Повышение эффективности национальной экономики России на основе стратегического управления инновациями

Рагулина Ю.В.

Статья в журнале

Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 7, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать эту статью:



Введение. «Инновационная стратегия России выступает одним из ключевых факторов управления национальной экономикой» [11]. Она представляет собой комплекс мер и действий, направленных на стимулирование и развитие инноваций в различных социально-экономических и технологических сферах. Данная «стратегия также является неотъемлемой частью экономической политики государства и играет важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста, конкурентоспособности, национальной (экономической) безопасности и технологического суверенитета России на международном уровне» [15].

Главная цель инновационной стратегии России – создание благоприятной среды для развития инноваций, которые будут способствовать модернизации и диверсификации экономики, повышению ее эффективности и улучшению качества жизни граждан. Для достижения этой цели необходимо активно развивать научно-технический потенциал страны, привлекать инвестиции в инновационные проекты, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, а также обеспечивать доступ к новым технологиям и знаниям. Одним из основных элементов инновационной стратегии России является развитие инфраструктуры для инновационной деятельности. «Это включает в себя создание технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов и других институтов, которые будут способствовать коммерциализации научных разработок и развитию стартапов» [9].

Кроме того, инновационная стратегия России направлена на развитие человеческого капитала. «Важно не только создать условия для развития инноваций, но и обеспечить наличие высококвалифицированных кадров, способных реализовывать их» [14].

Несмотря на значительные вложения государства в инновации, инновационная стратегия России сталкивается с проблемами, угрозами и рисками. «Независимо от наличия государственных программ поддержки инновационных процессов, они не охватывают все отрасли экономики и не достигают желаемых результатов» [8]. Денежные средства зачастую используются неэффективно, что приводит к тому, что многие перспективные проекты не реализуются.

Непосредственной угрозой инновационной стратегии России является отсутствие эффективной системы коммерциализации научных разработок. Многие ученые и инженеры не имеют возможности воплотить свои идеи, что снижает мотивацию к дальнейшей работе и инновационному развитию. Основными рисками по отношению к инновационной стратегии России выступают недостаточная квалификация кадров и отсутствие современной инфраструктуры.

Следовательно, для эффективной реализации инновационной стратегии России необходимо создать сбалансированное финансирование по отраслям, развивать образовательную/научную и технологическую базу, рационально использовать ресурсы и привлекать поддержку бизнеса и общества.

Целью исследования является выявление роли инновационной стратегии России в управлении национальной экономикой и определение ее положения в текущих условиях.

Задачи исследования:

– рассмотреть принципы и механизмы инновационной стратегии России, ее влияние на развитие экономики страны;

– выявить проблемы и перспективы реализации инновационной стратегии России с использованием SPACE-анализа;

– предложить рекомендации по оптимизации инновационной стратегии России с целью повышения ее эффективности в управлении национальной экономикой.

Элемент научной новины содержится в исследовании инновационной стратегии России как ключевого фактора управления национальной экономикой в текущих условиях с применением метода – SPACE.

Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования рекомендаций автора органами государственного управления при разработке мер по актуализации и совершенствованию инновационной стратегии России в части управления национальной экономикой.

Институциональные аспекты инновационной стратегии России (принципы, механизмы и влияние на развитие экономики страны). Принципы инновационной стратегии России определяются как комплексный подход к развитию инноваций, включающий в себя создание благоприятной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие человеческого капитала. «Основополагающими принципами государственной инновационной политики являются:

– неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим, промышленным потенциалом страны и взаимообусловленость их развития;

– концентрация необходимых ресурсов для поддержки научных и научно-технических программ/проектов в интеллектуальной, финансовой, организационной и инфраструктурной сферах в целях решения важнейших задач и обеспечения технологического суверенитета и конкурентоспособности государства;

– обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований, поддерживаемых государством и обществом, как инструмента долгосрочного развития страны;

– обеспечение публичных механизмов и доступ к государственной инфраструктуре, финансовым и нефинансовым ресурсам» [1].

