Демография сельских агломераций Омской области: от анализа к стратегии социально-экономического развития
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Введение. На современном этапе пространственного развития Российской Федерации усиливается значение государственных мер по регулированию вопросов территориального распределения населения [1, 2]. В большей степени вопросы перераспределения населения связаны со значительным снижением численности сельского населения страны [3]. Актуальность темы подтверждается целым рядом исследований в данном научном направлении. Так, по мнению Лавровой А.П. [4 С. 362-365], жизнь в сельской местности трудно назвать привлекательной, что обусловлено значительной дифференциацией уровня жизни сельского и городского населения и приводит к сокращению численности жителей сельских территорий.
Формирование сельской агломерации, как способа организации управления территорией, по словам Пятинского А.С. [5 С. 186-194], направлено на эффективное применение трудовых ресурсов, с целью обеспечения социально-экономического развития сельских поселений.
Ю.А. Симагин [6 С. 39-44] отмечает, что одним из важнейших индикаторов и, одновременно, фактором устойчивого развития любой территории является стабильная численность населения.
Т.И. Гуляева, Е.В. Такмакова, А.Г. Зайцев [7 С. 39-44] подчеркивают и обосновывают результатами переписи населения 2002 г., 2010 г., 2020 г. и статистическими данными снижение численности сельского населения, а также его доли в общей численности населения страны.
Исследования А.В. Топориной и Е.В. Гонцовской [8 С. 6010-6015] посвящены проблеме депопуляции сельского населения и факторов, обусловивших ее наступление в России.
Проблемам социально-экономического развития сельских территорий посвящены труды Баетовой Д.Р. [9 С. 585-589], Блинова О.А. и др. [10 С. 176], Проваленовой Н.В. [11 С. 75-83], Гуменюк, И.С. [12 С. 91-99] и др.
Перечисленные исследования поднимают проблему демографической диспропорции регионов, однако особый интерес представляют результаты внутрирегиональных, муниципальных исследований, базирующихся на результатах демографического анализа и позволяющих корректировать выявленный дисбаланс при разработке и реализации долгосрочного планирования социально-экономического развития территорий.
Целью данного исследования является разработка направлений реализации в Омской области стратегии социально-экономического развития сельских агломераций в условиях существующих демографических вызовов на основе анализа демографической ситуации региона. В ходе исследования были решены следующие задачи: проведена оценка текущего состояния демографической ситуации объекта наблюдения; выделены тенденции ее развития и ключевые факторы риска, что способствует определению стратегического потенциала социально-экономического развития региона с учетом сложившейся демографической ситуации.
Элементы научной новизны заключаются в выявлении взаимосвязи интенсивности социально-экономического развития и демографического состояния сельских агломераций на основе результатов анализа показателей численности и состава населения муниципальных образований, миграционных процессов, показателей естественного движения населения, а также в выявлении и группировке демографических угроз региональному социально-экономическому развитию муниципальных районов Омской области.
Гипотезой данного исследования стало предположение о наличии прямой зависимости параметров социально-экономического развития сельских агломераций от тенденций изменения показателей, оказывающих влияние на демографический потенциал региона.
Методологическая основа исследования. В качестве основных методов, используемых в процессе проведения исследования, можно отметить анализ нормативно-правовых актов, регламентирующих государственную политику в области пространственного развития территорий Российской Федерации, контент-анализ научной литературы, статистический анализ, которые в совокупности формируют научное обоснование результатов исследования.
Результаты исследований и их обсуждение.
Введенные в российское законодательство понятия опорных населенных пунктов и прилегающих территорий [13] и объединенные в пространственно-экономическом формате эти системы представляют собой особую форму организации муниципальных образований − сельские агломерации. Разработанные методические подходы к формированию сельских агломераций требуют учета региональных особенностей, в связи с этим, при разработке долгосрочных программ социально-экономического развития сельской агломерации следует учитывать уровень социально-экономического развития территории, и, прежде всего, сложившуюся демографическую ситуацию, как определяющий фактор.
