Особенности анализа эффективности инновационных проектов в деятельности современных предприятий

Абдурахманова М.М.1, Рюмшин А.В.2, Крупин Д.В.3
1 Грозненский государственный нефтяной технический университет им. М.Д. Миллионщикова
2 Курский государственный университет
3 Московский физико-технический институт

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 1 (Январь 2025)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье обсуждаются инвестиционные стратегии для стартапов в качестве наиболее важного элемента цифровых продуктов. Особое внимание уделяется методам привлечения капитала к стартап -проектам, планированию бюджета стартапа и созданию привлекательных коммерческих предложений. В статье также обсуждаются инвестиции в основные средства стартапов и подтверждают важность оценки таких инвестиционных рисков, которые являются ключевыми компонентами формирования доверия инвесторов и координации бизнес-объектов с финансовой жизнеспособностью конкретного стартапа. Это наблюдается как стратегическое финансовое планирование, и инвестиции в стартапы могут стимулировать рост цифровых продуктов в этих условиях. Подчеркивается необходимость эффективного управления рисками и демонстрации потенциальной стороны поставки стоимости новых технологий путем создания идей стартапов и их реализации. Анализируя эти факторы, в статье дает представление о том, как начинающие компании могут ориентироваться в изменяющейся рыночной ландшафте и предоставить необходимые ресурсы для устойчивого развития, используя определенные инвестиционные стратегии. Ситуация, которая развивалась во внутреннем технологическом пространстве, требует внимания к импорту замещения и разработки местных цифровых решений. Как стартапы, так и крупные компании ищут новые способы привлечения инвестиций для создания инновационных продуктов, которые могут стать конкурентной альтернативой иностранным технологиям. Актуальность этой темы увеличивается в текущих экономических условиях, когда многие международные компании покидают российский рынок, и необходимость в формировании экологических технологических стартапов в качестве предпосылки для достижения технологического суверенитета нашей страны.

Ключевые слова: инвестиционная стратегия, разработка цифрового продукта, методы привлечения капитала, бюджетное планирование, ценностное предложение, инвестиции в основной капитал, оценка рисков, вовлечение заинтересованных сторон, российский рынок, ожидания инвесторов

JEL-классификация: E20, E22, D24



Введение.

В современных экономических условиях российский рынок претерпевает кардинальные изменения в связи с уходом иностранных компаний и растущим спросом на импортозамещение. В результате все больше внимания уделяется разработке отечественных цифровых продуктов и развитию экосистемы стартапов, которые дают возможность заменить зарубежные аналоги. Однако, привлечение инвестиций в разработку продукта является первостепенной проблемой в развивающихся компаниях или стартапах. Несмотря на острую необходимость, наблюдается отсутствие исследований и научных рекомендаций по эффективным стратегиям привлечения инвестиций в стартапы медицинской сферы, разрабатывающие цифровые продукты. В данной статье рассматриваются различные методы привлечения капитала в технологические стартапы, включая традиционное финансирование, инновационные подходы и государственные гранты. [2] В данном исследовании также уделяется внимание бюджетному планированию, формированию ценностного предложения, инвестициям в основные средства и обоснованию оценки рисков как ключевым факторам, влияющим на решения инвесторов об инвестировании в тот или иной стартап. Новизна исследования заключается в комплексном анализе взаимодействия этих элементов на российском рынке, что позволяет по-новому взглянуть на инвестиционные стратегии, адаптированные к текущим экономическим условиям.

