Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 14, Номер 12 (Декабрь 2024)
Цитировать:
Асалиева З. А., Седова Н.В. Механизмы реализации региональной политики в условиях цифровизации // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – Том 14. – № 12. – doi: 10.18334/epp.14.12.122130.
Введение.
Современный период развития можно охарактеризовать как переход от VUCA-мира (volatile – изменчивый, uncertain – неопределенный, complex – сложный, ambiguous – неоднозначный) к BANI-миру (brittle – хрупкий, anxious – беспокойный, non-linear – нелинейный, incomprehensible - непостижимый), когда определяется необходимость решения общих проблем несмотря на беспокойство и нелинейный характер социально-экономических и других процессов [15]. Также современный этап – это формация шестого технологического уклада, которая определяет цифровые трансформации как осознанную необходимость, обеспечивающую высокие темпы экономического развития, высокий уровень конкурентоспособности и жизни населения. Процессы цифровизации и цифровые трансформации являются стратегически обоснованными процессами, связанными с «гибридизацией управления, создания и преобразования блага через цифровые системы, решения и устройства» [1, С.91]. При этом, возрастает роль управления на государственном и региональном уровнях, определяющего векторы устойчивого экономического развития страны. Это определяет актуальность проводимого исследования.
В качестве методологической базы исследования были изучены труды российских и зарубежных ученых по вопросам реализации региональной политики цифровых трансформаций. Различные подходы к определению понятия «регион» и «региональная политика» социально-экономического развития отражены в трудах российских исследователей: Безпалова В. В., Власовой Е. Ю., Мариен Л. С., Есиной О. И. [3]; Гагариной Г.Ю., Седовой Н.В., Чайниковой Л.Н., Архиповой Л.С. [4]; Глазуновой В.В. [5]; Мирохиной А.А., Полуяновой Н.В. [7]; Орловой Л.Н. [10]; Ракова Д.А., Мисяутовой Е.К., Алиева М.Х. [11]: Устинович Е.С. [12]. В общем виде регион как самостоятельная хозяйствующая единица, чья политика социально-экономического развития связана с государственной политикой и национальными целями, но осуществляется самостоятельно с учетом особенностей регионального развития. Вопросам реализации стратегий цифровых трансформаций посвящены труды Абрамова В. И., Андреева В. Д. [1]; Асалиевой З.А. [2]; Ермишиной А.В., Клименко Л.В., Будаева П.Е. [6]; Мусиной Д.Р., Янгирова А.В., Насыровой С.И. [9]; исаксена А., Рипестёла Дж. (Isaksen, A., Rypestøl, J. O.) [14]; Седовой Н.В., Архиповой Л.С., Мельниковой Д.Н., Алешиной И.Ф. [16]. Также ряд авторов исследую конкретные цифровые технологии, которые могут применяться в различных отраслях для повышения эффективности их функционирования: Меликян А.В., Оруджова Д.Х. [8]; Шуганов В.М. [13]. Однако, нерешенной научной проблемой является недостаточная обоснованность и согласованность направлений реализации цифровых трансформаций на национальном и региональном уровнях, а также их ресурсная обеспеченность.
Целью исследования является разработка направлений реализации региональной политики социально-экономического развития региона (на примере Республики Дагестан) в условиях цифровизации. Задачами исследования являются: 1) определение необходимости учета при реализации цифровых трансформаций особенностей регионального развития; 2) проведение анализа отраслевой специализации региона и выделение цифрового; 3) определение направлений и механизмов региональной политики социально-экономического развития в условиях необходимости цифровых изменений.
Научная новизна и значимость исследования заключается в разработке направлений формирования региональной политики цифровизации и механизмов ее реализации.
Гипотезой исследования выступает положение, что цифровые технологии и трансформации обеспечивают качественный рост экономики и благосостояния населения регионов. При этом, особенности развития регионов (территориальные, природные, экономические, социальные, этнические, культурные и др.) влияют на скорость цифровых трансформаций и определяют необходимость их реализации.
В качестве основных методов исследования в работе были использованы контент-анализ научной литературы, статистический и экономический анализ (показатели отраслевой локализации региона и показатели конвергенции цифрового развития), обеспечивающие в совокупности научное обоснование предлагаемых управленческих решений.
1. Цифровые трансформации и особенности регионального развития.
