Совершенствование процессов управления корпоративными образовательными проектами в сфере электронной промышленности
Иванов В.В.1, Артамонова М.И.2
1 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
2 Национальный исследовательский университет \"Московский институт электронной техники\"
Статья в журнале
Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)
Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные подходы к совершенствованию управления корпоративными образовательными проектами в сфере электронной промышленности. Авторы анализируют современные тренды, включая цифровизацию, персонализацию обучения и применение искусственного интеллекта, и предлагают инновационную образовательную модель, разработанную на базе НИУ МИЭТ. Модель интегрирует гибкие методологии, практико-ориентированный подход и сотрудничество с промышленными предприятиями, уделяя особое внимание внедрению технологий, таких как генеративно-состязательная сеть для проектирования микросхем, нейросетевые методы анализа дефектов и иммерсивное обучение. Проведено сравнение традиционных и современных инструментов корпоративного обучения, выделены их преимущества и ограничения. Предложены метрики для оценки эффективности образовательных программ, включая количество студенческих проектов с промышленными партнерами и индекс удовлетворенности компаний. Разработанная модель применима и для других высокотехнологичных отраслей и способствует укреплению технологического суверенитета
Ключевые слова: корпоративное образование, микроэлектроника, образовательная модель, искусственный интеллект, практико-ориентированное обучение, цифровые инструменты
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Корпоративное образование в России переживает значительные изменения, становясь стратегическим инструментом для компаний, стремящихся адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и укреплять свои позиции. В последние годы корпоративное образование вышло на первый план, как стратегический приоритет для российских компаний, особенно на фоне увеличивающегося спроса на квалифицированных специалистов и острого дефицита кадров. По данным опросов, подавляющее большинство компаний (86%) испытывают кадровый голод, что делает эффективное корпоративное обучение критически важным для привлечения и удержания сотрудников. В 2024 году расходы на корпоративное образование достигли 1,3% от фонда оплаты труда (ФОТ), а средний годовой бюджет одного корпоративного университета составил 557 миллиардов рублей. Это увеличение инвестиций в образование сотрудников обусловлено осознанием того, что корпоративное обучение является не просто инструментом, а важнейшим фактором успеха бизнеса в условиях переменчивой конкурентной среды. Компании оценивают эффективность своих программ обучения, на 41% чаще, чем в 2022 году [19].
Управление проектами в сфере корпоративного образования — это системный подход к планированию, организации и контролю образовательных инициатив, направленных на достижение конкретных целей. Например, внедрение новых программ, цифровизация и персонализация обучения, строительство учебных центров [3]. Большинство образовательных программ зачастую отстают от динамично развивающихся технологий, не учитывают потребности реального сектора экономики и не обеспечивают достаточный уровень практической подготовки. Это создает необходимость в разработке новой образовательной модели, интегрирующей передовые знания, практико-ориентированный подход и сотрудничество с промышленными предприятиями.
Микроэлектроника является ключевой отраслью современной экономики, лежащей в основе развития высоких технологий, искусственного интеллекта, интернета вещей (IoT), телекоммуникаций, оборонной промышленности и других стратегических направлений. Однако в условиях глобальных технологических вызовов и санкционного давления на Россию остро ощущается дефицит квалифицированных специалистов в этой сфере.
Создание современной образовательной модели для подготовки специалистов в микроэлектронике – это стратегическая задача, от решения которой зависит технологическая независимость и конкурентоспособность страны. Разработанная в статье модель сочетает фундаментальную подготовку, актуальные прикладные навыки и прямое взаимодействие с индустрией для обеспечения устойчивого развития отрасли. При этом особое внимание уделяется внедрению технологий, персонализированному подходу и гибкости.
