Повышение конкурентоспособности национальной экономики - стратегический национальный интерес
Гретченко А.И.1
, Гретченко А.А.1![]()
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Экономическая безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 8, Номер 7 (Июль 2025)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83028117
Аннотация:
В статье, основываясь на анализе экономических показателей социально-экономического развития Российской Федерации, раскрывается сущность повышение конкурентоспособности российской экономики и ее влияние на обеспечение безопасности стратегических национальных интересов, обеспечение высшего уровня устойчивости и защиты ключевых сфер деятельности национальной экономики страны. По мнению авторов, повышение конкурентоспособности национальной экономики – это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, требующий последовательности в реализации выбранной стратегии и гибкости в реагировании на вызовы глобальной экономики.
Ключевые слова: конкурентоспособность, цифровая конкурентоспособность, национальные интересы, глобализация, экономические и политические санкции
Финансирование:
Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований РЭУ им. Г.В. Плеханова
JEL-классификация: F60, F69, F50, F51
Введение
В современном мире глобализация и технологический прогресс кардинально изменили экономический ландшафт, что способствовало определению конкурентоспособности национальной экономики как ключевого фактора устойчивого развития и геополитического влияния государства. В условиях усиления торговых войн, технологических санкций и перестройки глобальных цепочек добавленной стоимости способность страны обеспечивать высокую производительность, инновационное развитие и привлекательность для инвестиций становится не просто экономическим приоритетом, а вопросом национальной безопасности.
Для России, которая столкнулась с беспрецедентным внешнеэкономическим, внешнеполитическим давлением и необходимостью структурной перестройки экономики, эта задача приобретает особую актуальность. В условиях, когда традиционные модели роста, основанные на экспорте сырьевых ресурсов, перестают быть надежными, поиск новых источников конкурентоспособности становится вопросом национальной безопасности.
Актуальность данной темы подчеркивается текущей политической и экономической ситуацией вокруг Российской Федерации. Сущность повышение конкурентоспособности национальной экономики и ее влияние на национальную безопасность советские и российские ученые в своих научных трудах [2;7;10;12;14;17;19-20;24;26-27;31-32] (Gagarina, Gorokhova, 2024; Gretchenko, Gretchenko, 2022; Dzhabrailova, 2018; Zharikov , 2021; Karavaeva, Lev 2023; Korotkov, Karmanov and others 2017; Kuzmin, 2011; Kuzminov and others 2020; Orlova 2020; Rud, 2021; Salakhutdinova, Eshelioglu 2018; Frantsuzova 2018; Shulgina,2018) рассматривали как активную деятельность государства, направленную на обеспечение высшего уровня устойчивости и защиты ключевых сфер деятельности национальной страны, на поддержку достойного уровня конкурентоспособности экономики, обеспечение качественного социального уровня жизни населения, а также высокую работоспособность всех социальных и экономико-финансовых механизмов страны. Все это должно являться следствием проводимой российским государством национальной политики в области обеспечения безопасности стратегического национального интереса [21-22] (Lev M.Yu., 2022; Novikova E.S., 2018).
Объектом текущего исследования выступает конкурентоспособность национальной экономики как комплексная социально-экономическая категория, определяющая способность страны обеспечивать устойчивый рост, технологическое развитие и высокий уровень благосостояния в условиях глобальной конкуренции.
Таким образом, современная конкурентоспособность национальной экономики определяется на глобальном уровне тем, насколько успешно государство может адаптироваться к вызовам четвертой промышленной революции, обеспечивать рост благосостояния граждан и укреплять свои позиции в мировой системе разделения труда.
Методика исследования
Авторами использована система методов оценки конкурентоспособности национальной экономики [28], в частности:
– метод экономико-математического моделирования путем установления верхних и нижних границ диапазонов допустимых значений. На основе рассчитанных границ коридоров безопасности оценивается динамика показателей, и, исходя из расположения относительно допустимого интервала, значения каждого рассматриваемого года соотносятся с определённым уровнем экономической безопасности, и происходит определение конкретных существующих угроз по каждому показателю, который проводился путем анализа основных статистических показателей национальной экономической безопасности, сбора информации по основным процессам экономической деятельности государства;
– метод экстраполяции, позволяющий распространить тенденции прошлого и настоящего на будущие периоды, а выбранный период упреждения длиной в 3 года способствует построению наиболее точного прогноза;
– метод функционального анализа, который необходим для определения основного функционала конкурентоспособности национальной экономики, а также для проведения процесса оценки эффективности, разрабатываемых государством мер, направленных на снижение воздействия угроз национальной безопасности на экономику страны.
Для более точного анализа состояния национальной безопасности страны авторами был использован метод определения пороговых значений для детального расчета количественных показателей, а также расчетный метод.
Основные результаты и их обсуждение
Конкурентоспособность национальной экономики представляет собой сложный, многогранный феномен, занимающий центральное место в современных экономических исследованиях [1] (Abdelmajid F.E.Yu., 2019). В условиях глобализации и технологической революции понимание природы конкурентоспособности становится ключевым для разработки эффективной экономической политики. Исторически концепция конкурентоспособности экономики прошла значительную эволюцию. Ее истоки можно обнаружить еще в работах классиков политической экономии. Адам Смит в своей теории абсолютных преимуществ (1776) заложил основы понимания конкурентных преимуществ стран в международной торговле. Дальнейшее развитие эти идеи получили в теории сравнительных преимуществ Давида Рикардо (1817), которая показала, что специализация стран должна основываться на относительной эффективности производства. Однако эти ранние подходы имели существенное ограничение – они рассматривали конкурентоспособность преимущественно через призму международной торговли и факторов производства.