В условиях быстрого развития технологий и глобальной конкуренции, важно не только следовать за тенденциями, но и создавать собственные механизмы для эффективной реализации инновационной политики. Так, механизмы реализации инновационной стратегии России включают в себя создание специальных институтов и организаций, которые занимаются поддержкой и развитием инноваций, предоставлением налоговых льгот и государственных грантов для инновационных проектов.

Одним из важнейших механизмов выступает – инновационная среда, включающая разработку и реализацию законодательных актов (табл. 1), стимулирующих инновационную деятельность, а также создание инфраструктуры, способствующей выработке новых технологий и их коммерциализации [5].

Таблица 1. Нормативно-правовое и законодательное обеспечение

инновационной стратегии России

Нормативно-правовые и законодательные акты
Функциональная характеристика
Федеральный закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»
Определяет правовые основы инновационной деятельности, устанавливает механизмы ее поддержки и стимулирования
Федеральный закон «О научно-технической политике»
Регулирует деятельность в области науки и технологий
Федеральный закон «О промышленной политике в Российской Федерации»
Устанавливает правила развития промышленности и производства инновационной продукции
Федеральный закон «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»
Предусматривает меры поддержки для малых и средних инновационных предприятий
Федеральный закон «О развитии технологических компаний в Российской Федерации»
Направлен на создание благоприятных условий для развития и поддержки технологических компаний в России, призван стимулировать инновационную деятельность и повышать конкурентоспособность отечественных технологических компаний на мировом рынке
«Стратегия научно-технологического развития России на период до 2035 года»
Направлена на создание благоприятной инновационной среды, развитие научных кадров, поддержку научных исследований и технологических инноваций
«Национальная технологическая инициатива»
Направлена на развитие ключевых отраслей экономики, таких как информационные технологии, медицина, энергетика и другие. В рамках этой программы создаются инновационные центры, проводятся конкурсы на лучшие технологические проекты и предоставляются гранты для исследований
Национальная программ «Форсайт-2030»
Направлена на прогнозирование будущих технологических трендов и разработку стратегий для их внедрения в России. Программа включает в себя широкий круг экспертов и представителей бизнеса, которые работают над созданием инновационных решений для различных отраслей экономики
Законы относительно наукоградов и академгородков
Регулируют статус инновационно активных зон
Региональные законы и концепции
Регулируют инновационную деятельность на региональном уровне
Источник: систематизировано автором.

Перечисленные документы (табл. 1) обеспечивают правовую защиту инновационных разработок, инвестиций в инновационные проекты, и способствуют развитию конкурентоспособности российских отраслей экономики. Важно, чтобы эти акты эффективно реализовывались и отвечали современным вызовам и требованиям инновационного развития.

Следующим приоритетным механизмом выступает – господдержка инновационных проектов и инициатив. Для этого созданы специальные организации и программы. «Одной из ключевых организаций, занимающихся поддержкой инноваций в России, является Фонд развития инноваций, обеспечивающий финансовую поддержку молодым предпринимателям и стартапам, способствующий получению необходимых знаний и навыков для ведения и развития инновационных проектов» [10].

Развитие научно-технического потенциала – ещё один из основных механизмов. «Россия обладает достаточным научным потенциалом, который необходимо использовать для создания инновационных продуктов и технологий» [13]. Поэтому совершенствование системы образования и научных исследований, выявление и привлечение талантливых специалистов должно быть в приоритете.

Механизмом в сфере управления выступает – мониторинг и оценка результатов инновационной деятельности. В связи с этим необходимо постоянно контролировать эффективность инновационных процессов и вносить соответствующие коррективы.

Влияние инновационной стратегии на развитие экономики России является значительным. Она способствует созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности отечественных продуктов/услуг на мировом рынке, а также улучшению качества жизни населения. «Инновации позволяют сократить зависимость от импорта и развивать отечественные технологии, что способствует снижению уязвимости страны перед внешними факторами» [6].

