Принципы построения системы менеджмента на предприятиях в условиях экономической глобализации бизнеса

Бакиров М.Р., Анисимов А.Ю.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:



Введение. На сегодняшний день одной из важнейших задач в области менеджмента является формирование успешного управления, которое напрямую зависит от принципиальной позиции ведения бизнеса в условиях экономической глобализации. В связи с этим руководители, осознавая принципиальную важность ведения и управления своего бизнеса, имеют возможность создавать благоприятный климат для развития процесса управления, где решающим моментом является внедрение в бизнес экономически развитые подходы, которые способствуют укреплению позиций управления, а также повышают эффективность труда.

Особенности построения менеджмента в условиях глобализации бизнеса рассмотрены в трудах следующих авторов: Герцик Ю. Г. [1], Замятина, М. Ф. [2], Наугольнова И.А. [3], Пискунов И.В. [4], Поддубная, Е. С. [5], Попов Е.В., Симонова В.Л., Черепанов В.В. [6], Серебрякова Н.А. [7], Флек М. Б. [8], Худайбериев О.А. [9], Хузиев, К. А. [10] Александров А.В., Бабкин А.В., Булавин В.Ф. [11], Гигли С. [12]

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что менеджмент на предприятиях в условиях экономической глобализации бизнеса нуждается в своём совершенствовании, поэтому целесообразно рассмотреть, обобщить и выделить современные возможности и принципы, которые поспособствуют развитию системы управления на предприятиях в условиях экономической глобализации.

Теоретическая и методологическая основа исследования. Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные положения и труды по управлению персоналом, включая практику применения инновационных подходов в управлении персоналом в условиях глобализации бизнеса. Концептуальные основы менеджмента разных экономических систем в условиях глобализации рассматриваются в монографиях Александрова А.В. и др. [11], Флек М.Б. [8]. Флек М.Б. проводит анализ возможностей трансформации процессов менеджмента предприятия в условиях глобализации и выводит закономерности развития предприятий, как системы управления в условиях цифровой трансформации. На основе анализа возможностей внешней и внутренней среды предприятия, а также его ресурсов авторами предложен новый подход в управлении в современных условиях [8, c. 208]. В монографиях хорошо показано влияние процессов цифровой трансформации как фактора глобализации на экономические процессы, однако недостаточно учтены методы менеджмента и их интеграция для разных видов бизнеса. Важным элементом глобализации в контексте влияния на методы менеджмента является развитие индустрии 4.0. Согласно исследованию Наугольниковой И.А. [3], Пискунова И.В. [4], Худайбериева О.А. [9], индустрия 4.0 (четвертая промышленная революция) – это совокупность методов и процессов цифрового развития экономики и их интеграции в процессы производства продукции, оказания услуг и организации продаж. В статье Наугольниковой И.А. выделены виды менеджмента организации, а также методы инновационного развития, характерных для «Индустрии 4.0.». Автором сформирована концепция и определены компоненты «менеджмента 4.0» в современных видах бизнеса, а также выделены проблемы развития данного направления [3, c. 220]. Худайбериев О.А. исследует внедрение методов индустрии 4.0 в процессы малого и среднего бизнеса. Автором разработаны научно-методические положения и рекомендации к эффективному использованию технологий четвертой промышленной революции [9, c. 57]. Несмотря на то, что авторы явно уделяют внимание процессам четвертой промышленной революции, в их работах недостаточно представлен методический подход их интеграции в процессы управления предприятием. Современные методы менеджмента рассмотрены в статье Поддубной Е.С. и Тананаевой А.А. Авторы рассматривают системы менеджмента предприятий на примере предприятий нефтегазовой отрасли с точки зрения их эффективности, а также анализируют особенности каждой системы и предлагают корректирующие мероприятия [5, c. 90]. Недостатком данной работы, очевидно является недостаточный учет факторов глобализации, которые для нефтегазовой отрасли являются первостепенными. В исследовании Герцика Ю.Г. рассматривается возможность внедрения методов менеджмента, основанных на процессах новой промышленной революции в работу промышленных предприятий на основе систем менеджмента качества. Автор предлагает в качестве инструмента управления качеством «контракты полного жизненного цикла», которые учитывают разные этапы производства и реализации продукции, а также послепродажного обслуживания [1, c. 42]. В статье хорошо представлена связь процессов четвертной промышленной революции с системой менеджмента качества. Однако в контексте менеджмента, основанного на процессах глобализации нет достаточного методического обоснования. В исследовании Замятиной М.Ф. проводится анализ методов менеджмента в условиях глобальных вызовов на примере нескольких крупных российских компаний. Автором выделена роль бизнеса в реализации концепции устойчивого развития, а также обоснована необходимость совершенствования менеджмента выделенных компаний с учетом процессов глобализации [2, c.13]. Статья Хузиева К.А. и Баранникова А.Л. посвящена развитию методов менеджмента в контексте исторического развития глобализации в экономике. Авторами сформулированы некоторые принципы управления в условиях глобализации: рационализация труда, новая формальная структура управления, меры по сотрудничеству компании и работника, самостоятельность в принятии решений, системы долгосрочного планирование, создание предприятий нового типа [10, c. 361]. В работе Попова Е.В. и др. рассматриваются подходы к управлению организацией с точки зрения промышленной и цифровой зрелости. Авторами предложена новая концепция цифровой зрелости предприятия, как фактора цифровой трансформации. «Шестиуровневая типология цифровой зрелости» представляет собой систему взаимодействия человека и машины в процессе цифровой трансформации. По мнению авторов, современный компании развивают цифровые технологии в несколько этапов, пока не достигнут полной автономности в принятии решений искусственному интеллекту [6, c. 98]. Исследование является наиболее полным в контексте развития принципов менеджмента, основанного на глобализации. Тем не менее в нем недостаточно представлены механизмы практического использования данной методики и ее адаптации в реальных условиях. В работе Серебряковой Н.А. и др. исследованы факторы и условия развития инноваций в экономике с учетом процессов глобализации. Авторами доказано, что ускорение темпов инновационного развития открывает новые возможности для роста бизнеса и одновременно создает новые угрозы и риски. Делается вывод о необходимости разработки мероприятий по созданию благоприятной цифровой среды для развития инноваций бизнеса [7, c. 463]. Таким образом, на основе прошлых публикаций можно сделать вывод о том, что принципы построения системы менеджмента предприятия на основе процессов глобализации в работах представлены недостаточно. В большей части работ методы не представлены, а оставшихся исследованиях не приведено механизмов внедрения и адаптации предложенных решений. Таким образом, очевидно требуется разработка подобных принципов, а также модели управления предприятиями в условиях глобализации.