Современное понимание конкурентоспособности формировалось под влиянием работ Майкла Портера, который в 1990-х годах предложил концепцию "национального ромба". Согласно этой теории, конкурентные преимущества страны определяются взаимодействием четырех ключевых детерминант: 1) факторных условий; 2) условий спроса; 3) родственных и поддерживающих отраслей; 4) стратегии фирм, их структуры и соперничества. Особое значение Портер придавал роли кластеров – географических концентраций взаимосвязанных компаний и институтов в определенной сфере.
Параллельно развивалась институциональная теория конкурентоспособности (Д. Норт, О. Уильямсон), которая акцентировала внимание на роли формальных и неформальных институтов в создании
конкурентных преимуществ. Согласно этому подходу, качество институтов – правовая система, защита прав собственности, эффективность государственного управления – становится критически важным фактором обеспечения конкурентоспособности национальной экономики в современных реалиях.
В последние десятилетия теория конкурентоспособности обогатилась новыми подходами, учитывающими вызовы цифровой эпохи. Концепция "цифровой конкурентоспособности" (World Digital Competitiveness Ranking) выделяет такие факторы, как уровень цифровизации бизнеса, адаптивность регуляторной среды, наличие цифровых навыков у населения [35].
Особое внимание уделяется способности экономики к инновациям и технологическим
прорывам. Важным аспектом современных теоретических разработок является
концепция устойчивой конкурентоспособности, которая учитывает не только
экономические, но и экологические, социальные показатели развития. В этом
контексте особую актуальность приобретает проблема "ловушки среднего
дохода" – ситуации, когда страна достигает определенного уровня развития,
но не может перейти к экономике, основанной на инновациях (рис. 1).
Рисунок 1– Схема экономического развития на основе трансформации инновационного потенциала
Источник: Lee J.-D., Baek C., Maliphol S., Yeon J.-I. (2019) Middle Innovation Trap. Foresight and STI Governance, vol. 13, no 1, pp. 6–18. DOI: 10.17323/2500-
2597.2019.1.6.18. [36].
Таким образом, теоретический анализ показывает, что конкурентоспособность национальной экономики представляет собой динамическую, многоуровневую систему, включающую экономические, институциональные, технологические и социальные компоненты. Современные подходы к ее изучению требуют междисциплинарного анализа и учета быстро меняющихся парадигм глобальной экономической системы.
Конкурентоспособность национальной экономики – многомерный феномен, выступающий в роли ключевого стратегического интереса на национальном и смежных с ним уровне. Формирование данного параметра обусловлено воздействием взаимосвязанных факторов, которые можно условно разделить на внутренние (эндогенные) и внешние (экзогенные) факторы. Понимание природы и механизмов взаимодействия этих факторов имеет принципиальное значение для разработки эффективной экономической политики.
Фундаментом экономической конкурентоспособности выступает качество институтов как институциональная основа конкурентоспособности национальной экономики. Нобелевский лауреат Д. Норт подчеркивал, что именно институты ("правила игры" в обществе) определяют долгосрочную эффективность экономических систем. Критически важными являются:
1. Эффективность государственного управления, включая прозрачность принятия решений, качество бюрократии и уровень коррупции. По данным Transparency International, страны с низким уровнем коррупции демонстрируют в среднем на 20% более высокие темпы экономического роста.
2. Правовая среда, особенно защита прав собственности и исполнение контрактов. Исследования Всемирного банка показывают, что улучшение защиты прав собственности на 10% приводит к росту ВВП на душу населения на 5-7%.
3. Налоговая и регуляторная политика. Чрезмерное регулирование, как отмечает Э. де Сото, создает "барьеры развития", особенно для малого бизнеса [9].
Среди экономических детерминант можно выделить следующие (представлены одни из основных ввиду многофакторности и прямолинейности влияния данной категории на конкурентоспособность национальной экономики государства):
1. Макроэкономическая стабильность. Высокая инфляция (свыше 10% годовых) снижает инвестиционную привлекательность страны, что подтверждается опытом латиноамериканских стран в 1980-х годах.
2. Структура экономики. Диверсифицированные экономики, как показывает пример Южной Кореи, более устойчивы к внешним шокам.
3. Инвестиционный климат. По данным ЮНКТАД, страны с благоприятным инвестиционным климатом привлекают в 3-5 раз больше прямых иностранных инвестиций [11].
Безусловно, в эпоху цифровизации, технологический императив приобретает решающее значение:
1. Инновационный потенциал.
2. Цифровая трансформация. По данным McKinsey, цифровизация может обеспечить до 60% роста производительности в традиционных отраслях [29].
3. Технологический суверенитет. Опыт Китая показывает, что стратегические инвестиции в ключевые технологии (5G, ИИ) создают долгосрочные конкурентные преимущества.
Особое внимание уделяется роли человеческого капитала. Теории "нового роста" П. Ромера и Р. Лукаса подчеркивают роль человеческого капитала в следующем:
1. Образовательная система. Страны с сильной STEM-ориентацией (Финляндия, Сингапур) лидируют в глобальных рейтингах конкурентоспособности.
2. Здравоохранение.
3. Миграционная политика. США благодаря политике "притяжения умов" концентрируют 40% мировых высококвалифицированных мигрантов.
