Социально-демографический профиль российской платформенной занятости
Забелина О.В.1, Мирзабалаева Ф.И.2,1
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
2 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 28
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 1 (Январь-март 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=63891806
Аннотация:
Феномен платформенной занятости как нового развивающегося явления на рынке труда, соединяющего в себе не только преимущества и возможности, но и серьезные риски для сферы социально-трудовых отношений, находится в фокусе многочисленных исследований. Вместе с тем, до сих пор наиболее острым вопросом остается отсутствие в странах мира (включая Россию) единого понятийного аппарата и однозначных критериев отнесения занятых к сфере платформенного труда, что затрудняет как оценку распространенности платформенной занятости, так и межстрановые сопоставления. Платформенная занятость как новое для России явление впервые нашла своё отражение в Обследовании рабочей силы (ОРС) Росстата в 2022 году, в связи с чем появилась возможность «стартового» анализа. Цель данного исследования – оценка масштаба вовлеченности российского населения в платформенную занятость (в т.ч. в региональном аспекте) и выявление особенностей социально-демографического профиля российской платформенной занятости. Информационной базой исследования послужили публикации российских и зарубежных экспертов, а также данные Обследования рабочей силы Росстата. Анализ позволил авторам дать характеристику региональной и поселенческой локализации платформенной занятости, особенностей половозрастного состава и образовательного потенциала платформенных занятых. Одновременно высказано предложение о корректировке критериального вопроса анкеты Обследования рабочей силы Росстата для отнесения работника к сфере платформенной занятости. Результаты исследования могут быть использованы органами власти федерального и регионального уровней при выработке предложений по регулированию сферы платформенной занятости, а также представляют интерес для экспертов рынка труда и ученых, изучающих проблемы трансформации сферы занятости населения.
Ключевые слова: рынок труда, новые формы занятости, платформенная занятость, платформенные работники
JEL-классификация: J21, J23, J24, E24
ВВЕДЕНИЕ
Развитие цифровых технологий становится драйвером трансформации многих сфер деятельности, в том числе и трудовой деятельности. С ростом разнообразных цифровых платформ растет численность занятых на них работников, трансформируются формы организации труда, профессионально-квалификационная структура занятых. Все эти процессы формируются под воздействием определенных факторов и складываются в устойчивые тенденции, выявление которых является важным с точки зрения регулирования новых форм занятости. Перед учёными и экспертами встают новые исследовательские вопросы, связанные с институциональным регулированием новых форм занятости и организации труда в условиях развития противоречивых и неоднозначных экономических тенденций трансформации рынка труда.
Тенденции последних лет в развитии цифровой составляющей отдельных сфер экономики, привели к развитию новой формы работы – платформенной занятости. Перевод экономических отношений в цифровую среду не позволяет в полной мере применять положения официальных трудоправных норм к цифровым новациям в сфере занятости, что требует пересмотра действующей правовой модели.
Большинство платформ (как для работы на месте, так и для удаленной работы, а также с высоким и низким уровнем автономии работников) фиксируют, что работники платформ зачастую являются зависимыми самозанятыми, предпринимателями. В ряде случаев (в отношении международных платформ) процесс регистрации является исключительной ответственностью самозанятого.
Поскольку платформенная занятость является одной из новых нестандартных форм занятости, обозначим её специальные признаки:
- она предполагает реализацию человеком его способностей трудиться, ввиду чего к ней не могут быть отнесены такие виды деятельности, как, например, последующая перепродажа товаров, сдача помещений в аренду и пр.;
- личный характер трудовой деятельности;
- трудовая деятельность осуществляется в отношении третьих лиц;
- возмездный характер в виде дохода (заработной платы, вознаграждения по гражданско-правовому договору);
- организация трудовой деятельности происходит с использованием цифровой трудовой платформы и при соблюдении установленных правил пользования ею.
По оценке специалистов НИУ ВШЭ, увеличение численности самозанятых (фрилансеров) на платформах тесно связано с иной, не менее значимой, тенденцией – использовать платформенную занятость для оптимизации издержек работодателя в качестве более гибкой и дешевой альтернативы трудовым отношениям. Для многих граждан, особенно молодежи, альтернативным вариантом становится работа без оформления (неформальная). Бесспорно, что такая ситуация приводит к тому, что работники незащищены. Одно из распространенных сочетаний - когда платформенная занятость выполняет роль дополнительной - связан с наймом по договору на основном месте работы и оформлением в качестве самозанятого для работы с платформами [1].
