Совершенствование процессов управления корпоративными образовательными проектами в сфере электронной промышленности

Иванов В.В.1, Артамонова М.И.2
1 Всероссийская академия внешней торговли Министерства экономического развития Российской Федерации
2 Национальный исследовательский университет \"Московский институт электронной техники\"

Статья в журнале

Экономика высокотехнологичных производств (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-июнь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются актуальные подходы к совершенствованию управления корпоративными образовательными проектами в сфере электронной промышленности. Авторы анализируют современные тренды, включая цифровизацию, персонализацию обучения и применение искусственного интеллекта, и предлагают инновационную образовательную модель, разработанную на базе НИУ МИЭТ. Модель интегрирует гибкие методологии, практико-ориентированный подход и сотрудничество с промышленными предприятиями, уделяя особое внимание внедрению технологий, таких как генеративно-состязательная сеть для проектирования микросхем, нейросетевые методы анализа дефектов и иммерсивное обучение. Проведено сравнение традиционных и современных инструментов корпоративного обучения, выделены их преимущества и ограничения. Предложены метрики для оценки эффективности образовательных программ, включая количество студенческих проектов с промышленными партнерами и индекс удовлетворенности компаний. Разработанная модель применима и для других высокотехнологичных отраслей и способствует укреплению технологического суверенитета

Ключевые слова: корпоративное образование, микроэлектроника, образовательная модель, искусственный интеллект, практико-ориентированное обучение, цифровые инструменты

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение

Корпоративное образование в России переживает значительные изменения, становясь стратегическим инструментом для компаний, стремящихся адаптироваться к меняющимся рыночным условиям и укреплять свои позиции. В последние годы корпоративное образование вышло на первый план, как стратегический приоритет для российских компаний, особенно на фоне увеличивающегося спроса на квалифицированных специалистов и острого дефицита кадров. По данным опросов, подавляющее большинство компаний (86%) испытывают кадровый голод, что делает эффективное корпоративное обучение критически важным для привлечения и удержания сотрудников. В 2024 году расходы на корпоративное образование достигли 1,3% от фонда оплаты труда (ФОТ), а средний годовой бюджет одного корпоративного университета составил 557 миллиардов рублей. Это увеличение инвестиций в образование сотрудников обусловлено осознанием того, что корпоративное обучение является не просто инструментом, а важнейшим фактором успеха бизнеса в условиях переменчивой конкурентной среды. Компании оценивают эффективность своих программ обучения, на 41% чаще, чем в 2022 году [19].

Управление проектами в сфере корпоративного образования — это системный подход к планированию, организации и контролю образовательных инициатив, направленных на достижение конкретных целей. Например, внедрение новых программ, цифровизация и персонализация обучения, строительство учебных центров [3]. Большинство образовательных программ зачастую отстают от динамично развивающихся технологий, не учитывают потребности реального сектора экономики и не обеспечивают достаточный уровень практической подготовки. Это создает необходимость в разработке новой образовательной модели, интегрирующей передовые знания, практико-ориентированный подход и сотрудничество с промышленными предприятиями.

Микроэлектроника является ключевой отраслью современной экономики, лежащей в основе развития высоких технологий, искусственного интеллекта, интернета вещей (IoT), телекоммуникаций, оборонной промышленности и других стратегических направлений. Однако в условиях глобальных технологических вызовов и санкционного давления на Россию остро ощущается дефицит квалифицированных специалистов в этой сфере.

Создание современной образовательной модели для подготовки специалистов в микроэлектронике – это стратегическая задача, от решения которой зависит технологическая независимость и конкурентоспособность страны. Разработанная в статье модель сочетает фундаментальную подготовку, актуальные прикладные навыки и прямое взаимодействие с индустрией для обеспечения устойчивого развития отрасли. При этом особое внимание уделяется внедрению технологий, персонализированному подходу и гибкости.

