Гармонизация правил охраны труда: стратегический шаг к повышению уровня безопасности и производительности труда
Мажкенов С.А.1, Товстий М.А.2
1 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации
2 Федеральное государственное бюджетное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт труда» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Статья в журнале
Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В статье рассматривается возрастающая роль правил охраны труда в условиях технологических изменений, обновления законодательства и повышения требований по созданию безопасных условий труда для каждого работающего. Актуализация правил охраны труда требует всестороннего анализа множества факторов, зависящих от специфики вида экономической деятельности или выполняемой трудовой деятельности, а также от требований действующих нормативных правовых актов.
Объектом правил охраны труда являются условия труда работников, а предметом – меры по обеспечению безопасных условий труда и защите работников от профессиональных рисков. Цель работы – анализ нормативных правовых изменений в сфере охраны труда и оценка их влияния на правила охраны труда для разработки рекомендаций по совершенствованию федеральных правил. На основе проведенного анализа предложены рекомендации по улучшению структуры и содержания федеральных правил охраны труда с учетом их гармонизации с другими нормативными правовыми актами в области охраны труда.
Ключевые слова: правила охраны труда, защитные меры, опасность, средства индивидуальной защиты
JEL-классификация: F66, J28, J81, J83
Введение
В современном мире вопросы безопасности и охраны труда приобретают всё большую значимость. Быстрый прогресс технологий и индустриализация трансформируют производственные процессы, что требует непрерывного обновления и совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны труда. Особенно это касается правил охраны труда. Научные исследования в этой области играют решающую роль в формировании эффективных и адекватных правил и стандартов в сфере безопасности труда. Целью данной работы является анализ нормативных правовых изменений в сфере охраны труда и оценка их влияния на правила охраны труда для разработки рекомендаций по совершенствованию федеральных правил охраны труда.
1. Новая модель государственного управления охраной труда
Государственное регулирование охраны труда представляет собой комплекс организационно-правовых, экономических и социальных мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности. В рамках такого регулирования государственная система управления охраной труда Российская Федерация с 1 марта 2022 года перешла на новую модель управления, цель которой заключается в повышении уровня безопасности рабочих мест, улучшении условий труда и снижении рисков травмирования работников и получения ими профессиональных заболеваний. Новая модель управления опирается на два ключевых принципа обеспечения безопасности труда [1]:
· предупреждение и профилактика опасностей;
· минимизация повреждения здоровья работников.
Эти принципы заложили основу для критериев построения новой государственной системы управления охраной труда (далее – СУОТ), определяющих ключевые элементы ее построения и ожидаемые результаты безопасной работы [2].
Объектами исследования в рамках новой модели управления охраной труда являются рабочее место [1] и требования к работнику, как к участнику (элементу) производственного процесса, а предметом исследования – воздействие опасных и вредных производственных факторов (опасностей) на жизнь и здоровье человека.
процессов
|
Важно отметить, что оценка профессионального риска проводится для каждого рабочего места (в отличие от СОУТ, где допускается аналогия мест) и включает в себя результаты специальной оценки условий труда.
Новая модель реализует идеи риск-ориентированного, процессного и человекоцентричного подходов [3– 5]. Основная идея всех изменений – повысить уровень безопасности рабочих мест путём приближения центров принятия решений по управлению профессиональными рисками к источникам их возникновения.
Такая организация охраны труда означает переход на принципиально новый этап управления охраной труда, соответствующий современным вызовам, который позволяет достичь качественно нового уровня снижения травматизма, недоступного в прошлом.
Таблица 1. Структура новой модели управления охраной труда
Источник: [2]
Базовые процессы
|
Процессы допуска работника к работе
|
Процессы обеспечения безопасной производственной
среды
|
Основные и сопутствующие процессы по охране труда
|
Процессы реагирования на ситуации
|
• специальная оценка условий труда (СОУТ);
• оценка проф. рисков (ОПР); |
• проведение медицинских осмотров и освидетельствований
работников;
• проведение обучения работников; • информирование работников и взаимодействие с ними; • обеспечение работников средствами индивидуальной защиты (СИЗ); |
• обеспечение безопасности работников при эксплуатации
зданий и сооружений;
• обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования; • обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов; • обеспечение безопасности работников при эксплуатации применяемых инструментов; • обеспечение безопасности работников при применении сырья и материалов; • обеспечение безопасности работников подрядных организаций; |
• планирование мероприятий по охране труда;
• выполнение мероприятий по охране труда; • контроль планирования и выполнения мероприятий по охране труда, анализ по результатам контроля; • формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ; • управление документами СУОТ; • распределение обязанностей для обеспечения функционирования СУОТ; • санитарно-бытовое обеспечение работников; • обеспечение соответствующих режимов труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права; • обеспечение социального страхования работников; • взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля. |
• выдача работникам молока или других равноценных
пищевых продуктов;
• обеспечение работников лечебно-профилактическим питанием. • реагирование на аварийные ситуации; • реагирование на несчастные случаи; • реагирование* на профессиональные заболевания; * Процесс реагирования включает в себя подпроцессы реагирования на несчастные случаи и расследования несчастных случаев. |
Согласно статье 214 ТК РФ [1] обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагается на работодателя, который обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Под комплексной оценкой условий труда понимается интегральная характеристика безопасных условий труда на рабочем месте, составленная на основе оценок технического и организационного уровня рабочего места, содержащих оценки всех факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.
Системный подход, демонстрирующий взаимосвязь принятых законодательных и нормативных правовых актов с процессами новой модели управления охраной труда представлен в таблице 2.