Исследование сосредоточено на сочетании качественных и количественных методов, включая кейсы, графический анализ и описание. Целью исследования является детальное рассмотрение инвестиционных стратегий, которые могут способствовать развитию цифровых продуктов в России, а также проблем, связанных с привлечением капитала на развивающемся конкурентном рынке технологических стартапов. Однако в современной отечественной литературе изучение этого вопроса проводится несистематически и неполно, что определяет актуальность данной статьи. Инновационные технологические стартапы являются стратегической поддержкой для повышения всеобъемлющей национальной мощи, и основателям стартапов очень важно понимать, как должна выстраиваться траектория стартапа, в какие поддерживающие организации следует обращаться для реализации стартапа от идеи до масштабирования, что существенно поможет сократить время, затрачиваемое на поиск методологии построения траектории развития стартапа. Некоторые современные ученые изучали вопросы, связанные с разработкой системы финансирования инновационных технологических стартапов. В их числе: Бертони Ф., Коломбо М.Г., Куас А. [15], Камминг Д., Ванаккер Т., Захра С.А. [5], Мукерджи А., Оуэн Р., Скотт Дж.М., Лайон Ф. [19], Кукертц А. [18], Хазарика О., Мозес М. [12] и другие. Однако, выявлена объективная необходимость изучения влияние возможностей изменения и выбора траектории стартапа и систематизации выявленных знаний для фаундеров. К сожалению, на данный момент не существует подобной аналитической разработки, только присутствуют исследования, частично закрывающие данные потребности. В связи с этим налицо научный пробел, связанный с разработкой корреляции системы траектории развития и финансирования инновационных технологических стартапов с сокращением времени на разработку и поиск вариантов траектории их деятельности. [13]

Целью исследования является обоснование актуальности разработки системы инновационной траектории развития технологических стартапов, учитывающей основные аспекты данного процесса.

Научная новизна представленного исследования заключается в разработке методики оценки сокращения времени на поиск и разработку траектории развития технологических стартапов, а также на эффективный поиск нужного инвестора, что зависит от стадии технологического стартапа. Авторы исследования предполагают, что данная методика даст возможность более эффективно для метрики «затраченное время на поиск системы финансирования» оценить траекторию финансирования технологических стартапов, что снизит расходы фаундеров, срок окупаемости стартапа и увеличит рентабельность. Для таких целей необходимо использовать гибридный подход для инвестирования технологических стартапов. В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы описания, обобщения и синтеза.

Основная часть.

При разработке цифрового продукта инвестиционная стратегия является основополагающей частью будущего успеха его дальнейшей реализации. В этой статье будут рассмотрены различные варианты финансирования, сопоставлены традиционные и инновационные подходы. Также необходимо учитывать, как формируются ценностные предложения для заинтересованных сторон, как определяются и управляются риски, чтобы оправдать ожидания будущего проекта. Эти факторы являются основополагающими на ранних стадиях стартапов. Традиционные методы привлечения капитала, такие как банковские кредиты, облигации и акционерное финансирование, обеспечивают развивающимся компаниям предсказуемые и структурированные средства. Прямые и венчурные инвестиции обеспечивают стратегическое финансирование для бизнеса. [10] Инновационные методы финансирования, включая краудфандинг, государственные гранты и стратегические партнерства, набирают популярность благодаря своему потенциалу охватывать широкую аудиторию и поддерживать инновационные инициативы. Краудфандинговые платформы, такие как Kickstarter, позволяют компаниям анализировать рыночные тенденции и получать финансирование от потенциальных клиентов. [15] Эти платформы предоставляют стартапам уникальную возможность взаимодействовать с будущим целевым рынком, одновременно получая финансирование в обмен на будущие продукты или услуги.

Существуют и другие методы привлечения средств. Государственные гранты также предлагают финансовую поддержку без ограничения капитала получателя. Однако, конкуренция за такие гранты очень высока. Альтернативные методы финансирования, такие как финансирование на основе доходов и кредитование по принципу «равный-равному», также являются нетрадиционными кредитами. Предварительные продажи продуктов также генерируют капитал и позволяют стартапам оценивать рыночный спрос, являясь одним из лучших источников финансирования на ранних стадиях. [7]

Планируя бюджет, стартапы могут оценить масштаб и перспективы будущих продуктов. Это предполагает учет таких факторов, как существующие аналоги, их рентабельность и потребности пользователей. Планирование позволяет принимать обоснованные решения при выборе будущих партнеров для разработки цифрового продукта. [9] Планирование бюджета для стартапа оптимизирует распределение ресурсов и обеспечивает максимальную отдачу при минимизации затрат. Четкие параметры бюджета составляют основу инвестиционного планирования и стратегии развития технологических стартапов. Они позволяют бизнесу получать разумные финансовые ресурсы для будущих проектов, обеспечивая эффективное распределение ресурсов стартапа. (Таблица 1)

