Повышение эффективности национальной экономики России на основе стратегического управления инновациями
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 7, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение. «Инновационная стратегия России выступает одним из ключевых факторов управления национальной экономикой» [11]. Она представляет собой комплекс мер и действий, направленных на стимулирование и развитие инноваций в различных социально-экономических и технологических сферах. Данная «стратегия также является неотъемлемой частью экономической политики государства и играет важную роль в обеспечении устойчивого экономического роста, конкурентоспособности, национальной (экономической) безопасности и технологического суверенитета России на международном уровне» [15].
Главная цель инновационной стратегии России – создание благоприятной среды для развития инноваций, которые будут способствовать модернизации и диверсификации экономики, повышению ее эффективности и улучшению качества жизни граждан. Для достижения этой цели необходимо активно развивать научно-технический потенциал страны, привлекать инвестиции в инновационные проекты, создавать условия для развития малого и среднего бизнеса, а также обеспечивать доступ к новым технологиям и знаниям. Одним из основных элементов инновационной стратегии России является развитие инфраструктуры для инновационной деятельности. «Это включает в себя создание технопарков, инновационных центров, бизнес-инкубаторов и других институтов, которые будут способствовать коммерциализации научных разработок и развитию стартапов» [9].
Кроме того, инновационная стратегия России направлена на развитие человеческого капитала. «Важно не только создать условия для развития инноваций, но и обеспечить наличие высококвалифицированных кадров, способных реализовывать их» [14].
Несмотря на значительные вложения государства в инновации, инновационная стратегия России сталкивается с проблемами, угрозами и рисками. «Независимо от наличия государственных программ поддержки инновационных процессов, они не охватывают все отрасли экономики и не достигают желаемых результатов» [8]. Денежные средства зачастую используются неэффективно, что приводит к тому, что многие перспективные проекты не реализуются.
Непосредственной угрозой инновационной стратегии России является отсутствие эффективной системы коммерциализации научных разработок. Многие ученые и инженеры не имеют возможности воплотить свои идеи, что снижает мотивацию к дальнейшей работе и инновационному развитию. Основными рисками по отношению к инновационной стратегии России выступают недостаточная квалификация кадров и отсутствие современной инфраструктуры.
Следовательно, для эффективной реализации инновационной стратегии России необходимо создать сбалансированное финансирование по отраслям, развивать образовательную/научную и технологическую базу, рационально использовать ресурсы и привлекать поддержку бизнеса и общества.
Целью исследования является выявление роли инновационной стратегии России в управлении национальной экономикой и определение ее положения в текущих условиях.
Задачи исследования:
– рассмотреть принципы и механизмы инновационной стратегии России, ее влияние на развитие экономики страны;
– выявить проблемы и перспективы реализации инновационной стратегии России с использованием SPACE-анализа;
– предложить рекомендации по оптимизации инновационной стратегии России с целью повышения ее эффективности в управлении национальной экономикой.
Элемент научной новины содержится в исследовании инновационной стратегии России как ключевого фактора управления национальной экономикой в текущих условиях с применением метода – SPACE.
Практическая значимость проведенного исследования заключается в возможности использования рекомендаций автора органами государственного управления при разработке мер по актуализации и совершенствованию инновационной стратегии России в части управления национальной экономикой.
Институциональные аспекты инновационной стратегии России (принципы, механизмы и влияние на развитие экономики страны). Принципы инновационной стратегии России определяются как комплексный подход к развитию инноваций, включающий в себя создание благоприятной инфраструктуры, поддержку научных исследований и развитие человеческого капитала. «Основополагающими принципами государственной инновационной политики являются:
– неразрывная взаимосвязь между научно-образовательным, научно-технологическим, промышленным потенциалом страны и взаимообусловленость их развития;
– концентрация необходимых ресурсов для поддержки научных и научно-технических программ/проектов в интеллектуальной, финансовой, организационной и инфраструктурной сферах в целях решения важнейших задач и обеспечения технологического суверенитета и конкурентоспособности государства;
– обеспечение фундаментальных и поисковых научных исследований, поддерживаемых государством и обществом, как инструмента долгосрочного развития страны;
– обеспечение публичных механизмов и доступ к государственной инфраструктуре, финансовым и нефинансовым ресурсам» [1].
