Влияние цифровизации на экономическое и социальное развитие регионов в России

Мельмонт Д.Д.1
1 Волгоградский государственный университет

Статья в журнале

Вопросы инновационной экономики (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В данной статье рассмотрено одно из направлений развития мировой экономики – цифровизация, ее влияние на экономическое и социальное развитие регионов в различных сферах жизни, ключевые факторы, стимулирующие цифровую трансформацию в регионах. Актуальность данной темы заключается в том, в нашей стране существует неравномерность цифрового развития регионов, что приводит к социальному и экономическому расколу между жителями центральной части и всех остальных. Автор исследует как положительные эффекты цифровизации, так и вызовы, связанные с цифровым неравенством, кибербезопасностью и необходимостью адаптации образовательной системы к новым требованиям. На основании анализа определено, что для успешного процесса цифровизации региона необходимо осуществлять мероприятия, которые направлены, в первую очередь, на повышение уровня жизни населения, уделять большое влияние цифровой грамотности населения и информационной безопасности общества. Процесс цифровой трансформации должен основываться на принципах преемственности и постепенности перехода.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая инфраструктура, цифровая грамотность, информационная безопасность, искусственный интеллект

JEL-классификация: C45, C80, L86, L80



Введение

Актуальность темы. Одним из ключевых мировых направлений развития мировой экономики, которое рассматривается в современных реалиях в качестве ключевого фактора улучшения экономической динамики, является процесс цифровизации. В условиях ускоренного технологического прогресса внедрение современных технологий, автоматизации процессов, развитие цифровой инфраструктуры, основанной на больших данных, становится необходимым для обеспечения конкурентоспособности. Цифровизация способствует повышению эффективности производственных процессов, улучшению качества услуг и доступу к новым рынкам, что в свою очередь может привести к экономическому процветанию

Литературный обзор. Теоретической и методологической основой статьи явились научные труды исследователей, оказавших значительное воздействие на повышение эффективности процесса цифровизации в различных сферах регионов России: Алексеенко О.А. [1, с. 26-28], Афанасенко И.Д. [2, с. 117-134], Власова М.А. [4, с. 109-113], Евстифеев Ю.М. [6, с. 57-62], Казакова Н.А. [7, с. 88-93], Клейнер Г.Б. [8, с. 256-310], Косаренко Н.Н. [9, с. 43-72], Лясников Н.В. [10, с. 32-40], Орехова С.В. [11, с. 46-63], Поветкина Н.А. [12, с. 37-50], Ример В.Л. [14, с. 18-23], Розанова А.А. [15, с. 178-181], Урасова А.А. [16, с. 139-157], Уринсон Я.М. [17, с. 117-123], Хоменко Е.Б. [18, с. 25-43], Чижов Д.В. [21, c. 7-12].

Научный пробел. Нехватка исследований, которые могут оценить реальную эффективность государственных программ по цифровизации на региональном уровне, и установить факторы, определяющие успех и провал их внедрения.

Цель исследования. Провести анализ влияния процессов цифровизации на экономическое и социальное развитие регионов, определить положительные и отрицательные последствия, определить роль региональных органов власти в процессе цифровой трансформации.

Научная новизна. Определены принципы, на которые необходимо ориентироваться региональной власти при принятии цифровых решений для осуществления процесса цифровизации в экономической и социальной сферах региона.

Авторская гипотеза. Недоверие граждан к новым технологиям и нежелание менять привычные устои — более значимые препятствия для процесса цифровизации в отдельных регионах, чем уровень экономического развития и инфраструктуры.

Методология. Для написания статьи были использованы количественные методы (статистический анализ, моделирование, сортировка данных), качественные методы (анализ документов, экспертное интервью), а также специальные методы политологических и экономических наук (организационный, системный и структурно-функциональный подходы, прикладные статистические методы).

1. Понятие цифровизации и предпосылки её развития

Можно дать следующее определение понятию цифровизация – процесс перехода на цифровые технологии, распространяющийся на все сферы жизни общества, в результате чего появляется возможность использования новейших технологий для наиболее эффективного выполнения операций, а также возможность использования цифровых технологий для осуществления деятельности, осуществление которой ранее не было возможным.