Таблица 1 - Бюджетный диапазон инвестиций для стартапа (проекта)

Бюджетные рамки
Тип проекта
Временной интервал
Менее 25000$
Стартап (не коммерческий)
В зависимости от стартапа
25000$ – 50000$
Первичный прототип продукта
8 – 12 недель
50000% - 100000%
Функциональный MVP
12 – 26 недель
100000% - 250000$
Полноценная разработка продукта с нуля
Не более 6 месяцев
250000$ - 1000000$
Масштабный проект
6 – 12 месяцев
Источник: составлено авторами

При разработке цифровых продуктов необходимо согласовывать бюджетное распределение с бизнес-целями. Ключевые цели, как правило [10], включают:

1. Подтверждение концепции: привлечение потенциальных клиентов;

2. Прототип: демонстрация продукта потенциальным инвесторам;

3. Минимальный жизнеспособный продукт (MVP): тестирование и сбор отзывов от пользователей;

4. Производственный продукт: расширение базы пользователей.

Первичное определение целей бюджета позволяет на ранних этапах разработки продукта согласовывать действия всех вовлеченных сторон. Например, в исследовании [11] с участие консалтинговой фирмы с ограниченным начальным фондом план проекта был составлен с учетом проведения исследований, архитектурных схем примеров в рамках бюджета. Данный подход позволил обеспечить финансирование начальной разработки платформы SaaS. [5]

Управление инвестициями требует от стартапов способности адаптироваться к меняющимся технологическим условиям и динамике рынка в целом. Поэтому часто возникает необходимость в корректировке инвестиционной стратегии и бюджетирования. Необходимо на ранней стадии инициировать потенциальные финансовые барьеры и минимизировать риски их возникновения. Для этого необходимо прибегнуть к отраслевым практикам и глубокому анализу рынка, чтобы оправдать инвестиции в долгосрочной перспективе и создать уникальное ценностное предложение. [16]

Ценностное предложение четко формулирует вид деятельности компании, ее уникальные преимущества и способы удовлетворения потребностей клиентов. Для стратегии привлечения инвестиций ценностное предложение может стать решающим фактором. Разработка ценностного предложения в стартапе включает:

1. Позиционирование: определение сильных и слабых сторон, уникальных характеристик продукта или компании;

2. Маркетинговые исследования: анализ рынка и конкуренции с точки зрения инвестора;

3. Закрытие потребностей: демонстрация решения проблем пользователей.

Также стоит учитывать честность и прозрачность при выявлении рисков, прогнозов и отзывов клиентов для повышения доверия заинтересованных сторон. [6] Адаптивность к ожиданиям инвесторов указывает на соответствие их стратегиям, способствуя общему видению успеха. Взаимодействие с заинтересованными сторонами на разных этапах разработки продукта выделяет следующие преимущества:

1. Ценные идеи. Инвесторы могут предоставить новые идеи о взаимодействии с клиентами или системных процессах, напрямую связанных с разработкой самого продукта;

2. Избежание несоответствий. Благодаря оперативной отчетности и взаимодействию заинтересованные стороны могут быстро предотвратить несоответствующие ожидания, задержки и перерасход ресурсов.

Регулярное участие инвесторов в разработке стартапа дает некоторые гарантии того, что будущий цифровой продукт будет ориентирован на клиента и будет соответствовать ожидаемым результатам на всех этапах разработки. Для достижения намеченных целей продукт стартапа должен пройти определенные этапы внедрения в каждом подразделении (Рисунок 1).