Таблица. 2. Перечень законодательных и нормативных актов,
используемых в обеспечение новой модели управления охраной труда
Источник: актуализированные данные из [3]
Наименование группы процессов СУОТ
|
Наименование законодательного или нормативного
правового акта
|
Базовые процессы
|
·
Федеральный закон от 28 декабря
2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»;
· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 ноября 2023 г. № 817н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 октября 2022 г. № 699н «Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности - субъектов малого предпринимательства (включая работодателей - индивидуальных предпринимателей), которые в соответствии с федеральным законодательством отнесены к микропредприятиям»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. № 36 «Об утверждении Рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 28 декабря 2021 г. № 926 «Об утверждении Рекомендаций по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по снижению уровней таких рисков»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 июня 2021 г. № 406н «О форме и Порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда» |
Процессы, направленные
на обеспечение допуска работника к самостоятельной работе
|
·
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ и Министерства
здравоохранения РФ от 31 декабря 2020 г. № 988н/1420н «Об
утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и
работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные
медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские
осмотры»;
· Приказ Министерства здравоохранения РФ от 28 января 2021 г. № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»; · Приказ Министерства здравоохранения РФ от 20 мая 2022 г. № 342н «Об утверждении порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, его периодичности, а также видов деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование»; · Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 мая 2023 г. № 266н «Об утверждении порядка и периодичности проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, медицинских осмотров в течение рабочего дня (смены) и перечня включаемых в них исследований»; · Постановление Правительства РФ от 24 декабря 2021 г. № 2464 «О порядке обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 766н «Об утверждении Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г.№ 767н «Об утверждении Единых типовых норм выдачи средств индивидуальной защиты и смывающих средств»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 773н «Об утверждении форм (способов) информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, и примерного перечня информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 17 декабря 2021 г. № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 июля 2019 г. № 512н «Об утверждении перечня производств, работ и должностей с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых ограничивается применение труда женщин»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 сентября 2021 г. № 629н «Об утверждении предельно допустимых норм нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 21 декабря 2022 г. № 804н «Об утверждении перечня профессий, должностей, специальностей и наименований квалификаций, по которым при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, возможно заключение трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации на основе свидетельства о квалификации, выданного в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации", и перечня профессий, должностей, специальностей, по которым при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки, возможно заключение трудового договора без предъявления документов об образовании и (или) о квалификации с последующим подтверждением квалификации в соответствии с правилами, установленными работодателем с учетом мнения представительного органа работников». |
Процессы, направленные
на обеспечение безопасной производственной среды
|
·
Правила по охране труда;
· Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 771н «Об утверждении Примерного перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда, ликвидации или снижению уровней профессиональных рисков либо недопущению повышения их уровней»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 774н «Об утверждении общих требований к организации безопасного рабочего места»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 656н «Об утверждении примерного перечня мероприятий по предотвращению случаев повреждения здоровья работников (при производстве работ (оказании услуг) на территории, находящейся под контролем другого работодателя (иного лица)»; · Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04 декабря 2021 г. № 3455-р «Об утверждении Перечня работ, связанных с предотвращением или устранением последствий чрезвычайных ситуаций, а также отдельных видов работ, на которых допускается выполнение работ в опасных условиях труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 9 августа 2024 г. № 398н «Об утверждении требований к размещению, хранению и использованию аптечки для оказания работниками первой помощи пострадавшим с применением медицинских изделий». |
Основные и сопутствующие
процессы по охране труда
|
·
Федеральный закон № 311-ФЗ от 2 июля 2021 г. «О внесении
изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»;
· Федеральный закон № 377-ФЗ от 22 ноября 2021 г. «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 31 января 2022 г. № 37 «Об утверждении Рекомендаций по структуре службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 22 апреля 2021 г. № 274н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29 октября 2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 сентября 2021 г. № 650н «Об утверждении примерного положения о комитете (комиссии) по охране труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 775н «Об утверждении Порядка проведения государственной экспертизы условий труда»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 24 декабря 2018 г. № 834н «Об утверждении типовых контрактов на оказание услуг по проведению специальной оценки условий труда и обучению работодателей и работников вопросам охраны труда, а также их информационных карт»; · Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 21 марта 2019 г. № 77 «Об утверждении Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда»; · Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 1 февраля 2022 г. № 20 «Об утверждении форм проверочных листов (списков контрольных вопросов) для осуществления федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»; · Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»; · Приказ Фонда пенсионного и социального страхования РФ от 17 ноября 2023 г. № 2281 «Об утверждении единой формы "Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)" и порядка ее заполнения». |
Процессы реагирования на
ситуации
|
·
Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 15 сентября 2021 г. № 632н «Об утверждении рекомендаций по учету
микроповреждений (микротравм) работников»;
· Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 20 апреля 2022 г. № 223н «Об утверждении Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, форм документов, соответствующих классификаторов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве»; · Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н «Об утверждении Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека»; · Постановление Правительства РФ от 5 июля 2022 г. № 1206 «О порядке расследования и учета случаев профессиональных заболеваний работников»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 мая 2022 г. № 291н «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 16 мая 2022 г. № 298н «Об утверждении перечня отдельных видов работ, при выполнении которых работникам предоставляется бесплатно по установленным нормам лечебно-профилактическое питание, норм бесплатной выдачи витаминных препаратов, а также норм и условий бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания»; · Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 11 июля 2024 г. № 347н «Об утверждении Правил финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами». |
Из таблиц 1 и 2 видно, что под каждый процесс или их группу для обеспечения их успешной реализации были разработаны или актуализированы соответствующие законодательные или нормативные правовые акты.