Роль данной теории подтверждают совместные исследование российских ученых с зарубежными учеными [33-34].
В области развития инфраструктуры также можно выделить ряд факторов, обеспечивающих конкурентоспособность экономики на глобальном уровне:
1. Транспортная логистика. Снижение логистических издержек обеспечивает значительный рост ВВП.
2. Энергетическая эффективность. Переход на "зеленую" энергетику становится конкурентным преимуществом (опыт Дании). [4].
3. Урбанизация. Агломерационные эффекты обеспечивают до 10% роста производительности [25].
При этом существуют важные различия в отношении факторов конкурентоспособности национальной экономики в зависимости от стадии развития страны (табл. 1) [4].
Таблица 1.
Ключевые факторы оценки конкурентоспособности национальной экономики (в зависимости от стадии развития государства).
|
Уровень (ориентированность) развития страны
|
Факторы, влияющие на индекс
глобальной конкурентоспособности |
|
Страны Центральной и Восточной Европы (ориентир на эффективность)
|
● темп роста ВВП;
● уровень инфляции; ● объемы торговли; ● производительность труда; ● стоимость процедур открытия бизнеса. |
|
Страны с переходной экономикой
|
● ВВП;
● уровень инфляции; ● производительность труда. |
|
Страны, включенные в стадию
инновационной деятельности
|
● темп роста ВВП;
● уровень инфляции; ● общая налоговая ставка; ● прямые иностранные инвестиции; ● торговля; ● стоимость процедур открытия бизнеса. |
Интерпретация полученных результатов позволяет заключить: ключевыми, независимыми от стадии развития, факторами анализа конкурентоспособности экономики государства являются темп роста ВВП и оценка уровня инфляции.
Таким
образом, анализ факторов конкурентоспособности национальной экономики
государства указывает на системную взаимосвязь. В связи с этим особое внимание должно уделяться
комплексному подходу, который включает выявление корреляции во взаимодействии
всех влияющих детерминант конкурентоспособности экономической системы, что
может способствовать обеспечению устойчивого развития и повышения
конкурентоспособности национальной экономики государства в долгосрочной
перспективе. Как показывает опыт успешных стран, именно синергия между
институтами, технологиями и человеческим капиталом создает основу для
экономического лидерства в XXI веке.
Анализ опыта ведущих экономик мира убедительно демонстрирует, что технологическое лидерство является краеугольным камнем конкурентоспособности. Китайский подход к инновационному развитию представляет собой пример успешного государственного планирования. Инициатива "Сделано в Китае 2025" четко определяет приоритетные направления технологического развития, а целенаправленные инвестиции в исследования и разработки позволили стране совершить впечатляющий рывок в микроэлектронике, телекоммуникациях и производстве электромобилей. Особенно показателен пример компании Huawei, которая из скромного национального производителя превратилась в глобального лидера телекоммуникационного оборудования. Китайская инициатива "Один пояс – один путь" представляет собой, пожалуй, один из самых амбициозных инфраструктурных проектов современности [23].
Инвестируя в транспортные коридоры по всему миру, Китай не только создает условия для роста своего экспорта, но и формирует новую архитектуру глобальной экономики [1].
Германия демонстрирует иной, делая ставку на цифровизацию традиционной промышленности с уклоном на устойчивое развитие в рамках концепции Industrie 4.0. Немецкая модель особенно интересна тем, что сочетает технологическую модернизацию с поддержкой малого и среднего бизнеса - основы национальной экономики.
Соединенные Штаты Америки выстроили уникальную модель, сочетающую целенаправленную государственную поддержку фундаментальной науки с динамичным частным сектором. Такие организации, например, как DARPA и NASA, десятилетиями обеспечивают технологическую конкурентоспособность страны, в то время как венчурный капитал Кремниевой долины способствовал трансформации научных открытий в коммерчески успешные продукты. Результатом этой стратегии стало лидерство США в области науки и технологий.
Опыт Сингапура в области развития человеческого капитала заслуживает особого внимания. Город-государство, практически лишенное природных ресурсов, сделало ставку на образование и профессиональную подготовку, создав одну из наиболее эффективных образовательных систем в мире. Программа SkillsFuture представляет собой инновационный подход к непрерывному образованию, позволяющий работникам адаптироваться к требованиям быстро меняющегося рынка труда.
Структура российской экономики, сложившаяся в постсоветский период, демонстрирует явный перекос в сторону добывающих отраслей. Обрабатывающая промышленность, за исключением отдельных секторов (военно-промышленный комплекс, атомная промышленность), развита недостаточно. Это приводит к известной "голландской болезни", когда укрепление национальной валюты за счет сырьевого экспорта делает неконкурентоспособными другие отрасли. Однако со временем произошла диверсификация экономики России. После значительного спада промышленного производства 90-х годов в стране последовательно развивался промышленный сектор (в большинстве своем машиностроение) [5]. В период пандемии Россия вошла по абсолютным показателям этого сектора в четвёрку лидеров, уступая лишь КНР, США и Индии.
В советский период понятие конкурентоспособности носило ограниченный характер – оно применялось преимущественно к экспортной продукции и не рассматривалось как системная характеристика народного хозяйства. Такой подход органично вытекал из особенностей плановой экономики, где вопросы конкурентного позиционирования не были приоритетными.
