Агломерации как вектор устойчивого развития сельских территорий
Ремизова А.А.1, Ягодина Н.В.1
1 Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Аннотация:
В мае 2019 года Постановлением Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий», призванная регулировать процессы развития сельских агломераций, формирование которых ранее происходило стихийным образом, без системного анализа и выделения этапов, актуальных для российской практики форм организации муниципального управления. В связи с этим целью данной статьи является раскрытие алгоритма планирования развития сельской агломерации на долгосрочный период, позволяющий обеспечить достижение целей, сформированных государственной программой «Комплексное развитие сельских территорий», кроме этого, предложен механизм управления формированием и развитием сельских агломераций в системе муниципального управления регионом.
Ключевые слова: сельские агломерации, сельские населенные пункты, социально-экономическое развитие, сельские территории, устойчивое развитие сельских территорий
JEL-классификация: O18, Q13, Q17, Q18
Введение. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью обеспечения продовольственной безопасности страны, принятия мер по устранению негативных последствий притока населения в крупные города России и значительному снижению численности населения в небольших и средних городах, а также в крупных сельских населенных пунктах, что осложняется отсутствием единого подхода к организации пространственного управления сельскими территориями.
Сегодня социально-экономическая ситуация на селе остается достаточно сложной: кардинально не решен вопрос с различиями в уровне и качестве жизни городского и сельского населения [1, С. 53-57], как и прежде, актуальна проблема с межрайонными и внутрирайонными транспортными перемещениями [2, С. 184-196], вызывает большое количество нареканий ситуация с оказанием экстренной и плановой медицинской помощи [3, С. 103-107].
Все это способствует развитию массовых миграционных процессов и оказывает существенное влияние на рост уровня урбанизации [4, С. 316-340]. В последние десятилетия наблюдается рост концентрации населения страны в крупных городах и пригородных территориях, что, несомненно, приводит к социальному опустыниванию российских сел [5].
Как отмечает Проваленова, Н. В., несмотря на то, что вопросам устойчивого развития сельских территорий уделяется достаточно большое внимание на различных уровнях государственной власти, а проблемы обеспеченности данных территорий социальной инфраструктурой находятся в фокусе научной общественности, наблюдается устойчивая отрицательная динамика сокращения численности сельского населения [6, С. 93-104]
Основными причинами низкого уровня социально-экономического развития сельских территорий являются как десятилетиями накопившиеся проблемы [7, С. 60-65], так и недостаток эффективных механизмов развития села, отсутствие комплексного подхода к управлению системой пространственного развития регионов [8, С. 4-8], .
Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года [9] определяет приоритетное направление посредством поддержки формирования сельских агломераций [10, С. 51-58].
Целью данного исследования является систематизация этапов долгосрочного планирования развития сельской агломерации на основе положений федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий» и Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года.
Научная новизна исследования заключается в предложении алгоритма планирования развития сельской агломерации на долгосрочный период, а также в систематизации и обобщении аналитической информации по планированию мероприятий, направленных на достижение индикаторов, установленных в программе “Комплексное развитие сельских территорий”.
Авторская гипотеза: реализация эффективного механизма разработки мероприятий, направленных на устойчивое развитие сельской агломерации позволит сократить сроки перехода к эффективной форме пространственной организации и определению эффективных векторов развития сельских территорий.
Методологическая основа исследования. Исследование проводилось на основании анализа нормативно-правовых актов, регулирующих государственную политику в сфере пространственного развития территорий Российской Федерации, а также исследований, посвященных вопросам устойчивого развития сельских территорий.
В основе механизма долгосрочного планирования развития сельской агломерации лежит системно-ориентированный подход, позволяющий рассматривать взаимосвязь различных факторов, оказывающих существенное влияние на социально-экономическое развитие муниципальных образований и разработке комплекса мероприятий, способствующие определению «драйверов» развития сельских территорий.
Результаты исследований и их обсуждение.
По инициативе Правительства Российской Федерации, Министерства сельского хозяйства в 2023 году утвержден новый подход и задан принципиально иной вектор развития сельских территорий, основанный на базовых положениях, изложенных в программе развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий (сельских агломераций) [5]. Программа рассчитана на период до 2030 года, в течение которого муниципалитеты и субъекты приступают к разработке и реализации планов поддержания около 1,8 тыс. агломераций на территории Российской Федерации. Такой системный подход способствует всестороннему развитию сельских территорий, предоставляя отечественному бизнесу большие возможности для развития не только в традиционных для сельских территорий отраслях растениеводства и животноводства, но и открывает новые горизонты в агротуризме, переработке сельскохозяйственной продукции, производстве лекарственных препаратов.