В целом, механизмы реализации инновационной стратегии России должны быть комплексными и включать в себя как государственные, так и частные инициативы. Адекватное сочетание принципов и механизмов позволит достичь поставленных целей инновационной стратегии и обеспечить устойчивое развитие России в будущем.

Проблемы и перспективы реализации инновационной стратегии России. По отношению проблем и перспектив реализации инновационной стратегии России проведём SPACE-анализ. «SPACE-анализ – это научный подход, используемый при управлении и планировании ресурсов субъекта» [4; 12]. В случае исследуемой автором тематики – это управление и планирование ресурсов в процессе реализации инновационной стратегии, её текущее положение и выбор оптимального направления развития. Метод SPACE представляет собой комплексный метод построения матрицы-SPACE, предусматривающий четыре системы координат оценки (групп факторов): FS (финансирование), CA (конкурентные преимущества), ES (степень стабильности внешней среды), IS (привлекательность отраслей экономики в контексте инновационной деятельности). Координаты FS и CA оценивают внутреннее состояние/положение (Internal Strategic Position), координаты ES и IS оценивают внешнее состояние/положение (External Strategic Position).

Подбор факторов (критериев) осуществляется экспертным путем, далее устанавливаются числовые значения для каждого критерия группы факторов FS и IS в диапазоне от +1 (наихудшее) до +6 (наилучшее); относительно ES и CA в диапазоне от -1 (наилучшее) до -6 (наихудшее). Оценка вычисляется как среднее значение для каждой группы факторов путем суммирования численных значений критерий каждой группы и деления полученной суммы на их число в группе.

Группы факторов/критерий и их оценка инновационной стратегии России систематизированы в таблице 2.

Таблица 2. SPACE-анализ инновационной стратегии России

Группа факторов
Критерии/балл
Оценка
FS (financial strength) – финансирование
- финансовая зависимость предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4)
- валовая прибыль предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4)
- прибыль от продаж предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+3)
- чистая прибыль предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4)
- обеспеченность предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, собственными оборотными средствами (+3)
- рентабельность собственного капитала предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4)
+18,6
4+4+3+4+3+4/6=18,6
CA (competitive advantage) – конкурентные преимущества
- доля рынка инновационной продукции/услуг (-3)
- качество инновационной продукции/услуг (-3)
- жизненный цикл инновационных продуктов/услуг (-3)
- цикл замены инновационных продуктов/услуг (-3)
- лояльность покупателей к инновационным продуктам/услугам (-3)
-12,6
-3+-3+-3+-3+-3/5=-12,6
ES (environmental stability) –степень стабильности внешней среды
- потенциал роста инноваций (-3)
- потенциал прибыли предприятий от инноваций по отраслям (-3)
- финансовая стабильность (-5)
- уровень технологий (-3)
- степень использования ресурсов (-2)
- легкость доступа инновационных продуктов/услуг на рынок (-4)
- инновационная производительность (-3)
-20,4
-3+-3+-5+-3+-2+-4+-3/7=-20,4
IS (industry strength) –привлекательность отраслей экономики в контексте инновационной деятельности
- технологические изменения в отраслях (+4)
- темпы инфляции (+3)
- изменчивость спроса на инновации (+4)
- диапазон цен инновационных продуктов/услуг (+5)
- барьеры для выхода на рынок инновационных продуктов/услуг (+4)
- ценовая эластичность спроса инновационных продуктов/услуг (+4)
+20,6
4+3+4+5+4+4/6=20,6
Источник: составлено и рассчитано автором.

Далее, полученные значения: FS +18,6; CA -12,6; ES -20,4; IS +20,6 переносим на соответствующие оси матрицы (ось CA-IS, ось FS-ES) и получаем многоугольник (рис. 1). Затем следует сложить два значения по оси CA-IS (+8) и нанести полученную точку на эту ось; сложить два значения по оси FS-ES (-1,8) и нанести полученную точку на эту ось, соединив их прямой линией. Полученная прямая линия представляет собой текущее положение инновационной стратегии России относительно управления и планирования ресурсами.