Модели управления корпоративными образовательными проектами

Управление корпоративными образовательными проектами (КОП) сталкивается с рядом системных проблем, которые снижают их эффективность [3]. Ниже приведены ключевые критические аспекты:

1. Чрезмерная бюрократизация

2. Несоответствие потребностям бизнеса и сотрудников

3. Неэффективное распределение ресурсов

4. Отсутствие измеримости результатов

5. Слабая интеграция с HR-процессами

6. Низкая вовлеченность сотрудников

7. Недостаток экспертизы внутри компании

8. Игнорирование цифровых трендов

Для решения данных проблем и повышения эффективности управления КОП необходимо:

1. Связывать обучение с бизнес-целями (например, рост продаж чипов после обучающего курса);

2. Внедрять гибкие модели (agile, микрообучение);

3. Измерять ROI (возврат инвестиций): не только охват, но и применение навыков;

4. Вовлекать руководителей (чтобы обучение поддерживалось «сверху»);

5. Использовать цифровые инструменты (LMS, AI-аналитика, геймификация) [6].

В управлении корпоративными образовательными проектами применяются различные модели. В табл.1 приведено сравнение основных российских образовательных моделей управления с зарубежными методиками управлениями.

Таблица 1

Сравнение моделей управления корпоративными образовательными проектами в России и за рубежом

Критерий / Модель
Классическая
Гибридная
Модель в США
Модель в Китае
Цель
Стандартизация знаний
Быстрая адаптация к изменениям
Развитие инноваций и предпринимательства
Массовая подготовка кадров для технологического лидерства
Формат обучения
Лекции, тесты
Scrum-подход, хакатоны
Онлайн-курсы, корпоративные университеты
Теоретическое обучение + обязательные стажировки
Роль ИИ
Минимальна (аналитические функции)
Рекомендательные системы
Активно используется для персонализации обучения (AI-тьюторы)
Государственные программы по интеграции ИИ в образование
Оценка эффективности
Экзамены, сертификации, долгий процесс обновления программ
Реальные проекты, MVP (Minimum Viable Product)
ROI обучения, карьерный рост выпускников
Количество подготовленных специалистов
Гибкость программы
Жесткий учебный план
Итеративные обновления
Высокая (быстрая адаптация под рынок)
Высокая привязка к госпланам
Практика
Теоретические кейсы
Работа в продуктивных командах
Реальные проекты в компаниях (например, стажировки в Google)
Обязательная практика на госпредприятиях
Мотивация
Премии за сертификаты
Участие в инновационных проектах
Высокие зарплаты, карьерные перспективы
Социальные гарантии, престиж
Экспертиза
Внешние преподаватели
Внутренние менторы
Практикующие специалисты из индустрии
Профессора ведущих вузов + госэксперты
Составлено авторами с использованием источников [1; 2; 13; 14]

Представленный анализ показывает, что оптимальная модель корпоративного обучения в микроэлектронике должна комбинировать лучшие элементы agile, классических подходов, персонализацию обучения через ИИ, как в США, с акцентом на специфику отрасли (как в Китае). Учитывать высокие технологические риски, быстрое устаревание знаний и критическую важность практических навыков.

Инструменты управления образовательными проектами и основные тренды

При создании новой образовательной модели управления корпоративными образовательными проектами для микроэлектроники необходимо ориентироваться на такие инструменты управления проектами, как:

1. Гибкость + персонализация

Микроэлектроника требует динамичного обновления программ, поскольку техпроцессы меняются каждые 2–3 года (например, переход с 7 нм на 3 нм). При этом персонализация критична: инженеру-технологу и проектировщику нужны разные траектории обучения.

2. Практическая ориентированность

Симуляторы и Digital Twin (аналог VR-тренажеров) снижают стоимость ошибок при обучении. Например, ошибка в настройке EUV-сканера может стоить миллионов долларов.

Оценка эффективности через реальные метрики (качество чипов, степень удовлетворенности компаний, количество реализованных проектов с партнерами)

3. Искусственный интеллект (ИИ) не только для обучения, но и для работы

В отличие от других отраслей, где ИИ используется для рекомендаций курсов или анализа прогресса, в микроэлектронике нейросети становятся частью производства (GAN (Generative Adversarial Network, генеративно-состязательная сеть) для проектирования, CNN (методы оптимизации на основе графов для контроля дефектов) [10].

4. Мотивация через экспертизу

Геймификация с акцентом на прикладные достижения (оптимизация PPA (Power-Performance-Area — мощность, производительность, площадь чипа), найденные дефекты) [7].