При оценке показателей, характеризующих демографические особенности региона, необходимо отражать не только уровень текущего состояния области в целом, но и в разрезе муниципальных образований, а также прогнозируемые значения на долгосрочную перспективу. Следовательно, одним из этапов планирования социально-экономического развития территории должна стать оценка факторов, оказывающих влияние на его демографический и экономический потенциал. Классификация факторов и их критерии представлены в таблице 1.
Таблица 1
Основные факторы, оказывающие влияние на потенциал развития сельской агломерации
Критерий
|
Потенциал развития сельской агломерации
| |
Экономический
|
Демографический
| |
Пространственный фактор
| ||
Отдаленность
от городского округа
|
снижает
инвестиционную привлекательность
|
процесс
концентрации населения в областных центрах и прилегающих к ним территориям
|
Низкий
уровень развития транспортной инфраструктуры
|
приводит
к росту издержек, связанных с грузо- и пассажироперевозками
|
снижает
доступность к услугам объектов социальной инфраструктуры; транспортное
сообщение между населенными пунктами
|
Близость
агломерации к развитым регионам
|
возможность
увеличения товарооборота между приграничными территориями
|
возможность
роста миграционных потоков
|
Привлекательность
территории для агротуризма
|
рост
доходов от оказания услуг, налоговые поступление, новые рабочие места, рост
заработной платы
|
рост
качества жизни населения, развитие объектов социальной инфраструктуры
|
Уровень экономического развития
| ||
Промышленные
предприятия, добывающие отрасли, предприятия АПК, субъекты малого
предпринимательства
|
создание
рабочих мест; рост площади коммерческой недвижимости
|
улучшение
уровня жизни, снижение безработицы
|
рост
инвестиционной привлекательности
|
миграционные
потоки, привлечение специалистов (в том числе молодых) в сельскую местность
| |
рост
налоговых поступлений
|
рост
располагаемых ресурсов домохозяйств, находящихся на сельской территории
| |
Развитие
инфраструктуры (транспортная, энергетическая, социальная)
|
создание
благоприятных условий для бизнеса
|
повышение
качества и привлекательности среды для жизни
|
Социальный
фактор
| ||
Образование
|
рост
числа квалифицированных кадров
|
повышение
уровня образования, квалификации, рост конкурентоспособности на рынке труда
|
сокращение
разрыва между спросом и предложением на рынке труда
|
получение
востребованной профессии
| |
Здравоохранение
|
воспроизводство
трудовых ресурсов, рост производительности труда, снижение дефицита кадров
|
увеличение
продолжительности и качества жизни населения, сокращение различий в
продолжительности жизни между городским и сельским населением
|
Социальная
инфраструктура
|
повышение
привлекательности территории для трудоспособного населения
|
рост
качества жизни и привлекательность региона для новых жителей; доступность
жилья; обеспеченность природным газом, интернетом; общественное
благоустройство территории; рост пропускной способности спортивных сооружений
|
Для обеспечения эффективного развития сельских агломераций необходимо еще на этапе долгосрочного планирования учитывать степень выраженности и комплексное взаимодействие всех вышеперечисленных факторов. В программе долгосрочного пространственного развития региона подлежат анализу как экономические, так и демографические аспекты регионального развития, учитываются результаты регулярных исследований в целях адаптации стратегий в зависимости от изменений социальной и экономической ситуации. Это позволяет создавать и мониторить условия для устойчивого роста качества жизни населения.
Решающим фактором и условием перспективности мер устойчивого развития сельских территорий является демографический потенциал региона, который на каждом этапе развития общества сталкивается с определенными демографическими вызовами, порожденными как эволюционными процессами, общими для многих государств и регионов, так и пертурбационными факторами, характерными для российской истории регионального развития (рис. 1).
Рисунок 1 - Основные демографические вызовы Омской области [Источник: 14]
К демографическим вызовам, стоящими перед органами исполнительной власти Омской области можно отнести как общероссийские проблемы низкой рождаемости, сокращения численности и неблагоприятные изменения возрастного состава населения, так и региональные проблемы миграционного характера, связанные с оттоком населения в другие регионы страны.