Рисунок 1- Этапы разработки цифрового продукта

Источник: Составлено авторами

Чтобы повысить вовлеченность заинтересованных сторон в разработку цифровых продуктов стартапа, необходимо оптимизировать взаимодействие с ними с помощью следующих действий:

• Опрос заинтересованных сторон – сбор информации и требований для выявления их ожиданий и потребностей;

• Привлечение к участию на этапе проектирования продукта – привлечение сторон к отслеживанию разработки и тестированию;

• Демонстрационный доступ – доступ к демоверсии для оценки прогресса и получению предложений по улучшению;

• Бета-тестирование – участие инвесторов в тестировании и сбор их отзывов;

• Консультации по рыночной стратегии – обсуждение запуска продукта и его продвижении. [17]

Также может возникать необходимость в балансировке потребностей заинтересованных сторон. Для этого могут способствовать следующие меры:

• Выявление конфликтующих приоритетов и потребностей;

• Обозначение акцента на удовлетворение потребностей пользователей, учитывая задачи стейкхолдеров там, где это возможно;

• Сравнение запросов инвесторов, согласующихся с целями продукта и ключевыми показателями эффективности;

• Поиск компромиссов при расхождении запросов заинтересованных сторон и с потребностями пользователей;

• Предварительная консультация с инвесторами для согласования интересов и эффективного разрешения конфликтов. [18]

Стоит также учитывать предварительный поиск инвесторов для стартапа. На стадии планирования, необходимо заинтересовать потенциальных инвесторов, таких как бизнес-ангелы и те, кто предоставляет капитальное финансирование. Для увеличения шансов по привлечению средств, необходимо познакомиться инвесторов с будущим проектом. Стартапы, стремящиеся привлечь инвестиции, должны учитывать восприятие их бизнеса обществом. Это необходимо, поскольку перед принятием решения об выделении капитала, инвесторы проводят онлайн-исследования, прежде чем принимать конечное решение. [3]

Продвижение бизнеса могут способствовать повышению узнаваемости развивающейся компании. Связь с общественностью (PR) могут оказаться стратегическим инструментом для привлечения инвестором следующими способами:

1. Привлечение интереса СМИ к компании и ее уникальному решению (продукту);

2. Повышение узнаваемости бренда;

3. Освещение деловых связей, предложений для привлечения интереса инвесторов;

4. Обеспечение конкурентного преимущества и позиционировании компании (продукта) как лидера отрасли. [19]

Эффективный PR способствует построению имиджа компании и привлечению интереса будущих инвесторов благодаря вниманию общественности и СМИ. В России последние тенденции свидетельствуют о повышении инвестиций в основной капитал, что отражает рост приверженности экономическому развитию. Однако, в настоящее время отсутствуют официальные валидные источники или статистические данные, подтверждающие величину инвестиционных вложений в технологические стартапы. Данная информация представлена разрозненно и никак не аккумулируется (Рисунок 2).

Рисунок 2- Инвестиции в основной капитал – всего, млрд. руб.

Источник: Составлено авторами на основе без данных Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/investment_nonfinancial# (Дата обращения: 04.12.2024)

При разработке цифровых продуктов в крупных компаниях или стартапах необходимо учитывать риски. Управление потенциальными рисками стартапа подразумевает выявление, анализ и устранение потенциальных проблем, которые могут исказить успех будущего продукта. [3] Для обеспечения предсказуемого хода разработки продукта и повышения доверия инвесторов необходимо оценить вероятность и влияние потенциальных последствий, угрожающих проекту. Эффективное управление рисками способствует стратегическому распределению ресурсов, размещению ресурсов в проектной области, что позволит оптимизировать эффективность проекта. Этому способствуют регулярный мониторинг и переоценка инвестиционной активности. С помощью этих операций необходимо выявлять потенциальные риски, вносить коррективы, делая проект более устойчивым к различным внутренним и внешним препятствиям. [4]

При выборе будущего инвестиционного фонда или частного инвестора следует учитывать их ожидания и поддерживать регулярное прозрачное взаимодействие. Для этого необходимо предоставить бизнес-план с реальными (прогнозируемыми) целями, а также информацию о финансовых показателях и потенциальных рисках. Эти взаимодействия способствуют развитию доверия и успешному сотрудничеству для долгосрочного успеха проекта. [6]

В контексте управления привлеченными в проект средствами необходимо учитывать возможные сложности для повышения финансовой устойчивости. При исполнении бюджета могут возникнуть следующие проблемы:

1. Измерение воздействия - оценка возврата инвестиций (ROI) осложняется нефинансовыми показателями (узнаваемостью бренда). Увеличение ROI за счет учета пожизненной ценности клиента способствует более широкому охвату нефинансовых факторов;