Внутренняя экспертиза важнее внешних преподавателей: только практикующие инженеры могут объяснить нюансы failure-анализа.

Разработанная модель базируется на существующих трендах в корпоративном образовании:

1. Искусственный интеллект (ИИ)

ИИ используется для создания адаптивных программ обучения, которые подстраиваются под индивидуальные потребности сотрудников, анализируют прогресс и предлагают учебные модули. Нейросети помогают создавать контент: тексты, изображения и видео для учебных материалов, а также переводить видео на иностранные языки [20].

2. Использование онлайн-платформ в обучении

3. Развитие soft skills

Особое внимание уделяется развитию soft skills, таких как коммуникация, лидерство, работа в команде, управление временем, креативность и эмоциональный интеллект [17].

4. Доступность (возможность обучения в любое время и в любом месте)

Если у организации есть база знаний, сотрудники могут быстро найти нужную информацию в любое время. Мобильные версии платформ обучения позволяют интегрировать интерактивные элементы, такие как квизы, видеоролики и игры [9].

5. Микрообучение

Востребован формат точечного интервального и короткого по времени обучения, с использованием ИИ и чат-ботов, предлагающих образовательный контент под конкретный запрос [18].

6. Персонализация обучения

Формирование обучающих программ под индивидуальные потребности, способности, интересы и планы работников, что способствует высокой вовлеченности в процесс обучения и активизирует внутренние потребности в саморазвитии [18].

7. Иммерсивное обучение [5].

Использование искусственного интеллекта уже становится стандартной практикой в обучении. Ниже описаны несколько алгоритмов и методов использования ИИ в области микроэлектроники:

1. Генеративные состязательные сети (GAN) для проектирования микросхем: автоматическое генерирование топологий микросхем и оптимизация размещения компонентов на кристалле (floorplanning).

2. Глубокое обучение с подкреплением (RL) для оптимизации производства: настройка параметров литографии и травления в реальном времени, а также оптимизация производственных процессов (например, контроль качества) [8].

Пример: Алгоритмы RL помогают минимизировать дефекты при производстве полупроводников, адаптируясь к изменениям в оборудовании.

3. Нейросетевые методы для анализа дефектов (Computer Vision + CNN): автоматический контроль качества с помощью сверточных нейросетей (CNN) и обнаружение микротрещин, дефектов металлизации и других аномалий.

4. Методы оптимизации на основе графов (Graph Neural Networks, GNN): моделирование взаимосвязей в сложных схемах (аналоговые и цифровые микросхемы) и прогнозирование тепловых и электрических характеристик [10].

Пример: GNN помогают анализировать взаимное влияние транзисторов в чипе, улучшая энергоэффективность.

Применение данных методов и алгоритмов в обучении позволит сократить время разработки, улучшить качество и снизить стоимость производства микроэлектронных устройств.

Сейчас большую популярность набирает иммерсивное обучение. Оно предполагает погружение сотрудников в учебную среду, где они могут не только усваивать теорию, но и применять ее на практике с использованием виртуальной и дополненной реальности, симуляций и ролевых игр. Внедрение AR для наложения виртуальных моделей на реальные компоненты позволит сотрудникам визуализировать внутреннюю структуру микросхем или электронных устройств. Использование SPICE-симуляций будет полезно для обучения студентов поведению электронных схем в различных условиях [4].

Онлайн-обучение повышает гибкость и доступность получения информации, позволяя сотрудникам учиться в удобное время. Используются вебинары, онлайн-тренинги, курсы, лонгриды, тесты и диалоговые тренажеры, размещенные на платформах LMS, которые позволяют создавать образовательные программы, исходя из уровня подготовки сотрудника [17]. Обучение микроэлектронике требует специализированных курсов, охватывающих проектирование микросхем, программирование ПЛИС (программируемая логическая интегральная схема), работу с CAD-инструментами (Cadence, Altium Designer) и основы полупроводниковой физики.