Во многих исследованиях выделяются определенные риски занятости на цифровых платформах:
- отсутствие минимального размера оплаты выполненной работы;
- риск неоплаты выполненной работы заказчиком;
- отсутствие критериев, когда результат выполненной работы может быть признан неудовлетворительным, и отказ в оплате заказчиком будет оправдан;
- отсутствие гарантии получения заработка на регулярной основе.
Для решения проблемы установления адекватного баланса прав и законных интересов исполнителей-фрилансеров, онлайн-платформ и пользователей их услуг, представляется необходимой разработка детальных критериев в отношении признаков наличия трудовых отношений в рамках «платформенного» труда.
Международная организация труда (МОТ) и ряд других организаций признают необходимость регулирования занятости посредством цифровых платформ, но до настоящего времени соответствующие нормы не приняты. Одним из возможных направлений правового регулирования может являться использование положений Конвенции МОТ № 177 в части распространения на исполнителей цифровых платформ международных трудовых стандартов, в особенности признание за такими лицами права на объединение, социальную защиту [2].
Интересным, на наш взгляд, является предложение Глобальной комиссии МОТ по будущему сферы труда, которая выступает за создание всеобщей международной системы управления цифровыми платформами труда, для контроля за соблюдением минимальных прав работников платформ [3]. В условиях санкционного давления перспективы реализации данного предложения остаются неясными, но обоснование механизма контроля за соблюдением минимальных прав платформенных занятых необходимо и нуждается в дополнительном изучении.
МОТ определяет платформенную работу как работу на цифровых трудовых платформах или с их помощью, которые либо «основаны на Интернете, либо на местоположении и где работа распределяется с помощью программных приложений.» [4]. Eurofound определяет работу на платформе как "использование онлайн-платформы, позволяющей организациям или частным лицам получать доступ к другим организациям или частным лицам для решения конкретных проблем или предоставления конкретных услуг в обмен на оплату"; впоследствии в нем делается особый акцент на существовании трех сторон (платформы, работника и клиент) [5].
Российские исследователи посвятили ряд публикаций исследованию проблем развивающейся платформенной экономики. Так, например, авторы данной статьи отразили свои взгляды на обеспечение баланса интересов государства, организаторов платформ и платформенных работников, исследование проблем цифрового профиля платформенных занятых и т.д. [6; 7]. Группа исследователей предлагает организовывать последовательные общероссийские статистические мониторинги населения в области развития новых форм занятости; ускорить внедрение электронной формы для заключения трудового договора и широкого круга документов, регулирующих социально-трудовые договора; включить повышение квалификации в число социальных гарантий. [8]
За рубежом активно исследуется специфика социально-демографического профиля платформенной занятости. Так, например, Опрос COLLEEM [1] (содержит оценку предоставления трудовых услуг через платформы респондентами 14 государств-членов ЕС, в среднем 10% взрослого населения) позволил выявить основные черты портрета типичного европейского работника: молодой мужчина, имеющий ученую степень, семью и детей (по мере роста интенсивности работы уменьшается доля женщин на онлайн-платформах); имеющий меньше опыта работы на рынке труда, чем среднестатистический занятый в экономике страны. Мужчины преобладают в таких сферах услуг как разработка программного обеспечения и транспорт, а женщины - в сфере перевода, в сфере индивидуальных услуг и т.д. [9] Эксперты также подтверждают, что занятые на платформах работники моложе, чем среднестатистический занятый в экономике (Codagnone et al., 2016). [10]
Специалисты Еврофонда пришли к выводу, что определенная часть работников платформ относится к социально уязвимым категориям населения (молодежь и женщины) (Eurofound, 2015). [11]
Исследование лондонских водителей Uber, проведенное Бергером и др. (2018) [12], показало, что большинство работников гиг-экономики в их исследовании были иммигрантами, что было значительно выше, чем у лондонских работников в целом.
В Австралии работники платформ, скорее всего, проживали в крупных городах и внутренних районах региона, а не во внешних региональных или отдаленных районах (McDonald et al., 2019; [13 ] Shea et al., 2020). [14]
Итак, проблема выявления специфики социально-демографического профиля населения, вовлеченного в сферу платформенного труда, имеет высокую актуальность, т.к. позволяет сформировать комплекс целевых адаптированных мер по совершенствованию налогового регулирования, улучшению условий труда и повышению уровня социальной защищенности платформенных занятых.
РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ И РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛОКАЛИЗАЦИЯ ПЛАТФОРМЕННОЙ ЗАНЯТОСТИ В РОССИИ
Платформенная занятость как новое явление впервые нашла своё отражение в Обследовании рабочей силы (ОРС) Росстата в первом квартале 2022 г., и по итогам 2022 года появилась возможность составить социально-демографический портрет российского работника платформенного труда. Выделение сферы платформенной занятости при ОРС Росстата проведено на основании результатов ответа респондентов (да/нет) на вопрос анкеты: «Использовали ли Вы для поиска клиентов, выполнения заказов сайты или приложения на прошлой неделе (Яндекс-такси, Авито, Профи.ру)?»
По данным ОРС Росстата за 2022 год численность населения в платформенной занятости составила 3501,9 тыс. чел. [2] (из них 53,4% - мужчины и 46,6% - женщины). Доля платформенных работников в общей численности занятого населения России составила 4,9%.
Территориальное распределение платформенных занятых показывает, что почти половина (около 47%) работников платформенного труда локализовано в двух федеральных округах – Центральном (989 тыс. чел. или 28,2% всей платформенной занятости) и Приволжском (652 тыс. чел. или 18,6%). Территориальная структура российской платформенной занятости (доли всех федеральных округов по численности населения, вовлеченного в платформенную занятость) представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Территориальная структура платформенной занятости в 2022г. (в разрезе федеральных округов)*
*Рассчитано авторами по данным ОРС Росстата за 2022 год //URL:https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265 (дата обращения: 1.12.2023) [15]
Анализ данных ОРС Росстата о численности платформенных занятых в разрезе субъектов Российской Федерации выявил высокий уровень региональной дифференциации развития сферы платформенной занятости населения: численность лиц, вовлеченных в платформенную занятость, в регионах-лидерах рейтинга и регионах-аутсайдерах существенно (в десятки раз) отличается (Таблица 1).
Таблица 1 – Субъекты РФ с наибольшим и наименьшим количеством платформенных занятых в 2022 году*
Субъект
РФ
|
Численность
платформенных занятых, тыс. чел.
|
Топ-10
регионов -лидеров по численности платформенных занятых
| |
Москва
|
330
|
Московская
область
|
236
|
Краснодарский
край
|
201
|
Республика
Татарстан
|
149
|
Воронежская
область
|
138
|
Ростовская
область
|
135
|
Санкт-Петербург
|
125
|
Республика
Дагестан
|
106
|
Челябинская
область
|
101
|
Ставропольский
край
|
91
|
Топ-10
регионов -аутсайдеров по численности платформенных занятых
| |
Камчатский край
|
5
|
Сахалинская
область
|
5
|
Республика Адыгея
|
4
|
Магаданская
область
|
4
|
Республика Алтай
|
3
|
Республика
Калмыкия
|
2
|
Тамбовская
область
|
2
|
Еврейская
авт.область
|
2
|
Ненецкий
авт.округ
|
0
|
Чукотский
авт.округ
|
-
|
В 2022 году на ТОП-10 регионов с наибольшей численностью платформенных занятых приходилось свыше 46% от всех платформенных работников Российской Федерации. Регионы-лидеры по развитию платформенной занятости –г. Москва (330 тыс. чел.) и Московская область (236 тыс. чел.), в которых сосредоточено более 16% всей численности платформенных занятых.
В состав регионов-аутсайдеров по числу платформенных занятых вошли преимущественно [ ] [3] удаленные проблемные регионы с невысоким уровнем социально-экономического и цифрового развития.
Рейтинг субъектов РФ по доле платформенных работников в общей численности занятых региона (таблица 2) отличается от рейтинга по численности платформенных занятых. В ТОП-10 вошли четыре региона из первого рейтинга, а также близкие к мегаполисам субъекты РФ (Тверская область – к Москве; Ленинградская область, Вологодская область – к Санкт-Петербургу), удаленные (Калининградская область) и со сложной ситуацией на рынке труда регионы (Кабардино-Балкария, Пензенская область).
