Проектирование моделей государственно-частного партнерства в реализации инновационной деятельности

Аввакумов А.А.1
1 Уфимский государственный авиационный технический университет

Статья в журнале

Государственно-частное партнерство *
Том 2, Номер 2 (Апрель-Июнь 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Аввакумов А.А. Проектирование моделей государственно-частного партнерства в реализации инновационной деятельности // Государственно-частное партнерство. – 2015. – Том 2. – № 2. – С. 61-74. – doi: 10.18334/ppp.2.2.1858.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=25597189
Цитирований: 4 по состоянию на 05.09.2022

Аннотация:
В статье рассмотрены модели и составляющие их механизмы государственно-частного партнерства в реализации инновационной деятельности. Сформулировано понятие «государственно-частное партнерство в реализации инновационной деятельности», определен метод проектирования модели данного сотрудничества. Представлены разработанные автором основные положения концепции государственно-частного партнерства в реализации инновационной деятельности и ее преимущества.

Ключевые слова: инновационная деятельность, государственно-частное партнерство, проектирование моделей

JEL-классификация: O31, C50, L32



В условиях обостряющейся глобальной конкуренции в странах – лидерах мировой экономики четко обозначилась тенденция на привлечение хозяйствующих субъектов, являющихся резидентами этих стран, к участию в инновационной деятельности. Такая деятельность обеспечивает участвующим в ее реализации организациям уникальные конкурентные преимущества на мировом рынке.

Преимущества и недостатки правовых вопросов ГЧП в реализации инновационной деятельности

Президент и Правительство Российской Федерации связывают устойчивое экономическое развитие государства с переходом к инновационному типу ведения хозяйственной деятельности, основанному на эффективном использовании созданной в стране научно-технической базы. Так, например, в утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. указано, что Россия к обозначенному периоду может получить 5–10% доли на мировом рынке инновационных продуктов в пяти и более секторах. Кроме того, в этой Концепции в качестве одного из приоритетных направлений развития страны указывается государственно-частное партнерство (далее – ГЧП) [1].

Правительство РФ издало ряд законодательных актов, способствующих вовлечению частного сектора экономики в основанную на ГЧП инновационную деятельность (далее – ИД), созданию эффективной национальной инновационной системы. Однако на современном этапе РФ серьезно отстает от стран – лидеров мировой экономики по показателям развития организационно-правовых и финансово-экономических механизмов ГЧП в реализации ИД.

Сложившиеся в отечественной практике модели ГЧП лишь в малой степени способствуют развитию в стране ИД по следующим причинам:

– наличие пробелов в законодательстве;

– несовершенство административных инструментов регулирования;

– недостаточная адаптивность имеющихся моделей ГЧП к условиям, в которых реализуется ИД;

– отсутствие возможности комбинирования механизмов, составляющих содержание этих моделей.

Столкнувшись с указанными проблемами, частный сектор экономики нередко теряет интерес к участию в государственно-частном партнерстве. В этой связи в реализации ИД появляется необходимость в таких моделях ГЧП, которые способны адаптироваться к условиям внешней и внутренней среды реализации партнерства. Моделью принято считать упрощенное представление реальной системы и протекающих в ней процессов (Неуймин, 1984).

Проблемы модели кооперации между ВУЗами и промышленными предприятиями

Для разработки концепции проектирования моделей ГЧП в реализации ИД необходимо определиться с понятиями «инновационная деятельность» и «государственно-частное партнерство».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» инновационной является деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленная на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее функционирования [2].

Современные научные теории предлагают различные определения понятия ГЧП, среди которых можно условно выделить две большие группы. К первой группе относятся определения, в которых акцент смещен в сторону приоритетности интересов частного капитала. Во вторую группу входят определения, где утверждается приоритетность интересов органов государственной власти и публичного сектора [3].

Наиболее подходящим для достижения цели настоящего исследования является определение Л.Г. Каранатовой, которая считает, что ГЧП можно охарактеризовать как сотрудничество между государством и частным бизнесом в целях реализации проектов в различных отраслях промышленности и НИОКР с использованием уникальных возможностей каждого из участников проекта (Каранатова, 2010).

Таким образом, под государственно-частным партнерством в реализации инновационной деятельности следует понимать сотрудничество между государством и частным бизнесом в целях реализации инновационной деятельности с использованием уникальных возможностей каждого из участников такого партнерства.

В российской экономической практике сложились следующие наиболее распространенные модели ГЧП в реализации ИД:

– концессия;

– особые экономические зоны;

– инвестиционные фонды;

– соглашение о разделе продукции;

– кооперация между высшими учебными заведениями и промышленными предприятиями, реализующими комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства.

Однако данные модели не всегда способствуют развитию ИД в связи с тем, что они сильно зарегламентированы и не способны адаптироваться к условиям, в которых реализуется ИД.

Модель кооперации между вузами и промышленными предприятиями зарекомендовала себя как наиболее эффективная в реализации ИД. Ее правовой основой является постановление Правительства РФ от 09.04.2010 № 218 «О мерах государственной поддержки развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства». Она послужила основой для консолидации усилий государства, промышленных предприятий и научных организаций, способных «генерировать» передовые технологии. Данная модель нашла широкое применение в российской экономической практике, что позволило сформулировать ее основные проблемы и причины их возникновения (см. табл.).

