Проблемы согласованности стратегических целей национального уровня в различных документах государственного планирования на пути достижения устойчивого развития страны

Серегин Б.И.1, Аренков И.А.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург, Россия

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 15, Номер 9 (Сентябрь 2025)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=83140545

Аннотация:
В статье исследуется проблема недостаточной согласованности принципов устойчивого развития в систему стратегического планирования Российской Федерации с учетом специфики ее пространственного развития, что существенно затрудняет планирование и комплексный мониторинг достижения стратегических целей государства. Авторами впервые проведен сравнительный анализ согласованности национальных стратегических целей с глобальными метриками устойчивого развития, а также обоснована необходимость учета пространственно-чувствительных принципов. В результате установлен текущий уровень адаптации данных метрик в документах государственного планирования и выявлены ключевые проблемы их унификации. Полученные результаты представляют интерес для исследователей в области стратегического планирования, а также для органов государственной власти, ответственных за разработку и реализацию политики устойчивого развития

Ключевые слова: устойчивое развитие, национальные стратегии, стратегия социально-экономического развития, пространственная экономика, стратегия пространственного развития, индикаторы устойчивого развития

JEL-классификация: F63, L52, O11, M21



1. Введение

Разработка теоретико-методологических оснований устойчивого развития с применением унифицированных метрик и индикаторов устойчивости представляет собой один из наиболее актуальных и недостаточно проработанных направлений как в международной, так и в российской научной традиции. Особенно это касается создания единой системы мониторинга, оценки и планирования пространственного развития регионов, макрорегионов и страны в целом в контексте реализации Повестки-2030 и достижения Целей устойчивого развития (ЦУР). Проблематика связи устойчивого развития и пространственного планирования в России получила развитие в работах таких авторов, как И.В. Ильин [2, c. 57-58], П. Кругман [4, с. 102-104], А.А. Широв [7, с.1-2], и др. Исследовались вопросы пространственной дифференциации, стратегического выравнивания устойчивости регионов, системных эффектов инфраструктурных инвестиций. Тем не менее, вопросы комплексной интеграции системы ЦУР в практику стратегического и пространственного планирования остаются недостаточно проработанными.

Молчанов И. и др. [15, c. 3] предлагают в своей статье модель, включающую спатио-экономико-экологические показатели, отражающие воздействие инфраструктуры, ресурсной нагрузки и доходов на региональное развитие. Ключевым выводом данной работой является утверждение о необходимости разработки индикаторов устойчивости для оценки государственной политики, ввиду того, что только комплексная оценка позволит сравнивать стратегии и вырабатывать лучшие решения для устойчивости всей территории страны и ее отдельных территорий.

Значительный вклад в разработку пространственных индикаторов был также сделан в рамках проекта SUST-RUS (НИУ ВШЭ) [16]. Целью данного исследования являлась разработка и внедрение интегрированного пространственно-экономико-экологического подхода к моделированию, отражающего современное состояние в сферах экономики, транспорта, природопользования и экологии. Такой подход позволяет формировать целостное представление об устойчивом развитии и служит эффективным инструментом для поддержки принятия решений в сфере среднесрочной и долгосрочной государственной политики.

Отдельные исследования, такие как работы Селивёрстова В.Е. и Крукова В.А. [5, c.10-25], посвящены критическому анализу «Стратегии пространственного развития Российской Федерации», подчёркивая её слабую проработанность в части показателей социального и экологического благополучия. Кром того, современная система стратегических индикаторов устойчивого развития в Российской Федерации подвергается существенной критике со стороны отечественных исследователей, которые отмечают её низкую релевантность в отношении глобальных целей (ЦУР) и недостаточную соответствие практике мониторинга и управления. В работе Спицыной Т. А. [10, c.53-62] подчеркивается, что национальный перечень индикаторов Росстата содержит более 120 позиций, но многие из них не полностью отражают сущность ЦУР. В частности, анализ показывает, что индикаторы, связанные с ЦУР 7 («Доступная и чистая энергия»), не учитывают достижение отдельных задач в рамках ЦУР (например, энергоэффективность). Автор делает вывод о необходимости перестройки состава иерархии индикаторов, а также формирования отечественной методики оценки достижения ЦУР с весовыми коэффициентами значимости. Кроме того, Кадомцева М. Е. [3, c.144-155] в исследовании, посвящённом агропромышленной сфере, выявляет рассогласованность между стратегическими приоритетами и существующими индикаторами ЦУР. Автор отмечает, что действующая система не позволяет выполнять мониторинг в расчёте на аграрный сектор, что снижает эффективность национальных программ устойчивого развития.