По итогам Всероссийской переписи населения [15] в Омской области насчитывается 1471 населенный пункт, в которых в 2020 г. проживало почти 492799 тыс. чел., из них 59 населенных пункта без населения (рис.2.).
Рисунок 2 – Группировка сельских населенных пунктов Омской области по численности жителей [составлено авторами на основании источника 15]
Наибольшее количество сельских населенных пунктов Омской области насчитывает от 101 до 500 жителей. Количество населенных пунктов, в которых проживает более 1000 чел. составляет чуть более 7%.
При оценке демографического потенциала развития сельских агломераций Омского региона с целью выявления происходящих в них тенденций, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие территории, проанализированы основные показатели численности населения области, естественного прироста (убыли), показатели происходящих в регионе миграционных процессов.
По данным Федеральной службы государственной статистики [16] на 01.01.2024 в Омской области проживало 1818093 чел., из которых 476244 чел. - сельские жители. Сравнивая данные показатели с итогами Всероссийской переписи населения 2020 г., можно заметить, что наблюдается сокращение численности сельского населения за этот период более чем на 16,5 тыс. человек.
На сложившуюся динамику численности населения сельской местности оказывают влияние естественные демографические изменения, такие как рождаемость и смертность. Показатели естественного прироста/убыли являются одним из индикаторов эффективности реализуемой в регионе социальной политики. Данные по естественному приросту (убыли) по муниципальным районам Омской области представлены на рис. 3.
Рисунок 3 - Естественная убыль (прирост) населения Омской области в 2023 г., чел. [составлено авторами на основании источника 17]
В 2023 г. по всем районам Омской области отмечается естественная убыль населения. Единственным исключением является Москаленский район, в котором отмечается прирост сельского населения на 7 чел. Однако, данные изменения не оказали существенного влияния на значение показателя по району в целом, так как отмечена убыль городского населения на 14 чел.
Наибольшая убыль населения в результате естественных демографических изменений отмечается в Муромцевском, Большеуковском, Большереченском и Крутинском районах (общий коэффициент естественной убыли составил 12,2; 11,9 и 11,1 промилле соответственно (значение коэффициента в Большереченском и Крутинском районах идентичное). Динамика изменения естественной убыли населения за 2022-2023 гг. представлена на рис.4.
Рисунок 4 - Динамика естественной убыли в муниципальных районах Омской области за 2022-2023 гг. [составлено авторами на основании источника 17]
В 18 районах Омской области в 2023 г. отмечается положительная динамика естественной убыли в муниципальных районах по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., характеризующая снижение естественной убыли в муниципальных районах региона. В 15 районах Омской области сохраняется негативная тенденция естественной убыли населения.
На рис. 5. представлена сложившаяся динамика естественной убыли населения Омской области в разрезе “городское/сельское население”.
Рисунок 5 - Динамика естественной убыли городского и сельского населения в муниципальных районах Омской области в 2023 г. к 2022 г. [составлено авторами на основании источника 17]
На показатели естественной убыли любой группы населения оказывают существенное влияние такие факторы, как рождаемость и смертность. Рождаемость в Омской области остается стабильной, ее значение немного выше среднего уровня по стране [18]. При этом, если суммарный коэффициент рождаемости городского населения Омской области соответствует среднему значению по стране, то суммарный коэффициент рождаемости сельского населения несколько выше среднероссийского значения (табл. 2).
Таблица 2
Динамика суммарного коэффициента рождаемости в 2021-2023 гг.
Регион
|
Население
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Российская
Федерация
|
все
население
|
1,47
|
1,42
|
1,41
|
городское
население
|
1,4
|
1,36
|
1,36
| |
сельское
население
|
1,69
|
1,59
|
1,57
| |
Омская
область
|
все
население
|
1,56
|
1,52
|
1,5
|
городское
население
|
1,4
|
1,39
|
1,36
| |
сельское
население
|
2,1
|
1,99
|
1,96
|
В 2023 году показатель рождаемости в Омской области составил около 8,3 родившихся на 1000 жителей [19]. Начиная с 2015 г. значение данного показателя постоянно снижается, что оказывает негативное влияние на демографическую ситуацию в регионе.