С переходом к рыночной модели в постсоветской России логично было ожидать кардинального пересмотра этого понятия. Однако парадоксальным образом, несмотря на радикальные экономические преобразования 1990-х годов, концепция национальной конкурентоспособности долгое время оставалась на периферии экономической политики. Между тем, именно эта категория должна была стать «краеугольным камнем» в стратегии интеграции страны в мировую экономику [15-16].
Сегодня термин "конкурентоспособность" прочно вошел в лексикон политиков и экономистов, часто «фигурирует» в программных документах и выступлениях первых лиц государства. Однако за этим терминологическим признанием скрывается серьезная концептуальная неопределенность.
Существуют множество иностранных всеоблемливающих исследований конкурентоспособности стран. Данные по Российской Федерации представлены до 2021 включительно (рис. 2-3).
Рисунок 2. - Россия в рейтинге конкурентоспособности (2017-2021 гг.)
Источник: IMD World Competitiveness. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/ [35].
Лидерство западноевропейских стран обусловлено их устойчивым развитием. При этом РФ в данном рейтинге занимала 45-е место. Также в данной отчетности представлена позиция России в общем рейтинге конкурентоспособности по основным группам показателей (рис. 3).
Рисунок 3. - Рейтинг конкурентоспособности Российской Федерации по основным группам показателей (2017-2021 гг.)
Источник: IMD World Competitiveness. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/world-competitiveness/ [35].
Данный анализ позволяет заключить, что конкурентоспособность России находится на промежуточном уровне между развитыми и развивающимися экономиками государств. При этом не демонстрирует текущей реальной ситуации (особенно при анализе конкурентоспособности страны на текущий момент), поскольку влияние российской экономики на внешнеполитической арене, несмотря на отстающие результаты по приведенным данным, на сегодняшний день весьма велико [3;8].
Таким образом, для оценки конкурентоспособности национальной экономики России, важно проследить динамику следующих показателей: тенденции и изменение доли российского ВВП по ППС в общемировом, динамика иностранных капиталовложений в РФ, внутренние затраты на исследования и разработки, обеспечение конкурентоспособности российской экономики в региональном разрезе, а также показатели, отражающие экономическую безопасность Российской Федерации.
Доля ВВП по ППС в мировом ВВП страны позволяет определить уровень
конкурентоспособности государства (финансовые возможности, определить тенденции
уровня и стоимости жизни в стране, выстроить экономические модели).
Представленная динамика данного показателя для российской экономики (рис.4) обусловлена
воздействием событий, связанных с Covid-19, спецоперацией на Украине и
санкционными ограничениями. При этом ситуация с 2023 года стремительно
улучшается, что свидетельствует о повышении конкурентоспособности экономики
Российской Федерации.
Рисунок 4. - Изменение доли российского ВВП по ППС в общемировом ВВП (2020-2024 гг.)
Источник: Иностранные капиталовложения в РФ. Доля ВВП по ППС России в общемировом ВВП. Внутренние затраты РФ на исследования и разработки // Trade Economist // 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/foreign-direct-investment [13].
Важным фактором анализа конкурентоспособности российской экономики является показатель прямых иностранных инвестиций. Таким образом, привлекательность российской экономики для иностранного инвестора наблюдалась до 2022 года, при этом изменение данной тенденции в отрицательную сторону обусловлено сложившейся геополитической обстановкой, которая в свою очередь оказала негативное влияние на остальные секторы государства. При этом текущая ситуация (конец 2024 - сегодняшний день) демонстрирует приток иностранных инвестиций в Россию, что также свидетельствует о повышении инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности национальной экономики государства (рис. 5).
Рисунок 5. - Объемы прямых иностранных капиталовложений в российскую экономику (2020-2024 гг.), млн. долл. США
Источник: Иностранные капиталовложения в РФ. Доля ВВП по ППС России в общемировом ВВП. Внутренние затраты РФ на исследования и разработки // Trade Economist // 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/foreign-direct-investment [13].
Иная ситуация наблюдается при оценке динамики внутренних затрат России на исследования и разработки. Последние располагаемые данные за 2023 год свидетельствуют о существовании критического риска по данному показателю (показатель в % к общему объему ВВП колеблется в пределах [0,96;1,11], что соответствует критическому уровню (рис. 6).
Важность оценки представленного показателя заключается в том, что полученные результаты свидетельствуют о реальных угрозах для РФ в сфере технологической и информационной безопасности [6]. При этом Президент Российской Федерации подчеркнул, что соответствующие внутренние затраты на научные исследования и разработки к 2030 году должны составлять не менее 2% от российского ВВП. Таким образом, данный шаг позволит не только достичь устойчивого развития технологической безопасности страны, но и будет способствовать повышению конкурентоспособности России в международном поле.
Рисунок 6. - Внутренние затраты РФ на исследования и разработки (2015-2023 гг.)
Источник: Гретченко А. И., Гретченко А.А. Технологическая безопасность России: современное состояние, угрозы и способы обеспечения / А. И. Гретченко, А. А. Гретченко // Экономическая безопасность. – 2022. – Т. 5, № 2. – С. 547-570. [5]; Иностранные капиталовложения в РФ. Доля ВВП по ППС России в общемировом ВВП. Внутренние затраты РФ на исследования и разработки // Trade Economist // 2025. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/foreign-direct-investment [13].
В региональном разрезе конкурентоспособность Российской федерации осуществляется преимущественно за счет регионов-лидеров, формирующих полюса роста и обеспечивающих ключевой вклад в развитие государства.