Понятие цифровизации нельзя ограничить только экономическими категориями, т.к. получение доступа к цифровым технологиям отражается не только на экономике, но и на социальной сфере: информационные ресурсы становятся более доступными, что отразится на изменении отношений между государственным аппаратом и человеком; улучшается качество жизни населения; становится выше эффективность промышленности и сельского хозяйства; совершенствуются условия ведения бизнеса - как для малого, так и для среднего предпринимательства [21].

Для осуществления процесса цифровизации, на государственном уровне осуществляется национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» — это комплекс мер, направленных на развитие цифровой экономики России, и ее интеграцию в глобальную цифровую среду. Данный национальный проект действует с октября 2018 года и до конца декабря 2024 года. Программа реализуется с помощью комплекса мер, включая государственные программы, финансовую поддержку, нормативные акты и образовательные проекты. Для контроля реализации программы создан наблюдательный совет, в который входят представители государства, бизнеса и научного сообщества. Бюджет данного проекта составляет 1634,9 млрд рублей, который распределен следующим образом (Рис. 1) [20]:

Рис. 1. Распределение бюджета национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Составлено автором на основе данных Росстата.

Регионы в нашей стране отличаются неравномерным уровнем развития, поэтому достаточно непросто оценить уровень готовности региона к внедрению цифровых технологий, для этого можно использовать следующие показатели (Рис. 2). Данные показатели используются Федеральной службой государственной статистики, т.к. они отражают комплексный характер явления, и включают в себя взаимозависимость и интеграцию различных сфер региона.

Рис. 2. Показатели оценки уровня готовности региона к цифровизации. Составлено автором.

Изучение отечественного и зарубежного опыта формирования цифровой экономики в регионах подчеркивает важность наличия необходимых предпосылок, которые создают определенную среду для эффективной реализации цифровой трансформации отдельных регионов. К данным предпосылкам могут быть отнесены следующие:

· должна быть подготовлена долгосрочная стратегия внедрения цифровых технологий, учитывающая готовность бизнеса и населения к переходу на совершенно новые способы работы и жизни в цифровом мире;

· важно иметь достаточную технологическую базу и необходимое количество ресурсов, которые способны обеспечить системную цифровизацию экономики и социальной среды для функционирования в новых экономических условиях с учетом потребностей всех участников – от бизнеса и граждан;

· готовность и платежеспособность населения к использованию цифровых технологий, которые обеспечат принципиально новые условия жизни и трудовой деятельности;

· соответствующая профессиональная квалификации управленцев всех уровней и их подготовленность к новым изменениям в подходах и принципах управленческой деятельности в цифровом мире;

· адаптивность государственного и муниципального управления к предоставлению качественных и публичных услуг, предоставляемых на цифровых платформах.

2. Положительные аспекты цифровизации и ключевые элементы к цифровой трансформации регионов

При переходе на цифровую экономику регионы могут столкнуться с наличием и необходимостью решения целого ряда проблем, проявляющихся в результате цифровизации, в числе которых можно выделить следующие: сложившийся ранее и до сих пор проявляющийся менталитет настороженного отношения ко всему новому со стороны компаний, общества и государства; цифровая трансформация российской экономики замедлена из-за сильной зависимости от сырьевых рынков, где цифровизация происходит медленнее по объективным причинам; нехватка инвестиций в основные средства компаний и организаций, которые могут быть использованы для приобретения и внедрения современных технологий в производство; сокращение венчурных инвестиций в России обусловлено как сложной экономической ситуацией, так и недостатком механизмов поддержки проектов на разных этапах развития; серьезная нехватка квалифицированных специалистов в IT-сфере, особенно в регионах [17].