Более того, критики подвержены не только сформированные Росстатом индикаторы устойчивого развития, но и связь нормативно-правовых документов РФ и аспектов устойчивого развития. Смирнова Т. С. и Камышников И. Н. [9, c. 61-70] в статье нацелены на выявление пробелов в реализации ЦУР в России. Они утверждают, что, несмотря на институционализацию Росстатом своей роли как координирующего органа, отсутствует полный охват всех целей и комплексное участие всех заинтересованных сторон в формировании системы управления устойчивым развитием. Авторы отмечают, что действующая система нормативно-правового регулирования устойчивого развития в Российской Федерации носит фрагментарный характер и не охватывает в полном объёме все ключевые компоненты устойчивости. В большинстве случаев акцент делается преимущественно на экологической составляющей, в то время как социальные и институциональные аспекты остаются в тени. В этой связи подчёркивается необходимость формирования целостной системы управления устойчивым развитием, основанной на принципах межсекторального взаимодействия, включающей участие всех заинтересованных сторон и опирающейся на индикаторы, соизмеримые с международными критериями реализации Повестки-2030.

Таким образом, целью настоящего исследования является оценка степени интеграции Целей устойчивого развития (ЦУР) в стратегическое и пространственное планирование Российской Федерации. Впервые в данном исследовании дана комплексная оценка интеграции ЦУР в стратегические документы пространственного развития РФ, а также обоснована необходимость разработки единых регионализированных метрик устойчивости, адаптированных к условиям пространственной экономики.

2. Основной текст статьи:

Ключевыми документами, косвенно определяющими устойчивое развитие РФ на разных уровнях государственного планирования, являются:

1. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 г. и на перспективу до 2036 г.;

2. Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года;

3. Стратегия национальной безопасности РФ;

4. Стратегия социально-экономического развития до 2050 г.;

5. Стратегия пространственного развития РФ до 2030 г.;

6. Стратегии развития макрорегионов РФ до 2030 г.;

7. Прочие отраслевые стратегии (Энергетическая стратегия РФ до 2050 гг. и др.);

8. Национальные проекты;

9. Региональные стратегии;

10. Система национальных индикаторов (Росстат).

В данной статье для подтверждение гипотезы о несогласованности системы стратегического планирования РФ с целями и задачи устойчивого развития в рамках «Повестки-2030» будут рассмотрены документы общегосударственного уровня (для всей страны в целом) без учета отраслевых и региональных нормативных документов (п. 1-5). Одним из основных документов, определяющих стратегические цели и их метрики социально-экономического развития РФ, является Указ «О национальных целях развития Российской Федерации» [12]. В актуальной редакции данного документа от 07.05.2024 сформулированы 7 приоритетных направлений развития, которые отражены в табл. 1. Большая часть представленных целей и их метрик согласуется с ЦУР. Однако часть из рассмотренных метрик не имеет количественной оценки (например, снижение к 2030 году суммарной продолжительности временной нетрудоспособности граждан), что потенциально влечет за собой риск усложнения процесса выстраивания унифицированных, пространственно-устойчивых и согласованных с глобальными индикаторами метрик, а также их декомпозиции на региональных уровень государственного планирования.

Частично данные метрики расширены и детализированы в рамках «Единого плана по достижению национальных целей развития», который взаимоувязывает ранее описанные национальные приоритеты, национальные проекты и государственные программы [1]. По результатам анализа данного документа можно сформулировать один из барьеров учета целей устойчивого развития в документах стратегического планирования РФ – отсутствия задач и соответствующих им индикаторов, отражающих текущие вызовы социально-экономического развития РФ. Например, одной из актуальных проблем РФ на данный момент является улучшение сложившейся демографической ситуации, однако ЦУР не содержат прямого стимулирования рождаемости ввиду отсутствия у данной проблемы глобального распространения. Также, с другой стороны, наблюдается явная диспропорция задач и индикаторов ЦУР в пользу наименее развитых стран. Отдельная задача и группа метрик (ЦУР 4, задача 4.6, метрика 4.6.1) посвящена преодолению проблемы распространения навыков чтения и письма в мире, при этом отсутствуют задачи и метрики, прямо соотносящие с текущим трендами развития в области образования (например, оснащенность учреждений современным оснащенность учреждений современным цифровым оборудование). Текущее стремление глобального мира к Индустрии 5.0 на данный момент в целом слабо отражено в ЦУР, что усложняет их включение и согласование с национальными целями РФ, так как одним из ключевых направлений развития до 2030 года будет являться полное импортозамещение и технологическая независимость. Анализ согласованности ЦУР с ключевыми метриками национальных целей РФ также позволил выявить проблему дублирования индикаторов ЦУР, что усложнит процесс их соотнесения и взаимоучета при составлении консолидированной отчетности по устойчивому развитию. Более того, достаточно большая доля согласованности приходится на косвенный тип, что подразумевает под собой неоднозначную трактовку данных связей. При создании унифицированной системы данный барьер может быть преодолен за счет регламентации данных связей с целью повышения ее ясности.