2. Нормативное правовое регулирование в сфере охраны труда
Вся деятельность в сфере охраны труда осуществляется на основе правового регулирования, устанавливающего обязательные государственные нормативные требования для всех участников правовых отношений. Согласно [6], под нормативным правовым актом понимается письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. Под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение.
Обязательные требования – это содержащиеся в нормативных правовых актах требования, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы [7]. Этим же законом определены принципы установления и оценки применения обязательных требований, а именно:
1. Законность. Обязательные требования устанавливаются для защиты охраняемых законом ценностей (жизнь и здоровье людей, права граждан и организаций, окружающая среда и безопасность государства).
2. Обоснованность обязательных требований. Для установления обязательных требований необходимо наличие риска причинения вреда охраняемым законом ценностям и возможность их защиты такими требованиями. Требования должны соответствовать современному уровню развития общества и основываться на объективной и регулярно собираемой информации, с учетом наличия и эффективности мер защиты.
3. Правовая определенность и системность. Обязательные требования должны быть ясными, логичными, понятными, согласованными с законодательными целями и принципами, образовывать системное единство без дублирования и противоречий.
4. Открытость и предсказуемость. Проекты нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, подлежат публичному обсуждению.
5. Исполнимость обязательных требований. Обязательные требования должны быть исполнимыми и соразмерными предотвращаемым рискам, с учетом затрат на их исполнение. Недопустимо устанавливать обязательные требования, исключающие возможность исполнения других требований. При установлении обязательных требований следует минимизировать риски избирательного применения.
Данные принципы обеспечивают действенность, законность и целесообразность обязательных требований по защите охраняемых законом ценностей.
Одним из важнейших нормативных правовых актов, регулирующих деятельность государственной системы управления охраной труда, являются правила охраны труда (далее – ПОТ). В соответствии со статьей 212 ТК РФ [1] правила охраны труда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержат государственные нормативные требования охраны труда (правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности), обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности.
Объектом правил охраны труда являются условия труда работника, а предметом – меры, направленные на обеспечение безопасных условий труда и защиту работника от профессиональных рисков.
В общем смысле, правила охраны труда аккумулируют в себе многолетний опыт и лучшие практики по организации безопасных условий труда и выполнению трудовых операций, направленные на снижение рисков [2] травмирования и профессиональных заболеваний. Поэтому в системе государственного управления охраной труда правила обосновано занимают одно из центральных мест, поскольку они тесно интегрированы с другими государственными нормативными требованиями и обеспечивают выполнение следующих важных функций:
1. Нормативная – установление четких и обязательных к выполнению государственных нормативных требований в области охраны труда.
2. Организационно-техническая – основа для планирования и разработки мероприятий организационно-технического характера, направленных на практическую реализацию государственных нормативных требований в сфере охраны труда.
3. Образовательно-информационная – правила выступают источником информации и используются для создания учебных программ для обучения и повышения квалификации работников в области охраны труда.
4. Контрольная – наличие четких требований и норм охраны труда позволяет создавать эффективные механизмы контроля за их соблюдением.
Очевидно, что правила охраны труда должны дополнять и развивать государственные нормативные требования в области охраны труда с целью реализации эффективного комплексного подхода к обеспечению безопасности рабочих мест. Правила охраны труда также должны не только соответствовать установленным законодательным нормам и быть согласованными с соответствующими процессами системы управления охраной труда, но и учитывать специфику и риски конкретных видов экономической деятельности или видов работ. При этом, представляется важным, чтобы правила охраны труда содержали весь необходимый объем государственных требований в сфере охраны труда по определенному виду экономической деятельности или виду работ, что позволит работодателю обеспечить их надлежащую реализацию на местах. В этом смысле, правила охраны труда сродни воинским уставам – нормативным правовым актам, регламентирующим повседневную деятельность воинского формирования и военнослужащих в различных сферах военного дела. Как известно, все уставы делятся по своим направлениям деятельности, как например, устав внутренней службы, устав гарнизонной и караульной службы, строевой устав, корабельный устав, боевые уставы родов войск и т.д.
3. Обзор существующей структуры правил охраны труда
Стремительное развитие технологий и индустриализация вносят свои коррективы в производственные процессы, что обуславливает необходимость постоянного обновления и совершенствования нормативно-правовой базы в области охраны труда. Научные исследования в данной сфере играют ключевую роль в создании эффективных и адекватных современных условий труда правил и стандартов. К сожалению, сфера регулирования разработки правил охраны труда, особенно в свете последних изменений Трудового кодекса Российской Федерации, недостаточно проработана – имеется ограниченное количество научных публикаций по данной теме [8-12].
Одним из популярных направлений исследований является изучение практики применения действующих правил охраны труда [8, 9]. Эти исследования основываются на анализе положений правил, по которым граждане подают наибольшее количество обращений, а также на изучении судебных решений по делам, связанным с нарушениями обязательных требований, установленных в правилах охраны труда. Цель этих исследований – выявить критически значимые обязательные требования для последующей выработки рекомендаций по улучшению эффективности их применения.
Другое направление рассматривает возможности улучшения правил охраны труда [10-12] с учетом развития современных технологий и изменений требований законодательных и нормативных правовых актов в сфере охраны труда и представляет больший интерес в рамках данного исследования.
