Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации

Асалиева З. А., Седова Н.В.

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)

Цитировать:
Асалиева З. А., Седова Н.В. Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122130.



Введение.

Современный период развития можно охарактеризовать как переход от VUCA-мира (volatile – изменчивый, uncertain – неопределенный, complex – сложный, ambiguous – неоднозначный) к BANI-миру (brittle – хрупкий, anxious – беспокойный, non-linear – нелинейный, incomprehensible - непостижимый), когда определяется необходимость решения общих проблем несмотря на беспокойство и нелинейный характер социально-экономических и других процессов [15]. Также современный этап – это формация шестого технологического уклада, которая определяет цифровые трансформации как осознанную необходимость, обеспечивающую высокие темпы экономического развития, высокий уровень конкурентоспособности и жизни населения. Процессы цифровизации и цифровые трансформации являются стратегически обоснованными процессами, связанными с «гибридизацией управления, создания и преобразования блага через цифровые системы, решения и устройства» [1, С.91]. При этом, возрастает роль управления на государственном и региональном уровнях, определяющего векторы устойчивого экономического развития страны. Это определяет актуальность проводимого исследования.

В качестве методологической базы исследования были изучены труды российских и зарубежных ученых по вопросам реализации региональной политики цифровых трансформаций. Различные подходы к определению понятия «регион» и «региональная политика» социально-экономического развития отражены в трудах российских исследователей: Безпалова В. В., Власовой Е. Ю., Мариен Л. С., Есиной О. И. [3]; Гагариной Г.Ю., Седовой Н.В., Чайниковой Л.Н., Архиповой Л.С. [4]; Глазуновой В.В. [5]; Мирохиной А.А., Полуяновой Н.В. [7]; Орловой Л.Н. [10]; Ракова Д.А., Мисяутовой Е.К., Алиева М.Х. [11]: Устинович Е.С. [12]. В общем виде регион как самостоятельная хозяйствующая единица, чья политика социально-экономического развития связана с государственной политикой и национальными целями, но осуществляется самостоятельно с учетом особенностей регионального развития. Вопросам реализации стратегий цифровых трансформаций посвящены труды Абрамова В. И., Андреева В. Д. [1]; Асалиевой З.А. [2]; Ермишиной А.В., Клименко Л.В., Будаева П.Е. [6]; Мусиной Д.Р., Янгирова А.В., Насыровой С.И. [9]; исаксена А., Рипестёла Дж. (Isaksen, A., Rypestøl, J. O.) [14]; Седовой Н.В., Архиповой Л.С., Мельниковой Д.Н., Алешиной И.Ф. [16]. Также ряд авторов исследую конкретные цифровые технологии, которые могут применяться в различных отраслях для повышения эффективности их функционирования: Меликян А.В., Оруджова Д.Х. [8]; Шуганов В.М. [13]. Однако, нерешенной научной проблемой является недостаточная обоснованность и согласованность направлений реализации цифровых трансформаций на национальном и региональном уровнях, а также их ресурсная обеспеченность.

Целью исследования является разработка направлений реализации региональной политики социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) в условиях цифровизации. Задачами исследования являются: 1) определение необходимости учета при реализации цифровых трансформаций особенностей регионального развития; 2) проведение анализа отраслевой специализации региона и выделение цифрового; 3) определение направлений и механизмов региональной политики социально-экономического развития в условиях необходимости цифровых изменений.

Научная новизна и значимость исследования заключается в разработке направлений формирования региональной политики цифровизации и механизмов ее реализации.

Гипотезой исследования выступает положение, что цифровые технологии и трансформации обеспечивают качественный рост экономики и благосостояния населения регионов. При этом, особенности развития регионов (территориальные, природные, экономические, социальные, этнические, культурные и др.) влияют на скорость цифровых трансформаций и определяют необходимость их реализации.

В качестве основных методов исследования в работе были использованы контент-анализ научной литературы, статистический и экономический анализ (показатели отраслевой локализации региона и показатели конвергенции цифрового развития), обеспечивающие в совокупности научное обоснование предлагаемых управленческих решений.

1. Цифровые трансформации и особенности регионального развития.