Таблица 1 - Национальные цели развития РФ на период до 2030 г. [составлено авторами по данным [1]]

Номер метрики согласно [1]
Согласованность с ЦУР
№ ЦУР
Тип согласованности
Охват задач и индикаторов ЦУР
Сохранение населения, укрепление здоровья и повышение благополучия людей, поддержка семьи
1.1 (а, б)

-
-
-
1.2 (а, б, в и доп.)

3
Косвенное и прямое
3.2, 3.3, 3.4, 3.8, 3.9, 3.б
1.3 (доп.)

-
-
-
1.4 (доп.)

-
-
-
1.5 (доп.)

3
Косвенное
3.5, 3.а
1.6 (доп.)

3
Косвенное
3.5, 3.а
1.7

-
-
-
1.8

-
-
-
1.9 (доп.)

-
-
-
1.10 (а, б)

1
Прямое
1.1, 1.2
1.11

10
Прямое
10.4
1.12

1, 8, 10
Косвенное
1.1, 1.2, 8.5, 10.1
1.13

-
-
-
Реализация потенциала каждого человека, развитие его талантов, воспитание патриотичной и социально ответственной личности
2.1

-
-
-
2.2

-
-
-
2.3 (доп.)

4
Прямое и косвенное
4.3, 4.4
2.4

-
-
-
2.5 (доп.)

-
-
-
2.6

4
Косвенно
4.3
2.7

11
Косвенно
11.4
2.8

-
-
-
2.9

-
-
-
Комфортная и безопасная среда для жизни
3.1

1, 11
Косвенное
1.4, 11.1, 11.3
3.2 (доп.)

1, 11
Косвенное
1.4, 11.1, 11.3
3.3 (доп.)

1, 11
Косвенное
1.4, 11.1, 11.3
3.4

11
Прямое
11.1, 11.3
3.5 (доп.)

1, 11
Косвенное
1.4, 11.1, 11.3
3.6 (а, б)

11
Прямое
11.7
3.7

1, 11
Косвенное
1.4, 11.1, 11.3
3.8

6
Косвенное
6.1
3.9 (доп.)

-
-
-
3.10

11
Прямое
11.2
3.11 (а, б, в, г)

11
Косвенное
11.2
3.12

11
Косвенное
11.2
3.13 (а, б)

-
-
-
3.14 (а, б)

-
-
-
3.15

7
Косвенное
7.1
Продолжение таблицы 1.

3.16

-
-
-
Экологическое благополучие
4.1 (а, б, в)

11, 12
Прямое и косвенное
11.6, 12.4, 12.5
4.2

3, 6, 11, 12, 13
Прямое и косвенное
3.9, 6.3, 11.6, 12.4, 12.5, 13.2
4.3 (а, б)

3, 6, 11, 12, 13
Прямое и косвенное
3.9, 6.3, 11.6, 12.4, 12.5, 13.2
4.4 (а, б)

6, 14
Прямое и косвенное
6.3, 14.1
4.5 (а, б)

15
Прямое и косвенное
15.1, 15.2, 15.4, 15.5
Устойчивая и динамическая экономика
5.1 (а, б, доп.)

8
Прямое
8.1
5.2 (доп.)

9
Косвенное
9.б
5.3 (доп.)

-
-
-
5.4 (а, б, доп.)

-
-
-
5.5

-
-
-
5.6 (а, б, доп)

-
-
-
5.7

-
-
-
5.8 (а, б, доп.)

9
Косвенное
9.2
5.9 (доп.)