Цель исследования. Целью данного исследования является разработка инновационной модели по управлению предприятием в условиях глобализации бизнеса.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

— рассмотреть и теоретически обосновать систему менеджмента;

— рассмотреть систему принципов менеджмента на предприятиях;

— предложить инновационный подход к построению системы менеджмента в условиях экономической глобализации бизнеса.

Научная новизна. Предложена инновационная модель по управлению на предприятиях в условиях глобализации бизнеса, которая позволит компаниям обеспечить эффективность производственного процесса на всех этапах управления организацией.

Авторская гипотеза.. Основанная гипотеза исследования: построение системы менеджмента современного предприятия может быть основано на взаимодействии заинтересованных сторон и передовых технологий. Альтернативная гипотеза: система менеджмента современного предприятия базируется на методах и средствах четвертой промышленной революции, как основного фактора управления.

Методы исследования. В исследовании были применены следующие методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, а также методы моделирования, включая методы исследования инновационных применений.

Результаты и обсуждения. На сегодняшний день одним из ключевых моментов развития мировой экономики является её глобализация, которая стала главным источником роста производительности, экономической привлекательности, а также конкурентоспособности многих предприятий, развитие которой в условиях бизнеса предоставляет собой новые возможности и преимущества, среди которых стоит выделить:

— развитие рыночных отношений, а также расширение сбыта. Организации имеют возможность получать доступ к новым рынкам и ресурсам, что приводит к росту их доходов;

— экономия. Благодаря глобализации, организации могут использовать ресурсы и технологии более эффективно, что позволяет снизить издержки по производству;

— развитие инноваций. Глобализация способствует обмену технологий между странами, что способствует развитию новых идей;

— рост компании. Расширение на международные рынки может стимулировать рост компании и увеличивать их масштабы;

— улучшение качества услуг. Благодаря глобализации, организации имеют возможность применять лучшие практики ведения своего бизнеса, что приводит к совершенствованию качества услуг и продукции.

Оценивая приоритетные направления для укрепления экономического суверенитета России, важно понимать ее позицию в глобальной экономике.

Стоит отметить, что для оценки степени вовлеченности государств в глобальные экономические процессы, швейцарским институтом KOF был разработан Индекс глобализации (англ. KOF Globalisation Index), который использует следующие критерии [12]:

— экономическая и торговая глобализация, включая товары и продукцию;

— финансовая глобализация, учитывая прямые и портфельные инвестиции;

— социальная глобализация, включая международный туризм и др.