Таким образом, обеспечение устойчивого повышения конкурентоспособности государства коррелирует с его экономической безопасностью. Последняя же складывается из множества факторов, влияющих как на определенные процессы в стране, так и саму конкурентоспособность в целом (табл. 2).
Таблица 2.
Показатели и их пороговые значения, отражающие экономическую безопасность Российской Федерации
|
Показатель
|
Пороговое значение
|
Фактическое
значение (2024 г.)
|
|
Объем ВВП на душу населения, % от среднемирового
|
100
|
83
|
|
Индекс промышленного производства, %
|
105
|
104,6
|
|
Доля машиностроения в промышленном производстве,
% |
20
|
14
|
|
Объемы инвестиций, % к ВВП
|
25
|
20
|
|
Расходы на научные исследования, % к ВВП
|
2
|
1
|
|
Доля людей с доходами ниже
прожиточного минимума
|
7
|
7,2
|
|
Продолжительность жизни,
лет
|
70
|
73
|
|
Разрыв доходов высокодоходных и низкодоходных
групп населения, раз
|
8
|
15,1
|
|
Уровень безработицы, %
|
7
|
2,5
|
|
Уровень инфляции за год, %
|
4
|
9,5
|
|
Объем внутреннего долга, % к ВВП
|
30
|
11,9
|
|
Объем внешнего долга,
% к ВВП
|
25
|
13
|
|
Объем наличной иностранной валюты к объему наличных рублей, %
|
25
|
8,3
|
|
Денежная масса, % к ВВП
|
50
|
58,2
|
|
Дефицит бюджета, % к ВВП
|
5
|
1,7
|
|
Доля импорта во внутреннем потреблении, % всего
|
30
|
11,5
|
Безусловно, представленные показатели не в полной мере отражают уровень экономической безопасности России и ее конкурентоспособности в целом. На основании представленных данных можно заключить, что экономика РФ имеет значительные отклонения от принятых пороговых значений, что обуславливает необходимость внедрения дополнительных мер государственного влияния и поддержки национальной экономической системы.
Для России, стоящей перед необходимостью структурной трансформации своей экономической модели, разработка и реализация эффективных стратегических мер приобретает особую актуальность. Из предыдущих пунктов текущего исследования было выявлено, что повышение конкурентоспособности требует комплексного подхода, сочетающего макроэкономическую стабильность, технологическую модернизацию и создание благоприятной институциональной среды.
Основой любой стратегии повышения конкурентоспособности должна стать диверсификация экономики, позволяющая снизить зависимость от сырьевого экспорта. Исторический опыт показывает, что страны, сумевшие преодолеть ресурсную зависимость (как Норвегия или Южная Корея), достигали этого через целенаправленное развитие перерабатывающих отраслей и высокотехнологичных производств. Для России приоритетными направлениями диверсификации могли бы стать: развитие фармацевтической промышленности, создание полного цикла производства в электронике и микроэлектронике, расширение экспорта услуг (особенно IT-сектора), а также наращивание переработки сельскохозяйственной продукции. Особое внимание следует уделить формированию современных производственных кластеров, объединяющих науку, образование и бизнес.
Особое внимание необходимо к сфере обеспечения технологической безопасности. Российская экономика обладает значительным научно-техническим потенциалом, особенно в области фундаментальных исследований, однако испытывает серьезные трудности с коммерциализацией разработок. Для преодоления этого разрыва необходимо: увеличить финансирование НИОКР до 2% ВВП (с текущих 1%), создать эффективную систему венчурного финансирования, развивать особые экономические зоны технологического типа, а также стимулировать сотрудничество между научными организациями и промышленными предприятиями. Перспективу имеют направления искусственного интеллекта, квантовых технологий, биотехнологий и новых материалов – области, где Россия сохраняет серьезные научные заделы.
Качественное развитие человеческого капитала – важнейший компонент возможных стратегических мер по повышению конкурентоспособности страны [18]. Российская система образования, традиционно сильная в фундаментальных дисциплинах, требует существенной модернизации с акцентом на развитие цифровых компетенций, критического мышления и навыков непрерывного обучения. Необходима глубокая реформа профессионального образования (неоправданные ожидания от Болонской системы образования), направленная на его приближение к реальным потребностям экономики. Параллельно следует разработать комплекс мер по удержанию талантливых специалистов и привлечению квалифицированных иностранных кадров, включая создание комфортной среды для жизни и работы в научно-технологических центрах.
Интеграция в глобальные цепочки создания стоимости и формирование благоприятной деловой среды (развитие институциональной системы), несмотря на текущие геополитические сложности, остается важным элементом стратегии повышения конкурентоспособности. России необходимо активно развивать экономическое сотрудничество с перспективными рынками стран Азии, Ближнего Востока, Африки и Латинской Америки, одновременно укрепляя позиции на пространстве Евразийского экономического союза. Особое внимание следует уделить развитию несырьевого экспорта, поддержке экспортеров через систему страхования и финансирования внешнеторговых операций, а также гармонизации технических стандартов с перспективными рынками сбыта.
Заключение
В заключение следует подчеркнуть, что повышение конкурентоспособности национальной экономики – это не разовое мероприятие, а непрерывный процесс, требующий последовательности в реализации выбранной стратегии и гибкости в реагировании на вызовы глобальной экономики. Для России успешное решение этой задачи откроет путь к устойчивому экономическому росту, повышению благосостояния граждан и укреплению позиций страны в мировой экономической системе. Как показывает международный опыт, страны, сумевшие осуществить подобную трансформацию, получают значительные преимущества в долгосрочной перспективе, становясь центрами технологического и экономического влияния в своих регионах и в мире в целом.