-
-
-
5.10

4
Прямое
4.1, 4.3
5.11 (доп.)

4
Косвенное
4.5
5.12 (доп.)

-
-
-
5.13 (доп.)

-
-
-
5.14 (доп.)

-
-
-
5.15 (доп.)

2
Косвенное
2.1, 2.3
5.16 (доп.)

2
Косвенное
2.1, 2.3
5.17 (доп.)

-
-
-
5.18 (доп.)

-
-
-
5.19

9
Косвенное
9.1
5.20 (доп.)

-
-
-
5.21

13
Прямое
13.1
5.22

-
-
-
Технологическое лидерство
6.1

9
Косвенное
9.б
6.1.1 (а, б, в, г, д, е, ж, з, и, доп.)

9
Косвенное
9.б
6.1.2 (а, б, доп.)

-
-
-
6.1.3 (доп.)

-
-
-
6.1.4

-
-
-
6.1.5

-
-
-
6.1.6 (а, б, в, г, д, доп.)

-
-
-
6.2 (а, б)

-
-
-
Продолжение таблицы 1.

6.3 (доп.)

9
Косвенное
9.б
6.4 (а, б)

9
Косвенное
9.б
6.5

9
Косвенное
9.б
6.6

-
-
-
Цифровая трансформация государственного и муниципального управления, экономики и социальной сферы
7.1

-
-
-
7.2

-
-
-
7.3

9
Косвенное
9.с
7.4

-
-
-
7.5

-
-
-
7.6

-
-
-
7.7

-
-
-
7.8

-
-
-
7.9

-
-
-
7.10

-
-
-
7.11

-
-
-
Примечание: номер метрики – это порядковый номер статистического индикатора по данным [1]; тип согласованности определен авторами экспертно; охват задачи и индикаторы ЦУР – порядковые номера всех согласующихся задач ЦУР и соответствующих им индикаторов с «Повестке-2030»; ЦУР №1 - Ликвидация нищеты; ЦУР №2 - Ликвидация голода; ЦУР №3 - Хорошее здоровье и благополучие; ЦУР №4 - Качественное образование; ЦУР №5 - Гендерное равенство; ЦУР №6 - Чистая вода и санитария; ЦУР №7 - Недорогостоящая и чистая энергия; ЦУР №8 - Достойная работа и экономический рост; ЦУР №9 - Индустриализация, инновации и инфраструктура; ЦУР №10 - Сокращение неравенства; ЦУР №11 - Устойчивые города и населенные пункты; ЦУР №12 - Ответственное потребление и производство; ЦУР №13 - Борьба с изменением климата; ЦУР №14 - Сохранение морских экосистем; ЦУР №15 - Сохранение экосистем суши; ЦУР №16 - Мир, правосудие и эффективные институты; ЦУР №17 - Партнерство в интересах устойчивого развития.

Стратегия национальной безопасности РФ — это базовый документ стратегического планирования, определяющий национальные интересы, приоритеты и меры по обеспечению безопасности и устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу. Актуальный документ утверждён Указом Президента РФ от 2 июля 2021 года № 400 и действует до 2030 года 37 [13]. Документ концентрируется на реализации следующих стратегических национальных приоритетов:

1. Сбережение народа России и развитие человеческого потенциала;

2. Оборона страны;

3. Государственная и общественная безопасность;

4. Информационная безопасность;

5. Экономическая безопасность;

6. Научно-технологическое развитие;

7. Экологическая безопасность и рациональное природопользование;

8. Защита традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти;

9. Стратегическая стабильность и взаимовыгодное международное сотрудничество.

Реализация целей осуществляется путей формирование к каждому из приоритетов развития набора задач, содержащих качественную оценку изменения соответствующих задачам метрик (например, увеличение доходов населения). Данный нормативно-правовой акт не содержит количественных метрик социально-экономического и устойчивого развития страны, и его анализ не приводится в рамках данной статьи, однако для увеличение полноты охвата документов стратегического планирования унифицированной системой метрик, при проведении дальнейшего исследования необходимо учитывать его согласованность с ЦУР. Данный документ способствуют выявлению следующего барьера - институциональная несогласованность в процессе установления целевых показателей и метрик, которая заключается в их избирательном и непоследовательном применении к сходным стратегическим целям в различных документах, что подрывает принципы единства и сопоставимости системы планирования.