Существуют разные онлайн-платформы для обучения, наиболее известные это – Coursera, edX, Udemy, Udacity (Nanodegree) [24; 25; 26; 27] Также есть и специализированные платформы для обучения в области микроэлектроники (Cadence, Synopsys и Xilinx) [16; 23; 28] На Coursera/edX размещены в основном теоретические материалы, на Udemy можно размещать различные лабораторные работы или практико-ориентированные задания. Курсы на платформах Cadence, Synopsys и Xilinx помогут углубиться в знания в области микроэлектроники, поскольку они уже работают в партнерстве с вузами и предоставляют свое ПО для работы.

Персонализация в микроэлектронике обусловлена высокой сложностью и быстрым развитием технологий (например, переход на 2нм техпроцессы). Персонализированный подход позволяет готовить специалистов точно под требования отрасли.

Индивидуальный подход к обучению в области микроэлектроники заключается в следующем:

1. Учет начального уровня знаний

Разделение обучающихся на группы: новички (основы электроники, физика полупроводников), продвинутые (проектирование микросхем, VHDL/Verilog), профессионалы (оптимизация layout, нанотехнологии).

Диагностика пробелов и корректировка программы.

2. Гибкость форматов обучения

Теория: видеолекции, интерактивные симуляторы (Cadence, SPICE).

Практика: индивидуальные проекты (проектирование схем, моделирование), лабораторные работы на реальном оборудовании или в виртуальных средах (LTspice, Proteus).

3. Адаптация под цели

Для инженеров-разработчиков — углубленное изучение проектирования СБИС (сверхбольшая интегральная схема).

Для технологов — процессы литографии, изготовления чипов.

Для студентов — фундаментальные курсы + мини-проекты.

4. Персонализированная обратная связь

Рецензирование проектов экспертами.

Рекомендации по дальнейшему обучению (например, углубление в аналоговую или цифровую микроэлектронику).

К преимуществам персонализации обучения можно отнести:

· ускоренное освоение сложных тем (например, квантовых эффектов в нанотранзисторах);

· возможность фокусироваться на востребованных навыках (например, проектирование для IoT или AI-чипов);

· снижение барьеров для новичков за счет адаптивных курсов [20].

Исходя из всего вышесказанного, авторы предлагают улучшить процесс управления корпоративными образовательными проектами, посредством переподготовки и повышения квалификации сотрудников и студентов в области микроэлектроники для предприятий г. Зеленограда на базе НИУ МИЭТ. Для этого разработана образовательная модель на рис.1, которая позволит подготовить инженеров нового поколения и первоклассных специалистов. Это agile-экосистема с цифровыми инструментами для обучения, ИИ-ассистентами (помогают отслеживать прогресс обучения студентов, сохраняя данные о результатах прохождения различных тестов или практико-ориентированных заданий), привязкой к производственным KPI, LMS для отслеживания прогресса и адаптации программ, оценочными метриками.

В модель включены такие образовательные инструменты, как иммерсивное обучение, геймификационные курсы, ИИ с возможностью создания карьерограммы обучающихся (для будущей оценки компаний-партнеров, о том, каких именно специалистов не хватает, какого возраста и квалификации), социальные платформы для взаимного обучения. Специалисты после обучения смогут использовать GAN для проектирования микросхем, нейросетевые методы для анализа дефектов (Computer Vision + CNN), а также будут обучаться на стимуляторах, что значительно сократит количество технологических ошибок и финансовые риски.

В модели учтены оценочные метрики, позволяющие проанализировать эффективность обучения и процент вовлечения обучающихся в образовательные проекты. Например, такая метрика как количество студенческих проектов с промышленными партнерами. Ее можно измерить следующим образом: фиксировать все проекты, выполненные по заказу предприятий (например, разработка тестового чипа для компании «А») и сравнивать динамику по годам. Пример: в 2023: 5 проектов, в 2024: 12 проектов, значит, рост составил 140%.

С помощью индекса удовлетворенности компаний можно понять насколько остались довольны компании партнеры проделанной работой студентов. Индекс представляет собой отношение суммы оценок работодателей (по 5-балльной шкале) к числу респондентов.

Копия Модель для статьи миэт 2

Рис. 1 Модель управления корпоративными образовательными проектами в сфере электронной промышленности

Составлено авторами на основе источников [11; 15; 21; 22]

Ключевыми отличиями образовательной модели для микроэлектроники являются:

· Упор на симуляторы и Digital Twin — из-за дороговизны ошибок в производстве.

