Methodological apparatus for evaluating the effectiveness of personnel training by educational institutions and their activity in military-industrial organizations
Krasnikova A. S.1, Khariton E. O., Podolskiy A. G.2
1 Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана (национальный исследовательский университет)
2 Академия военных наук
Download PDF | Downloads: 4
Journal paper
Leadership and Management (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 12, Number 2 (February 2025)
Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80406939
Abstract:
Due to the aggravation of the military-political and economic situation in the world, there is an urgent need to create advanced technologies and high-tech military products, as well as educational institutions for training competent
personnel.
A large number of employees of military-industrial organizations with various skills and qualifications participate in the creation of high-tech products, which are usually a complex technical system.
The article offers a comprehensive approach to assessing the effectiveness of a subject's work, consisting of a number of factors combined into a tuple. Each factor is described in detail; and a mathematical approach to determining its values is presented. The proposed methodological framework will allow an objective assessment of the effectiveness of personnel training by educational institutions and their activities in Russian military-industrial organizations.
Keywords: human resources, mathematical approach, factor, training, personnel
JEL-classification: E24, J24, O15
Введение. Обострение военно-политической обстановки в мире и санкционное давление, оказываемое на Российскую Федерацию, затрагивающее как гражданский, так и военный сектора экономики, привели к необходимости выделения значительных финансовых ресурсов на обеспечение военной безопасности государства. Потребность в опоре на собственный научно-технический и производственно-технологический потенциал в жестком экономическом и военно-политическом противостоянии с многочисленными недружественными странами потребовала активизации деятельности организаций оборонно-промышленного комплекса (ОПК) с целью создания передовых технологий и высокотехнологичной продукции военного назначения, а также образовательных учреждений для подготовки кадров, способных это реализовать на практике.
В условиях, когда возможности по финансированию военного сектора экономики недружественных стран, их совокупный промышленный потенциал и человеческие ресурсы значительно превосходят возможности ресурсного обеспечения ОПК России, актуальными задачами являются бережливое использование материальных и финансовых ресурсов, повышение производительности труда и подготовка работников военного сектора экономики, обладающих компетенциями, необходимыми для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также для производства конкурентоспособной продукции военного назначения [4].
Важной особенностью сложившейся в мире обстановки является то, что происходящее военное противостояние с недружественными странами требует повышения скорости реагирования на применение противником (возможность применения) новых образцов и способов военного противоборства, эффективное парирование негативного воздействия которых невозможно без модернизации существующих образцов и создания новых типов образцов в минимально возможные сроки, обладающих улучшенными характеристиками и новыми свойствами, обеспечивающими военное превосходство России, а, следовательно, позволяющее сдерживать противника от военного нападения и способствующее принуждению его к миру (капитуляции), если конфликт уже имеет место.
Актуальность тематики заключается в том, что подготовка кадров для организаций ОПК является одной из стратегически важных задач для обеспечения национальной безопасности, технологической независимости и устойчивого развития ключевых отраслей промышленности. существует острая необходимость не только в подготовке специалистов, но и в оценке их результативности уже в процессе трудовой деятельности. Проблематика компетентности и трудоустройства позволяет установить, насколько выпускники образовательных учреждений соответствуют требованиям реальной производственной среды.
При этом в теоретических исследованиях нет универсального методического аппарата оценки результативности подготовки кадров образовательными учреждениями и их деятельности в организациях ОПК. Можно выделить несколько подходов к оценке человеческих ресурсов.
Приведем литературный обзор, например, Смышляева Л.Г. [13] и О.В. Герасименко [3, с. 45] говорят о том, что «оценка персонала в соответствии с компетентностным подходом, основана на систематической и объективной оценке компетенций сотрудников и их соответствия требованиям должности или задачам. По результатам оценки возможно составление индивидуального плана развития для того, чтобы развить выявленные «зоны роста» в компетенциях сотрудников». Кондаков М.В. [9, с. 924] предлагает следующую методику к оценке человеческих ресурсов: «Методика оценки человеческих ресурсов в концепции бережливого производства включает три основных этапа. На втором этапе были приведены четыре коэффициента и одна формула для оценки экономических потерь от нереализованного потенциала сотрудников. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в создании методики оценки человеческих ресурсов в концепции бережливого производства промышленных предприятий России».
Ирэн Кампос-Гарсиа [18, с. 1] предлагает «подход устойчивого управления персоналом, основанный как на социальной ответственности, так и на экономической рациональности, направленный на достижение и использование конкурентных преимуществ за счёт применения социально и экономически эффективных стратегий найма, развития, удержания и выхода на пенсию в долгосрочной перспективе».
Майя Станужик [20, с.22] и соавторы предлагают использовать комбинацию двух подходов для повышения точности и объективности отбора персонала: первый – применяется для определения весов критериев, а второй — для ранжирования кандидатов.