Динамика показателя общего коэффициента рождаемости по муниципальным районам Омской области представлена на рис. 6.
Рисунок 6 - Общий коэффициент рождаемости в муниципальных районах Омской области в 2023 г., промилле [составлено авторами на основании источника 20]
В Омском регионе на протяжении ряда лет остается высоким уровень смертности, особенно среди сельского населения. Значение данного показателя превышает значение среднего по Российской Федерации [21]. В 2023 году уровень смертности составлял около 13,1 умерших на 1000 жителей, отмечается тенденция снижения данного показателя.
Динамика общего показателя смертности по муниципальным районам Омской области представлена на рис. 7.
Рисунок 7 - Общий коэффициент смертности в муниципальных районах Омской области в 2023 г., промилле [составлено авторами на основании источника 21]
Наибольшее значение данного показателя отмечается в Муромцевском, Большеуковском и Крутинском районах. В этих районах Омской области также наблюдается невысокий уровень коэффициента рождаемости, что усиливает тенденцию естественной убыли населения.
Одним из ключевых факторов, оказывающих влияние на демографическую ситуацию в сельской агломерации, являются миграционные процессы, которые могут как положительно, так и отрицательно сказываться на развитии сельских агломераций, что необходимо учитывать при оценке демографического потенциала в прогнозируемом (или расчетном) периоде. Влияние миграционных процессов зависит от характера и масштабов перемещения населения. В качестве положительных факторов можно отметить привлечение рабочей силы, развитие инфраструктуры, рост доходов и потребления. Миграционный отток же оказывает негативное влияние не только на демографическую ситуацию, но и приводит к отрицательным последствиям в социальной сфере и развитии инфраструктуры сельской территории.
В Омской области за последние три года отмечается устойчивая тенденция миграционного оттока из муниципальных районов, который составляет более чем три тысячи человек в год. В 2021 г. миграционный отток составил 3303 чел, в 2022 г. отмечается значительное увеличение данного показателя (отток составил 3881 чел.), в 2023 г. наблюдается небольшое снижение этого показателя до уровня 3241 чел.
При рассмотрении направлений миграции населения Омского региона, можно отметить, что наибольший удельный вес в общем объеме миграционного оттока занимает миграция в пределах России, где отток из районов области составил 3672 чел (внутрирегиональная миграция составляет около 38%, межрегиональная – более 61%), в рамках международной миграции приток населения в Омскую область составил 431 чел. (рис. 8).
Рисунок 8 - Направления миграции населения муниципальных районов Омской области в 2021-2023 гг. [составлено авторами на основании источника 23]
Для разработки мероприятий, направленных на снижение оттока населения из сельских агломераций необходимо провести анализ миграционных процессов в разрезе муниципальных районов региона. Максимальное число прибывших и выбывших жителей в 2023 г. отмечается в Омской муниципальном районе (2530 чел. и 2499 чел. соответственно), но он не входит в состав сельских агломераций области, т.к. не соответствует условиям, предъявляемым к сельским агломерациям.
Наиболее напряженная ситуация с миграционным оттоком населения наблюдается в Исилькульском, Калачинском и Черлакском районах (348 чел, 366 чел, 305 чел. соответственно). Однако, в Исилькульском и Калачинском районах в 2023 г. отмечается положительная динамика по снижение оттока населения по сравнению с 2022 г. (рис. 9).