· ИИ для проектирования — в отличие от классических моделей, где ИИ лишь рекомендует курсы, здесь он участвует в создании чипов (GAN для топологии, RL для оптимизации).

· Привязка к техпроцессам — программы обновляются при переходе на новые нормы (например, с 7 нм на 5 нм).

Такой подход сочетает гибкость agile и практичность производственных моделей, но фокусируется на уникальных задачах микроэлектроники: скорость проектирования, минимизация дефектов, работа с нанометр-точностью.

В табл.2 представлена оценка традиционных инструментов корпоративного обучения с инструментами и технологиями используемых в разработанной модели.

Таблица 2

Сравнительная таблица традиционных инструментов и инструментов, которые используются в предложенной образовательной модели

Характеристика
Традиционные инструменты
Предлагаемые инструменты
Взаимодействие
Прямое взаимодействие между преподавателем и учениками
Возможность дистанционного обучения, самообучения
Гибкость
Ограниченная гибкость, требует физического присутствия
Высокая гибкость, обучение в удобное время
Технологии
Минимальное использование технологий, мобильные приложения
Широкое использование технологий (стимуляторы САПР, AR-лаборатории, Digital Twin)
Эффективность
Оценка эффективности может быть сложной
Возможность отслеживать прогресс и эффективность с помощью технологий и разработки точных метрик эффективности обучения (количество проектов с промышленными партнерами, индекс удовлетворенности компаний и обучающихся, ИИ-ассистенты)
Стоимость
Высокие затраты на аренду помещений, печать материалов
Снижение затрат за счет цифровых платформ и AR инструментов
Вовлеченность сотрудников
Часто низкая из-за устаревших методов
Высокая за счет геймификации, мультимедийного контента и практики (тестирование чипов, симуляция литографии)
Масштабируемость
Трудно масштабировать для большого количества сотрудников
Легко масштабируется за счет онлайн-платформ и цифровизации процессов
Составлено авторами на основе источников [12; 21]

Инструменты корпоративного обучения, предложенные авторами для предприятий электронной промышленности, обеспечивают большую гибкость, технологические возможности и эффективность по сравнению с традиционными. Они более привлекательны и перспективны, а главное они масштабируемые, что очень важно для разработки образовательных программ с международным участием. Однако традиционные инструменты сохраняют свою ценность в плане прямого взаимодействия с людьми и передачи практического опыта, поэтому полностью из процесса обучения их исключать нельзя.

Заключение

Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что разработанная образовательная модель — это синтез инноваций и практико-ориентированности обучающихся. Она сочетает передовые технологии, гибкие методологии управления и практико-ориентированный подход, что позволяет готовить специалистов, соответствующих запросам в сфере электронной промышленности. Перспективность модели заключается в том, что ее можно масштабировать на другие технические направления (робототехника, AI) и в ней есть глубокая интеграция ИИ для автоматизации рутинных задач преподавателей и облегчения процесса обучения студентов. Модель демонстрирует, что образование может быть одновременно гибким, измеримым и ориентированным на реальные задачи, формируя кадры для технологического суверенитета страны. Оценить эффективность ее применения позволяют метрики, такие как количество студенческих проектов с промышленными партнерами и индекс удовлетворенности компаний. Следующий шаг — внедрение в другие вузы при поддержке государства и бизнеса.


Источники:

1. Алексеев В.Г. Инновационные образовательные технологии в подготовке инженерных кадров. - Санкт-Петербург : Лань, 2021. – 125-129 c.
2. Белов П. Г., Крылов А. А. Корпоративные университеты: современные модели и практики. - Москва : ИНФРА-М, 2022. – 52-90 c.
3. Белов П. Г. Управление корпоративным обучением: вызовы и решения. - Москва : Альпина Паблишер, 2023. – 45-50 c.
4. Васильев Е.Н. Применение VR-технологий в инженерном образовании // Высшее образование сегодня. – 2023. – № 5. – c. 45–51.
5. Глушков Д.В. Иммерсивные технологии в инженерном образовании // Высшее образование в России. – 2023. – № 2. – c. 45–58.
6. Иванов А.А., Петрова В.М. Цифровая трансформация корпоративного обучения: тренды и кейсы. - М.: Дело, 2021. – 245 c.
7. Кузнецова Т.П. Тенденции развития корпоративного обучения в высокотехнологичных отраслях // Корпоративные университеты. – 2022. – № 3. – c. 28–39.
8. Кузнецов Н.Д. Алгоритмы глубокого обучения с подкреплением // Информационные технологии. – 2021. – № 5. – c. 34–48.
9. Лелюх А.Б., Федорова Е.Н. Гибридный формат корпоративного образования: преимущества и перспективы // Наука и школа. – 2023. – № 3. – c. 266-276.
10. Петров Д.С., Смирнов И.А. Графовые нейронные сети: архитектуры и применение // Искусственный интеллект и принятие решений. – 2021. – № 4. – c. 45–62.
11. Смирнов В.В. Цифровые двойники в инженерном образовании // Образование 4.0: Материалы Междунар. науч.-практ. конф. Казань, 2023. – c. 112–118.
12. Трайнев В. А. Корпоративное обучение: цифровые технологии и управление. - Москва : Дашков и К°, 2023. – 35-47 c.
13. Smith J., Brown L. AI-Driven Corporate Education: Tools and Strategies. - Berlin: Springer, 2020. – 73-89 p.
14. Li J. The Chinese Education System: Policies and Innovations. - London : Routledge, 2020. – 152-178 p.
15. Miller R., Chen L. AI-based Adaptive Learning Systems in Technical Education // Journal of Engineering Education. – 2023. – № 2. – p. 345–362. – doi: 10.1002/jee.20547.
16. Cadence Academic Network. [Электронный ресурс]. URL: https://www.cadence.com (дата обращения: 04.04.2025).
17. Корпоративное обучение: методы, организация и тренды — 2024. — 10 декабря. Checkoffice. [Электронный ресурс]. URL: https://checkoffice.ru/blog/poleznye-materialy/korporativnoe-obuchenie-metody-organizatsiya-i-trendy/ (дата обращения: 11.03.2025).
18. Три главных тренда корпоративного обучения в 2025 году [Электронный ресурс]. — 2024. — 7 ноября. Hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://hh.ru/article/3-glavnykh-tryenda-korporativnogo-obuchyeniya-v-2025-godu (дата обращения: 13.03.2025).
19. Обучение наращивает бюджеты. Коммерсант. [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/7329396 (дата обращения: 12.03.2025).
20. Тренды корпоративного обучения 2025. Sf.education. [Электронный ресурс]. URL: https://blog.sf.education/trendy-korporativnogo-obucheniya-2025/ (дата обращения: 10.03.2025).
21. Самые популярные инструменты для вовлечения сотрудников в корпоративное обучение2024. — 4 марта. Skillbox. [Электронный ресурс]. URL: https://skillbox.ru/media/corptrain/stalo-izvestno-kakie-kanaly-i-formaty-dlya-onlayn-obucheniya-predpochitayut-rukovoditeli (дата обращения: 11.03.2025).
22. Корпоративное образование в 2025 году— 2025. — 31 января. Sostav. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sostav.ru/publication/korporativnoe-obrazovanie-v-2025-godu-72899.html (дата обращения: 10.03.2025).
23. Synopsys University Program. [Электронный ресурс]. URL: https://www.synopsys.com (дата обращения: 15.03.2025).
24. Coursera – платформа онлайн-обучения. [Электронный ресурс]. URL: https://www.coursera.org (дата обращения: 14.03.2025).
25. EdX – онлайн-курсы от ведущих университетов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.edx.org (дата обращения: 14.03.2025).
26. Udemy – платформа онлайн-курсов. [Электронный ресурс]. URL: https://www.udemy.com (дата обращения: 14.03.2025).
27. Udacity – обучение в сфере IT и технологий. [Электронный ресурс]. URL: https://www.udacity.com (дата обращения: 14.03.2025).
28. Xilinx (AMD) – платформы для разработки ПЛИС и адаптивных вычислений. [Электронный ресурс]. URL: https://www.xilinx.com (дата обращения: 20.03.2025).

Страница обновлена: 25.04.2025 в 10:57:55