Туякова Г. [16, с. 15] предлагает метод оценки человеческих ресурсов на основе моделей компетенций, «данный метод позволяет оценить и выявить интеллектуальные и деловые качества работника, необходимые для успешной профессиональной деятельности. А также появляется возможность построить план профессионального развития каждого сотрудника, чтобы имеющиеся компетенции совершенствовать до необходимого уровня».
Анализируя работы А.А. Долговой и И.В
Малыхиной [4], Л.Р. Шакирзяновой [12], Л.В. Кон-
дратьевой [7] и др. авторы считают, что оценка
подготовки, переподготовки и повышения квали-
фикации персонала в организации включает ана-
лиз ряда показателей:
- частота повышения квалификации со-
трудниками (организация регулирует данный про-
цесс или придерживается рекомендаций в той от-
расли, в которой работает предприятие);
- соотношение плановых и фактических по-
казателей обучения персонала (идеальный вари-
ант, чтобы эти показатели совпадали, если же
они не совпадают, то это свидетельствует о не-
эффективности кадровой службы в области обу-
чения персонала);
- соотношение планового и фактического
бюджета на обучение (в идеале – показатели сов-
падают);
- организация процесса обучения (описа-
ние самого процесса обучения):
- бюджет на обучение в расчете на одного
сотрудника (в идеале должна быть тенденция ро-
ста).
Анализируя работы А.А. Долговой и И.В
Малыхиной [4], Л.Р. Шакирзяновой [12], Л.В. Кон-
дратьевой [7] и др. авторы считают, что оценка
подготовки, переподготовки и повышения квали-
фикации персонала в организации включает ана-
лиз ряда показателей:
- частота повышения квалификации со-
трудниками (организация регулирует данный про-
цесс или придерживается рекомендаций в той от-
расли, в которой работает предприятие);
- соотношение плановых и фактических по-
казателей обучения персонала (идеальный вари-
ант, чтобы эти показатели совпадали, если же
они не совпадают, то это свидетельствует о не-
эффективности кадровой службы в области обу-
чения персонала);
- соотношение планового и фактического
бюджета на обучение (в идеале – показатели сов-
падают);
- организация процесса обучения (описа-
ние самого процесса обучения):
- бюджет на обучение в расчете на одного
сотрудника (в идеале должна быть тенденция ро-
ста).
В своей статье Титова С.В. [14, c. 1379] приводит пример различных современных моделей оценки обучения персонала. А.А. Долгова и И.В Малыхина [6] и Л.Р. Шакирзянова [17], считают, что оценка подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала в организации включает основана на ряде количественных показателей.
Также важно отметить какие компетенции у работодателя востребованы, например, Катаржуна Пивовар-Сулеж [19, с. 1] «выделяет четыре аспекта, определяющих способность человека к трудоустройству: профессиональная идентичность (то есть способ восприятия и определения себя в конкретной рабочей среде), способность адаптироваться к вызовам и изменениям, происходящим в профессиональной среде, ресурсы человеческого капитала, которыми обладает человек (связанные с компетенциями), и социальные ресурсы (представляющие собой сеть личных контактов, а также формальных и неформальных отношений с другими людьми)».
Рикардо Сартори [21, с. 1] утверждает, что «психологическая оценка представляет собой ключевой компонент управления человеческими ресурсами, который может использоваться для содействия принятию решений, связанных с сотрудниками, от найма сотрудников до выхода на пенсию»
Ряд ученых [10; 2; 8; 15] считают, что для оценки подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников организации следует использовать бипараметрическую методику, которую разработал П. МакГи [12].
Научный пробел заключается в том, что на данный момент не существует универсальной методики, позволяющей системно оценивать результативность подготовки кадров именно для ОПК, учитывая специфику данной отрасли. Это затрудняет анализ и прогнозирование будущих потребностей отрасли.
Целью исследования является разработка методического аппарата для оценки результативности подготовки кадров образовательными учреждениями, а также анализа профессиональной деятельности в организациях ОПК.
Научная новизна заключается в создании нового подхода к формированию критериев и показателей оценки результативности работы человеческих ресурсов, на основании методики оценки результативности деятельности кадров в ОПК, что ранее не применялось в полной мере в данном секторе.
Авторская гипотеза заключается в том, что разработка и внедрение методического аппарата оценки результативности подготовки кадров образовательными учреждениями, ориентированного на потребности организаций ОПК, позволит повысить эффективность взаимодействия между образовательными учреждениями и предприятиями ОПК, а также улучшить качество подготовки специалистов, соответствующих требованиям отрасли.
Основные положения гипотезы:
- Существующие методики оценки подготовки кадров недостаточно учитывают специфику и потребности организаций ОПК.
- Разработка интегрированного подхода, включающего количественные и качественные критерии оценки, позволит объективно измерять результативность подготовки кадров.
Методология исследования включает в себя анализ существующих подходов, системный подход, качественные и количественные методы для оценки результативности, разработку критериев оценки.