В рамках достижения национальных целей и решения стратегических задач развития страны [1]реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации», имеющая целью создания экосистемы цифровой экономики. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики в период с 2020 по 2022 год составили 2,1%; 2,2%; 2,1% от валового внутреннего продукта соответственно. [2] Цифровое развитие социально-экономических процессов осуществляется не только на уровне государства, но и на уровне каждого отдельного региона. Поэтому, для достижения амбициозных целей необходимо разрабатывать, реализовывать и интегрировать в социально-экономические процессы политику цифрового развития и на региональном уровне. Уровень цифровизации в регионах России имеет существенное различие, зависит как от уровня общего социально-экономического положения региона, так и от предъявляемого спроса на цифровые технологии. По мнению исследователей Московской школы управления Сколково «цифровой разрыв российских регионов в большей степени определяется спросом — потребностями и запросами жителей, чем услугами и сервисами поставщиков и провайдеров, то есть предложением». [3]

Реализация региональной социально-экономической политики охватывает многие сферы деятельности и отрасли народного хозяйства. В современных условиях, когда цифровые трансформации представляют собой приоритетные цели долгосрочного развития национальной экономики, реализация экономико-управленческих решений на региональном уровне неразрывно связана с цифровыми процессами [2]. Однако, стоит обозначить некоторые определения, взятые за основу исследования. В научной литературе можно встретить разделение понятий «государственная региональная экономическая политика» и «региональная экономическая политика». Например, Устинович Е.С. предлагает рассматривать их как самостоятельные категории: государственная региональная экономическая политика – политика «федерального центра в отношении экономического развития региона» [12, С.67], а региональная экономическая политика – это «политика самого региона, направленная на его экономическое развитие» [12, С.67]. В рамках данного исследования мы используем понятие региональной политики только в контексте действий региональных органов власти, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона. Основной задачей региональной политики в новых экономических реалиях является разработка механизмов стимулирования экономического развития, повышение конкурентоспособности тех регионов, чей потенциал использует неполностью [3]. Так, объект нашего исследования – республику Дагестан – можно определить как субъект федерации, входящий в группу регионов (кластер) с низким уровнем инфраструктурного развития и инвестиционной привлекательности, высоким уровнем инвестиционных рисков [5].

Цифровизация и цифровые технологии очень плотно интегрировались в процессы развития экономики и общества. Они влияют на уровень жизни населения [16], производительность труда и продуктивность в отраслях реального сектора экономики [4]. По сути, цифровые трансформации являются одним из проявлений инновационного развития экономики, тесно взаимосвязаны с принципами инновационного развития экономических систем [10]. Цифровые технологии «становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках человеческого капитала, помогая привлекать, развивать и удерживать успешных, амбициозных, инновационных людей, тех, которые способны придать новый импульс региональному социально-экономическому развитию». [4] Встает объективный вопрос – как оценивать уровень и качество проводимых цифровых трансформаций, как выбирать направления дальнейшего их развития. Одним из значимых индикаторов цифровых изменений является увеличение доли сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в масштабе валового регионального продукта (ВРП) [11]. При этом, ИКТ настолько трансформировали социальные взаимоотношения и ценностные ориентиры, что появился новый общественный феномен – цифровая культура. В результате цифровизации возникают новое общество, новая экономика, новая система ценностей [6].

В настоящее время существует достаточное количество методик оценки [9] процессов цифровизации, определения степени достижения целей национальных программ и проектов по цифровизации, определения уровня цифровой зрелости и т.д. Однако, практика оценки процессов цифровизации на региональном уровне остается еще не до конца сформированной, многие авторы выдвигают свои идеи и предложения по оценке эффективности тех или иных цифровых процессов или реализации программ цифровизации. Например, ряд авторов [11] формируют статистические модели зависимостей средних темпов информатизации и темпов роста ВРП, квалиметрические модели оценки уровня достижения целей цифровизации.

В то же время, при разработке региональной политики по цифровизации необходимо учитывать региональную направленность: является ли регион полифункциональным или имеет тенденцию к специализации отраслей [7]. Такой подход важен с точки зрения устранения диспропорций между ядром и периферией региона, сельскими и городскими территориями как полюсами экономического роста. При этом, можно выделить несколько типов регионов, в зависимости от уровня экономического потенциала (запаса материальных и нематериальных активов, имеющих отношение к цифровизации) и уровня развития региональной инновационной системы [14]. Системным и высоким потенциалом к цифровизации обладают те регионы, у которых процессы цифровизации институционально развиваются и поддерживаются через формирование региональной инновационной системы [14].