Модели управления корпоративными образовательными проектами
Управление корпоративными образовательными проектами (КОП) сталкивается с рядом системных проблем, которые снижают их эффективность [3]. Ниже приведены ключевые критические аспекты:
1. Чрезмерная бюрократизация
2. Несоответствие потребностям бизнеса и сотрудников
3. Неэффективное распределение ресурсов
4. Отсутствие измеримости результатов
5. Слабая интеграция с HR-процессами
6. Низкая вовлеченность сотрудников
7. Недостаток экспертизы внутри компании
8. Игнорирование цифровых трендов
Для решения данных проблем и повышения эффективности управления КОП необходимо:
1. Связывать обучение с бизнес-целями (например, рост продаж чипов после обучающего курса);
2. Внедрять гибкие модели (agile, микрообучение);
3. Измерять ROI (возврат инвестиций): не только охват, но и применение навыков;
4. Вовлекать руководителей (чтобы обучение поддерживалось «сверху»);
5. Использовать цифровые инструменты (LMS, AI-аналитика, геймификация) [6].
В управлении корпоративными образовательными проектами применяются различные модели. В табл.1 приведено сравнение основных российских образовательных моделей управления с зарубежными методиками управлениями.
Таблица 1
Сравнение моделей управления корпоративными образовательными проектами в России и за рубежом
Критерий /
Модель
|
Классическая
|
Гибридная
|
Модель в США
|
Модель в Китае
|
Цель
|
Стандартизация знаний
|
Быстрая адаптация к
изменениям
|
Развитие инноваций и
предпринимательства
|
Массовая подготовка
кадров для технологического лидерства
|
Формат обучения
|
Лекции, тесты
|
Scrum-подход, хакатоны
|
Онлайн-курсы, корпоративные
университеты
|
Теоретическое обучение
+ обязательные стажировки
|
Роль ИИ
|
Минимальна (аналитические
функции)
|
Рекомендательные
системы
|
Активно используется
для персонализации обучения (AI-тьюторы)
|
Государственные
программы по интеграции ИИ в образование
|
Оценка эффективности
|
Экзамены, сертификации,
долгий процесс обновления программ
|
Реальные проекты, MVP (Minimum Viable Product)
|
ROI обучения, карьерный
рост выпускников
|
Количество
подготовленных специалистов
|
Гибкость программы
|
Жесткий учебный план
|
Итеративные обновления
|
Высокая (быстрая
адаптация под рынок)
|
Высокая привязка к госпланам
|
Практика
|
Теоретические кейсы
|
Работа в продуктивных
командах
|
Реальные проекты в
компаниях (например, стажировки в Google)
|
Обязательная практика
на госпредприятиях
|
Мотивация
|
Премии за сертификаты
|
Участие в инновационных
проектах
|
Высокие зарплаты,
карьерные перспективы
|
Социальные гарантии,
престиж
|
Экспертиза
|
Внешние преподаватели
|
Внутренние менторы
|
Практикующие
специалисты из индустрии
|
Профессора ведущих
вузов + госэксперты
|
Представленный анализ показывает, что оптимальная модель корпоративного обучения в микроэлектронике должна комбинировать лучшие элементы agile, классических подходов, персонализацию обучения через ИИ, как в США, с акцентом на специфику отрасли (как в Китае). Учитывать высокие технологические риски, быстрое устаревание знаний и критическую важность практических навыков.
Инструменты управления образовательными проектами и основные тренды
При создании новой образовательной модели управления корпоративными образовательными проектами для микроэлектроники необходимо ориентироваться на такие инструменты управления проектами, как:
1. Гибкость + персонализация
Микроэлектроника требует динамичного обновления программ, поскольку техпроцессы меняются каждые 2–3 года (например, переход с 7 нм на 3 нм). При этом персонализация критична: инженеру-технологу и проектировщику нужны разные траектории обучения.
2. Практическая ориентированность
Симуляторы и Digital Twin (аналог VR-тренажеров) снижают стоимость ошибок при обучении. Например, ошибка в настройке EUV-сканера может стоить миллионов долларов.
Оценка эффективности через реальные метрики (качество чипов, степень удовлетворенности компаний, количество реализованных проектов с партнерами)
3. Искусственный интеллект (ИИ) не только для обучения, но и для работы
В отличие от других отраслей, где ИИ используется для рекомендаций курсов или анализа прогресса, в микроэлектронике нейросети становятся частью производства (GAN (Generative Adversarial Network, генеративно-состязательная сеть) для проектирования, CNN (методы оптимизации на основе графов для контроля дефектов) [10].