В работе [11] проведен анализ 40 новых правил по охране труда, вступивших в силу в 2021 году, которые выявили следующие изменения: исключены перекрестные ссылки и дублирующие нормы, предусмотрена возможность внедрения электронного документооборота, устранены нормативные противоречия, актуализированы требований с учетом уровня технического развития, пересмотрены обязательные требования на основе с риск-ориентированным подходом, проведено объединение и сокращение ряда правил, исключены понятия оценочного характера и т.д. Авторы исследования предложили собственную унифицированную структуру правил охране труда, состоящую из 11 разделов: 1) Общие положения; 2) Общие требования охраны труда при организации работ; 3) Требования охраны труда при осуществлении производственных процессов; 4) Требования охраны труда к территориям, производственным зданиям и посещениям; 5) Требования охраны труда к рабочим местам; 6) Требования охраны труда к размещению технологического оборудования; 7) Требования охраны труда к эксплуатации технологического оборудования; 8) Требования охраны труда к виду выполняемых работ; 9) Требования охраны труда к способу или методу выполнения работ; 10) Требования охраны труда по виду производимой продукции; 11) Требования охраны труда к транспортировке и хранению материалов, сырья, отходов, готовой продукции. Они также оговаривают, что правила по охране труда могут включать специфические требования к режиму труда и отдыха, а также регулированию труда отдельных категорий работников, если это необходимо из-за особенностей работы или деятельности. Авторы работы [11] рассматривают данную структуру правил в качестве единой для всех правил охраны труда, независимо от вида экономической деятельности или вида проводимых работ. Очевидно, что такой подход приводит к наличию большого числа разделов, что, как видно, существенно перегружает структуру правил и создает предпосылки для дублирования сведений.
В работе [12] отмечается, что классификация правил охраны труда, действующих в настоящее время, законодательно не уставлена и автор предлагает собственную классификацию, которая включает в себя 4 группы правил:
- по условиям труда, в том числе вредным производственным факторам и опасностям;
- по видам работ (отдельным технологическим процессам и использованию отдельных видов инструмента, механизмов и оборудования);
- по видам деятельности (использование ОКВЭД);
- по объектам, в том числе опасным производственным объектам (ОПО).
При этом, предложений по изменению структуры правил охраны труда автор работы [12] не приводит.
На сегодня российским законодательством определено два вида правил: федеральные правила охраны труда и правила охраны труда, разрабатываемые работодателем. Требования к разработке этих правил изложены в [13–15]. Очевидно, что эти правила по своей структуре должны быть взаимосвязаны, поскольку работодатель при разработке своих правил опирается прежде всего на федеральные правила охраны труда, которые затем развивает и дополняет с учетом специфики своей деятельности.
Так, «Рекомендации по разработке и оформлению правил по охране труда» [13] были разработаны в 2015 году с учетом действующих на тот момент федеральных законов и нормативных правовых актов в сфере труда. Требования к разработке этих правил приведены в таблице 3.
Таблица 3. Структура и содержание федеральных правил охраны труда
Источник: [13]
Глава
|
Параграфы или требования к содержанию
|
1. Общие положения
|
1. Сфера
действия и область распространения ПОТ;
2. Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, характерных для данных производственных процессов; 3. Надзор и контроль за соблюдением требований ПОТ; 4. Ответственность должностных лиц за несоблюдение требований ПОТ, предусмотренная действующим законодательством. |
2. Требования охраны труда при организации проведения
работ (производственных процессов)
|
1. Требования
по организации и обеспечению подготовки по охране труда работников,
допускаемых к выполнению работ (производственных процессов);
2. Требования по организации и обеспечению проверки состояния здоровья работников при допуске их к работе и периодического контроля; 3. Меры по защите работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, сопутствующих применяемой технологии и условиям работы, включая меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них вредное и (или) опасное воздействие; 4. Способы своевременного информирования работников о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, в том числе в случаях нарушения технологических процессов, и меры по защите работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов; 5. Формы, методы и средства обеспечения коллективной защиты работников; 6. Общие требования по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты; 7. Требования к режимам труда и отдыха работников, включая специальные требования к режимам труда и отдыха отдельных категорий работников (женщины, лица в возрасте до восемнадцати лет, инвалиды), установлению продолжительности смены, перерывов для отдыха, связанных с воздействием на работников вредных и (или) опасных производственных факторов и пребыванием их на открытом воздухе в холодное время года, исключению использования труда отдельных категорий работников на запрещенных для них и тяжелых работах. |
3. Требования охраны труда, предъявляемые к
производственным территориям (производственным помещениям, площадкам и
участкам производства работ) и организации рабочих мест
|
1. Требования
охраны труда, предъявляемые к организации производственных территорий
(производственных помещений, площадок и участков производства работ)",
который должен содержать основные организационные требования и мероприятия по
обеспечению безопасности работников, предъявляемые к обустройству
производственных помещений, территорий и площадок для производства работ на
открытом воздухе (для процессов, выполняемых вне производственных помещений).
2. Требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест", в который рекомендуется включать: а) требования по обеспечению безопасности работников при размещении технологического оборудования, отдельных его групп и видов, коммуникаций, расстоянию между единицами оборудования, оборудованием и стенами производственных зданий и сооружений; б) требования охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест, наличию ограждений, сигнальных устройств, страховочных приспособлений, меры по минимизации потенциальной опасности используемого технологического оборудования, соответствующие положениям действующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. |
4. Требования охраны труда при проведении
производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования
|
1. Общие
требования, предъявляемые к организации и осуществлению производственных
процессов;
2. Требования к организации безопасной эксплуатации конкретных видов и групп основного технологического оборудования, безопасные методы осуществления конкретных производственных процессов, приемы безопасной работы на потенциально опасном технологическом оборудовании, соответствующие положениям действующих нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда. При необходимости, связанной с использованием в технологических процессах, на которые распространяется действие ПОТ, большого количества разнообразного технологического оборудования, данная глава может быть разделена на несколько самостоятельных разделов. |
5. Требования охраны труда, предъявляемые к хранению и
транспортированию исходных материалов, сырья, заготовок, полуфабрикатов,
готовой продукции и отходов производства
|
1. Требования
по удалению и транспортированию вредных и (или) опасных веществ и материалов
из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов
производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных
факторов;
2. Специальные требования по размещению исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в производственных помещениях (на производственных площадках), связанные с особенностями производственных процессов; 3. Рациональные и безопасные способы транспортирования и хранения исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства. |
6. Требования охраны труда при проведении технического
обслуживания и ремонта технологического оборудования
|
Рекомендуется включать специальные требования организации
и обеспечения охраны труда, предъявляемые к работам по техническому
обслуживанию и ремонту технологического оборудования, используемого в
производственных процессах, на которые распространяется действие
разрабатываемых ПОТ, соответствующие общим требованиям безопасности,
содержащимся в действующих нормативных правовых актах, утвержденных
федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение
федерального надзора в установленной сфере деятельности.
|
Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2022 г. № 255 «О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» [14] определен общий порядок разработки, согласования и утверждения правил по охране труда федерального уровня. Важно отметить, что этим актом также определены основания для внесения изменений в правила охраны труда (фактически, источники для разработки правил):
- изменения законодательства Российской Федерации об охране труда;
- по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализа результатов специальной оценки условий труда, внедрения новой техники и технологий;
- по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;
- по предложениям федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая гармонизацию актов с нормами международного права в области охраны труда.
Анализ структуры и содержания правил охраны труда (таблица 3) и их сравнение с процессами новой модели управления охраной труда (таблица 1) демонстрирует определенную степень согласования, но недостаточно полное. Это обстоятельство создает серьезные предпосылки для возникновения травм и аварий, и их последующей эскалации в ходе практической реализации правил. Проблема, прежде всего, заключается в отсутствии сведений о перечне работ, выполняемых по наряду допуску (работы повышенной опасности) и порядку их выполнения, что, как известно, является одним из основных источников травматизма и профессиональной заболеваемости, а также о действиях работодателя при возникновении нештатных аварийных ситуаций. Кроме того, имеет смысл оптимизировать структуру правил (таблица 3): раздел 5 может быть включен в раздел 4 как часть информации, касающейся требований охраны труда для соответствующих производственных процессов, а раздел 6 может быть интегрирован в раздел 4 как самостоятельный вид работ (производственный процесс).
Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» [15] устанавливает для работодателей требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, структура и содержание которых приведено в таблице 4.
Таблица 4. Структура и содержание правил охраны труда,
разрабатываемых работодателем
Источник: [15]
Глава
|
Параграфы или требования к содержанию
|
1. Общие требования
|
а)
определение сферы действия Правил;
б) описание вредных и (или) опасных производственных факторов, профессиональных рисков и опасностей, характерных для сферы действия Правил. |
2. Требования охраны труда работников при организации и
проведении работ
|
а)
требования охраны труда, предъявляемые к работникам;
б) требования по проведению технико-технологических и организационных мероприятий, в том числе при назначении должностных лиц, ответственных за организацию, выполнение, контроль выполнения соответствующих мероприятий; в) требования при организации работ по наряду-допуску (при наличии); г) меры, исключающие непосредственный контакт работников в процессе труда с исходными материалами, заготовками, полуфабрикатами, готовой продукцией и отходами производства, оказывающими на них опасное или вредное воздействие, с указанием опасностей и связанных с ними профессиональных рисков, возможного причинения вреда здоровью работника и перечня конкретных мер, направленных на защиту работников от определенных опасностей; д) способы контроля и управления, обеспечивающие защиту работников, отключение или блокировку оборудования; е) способы своевременного уведомления о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов, реализации профессиональных рисков при проведении работ; ж) меры по защите работников, реализация которых необходима при возникновении аварийных ситуаций. |
3. Требования, предъявляемые к производственным
помещениям и производственным площадкам (при наличии процессов, выполняемых
вне производственных помещений), в целях обеспечения охраны труда работников
|
а)
запрет на загромождение проходов и проездов проезды внутри зданий
(сооружений), производственных помещений (производственных площадок) для
обеспечения безопасного передвижения работников и проезда транспортных
средств;
б) содержание переходов, лестниц, площадок и перил к ним в исправном состоянии и чистоте, а расположенных на открытом воздухе - очищенными в зимнее время от снега и льда, обработанными противогололедными средствами; в) наличие действующей общеобменной вентиляции, а на стационарных рабочих местах - местной вентиляции; г) наличие необходимого освещения, в том числе сигнального в ночное время; д) иные требования, по усмотрению работодателя, необходимые для безопасного выполнения работ и предусмотренные государственными нормативными требованиями охраны труда. |
4. Требования, предъявляемые к оборудованию, его
размещению и организации рабочих мест, в целях обеспечения охраны труда
работников
|
а)
требования, предъявляемые к оборудованию, отдельным его группам и видам,
коммуникациям, их размещению;
б) требования к наличию ограждений, сигнальных устройств и предупреждающих и предписывающих плакатов (знаков); в) требования к применению средств индивидуальной защиты работников, методов и средств коллективной защиты работников; г) мероприятия по обеспечению безопасности труда при организации работ на опасном технологическом оборудовании. |
5. Требования, предъявляемые к хранению и
транспортировке исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой
продукции и отходов производства, в целях обеспечения охраны труда работников
|
а)
особенности исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции
и отходов производства, рациональные способы их хранения;
б) требования, предъявляемые к механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, влияющие на обеспечение охраны труда работников; в) меры по удалению опасных и вредных веществ и материалов из рабочей зоны; г) меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов. |
Исходными данными для разработки правил охраны труда также являются результаты анализа состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также результаты специальной оценки условий труда и оценки профессиональных рисков.