2. Направления реализации региональной политики в условиях цифровизации

В рамках представленного исследования в качестве объекта была выбрана Республика Дагестан. Регион характеризуется не высокими показателями цифровизации, что обусловлено, в первую очередь спецификой развития и структурой регионального продукта. Цифровые приоритеты социально-экономической стратегии региона затрагивают в Республике только 7 сфер (образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистика, государственное управление, социальная сфера, промышленность). [5] В структуре валового регионального продукта наибольший вес имеют такие отрасли как сельское хозяйство и строительство, при этом затраты на цифровые технологии в сельском хозяйстве составили всего 0,9 млн. рублей (0,09%).

Исходя из концепции региональной полифункциональности или специализации для определения степени специализации региона нами был рассчитан коэффициент локализации производства на территории региона, характеризующий уровень развития каждой отрасли и ее значимость для экономики региона (формула 1):


(1)

где, Кл - коэффициент локализации; Dr – удельный вес отрасли в экономике региона (объем производства товара отрасли в регионе / объем производства всех товаров в регионе); Dc – удельный вес отрасли в экономике страны (объем производства товара отрасли в стране / объем производства товаров в стране).

Расчет степени специализации выполнен за период 2020 – 2022 гг. для всех отраслей, в таблице 1 представлены значения валовой добавленной стоимости в разрезе отдельных отраслей, характеризующих отраслевую специализацию региона.

Таблица 1.

Направления отраслевой специализации региона

Валовая добавленная стоимость, млн. рублей
в том числе
Сельское, лесное, рыбное хозяйство
Строительство
Торговля
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания

2020 год
РФ
94410215,3
4446791,8
5418603, 1
12849389,9
761227,8
Республика Дагестан
740 798,8
137514,3
129776,7
135288,5
24931,9
Доля отрасли в ВВП страны
-
0,05
0,06
0,14
0,01
Доля отрасли в ВРП (Дагестан)
-
0,19
0,18
0,16
0,03
Коэффициент локализации
-
3,94
3,05
1,34
4,17

2021 год
РФ
122199665,2
5479903,2
6280886,2
17738383,8
1077135,7
Республика Дагестан
802523,3
148164,2
136129,2
147711,2
27404,1
Доля отрасли в ВВП страны
-
0,16
0,11
0,15
0,02
Доля отрасли в ВРП (Дагестан)
-
0,18
0,17
0,18
0,03
Коэффициент локализации
-
1,37
1,56
1,22
4,5

2022 год
РФ
140670816,5
5976530,1
7730269,9
21037 427,8
1267247,9
Республика Дагестан
3111332,1
493832,8
331 927,4
475191,9
70812,5
Доля отрасли в ВВП страны
-
0,04
0,05
0,15
0,01
Доля отрасли в ВРП (Дагестан)
-
0,18
0,17
0,18
0,04
Коэффициент локализации
-
4,24
3,18
1,2
4,5

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts

Источник: составлено и рассчитано авторами на основе: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 23.09.2024)

Таким образом, можно определить, что региональной специализацией Республики Дагестан являются сельское хозяйство и строительство.

В качестве отдельных показателей цифрового развития в регионе можно привести данные по произведенной продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, использованию широкополосного доступа в Интернет (таблица 2). Для сравнения показатели цифровизации приведены по двум регионам – Республике Дагестан и Ставропольскому краю.

Таблица 2.

Показатели цифровизации экономики региона

Показатель
2020 год
2021 год
2022 год
Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, % от ВРП
Республика Дагестан
0,17
0,19
0,21
Ставропольский край
0,72
0,86
0,9
Использование широкополосного доступа в Интернет организациями, %
Республика Дагестан
29,0
57,5
58,2
Ставропольский край
64,8
85,3
85,3
Использование широкополосного доступа в Интернет домашними хозяйствами,%
Республика Дагестан
74,2
83,6
87,5
Ставропольский край
74,1
76,8
84,6
Источник: составлено на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/science

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm

Источник: составлено авторами на основе: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science

https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения 23.09.2024)

Для определения цифровых разрывов и цифрового неравенства нами были рассчитаны показатели конвергенции - периода времени, необходимого экономике одного региона для сближения с экономическими показателями другого региона (формула 2).