4. Мотивация через экспертизу
Геймификация с акцентом на прикладные достижения (оптимизация PPA (Power-Performance-Area — мощность, производительность, площадь чипа), найденные дефекты) [7].
Внутренняя экспертиза важнее внешних преподавателей: только практикующие инженеры могут объяснить нюансы failure-анализа.
Разработанная модель базируется на существующих трендах в корпоративном образовании:
1. Искусственный интеллект (ИИ)
ИИ используется для создания адаптивных программ обучения, которые подстраиваются под индивидуальные потребности сотрудников, анализируют прогресс и предлагают учебные модули. Нейросети помогают создавать контент: тексты, изображения и видео для учебных материалов, а также переводить видео на иностранные языки [20].
2. Использование онлайн-платформ в обучении
3. Развитие soft skills
Особое внимание уделяется развитию soft skills, таких как коммуникация, лидерство, работа в команде, управление временем, креативность и эмоциональный интеллект [17].
4. Доступность (возможность обучения в любое время и в любом месте)
Если у организации есть база знаний, сотрудники могут быстро найти нужную информацию в любое время. Мобильные версии платформ обучения позволяют интегрировать интерактивные элементы, такие как квизы, видеоролики и игры [9].
5. Микрообучение
Востребован формат точечного интервального и короткого по времени обучения, с использованием ИИ и чат-ботов, предлагающих образовательный контент под конкретный запрос [18].
6. Персонализация обучения
Формирование обучающих программ под индивидуальные потребности, способности, интересы и планы работников, что способствует высокой вовлеченности в процесс обучения и активизирует внутренние потребности в саморазвитии [18].
7. Иммерсивное обучение [5].
Использование искусственного интеллекта уже становится стандартной практикой в обучении. Ниже описаны несколько алгоритмов и методов использования ИИ в области микроэлектроники:
1. Генеративные состязательные сети (GAN) для проектирования микросхем: автоматическое генерирование топологий микросхем и оптимизация размещения компонентов на кристалле (floorplanning).
2. Глубокое обучение с подкреплением (RL) для оптимизации производства: настройка параметров литографии и травления в реальном времени, а также оптимизация производственных процессов (например, контроль качества) [8].
Пример: Алгоритмы RL помогают минимизировать дефекты при производстве полупроводников, адаптируясь к изменениям в оборудовании.
3. Нейросетевые методы для анализа дефектов (Computer Vision + CNN): автоматический контроль качества с помощью сверточных нейросетей (CNN) и обнаружение микротрещин, дефектов металлизации и других аномалий.
4. Методы оптимизации на основе графов (Graph Neural Networks, GNN): моделирование взаимосвязей в сложных схемах (аналоговые и цифровые микросхемы) и прогнозирование тепловых и электрических характеристик [10].
Пример: GNN помогают анализировать взаимное влияние транзисторов в чипе, улучшая энергоэффективность.
Применение данных методов и алгоритмов в обучении позволит сократить время разработки, улучшить качество и снизить стоимость производства микроэлектронных устройств.
Сейчас большую популярность набирает иммерсивное обучение. Оно предполагает погружение сотрудников в учебную среду, где они могут не только усваивать теорию, но и применять ее на практике с использованием виртуальной и дополненной реальности, симуляций и ролевых игр. Внедрение AR для наложения виртуальных моделей на реальные компоненты позволит сотрудникам визуализировать внутреннюю структуру микросхем или электронных устройств. Использование SPICE-симуляций будет полезно для обучения студентов поведению электронных схем в различных условиях [4].
Онлайн-обучение повышает гибкость и доступность получения информации, позволяя сотрудникам учиться в удобное время. Используются вебинары, онлайн-тренинги, курсы, лонгриды, тесты и диалоговые тренажеры, размещенные на платформах LMS, которые позволяют создавать образовательные программы, исходя из уровня подготовки сотрудника [17]. Обучение микроэлектронике требует специализированных курсов, охватывающих проектирование микросхем, программирование ПЛИС (программируемая логическая интегральная схема), работу с CAD-инструментами (Cadence, Altium Designer) и основы полупроводниковой физики.