Положительное влияние цифровизации сказывается на занятости населения в регионе. Внедрение новейших технологий, искусственного интеллекта на производствах влечет за собой структурные изменения в экономике региона, что приведет к созданию новых рабочих мест и профессий. Правительство обеспечит IT-компаниям льготный режим налогообложения, что повысит норму рентабельности, а создание инновационных продуктов неразрывно связано с увеличением маржинальности производства товаров и услуг данной категории. Все это приведет, к повышению прибыли компаний в регионе, а это, в свою очередь, является ключевым фактором повышения уровня оплаты труда и мотивации людей к работе. Цифровая экономика позволит создать рабочие места для высококвалифицированного персонала, что с одной стороны, позволит трудоустраивать выпускников институтов и повысить уровень престижности получения высшего образования, а с другой стороны, обеспечит рост доходов домохозяйств в регионе, формируя совершенной иной уровень жизни населения и прекращая утечку молодых специалистов в столичные регионы.

Наиболее сильно подверженной к такому явлению как цифровая трансформация является социальная сфера регионов. Отрасли данной сферы (здравоохранение, образование, транспорт и связь) вносят наиболее существенный вклад в расчетный показатель индекса цифровой зрелости региона. Повышается цифровая грамотность населения, которая влечет за собой увеличение числа персональных компьютеров у населения и возрастание доли дистанционных услуг. В будущем благодаря цифровой трансформации социальных отраслей государство станет для населения удобным сервисом, который позволит легко и понятно получать различного вида государственные и муниципальные услуги. К 2030 в России планируется увеличить до 95% долю социально значимых услуг, которые доступны в электронном виде, и до 97% долю домохозяйств, которым будет доступен широкополосный интернет с высокой скоростью передачи данных. Однако для этого необходимо повысить цифровую грамотность население, чтобы оно смогло влиться в цифровое государство [5,14].

На социальную сферу сильное влияние оказывает цифровая трансформация в области управления регионом, благодаря которой процессы и процедуры стали более эффективными и прозрачными, поскольку происходят без вмешательства человека. Электронное управление представляет собой открытую и демократическую систему, на электронных порталах размещены правила, положения и нормы, которым административные сотрудники должны следовать, поскольку все отслеживается в цифровом формате. Информация о сотрудниках, схемах оплаты труда, налоговые нормы, нормативные акты и трудовое законодательство отслуживаются в цифровом формате, а посещаемость регистрируется в режиме реального времени. Это помогло бы сделать процесс взаимодействия граждан и госслужащих более прозрачным и стабильным. Электронное голосование, электронные паспорта и документы, электронная подача налоговых деклараций и другие похожие сервисы значительно экономят время и ресурсы региона.

В современных реалиях, благодаря прогрессу в области цифровых технологий, происходит преобразования взаимоотношений между людьми. Цифровизация экономики даст возможность работать человека из любой точки региона или мира и совершать покупки без какого-либо географического ограничения. Такое стирание границ может уменьшить культурное разнообразие и устранить конфликты на почве различий в обществе. С помощью различных виртуальных платформ и социальных сетей появляются прежде недоступные виды взаимодействия, сотрудничества и участия в общественной жизни [7]. В связи с тем, что преобразование экономики происходит в условиях сильной зависимости от импорта оборудования, программного обеспечения и других видов продукции, необходимых для осуществления процесса цифровизации, первоочередной задачей, стоящей перед государством и регионами, является постепенный переход к сырьевого типа экономики к производственному, а только потом – к цифровому типу.

Но, несмотря на это, следом за подобными переменами идут риски уменьшения реального взаимодействия между членами общества, поскольку люди начинают отдавать предпочтения онлайн-коммуникациям. Это может со временем отдалить людей друг от друга и уменьшить общественную связь и сплоченность общества. Исходя из текущих тенденций, можно предположить, что в будущем люди будут меньше перемещаться в физическом пространстве, что приведет к значительным изменениям в сфере электронной коммерции и, как следствие, сдвигам в региональной и мировой экономике.