— информационная глобализация, включая развитость технологий;

— культурная глобализация, включая культурные ценности;

— политическая глобализация.

Ниже, на рисунке 1 изображена глобализацию развитых стран, в том числе и «экономическая».

Рис. 1 — Рейтинг стран по индексу глобализации на 2023 г. [13]

Как видно из рисунка 1, наиболее глобализованными считаются страны Европы: Голландия, Швейцария, Бельгия, а также страны Северной Америки: Канала и США. Россия в данном рейтинге занимает 48 место, и данный показатель выше, чем у Китая и Индии. Таким образом, Россия наделена мощными инструментами глобального воздействия, которые могут эффективно применяться для защиты национальных интересов. Однако, несмотря на высокий рейтинг глобализации страны, на глобализацию бизнеса могут воздействовать отрицательные факторы в виде высокой и недобросовестной конкуренции, финансовой и экономической нестабильности, а также социальных, экологических и культурных проблем. Таким образом, глобализация бизнеса благоприятно сказывается на развитие бизнеса, однако, для его успешного ведения необходимо грамотно подходить к процессу построения системы управления.

Стоит отметить, что в перспективе развития бизнеса прогнозируется, что глобализация повлечет за собой [12]:

— интенсификацию интеграционных процессов;

— большую открытость экономических систем;

— беспрепятственный доступ всем участникам рынка к необходимым ресурсам;

— стандартизацию требований к перемещению инвестиций.

Непосредственно экономическая глобализация оказывает значительное воздействие на менеджмент и открывает новые возможности для развития бизнеса с высокими конкурентными преимуществами. Стоит отметить, что принципы системы менеджмента меняются под действием глобализационных процессов (старая версия — это отражение концепции развития управления в «прошлом», «новая» — это трансформация новых концепций на управление и интеграция инноваций в процесс управления). Важно подчеркнуть факт того, что ограниченность, присущая трудовым и управленческим ресурсам с древности, актуализировала проблематику поиска эффективных методологических подходов к управлению, от уровня которого зависит производственная и трудовая деятельность, поэтому эффективная система управления организацией — это первостепенная задача каждого руководителя, и от того, насколько грамотно будут подобраны и применены в управленческом и организационном процессе методы управления, зависят результаты всей деятельности управленческого и производственного процесса [8]. Так, результаты современных исследований в области менеджмента свидетельствуют о том, что управление в условиях глобализации бизнеса формируется в процессе адаптации к внешним условиям, что дает основания утверждать, что принципиальная позиция развития бизнеса является необходимым направлением для его успешного развития. Рассматривая менеджмент как систему управления организацией, следует утверждать, что для успешного процесса организационного управления требуется тщательный и обоснованный по меркам управления анализ. Необходимым аналитическим процессом формирования методологических подходов к системе менеджмента является анализ теоретических основ управления организацией согласно стратегическим решениям и целям управления (табл. 1).

Таблица 1 — Определения «управления организацией»

№ п/п
Автор
Определение
1
Герцик Ю.А. [1]
Взаимосвязь окружающей среды, социального развития и системы менеджмента [1, c. 37].
2
Поддубная Е.С., Тананаева А.А. [5]
Cовокупность принципов и методов, а также средств организации производства, созданных с целью повышения эффективности работы предприятия и увеличения его прибыли [5, c. 90]
3
Хузиев К.А., Баранников А.Л. [10]
Совокупность специфических принципов управления, сформированных на основе процессов глобализации [10, c. 360]

Таким образом, система менеджмента – это, прежде всего, система организационных и управленческих процессов, которые ведут к адаптации и выработке организационных действий при выполнении производственных и организационных задач [8]. Стоит отметить, что для успешного управления предприятием необходимо учитывать принципы построения системы менеджмента, которые и определяют механизм управления предприятием на стадии роста и развития ценностей (табл. 2).

Таблица 2 — Принципы управления предприятием [

Принципы
Описание
Принцип соответствия элементам системы управления
Обязательное осуществление оценки ценностей
Принцип целенаправленности
Целенаправленное управление организацией согласно целям и задачам предприятия
Принцип системности
Управление согласно системе взаимосвязи элементов
Принцип мониторинга и контроля
Постоянные мониторинг и контроль за развитием системы управления предприятием в режиме реального времени с целью достижения тактических и стратегических целей
Принцип приоритета ценностей
Приоритеты ценностей управления предприятием
Принцип соответствия индивидуальных и общих ценностей
Сформированность труда согласно индивидуальным ценностям работников
Принцип направленности на инновации
Управление деятельностью предприятием при помощи инновационных решений
Принцип адаптивности организационной культуры
Постоянное совершенствование управления с учетом влияния внешних и внутренних факторов
Источник: Составлено автором на основе работ Замятиной М.Ф. [2], Попова Е.В. [6], Хузиева К.А. [10].