Основная часть. В создавшейся обстановке необходимым условием решения указанных задач является наличие в ОПК высококвалифицированных работников, а в образовательных учреждениях такой системы их подготовки, которая обеспечивает возможность решения сложных научно-технических и производственно-технологических задач, связанных с созданием высокотехнологичной продукции военного назначения. Это невозможно без создания эффективно функционирующей системы подготовки кадров и мониторинга качества ее работы не только в образовательных учреждениях, но и в организациях ОПК, что является важным элементом обратной связи с образовательными учреждениями [11]. Поэтому данная статья, посвященная совершенствованию системы подготовки кадров и мониторинга их трудовой деятельности, носит актуальный характер.
Человеческий ресурс является одним из основных видов ресурсов, который обладает следующими характерными особенностями. Во-первых, он используется во всех организациях при создании продукции и в ходе реализации всех последующих стадий жизненного цикла (ЖЦ) – эксплуатация, сервисное обслуживание, ремонт и утилизация. Его не может заменить искусственный интеллект, который только дополняет человеческий ресурс, обеспечивая хранение и обработку больших объемов информации, а также формируя предложения по управленческим решениям в соответствии с разработанными алгоритмом, критериями и ограничениями [7].
Во-вторых, от качества человеческих ресурсов, в существенной степени зависят как сроки создания продукции, так и потребные затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производство образцов, а также затраты на эксплуатацию, которые составляют значительную часть стоимости реализации жизненного цикла образца. Чем выше качество подготовки специалистов, востребованных в ОПК, в образовательных учреждениях, тем меньше времени потребуется для решения сложных научно-технических и производственно-технологических задач, а также тем выше надежность и ремонтопригодность создаваемой техники, что позитивно отражается на снижении (сдерживании роста) эксплуатационных расходов, а, следовательно, на эффективности расходования бюджетных средств [1].
В-третьих, от уровня образования, знаний, опыта, умения и других характерных черт работников, определяющих результативность их работы, непосредственно зависит технический уровень создаваемых образцов, а, следовательно, их конкурентоспособность на внешнем рынке, а также показатели финансово-хозяйственной деятельности организаций ОПК.
Результативность функционирования организации, создающей высокотехнологичную продукцию, зависит от результатов работы каждого работника научных, проектных и промышленных организаций ОПК. Поэтому мониторингу их трудовой деятельности необходимо уделять значительное внимание.
Таким образом, человеческие ресурсы играют важную роль в обеспечении эффективного расходования ограниченных бюджетных средств, направляемых на реализацию жизненного цикла образцов. От кадровых, организационно-технических и экономических решений, принимаемых при реализации образовательного процесса, а также при планировании и реализации жизненных циклов образцов, в значительной степени зависит эффективность расходования бюджетных средств, направляемых государством в значительных объемах на обеспечение его экономической и военной безопасности.
Оценке состояния человеческих ресурсов и выработке мероприятий по их развитию уделяется значительное место в трудах ученых, в работе специалистов подразделений планирования и управления организаций, а также в деятельности федеральных органов исполнительной власти.
В создании высокотехнологичной продукции, представляющей собой, как правило, сложную техническую систему, участвует большое количество работников организаций ОПК, обладающих различными специальностями и квалификацией. Так как от результата работы каждого из них зависит технический уровень создаваемой техники, то процесс управления кадрами должен охватывать каждого работника ОПК.
Для комплексной
характеристики трудовой деятельности -го работника,
имеющего
-ю специальность,
необходимо рассматривать период времени не только его работы в организации ОПК,
но и в период его обучения в образовательном учреждении.
Это обусловлено тем,
что государство затрачивает на образование значительные финансовые ресурсы, а,
следовательно, вправе контролировать результативность вложенных средств.
Во-вторых, результативность деятельности -го
работника
в организации зависит от результативности деятельности
будущего
-го работника
в период учебы в образовательном учреждении.
Результативность
трудовой деятельности -го работника,
имеющего
-ю специальность,
зависит от большого числа факторов, которые можно разделить на пять групп.
Первая группа факторов,
которую обозначим ,
характеризует успеваемость
-го
студента
в
-м году
по различным предметам, обучающегося
-й специальности
в образовательном учреждении.
Вторая группа факторов,
обозначаемая ,
характеризует публикационную деятельность
-го
студента
в журналах и сборниках статей, а также публичную деятельность, которая проявляется
в выступлениях с докладами, связанными с
-й
специальностью, на форумах, конференциях и семинарах.
Третья группа факторов,
обозначаемая ,
отражает условия, созданные в
-м году
для качественного обучения
-й специальности
и развития творчества у студентов, обучающихся в образовательном учреждении.
Четвертая группа
факторов, которую обозначим ,
характеризует публикационную деятельность
-го
работника
в журналах и сборниках статей, а также публичную деятельность, которая
проявляется в выступлениях с докладами, связанными с
-й
специальностью, на форумах, конференциях и семинарах.