Таблица 2 - Субъекты РФ с наибольшей и наименьшей долей платформенных занятых от занятых в регионе в 2022 году*
Субъект
РФ
|
Численность
занятых, тыс. чел.
|
Численность
платформенных занятых, тыс. чел.
|
Доля
платформенных занятых от занятых в регионе,%
|
Топ-10
субъектов РФ - лидеров по доле платформенных занятых в общей численности
занятых
| |||
Воронежская
область
|
1 145
|
138
|
12,0%
|
Калининградская
область
|
528
|
60
|
11,3%
|
Пензенская
область
|
607
|
58
|
9,6%
|
Тверская область
|
611
|
55
|
9,0%
|
Республика
Дагестан
|
1 259
|
106
|
8,4%
|
Республика
Татарстан
|
1 982
|
149
|
7,5%
|
Краснодарский
край
|
2 690
|
201
|
7,5%
|
Кабардино-Балкарская
Республика
|
405
|
29
|
7,3%
|
Ленинградская
область
|
1 022
|
74
|
7,3%
|
Вологодская
область
|
532
|
37
|
6,9%
|
Топ-10
субъектов РФ - аутсайдеров по доле платформенных занятых в общей численности
занятых
| |||
Республика Адыгея
|
188
|
4
|
2,1%
|
Мурманская
область
|
377
|
8
|
2,0%
|
Республика
Калмыкия
|
124
|
2
|
1,9%
|
Курская область
|
538
|
10
|
1,9%
|
Сахалинская
область
|
263
|
5
|
1,9%
|
Чеченская
Республика
|
583
|
10
|
1,8%
|
Ульяновская
область
|
589
|
9
|
1,5%
|
Ненецкий
авт.округ
|
23
|
0
|
1,2%
|
Тамбовская
область
|
486
|
2
|
0,5%
|
Чукотский
авт.округ
|
29
|
-
|
0,0%
|
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОВОЗРАСТНОГО СОСТАВА И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЛАТФОРМЕННЫХ ЗАНЯТЫХ
Анализ половозрастной структуры платформенных занятых (таблица 3) существенных гендерных различий в возрастном распределении работников не выявил. Наиболее многочисленной как у мужчин, так и у женщин является возрастная группа 30-39 лет (свыше 37% у мужчин и 38% у женщин). На втором месте – группа 40-49 лет (свыше четверти всех работников). Таким образом, 62-63% платформенных занятых относятся к средней возрастной группе, а на молодежную возрастную группу (вопреки распространенному мнению) приходится около 20%. Ожидаемо низкая доля платформенных занятых относится к возрасту 70+ и 60-69 лет, однако достаточно существенна (свыше 13%) доля участия в платформенной занятости мужчин и женщин возраста 50-59 лет, что позволяет предположить в перспективе (на основании возрастного перехода работников) рост вовлеченности в платформенную занятость лиц более старших возрастов.
Таблица 3 – Половозрастная структура платформенных занятых в 2022 году
|
Всего платформенных занятых, %
|
в том числе
| |
Мужчины, %
|
Женщины, %
| ||
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
В т.ч. по возрастным группам:
|
|
|
|
15-19 лет
|
0,5
|
0,4
|
0,5
|
20 – 29 лет
|
19,8
|
19,5
|
20,0
|
30 - 39 лет
|
37,5
|
37,2
|
38,0
|
40 - 49 лет
|
25,3
|
25,5
|
25,1
|
50 - 59 лет
|
13,3
|
13,5
|
13,0
|
60-69 лет
|
3,4
|
3,7
|
3,1
|
70 лет и старше
|
0,2
|
0,2
|
0,3
|
Анализ поселенческой структуры платформенных занятых подтвердил предполагаемое доминирование городских жителей – 86,2% всех работников платформенного труда (таблица 4).
Таблица 4 – Поселенческая структура платформенных занятых в 2022 году*
|
Всего платформенных занятых, %
|
в том числе
| |
Город, %
|
Село, %
| ||
Всего
|
100
|
86,2
|
13,8
|
В т.ч. по возрастным группам:
|
| ||
15-19
лет
|
100
|
80,8
|
19,2
|
20
– 29 лет
|
100
|
84,5
|
15,5
|
30
- 39 лет
|
100
|
87,4
|
12,6
|
40
- 49 лет
|
100
|
86,4
|
13,6
|
50
- 59 лет
|
100
|
85,7
|
14,3
|
60-69
лет
|
100
|
82,7
|
17,3
|
70
лет и старше
|
100
|
89,0
|
11,0
|
Обращает на себя внимание тот факт, что доля платформенных занятых, проживающих на селе, наиболее высока по возрастной группе подростков 15-19 лет (19,2%) и работников старшего (пенсионного) возраста 60-69 лет (17,3%).