(2)

где T - период времени; Y1 – показатель экономического развития региона 1; Y2 – показатель экономического развития региона 2; g1 – темп роста показателя экономического развития региона 1(%); g2 - темп роста показателя экономического развития региона 2 (%).

По показателю «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, % от ВРП» Ставропольский край имеет явное преимущество, коэффициент конвергенции для Республики Дагестан равен 29,1. Это означает, что для преодоления технологического разрыва экономике Дагестана потребуется почти 30 лет. По показателю «Использование широкополосного доступа в Интернет организациями» лучшее значение имеет Ставропольский край, коэффициент конвергенции для Республики Дагестан равен 3,3. А вот по показателю «Использование широкополосного доступа в Интернет домашними хозяйствами» лучшую позицию с 2021 года занимает Республика Дагестан, поэтому для ликвидации цифрового разрыва уже Ставропольскому краю требуется не больше года.

Так как двумя основными отраслями, формирующими валовый региональный продукт, являются отрасли сельского хозяйства и строительства, то, на наш взгляд, именно они должны стоять в приоритете при реализации региональной политики цифровизации. Необходимо отметить, что несмотря на «традиционность» этих двух отраслей, использование ими цифровых технологий носит обоснованный и перспективный характер (таблицы 3 и 4).

Таблица 3.

Перспективы применения цифровых технологий в строительной отрасли

Направления инноваций
Цифровые технологии
Возможности применения и повышения эффективности деятельности
Проектные и технологические инновации
- Совместные программные решения
- Информационное моделирование зданий (BIM)
- Digital Twin
- Искусственный интеллект
- Роботы и дроны
- «Умная» одежда
Передача информации и координация действий в режиме реального времени (как внутри компаний, так и между компаниями и контрагентами);
Расчет проектных решений, обоснование затрат строительных материалов;
Моделирование, мониторинг и управление зданиями;
Информирование сотрудников для избежания аварий, обеспечение безопасности;
Выполнение однотипных операций, повышение производительности труда;
Отслеживание состояния здоровья работников, обеспечение безопасности.
Продуктовые инновации
- Модульное и выездное строительство
Готовые проектные решения «под ключ» с возможностью быстрого возведения.
Финансовые инновации
- Смарт-контракты
- Цифровые финансовые активы
- Цифровые ипотечные ценные бумаги
Привлечение инвестиций, снижение рисков строительных проектов, снижение количества объектов незавершенного строительства;
Доступность финансирования жилищного рынка;
Снижение затрат и рисков для инвесторов и заемщиков.
Маркетинговые инновации
- Дополненная и виртуальная реальность
Визуализация проектных решений, повышение коммуникаций архитекторов, дизайнеров и клиентов
Источник: составлено авторами с использованием Цифровые технологии, которые необходимы в строительстве сейчас и в будущем https://habr.com/ru/articles/555254/; Меликян А.В., Оруджова Д.Х. Перспективы применения финансовых технологий (real estate fintech) в сфере строительства // Вопросы российской юстиции. – 2023. – №28. – С.140-155

Источник: составлено авторами с использованием [8].

Расширение практик применения цифровых технологий в строительстве обеспечивает привлечение инвестиций, снижение рисков реализации строительных проектов. В сельском хозяйстве цифровые технологии также позволяют выделять риски, управлять продуктивностью сельскохозяйственного производства, адаптировать стратегии развития под изменяющиеся внешние условия.

Таблица 4.

Перспективы применения цифровых технологий в строительной отрасли

Направления использования цифровых технологий и инноваций
Цифровые технологии
Возможности применения и повышения эффективности деятельности
Растениеводство
- Технологии точного земледелия: навигационные системы, дистанционное, зондирование, геоинформационные системы, дифференциальное внесение удобрений
Управление продуктивностью посевов на основе использования спутниковых и компьютерных технологий.
Оптимизация процесса обработки сельскохозяйственных угодий.
Фиксация и контроль собранной продукции
Анализ проб почв и определение необходимого количества удобрений
Животноводство
- Технологии RFID (радиочастотная идентификация) и маркировка животных
Мониторинг здоровья и поведения животных, предотвращение заболеваний, повышение продуктивности
Управление производством
- Сельскохозяйственные роботы;
- Беспилотные транспортные средства и летательные аппараты;
- Облачные вычисления и аналитика данных
Прогнозирование погоды;
Раннее выявление признаков заболеваний растений или животных;
Контроль качества;
Реализация принципов устойчивого развития
Аналитика и принятие решений
- AIoT-платформы (контроль данных, поступающих с датчиков)
Составление точных прогнозов;
Оценка рисков и разработка адаптивных стратегий
Источник: составлено авторами с использованием Цифровизация сельского хозяйства и https://agrosturman.ru/blog/tpost/zs3kbc9a51-tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaistva?ysclid=m2jqy5e63l556791762 ;