Стратегия социально-экономического развития до 2050 г. утверждена 29 октября 2021 года (распоряжение Правительства № 3052-р) в рамках исполнения Указа Президента № 666 от 4.11.2020 «О сокращении выбросов парниковых газов» [8]. Стратегия впервые в истории РФ на основывается на обязательства России по Парижскому соглашению (2015 г.) и направлена на адаптацию экономики к глобальному энергопереходу. Целью данного документа является определение мер по обеспечению к 2030 году сокращения выбросов парниковых газов до 70% относительно уровня 1990 года при условии устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Единственной метрикой, определяющей успешность реализации описанных в стратегии мер, на данный момент является объем нетто-выбросов к 2030 и 2050 гг. в млн тонн эквивалента углекислого газа (в анализ включена оценка целевого (интенсивного) сценария) (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели массы выбросов и поглощений парниковых газов, млн тонн эквивалента углекислого газа [8]

Наименование показателя
Факт – 2019 год
План – 2030 год
План – 2050 год
Выбросы парниковых газов
2 119
2 212
1 830
Поглощение
-535
-539
-1 200
Нетто-выбросы
1 584
1 673
630
Стратегия также содержит набор мер по ключевым направлениям деятельности: технологическое развитие, структурные сдвиги, поглощающая способность, снижение энергоемкости. Предлагаемые меры носят декларативный характер, констатируя необходимость изменений, однако не содержат четко определенных инициатив с конкретными показателями эффективности их реализации. Например, для снижения выбросов парниковых газов в электроэнергетике предлагается развитие распределенной генерации (в том числе в изолированных энергосистемах) с учетом необходимости сохранения стабильности функционирования единой энергосистемы. Таким, образом данная стратегия согласуется с ЦУР 13 «Борьба с изменениями климата», однако не в полном объеме. Косвенно наличие данной стратегии в системе стратегического планирования РФ отвечает задаче 13.2 «Включить меры реагирования на изменение климата в политику и планирование», увеличивая число стран с политикой/стратегией/планом по повышению устойчивости климата (п.1) и снижению совокупного годового объема выбросов парниковых газов (п.2). Для выполнения данной задачи в РФ также реализуется Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации № 559-р 11 марта 2023 г.) [6]. При этом в данном документе отсутствуют конкретные метрики достижения поставленных в рамках «Повестки-2030» задач и их индикаторов. Задачи 13.1, 13.3, 13.а и 13.b не координируются и не контролируется на национальном уровне, их учет производится Росстатом в рамках реализации Федерального плана статистических работ.

Стратегия пространственного развития РФ до 2030 г. утверждена 28 декабря 2024 года (распоряжение № 4146-р) как часть реализации новых национальных целей до 2030–2036 гг. В данной стратегии формируются основные приоритеты и принципы пространственно-экономического развития страны по различных направлениям ее деятельности и ключевым отраслям (табл. 3) [11].

Таблица 3 – Приоритеты и принципы пространственно-экономического развития страны [11]


Приоритеты
Принципы
1
Транспорт
¾ планирование и приоритизация транспортных проектов;
¾ обеспечение транспортной связанности опорных населенных пунктов;
¾ сокращение времени в пути и интервалов движения общего транспорта;
¾ переориентация грузопотоков внешней торговли;
¾ снижение транспортных издержек;
¾ повышение стабильности и устойчивости маршрутов.
2
Энергетика
¾ обеспечение населения продукцией и услугами ТЭК с наименьшими издержками;
¾ повышение эффективности использования энергетической инфраструктуры.
3
Жилищное строительство и ЖКХ
¾ обеспечение мер государственной поддержки жилищного строительства с учетом уровня обеспеченности жильем различных регионов;
¾ стимулирование застройки малых, средних городов и сельских населенных пунктов;
¾ обеспечение качества городской среды, повышение эффективности программ капитального ремонта, обеспечение сбалансированной тарифной модели.
Продолжение таблицы 3.

4
Социальная сфера
¾ обеспечения доступности образования, медицинской помощи, социального обслуживания, услуг в сфере культуры.
5
ИКТ и связь
¾ ориентация на устранение цифрового неравенства;
¾ обеспечение развития телекоммуникационной инфраструктуры;
¾ обеспечение доступа к сети «Интернет».
6
Промышленность
¾ развитие промышленной инфраструктуры.
7
Экология
¾ обеспечение эффективного использования и воспроизводства природных ресурсов;
¾ снижение уязвимости к негативным воздействиям изменения климата.
8
Туризм
¾ обеспечение растущего спроса на внутренний и въездной туризм.
9
Научно-технологическое развитие
¾ стимулирование исследований и развитие субъектов научной деятельности.
Сформированные в рамках данной стратегии целевые показатели пространственного развития РФ соотносятся с национальными целями, однако охватывают не все ключевые направления деятельности и отрасли в рамках данной стратегии (табл. 4).