Анализ образовательной структуры платформенных занятых показал (как и в целом по занятому населению) более высокий образовательный уровень женщин (таблица 5). Более половины женщин в сфере платформенного труда имеют высшее образование (53,7%), что на 10,2 п.п. выше, чем у мужчин. При этом среди мужчин больше лиц со средним профессиональным образованием (36,2% против 34,2% у женщин). Образовательная структура внутри СПО повторяет общероссийские особенности: у женщин больше доля лиц, получивших образование по программе подготовки специалистов среднего звена (24,3% против 20,8% у мужчин), а у мужчин – по программе подготовки квалифицированных рабочих (служащих) -15,4% против 9,9% у женщин. Каждый пятый (20,1%) мужчина-платформенный занятый имеет среднее или основное общее образование, а среди женщин к этой группе относится примерно каждая восьмая (12,1%).
Таблица 5 - Структура платформенных занятых по уровню образования в 2022 году
|
Всего платформенных занятых, %
|
в том числе
| |
Мужчины, %
|
Женщины, %
| ||
Всего
|
100,0
|
100,0
|
100,0
|
В т.ч. по уровню образования:
|
|
|
|
Высшее
|
48,2
|
43,5
|
53,7
|
Среднее
профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего
звена
|
22,5
|
20,8
|
24,3
|
Среднее
профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных
рабочих (служащих)
|
12,8
|
15,4
|
9,9
|
Среднее
общее
|
13,8
|
16,6
|
10,6
|
Основное
общее
|
2,6
|
3,5
|
1,5
|
Не
имеют основного общего
|
0,1
|
0,1
|
0,0
|
При анализе поселенческого среза образовательной структуры платформенных занятых (Таблица 6) установлено, что в городе практически каждый второй работник платформенного труда имеет высшее образование (50,5%), а на селе – примерно каждый третий (34,5%).
Таблица 6 – Образовательная структура городских и сельских работников платформенного труда в 2022 году
|
Всего платформенных занятых, %
|
в
том числе
| |
Город,
%
|
Село,
%
| ||
Всего
|
100
|
100
|
100
|
В
т.ч. по уровню образования:
|
|
|
|
Высшее
|
48,2
|
50,5
|
34,5
|
Среднее
профессиональное образование по программе подготовки специалистов среднего
звена
|
22,5
|
22,1
|
24,6
|
Среднее
профессиональное образование по программе подготовки квалифицированных
рабочих (служащих)
|
12,8
|
12,2
|
16,7
|
Среднее общее
|
13,8
|
13,1
|
18,5
|
Основное общее
|
2,6
|
2,0
|
5,6
|
Не имеют
основного общего
|
0,1
|
0,1
|
0,1
|
При этом среди сельских платформенных занятых более высок удельный вес лиц с СПО, как по программам подготовки специалистов среднего звена (24,6% при 22,1% в городе), так и по программам подготовки квалифицированных рабочих (служащих) -16,7% при 12,2% в городе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время достаточно сложно оценить реальную картину распространенности платформенной занятости в российской экономике в силу отсутствия законодательного определения измеряемого явления и спорности используемых Росстатом методических подходов в части критериев отнесения занятых к сфере платформенного труда. Вместе с тем, проведенный анализ позволяет сделать определенные «стартовые» для последующего изучения платформенной занятости выводы: доля платформенных занятых в общей численности занятого населения России в 2022 году составила почти 5% , что позволяет говорить о существенности этого явления для российского рынка труда (численность населения, вовлеченного в платформенную занятость, превысила 3,5 млн. чел.)
Основные характеристики социально-демографического профиля платформенной занятости:
- из платформенных занятых 53,4% - мужчины и 46,6% - женщины;
- - 62-63% платформенных занятых относятся к средней возрастной группе 30-49 лет;
- в поселенческой структуре платформенных работников доминируют городские жители – 86,2%;
- более высокий образовательный уровень вовлеченных в платформенную занятость женщин (более половины из них имеют высшее образование - 53,7%), и городских жителей 50,5% с высшим образованием;
- почти половина (около 47%) платформенных занятых локализовано в двух федеральных округах – Центральном (28,2%) и Приволжском (18,6%);
- доля ТОП-10 субъектов РФ по численности работников платформенного труда в 2022 году составляла свыше 46% от всей платформенной занятости. Регионы-лидеры по развитию платформенной занятости – г. Москва и Московская область (16%). В составе регионов-аутсайдеров - преимущественно удаленные проблемные регионы с невысоким уровнем социально-экономического и цифрового развития.