Существуют разные онлайн-платформы для обучения, наиболее известные это – Coursera, edX, Udemy, Udacity (Nanodegree) [24; 25; 26; 27] Также есть и специализированные платформы для обучения в области микроэлектроники (Cadence, Synopsys и Xilinx) [16; 23; 28] На Coursera/edX размещены в основном теоретические материалы, на Udemy можно размещать различные лабораторные работы или практико-ориентированные задания. Курсы на платформах Cadence, Synopsys и Xilinx помогут углубиться в знания в области микроэлектроники, поскольку они уже работают в партнерстве с вузами и предоставляют свое ПО для работы.
Персонализация в микроэлектронике обусловлена высокой сложностью и быстрым развитием технологий (например, переход на 2нм техпроцессы). Персонализированный подход позволяет готовить специалистов точно под требования отрасли.
Индивидуальный подход к обучению в области микроэлектроники заключается в следующем:
1. Учет начального уровня знаний
Разделение обучающихся на группы: новички (основы электроники, физика полупроводников), продвинутые (проектирование микросхем, VHDL/Verilog), профессионалы (оптимизация layout, нанотехнологии).
Диагностика пробелов и корректировка программы.
2. Гибкость форматов обучения
Теория: видеолекции, интерактивные симуляторы (Cadence, SPICE).
Практика: индивидуальные проекты (проектирование схем, моделирование), лабораторные работы на реальном оборудовании или в виртуальных средах (LTspice, Proteus).
3. Адаптация под цели
Для инженеров-разработчиков — углубленное изучение проектирования СБИС (сверхбольшая интегральная схема).
Для технологов — процессы литографии, изготовления чипов.
Для студентов — фундаментальные курсы + мини-проекты.
4. Персонализированная обратная связь
Рецензирование проектов экспертами.
Рекомендации по дальнейшему обучению (например, углубление в аналоговую или цифровую микроэлектронику).
К преимуществам персонализации обучения можно отнести:
· ускоренное освоение сложных тем (например, квантовых эффектов в нанотранзисторах);
· возможность фокусироваться на востребованных навыках (например, проектирование для IoT или AI-чипов);
· снижение барьеров для новичков за счет адаптивных курсов [20].
Исходя из всего вышесказанного, авторы предлагают улучшить процесс управления корпоративными образовательными проектами, посредством переподготовки и повышения квалификации сотрудников и студентов в области микроэлектроники для предприятий г. Зеленограда на базе НИУ МИЭТ. Для этого разработана образовательная модель на рис.1, которая позволит подготовить инженеров нового поколения и первоклассных специалистов. Это agile-экосистема с цифровыми инструментами для обучения, ИИ-ассистентами (помогают отслеживать прогресс обучения студентов, сохраняя данные о результатах прохождения различных тестов или практико-ориентированных заданий), привязкой к производственным KPI, LMS для отслеживания прогресса и адаптации программ, оценочными метриками.
В модель включены такие образовательные инструменты, как иммерсивное обучение, геймификационные курсы, ИИ с возможностью создания карьерограммы обучающихся (для будущей оценки компаний-партнеров, о том, каких именно специалистов не хватает, какого возраста и квалификации), социальные платформы для взаимного обучения. Специалисты после обучения смогут использовать GAN для проектирования микросхем, нейросетевые методы для анализа дефектов (Computer Vision + CNN), а также будут обучаться на стимуляторах, что значительно сократит количество технологических ошибок и финансовые риски.
В модели учтены оценочные метрики, позволяющие проанализировать эффективность обучения и процент вовлечения обучающихся в образовательные проекты. Например, такая метрика как количество студенческих проектов с промышленными партнерами. Ее можно измерить следующим образом: фиксировать все проекты, выполненные по заказу предприятий (например, разработка тестового чипа для компании «А») и сравнивать динамику по годам. Пример: в 2023: 5 проектов, в 2024: 12 проектов, значит, рост составил 140%.