В условиях быстрого развития технологий и глобальной конкуренции, важно не только следовать за тенденциями, но и создавать собственные механизмы для эффективной реализации инновационной политики. Так, механизмы реализации инновационной стратегии России включают в себя создание специальных институтов и организаций, которые занимаются поддержкой и развитием инноваций, предоставлением налоговых льгот и государственных грантов для инновационных проектов.
Одним из важнейших механизмов выступает – инновационная среда, включающая разработку и реализацию законодательных актов (табл. 1), стимулирующих инновационную деятельность, а также создание инфраструктуры, способствующей выработке новых технологий и их коммерциализации [5].
Таблица 1. Нормативно-правовое и законодательное обеспечение
инновационной стратегии России
Нормативно-правовые
и законодательные акты
|
Функциональная
характеристика
|
Федеральный
закон «Об инновационной деятельности в Российской Федерации»
|
Определяет
правовые основы инновационной деятельности, устанавливает механизмы ее
поддержки и стимулирования
|
Федеральный
закон «О научно-технической политике»
|
Регулирует
деятельность в области науки и технологий
|
Федеральный
закон «О промышленной политике в Российской Федерации»
|
Устанавливает
правила развития промышленности и производства инновационной продукции
|
Федеральный
закон «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства»
|
Предусматривает
меры поддержки для малых и средних инновационных предприятий
|
Федеральный
закон «О развитии технологических компаний в Российской Федерации»
|
Направлен
на создание благоприятных условий для развития и поддержки технологических
компаний в России, призван стимулировать инновационную деятельность и
повышать конкурентоспособность отечественных технологических компаний на
мировом рынке
|
«Стратегия
научно-технологического развития России на период до 2035 года»
|
Направлена
на создание благоприятной инновационной среды, развитие научных кадров,
поддержку научных исследований и технологических инноваций
|
«Национальная
технологическая инициатива»
|
Направлена
на развитие ключевых отраслей экономики, таких как информационные технологии,
медицина, энергетика и другие. В рамках этой программы создаются
инновационные центры, проводятся конкурсы на лучшие технологические проекты и
предоставляются гранты для исследований
|
Национальная
программ «Форсайт-2030»
|
Направлена
на прогнозирование будущих технологических трендов и разработку стратегий для
их внедрения в России. Программа включает в себя широкий круг экспертов и
представителей бизнеса, которые работают над созданием инновационных решений
для различных отраслей экономики
|
Законы
относительно наукоградов и академгородков
|
Регулируют
статус инновационно активных зон
|
Региональные
законы и концепции
|
Регулируют
инновационную деятельность на региональном уровне
|
Перечисленные документы (табл. 1) обеспечивают правовую защиту инновационных разработок, инвестиций в инновационные проекты, и способствуют развитию конкурентоспособности российских отраслей экономики. Важно, чтобы эти акты эффективно реализовывались и отвечали современным вызовам и требованиям инновационного развития.
Следующим приоритетным механизмом выступает – господдержка инновационных проектов и инициатив. Для этого созданы специальные организации и программы. «Одной из ключевых организаций, занимающихся поддержкой инноваций в России, является Фонд развития инноваций, обеспечивающий финансовую поддержку молодым предпринимателям и стартапам, способствующий получению необходимых знаний и навыков для ведения и развития инновационных проектов» [10].
Развитие научно-технического потенциала – ещё один из основных механизмов. «Россия обладает достаточным научным потенциалом, который необходимо использовать для создания инновационных продуктов и технологий» [13]. Поэтому совершенствование системы образования и научных исследований, выявление и привлечение талантливых специалистов должно быть в приоритете.
Механизмом в сфере управления выступает – мониторинг и оценка результатов инновационной деятельности. В связи с этим необходимо постоянно контролировать эффективность инновационных процессов и вносить соответствующие коррективы.