Повышение конкурентоспособности экономики – не просто вопрос экономической эффективности, а фундаментальная основа национальной безопасности. В мире, где экономические войны становятся новой нормой, где санкции используются как инструмент геополитического давления, сильная и устойчивая экономика превращается в главный щит государственного суверенитета. Именно поэтому вопросы технологического развития, производительности труда, качества человеческого капитала и институциональной среды должны занимать центральное место в национальной стратегии развития.
Главный вывод, который следует сделать, заключается в том, что в XXI веке экономическая конкурентоспособность перестает быть исключительно сферой ответственности правительства или бизнеса – это общенациональная задача, требующая консолидации усилий всех слоев общества. Государство должно создавать условия для развития, бизнес – проявлять инициативу и инновационность, научное сообщество – генерировать новые знания и технологии, а граждане – постоянно повышать свою квалификацию и адаптироваться к изменениям.
Таким образом, повышение конкурентоспособности национальной экономики действительно представляет собой стратегический национальный интерес высшего порядка. Это не просто экономическая политика – это философия развития, объединяющая патриотизм и прагматизм, традиции и инновации, национальные интересы и глобальные тренды. Успешная реализация этой стратегии станет лучшим ответом на вызовы современности и залогом будущего для Российской Федерации.
[1] В 2023 году более 150 стран подписали с Китаем соглашения о сотрудничестве в рамках программы. По прогнозу Всемирного банка, развитие инициативы «Один пояс — один путь» к 2030 году обеспечит 420 тыс. рабочих мест в странах, расположенных вдоль маршрута.
Источники:
2. Гагарина Г.Ю., Горохова И.В., Гретченко А.И. Устойчивое развитие человеческого потенциала – стратегический приоритет обеспечения национальной безопасности // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2024. – № 3(135). – c. 77-91. – doi: 10.21686/2413-2829-2024-3-77-91.
3. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Противодействие угрозам экономической безопасности личности в условиях санкционных ограничений // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2023. – № 7. – c. 45-58. – doi: 10.46554/1993-0453-2023-7-225-45-58.
4. Гретченко А.И., Гретченко А.А., Гарнов А.П. Роль энергетического сектора в обеспечении экономической безопасности Российской Федерации // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2023. – № 2. – c. 15-25. – doi: 10.12737/2306-627X-2023-12-2-15-25.
5. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Технологическая безопасность России: современное состояние, угрозы и способы обеспечения // Экономическая безопасность. – 2022. – № 2. – c. 547-570. – doi: 10.18334/ecsec.5.2.114429.
6. Гретченко А.И., Горохова И.В., Гретченко А.А. Обеспечение национальных интересов в информационной сфере России // Экономическая безопасность. – 2024. – № 1. – c. 49-64. – doi: 10.18334/ecsec.7.1.120245.
7. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Обеспечение энергетической безопасности промышленных предприятий Российской Федерации // Безопасность в современном мире. – 2025. – № 1(6). – c. 1-7. – doi: 10.25629/SMW.2025.01.01.
8. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Экономическая безопасность внешнеторговой деятельности России в условиях санкционных ограничений // Вестник НГУЭУ. – 2024. – № 4. – c. 167-187. – doi: 10.34020/2073-6495-2024-4-167-187.
9. Гульбина Н.И. Теория институциональных изменений Д. Норта // Вестник Томского государственного университета. – 2004. – № 283. – c. 123-128. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/teoriya-institutsionalnyh-izmeneniy-d-norta.
10. Джабраилова Л.Х. Конкурентоспособность российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1. Гуманитарные и общественные науки. – 2018. – № 2(22). – c. 212-219.
11. Доклад о мировых инвестициях. Юнктад. [Электронный ресурс]. URL: https://unctad.org/system/files/official-document/wir2023_overview_ru.pdf (дата обращения: 06.04.2025).
12. Жариков А.А. Экономическая безопасность государства. / Учебное пособие. - Вологда: Северо-Западный институт (филиал) Ун-та имени О. Е. Кутафина (МГЮА), 2021. – 74 c.
13. Иностранные капиталовложения в РФ. Доля ВВП по ППС России в общемировом ВВП. Внутренние затраты РФ на исследования и разработки. Trade Economist. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.tradingeconomics.com/russia/foreign-direct-investment (дата обращения: 06.07.2025).
14. Караваева И.В., Лев М.Ю. Приоритеты государственного регулирования экономической безопасности России в условиях новых глобальных вызовов // Экономическая безопасность. – 2023. – № 2. – c. 453-466. – doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
15. Караваева И.В. Теория экономической безопасности суверенного государства в российской академической науке: к 300-летию РАН // Экономическая безопасность. – 2024. – № 4. – c. 745-770. – doi: 10.18334/ecsec.7.4.120960.
16. Караваева И.В., Лев М.Ю. Экономическая безопасность: технологический суверенитет в системе экономической безопасности в современной // Экономическая безопасность. – 2023. – № 3. – c. 905-924. – doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
17. Коротков А.В., Карманов М.В., Кузнецов В.И., Киселева И.А. К вопросу об индикаторах и содержании «глобальной конкурентоспособности» // Статистика и Экономика. – 2017. – № 4. – c. 14-21. – doi: 10.21686/2500-3925-2017-4-14-21.