С помощью индекса удовлетворенности компаний можно понять насколько остались довольны компании партнеры проделанной работой студентов. Индекс представляет собой отношение суммы оценок работодателей (по 5-балльной шкале) к числу респондентов.
Рис. 1 Модель управления корпоративными образовательными проектами в сфере электронной промышленности
Составлено авторами на основе источников [11; 15; 21; 22]
Ключевыми отличиями образовательной модели для микроэлектроники являются:
· Упор на симуляторы и Digital Twin — из-за дороговизны ошибок в производстве.
· ИИ для проектирования — в отличие от классических моделей, где ИИ лишь рекомендует курсы, здесь он участвует в создании чипов (GAN для топологии, RL для оптимизации).
· Привязка к техпроцессам — программы обновляются при переходе на новые нормы (например, с 7 нм на 5 нм).
Такой подход сочетает гибкость agile и практичность производственных моделей, но фокусируется на уникальных задачах микроэлектроники: скорость проектирования, минимизация дефектов, работа с нанометр-точностью.
В табл.2 представлена оценка традиционных инструментов корпоративного обучения с инструментами и технологиями используемых в разработанной модели.
Таблица 2
Сравнительная таблица традиционных инструментов и инструментов, которые используются в предложенной образовательной модели
Характеристика
|
Традиционные инструменты
|
Предлагаемые инструменты
|
Взаимодействие
|
Прямое взаимодействие между
преподавателем и учениками
|
Возможность дистанционного
обучения, самообучения
|
Гибкость
|
Ограниченная гибкость, требует
физического присутствия
|
Высокая гибкость, обучение в
удобное время
|
Технологии
|
Минимальное использование
технологий, мобильные приложения
|
Широкое использование технологий (стимуляторы
САПР, AR-лаборатории, Digital Twin)
|
Эффективность
|
Оценка эффективности может быть
сложной
|
Возможность отслеживать прогресс и
эффективность с помощью технологий и разработки точных метрик эффективности
обучения (количество проектов с промышленными партнерами, индекс
удовлетворенности компаний и обучающихся, ИИ-ассистенты)
|
Стоимость
|
Высокие затраты на аренду
помещений, печать материалов
|
Снижение затрат за счет цифровых
платформ и AR инструментов
|
Вовлеченность
сотрудников
|
Часто низкая из-за устаревших
методов
|
Высокая за счет геймификации, мультимедийного
контента и практики (тестирование чипов, симуляция литографии)
|
Масштабируемость
|
Трудно масштабировать для большого
количества сотрудников
|
Легко масштабируется за счет
онлайн-платформ и цифровизации процессов
|
Инструменты корпоративного обучения, предложенные авторами для предприятий электронной промышленности, обеспечивают большую гибкость, технологические возможности и эффективность по сравнению с традиционными. Они более привлекательны и перспективны, а главное они масштабируемые, что очень важно для разработки образовательных программ с международным участием. Однако традиционные инструменты сохраняют свою ценность в плане прямого взаимодействия с людьми и передачи практического опыта, поэтому полностью из процесса обучения их исключать нельзя.
Заключение
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что разработанная образовательная модель — это синтез инноваций и практико-ориентированности обучающихся. Она сочетает передовые технологии, гибкие методологии управления и практико-ориентированный подход, что позволяет готовить специалистов, соответствующих запросам в сфере электронной промышленности. Перспективность модели заключается в том, что ее можно масштабировать на другие технические направления (робототехника, AI) и в ней есть глубокая интеграция ИИ для автоматизации рутинных задач преподавателей и облегчения процесса обучения студентов. Модель демонстрирует, что образование может быть одновременно гибким, измеримым и ориентированным на реальные задачи, формируя кадры для технологического суверенитета страны. Оценить эффективность ее применения позволяют метрики, такие как количество студенческих проектов с промышленными партнерами и индекс удовлетворенности компаний. Следующий шаг — внедрение в другие вузы при поддержке государства и бизнеса.
Источники:
2. Белов П. Г., Крылов А. А. Корпоративные университеты: современные модели и практики. - Москва : ИНФРА-М, 2022. – 52-90 c.