В сравнении с федеральными правилами правила охраны труда, разрабатываемые работодателем, уже содержат требования по организации работ по наряду допуску, мерам защиты работников при возникновении аварийных ситуаций, однако не содержат требования охраны труда при проведении производственных процессов и эксплуатации технологического оборудования (безопасные методы и приемы проведения работ). Очевидно, что федеральные правила охраны труда и правила охраны труда работодателя должны находится в определенной взаимосвязи друг с другом.
4. Предложения по актуализации структуры федеральных правил охраны труда
Обнаруженные различия в правилах охраны труда не только препятствуют их согласованию и взаимному обогащению, но и ограничивают возможности их интеграции с другими процессами и процедурами обновленной системы управления охраной труда. Это означает, что в рамках процессного подхода построения новой модели управления охраной труда, структура и содержание правил охраны труда должны быть гармонизированы [3] с соответствующими процессами и процедурами СУОТ, а именно с базовыми процессами (специальная оценка условий труда, оценка профессиональных рисков), с процессами допуска работника к работе (медицинские осмотры, обучение и информирование работников, обеспечение средствами индивидуальной защиты), с процессами обеспечения безопасной производственной среды и организации трудовой деятельности (безопасные условия труда и безопасные приемы проведения работ), с процессами реагирования на аварийные ситуации и несчастные случаи [4].
Любая трудовая деятельность включает в шесть основных элементов, которые влияют на безопасность трудовой деятельности: работник; оборудование, инструменты; вид работ, технологический процесс; ресурсы (сырье, материалы, продукция и т.п.); система управления безопасностью труда; окружающая среда. Исходя из изложенного, правила охраны труда должны содержать, как минимум, следующую информацию:
- сведения о виде экономической деятельности или выполняемых работах с перечнем основных этапов их выполнения;
- о специфических опасностях и рисках, связанных с конкретным видом экономической деятельности или выполняемых работ;
- о требованиях, предъявляемых к работнику для допуска к самостоятельному выполнению работы;
- о безопасных условиях труда н рабочем месте (окружающая среда, помещения, территории, рабочее место, оборудование, инструменты, ресурсы, средства защиты);
- о безопасных методах и приемах выполнения основных этапов работ;
- о готовности к действиям в условиях нештатных аварийных ситуаций.
На основе анализа таблиц 3 и 4, учитывая обязательность требований правил охраны труда и понимая их роль и значимость в государственной системе управления охраной труда, сформулированы базовые положения для разработки федеральных правил:
1. Работодатель, как инициатор хозяйственно-производственной деятельности, является главным потребителем правил охраны труда поскольку несет ответственность за безопасную организацию и проведение работ.
2. Правила охраны труда должны содержать все необходимые обязательные требования для обеспечения безопасной организации и проведения работ.
3. Обязательность требований правил охраны труда основана на установлении причинно-следственной связи между опасностью и ее последствиями и принятия адекватных защитных мер по недопущению вреда охраняемым законом ценностям.
4. Правила охраны труда служат основой для разработки локальных нормативных актов работодателя, таких как процедуры оценки профессиональных рисков, правила охраны труда работодателя, инструкции по охране труда, программы обучения по охране труда и др.
5. Требования правил охраны труда должны быть гармонизированы с другими нормативными правовыми актами охраны труда.
6. Правила охраны труда должны быть классифицированы определенным образом, например, как это приведено в [12].
7. Правила охраны труда подлежат регулярному пересмотру и обновлению с учетом новых знаний и достижений в области науки и техники.
Руководствуясь базовыми положениями, принципами установления обязательных требований и с учетом результатов исследований [13, 15] разработана структура федеральных правил охраны труда, описание которой приводится в таблице 5.
Таблица 5. Предлагаемая структура федеральных правил охраны труда
Источник: составлено авторами
Раздел, параграф
|
Содержание
|
Комментарий
| |
Раздел 1. Общие положения
| |||
1.1. Назначение и сфера действий Правил
|
Описывается сфера действия и область распространения
правил с учетом ОКВЭД [5]
[16] с перечислением направлений деятельности, входящих в ОКВЭД или указанием
основных этапов проведения работ, технологического процесса (далее – работы).
Приводится порядок организации надзора и контроля за соблюдением требований правил охраны труда. Описываются роли и ответственность должностных лиц. |
Необходимость гармонизации сферы действия правил с
действующими нормативными правовыми актами охраны труда.
| |
1.2. Перечень характерных опасных и вредных
производственных факторов (опасностей)
|
Приводится перечень вредных и (или) опасных
производственных факторов, характерных для производственных процессов,
описываемых правилами охраны труда.
Указываются основные (коллективные) меры защиты работников от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. Описываются способы своевременного информирования работников о возникновении вредных и (или) опасных производственных факторов. |
Необходимость учета риск-ориентированного подхода при
подготовке правил и гармонизация их классификаторов опасностей, опасных
событий, мер управления с соответствующими нормативными правовыми актами
сферы охраны труда
| |
1.3. Перечень работ, выполняемых по наряду допуску
|
Приводится перечень работ, выполняемых по наряду допуску,
характерных для производственных процессов, описываемых правилами охраны
труда. При отсутствии таких работ в данном параграфе указывается, что
перечень работ, выполняемых по наряду допуску не установлен.
|
Учет риск-ориентированного подхода и устранение
недостатков существующей структуры правил охраны труда
| |
Раздел 2. Требования,
предъявляемые к работнику для выполнения работы
| |||
2.1. Требования охраны труда, предъявляемые к состоянию
здоровью работника
|
Содержатся требования по организации и обеспечению
проверки состояния здоровья работников при допуске их к работе.