18. Кузина Е.С., Гретченко А.И. Регулирование рынка труда в условиях санкций // Международный научно-исследовательский журнал. – 2024. – № 10(148). – doi: 10.60797/IRJ.2024.148.159.
19. Кузьмин Д.В. Национальная конкурентоспособность: еще раз о праве термина на существование // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 3(210). – c. 58-66.
20. Кузьминов Я.И. и др. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020. – 112 c.
21. Лев М.Ю. О возрастании значимости исследований национальной безопасности в современной экономической науке // Экономическая безопасность. – 2022. – № 1. – c. 303-338. – doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.
22. Новикова Е.С. Конкурентоспособность российской экономики в эпоху экономической турбулентности // Государственное управление в xxi веке: Материалы 15-й Международной конференции. Москва, 2018. – c. 44-49.
23. «Один пояс — один путь»: что нужно знать о проекте. Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. URL: https://rbc-ru.turbopages.org/rbc.ru/s/economics (дата обращения: 08.07.2025).
24. Орлова Л.Н. Конкурентоспособность национальной экономики: риски, угрозы, возможности // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2020. – № 3. – c. 10-22. – doi: 10.25198/2077-7175-2020-3-10.
25. Политика городского развития. Минэкономразвития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/65e8d9e535d259b485e70dc72914 (дата обращения: 08.07.2025).
26. Рудь Е.М. Конкурентоспособность: концептуальные подходы и уровни исследования // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. – 2021. – № 1. – c. 18-22. – doi: 10.18500/1994-2540-2021-21-1-18-22.
27. Салахутдинова Г.Ф., Эшелиоглу Р.И. Повышение конкурентоспособности российской экономики как фактор экономического роста в условиях глобализации информационных процессов // Аллея науки. – 2018. – № 2(18). – c. 35-38.
28. Современные методики оценки конкурентоспособности стран. Studwood.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://studwood.ru/1569913/ekonomika/sovremennye_metodiki_otsenki_konkurentosposobnosti_stran (дата обращения: 07.07.2025).
29. Цифровая Россия: новая реальность. McKinsey. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mckinsey.com/~/media/mckinsey/locations/europe%20and%20 (дата обращения: 06.07.2025).
30. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/infocommunity (дата обращения: 06.07.2025).
31. Французова Е.С. Конкурентоспособность отечественной экономики: проблема повышения // Наука и образование в глобальных процессах. – 2018. – № 1(5). – c. 132-133.
32. Шульгина Д.Ш. Анализ конкурентоспособности российской экономики на основании рейтинга глобальной конкурентоспособности // Вестник современных исследований. – 2018. – № 7.2(22). – c. 295-297.
33. Musagaliev A.Ju., Gretchenko A.I., Tansikbaevna Ju.A. Human potential as a strategic priority for ensuring the national security of the country // Pakistan Journal of Life and Social Sciences. – 2024. – № 2. – p. 4748-4758. – doi: 10.57239/pjlss-2024-22.2.00351.
34. Musagaliev A., Gretchenko A., Gagarina G., Gorokhova I., Gretchenko A. Sustainable development of human potential – is a strategic priority for ensuring national security of Country // E3S Web of Conferences. – 2024. – p. 01004. – doi: 10.1051/e3sconf/202454701004.
35. IMD World Competitiveness. Imd. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/worldco (дата обращения: 06.07.2025).
36. Ли Д.Д., Баэк Ч., Малипхол С., Йеон Д.И. Ловушка среднего уровня инноваций // Форсайт. – 2019. – № 1. – c. 6-18. – doi: 10.17323/2500-2597.2019.1.6.18.
37. Rusu V.D., Roman A. An empirical analysis of factors affecting competitiveness of C.E.E. countries // Economic Research. – 2018. – № 1. – p. 2044-2059. – doi: 10.1080/1331677X.2018.1480969.
Страница обновлена: 20.10.2025 в 12:31:33
Download PDF | Downloads: 7
National competitiveness growth as a strategic national interest
Gretchenko A.I., Gretchenko A.A.Journal paper
Economic security (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Volume 8, Number 7 (July 2025)
Abstract:
Based on the analysis of economic indicators of the socio-economic development of the Russian Federation, the article discusses the problem of increasing the competitiveness of the Russian economy and its impact on ensuring the security of strategic national interests, ensuring the highest level of sustainability and protection of key areas of the national economy. According to the authors, increasing the competitiveness of the national economy is not a one–time event, but a continuous process that requires consistency in the implementation of the chosen strategy and flexibility in responding to the challenges of the global economy.
Keywords: competitiveness, digital competitiveness, national interest, globalization, economic and political sanctions
Funding:
Статья подготовлена в рамках Программы фундаментальных исследований РЭУ им. Г.В. Плеханова
JEL-classification: F60, F69, F50, F51
References:
Abdelmadzhid F.E.Yu. (2019). Theoretical study of international competitiveness: concept, pillars, measures and factors. Problems of modern science and education. (8(141)). 33-43.
Dzhabrailova L.Kh. (2018). Competitiveness of the Russian economy as a factor of economic growth in the context of globalization. Izvestiya Chechenskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta Seriya 1. Gumanitarnye i obschestvennye nauki. 19 (2(22)). 212-219.
Frantsuzova E.S. (2018). Competitiveness of the domestic economy: the problem of increasing. Nauka i obrazovanie v globalnyh protsessakh. (1(5)). 132-133.