3. Белов П. Г. Управление корпоративным обучением: вызовы и решения. - Москва : Альпина Паблишер, 2023. – 45-50 c.
4. Васильев Е.Н. Применение VR-технологий в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. – 2023. – № 5. – c. 45–51.
5. Глушков Д.В. Иммерсивные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. – 2023. – № 2. – c. 45–58.
6. Иванов А.А., Петрова В.М. Цифровая трансформация корпоративного обучения: тренды и кейсы. - М.: Дело, 2021. – 245 c.
7. Кузнецова Т.П. Тенденции развития корпоративного обучения в высокотехнологичных отраслях // Корпоративные университеты. – 2022. – № 3. – c. 28–39.
8. Кузнецов Н.Д. Алгоритмы глубокого обучения с подкреплением // Информационные технологии. – 2021. – № 5. – c. 34–48.
9. Лелюх А.Б., Федорова Е.Н. Гибридный формат корпоративного образования: преимущества и перспективы // Наука и школа. – 2023. – № 3. – c. 266-276.
10. Петров Д.С., Смирнов И.А. Графовые нейронные сети: архитектуры и применение // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2021. – № 4. – c. 45–62.
11. Смирнов В.В. Цифровые двойники в инженерном образовании // Образование 4.0: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2023. – c. 112–118.
12. Трайнев В. А. Корпоративное обучение: цифровые технологии и управление. - Москва : Дашков и К°, 2023. – 35-47 c.
13. Smith J., Brown L. AI-Driven Corporate Education: Tools and Strategies. - Berlin: Springer, 2020. – 73-89 p.
14. Li J. The Chinese Education System: Policies and Innovations. - London : Routledge, 2020. – 152-178 p.
15. Miller R., Chen L. AI-based Adaptive Learning Systems in Technical Education // Journal of Engineering Education. – 2023. – № 2. – p. 345–362. – doi: 10.1002/jee.20547.
16. Cadence Academic Network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cadence.com (дата обращения: 04.04.2025).
17. Корпоративное обучение: методы, организация и тренды — 2024. — 10 декабря. Checkoffice. [Электронный ресурс]. URL: https://checkoffice.ru/blog/poleznye-materialy/korporativnoe-obuchenie-metody-organizatsiya-i-trendy/ (дата обращения: 11.03.2025).
18. Три главных тренда корпоративного обучения в 2025 году [Электронный ресурс]. — 2024. — 7 ноября. Hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/3-glavnykh-tryenda-korporativnogo-obuchyeniya-v-2025-godu (дата обращения: 13.03.2025).
19. Обучение наращивает бюджеты. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7329396 (дата обращения: 12.03.2025).
20. Тренды корпоративного обучения 2025. Sf.education. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.sf.education/trendy-korporativnogo-obucheniya-2025/ (дата обращения: 10.03.2025).
21. Самые популярные инструменты для вовлечения сотрудников в корпоративное обучение2024. — 4 марта. Skillbox. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/corptrain/stalo-izvestno-kakie-kanaly-i-formaty-dlya-onlayn-obucheniya-predpochitayut-rukovoditeli (дата обращения: 11.03.2025).
22. Корпоративное образование в 2025 году— 2025. — 31 января. Sostav. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/korporativnoe-obrazovanie-v-2025-godu-72899.html (дата обращения: 10.03.2025).
23. Synopsys University Program. [Электронный ресурс]. URL: https://www.synopsys.com (дата обращения: 15.03.2025).
24. Coursera – платформа онлайн-обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 14.03.2025).
25. EdX – онлайн-курсы от ведущих университетов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.edx.org (дата обращения: 14.03.2025).
26. Udemy – платформа онлайн-курсов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com (дата обращения: 14.03.2025).
27. Udacity – обучение в сфере IT и технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.udacity.com (дата обращения: 14.03.2025).
28. Xilinx (AMD) – платформы для разработки ПЛИС и адаптивных вычислений. [Электронный ресурс]. URL: https://www.xilinx.com (дата обращения: 20.03.2025).
Страница обновлена: 25.04.2025 в 10:57:55