Пятая группа факторов, которую
обозначим ,
характеризует условия, созданные в организации в
-м
году для
трудовой деятельности
-го работника,
имеющего
-ю специальность.
Далее, там, где это не нарушает логики изложения, используется термин – «субъект», обобщающий два термина – «будущий работник (студент)» и «работник организации ОПК».
Для обеспечения
компактности последующих записей и реализации комплексного подхода к оценке
результативности трудовой деятельности субъекта перечисленные факторы
объединяются в кортеж факторов, влияющих на результативность трудовой
деятельности -го работника,
имеющего
-ю специальность, в
течение трудового жизненного цикла, охватывающего как период обучения субъекта
в образовательном учреждении, так и период его работы в организациях ОПК,
Учет указанной совокупности факторов позволяет комплексно подойти к анализу подготовки субъекта к трудовой деятельности и собственно его трудовой деятельности, охватив его трудовой жизненный цикл, начиная с обучения в первом высшем или среднем специальном образовательном учреждении и продолжая его в организациях ОПК, участвуя в создании высокотехнологичной продукции.
При оценке результативности трудовой деятельности работников необходимо, во-первых, учитывать, что она осуществляется в динамично меняющемся мире, в котором происходит развитие науки и техники, ставятся и решаются новые научные, инженерные и производственно-технологические задачи, изменяются социально-экономические и военно-политические условия жизни, труда и обеспечения экономической и военной безопасности государства. То есть результативность трудовой деятельности работников, с одной стороны, может соответствовать как конкретному моменту времени (годовые результаты обучения или работы в организации), так и отрезку времени, по завершении которого достигается важный результат (получение диплома, позволяющего судить о получении определенной специальности, или завершение создания высокотехнологичной продукции).
В качестве указанного момента времени целесообразно рассматривать конец календарного года. Это обусловлено тем, что результаты деятельности субъекта подводятся в конце каждого календарного года.
Во-вторых, так как образцы продукции военного назначения представляют собой, как правило, сложные технические системы, создаваемые большими трудовыми коллективами, в состав которых входят работники, имеющие различные специальности и выполняющие различные функциональные обязанности, от деятельности каждого из которых зависит результативность деятельности организации, то необходимо оценивать результативность каждого работника, затем отдельного подразделения и только после этого – результативность работы организации.
Введенная группа
факторов, учитывающих различные аспекты трудового жизненного цикла -го
субъекта,
позволяют сформировать аддитивную функцию, интегрально отражающую
результативность
его деятельности в фиксированном
-м
году:
(1)
где: - показатель,
характеризующий результативность усвоения знаний (успеваемость) в
-м
году будущим
-м работником
(студентом), обучающимся
-й специальности,
в
образовательном учреждении, которая зависит от его трудолюбия;
- показатель,
характеризующий публикационную активность будущего
-го
работника (студента), связанную с
-й специальностью, а
также активность его участия в форумах, конференциях и семинарах;
- показатель,
характеризующий результативность усилий образовательного учреждения в
-м году
для усвоения будущим
-м работником
(студентом) всего объема необходимых ему знаний по
-й
специальности и развития его творческих у способностей;
- показатель,
характеризующий результативность процесса трудовой деятельности в
-м
году
-го работника,
имеющего
-ю специальность, с
точки зрения его публикационной деятельности;
- показатель,
характеризующий результативность процесса трудовой деятельности в
-м
году
-го работника,
имеющего
-ю специальность, с
точки зрения его вклада в создание высокотехнологичной продукции.
Корректность применения
приведенной аддитивной свертки частных показателей результативности процессов,
протекающих в -м году,
обусловлена, во-первых, важностью результатов усвоения
знаний (успеваемость), достигнутых будущим
-м
работником в ходе обучения
-й специальности для
создания высокотехнологичной продукции, во-вторых, возможностью
развития будущего
-го работника
(студента) не только посредством усвоения знаний по
-й
специальности, которые передаются ему преподавателями,
но и посредством написания статей и публичных выступлений на форумах,
конференциях и семинарах, в-третьих, логичностью интерпретации
значений частных показателей результативности как вкладов (полезностей) в
интегральный показатель результативности деятельности субъекта на его трудовом
жизненном цикле.
Интегральные показатели
результативности деятельности субъекта ,
,
,
и
, достигаемые в
отдельные годы его трудового жизненного цикла, позволяют
определить, так называемую, накопленную на момент времени
результативность
деятельности
-го субъекта,
имеющего
-ю специальность,
на
отрезке времени
, где:
– год начала трудового
жизненного цикла
-го субъекта,
– последний
завершенный год трудового жизненного цикла
-го
субъекта, охватывающем, в общем случае, период обучения в образовательном
учреждении и работы в организации:
Таким образом,
сформированы два показателя, первый из которых - , дает
оценку результативности деятельности
-го
субъекта,
имеющего или обучающегося
-й специальности, в
фиксированный год
, а второй показатель -
, характеризует
результативность трудовой деятельности
-го
работника,
имеющего
-ю специальность,
на
отрезке времени
.