Шуганов В.М. Основные направления развития цифровизации сельского хозяйства // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 2(100). С. 77-85.

Источник: составлено авторами с использованием: Официальный сайт компании Агроштурман. Цифровизация сельского хозяйства [Электронный ресурс]. URL: https://agrosturman.ru/blog/tpost/zs3kbc9a51-tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaistva?ysclid=m2jqy5e63l556791762 (дата обращения 23.09.2024); [13].

Поэтому, разработка механизмов реализации региональной политики в условиях цифровизации должна осуществляться через призму особенностей регионального развития и учитывать экономическую специализацию региона.

3. Направления и механизмы региональной политики социально-экономического развития в условиях цифровизации.

Для того, чтобы региональная политика цифровизации осуществлялась на качественном уровне, необходимо при ее разработке и реализации учитывать а) отраслевую специализацию региона; б) ориентацию политики на сбалансированное формирование спроса и предложения на цифровые технологии. Комплекс административно-законодательных и экономических механизмов реализации региональной политики социально-экономического развития региона в условиях цифровизации можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).

Механизмы реализации
Реализация проектов ГЧП, связанных с внедрением цифровых технологий в сельском хозяйстве;
Льготное налогообложение и субсидирование малого бизнеса, использующего цифровые технологии;
Развитие центров общего доступа к цифровым технологиям;
Реализация программ повышения цифровой грамотности населения;
Формирование цифровой культуры;
Поддержка IT-компаний, цифровых и инновационных стартапов (гранты, венчурное финансирование);
Создание цифровой инфраструктуры
Развитие цифровых государственных сервисов
Формирование институциональных условий цифровых процессов (правовой статус смарт-контрактов, правовые условия применения ряда цифровых технологий)

Рисунок 1 - Механизмы реализации региональной политики цифровизации

Источник: составлено авторами

Таким образом, необходимо, чтобы региональная политика социально-экономического развития в условиях цифровизации (политика цифровизации) включала в себя следующие положения и отвечала условиям:

- согласованность с национальными целями развития и реализуемыми государственными программами;

- учет финансовых возможностей реализации программ цифровизации, эффективное распределение ресурсов, направляемых на цифровизацию между отраслями экономики региона. В качестве приоритетных отраслей цифровизации необходима ориентация на отраслевую специализацию региона, инвестирование в цифровое развитие отраслей, обеспечивающих формирование ВРП и занятость населения;

- учет особенностей регионального развития (культурные особенности, цифровая культура, социально-экономическое положение, цифровые разрывы и т.д.);

- одновременное формирование и стимулирование спроса и предложения на цифровые технологии.

Заключение.

Региональная политика цифрового развития имеет стратегическую направленность и призвана обеспечить повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности экономики, переход на качественно новых уровень хозяйствования. На примере Республики Дагестан в исследовании показана необходимость учета региональных особенностей и отраслевой специализации при реализации региональной политики цифровизации.

Ориентация политики на сбалансированное формирование спроса и предложения на цифровые технологии возможно за счет реализации комплекса механизмов поддержки бизнеса и населения при разработке, внедрении и использовании цифровых технологий, формирования институциональных условий цифровых процессов.

[1] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения 09.10.2024)

[3] Коровкин В. Цифровая жизнь российских регионов // https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/?ysclid=m291exweni842180443 (дата обращения 09.10.2024)

[4] Коровкин В. Цифровая жизнь российских регионов // https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/?ysclid=m291exweni842180443 (дата обращения 09.10.2024)

[5] Министерство цифрового развития, связи и коммуникаций РФhttps://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 09.10.2024)


Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:27:10