Влияние инновационной стратегии на развитие экономики России является значительным. Она способствует созданию новых рабочих мест, повышению конкурентоспособности отечественных продуктов/услуг на мировом рынке, а также улучшению качества жизни населения. «Инновации позволяют сократить зависимость от импорта и развивать отечественные технологии, что способствует снижению уязвимости страны перед внешними факторами» [6].
В целом, механизмы реализации инновационной стратегии России должны быть комплексными и включать в себя как государственные, так и частные инициативы. Адекватное сочетание принципов и механизмов позволит достичь поставленных целей инновационной стратегии и обеспечить устойчивое развитие России в будущем.
Проблемы и перспективы реализации инновационной стратегии России. По отношению проблем и перспектив реализации инновационной стратегии России проведём SPACE-анализ. «SPACE-анализ – это научный подход, используемый при управлении и планировании ресурсов субъекта» [4; 12]. В случае исследуемой автором тематики – это управление и планирование ресурсов в процессе реализации инновационной стратегии, её текущее положение и выбор оптимального направления развития. Метод SPACE представляет собой комплексный метод построения матрицы-SPACE, предусматривающий четыре системы координат оценки (групп факторов): FS (финансирование), CA (конкурентные преимущества), ES (степень стабильности внешней среды), IS (привлекательность отраслей экономики в контексте инновационной деятельности). Координаты FS и CA оценивают внутреннее состояние/положение (Internal Strategic Position), координаты ES и IS оценивают внешнее состояние/положение (External Strategic Position).
Подбор факторов (критериев) осуществляется экспертным путем, далее устанавливаются числовые значения для каждого критерия группы факторов FS и IS в диапазоне от +1 (наихудшее) до +6 (наилучшее); относительно ES и CA в диапазоне от -1 (наилучшее) до -6 (наихудшее). Оценка вычисляется как среднее значение для каждой группы факторов путем суммирования численных значений критерий каждой группы и деления полученной суммы на их число в группе.
Группы факторов/критерий и их оценка инновационной стратегии России систематизированы в таблице 2.
Таблица 2. SPACE-анализ инновационной стратегии России
Группа
факторов
|
Критерии/балл
|
Оценка
|
FS (financial strength) –
финансирование
|
- финансовая зависимость предприятий, занимающихся
инновационной деятельностью (+4)
- валовая прибыль предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4) - прибыль от продаж предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+3) - чистая прибыль предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4) - обеспеченность предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, собственными оборотными средствами (+3) - рентабельность собственного капитала предприятий, занимающихся инновационной деятельностью (+4) |
+18,6
|
4+4+3+4+3+4/6=18,6
| ||
CA (competitive advantage) –
конкурентные преимущества
|
- доля рынка инновационной продукции/услуг (-3)
- качество инновационной продукции/услуг (-3) - жизненный цикл инновационных продуктов/услуг (-3) - цикл замены инновационных продуктов/услуг (-3) - лояльность покупателей к инновационным продуктам/услугам (-3) |
-12,6
|
-3+-3+-3+-3+-3/5=-12,6
| ||
ES (environmental stability) –степень
стабильности внешней среды
|
- потенциал роста инноваций (-3)
- потенциал прибыли предприятий от инноваций по отраслям (-3) - финансовая стабильность (-5) - уровень технологий (-3) - степень использования ресурсов (-2) - легкость доступа инновационных продуктов/услуг на рынок (-4) - инновационная производительность (-3) |
-20,4
|
-3+-3+-5+-3+-2+-4+-3/7=-20,4
| ||
IS (industry strength)
–привлекательность отраслей экономики в контексте инновационной деятельности
|
- технологические изменения в отраслях (+4)
- темпы инфляции (+3) - изменчивость спроса на инновации (+4) - диапазон цен инновационных продуктов/услуг (+5) - барьеры для выхода на рынок инновационных продуктов/услуг (+4) - ценовая эластичность спроса инновационных продуктов/услуг (+4) |
+20,6
|
4+3+4+5+4+4/6=20,6
|
Далее, полученные значения: FS +18,6; CA -12,6; ES -20,4; IS +20,6 переносим на соответствующие оси матрицы (ось CA-IS, ось FS-ES) и получаем многоугольник (рис. 1). Затем следует сложить два значения по оси CA-IS (+8) и нанести полученную точку на эту ось; сложить два значения по оси FS-ES (-1,8) и нанести полученную точку на эту ось, соединив их прямой линией. Полученная прямая линия представляет собой текущее положение инновационной стратегии России относительно управления и планирования ресурсами.