Таблица 4 – Целевые показатели пространственного развития РФ [11]


Показатель
2030 год
2036 год
1
Отношение численности постоянно проживающего населения на территориях опорных населенных пунктов, за исключением входящих в городские агломерации, к общей численности постоянного населения РФ, %
26,1
26,7
2
Отношение численности постоянно проживающего населения на территориях субъектов РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ и Арктическую зону РФ, к уровню 2023 год, %
100
100
3
Отношение численности постоянно проживающего населения на территориях субъектов РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, к уровню 2023 года, %
100
100
4
Улучшение качества среды для жизни в опорных населенных пунктах, %
30
60
5
Транспортная подвижность населения, тыс. пассажиро-километров на одного человека в год
10,1
11,8
6
Отношение ввода в действие общей площади жилых домов в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах к вводу в действие общей площади жилых домов в РФ, %
15,4
17,4

Продолжение таблицы 4.

7
Отношение среднего валового регионального продукта на душу населения в субъектах РФ, входящих в Дальневосточный федеральный округ, к среднему валовому региональному продукту на душу населения по всем субъектам РФ, %
112,2
114,7
8
Отношение среднего валового регионального продукта на душу населения в субъектах РФ, входящих в Сибирский федеральный округ, к среднему валовому региональному продукту на душу населения по всем субъектам Российской Федерации, %
83,6
87,1
9
Уровень достижения национальных проектов, государственных программ РФ в части мероприятий, реализуемых в новых субъектах РФ, %
100
100
10
Отклонение (разница) в уровне среднедушевых денежных доходов населения, скорректированных
на стоимость фиксированного набора товаров и услуг, между 10 субъектами РФ с наибольшими доходами и 10 субъектами РФ с наименьшими доходами, раз
2,11
1,88
11
Отклонение (разница) в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее обеспеченными и 10 наименее обеспеченными субъектами РФ (с учетом оказания финансовой поддержки из федерального бюджета в форме межбюджетных
трансфертов, имеющих целевое назначение), раз
2,2
2
12
Объем перевозок по международным транспортным коридорам, млрд тонн
1,52
нет данных
Описанные в таблице выше цели пространственного развития РФ напрямую не соотносятся с задачи и индикаторами ЦУР (табл. 5), однако они указывают на причину отсутствия прямого упоминания задач и индикаторов ЦУР в процессе государственного планирования. Сформулированные задачи и индикаторы ЦУР, как и было отмечено ранее, направлены на достижение устойчивого развития на глобальном уровне. В данной стратегии сделан акцент на дифференциации проблем отдельных макрорегионов России и на наличии такой дифференциации как таковой. ЦУР 10 «Сокращение неравенства внутри стран и между ними» косвенно направлена на учет пространственного развития мира и стран в отдельности, однако все задачи и метрики не отражают стремление к устойчивому балансу. Например, задача 10.1 использует в качестве метрики достижения цели темп роста расходов или доходов на душу населения среди 40% наименее обеспеченного населения. Данный показатель не учитывает потенциальный рост расходов или доходов наиболее обеспеченного население, который кратно может превышать рост ранее описанного показателя, таким образом усиливая разрыв в доходах населения, несмотря на кажущийся рост. Таким образом, еще одним барьером для прямого включения задач и метрик ЦУР в их первоначальной формулировке в документы стратегического государственного планирования является слабый учет при их формировании фундаментальных принципов пространственного развития.