На наш взгляд, для анализа развития платформенной занятости в дальнейшем необходимо прежде всего уточнение критериального вопроса анкеты ОРС для отнесения работника к сфере платформенного труда (т.к. использование названных в вопросе анкеты сайтов и приложений для поиска клиентов, выполнения заказов может осуществляться и в рамках трудового договора, и договора о дистанционной работе, а также в форме самозанятости или индивидуального предпринимательства). Возможно, рассмотрение в 2024 году законопроекта о платформенной занятости, включающего соответствующее определение этой категории, поможет внести корректировку в содержание используемого вопроса, а также дополнить анкету новыми вопросами для выявления специфики российской платформенной занятости.
[1] Опросы JRC - COLLEEM (COLLaborative Economic и EMployment), запущенные в 2017 и 2018 годах соответственно, были одними из первых, в которых оценивался размер платформенной экономики на европейском уровне, а также анализировались социально-экономические профили и условия работы платформенной экономики. рабочие в Европе. v
[2] Справочно: по данным за 1 квартал 2023 года Росстат показал рост почти на 42% - 4960 тыс. чел., однако во II квартале численность платформенных занятых снизилась -3287 тыс. чел. При таких существенных поквартальных колебаниях показателя в 2023 году авторы остановились на анализе годовых данных за 2022 год.
[3] Исключение составляет входящая в ЦФО Тамбовская область, что требует отдельного изучения.
Источники:
2. Конвенция Международной организации труда N 177 о надомном труде. Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public.
3. Work for a brighter future – Global Commission on the Future of Work International Labour Office. Ilo. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---cabinet/documents/publication/wcms_662410.pdf.
4. Digital labour platforms (Non-standard forms of employment). Ilo.org. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ilo.org/global/topics/non-standard-employment/crowd-work/lang--en/index.htm.
5. Eurofound.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://www.eurofound.europa.eu/topic/platformwork#:~:text=workRead%20more,Platform%20work%20uses%20an%20online%20platform%0to%20enable%20organisations%20or,connected%20thanks%20to %20an%20algorithm.
6. Мирзабалаева Ф.И., Забелина О.В Регулирование платформенного труда: гибкий баланс государственных гарантий и саморегулирования // Экономика труда. – 2022. – № 3. – c. 587-604. – doi: 10.18334/et.9.3.114438.
7. Мирзабалаева Ф.И., Шичкин И.А. Особенности развития платформенной занятости // Экономика труда. – 2020. – № 12. – c. 1117-1134. – doi: 10.18334/et.7.12.111436.
8. Glotova I.A., Lushnikova T.Yu., Saikova E.A., Kokanov N.A. Advances in Economics, Business and Management Research // Digital Economy (ISCDE 2019): 1st International Scientific and Practical Conference, volume 105. 2019.
9. Pesole A., Urzí Brancati M.C., Fernández-Macías E., Biagi F., González Vázquez I. Platform Workers in Europe. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2018. – 65 p.
10. Codagnone C., Martens B. Scoping the Sharing Economy: Origins, Definitions, Impact and Regulatory Issues. Ec.europa.eu. [Электронный ресурс]. URL: https://ec.europa.eu/jrc/en/publication/eur-scientific-and-technical-research-reports/scoping-sharing-economy-origins-definitions-impact-and-regulatory-issues.
11. New forms of employment, Publications Office of the European Union, Luxembourg. Eurofound. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ioe-emp.org/fileadmin/ioe_documents/publications/Policy%20Areas/future_of_Work/EN/_2015-12-04__New_Forms_of_Employment_Eurofound.pdf.
12. Berger T., Frey C.B., Levin G., Danda S.R. Uber happy? Work and well-being in the “gig economy”. Paper presented at the 68th Economic Policy Panel Meeting, Vienna, Austria - 2018
13. McDonald P., Williams P., Stewart A., Oliver D., Mayes R. Digital Platform Work in Australia: Preliminary findings from a national survey. Research.qut.edu.au. [Электронный ресурс]. URL: https://research.qut.edu.au/workindustry-futures-research-program/wp-content/uploads/sites/35/2019/06/Report-of-SurveyFindings_18-June-2019_PUBLISHED.pdf.
14. Shea T., Brodsky D.N., Cooper B., Sheehan C., Donohue R., De Cieri H. On-demand Economy in Victoria: A Survey Report. Monash Business Schoo. [Электронный ресурс]. URL: https://research.iscrr.com.au/__data/assets/pdf_file/0018/2423106/243_On-demand-economy-survey-report-2020-03-26-Final-version-submitted-to-WSV.pdf.
15. Обследование рабочей силы за 2022 год. Росстат. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13265.
Страница обновлена: 02.12.2024 в 12:08:53