Рисунок 1. SPACE-анализ – текущее положение инновационной стратегии России
Примечание:
– «FS-IS» – консервативное положение;
– «FS-CA» – агрессивное положение;
– «CA-ES» – конкурентное положение;
– «ES- IS» – защитное положение.
Источник: составлено автором на основании расчётов, отражённых в таблице 2.
Как видно из рисунка 1, текущее положение инновационной стратегии России в контексте управления и планирования ресурсами – защитное (ES- IS), более точно – оборонительное, обусловленное беспрецедентными санкциями.
Данное положение свидетельствует о низком уровне показателей предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, как по внешней среде, так и по внутренним ресурсам, что может привести к ограничениям и полноценной реализации инновационной стратегии государства. Предприятия в подобных условиях подвержены таким проблемам как, – нехватка ресурсов для внедрения инноваций, то есть, не имеют достаточных финансовых средств, технологических возможностей, квалифицированных кадров; неспособность адаптироваться к изменениям внешней среды; недостаточный опыт управления рисками в области инноваций.
Нехватка ресурсов является одним из основных факторов, которые могут негативно повлиять на осуществление инновационной стратегии России. В условиях ограниченности финансовых и технологических ресурсов внедрение инноваций может оказаться сложной задачей и для предприятий, и для государства. Недостаточность финансовых ресурсов отражается на способности предприятий выделять средства на исследования и разработку новых технологий, что приводит к отставанию от конкурентов и потере доли рынка. Кроме того, недофинансирование может затруднить внедрение уже разработанных инноваций, так как для этого также требуются значительные объемы средств.
Ограниченность технологических ресурсов, современного оборудования и инфраструктуры препятствуют разработке/внедрению инноваций. Такая ситуация вынуждает предприятия искать альтернативные источники финансирования, например, привлекать инвестиции из-за рубежа, а это может привести к утрате контроля над инновационными проектами, частичной потере суверенитета и конкурентных преимуществ [3].
Отсутствие достаточного опыта управления рисками при реализации инновационной стратегии России может привести к серьезным последствиям для экономики и развития страны в целом, поскольку внедрение инноваций всегда сопряжено с рисками, обуславливающие потерю значительных ресурсов [7]. Например, незнания в управлении инновационными рисками скажется на неправильном выборе инновационных проектов, неэффективном использовании ресурсов и оценке потенциальных угроз. Поэтому важно уделять должное внимание развитию компетенций по управлению рисками в области инноваций и принятию эффективных мер по их минимизации.
Перспективы реализации инновационной стратегии России при защитном её состоянии включают в себя следующие ключевые аспекты:
– обеспечение технологической (экономической) безопасности и защита национальных интересов в сфере инноваций. Для этого следует разработать и внедрить эффективные механизмы контроля по трансферу технологий и интеллектуальной собственности. Также важно усилить меры по борьбе с киберугрозами и киберпреступлениями, которые могут нанести серьезный ущерб инновационной деятельности;
– обеспечение экономической и политической стабильности в стране. Это позволит привлечь инвестиции и создать благоприятные условия для развития инноваций;
– создать условия для обмена опытом и технологиями;
– усиление инвестиций в инфраструктуру, научные исследования и развитие образования;
– улучшение правовой базы в сфере инноваций и защиты интеллектуальной собственности.
В целом, перспективы реализации инновационной стратегии России будут зависеть от комплексного подхода и совместных усилий государства, бизнеса и общества.