Таблица

Основные проблемы модели кооперации между ВУЗами и промышленными предприятиями и причины их возникновения

Основные проблемы
Причины возникновения проблем
Вовлечение отдельных представителей научного сообщества в реализацию ИД
Отсутствие стимулов для вовлечения отдельных представителей научного сообщества в реализацию ИД в связи с тем, что практически все права на результаты исследований остаются у научной организации.
Выработка общих целей проведения исследований для научных организаций и промышленных предприятий
Отсутствие у научных организаций и промышленных предприятий общих целей проведения исследований, так как научные организации заинтересованы в самом процессе проведения исследований, а не в коммерческом результате их практического применения.
Формирование стабильной финансовой базы научных исследований
Отсутствие возможности формирования стабильной финансовой базы научных исследований, связанное с проблемами финансирования со стороны промышленных предприятий.
Востребованная промышленными предприятиями техническая документация, основанная на результатах научных исследований
Отсутствие у сотрудников научных организаций навыков оформления востребованной промышленными предприятиями документации.
Обеспечение коммерческой состоятельности ИД
Отсутствие у потенциальных потребителей заинтересованности в результатах ИД.

Обозначенные причины возникновения проблем могут быть устранены при проектировании адаптированной к сложившимся условиям модели ГЧП в реализации ИД.

Механизмы ГЧП в реализации инновационной деятельности

Вышеобозначенные модели ГЧП имеют общие организационно-правовые (далее – ОПМ) и финансово-экономические механизмы (далее – ФЭМ). К ОПМ ГЧП в реализации ИД относятся следующие:

– организационно-правовое оформление ГЧП (определяет вид субъекта и объекта управления, цели и условия осуществления партнерства);

– распределение правомочий между партнерами (распределение прав на объект соглашения);

– распределение ответственности, рисков и доходов между партнерами;

– вовлечение в ГЧП (льготы и преференции, предоставляемые его участникам);

– государственное регулирование ГЧП (способы государственного регулирования ГЧП).

К ФЭМ ГЧП в реализации ИД относятся:

– финансирование ГЧП (займы, кредиты, субсидии, гранты);

– ресурсное обеспечение (вносимая субъектом и объектом доля ресурсного обеспечения);

– налогообложение (налоговые ставки и отсрочки);

– страхование (страховые ставки и отсрочки);

– тарификация (тарифные ставки и отсрочки).

Механизмы ГЧП в реализации ИД состоят из конкретных признаков и значений этих признаков. Например, модель кооперации между вузами и промышленными предприятиями представляет собой сочетание большого количества различных механизмов ГЧП, таких как порядок организации конкурсных процедур, финансирование, субсидирование, стимулирование, установление уровня обязательных затрат на НИОКР, форму отчетности и т. д. В свою очередь механизм субсидирования представляет собой сочетание признаков условий, сроков и объемов субсидирования, условий распределения субсидии и т. д. А такой признак, как сроки субсидирования, может в данном случае иметь значения от 1 года до 3 лет. Признак, характеризующий уровень обязательных затрат на НИОКР, может иметь множество значений от 20% до 100% от объема финансирования ГЧП.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что модель ГЧП в реализации ИД – это комбинация организационно-правовых и финансово-экономических механизмов, их признаков и значений этих признаков. Проектирование модели ГЧП в реализации ИД представляет собой деятельность лица, принимающего решение об участии в партнерстве (далее – ЛПР) по созданию прообраза возможного состояния, имеющего вид комплекта документации – договора о ГЧП в реализации ИД. В этом договоре находит отражение конкретная комбинация всех механизмов, признаков и значений признаков ГЧП в реализации ИД.

Концепция проектирования моделей ГЧП в реализации инновационной деятельности

Концепция проектирования моделей ГЧП в реализации ИД (далее – Концепция) основана на следующих составляющих:

– обобщенная структурная модель ГЧП в реализации ИД;

– метод фасетной классификации ОПМ и ФЭМ ГЧП;

– способ проектирования множества конкретных моделей ГЧП в реализации ИД, основанный на комбинировании ОПМ и ФЭМ ГЧП, их признаков и значений этих признаков.

Любой механизм управления предполагает наличие субъекта и объекта управления. Под субъектом обычно понимают управляющий орган. Под объектом обычно подразумевают организационную структуру, на которую субъект управления воздействует при помощи механизма управления. Следовательно механизмом управления можно считать способ воздействия субъекта управления на объект управления [4].

Таким образом, обобщенная структурная модель ГЧП в реализации ИД будет состоять из следующих элементов:

– субъект управления, т. е. органы федеральной, региональной или местной власти;

– объект управления, т. е. физическое или юридическое лицо, участвующее в ГЧП в реализации ИД;

– условия внешней и внутренней среды ГЧП, в которых реализуется ИД;

– механизмы воздействия субъекта управления на объект управления (ОПМ и ФЭМ ГЧП);

– выгоды, получаемые сторонами, вовлеченными в ГЧП в реализации ИД.