Использование современных технологий, таких как: автоматизация, облачные вычисления, искусственный интеллект, поможет предприятиям увеличить производительность своей работы. Оптимизация бизнес-процессов, автоматизация рутинных задач помогут снизить операционные расходы на предприятии, что позволит сотрудникам уделять больше времени более сложным и творческим задачам. Современные технологии дадут возможность улучшать качество продукции и услуг, например, анализ больших данных и машинное обучение позволят точнее прогнозировать потребности и желания клиентов и сделать предложения более персонализированными, а технологии интернет вещей поспособствуют улучшить контроль за качеством в реальном времени. Системы управления производством, базирующиеся на основе данных смогут обеспечить более высокую прозрачность в отчетности в бизнесе. Это очень важно для крупных компаний и государственных структур, где технологии блокчейн и Big Data (большие данные) могут значительно улучшить управление ресурсами и цепочками поставок [8].

Предприятия, которые активно внедряют цифровые технологии, будут иметь преимущества по сравнению с теми, которые работают по традиционным схемам управления. Это позволит быть более конкурентоспособными на рынке, снизить уровень издержек и быстрей реагировать на изменения в рыночной среде, проще и эффективнее выстраивать маркетинговые стратегии, проводить анализ рынка и совершать онлайн-продажи. Это повысит конкуренцию на рынке, и будет стимулом к поиску новых способов привлечения и удержания клиентов. Традиционные предприятия, напротив, сталкиваются с большими затратами и ограниченными возможностями для роста и адаптации к изменяющимся условиям.

Цифровая трансформация открывает возможности к созданию новых бизнес-моделей, например, платформы цифровой торговли, сервисы подписок для бизнеса и онлайн-маркетплейсы. Эти модели помогут региональным компаниям обеспечить доступ к глобальным рынкам, что поможет адаптироваться к меняющимся потребительским предпочтениям. Цифровые платформы и электронная коммерция дадут возможности малым и средним и предприятиям составить равную конкуренцию крупным региональным корпорациям. Они будут являться главным стимулом во всех секторах экономики. Для облегчения разработки новых продуктов и услуг могут быть использованы облачные платформы и инструменты для совместной работы, а технология Big Data и аналитика откроют новые горизонты для научных исследований и прикладных разработок [9].

База цифровой трансформации регионов включает в себя такие ключевые элементы, как: структура, которая состоит из управленческих и организационно-методологических аспектов процесса становления, сама инновационная деятельность, затраты на ее финансирование и т.д. (Рис. 3).

Рис. 3. Ключевые элементы цифровой трансформации регионов. Составлено автором.

3. Региональные вызовы при цифровой трансформации регионов

Однако, несмотря на все положительные аспекты в экономической и социальной отраслях, процесс цифровизации ставит перед ними ряд вызовов, из которых можно выделить следующие:

1. Неравномерность развития: одним из ключевых вызовов является то, что цифровая инфраструктура и доступ к цифровым технологиям неравномерно распределен между различными регионами России. В связи с этим, появляется цифровой неравенство, которое затрудняет полноценное вовлечение всех слоев населения в цифровую инфраструктуру общества.

2. Недостаточная цифровая грамотность: в нашей стране наблюдается недостаточный уровень цифровой грамотности, особенно среди жителей удаленных районов от центральной части страны и среды пожилых людей. Ограниченные навыки в использовании компьютерных технологий и интернета могут стать препятствием при внедрении цифровых технологий в повседневную жизнь и в работу.

3. Безопасность данных: чем лучше развита цифровая инфраструктура тем сильнее возрастает роль кибербезопасности, т.к. появляется больше случаев кибератак, утечки данных, киберпреступности и мошеннических действий. Недостаточные меры в области защиты, могут стать препятствием для развития цифровой экономики и доверия к цифровым сервисам.

4. Нехватка кадров: для эффективной цифровизации необходимо иметь достаточное количество квалифицированных специалистов в IT-сфере. Регионам необходимо инвестировать в образование, проводить программы переподготовки, привлекать специалистов из других регионов, создавать условия для молодежи, чтобы не происходила утечка умов.

5. Регулирование и законодательство: развитие цифровой экономики требует соответствующих законодательных норм, которые смогут учитывать специфику цифровых технологий и регулировать их использование во всех сферах общества. Необходимо создать эффективные меры защиты цифровых данных, обеспечить безопасную и конкурентную среду для цифровых компаний и урегулировать вопросы интеллектуальной собственности.