Приводятся сведения о периодичности проведения контроля за состоянием здоровья работников. |
Учет риск-ориентированного подхода и устранение
недостатков существующей структуры правил охраны труда.
Приводится перечень базовых требований к работнику, определяющих его соответствие сложности и условиям проведения работ. | |
2.2. Требования охраны труда, предъявляемые к
профессиональным компетенциям работника
|
Описываются требования, предъявляемые к профессиональной
подготовке работника.
Описываются требования к уровню подготовки работника по охране труда для получения допуска к самостоятельному выполнению работы | ||
2.3. Требования по обеспечению работника СИЗ для защиты
от негативного воздействия опасных и вредных производственных факторов
|
Приводятся сведения по обеспечению работников средствами
индивидуальной защиты (в соответствии с пп. 1.2 и 1.3).
| ||
2.4. Требования к порядку допуска работника к
самостоятельному выполнению работы
|
Описывается порядок и условия допуска работника к
самостоятельному выполнению работы.
| ||
2.5. Требования к режиму труда и отдыха работника
|
Описываются особые требования к режимам труда и отдыха
работников, учитывающие специфику трудовой деятельности.
При необходимости, описываются специальные требования к режимам труда и отдыха отдельных категорий работников (женщины, лица в возрасте до восемнадцати лет, инвалиды). | ||
Раздел 3. Требования к безопасным условиям труда и
рабочим местам
| |||
3.1. Требования охраны труда к помещениям и объектам
зданий, сооружений, территорий и другим местам пребывания работников
|
Описываются требования охраны труда, предъявляемые к
организации и обустройству производственных территорий (производственных
помещений, площадок и участков производства работ) по обеспечению
безопасности работников, включая площадки для производства работ на открытом
воздухе, учитывающие особенности или специфику проведения работ.
|
Приводится перечень требований охраны труда по созданию
безопасных условий труда.
| |
3.2. Требования охраны труда, предъявляемые к рабочим
местам:
|
Описываются требования
охраны труда, предъявляемые к организации рабочих мест, учитывающие
особенности или специфику проведения работ.
| ||
3.3. Требования охраны труда по безопасному размещению
и хранению оборудования, инструментов и приспособлений, сырья, материалов
|
Описываются
требования по безопасному размещению технологического оборудования, отдельных
его групп и видов, коммуникаций, расстоянию между единицами оборудования,
оборудованием и стенами производственных зданий и сооружений, учитывающих
специфику работ.
Описываются специальные требования по безопасному размещению исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства в производственных помещениях (на производственных площадках), учитывающих особенности проведения работ. | ||
Раздел 4. Требования охраны труда по безопасному
выполнению работ
| |||
4.1. Требования охраны труда, предъявляемые к
организации и осуществлению работ
|
Содержит требования охраны
труда, предъявляемые к организации, планированию и осуществлению работ.
|
| |
4.2. Требования охраны труда по безопасному выполнению
конкретных видов работ
|
Подготовка к безопасному проведению работы.
Безопасные методы и приемы выполнения работы (содержит описание безопасных методов осуществления конкретных производственных процессов и приемов выполнения работы, включая рациональные и безопасные способы транспортирования и хранения исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции и отходов производства). Безопасное завершение работы (содержит требования по безопасному завершению работы, включая требования по удалению и транспортированию вредных и (или) опасных веществ и материалов из рабочей зоны, а также меры по удалению и обезвреживанию отходов производства, являющихся источниками вредных и (или) опасных производственных факторов). |
При наличии различных видов выполняемых работ данный
раздел делится на несколько самостоятельных параграфов, описывающих
требования по безопасному выполнению конкретных видов работ, включая работы
по техническому обслуживанию и ремонту технологического оборудования.
| |
4.3. Требования охраны труда по безопасному
выполнению работ по наряду допуску
|
Содержит требования охраны труда по безопасной организации
и безопасным приемам выполнения работ, выполняемых по наряд допуску.
|
Описание мероприятий по безопасному выполнению работ по
наряду допуску, минимизации повреждения
здоровья работников устранение недостатков существующей структуры правил
охраны труда. При отсутствии таких работ, о чем должно быть указано в п. 1.3,
данный параграф исключается.
| |
Раздел 5. Требования безопасности при возникновении
нештатных аварийных ситуаций
| |||
5.1. Перечень типовых нештатных аварийных ситуаций,
связанных с реализацией профессиональных рисков
|
Приводится перечень типовых нештатных аварийных ситуаций,
связанных с проведением конкретных видов работ.
|
Описание мероприятий по минимизации
повреждения здоровья работников, устранение недостатков существующей
структуры правил охраны труда.
| |
5.2. Мероприятия по обеспечению готовности к
локализации (минимизации) и ликвидации последствий реализации
профессиональных рисков
|
Описание требований к разработке планов действий при
возникновении нештатных аварийных ситуаций.
Описание требований по подготовке персонала по действиям при возникновении нештатных аварийных ситуаций. |
Предложенная в таблице 5 структура федеральных правил охраны труда содержит всю необходимую информацию для работодателя по обеспечению безопасной организации и проведения соответствующих видов экономической деятельности или видов работ, создает информационную основу для развития и совершенствования локальных нормативных актов системы управления охраной труда, таких как процедуры оценки профессиональных рисков, специальной оценки условий труда, допуска персонала к работе, управления профессиональными рисками (включая СИЗ), обучения, инструктажа, информирования, контроля, расследования несчастных случаев, а также правил охраны труда работодателя и инструкций по охране труда. Структура предложенных правил разработана с учетом классификации правил, описанной в работе [12].