Рисунок 1 иллюстрирует
изменение накопленной во времени результативности деятельности
-го субъекта.
Рисунок 1 – Динамика
накопленной результативности во времени деятельности -го
субъекта
(предложено авторами)
На основе графика
(таблицы) накопленной результативности деятельности -го
субъекта
можно сформировать два показателя:
- показатель,
характеризующий абсолютное (на фиксированном отрезке времени приращение
результативности деятельности
-го субъекта
- показатель,
характеризующий удельное (в единицу времени, год) изменение
результативности деятельности -го субъекта
на отрезке времени
Показатели и
позволяют всесторонне
охарактеризовать деятельность
-го субъекта
на отрезке времени
.
Для обеспечения оценки и сопоставимости результатов деятельности субъекта на его трудовом жизненном цикле используется единая бальная шкала оценки результативности, например – от нуля до пяти.
При оценке результативности
усвоения -м субъектом
знаний в образовательном учреждении используются результаты фактической
успеваемости субъекта за год и за фиксированный отрезок времени (накопленная
результативность), а также максимально возможная результативность, определенная
при условии абсолютно полного усвоения знаний по
-й
специальности, когда субъект получает по всем предметам 5 баллов.
Годовая фактическая
результативность усвоения знаний (успеваемость) -м
субъектом
по
-й специальности,
достигнутая в
-м году, определяется
по формуле:
где: – количество
предметов по
-й специальности,
экзамены по которым в
-м году сдал
-й
субъект;
– оценка,
полученная
-й субъектом
в
-м году на
-м
экзамене по
-й специальности,
.
Годовая максимально
возможная оценка результативности усвоения знаний
-м субъектом
определяется по формуле:
Накопленная фактическая
результативность усвоения знаний -м
субъектом
на отрезке времени
,
, определяется
по формуле:
Накопленная максимально
возможная оценка результативности усвоения
-м субъектом
знаний на
отрезке времени
,
, определяется
по формуле:
Объем фактически
усвоенных -м субъектом
знаний по
-й специальности
в
-м году
определяется по формуле:
Объем фактически
усвоенных -м субъектом
знаний по
-й специальности
на
отрезке времени
,
, определяется
по формуле:
Показатель,
характеризующий публикационную активность -го
будущего работника (студента), связанную с
-й
специальностью, а также активность его участия в форумах, конференциях и
семинарах, в которых рассматриваются вопросы, касающиеся
-й
специальности, определяется по формуле:
,
где: – количество
журналов, входящих в базу данных RSCI
– ISSN, в которых
-й студент в
-м
году опубликовал статьи по
-й специальности;
– количество
журналов, входящих в базу данных RSCI
–
, в которых
-й
студент в
-м году опубликовал
статьи по
-й специальности;
– количество
журналов, входящих в базу данных ВАК, в которых
-й
студент в
-м году опубликовал
статьи по
-й специальности;
– количество
выступлений
-го студента в
-м
году на форумах и международных конференциях, посвященных
-й
специальности;
- количество
выступлений
-го студента в
-м
году на межведомственных и ведомственных конференциях, а также семинарах,
посвященных
-й специальности.
Наряду с
результативностью усвоения знаний (успеваемостью) в -м
году
-м студентом,
обучающимся
-й специальности, а
также результативностью его публикационной и публичной активности, которые
зависят, главным образом, о его трудолюбия, важно оценить результативность
усилий образовательного учреждения в
-м
году
для качественного обучения и развития его творческих способностей, которые
весьма важны для создания конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
Результативность усилий образовательного учреждения, направленных на обеспечение усвоения студентом знаний, в свою очередь, влияет на результативность его работы в организации после окончания образовательного учреждения. Чем ниже усилия образовательного учреждения, направленные на качественное образование, тем большее время требуется для ввода в строй выпускника в организации, а, следовательно, тем ниже, при прочих равных условиях, будет его накопленная результативность, которая негативно влиять и на результативность деятельности организации [5].
Результативность усилий
образовательного учреждения в -м
году
для обеспечения усвоения
-м
студентом знаний по
-й
специальности и развития его творческих способностей зависит
от следующих факторов:
– уровень
квалификации преподавательского состава, осуществляющего в
-м
году обучение
-й специальности
-го
студента;
– уровень
развития в
-м году учебной материально-
технической базы образовательного учреждения, которая используется для обучения
-й специальности
-го
студента;
– уровень
обеспечения в
-м году
-го
студента научными журналами, содержащими информацию о созданных в России и за
рубежом знаниях, в том числе научных и инженерных новинках по
-й
специальности, знакомство с которыми позитивно влияет на развитие творческой
составляющей деятельности студентов, играющей важную роль в разработке
конкурентоспособной высокотехнологичной продукции.