Социальные риски цифровизации наиболее вероятны и высоки в тех регионах, где большую долю в экономике составляют сельское хозяйство и обрабатывающая промышленность, так как передовые высокотехнологичные компании осуществляют свою деятельность в крупных городских агломерациях, где значительную часть экономики составляет сфера услуг. В связи с этим, важно учитывать, что при уменьшении занятости в традиционных отраслях, люди вынуждены переходить в теневую экономику, из-за чего происходить снижение доходов и показатель социальной защищенности [6,19].

Социальны риски обусловлены тем, что навыки и умения работников не соответствуют требованиям на рынке труда. Самым действующим драйвером экономического развития и роста экономики в условиях цифровизации выступает человеческий капитал. Развитие наукоемких технологий, роботизация технологических процессов становятся настоящим вызовом для рынка труда, поскольку снижают потребность в рабочей силе со средним уровнем квалификации. Данные изменения приводят к растущей потребности в высококвалифицированных специалистах, которые обладают универсальными компетенциями и знаниями, содержащие в себя цифровые, когнитивные и социальные навыки.

Опасным для цифровой экономики может стать технологическая уязвимость цифровой инфраструктуры большого количества регионов. Сбои в программном обеспечении, кибератаки, технологичные аварии, отключение электропитания могут парализовать деятельность государственных структур, социальных и бюджетных учреждений, предприятий коммерческой области, нанося им существенный экономический ущерб.

Ещё одним негативным моментом процесса цифровизации может стать монополизация бизнеса цифровыми экосистемами. Современные экосистемы имеют обширное влияние, они охватили все сферы общества – от покупки товаров и подачи заявления на ипотечный кредит до заказа еды и просмотров кинофильмов, вовлекая в сферу влияния и интересов предприятий из разных областей, тем самым создавая монополию на отдельных рынках и отраслях. В связи с чем, развитие данных экосистем может повлечь за собой снижение показателя конкуренции из-за оттока клиентов в большие экосистемы, что со временем может привезти к злоупотреблению доминирующим положением.

Заключение

В заключении следует отметить, что проведенное исследование выявило неоднозначное влияние цифровизации на различные сферы региона, Несмотря на то, что она содержит большой потенциал для экономического роста и улучшения качества жизни, цифровая трансформация содержит ряд проблем: неравномерное цифровое развитие регионов, отсутствие необходимой инфраструктуры в отдельных регионах для осуществления процесса цифровизации, большинство населения не обладает соответствующим уровнем цифровой грамотности, вследствие чего, появляется недоверие к цифровым технологиям, нехватка квалифицированных кадров и утечка молодых умов в столичные регионы.

Можно выделить следующие рекомендации для решения данных проблем: создать стимулы, которые будут мотивировать использовать цифровые именно технологии в основных отраслях экономики соответствующих территорий, осуществлять постоянный мониторинг скорости и направлений развития цифровых технологий, стимулировать спрос на цифровые услуги, реализовывать образовательные и консультационные программы, в основе которых лежат принципы преемственности и постепенности перехода в системах регионального и муниципального управления.

В дальнейшем исследования в области цифровизации могут углубиться в изучение влияния данного процесса на социальное благополучие и качество жизни населения с учетом возрастных и социальных групп. Исследовать роль гражданского общества в процессе цифровой трансформации регионов, и его влияния на уровень цифровой грамотности. Немаловажным является разработка методов оценки, которые могут более точно определить эффективность государственных программ по цифровизации. Необходимо исследовать новые меры для борьбы с киберпреступностью, которые будут способны защитить цифровые данные населения.