Рисунок 9 - Направления миграции населения Омской области
в 2023 г., чел. [составлено авторами на основании источника 23]
Анализ миграционных потоков в разрезе сельских агломераций Омской области за 2023 год показал, что приток населения отмечается только в трех муниципальных районах:
1) в Азовский немецкий национальный муниципальный район за исследуемый период миграционный приток составил 182 чел., из них 138 чел. - внутрирегиональная миграция, 41 чел. - приток населения из стран СНГ, 14 чел. - с других зарубежных странам, миграционный отток за этот же период составил 11 чел. (межрегиональная миграция);
2) в Марьяновский район приток населения в 2023 году составил 65 чел. Если рассматривать миграционные потоки по направлениям миграции населения, то по межрегиональной миграции наблюдается отток в количестве 59 чел, по остальным направлениям отмечается приток населения в количестве 124 чел.;
3) в Омский муниципальный район приток населения в прошлом, 2023 году, составил 31 чел. (однако данный район не входит в утвержденный перечень сельских агломераций региона [22]).
В остальных муниципальных районах Омской области в 2023 г. отмечается миграционная убыль. Миграционные потоки в разрезе муниципальных образований региона в 2023 г. и динамика, отражающая изменение показателя миграции по сравнению с прошлым годом, представлена на рис. 10.
Рисунок 10 - Миграционные процессы в Омской области в 2023 г. в разрезе муниципальных районов, чел. [составлено авторами на основании источника 23]
Сравнение значений показателей миграции Омского региона в динамике за 2022-2023 гг. указывает на снижение миграционной убыли населения в 2023 г. в 17 из 32 районов региона (Большереченском, Большеуковском, Знаменском, Исилькульском, Калачинском, Кормиловском, Крутинском, Муромцевском, Называевском, Нижнеомском, Оконешниковском, Омском, Павлоградском, Полтавском, Русско-Полянском, Саргатском, Таврическом), в Азовском немецком муниципальном районе отмечается увеличение населения в результате миграции в 2023 г. на 128 чел. по сравнению с 2022 г. В 12 районах миграционный отток в 2023 г. увеличился.
В рамках международной миграции в 2023 г. отмечается приток населения в регион из стран СНГ и других зарубежных стран в количестве 232 чел., в том числе:
- из Республики Казахстан прибыло 1901 чел. и выехало 1762 чел.;
- из Таджикистана прибыло 338 чел., выехало 202 чел.;
- из Киргизии прибыло 208 чел., выехало 124 чел.;
- из Германии прибыло 236 чел., выехало 230 чел.
Можно отметить, что в настоящее время эмиграция населения из Омской области в зарубежные страны не оказывает существенного влияния на миграционные процессы региона.
Для определения значимости отдельных демографических угроз, выявленных в муниципальных образованиях Омской области и в целях учета их комплексного воздействия на процесс формирования и социально-экономическое развитие сельских агломераций региона, результаты проведенного анализа сведены в единую матрицу основных демографических угроз региональному социально-экономическому развитию муниципальных районов Омской области (табл. 3).
При формировании матрицы демографических угроз учитывалась динамика показателя по муниципальному образованию Омской области и его соотношение со средним значением аналогичного показателя по России.
Таблица 3
Матрица основных демографических угроз региональному социально-экономическому развитию муниципальных районов Омской области
Муниципальный район
|
Численность населения, чел.
|
Общий коэффициент рождаемости,
промилле
|
Общий коэффициент смертности,
промилле
|
Миграционный прирост/отток
| |||||||||
2022 г.
|
2023 г.
|
Отклонение, (+/-)
|
% снижения численности
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Отклонение, (+/-)
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Отклонение, (+/-)
|
2022 г.
|
2023 г.