Заключение
В работе доказано, что правила охраны труда являются одним из наиболее эффективных нормативных правовых актов, которые на системном уровне обеспечивают реализацию государственной политики в области охраны труда.
Разработанная структура федеральных правил охраны с учетом их гармонизации с нормативными правовыми актами в сфере охраны труда представляет собой весомый вклад в улучшение функционирования всей государственной системы управления охраной труда, в повышение эффективности деятельности работодателей по созданию безопасных условий труда и развития культуры безопасности.
Показана целесообразность классификации (группирования) правил охраны труда по определенному признаку, как, например, в [12], что содействует более четкой структуризации содержания самих правил. При таком подходе правила должны содержать всю необходимую и достаточную информацию (обязательные требования), учитывающие специфику и особенности определенного вида деятельности или работ. Общераспространенные требования охраны труда, имеющие обязательный характер для любого вида работ или вида экономической деятельности, должны содержаться в отдельных правилах охраны труда.
Очевидно, что регулярная актуализация в правилах охраны труда обязательных требований по защите охраняемым законом ценностям с учетом лучших практик обеспечения безопасности труда позволяет на системном уровне внедрять их в деятельность организаций и предприятий различных отраслей экономики страны.
Важно отметить, что правила охраны труда способствуют также повышению производительности и эффективности труда, улучшению репутации компаний, росту конкурентоспособности предприятий и, в конечном счете, приобретению работодателями долгосрочных преимуществ как в социальном, так и в экономическом плане.
[1] Рабочее место - место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Статья 209 ТК РФ.
[2] Под риском понимается результат установления причинно-следственной связи между опасностью и ожидаемыми последствиями, а под оценкой риска – результат установления уровня или силы причинно-следственной связи между опасностью и ожидаемыми последствиями [5].
[3] Под гармонизацией понимается согласованность, соответствие и взаимодополняемость нормативных правовых актов между собой.
[4] В рамках риск-ориентированного подхода любая авария или несчастный случай, по сути, представляют собой результат реализации профессионального риска.
[5] Объектами классификации в ОКВЭД являются виды экономической деятельности. Экономическая деятельность имеет место тогда, когда ресурсы (оборудование, рабочая сила, технологии, сырье, материалы, энергия, информационные ресурсы) объединяются в производственный процесс, имеющий целью производство продукции (предоставление услуг).
Источники:
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29.10.2021 г. № 776н «Об утверждении Примерного положения о системе управления охраной труда» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.12.2021 г. № 66318). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_403335/ (дата обращения: 18.11.2024).
3. Мажкенов С.А. Новая концепция управления охраной труда на основе риск-ориентированного и процессного подходов // Экономика труда. – 2022. – № 9. – c. 1373-1390. – doi: 10.18334/et.9.9.116308.
4. Варзунов А.В., Торосян Е.К., Сажнева Л.П. Анализ и управление бизнес-процессами. / Учебное пособие. - СПб.: Университет ИТМО, 2016. – 114 c.
5. Мажкенов С.А. Оценка профессиональных рисков на основе анализа эффективности защитных мер // Социально-трудовые исследования. – 2024. – № 4(57). – c. 83-95. – doi: 10.34022/2658-3712-2024-57-4-71-83.
6. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации». Base.garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/183350/ (дата обращения: 18.11.2024).
7. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации». Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358670/ (дата обращения: 18.11.2024).
8. Москвина М.С., Поляков А.В., Комин А.И. Анализ и систематизация правоприменительной практики по действующим правилам по охране труда // Экономика труда. – 2023. – № 12. – c. 2119-2130. – doi: 10.18334/et.10.12.120182.
9. Кузнецова Е. А., Товстий М. А. Обзор правоприменительной практики правил по охране труда на основе анализа судебных решений // Экономика труда. – 2024. – № 11. – c. 2005-2020. – doi: 10.18334/et.11.11.122129.
10. Самарская Н.А., Ильин С.М. Порядок разработки новых и актуализации существующих правил по охране труда в России // Российское предпринимательство. – 2016. – № 20. – c. 2745–2754. – doi: 10.18334/rp.17.20.36643.
11. Самарская Н.А., Ильин С.М. Актуализация обязательных требований охраны труда в условиях формирования новой модели правового регулирования // Экономика труда. – 2021. – № 10. – c. 1175-1190. – doi: 10.18334/et.8.10.113577.
12. Цирин И.В. Актуализация архитектуры и модели нормативно-правового регулирования в сфере охраны труда // Социально-трудовые исследования. – 2023. – № 4(53). – c. 97-111. – doi: 10.34022/2658-3712-2023-53-4-97-111.
13. Рекомендации по разработке и оформлению правил по охране труда одобренные Учёным советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты РФ (протокол от 20 мая 2015 г. № 2, п. 3). Гарант. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/71097306/ (дата обращения: 18.11.2024).
14. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2022 г. № 255 «О разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Government.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/docs/all/139526/ (дата обращения: 18.11.2024).
15. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 октября 2021 г. № 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2021 № 66015). Consultant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_401350/ (дата обращения: 18.11.2024).
16. Приказ Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 января 2014 г. № 14-ст «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)». Система ГАРАНТ. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/70639264/ (дата обращения: 18.11.2024).
Страница обновлена: 11.12.2024 в 16:14:03