Рекомендации по оптимизации инновационной стратегии России с целью повышения ее эффективности в управлении национальной экономикой. В целях обеспечения стабильности и управляемости российской национальной экономики в текущих условиях остро стоит вопрос оптимизации инновационной стратегии с учетом ее защитной направленности развития. Для этого особое внимание предлагается уделить следующим рекомендациям:
1. Анализировать и учитывать мировые тенденции и изменения в области инноваций. Это позволит не только быть осведомлённым о последних технологических разработках и новшеств, но и прогнозировать будущие изменения и заранее адаптироваться к ним; выявлять потенциальные риски и возможности выбора направления развития инновационной стратегии государства; быть в курсе новых требований и стандартов, которые могут повлиять на инновационную деятельность;
2. Развивать национальную инновационную систему. Для этого необходимо создавать благоприятные условия для развития инноваций, такие как налоговые льготы, программы государственной поддержки и др. Налоговые льготы позволят снизить налоговую нагрузку на инновационные компании (стимулировать их развитие). Государственные (финансовые) программы поддержки помогут молодым предпринимателям и стартапам получать необходимые ресурсы для реализации своих идей;
3. Стимулировать инвестиции в инновации. Для привлечения капитала в инновационные проекты государство должно предоставлять инвесторам долгосрочные льготы и гарантии;
4. Развивать научно-технические кадры. Необходимо создать такую систему образования, которая будет способствовать формированию высококвалифицированных специалистов, развитию у них навыков, необходимых для внедрения новых технологий, а также инновационной культуры. Это может включать внедрение инновационных методов обучения, организацию курсов и мастер-классов по инновациям;
5. Сотрудничать с партнерами из дружественных по отношению к России стран. Взаимодействие с зарубежными компаниями и организациями может принести новые знания и технологии, а также открыть доступ к международным рынкам;
6. Развивать инфраструктуру для инноваций. Необходимо создать современные научно-технические парки, инкубаторы и центры трансфера технологий, которые будут способствовать развитию инновационных процессов в стране:
– научно-технические парки – специально организованные территории, где сосредоточены научно-технические ресурсы и созданы условия для взаимодействия научных и деловых кругов;
– инкубаторы – это организации, которые оказывают поддержку стартапам и молодым предпринимателям в разработке и реализации их инновационных идей, предоставляя финансирование, консультации по бизнес-планированию, маркетингу и другим аспектам предпринимательства;
– центры трансфера технологий играют важную роль в процессе коммерциализации научных разработок, предоставляя услуги по лицензированию технологий, поиску инвесторов и партнеров, созданию бизнес-моделей вывода инноваций на рынок;
7. Поддерживать малые и средние предприятия. Малые и средние предприятия зачастую являются источником инноваций, поэтому необходимо создавать условия для их развития и поддержки;
8. Актуализировать и совершенствовать правовую базу. Государство должно установить четкие и надежные стандарты/правила в отношении инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;
9. Оценивать эффективность инновационной стратегии. Государство должно постоянно оценивать результаты (проводить мониторинг) инновационной деятельности, и своевременно корректировать стратегию в соответствии с изменениями в национальной экономике, учитывая внешние факторы [2].
Реализация данных рекомендаций позволит оптимизировать инновационную стратегию России, и повысить уровень технологического суверенитета и технологической (экономической) безопасности государства.
Краткие выводы
Проведённое исследование позволяет сделать несколько важных выводов о роли инновационной стратегии России в управлении национальной экономикой:
– инновационная стратегия выступает ключевым фактором в развитии экономики, так как она направлена на создание и внедрение новых технологий, продуктов/услуг, что способствует повышению конкурентоспособности страны на мировом рынке, обеспечению её технологического суверенитета и безопасности;
– инновации позволяют снизить зависимость от импорта и увеличить экспорт, что положительно отражается на балансе торговли и валютном курсе рубля, способствуя обеспечению экономической безопасности государства;
– инновационная стратегия стимулирует создание новых рабочих мест и повышение уровня жизни населения;
– инновационная стратегия – это важный инструмент в преодолении экономических кризисов и обеспечении устойчивого развития страны в долгосрочной перспективе.
Таким образом, инновационная стратегия России играет значимую роль в управлении национальной экономикой, а ее успешная реализация является необходимым условием достижения экономического роста.
Страница обновлена: 30.12.2024 в 22:04:19