|
Отклонение, (+/-)
| |
Азовский
немецкий национальный муниципальный район
|
25574
|
25205
|
-369
|
-1,46
|
7,9
|
8,6
|
0,7
|
8,9
|
10,5
|
1,6
|
54
|
182
|
128
|
Большереченский
муниципальный район
|
24126
|
21790
|
-2336
|
-10,72
|
9,9
|
9
|
-0,90
|
20,5
|
20,1
|
-0,4
|
-69
|
-51
|
18
|
Большеуковский
муниципальный район
|
6797
|
5942
|
-855
|
-14,39
|
7,3
|
9,5
|
2,2
|
20,8
|
21,4
|
0,6
|
-37
|
-34
|
3
|
Горьковский
муниципальный район
|
19023
|
18361
|
-662
|
-3,61
|
9,6
|
8
|
-1,6
|
18,4
|
17,3
|
-1,1
|
-104
|
-121
|
-17
|
Знаменский
муниципальный район
|
10815
|
9906
|
-909
|
-9,18
|
8,7
|
8,4
|
-0,3
|
14,8
|
15,1
|
0,3
|
-84
|
-63
|
21
|
Исилькульский
муниципальный район
|
37621
|
35753
|
-1868
|
-5,22
|
10,6
|
11,4
|
0,8
|
14,9
|
15,4
|
0,5
|
-495
|
-348
|
147
|
Калачинский
муниципальный район
|
37435
|
36093
|
-1342
|
-3,72
|
9,2
|
9,1
|
-0,1
|
18,2
|
15,9
|
-2,3
|
-445
|
-366
|
79
|
Колосовский
муниципальный район
|
10207
|
8999
|
-1208
|
-13,42
|
11,3
|
9,6
|
-1,7
|
20,5
|
18,5
|
-2
|
-100
|
-157
|
-57
|
Кормиловский
муниципальный район
|
24097
|
23330
|
-767
|
-3,29
|
9,7
|
8,9
|
-0,8
|
14,1
|
14,5
|
0,4
|
-21
|
-19
|
2
|
Крутинский
муниципальный район
|
14131
|
12896
|
-1235
|
-9,58
|
10,2
|
9,8
|
-0,4
|
17,6
|
20,9
|
3,3
|
-85
|
-18
|
67
|
Любинский
муниципальный район
|
37082
|
38401
|
1319
|
3,43
|
8,9
|
9,4
|
0,5
|
13,3
|
13,9
|
0,6
|
-43
|
-60
|
-17
|
Марьяновский
муниципальный район
|
26536
|
25346
|
-1190
|
-4,70
|
9,9
|
8,3
|
-1,60
|
12,7
|
12,2
|
-0,5
|
68
|
65
|
-3
|
Москаленский
муниципальный район
|
27337
|
26599
|
-738
|
-2,77
|
11,9
|
11,9
|
0
|
12
|
12,2
|
0,2
|
-174
|
-200
|
-26
|
Муромцевский
муниципальный район
|
19803
|
17328
|
-2475
|
-14,28
|
10,2
|
8,7
|
-1,5
|
22
|
21,4
|
-0,6
|
-209
|
-118
|
91
|
Называевский
муниципальный район
|
18986
|
18133
|
-853
|
-4,70
|
8,7
|
8,2
|
-0,5
|
18,9
|
17,5
|
-1,4
|
-267
|
-179
|
88
|
Нижнеомский
муниципальный район
|
13122
|
12382
|
-740
|
-5,98
|
9,3
|
9,2
|
-0,1
|
17,8
|
18
|
0,2
|
-120
|
-44
|
76
|
Нововаршавский
муниципальный район
|
21484
|
20645
|
-839
|
-4,06
|
8,2
|
7,9
|
-0,3
|
16,1
|
13,9
|
-2,2
|
-152
|
-151
|
1
|
Одесский
муниципальный район
|
17091
|
16029
|
-1062
|
-6,63
|
8
|
7,8
|
-0,2
|
11,7
|
10,4
|
-1,3
|
-54
|
-132
|
-78
|
Оконешниковский
муниципальный район
|
12566
|
11914
|
-652
|
-5,47
|
9,8
|
7,7
|
-2,1
|
16,8
|
14,4
|
-2,4
|
-88
|
-59
|
29
|
Омский
муниципальный район
|
98932
|
100896
|
1964
|
1,95
|
8,7
|
8,5
|
-0,2
|
13,3
|
12
|
-1,3
|
13
|
31
|
18
|
Павлоградский
муниципальный район
|
18004
|
17572
|
-432
|
-2,46
|
8,6
|
7,8
|
-0,8
|
13,3
|
12,2
|
-1,1
|
-67
|
-23
|
44
|
Полтавский
муниципальный район
|
18756
|
18394
|
-362
|
-1,97
|
8,8
|
11,1
|
2,3
|
13,8
|
14,1
|
0,3
|
-252
|
-191
|
61
|
Русско-Полянский
муниципальный район
|
16914
|
15831
|
-1083
|
-6,84
|
11
|
9,4
|
-1,6
|
17,4
|
15,3
|
-2,1
|