Ключевые показатели и целевые положения Программы определяются в соответствие с направлениями, заложенными в Послании Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации, а также в Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
На повестку дня встал вопрос о значительной межрегиональной и внутрирегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации. Решение этой задачи лежит в плоскости формирования условий для рационального размещения городского и сельского населения страны, повышения привлекательности проживания на сельских территориях, динамичного развития сельской инфраструктуры, содействия в развитии малых и средних городов, а также крупных сельских населенных пунктов [8]. Такие населенные пункты призваны стать центрами, полноценно обеспечивающими население и предпринимательство сельских территорий востребованными видами услуг социальной сферы, сферы технического обслуживания, культивации земель, информационно-логистической сферы, сферы хранения и переработки сельскохозяйственной продукции и сырья и т.д.
Перспективными центрами экономического роста Российской Федерации обозначены 41 городская агломерация; целый ряд городов с численностью населения до 500 тыс. человек; города, являющиеся административными центрами субъектов Российской Федерации и прилегающие к ним муниципальные образования, перспективные минерально-сырьевые, агропромышленные и научно-образовательные центры [10].
Небольшие и средние города, а также крупные сельские населенные пункты призваны стать ключевыми точками экономического роста регионального, межмуниципального и муниципального значения и работать на снижение уровня урбанизации населения.
В программе развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий (сельских агломераций) предусмотрена особая роль опорных пунктов, которые, аккумулируя имеющиеся территориальные, национальные, экономические, научные, сырьевые и иные ресурсы станут точками роста для прилегающих к ним территорий.
В целях обеспечения комплексного развития российских территорий посредством реализации идеи упорядочения заселенности, разрабатывается новый национальный проект «Инфраструктура для жизни» [11, 12], первым этапом реализации которого является формирование опорных населенных пунктов (рис.1).
Рисунок 1 - Ключевые аспекты реализации национального проекта «Инфраструктура для жизни» [составлено авторами на основании источников: 11, 12]
Одиннадцатое приложение к государственной программе Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» [13] ввело в активный оборот понятия «сельские территории» и «сельские агломерации» (рис. 2).
Рисунок 2 - Интерпретация понятий «сельские территории» и «сельские агломерации» [источник: 13]
Актуальность формирования социально-экономических образований иного формата обусловлено необходимостью значительного повышения эффективности местного самоуправления в Российской Федерации.
Перечень сельских агломераций на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом, который был утвержден Правительством Российской Федерации в 2020-2021 гг.
С целью определения приоритетных направлений развития сельской агломерации каждое муниципальное образование разрабатывает долгосрочный план развития, который позволит обеспечить не только экономическую эффективность использования имеющихся ресурсов, но и является одним из инструментов обеспечения социальной устойчивости территории. На этапе планирования должны быть учтены не только количественные, но и качественные показатели, которые сопровождаются анализом факторов удовлетворенности населения.
Планирование долгосрочного развития сельской агломерации необходимо осуществлять в соответствие с определенным и выверенным механизмом, посредством которого будут достигнуты планируемые показатели [14].
Основой для реализации долгосрочного планирования является «Паспорт социально-экономического и пространственного положения сельской агломерации», отражающий уровень социально-экономического развития опорного пункта и прилегающих к нему территорий. Алгоритм разработки долгосрочного плана развития сельской агломерации представлен на рис. 3.
Рисунок 3 – Алгоритм разработки программы долгосрочного развития сельской агломерации
Непосредственной разработке долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций предшествует аналитический этап, способствующий выявлению драйверов экономического роста, определению перспективных направлений развития агломерации, оценке имеющихся ресурсов.
Для определения приоритетных направлений развития агломерации необходимо провести оценку текущего уровня социально-экономического развития территории. Поскольку качество жизни на селе напрямую зависит от развития социальной инфраструктуры, которая находится в тесном взаимодействии с производственной сферой, то на первом этапе планирования проводится оценка текущего уровня развития инфраструктуры, включающая развернутый анализ текущей демографической ситуации и анализ объектов инфраструктуры. Данный анализ необходимо проводить не только по сельской агломерации, но и в разрезе каждого населенного пункта, входящего в его состав (рис. 4).
Рисунок 4 - Направления оценки текущего уровня развития инфраструктуры сельских агломераций
Основным источником информации для проведения оценки демографической ситуации являются данные муниципальной статистики. Особенно тщательному анализу на этом этапе планирования должны быть подвержены показатели общей демографической нагрузки, объемы миграции, ее интенсивность и эффективность, интенсивность миграционного оборота и др.
В соответствии с Концепцией демографической политики РФ на период до 2025 г. устойчивое развитие территории неразрывно связано с созданием условий для самореализации молодежи, снижением темпов убыли населения, поддержкой переселения в сельскую местность и др., что будет способствовать привлечению молодых специалистов в производственную сферу и сферу обслуживания внутри сельской агломерации. Именно поэтому оценка демографической ситуации является одним из ключевых аспектов оценки социально-экономического развития территории.