Перечисленные факторы объединяются в кортеж факторов, влияющих на качество обучения:
- в -м
году
- на отрезке времени
Предположим, что год начала трудовой деятельности работника совпадает с годом его выпуска из образовательного учреждения.
Показатель, комплексно
характеризующий результативность усилий образовательного учреждения в
-м году
для обеспечения усвоения знаний по
-й
специальности и развития у студентов творческих способностей у
студентов определяется по формуле, представляющей аддитивную
свертку частных показателей, каждый из которых представляет собой
количественную оценку вклада, связанного с соответствующим фактором из
совокупности факторов, перечисленных выше:
где: – вклад в
-м
году квалификации преподавательского состава в обучение
-й
специальности
-го студента;
– вклад в
-м
году учебной материально- технической базы образовательного учреждения в
обучение
-й специальности
-го
студента;
– вклад в
-м
году в обучение
-й специальности
-го
студента информацией, содержащейся в научных журналах, издаваемых в России и за
рубежом знаниях по
-й специальности.
Значения показателей, входящих в формулу (2) определяются следующим образом:
где: – показатель,
характеризующий уровень квалификации преподавательского состава,
осуществляющего обучение в
-м году
-го
студента
-й специальности;
– коэффициент,
характеризующий значимость квалификации преподавательского состава для
обеспечения качественного обучения - усвоения
-м
студентом знаний по
-й
специальности и развития его творческих способностей,
;
– показатель,
характеризующий уровень развития учебной материально-технической базы, которая
используется в
-м году для обучения
-го
студента
-й специальности;
– коэффициент,
характеризующий значимость уровня развития учебной материально-технической базы
для обеспечения качественного обучения в
-м
году
-й специальности
-го студента и развития
его творческих способностей,
;
– показатель,
характеризующий уровень обеспечения в
-м
году
-го студента, обучающегося
-й специальности,
информацией, содержащейся в научных журналах, издаваемых в России и за рубежом;
– коэффициент,
характеризующий значимость для усвоения
-м
студентом знаний, информации, содержащейся в научных журналах, издаваемых в
России и за рубежом,
.
Значения коэффициентов
значимости ,
и
определяются
экспертным методом.
Показатель,
характеризующий уровень квалификации преподавательского состава,
осуществляющего обучение в -м году
-го
субъекта
-й специальности,
определяется по формуле:
где: – доля
преподавателей, имеющих в
-м году ученую степень
доктора наук и ученое звание профессор, осуществляющих обучение
-го
студента
-й специальности,
;
– доля
преподавателей, имеющих в
-м году ученую степень
доктора наук, но не имеет ученого звания профессор, осуществляющих обучение
-го
студента
-й специальности,
;
- доля
преподавателей, не имеющих в
-м году ученую степень кандидата
наук, осуществляющих обучение
-го студента
-й
специальности,
;
- доля
преподавателей, не имеющих в
-м году ученых степеней
кандидата и доктора наук, осуществляющих обучение
-го
студента
-й специальности,
.
Показатель,
характеризующий уровень развития учебной лабораторной и технической базы,
которая используется в -м году для обучения
-го
субъекта
-й специальности, определяется
по формуле:
где: – доля
оборудования в
-м году учебной материально-технической
базы, которая соответствует мировому уровню, используемой для обучения
-го
студента
-й специальности,
;
– доля оборудования
в
-м году учебной материально-технической
базы, которая соответствует среднемировому уровню, используемой для обучения
-го
студента
-й специальности,
;
– доля оборудования
в
-м году учебной материально-технической
базы, которая незначительно ниже среднемирового уровня, используемой для
обучения
-го студента
-й
специальности ости,
;
– доля
оборудования в
-м году учебной материально-технической
базы, которая существенно ниже среднемирового уровня, используемой для обучения
-го студента
-й
специальности ости,
.
Показатель,
характеризующий уровень обеспечения в -м
году
-го студента информацией,
содержащейся в научных журналов, издаваемых в России и за рубежом знания, в том
числе научные и инженерные новинки по
-й
специальности, определяется по формуле:
где: – доля журналов
по
-й специальности, входящей
в
-м году в базу данных RSCI
– ISSN, к которой имеет допуск и может
читать
-й студент,
;
– доля
журналов по
-й специальности,
входящей в
-м году в базу данных RSCI
–
еISSN, к которой имеет допуск и может
читать
-й студент,
;
– доля
отечественных журналов по
-й специальности,
входящей в
-м году в базу данных
ВАК, к которой имеет допуск
-й студент,
;
– доля
прочих отечественных журналов по
-й специальности, к
которой в
-м году имеет допуск
-й
студент,
.