-161
|
-119
|
42
|
Саргатский
муниципальный район
|
18052
|
16047
|
-2005
|
-12,49
|
9,7
|
9,4
|
-0,3
|
16,7
|
16,9
|
0,2
|
-116
|
-112
|
4
|
Седельниковский
муниципальный район
|
9481
|
8285
|
-1196
|
-14,44
|
7,7
|
7,3
|
-0,4
|
20
|
15,3
|
-4,7
|
-59
|
-82
|
-23
|
Таврический
муниципальный район
|
34255
|
33534
|
-721
|
-2,15
|
9,1
|
9,1
|
0
|
14,5
|
13,9
|
-0,6
|
-171
|
-59
|
112
|
Тарский
муниципальный район
|
43520
|
40239
|
-3281
|
-8,15
|
8,7
|
8
|
-0,7
|
15,8
|
14,8
|
-1
|
-17
|
-131
|
-114
|
Тевризский
муниципальный район
|
13249
|
12174
|
-1075
|
-8,83
|
9,9
|
9,6
|
-0,3
|
16,3
|
16,5
|
0,2
|
-55
|
-133
|
-78
|
Тюкалинский
муниципальный район
|
21753
|
19472
|
-2281
|
-11,71
|
9,4
|
10,1
|
0,7
|
20
|
17,1
|
-2,9
|
-196
|
-223
|
-27
|
Усть-Ишимский
муниципальный район
|
10299
|
9400
|
-899
|
-9,56
|
9
|
9,1
|
0,1
|
18,3
|
15,5
|
-2,8
|
-177
|
-183
|
-6
|
Черлакский
муниципальный район
|
27386
|
25357
|
-2029
|
-8,00
|
9,4
|
10,1
|
0,7
|
17,9
|
17,5
|
-0,4
|
-144
|
-305
|
-161
|
Шербакульский
муниципальный район
|
18921
|
18975
|
54
|
0,28
|
9,8
|
9,8
|
0
|
13,8
|
15,6
|
1,8
|
-143
|
-97
|
46
|
Условные обозначения:
− выраженная положительная динамика показателя и/или соответствие показателя среднему значению по РФ
− незначительная отрицательная динамика коэффициента и/или незначительное его отклонение от среднего по РФ
− существенная отрицательная динамика коэффициента и/или существенное его отклонение от среднего по РФ
− отрицательная динамика коэффициента и его существенное отклонение от среднего значения по РФ, которая значительно замедляет региональное социально-экономическое развитие
При разработке мероприятий регионального и муниципального уровня, направленных на формирование условий для улучшения качества жизни населения муниципальных образований, анализ информации, представленной в матрице позволяет сгруппировать территориальные субъекты с сопоставимыми уровнями демографических вызовов для объединения усилий в их преодолении и получения положительного синергетического эффекта.
Заключение.
На экономические и социальные процессы развития Омской области оказывает негативное влияние сложившаяся демографическая ситуация, характеризующаяся снижением численности населения за счет процессов естественной и миграционной убыли населения. Особо остро вопросы снижения численности населения стоят в сельской местности, где они отягощаются процессами урбанизации. Поэтому при разработке программ стратегического планирования сельских агломераций необходимо уделить внимание разработке мероприятий, направленных на повышение демографического потенциала территории, посредством повышение качества среды для жизни. Реализация данных мероприятий будет способствовать привлечению трудоспособного населения в сельскую местность, развитию экономического потенциала региона.
Страница обновлена: 06.12.2024 в 12:34:48