2. Согласование бюджетов различных бизнес-единиц с общими бизнес-целями способствует устойчивому росту, минимизируя потенциальные конфликты;

3. Стандартные (ручные) операции - вероятность ошибок в данных, которые могут нарушить процессы бюджетирования, что доказывает необходимость автоматизации для повышения точности;

4. Адаптивность - непредвиденные изменения, требующие гибкого управления бюджетом, что способствует оперативному реагированию на возможные расходы;

5. Интеграция данных. Разрозненные системы усложняют точное финансовое прогнозирование. Инструменты, обеспечивающие непрерывный обмен данными в режиме реального времени, способствуют эффективному принятию решений. Давайте рассмотрим основные стратегии привлечения инвестиций в технологический стартап и выведем на их основе новую. На рынке в основном используются следующие стратегии привлечения капитала для будущего продукта:

1. Самофинансирование. Предполагает самофинансирование за счет собственных средств или доходов от предпринимательской деятельности. Это позволяет основателям сохранять полный контроль над стартапом, но замедляет рост из-за ограниченности ресурсов и повышенного личного финансового риска;

2. Венчурный капитал. Стартапы обменивают долю в компании на финансовую поддержку, опыт и связи. Хотя венчурный капитал способствует быстрому масштабированию, он часто требует от основателей отказа от контроля. Инвесторы ожидают высокой прибыли и проверенной бизнес-модели. [15]

3. Краудфандинг. Такие платформы, как Kickstarter, позволяют стартапам привлекать инвестиции от инвесторов. Успех краудфандинга во многом зависит от маркетинга и соблюдения нормативных требований. Хотя он демократизирует доступ к инвестициям, он требует качественной презентации будущего продукта и постоянного взаимодействия с инвесторами.

4. Стратегические партнерства. Такое сотрудничество обеспечивает как финансовую поддержку, так и доступ к рынку, помогая расширить клиентскую базу стартапа. Однако партнерство сопряжено с рисками, такими как несовпадение целей или неравномерное распределение долей вклада, что может привести к неудаче без тщательной проверки. [12]

На основе вышеперечисленных стратегий авторы предлагают новый инвестиционный подход для стартапов на ранней стадии - «динамическое гибридное финансирование» - гибкую модель, сочетающую элементы самофинансирования, венчурного капитала и стратегического партнерства. На начальном этапе самофинансирование может использоваться для сохранения контроля и стимулирования дисциплинированного роста. По мере развития стартапа венчурный капитал может привлекаться на особых условиях, которые позволяют основателям сохранять контроль в определенных областях, таких как разработка продукта. На более поздних стадиях рынка стратегические партнерства могут использоваться не только для расширения рынка, но и для совместной разработки новых линеек продуктов или дополнительных услуг. Авторы будут развивать эту идею в своих будущих исследованиях. [13]

Заключение. В процессе разработки цифрового продукта выбор подходящей инвестиционной стратегии напрямую влияет на траекторию развития технологического стартапа. Определяется его финансовая стабильность, потенциал роста и выход на рынок. В зависимости от стадии развитии продукта, его ресурсных потребностей и долгосрочных целей существует множество стратегий – от самофинансирования до венчурного капитала, краудфандинга и стратегических партнерств. Поэтому в данной статье предлагается использовать гибридную инвестиционную модель, которая адаптируется на каждой стадии развития продукта. Стартапы могут найти баланс между контролем, масштабируемостью и управлением финансовыми рисками. Данная поэтапная стратегия по привлечению инвестиций обеспечивает гибкую структуру, которая позволяет стартапам оперативно реагировать на изменения на рынке, ожидания инвесторов и растущие потребности при разработки инновационных цифровых продуктов.