Анализ состояния инфраструктуры сельской агломерации необходимо начинать с оценки его потенциала, что предполагает использование количественных показателей, характеризующих наличие и месторасположение объектов каждой из отраслей социально-культурной сферы, а также их суммарную мощность (количество больниц и число место-коек в них, количество школ, детских садов, колледжей и общее число учебных мест, количество предприятий розничной торговли и суммарная торговая площадь и т.д. ).
Анализ качественных показателей (износ основных фондов, удельный вес ветхих объектов и объектов, требующих капитального ремонта, соответствие анализируемых показателей нормативным значениям и др.), позволяет оценить материальный потенциал инфраструктуры: техническое состояние объектов социально-культурной сферы, возможность их дальнейшего использования или необходимость замены, инвестиционную потребность в новые объекты.
При оценке инженерной инфраструктуры важную роль играет вопрос транспортной доступности, возможности качественного автомобильного сообщения между населенными пунктами, что является одним из ключевых направлений устойчивого развития территории. Развитая транспортная инфраструктура позволяет преодолеть разрыв между городом и селом, а также привлечь на территорию молодых специалистов, инвесторов и товаропроизводителей [2, 9, 1].
В соответствии со Стратегией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года для развития дорожно-транспортной инфраструктуры необходимо проводить мероприятия, направленные на обеспечение населенных пунктов автобусными маршрутами, которые будут осуществлять пассажироперевозки по дорогам с твёрдым покрытием (рис.5).
Рисунок 5 − Информация о маршруте при формировании маршрутной сети общественного транспорта
По результатам проведенного анализа социально-экономического развития сельских агломераций проводится оценка перспективности дальнейшего ее развития в социально-экономическом аспекте и составляется прогноз развития. Ключевым фактором данного прогноза является уровень демографического развития территории.
Базовый демографический прогноз строится на основе данных, полученных на первом этапе планирования. На втором этапе необходимо определить и оценить факторы, которые оказывают влияние на численность населения в муниципальных образованиях (рис. 6).
Рисунок 6 – Порядок формирования демографического прогноза по муниципальному образованию
На основе прогнозируемого уровня развития демографической ситуации делается вывод о возможном масштабе и направлениях развития сельской агломерации, о текущем и планируемом размещении производственных сил на территории, осуществляется прогноз ее экономического развития. При этом полученную информацию можно разделить на два блока:
− экономика (анализ экономического состояния хозяйствующих субъектов и источники формирования бюджета);
− потенциал развития (рис. 7).
Рисунок 7 - Основные показатели оценки экономического состояния территории и размещения производственных сил
Далее необходимо провести анализ потребности территории в тех или иных объектах социальной инфраструктуры. При этом необходимо руководствоваться данными, которые получены на первом и втором этапах планирования, это касается данных демографического прогноза, доступности для населения социально-значимых услуг и соответствие нормативам, установленным градостроительным проектированием. При планировании инфраструктурных мероприятий необходимо провести многофакторный анализ, включающий оценку источника его реализации, объем средств, требуемых на его выполнение, полученный результат, а также перечень задач, реализацию которых необходимо обеспечить перед началом реализации данного мероприятия. Полученные результаты являются основой для четвертого этапа формирование плана мероприятий, направленных на комплексное социально-экономическое развитие сельской агломерации.
Механизм реализации алгоритма разработки мероприятий, направленных на долгосрочное социально-экономическое развитие сельских агломераций представлен на рис. 8.
Рисунок 8 - Механизм долгосрочного планирования развития сельской агломерации [15, 16, 17, 18]
Заключение.
Разработка и согласование долгосрочных программ развития предполагает тесное взаимодействие между муниципальными образованиями и органами исполнительной власти. Координация социально-экономического развития сельских территорий осуществляется посредством реализации различных организационных механизмов, межведомственного и межмуниципального взаимодействия по формированию планов долгосрочного развития и оценке обоснованности, целесообразности и достижимости запланированных индикаторов.
Поскольку финансирование программ комплексного развития сельских территорий (агломераций) осуществляется на конкурсной основе, то стратегическое планирование, направленное на определение и создание «драйверов долгосрочного развития территории» призвано обеспечить синергетический эффект, способствующий кардинальному преобразованию сельских территории [19]. Эффективное применение организационных инструментов позволит достичь запланированных показателей социально-экономического развития сельской агломерации за счет рационального использования имеющихся ресурсов, необходимых для достижения задач комплексного развития территории.