Показатель,
характеризующий результативность процесса трудовой деятельности в -м
году
-го работника,
имеющего
-ю специальность, с
точки зрения его публикационной деятельности, определяется по формуле:
- показатель,
характеризующий результативность процесса трудовой деятельности в
-м
году
-го работника,
имеющего
-ю специальность, с
точки зрения его публикационной деятельности;
,
где: – количество
журналов, входящих в базу данных RSCI
– ISSN, в которых
-й работник в
-м
году опубликовал статьи по
-й специальности;
– количество
журналов, входящих в базу данных RSCI
–
, в которых
-й
работник в
-м году опубликовал
статьи по
-й специальности;
– количество
журналов, входящих в базу данных ВАК, в которых
-й
работник в
-м году опубликовал
статьи по
-й специальности;
– количество
выступлений
-го работника в
-м
году на форумах и международных конференциях, посвященных
-й
специальности;
- количество
выступлений
-го работника в
-м
году на межведомственных и ведомственных конференциях, а также семинарах,
посвященных
-й специальности.
Показатель,
характеризующий результативность процесса трудовой деятельности в -м
году
-го работника,
имеющего
-ю специальность, с
точки зрения его вклада в создание высокотехнологичной продукции
где: - количество
изобретений, разработанных самостоятельно в
-м
году
-м работником,
имеющим
-ю специальность;
- количество
изобретений, разработанных трудовым коллективом в
-м
году, в состав которого входил
-й
работник,
имеющий
-ю специальность;
- количество
отчетов, разработанных в
-м году
с участием
-го работника,
имеющего
-ю специальность;
- количество
разработанных в
-м году
с участием
-го работника
межведомственных методик и ГОСТов;
- количество
завершенных в
-м году
с участием
-го работника
этапов разработки;
- количество
разработанных в
-м году
с участием
-го работника
ведомственных методик (инструкций, положений);
- количество
рационализаторских предложений, разработанных самостоятельно в
-м
году
-м работником,
имеющим
-ю специальность;
- количество
рационализаторских предложений, разработанных
-м
году
-м работником,
имеющим
-ю специальность, в
составе трудового коллектива;
- долевое участие
(вклад)
-го работника,
имеющего
-ю специальность, в разработке
трудовым коллективом в
-м году
-го
изобретения;
- долевое
участие (вклад)
-го работника,
имеющего
-ю специальность, в разработке
трудовым коллективом в
-м году
-го
отчета;
- долевое
участие (вклад)
-го работника,
имеющего
-ю специальность, в разработке
трудовым коллективом в
-м году
-й
межведомственной методики (ГОСТа);
- долевое
участие (вклад)
-го работника,
имеющего
-ю специальность, в разработке
трудовым коллективом в
-м году материала по
-му этапу разработки;
- долевое
участие (вклад)
-го работника,
имеющего
-ю специальность, в
разработке трудовым коллективом в
-м году
-й
ведомственной методики (инструкции, положения);
- долевое
участие (вклад)
-го работника,
имеющего
-ю специальность, в
разработке трудовым коллективом в
-м году
-го
рационализаторского предложения.
Заключение.
В рамках данной статьи были предложены основные факторы, определив которые можно представить уровень подготовки кадров предприятий ОПК, участвующих в создании высокотехнологичной продукции.
В ходе исследования темы оценки результативности подготовки кадров образовательными учреждениями для организаций оборонно-промышленного комплекса были выявлены ключевые проблемы, сдерживающие развитие системы профессионального образования. Среди них особо выделяются недостаток эффективных методик оценки результативности подготовки кадров и отсутствие комплексного подхода к анализу деятельности студентов и преподавателей. Эти проблемы препятствуют формированию объективной картины качества образовательного процесса и его соответствия требованиям оборонно-промышленного комплекса.
Для решения данных проблем автором был предложен методический аппарат оценки результативности, включающий использование интегральных показателей. Данный подход позволяет:
- Оценивать научную деятельность студентов с учетом их вклада в научно-исследовательскую работу, публикационную активность и участие в инновационных проектах.
- Оценивать преподавателей, анализируя их педагогическую, научную и организационную деятельность, а также вклад в профессиональное развитие студентов.
Интегральные показатели дают возможность проводить комплексный анализ результативности образовательного процесса, что способствует повышению качества подготовки специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса. Применение изложенного методического аппарата позволит объективно оценивать результативность подготовки кадров образовательными учреждениями и их деятельность в организациях оборонно-промышленного комплекса России.
Внедрение предложенного методического аппарата и дальнейшее развитие исследований в этой области создадут основу для формирования современной системы оценки, обеспечивающей подготовку высококвалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса.
References:
Dmitrieva S.I., Zhemerikina Yu.I., Savka O.G. (2021). Osnovnye aspekty konkurentosposobnosti inzhenera [Main aspects of engineer's competitiveness]. Human capital. (1). 34-43. (in Russian).
Dolgova A.A., Malyhina I.V. (2019). Podgotovka i sertifikatsiya personala v sovremennyh usloviyakh [Personnel training and certification in modern conditions]. Naukoemkie tekhnologii. 22-24. (in Russian).
