы, тренды // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6297-6314.
24. Токарев В. А. Исследование сущности услуги в экономическом мейнстриме // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2011. – № 2-1. – c. 204-216.
25. Хайкин М. М. Сфера услуг в экономических системах: политэкономический подход // Псэ. – 2017. – № 1. – c. 28-31. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/sfera-uslug-v-ekonomicheskih-sistemah-politekonomicheskiy-podhod.
26. Чистякова О. А., Шнорр Ж. П. Научно-методический подход к устойчивому развитию организаций потребительской кооперации в условиях Индустрий 4.0 и 5.0 // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 5. – c. 2473-2494.
27. Чистякова О. А. Сущность и роль потребительской кооперации в сфере услуг // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2024. – № 6. – c. 254-263.
28. Шваб К. Четвертая промышленная революция. - М., 2019.
29. Щепакин М.Б., Михайлова В.М. Сфера услуг как экономическая категория и вид экономической деятельности // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 1. – c. 71-88. – doi: 10.18334/epp.10.1.41545.
30. Colin Clark Conditions of Economic Progress. - London: Macmillan and Co. & Co. Ltd Sent Martin’s Press, 1940. – 515 p.
31. Данные Всемирного банка. [Электронный ресурс]. URL: https://data.worldbank.org/ (дата обращения: 14.02.2025).

Страница обновлена: 04.03.2025 в 10:36:26