Таблица 5 – Результаты анализа согласованности целевых показателей пространственного развития РФ с ЦУР [составлено авторами по данным [11]]

№ показателя (табл. 4)
Согласованность с ЦУР
№ ЦУР
Тип согласованности
Охват задач и индикаторов ЦУР
1

-
-
-
2

-
-
-
3

-
-
-
4

11
Косвенно
11.6, 11.7
5

9,11
Прямое
9.1, 11.2
6

11
Прямое
11.3
7

10
Косвенно
10.1
8

10
Косвенно
10.1
9

-
-
-
10

10
Косвенно
10.2
11

-
-
-
12

9
Косвенно
9.1
Примечание: тип согласованности определен авторами экспертно; охват задачи и индикаторы ЦУР – порядковые номера всех согласующихся задач ЦУР и соответствующих им индикаторов с «Повестке-2030»; ЦУР №1 - Ликвидация нищеты; ЦУР №2 - Ликвидация голода; ЦУР №3 - Хорошее здоровье и благополучие; ЦУР №4 - Качественное образование; ЦУР №5 - Гендерное равенство; ЦУР №6 - Чистая вода и санитария; ЦУР №7 - Недорогостоящая и чистая энергия; ЦУР №8 - Достойная работа и экономический рост; ЦУР №9 - Индустриализация, инновации и инфраструктура; ЦУР №10 - Сокращение неравенства; ЦУР №11 - Устойчивые города и населенные пункты; ЦУР №12 - Ответственное потребление и производство; ЦУР №13 - Борьба с изменением климата; ЦУР №14 - Сохранение морских экосистем; ЦУР №15 - Сохранение экосистем суши; ЦУР №16 - Мир, правосудие и эффективные институты; ЦУР №17 - Партнерство в интересах устойчивого развития.

Более того часть ЦУР на данный момент не включены в документы стратегического планирования РФ и регионального развития ее субъектов ввиду обеспечения их реализации в рамках норм федеральных законов (например, ЦУР 5 «Обеспечение гендерного равенства и расширение прав и возможностей всех женщин и девочек» соотносится с положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации). Реализация данной цели указанным путем является констатации факта, что не корректно с точки зрения оценки реальной ситуации. На данный момент в РФ фактически оценивается достижение данной цели на уровне крупных компаний в виде соотношения представителей разного пола в Совете директоров.

3. Заключение

Таким образом, по результатам проведенного анализа можно сделать вывод, что на данный момент стратегические метрики государственного планирования в РФ слабо и косвенно согласованно с метриками «Повестки-2030».

Попытка решить данную проблема была предпринята, как уже упоминалась ранее, Росстатом при формировании национальных целей устойчивого развития [14]. Частично некоторые из выделенных барьеров были решены в рамках формирования методологии. В результате чего появилась прямая согласованность национальных метрик устойчивого развития с профильными национальными проектами (например, «Демография»). Однако данная методология критикуются за несвоевременную адаптацию под быстрые темпы развития в экономике, особенно в сфере цифровой и технологической независимости и новых бизнес-моделей. Также критикуются некоторые из методик расчета конкретных метрик (например, оценка бедности), описания которых частично не публикуется или является непрозрачным. При дальнейшем проведении исследования необходимо проанализировать согласованность разработанных метрик с метриками «Повестки-2030» и национальными стратегиями, выявить ключевые различия и потенциал к доработке. оценить декомпозицию данных целей на уровень узкопрофильных национальных проектов и региональных стратегий, а также сформировать методологию, которая учтет и усилит существующий опыт разработки национальных метрик устойчивого развития.


Источники:

1. Единый план по достижению национальных целей развития до 2030 года и на перспективу до 2036 года. [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/ZsnFICpxWknEXeTfQdmcFHNei2FhcR0A.pdf (дата обращения: 15.06.2025).
2. Ильин И.В., Урсул А.Д. Глобальные исследования, глобалистика, образование: эволюционное измерение // Вестник Московского университета. Серия 27. Глобалистика и геополитика. – 2016. – № 4. – c. 3-20. – url: https://cyberleninka.ru/article/n/globalnye-issledovaniya-globalistika-obrazovanie-evolyutsionnoe-izmerenie.
3. Кадомцева М. Е. Система индикаторов устойчивого развития национального АПК // Проблемы прогнозирования. – 2024. – № 1. – c. 144–155.
4. ругман П. Пространственная экономика: города, регионы и международная торговля. - М.: ИНФРА-М, 2023. – 287 c.
5. Круков В.А., Селивёрстов В.Е. Стратегия пространственного развития России: ожидания и реальность // Пространственная экономика. – 2019. – № 3. – c. 10-25.
6. Национальный план мероприятий второго этапа адаптации к изменениям климата на период до 2025 года (утверждён распоряжением Правительства Российской Федерации № 559-р 11 марта 2023 г.). [Электронный ресурс]. URL: http://static.government.ru/media/files/DzVPGlI7JgT7QYRoogphpW69KKQREGTB.pdf (дата обращения: 11.07.2025).
7. Широв А. А., Зимин В. А. Пространственное устойчивое развитие экономики России: проблемы, вызовы, приоритеты. - М.: Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), 2023.
8. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 3052-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года». [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/137358/ (дата обращения: 11.07.2025).
9. Смирнова Т. С., Камышников И. Н. Проблемы реализации целей устойчивого развития в России // Московский экономический журнал. – 2019. – № 8. – c. 61-70. – doi: 10.24411/2413046X 2019 18059.
10. Спицына Т. А. Оценка продвижения России на пути к достижению Целей устойчивого развития // Государственная служба. – 2024. – № 5. – c. 53-62. – doi: 10.22394/2070-8378-2024-26-5-53-62.
11. Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года: утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2024 г. № 4146-р. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/3b8e3a39329ce7949978d271195fdb6d/strategiya_prostranstvennogo_razvitiya_rf_na_period_do_2030_goda_s_prognozom_do_2036_goda.pdf (дата обращения: 27.07.2025).
12. Указ о национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/73986 (дата обращения: 11.06.2025).
13. Указ Президента РФ от 02.07.2021 N 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389271/ (дата обращения: 05.07.2025).
14. Федеральная служба государственной статистики (Росстат). [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/sdg/national (дата обращения: 11.06.2025).
15. Molchanov I., Molchanova N., Paleev A., Charaeva M. Study of sustainable territorial development of Russia as part of the implementation of the ESG agenda // AIP Conference Proceedings. – 2025. – № 1. – p. 020020.
16. Spatial-economic-ecological model for the assessment of sustainability: SUST-RUS project. Cefir-hse, 2010. [Электронный ресурс]. URL: https://cordis.europa.eu/project/id/213091/reporting/es (дата обращения: 13.06.2025).

Страница обновлена: 03.11.2025 в 01:50:44

 

 

Consistency problems of strategic goals at the national level in various state planning documents on the way to country\'s sustainable development

Seregin B.I., Arenkov I.A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 15, Number 9 (September 2025)

Citation:

Abstract:
The article examines the problem of insufficient consistency of the sustainable development principles in the strategic planning system of the Russian Federation, taking into account the specifics of its spatial development, which significantly complicates planning and comprehensive monitoring of the achievement of country's strategic goals. The article analyzes the consistency of national strategic goals with global metrics of sustainable development and justifies the need to take into account spatially sensitive principles. As a result, the current level of adaptation of these metrics in state planning documents has been established; and key problems of their unification have been identified. The results obtained are of interest to researchers in the field of strategic planning, as well as to public authorities responsible for the development and implementation of sustainable development policies.

Keywords: sustainable development, national strategy, socio-economic development strategy, spatial economy, spatial development strategy, sustainable development indicator

JEL-classification: F63, L52, O11, M21

References:

Ilyin I.V., Ursul A.D. (2016). Global studies, globalistics, education: an evolutionary dimension. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 27. Globalistika i geopolitika. (4). 3-20.

Kadomtseva M. E. (2024). System of indicators for sustainable development of the national agro-industrial complex. Problems of forecasting. (1). 144–155.

Krukov V.A., Selivyorstov V.E. (2019). Russia's Spatial Development Strategy: Expectations and Reality. Spatial Economics. (3). 10-25.

Molchanov I., Molchanova N., Paleev A., Charaeva M. (2025). Study of sustainable territorial development of Russia as part of the implementation of the ESG agenda AIP Conference Proceedings. 3276 (1). 020020.

Shirov A. A., Zimin V. A. (2023). Spatial sustainable development of the Russian economy: problems, challenges, priorities

Smirnova T. S., Kamyshnikov I. N. (2019). Problems of implementation of the Sustainable Development Goals in Russia. Moscow Economic Journal. (8). 61-70. doi: 10.24411/2413046X 2019 18059.

Spatial-economic-ecological model for the assessment of sustainability: SUST-RUS projectCefir-hse, 2010. Retrieved June 13, 2025, from https://cordis.europa.eu/project/id/213091/reporting/es

Spitsyna T. A. (2024). Evaluating Russia’s advancement towards achieving the sustainable development goals. Public service. 26 (5). 53-62. doi: 10.22394/2070-8378-2024-26-5-53-62.

rugman P. (2023). Spatial economy: cities, regions, and international trade