Рисунок 1. SPACE-анализ – текущее положение инновационной стратегии России

Примечание:

– «FS-IS» – консервативное положение;

– «FS-CA» – агрессивное положение;

– «CA-ES» – конкурентное положение;

– «ES- IS» – защитное положение.

Источник: составлено автором на основании расчётов, отражённых в таблице 2.

Как видно из рисунка 1, текущее положение инновационной стратегии России в контексте управления и планирования ресурсами – защитное (ES- IS), более точно – оборонительное, обусловленное беспрецедентными санкциями.

Данное положение свидетельствует о низком уровне показателей предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, как по внешней среде, так и по внутренним ресурсам, что может привести к ограничениям и полноценной реализации инновационной стратегии государства. Предприятия в подобных условиях подвержены таким проблемам как, – нехватка ресурсов для внедрения инноваций, то есть, не имеют достаточных финансовых средств, технологических возможностей, квалифицированных кадров; неспособность адаптироваться к изменениям внешней среды; недостаточный опыт управления рисками в области инноваций.

Нехватка ресурсов является одним из основных факторов, которые могут негативно повлиять на осуществление инновационной стратегии России. В условиях ограниченности финансовых и технологических ресурсов внедрение инноваций может оказаться сложной задачей и для предприятий, и для государства. Недостаточность финансовых ресурсов отражается на способности предприятий выделять средства на исследования и разработку новых технологий, что приводит к отставанию от конкурентов и потере доли рынка. Кроме того, недофинансирование может затруднить внедрение уже разработанных инноваций, так как для этого также требуются значительные объемы средств.

Ограниченность технологических ресурсов, современного оборудования и инфраструктуры препятствуют разработке/внедрению инноваций. Такая ситуация вынуждает предприятия искать альтернативные источники финансирования, например, привлекать инвестиции из-за рубежа, а это может привести к утрате контроля над инновационными проектами, частичной потере суверенитета и конкурентных преимуществ [3].

Отсутствие достаточного опыта управления рисками при реализации инновационной стратегии России может привести к серьезным последствиям для экономики и развития страны в целом, поскольку внедрение инноваций всегда сопряжено с рисками, обуславливающие потерю значительных ресурсов [7]. Например, незнания в управлении инновационными рисками скажется на неправильном выборе инновационных проектов, неэффективном использовании ресурсов и оценке потенциальных угроз. Поэтому важно уделять должное внимание развитию компетенций по управлению рисками в области инноваций и принятию эффективных мер по их минимизации.

Перспективы реализации инновационной стратегии России при защитном её состоянии включают в себя следующие ключевые аспекты:

– обеспечение технологической (экономической) безопасности и защита национальных интересов в сфере инноваций. Для этого следует разработать и внедрить эффективные механизмы контроля по трансферу технологий и интеллектуальной собственности. Также важно усилить меры по борьбе с киберугрозами и киберпреступлениями, которые могут нанести серьезный ущерб инновационной деятельности;

– обеспечение экономической и политической стабильности в стране. Это позволит привлечь инвестиции и создать благоприятные условия для развития инноваций;

– создать условия для обмена опытом и технологиями;

– усиление инвестиций в инфраструктуру, научные исследования и развитие образования;

– улучшение правовой базы в сфере инноваций и защиты интеллектуальной собственности.

В целом, перспективы реализации инновационной стратегии России будут зависеть от комплексного подхода и совместных усилий государства, бизнеса и общества.