Gagarina G.Yu., Gorokhova I.V., Gretchenko A.I. (2024). Sustainable development of human potential as strategic priority of providing national security of Russia. Bulletin of Plekhanov Russian University of Economics. 21 (3(135)). 77-91. doi: 10.21686/2413-2829-2024-3-77-91.
Gretchenko A.I., Gorokhova I.V., Gretchenko A.A. (2024). Ensuring national interests in the information sphere of Russia. Economic security. 7 (1). 49-64. doi: 10.18334/ecsec.7.1.120245.
Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. (2022). Technological security of Russia: current state, threats and ways to ensure. Economic security. 5 (2). 547-570. doi: 10.18334/ecsec.5.2.114429.
Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. (2023). Countering threats to the economic security of individuals in the conditions of sanction restrictions. Vestnik of Samara State University of Economics. (7). 45-58. doi: 10.46554/1993-0453-2023-7-225-45-58.
Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. (2024). Economic security of Russia’s foreign trade activities under sanctions restrictions. Vestnik NSUEM. (4). 167-187. doi: 10.34020/2073-6495-2024-4-167-187.
Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. (2025). Ensuring energy security of industrial enterprises of the russian federation. Bezopasnost v sovremennom mire. (1(6)). 1-7. doi: 10.25629/SMW.2025.01.01.
Gretchenko A.I., Gretchenko A.A., Garnov A.P. (2023). The role of the energy sector in ensuring the economic security of the Russian Federation. Scientific research and development. Economy of the company. 12 (2). 15-25. doi: 10.12737/2306-627X-2023-12-2-15-25.
Gulbina N.I. (2004). The theory of institutional changes of D. North. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. (283). 123-128.
IMD World CompetitivenessImd. Retrieved July 06, 2025, from https://www.imd.org/centers/world-competitiveness-center/rankings/worldco
Karavaeva I.V. (2024). The theory of economic security of a sovereign state in Russian academic science: on the 300th anniversary of the Russian academy of sciences. Economic security. 7 (4). 745-770. doi: 10.18334/ecsec.7.4.120960.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Economic security: technological sovereignty in the economic security system in modern Russia. Economic security. 6 (3). 905-924. doi: 10.18334/ecsec.6.3.118475.
Karavaeva I.V., Lev M.Yu. (2023). Priorities of state regulation of Russia's economic security amidst new global challenges. Economic security. 6 (2). 453-466. doi: 10.18334/ecsec.6.2.117953.
Korotkov A.V., Karmanov M.V., Kuznetsov V.I., Kiseleva I.A. (2017). On indexes and subject matter of «global competitiveness». Statistika i Ekonomika. (4). 14-21. doi: 10.21686/2500-3925-2017-4-14-21.
Kuzina E.S., Gretchenko A.I. (2024). Labour market regulation under sanctions. International Research Journal. (10(148)). doi: 10.60797/IRJ.2024.148.159.
Kuzmin D.V. (2011). National competitiveness: once again about the right of the term to exist. Economic analysis: theory and practice. (3(210)). 58-66.
Kuzminov Ya.I. i dr. (2020). Russia in a New era: choosing priorities and goals for national development M.: Izd. dom Vysshey shkoly ekonomiki.
Lev M.Yu. (2022). Concerning the increasing importance of national security research in modern economics. Economic security. 5 (1). 303-338. doi: 10.18334/ecsec.5.1.114415.
Li D.D., Baek Ch., Malipkhol S., Yeon D.I. (2019). Middle Innovation Trap. Foresight. 13 (1). 6-18. doi: 10.17323/2500-2597.2019.1.6.18.
Musagaliev A., Gretchenko A., Gagarina G., Gorokhova I., Gretchenko A. (2024). Sustainable development of human potential – is a strategic priority for ensuring national security of Country E3S Web of Conferences. 547 01004. doi: 10.1051/e3sconf/202454701004.
Musagaliev A.Ju., Gretchenko A.I., Tansikbaevna Ju.A. (2024). Human potential as a strategic priority for ensuring the national security of the country Pakistan Journal of Life and Social Sciences. 22 (2). 4748-4758. doi: 10.57239/pjlss-2024-22.2.00351.
Novikova E.S. (2018). Competitiveness of the Russian economy in the era of economic turbulence Public administration in the 21st century. 44-49.
Orlova L.N. (2020). The competitiveness of the national economy: risks, threats, opportunities. Intelligence. Innovation. Investments. (3). 10-22. doi: 10.25198/2077-7175-2020-3-10.
Rud E.M. (2021). Competitiveness: conceptual approaches and research levels. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya: Ekonomika. Upravlenie. Pravo. 21 (1). 18-22. doi: 10.18500/1994-2540-2021-21-1-18-22.
Rusu V.D., Roman A. (2018). An empirical analysis of factors affecting competitiveness of C.E.E. countries Economic Research. 31 (1). 2044-2059. doi: 10.1080/1331677X.2018.1480969.
Salakhutdinova G.F., Eshelioglu R.I. (2018). Increasing the competitiveness of the Russian economy as a factor of economic growth in the context of globalization of information processes. Alley of Science. (2(18)). 35-38.
Shulgina D.Sh. (2018). Analysis of the competitiveness of the Russian economy based on the global competitiveness rating. Vestnik sovremennyh issledovaniy. (7.2(22)). 295-297.
Zharikov A.A. (2021). Economic security of the state Vologda: Severo-Zapadnyy institut (filial) Un-ta imeni O. E. Kutafina (MGYuA).