Gerasimenko O.V., Laykho M.K. (2024). Kompetentnostnyy podkhod k otsenke personala kak faktor povysheniya ee effektivnosti [Competence-based approach in personnel assessment as a factor in improving its effectiveness]. Teleskop: zhurnal sotsiologicheskikh i marketingovyh issledovaniy. (2). 44-50. (in Russian).
Golubev S. S., Podolskiy A.G. (2021). Upravlenie protsessom diversifikatsii predpriyatiy oboronno-promyshlennogo kompleksa na osnove tsifrovyh platform [Managing of defence industry complex enterprises’ diversification by digital platforms]. E-Management. 4 (4). 24-34. (in Russian).
Ivanova I.A., Sazhaeva G.A. (2020). Upravlenie vovlechennostyu personala kak odna iz zadach menedzhmenta vysokotekhnologichnyh predpriyatiy [Management of personnel involvement as one of the tasks of high-tech enterprises management]. Russian Journal of Innovation Economics. 10 (3). 1207-1218. (in Russian).
Keleynikova S.V., Osipova K.E. (2018). Obuchenie personala kak instrument povysheniya konkurentosposobnosti predpriyatiya [Personnel training as a tool to increase the competitiveness of the enterprise]. Hr. (4). 8. (in Russian).
Kondakov M.V. (2024). Metodika otsenki chelovecheskikh resursov v kontseptsii berezhlivogo proizvodstva promyshlennyh predpriyatiy Rossii [Methodology of human resources assessment in the lean production concept of industrial companies in Russia]. Leadership and management. (3). 909-930. (in Russian).
Kondrateva L.V. (2020). Otsenka effektivnosti obucheniya personala [Evaluating the effectiveness of staff training]. Issues of Economics and Management. (1). 11-14. (in Russian).
Krasnikova A.S., Podolskiy A.G., Beregovskaya E.O. (2023). Vysshee obrazovanie: problemy kadrovogo obespecheniya i napravleniya ikh resheniya [Higher education: staffing problems and solutions]. Journal of Economics, Entrepreneurship and Law. 13 (3). 899-916. (in Russian). doi: 10.18334/epp.13.3.117445.
Makgi P. (2014). Masterstvo obshcheniya. Kak nayti obshchiy yazyk s kem ugodno [Communication skills. How to find a common language with anyone] (in Russian).
Piwowar-Sulej K., Bąk-Grabowska D. (2024). Developing future competencies of people employed in non-standard forms of employment: employers’ and employees’ perspective Personnel Review. (3). 721-742.
Riccardo Sartori, Arianna Costantini and Andrea Ceschi (2022). Psychological assessment in human resource management: discrepancies between theory and practice and two examples of integration Personnel Review. (1). 284-298.
Shakirzyanova L.R. (2019). Protsess professionalnogo obucheniya i povysheniya kvalifikatsii sotrudnikov [The process of professional training and professional development of employees] The Russian economy in the current crisis: problems and ways out. 426-452. (in Russian).
Smyshlyaeva L.G. (2011). Kompetentnostnyy podkhod kak teoretiko-metodologicheskaya osnova modernizatsii sistemy professionalnoy podgotovki [Competency-based approach as a theoretical and methodological basis for the upgrading of the professional training system for the municipal personnel]. Filosofiya obrazovaniya. (6). 174–181. (in Russian).
Titova S.V. (2022). Sushchnost otsenki podgotovki, perepodgotovki i povysheniya kvalifikatsii personala v organizatsii [The essence of evaluating the training, retraining, and advanced training of personnel in an organization]. Journal of Economy and Entrepreneurship. (6). 1379-1383. (in Russian).
Trubitsyn K., Mitrofanova E.\\ (2018). Vnutrifirmennaya sistema nepreryvnoy professionalnoy podgotovki personala [Intra-system of continuous vocational training]. Hr. (3). 85 – 89. (in Russian).
Tuyakova G. (2023). Sovremennye metody otsenki personala v sisteme upravleniya chelovecheskimi resursami [Modern methods of performance appraisal in a control system of human resources]. Danish Scientific Journal. (74). 13-15. (in Russian).
Vasilchikov A. V., Satonina N. N., Chechina O. S. (2021). Defitsit rabochikh kadrov kak glavnaya resursnaya problema promyshlennyh predpriyatiy [Lack of workers as the main resource problem of industrial enterprises]. Moscow Economic Journal. (7). 412-420. (in Russian).
Vikhreva L.R., Tsyganova T.A. (2018). Otsenka effektivnosti sistemy otbora i obucheniya personala v rossiyskoy kompanii [Evaluation of the effectiveness of the personnel selection and training system in a Russian company]. Akademicheskiy zhurnal Zapadnoy Sibiri. (1). 115 - 116. (in Russian).
Страница обновлена: 20.03.2025 в 19:04:54