Источники:

1. Алексеенко О.А., Ильин И.В. Цифровизация глобального мира и роль государства в цифровой экономике // Информационное общество. – 2018. – № 2. – c. 25-28.
2. Афанасенко И.Д., Борисова В.В. Цифровая логистика. / Учебное пособие. - Санкт-Петербург: Питер, 2019. – 272 c.
3. Ворошилов Н.В. Управление развитием территорий: проблемы и методическое обеспечение // Проблемы развития территории. – 2015. – № 6(80). – c. 171-185.
4. Власова М.А. Некоторые аспекты внедрения цифровых технологий в базовых секторах экономики России // Друкеровский вестник. – 2019. – № 1(27). – c. 106-116. – doi: 10.17213/2312-6469-2019-1-106-116.
5. Духовных Д.А., Агафонова М.С. Проблемы и риски формирования и развития цифровой экономики в России // European Journal of Natural History. – 2020. – № 1. – c. 110-114.
6. Евстифеев Ю.М. Текущее состояние и перспективы развития цифровой экономики в России // Экономическое развитие России. – 2023. – № 10. – c. 53-63.
7. Казакова Н.А., Романова Н.В. Влияние цифровой экономики на развитие и конкурентоспособность российского финансового сектора // Финансовый менеджмент. – 2019. – № 1. – c. 89-94.
8. Клейнер Г.Б. Системная экономика: шаги развития. / Монография. - Москва: Издательский дом Научная библиотека, 2021. – 745 c.
9. Косаренко Н.Н. Система искусственного интеллекта: понятие, теория, право и перспективы развития. / Монография. - Москва: Русайнс, 2024. – 176 c.
10. Лясников Н.В., Буркальцева Д.Д. Формирование в России цифровой экономики: проблемы развития систем управления // Экономика и социум: современные модели развития. – 2019. – № 3(25). – c. 28-47. – doi: 10.18334/ecsoc.9.3.100443.
11. Орехова С.В. Сетевая экономика. / Учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во УрГЭУ, 2022. – 166 c.
12. Поветкина Н.А., Кудряшова Е.В. Финансовая грамотность и устойчивое развитие в цифровую эпоху (правовое измерение). / Монография. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 100 c.
13. Положихина М.А. Регулирование процесса цифровизации экономики: европейский и российский опыт // Россия и современный мир. – 2018. – № 4(101). – c. 64-81. – doi: 10.31249/rsm/2018.04.06.
14. Ример В.Л. Формирование инновационных инструментов регионального развития // Пространственная экономика. – 2017. – № 4. – c. 79-87.
15. Розанова А.А. План развития цифровой экономики в России // Труды Братского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2019. – c. 177-182.
16. Урасова А.А. Методология моделирования процессов цифровизации экономики регионов РФ: технологические доминанты и отраслевая трансформация. / Монография. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2021. – 352 c.
17. Панфилов К.С., Уринсон Я.М. Цифровизация как фактор развития инновационных стратегий на примере некоторых стран // Бизнес. Общество. Власть. – 2020. – № 2-3(36-37). – c. 117-125.
18. Хоменко Е.Б., Матвеева И.В., Ватутина Л.А. Государственная поддержка малого предпринимательства в условиях цифровой экономики. / Монография. - Москва: Русайнс, 2020. – 170 c.
19. Камнева Е.В., Гретченко А.И., Дедов Н.П., Жигун Л.А., Коробанова Ж.В., Крылов А.Ю., Неврюев А.Н., Полевая М.В., Полевой С.А., Пряжников Н.С., Симонова М.М. Цифровая экономика: социально-психологические и управленческие аспекты. / Коллективная монография. - Москва: Прометей, 2019. – 172 c.
20. Митрофанова И.В., Рябова И.А., Фетисова О.В., Пьянкова С.Г., Щербина А.Б. Цифровизация экономики: мир, Россия, регионы. / Монография. - Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2019. – 73 c.
21. Чижов Д.В. Цифровизация экономики, политики, гражданского общества: ключевые тенденции и коммуникационные технологии // Информационное общество. – 2018. – № 4-5. – c. 4-17.
22. Аброскин А.С., Зайцев Ю.К., Идрисов Г.И., Кнобель А.Ю., Пономарёва Е.А. Экономическое развитие в цифровую эпоху. / Учебное пособие. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 89 c.

Страница обновлена: 17.12.2024 в 00:03:17