Стоит отметить, что согласно принципам управления предприятием, система процесса управления зависит как от внутренней среды, так и от внешних факторов. К факторам прямого воздействия следует отнести партнеров, потребителей, поставщиков, конкурентов, государственные органы и учреждения, финансовые и управленческие институты и т. д. Таким образом, согласно организационным и инновационным решениям, управление предприятием является комплексной и трудоёмкой задачей, требующей применения различных методологических подходов [11]. Стоит отметить, что оценке уровня управления предприятием должен предшествовать выбор критериев, на основе которых осуществляются оценочные действия, где достижение экономической эффективности становится возможным благодаря гибкости в принятии управленческих и организационных решений [12].

Если рассматривать менеджмент в условиях экономической глобализации, то цепочка процесса управления состоит из множества операций, что может негативно сказаться на эффективности процесса управления, так как необходима высочайшая ответственность и контроль со стороны системы управления, поэтому проблемы менеджмента в условиях экономической глобализации должны решаться при помощи инновационных решений путём интеграции цифровизации в процесс, возможности которой представляют собой возможность внедрения современных инноваций в организацию стратегического управления, применение которых необходимо по следующим причинам:

— в цифровой менеджмент включена возможность управления информацией;

— в цифровом менеджменте содержаться потоки, определяющие инновационные процессы.

Однако, несмотря на отсутствие единой концепции управления менеджмента в условиях экономической глобализации, инновационный процесс управления наделён определёнными проблемами, в частности, неслаженной работы управления [8]. В связи с этим, система менеджмента на предприятиях в условиях экономической глобализации бизнеса должна иметь современную систему управления в контексте цифровизации, которую следует рассмотреть в три этапа (Табл. 3).

Таблица 3. — Этапы создания менеджмента в контексте цифровизации

1 Этап
2 Этап
3 Этап
Трансформация IT-технологий. Здесь идёт речь о планировании проекта при помощи графика Ганта и других программ
Трансформация информационно-коммуникационных технологий. Здесь речь идет как о коммуникациях внутри организации, а также стейкхолдеров проекта
Цифровая трансформация бизнес-процессов. Здесь речь идёт о формировании управленческий решений, сценарии реализации и развития департамента проекта
Источник: Наугольнова А.Н. [3], Попов Е.В. [6].

Таким образом, цифровой менеджмент на предприятиях в условиях экономической глобализации бизнеса играет незаменимую роль во всех производственных и технологических процессах, поэтому современное управление предприятием должно отвечать всем заявленным и современным требованиями [12]. Система управления в конспекте цифровизации должна быть выстроена согласно следующим методам:

1. Методу включения инновационных решений, в частности применения индивидуальных программных решений.

2. Методу включения «больших данных», в частности построения ERP-систем, которые предназначены для обеспечения бесперебойного и оперативного управления.

3. Методу включения автоматизации, в частности включения индустрии 4.0, что поспособствует оперативной и слаженной работе [11].

Также следует выделить следующие возможности применения инноваций в менеджменте:

1. Улучшение коммуникации. Цифровые возможности в менеджменте упрощают обмен данными в производственном процессе (электронная почта и другие цифровые инструменты позволяют оперативно обмениваться информацией) и способствуют успешному взаимодействию среди сотрудников.

2. Управление задачами. Цифровые возможности в менеджменте позволяют создавать и отслеживать задачи по управлению на протяжении всего производственного процесса, а также помогают упростить процессы и повысить эффективность работы команды.

3. Улучшение качества работы. Цифровые технологии позволяют участникам производственного процесса более точно и своевременно получать информацию.

4. Разработка цифровой стратегии (инновационной модели). Эффективные цифровые возможности и технологии – это путь к успеху в современном мире [11].

Следует учесть факт того, что ежедневную работу хозяйствующих субъектах поддерживают программы, которые могут оценить уровень цифровой подготовленности и грамотности, например, Digital-Maturity-Model, KPI-дерево, Balanced Scorecard и другие [6, c. 99]. Успех инноваций зависит, прежде всего, от эффективного взаимодействия всех участников, что способствует экономическому росту и повышению конкурентоспособности. Однако, несмотря на развитие инноваций в системе менеджмента на предприятиях в условиях экономической глобализации, очевидны нерешённые проблемы, среди которых следует выделить [8]:

— высокая стоимость внедрения новых инновационных решений;

— низкий уровень адаптации инновационных решений;

— риски, связанные с информационной безопасностью;

— низкий уровень доверия по тем или иным причинам.