При выборе наиболее адаптированной к конкретным условиям реализации ИД комбинации механизмов ГЧП используются различные методы их классификации. Современные научные теории не дали нам общепризнанного метода классификации механизмов ГЧП и их признаков.

Оптимальным методом классификации является фасетная классификация, разработанная индийским ученым-математиком Ш.Р. Ранганатаном [5]. В ее основе лежит понятие фасета – группы, включающей ряд однородных значений некоторого классификационного признака. Например, классификационный признак, отражающий объем финансирования ГЧП, может иметь множество значений, выраженных в денежных единицах, т. е. однородных значений. Группа таких однородных значений и называется фасетом (см. рис. 1).

Рисунок 1. Схема группировки признаков

при использовании метода фасетной классификации [6]

Метод представляет собой следующий порядок действий:

– составляющие элементы объекта исследования представляются в виде фасетов и составляющих их признаков;

– классификация выстраивается посредством сочетания фасетных признаков в соответствии с наиболее удобной для ЛПР фасетной формулой (см. рис. 2) [7].

Рисунок 2. Описание модели объекта исследования

методом фасетной классификации [8]

Фасетная классификация позволяет комбинировать механизмы ГЧП, их признаки и значения этих признаков путем присвоения им фасетов. Классификация позволяет наглядно описать составляющие элементы моделей ГЧП в реализации ИД, а ЛПР получает необходимую информацию о приспособленности модели к изменяющимся условиям, в которых реализуется такое партнерство.

При проектировании данных моделей количество признаков механизмов ГЧП, вероятно, будет больше 20. Следовательно, такое проектирование приобретает характер многокритериальной задачи принятия решения.

Метод решения такой задачи предложен в работе М.Г. Гафта (1979 г.) [9]. Для решения указанной задачи необходимо предпринять следующие шаги:

1) осуществить постановку задачи – спроектировать модель ГЧП в реализации ИД;

2) выявить множество объектов исследования (признаков), подлежащих оценке – определить составляющие признаки ОПМ и ФЭМ ГЧП при помощи метода фасетной классификации;

3) выбрать критерии оценки, которые ЛПР определит в зависимости от условий, в которых реализуется ИД;

4) определить шкалу измерения критериев, которую ЛПР определит в зависимости от удобства использования;

5) выявить систему предпочтений ЛПР;

6) оценить признаки и отобрать наиболее предпочтительные для заданных условий – комбинирование ОПМ и ФЭМ ГЧП, т. е. проектирование конкретной модели ГЧП в реализации ИД.

Выводы

В предлагаемой Концепции нашли отражение основные элементы, характерные для любой концепции, а именно: ведущая идея, главная цель и инструментарий. Так, ведущей идеей здесь выступает необходимость в проектировании моделей ГЧП в реализации ИД, удовлетворяющих заданным условиям и способных адаптироваться к их изменениям. Главной целью является разработка способа проектирования моделей ГЧП в реализации ИД. Инструментарий представляет собой методы и процедуры, которые должны обеспечить эффективное проектирование конкретных моделей ГЧП в реализации ИД.

Разработанная Концепция имеет, по мнению автора, следующие преимущества:

– возможность ее применения ЛПР без специальной подготовки;

– способность адаптироваться к любым изменениям внешней и внутренней среды ГЧП, в которой реализуется ИД;

– применимость к любой разновидности ИД;

– наглядность представления результатов проектирования конкретной модели ГЧП в реализации ИД.

Концепция может быть использована в работе органов государственной власти и органов управления частных организаций, а также индивидуальными предпринимателями при участии в ГЧП в реализации инновационной деятельности.

[1] Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р.

[2] Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 27.09.2013 г.).

[3] Алпатов, А.А., Пушкин, А.В., Джапаридзе, Р.М. (2010). Государственно-частное партнерство: механизмы реализации. М.: Альпина Паблишерз.

[4] Эриашвили, Н.Д. и др. (2012). Основы менеджмента (2-е изд., перераб. и доп.). М.: Юнити-Дана.

[5] Ранганатан, Ш.Р. (1970). Классификация двоеточием. Основная классификация. М.: ГПНТБ СССР.

[6] Ранганатан, Ш.Р. (1970). Классификация двоеточием. Основная классификация. М.: ГПНТБ СССР.

[7] Там же.

[8] Там же.

[9] Гафт, М.Г. (1979). Принятие решений при многих критериях. М.: Знание.


Источники:

Каранатова, Л.Г. (2010). Использование механизмов государственно-частного партнерства для реализации инновационных проектов. Экономика и управление, 12, 143–146.
Манько, Н.Н. (2012). Государственно-частное партнерство как эффективный инструмент поддержки национальной инновационной системы. Российское предпринимательство, 16, 12–18.
Неуймин, Я.Г. (1984). Модели в науке и технике: история, теория, практика. Л.: Наука.
Степанова, Л.В., Ходос, Д.В. (2012). Государственно-частное партнерство в России: проблемы развития. Российское предпринимательство, 11, 10–15.

Страница обновлена: 25.07.2024 в 06:04:27