Рекомендации по оптимизации инновационной стратегии России с целью повышения ее эффективности в управлении национальной экономикой. В целях обеспечения стабильности и управляемости российской национальной экономики в текущих условиях остро стоит вопрос оптимизации инновационной стратегии с учетом ее защитной направленности развития. Для этого особое внимание предлагается уделить следующим рекомендациям:

1. Анализировать и учитывать мировые тенденции и изменения в области инноваций. Это позволит не только быть осведомлённым о последних технологических разработках и новшеств, но и прогнозировать будущие изменения и заранее адаптироваться к ним; выявлять потенциальные риски и возможности выбора направления развития инновационной стратегии государства; быть в курсе новых требований и стандартов, которые могут повлиять на инновационную деятельность;

2. Развивать национальную инновационную систему. Для этого необходимо создавать благоприятные условия для развития инноваций, такие как налоговые льготы, программы государственной поддержки и др. Налоговые льготы позволят снизить налоговую нагрузку на инновационные компании (стимулировать их развитие). Государственные (финансовые) программы поддержки помогут молодым предпринимателям и стартапам получать необходимые ресурсы для реализации своих идей;

3. Стимулировать инвестиции в инновации. Для привлечения капитала в инновационные проекты государство должно предоставлять инвесторам долгосрочные льготы и гарантии;

4. Развивать научно-технические кадры. Необходимо создать такую ​​систему образования, которая будет способствовать формированию высококвалифицированных специалистов, развитию у них навыков, необходимых для внедрения новых технологий, а также инновационной культуры. Это может включать внедрение инновационных методов обучения, организацию курсов и мастер-классов по инновациям;

5. Сотрудничать с партнерами из дружественных по отношению к России стран. Взаимодействие с зарубежными компаниями и организациями может принести новые знания и технологии, а также открыть доступ к международным рынкам;

6. Развивать инфраструктуру для инноваций. Необходимо создать современные научно-технические парки, инкубаторы и центры трансфера технологий, которые будут способствовать развитию инновационных процессов в стране:

– научно-технические парки – специально организованные территории, где сосредоточены научно-технические ресурсы и созданы условия для взаимодействия научных и деловых кругов;

– инкубаторы – это организации, которые оказывают поддержку стартапам и молодым предпринимателям в разработке и реализации их инновационных идей, предоставляя финансирование, консультации по бизнес-планированию, маркетингу и другим аспектам предпринимательства;

– центры трансфера технологий играют важную роль в процессе коммерциализации научных разработок, предоставляя услуги по лицензированию технологий, поиску инвесторов и партнеров, созданию бизнес-моделей вывода инноваций на рынок;

7. Поддерживать малые и средние предприятия. Малые и средние предприятия зачастую являются источником инноваций, поэтому необходимо создавать условия для их развития и поддержки;

8. Актуализировать и совершенствовать правовую базу. Государство должно установить четкие и надежные стандарты/правила в отношении инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;

9. Оценивать эффективность инновационной стратегии. Государство должно постоянно оценивать результаты (проводить мониторинг) инновационной деятельности, и своевременно корректировать стратегию в соответствии с изменениями в национальной экономике, учитывая внешние факторы [2].

Реализация данных рекомендаций позволит оптимизировать инновационную стратегию России, и повысить уровень технологического суверенитета и технологической (экономической) безопасности государства.

Краткие выводы

Проведённое исследование позволяет сделать несколько важных выводов о роли инновационной стратегии России в управлении национальной экономикой:

– инновационная стратегия выступает ключевым фактором в развитии экономики, так как она направлена на создание и внедрение новых технологий, продуктов/услуг, что способствует повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке, обеспечению её технологического суверенитета и безопасности;

– инновации позволяют снизить зависимость от импорта и увеличить экспорт, что положительно отражается на балансе торговли и валютном курсе рубля, способствуя обеспечению экономической безопасности государства;

– инновационная стратегия стимулирует создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения;

– инновационная стратегия – это важный инструмент в преодолении экономических кризисов и обеспечении устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе.

Таким образом, инновационная стратегия России играет значимую роль в управлении национальной экономикой, а ее успешная реализация является необходимым условием достижения экономического роста.


Страница обновлена: 30.12.2024 в 22:04:19