Источники:

1. Арланова А.А., Арланов М., Оразов М. Устойчивость масштабируемость стартапов: ключевые стратегии и проблемы // Всемирный ученый. – 2024. – № 18.
2. Баженова С.А., Граммова Е.А. Обзор стартапов российского рынка за 2021-2023 гг. и факторов, влияющих на оценку их рыночной стоимости // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2024. – № 2-1. – c. 20-25. – doi: 10.17513/vaael.3234.
3. Березинец И.В., Ильина Ю.Б., Бобров К.А., Копцев В.С. Альтернативные инвестиции: мотивы и риски инвестирования на краудфандинговых платформах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент. – 2023. – № 3. – c. 313-336. – doi: 10.21638/11701/spbu08.2023.303.
4. Булаев Г.А., Бурденко Е.В. Финансирование стартапов в условиях инновационной экономики // Постсоветский материк. – 2024. – № 1(41). – c. 109-119. – doi: 10.48137/23116412_2024_1_109.
5. Cumming D.J., Vanacker T., Zahra Sh.A. Equity crowdfunding and governance: toward an integrative model and research agenda // Academy of Management Perspectives. – 2021. – № 1. – p. 69-95. – doi: 10.5465/amp.2017.0208.
6. Лимитовский М.А., Паламарчук В.П., Лобанова Е.Н. Корпоративный финансовый менеджмент. / Учебно-практическое пособие. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 990 c.
7. Петрова Д., Трунин П. Неопределенность экономической политики: новый индекс для России. Econs.online. [Электронный ресурс]. URL: https://econs.online/articles/opinions/neopredelennost-ekonomicheskoy-politiki-novyy-indeksdlya-rossii/ (дата обращения: 20.12.2024).
8. Стартап, интересные статистические данные. Vc.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://vc.ru/u/1530119-bigdata/622586-startup-interesnye-statisticheskie-dannye?ysclid=lrmc0x6dpa744336250 (дата обращения: 09.12.2024).
9. Тимербаев Н.Ф., Кузьмин И.А. Развитие инновационых стартапов в России. Edrj.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://edrj.ru/article/04-03-21 (дата обращения: 10.12.2024).
10. Мухачёва А.В., Акулов А.О. Инвестиционный анализ. / Учебное пособие. - Кемерово: КемГУ, 2022. – 186 c.
11. Савина С.А., Заварыкин К.В., Мелихова Л.А. Развитие экономики региона на основе инновационной политики современных коммерческих организаций // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 11. – c. 6849-6858. – doi: 10.18334/epp.14.11.122023.
12. Хазарика О., Мозес М. Краудфандинг акций и развитие стартапов: анализ поведения инвесторов при запуске цифровых продуктов // Финансовая экономика. – 2023. – c. 98-116.
13. Alsagr N., Cumming D.J., Davis J.G., Sewaid A. Geopolitical risk and crowdfunding performance // Journal of International Financial Markets, Institutions and Money. – 2023. – № 85. – p. 101766. – doi: 10.1016/j.intfin.2023.101766.
14. González-Prida V., Márquez C.A., Márquez A.C. Cases on Optimizing the Asset Management Process. , 2022. – 457 p.
15. Bertoni F., Colombo M.G., Grilli L. Venture capital investor type and the growth mode of new technology-based firms // Small Business Economics. – 2023. – № 3. – p. 527-552. – doi: 10.1007/s11187-011-9385-9.
16. Di Pietro F., Prencipe A., Majchrzak A. Crowd Equity Investors: An Underutilized Asset for Open Innovation in Startups // California Management Review. – 2017. – № 2. – p. 43-70. – doi: 10.1177/000812561773826.
17. Moreno-Monsalve, Nelson Antonio, Diez-Silva, H. Mauricio, Diaz-Piraquive, Flor Nancy, Perez-Uribe, Rafael Ignacio Handbook of Research on Project Management Strategies and Tools for Organizational Success. , 2023. – 39-42 p.
18. Kuckertz A., Bernhard A., Berger E.S.C., Dvouletý O., Harms R., Jack S., Kibler E. Scaling the right answers – Creating and maintaining hope through social entrepreneurship in light of humanitarian crises // Journal of Business Venturing Insights. – 2023. – p. e00356. – doi: 10.1016/j.jbvi.2022.e00356.
19. Mukherjee A., Owen R., Scott J.M., Lyon F. Financing green innovation startups: a systematic literature review on early-stage SME funding // Venture Capital. – 2024. – doi: 10.1080/13691066.2024.2410730.

Страница обновлена: 14.01.2025 в 21:04:29