В связи с этим, системе управления на предприятиях следует изначально формировать перечень инновационных стратегических решений, а далее уже их применять в процессе управления. Так, нами был проведён аналитический опрос среди управленцев в составе 30 респондентов по вопросу их отношения к применению инновационных технологий в процессе управления. Среди респондентов 18 женщин и 12 мужчин в возрасте от 27 до 50 лет; 25 респондентов являются собственниками бизнеса в ресторанном бизнесе и совмещают функции управления бизнесом, 5 респондентов – директора предприятий ресторанного бизнеса; 90% респондентов имеют высшее образование; опыт работы или ведения бизнеса респондентов от 3 до 15 лет. Метод проведения опроса – анкетирование. Респондентам необходимо было дать ответ на ряд вопросов с вариантами ответа. Опрос проводился среди представителей сегмента Horeca (ресторанные и отельные группы, а также производственные цеха и предприятия, обслуживающие данную сферу). Для опроса выбраны участники выставки «Hospitality Business Day. Restaurant Business Day» в г. Санкт-Петербург с 12.03.2024 по 13.03.2024. Данная выставка является базой проведения опроса. Данный сегмент был выбран по следующим причинам. Во-первых, у одного из авторов есть богатый предпринимательский опыт в данном направлении. Во-вторых, рынок Horeca отличается тем, что всегда идет в ногу со временем, внедряя в процессы менеджмента передовые решения, поскольку для данного рынка критически важна оптимизация всех процессов. По результатам данного опроса более 2/3 респондентов с положительной точки зрения оценивают воздействие инновационных технологий на процесс своего управления (рис. 2).

Рис. 2. — Как Вы оцениваете воздействие инновационных технологий на процесс своего управления? (%)

Источник: составлено автором на основе результатов опроса

Таким образом, большинство управленцев с положительной точки зрения относятся к инновационным решениям, технологиям и современным разработкам. Очевидно, что развитие инновационных решений в системе управления — это важный фактор, который требует к себе пристального внимания со стороны бизнес — индустрии, а также активного применения и дальнейшего развития. В связи с этим, для развития системы управления на предприятиях в условиях экономической глобализации бизнеса необходимо применение инновационной модели по управлению, ключевым моментом которой является взаимодействие заинтересованных сторон с применением передовых технологий. Таким образом, на основании проведенного опроса, доказана основная гипотеза исследования. Следовательно, необходимо предложить соответствующую модель управления бизнесом в условии глобализации. Данная модель может быть применима в различных сферах бизнеса, а также производственных отраслях (рис. 2).

Рис. 3 — Инновационная модель по управлению на предприятиях в условиях глобализации бизнеса

Источник: составлено автором

Таким образом, данная модель включает в себя набор принципов, методов и функций, которые используются для достижения необходимого уровня управления на предприятиях методом активного взаимодействия различных участников управления, которое требует объективной проработки стратегических направлений и оптимального сочетания административных, социальных и экономических методов воздействия, что, в конечном итоге, поспособствует более полному реализованному процессу базовых принципов системы управления в условиях глобализации бизнеса.

Заключение

Таким образом, экономическая глобализация бизнеса предоставляет собой новые возможности для современного предпринимательства и вызывает высочайший интерес со стороны бизнес-индустрии, управление которого зависит от формирования принципиальной позиции ведения бизнеса в условиях экономической глобализации. В связи с этим, руководители компаний, осознавая важность развития и успешности своей деятельности, заинтересованы в принципиальной позиции построения системы управления ведения своего бизнеса в условиях глобализации, которая стала главным источником роста производительности, экономической привлекательности, а также конкурентоспособности многих предприятий.

Как было выявлено в данной статье, наиболее эффективным в условиях экономической глобализации бизнеса является инновационный подход к построению системы менеджмента, и именно инновационная модель управления предназначена для обеспечения экономической привлекательности и конкурентоспособности предприятий, которая предусматривает анализ рыночных требований, разработку инновационных решений, а также проведения тестирования и адаптацию ресурсов управления на основе обратной связи и анализа. Таким образом, выстроенная согласно принципам инноваций, система управления на предприятиях в условиях экономической глобализации бизнеса позволит компаниям выйти на новые рубежи своего развития и повысить экономическую привлекательность и высокие конкурентные преимущества. Предложенная модель и инструменты проектного решения позволят обеспечить гибкость управления на всех этапах управления организацией — от ее проектирования до оценки эффективности полученных результатов, а также достичь высокого качества работ и производительности труда.


Страница обновлена: 13.01.2025 в 13:24:24