Источники:
2. Полухина М.Г. Экономическая оценка развития дорожно-транспортной инфраструктуры сельской местности // Регионаьная экономика: теория и практика. – 2018. – № 1(448). – c. 184-196. – doi: 10.24891/re.16.1.184.
3. Сабирова З.З., Буранбаева Л.З., Юлдыбаев Б.Р. Медицина на селе: современное состояние и финансирование, проблемы и перспективы развития // Вестник БИСТ (Башкирского института социальных технологий). – 2020. – № 1(46). – c. 103-107.
4. Хоу В. Анализ взаимосвязи между уровнем урбанизации и уровнем потребления сельских жителей. / В книге: Социально-экономическое развитие России и Китая глазами российских и китайских экономистов. - Санкт-Петербург - Пекин: Скифия-Принт, 2019. – 316-340 c.
5. Косинский П.Д., Юрзина Т.А. Развитие сельских территорий в условиях формирования агломераций // Современные тенденции и инновации в науке и производстве: Материалы ХI Международной научно-практической конференции. Междуреченск, 2022. – c. 216.1-216.5.
6. Проваленова Н.В., Касимов А.А. Ключевые проблемы и основные направления развития социальной инфраструктуры сельских территорий // Вестник НГИЭИ. – 2021. – № 3(118). – c. 93-104. – doi: 10.24412/2227-9407-2021-3-93-104.
7. Низова Л.М., Кудрявцева В.О. Комплексное развитие села: приоритеты, проблемы и пути решения // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. – 2022. – № 7. – c. 60-65.
8. Емельяненко В.М., Коргополов Д.Н., Дмитренко Е.А., Блинов О.А. Реализация государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» как приоритетный механизм роста качества жизнедеятельности на селе // Уровень и качество жизни сельского населения: региональный аспект: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2019. – c. 4-8.
9. Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года 02.02.2015 № 151-р. Гарант.ру. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70761426/ (дата обращения: 08.10.2024).
10. Ворошилов Н.В. Критерии выделения сельских агломераций и механизм управления их развитием // Развитие территорий. – 2022. – № 1(27). – c. 51-58. – doi: 10.32324/2412-8945-2022-1-51-58.
11. Перечень опорных населенных пунктов России, куда входят города и села Чувашии, планируют утвердить в августе. Нацпроекты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://нацпроекты.рф/перечень-опорных-населенных-пунктов/ (дата обращения: 20.10.2024).
12. Марат Хуснуллин провёл заседание Правительственной комиссии по региональному развитию. Правительство России. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/52754/ (дата обращения: 05.11.2024).
13. Постановление Правительства РФ «Об утверждении государственной программы Российской Федерации Комплексное развитие сельских территорий и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» 31.05.2019 N 696 (ред. от 27.06.2024). Судебные и нормативные акты РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://sudact.ru/law/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-31052019-n-696/ (дата обращения: 23.10.2024).
14. Проект Методические указания по разработке долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций. Иркутская область. Официальный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/agroline/Методика%20(проект).pdf?ysclid=m3epiqw98b14276027 (дата обращения: 23.10.2024).
15. Кондыкова Ю.А. Трансформация подходов к оказанию государственной поддержки на развитие сельских территорий. Материалы круглого стола «Формирование межсекторного взаимодействия для целей развития территорий, населенных пунктов и повышения их человеческого потенциала» в рамках XXI Общероссийского форума «Стратегическое планирование в регионах и городах России». Комитет Государственной Думы по региональной политике и местному самоуправлению. [Электронный ресурс]. URL: http://komitet-regpol.duma.gov.ru/novosti/20dae1e1-9e89-48c5-a8c5-82d4954ab4cf (дата обращения: 08.10.2024).
16. Порядок разработки, реализации и оценки эффективности долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций. Проект. Иркутсткая область. Официальный портал. [Электронный ресурс]. URL: https://irkobl.ru/sites/agroline/Порядок%20(проект).pdf (дата обращения: 08.10.2024).
17. Проект Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил разработки, согласования, утверждения и мониторинга реализации долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов и прилегающих территорий» (подготовлен Минсельхозом России 27.09.2023). Garant.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/56972052/?ysclid=m38yz5l1lj970724827 (дата обращения: 08.10.2024).
18. Приказ Министерства экономического развития РФ «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке долгосрочных планов социально-экономического развития крупных и крупнейших городских агломераций» 26.09.2023 №669. Министерство экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/ (дата обращения: 08.10.2024).
19. Долгосрочные программы развития сельских агломераций (ДПР). Академия городских технологий «СРЕДА». [Электронный ресурс]. URL: https://sreda-academy.ru/publications/dolgosrochnye-programmy-razvitiya-selskikh-aglomeratsiy-dpr/ (дата обращения: 08.10.2024).
Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:31:22