В рамках достижения национальных целей и решения стратегических задач развития страны [1]реализуется программа «Цифровая экономика Российской Федерации», имеющая целью создания экосистемы цифровой экономики. Внутренние затраты на развитие цифровой экономики в период с 2020 по 2022 год составили 2,1%; 2,2%; 2,1% от валового внутреннего продукта соответственно. [2] Цифровое развитие социально-экономических процессов осуществляется не только на уровне государства, но и на уровне каждого отдельного региона. Поэтому, для достижения амбициозных целей необходимо разрабатывать, реализовывать и интегрировать в социально-экономические процессы политику цифрового развития и на региональном уровне. Уровень цифровизации в регионах России имеет существенное различие, зависит как от уровня общего социально-экономического положения региона, так и от предъявляемого спроса на цифровые технологии. По мнению исследователей Московской школы управления Сколково «цифровой разрыв российских регионов в большей степени определяется спросом — потребностями и запросами жителей, чем услугами и сервисами поставщиков и провайдеров, то есть предложением». [3]
Реализация региональной социально-экономической политики охватывает многие сферы деятельности и отрасли народного хозяйства. В современных условиях, когда цифровые трансформации представляют собой приоритетные цели долгосрочного развития национальной экономики, реализация экономико-управленческих решений на региональном уровне неразрывно связана с цифровыми процессами [2]. Однако, стоит обозначить некоторые определения, взятые за основу исследования. В научной литературе можно встретить разделение понятий «государственная региональная экономическая политика» и «региональная экономическая политика». Например, Устинович Е.С. предлагает рассматривать их как самостоятельные категории: государственная региональная экономическая политика – политика «федерального центра в отношении экономического развития региона» [12, С.67], а региональная экономическая политика – это «политика самого региона, направленная на его экономическое развитие» [12, С.67]. В рамках данного исследования мы используем понятие региональной политики только в контексте действий региональных органов власти, направленных на повышение уровня социально-экономического развития региона. Основной задачей региональной политики в новых экономических реалиях является разработка механизмов стимулирования экономического развития, повышение конкурентоспособности тех регионов, чей потенциал использует неполностью [3]. Так, объект нашего исследования – республику Дагестан – можно определить как субъект федерации, входящий в группу регионов (кластер) с низким уровнем инфраструктурного развития и инвестиционной привлекательности, высоким уровнем инвестиционных рисков [5].
Цифровизация и цифровые технологии очень плотно интегрировались в процессы развития экономики и общества. Они влияют на уровень жизни населения [16], производительность труда и продуктивность в отраслях реального сектора экономики [4]. По сути, цифровые трансформации являются одним из проявлений инновационного развития экономики, тесно взаимосвязаны с принципами инновационного развития экономических систем [10]. Цифровые технологии «становятся одним из ключевых инструментов конкуренции городов и регионов на национальном и глобальном рынках человеческого капитала, помогая привлекать, развивать и удерживать успешных, амбициозных, инновационных людей, тех, которые способны придать новый импульс региональному социально-экономическому развитию». [4] Встает объективный вопрос – как оценивать уровень и качество проводимых цифровых трансформаций, как выбирать направления дальнейшего их развития. Одним из значимых индикаторов цифровых изменений является увеличение доли сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в масштабе валового регионального продукта (ВРП) [11]. При этом, ИКТ настолько трансформировали социальные взаимоотношения и ценностные ориентиры, что появился новый общественный феномен – цифровая культура. В результате цифровизации возникают новое общество, новая экономика, новая система ценностей [6].
В настоящее время существует достаточное количество методик оценки [9] процессов цифровизации, определения степени достижения целей национальных программ и проектов по цифровизации, определения уровня цифровой зрелости и т.д. Однако, практика оценки процессов цифровизации на региональном уровне остается еще не до конца сформированной, многие авторы выдвигают свои идеи и предложения по оценке эффективности тех или иных цифровых процессов или реализации программ цифровизации. Например, ряд авторов [11] формируют статистические модели зависимостей средних темпов информатизации и темпов роста ВРП, квалиметрические модели оценки уровня достижения целей цифровизации.
В то же время, при разработке региональной политики по цифровизации необходимо учитывать региональную направленность: является ли регион полифункциональным или имеет тенденцию к специализации отраслей [7]. Такой подход важен с точки зрения устранения диспропорций между ядром и периферией региона, сельскими и городскими территориями как полюсами экономического роста. При этом, можно выделить несколько типов регионов, в зависимости от уровня экономического потенциала (запаса материальных и нематериальных активов, имеющих отношение к цифровизации) и уровня развития региональной инновационной системы [14]. Системным и высоким потенциалом к цифровизации обладают те регионы, у которых процессы цифровизации институционально развиваются и поддерживаются через формирование региональной инновационной системы [14].
2. Направления реализации региональной политики в условиях цифровизации
В рамках представленного исследования в качестве объекта была выбрана Республика Дагестан. Регион характеризуется не высокими показателями цифровизации, что обусловлено, в первую очередь спецификой развития и структурой регионального продукта. Цифровые приоритеты социально-экономической стратегии региона затрагивают в Республике только 7 сфер (образование и наука, здравоохранение, развитие городской среды, транспорт и логистика, государственное управление, социальная сфера, промышленность). [5] В структуре валового регионального продукта наибольший вес имеют такие отрасли как сельское хозяйство и строительство, при этом затраты на цифровые технологии в сельском хозяйстве составили всего 0,9 млн. рублей (0,09%).
Исходя из концепции региональной полифункциональности или специализации для определения степени специализации региона нами был рассчитан коэффициент локализации производства на территории региона, характеризующий уровень развития каждой отрасли и ее значимость для экономики региона (формула 1):
|
(1)
|
где, Кл - коэффициент локализации; Dr – удельный вес отрасли в экономике региона (объем производства товара отрасли в регионе / объем производства всех товаров в регионе); Dc – удельный вес отрасли в экономике страны (объем производства товара отрасли в стране / объем производства товаров в стране).
Расчет степени специализации выполнен за период 2020 – 2022 гг. для всех отраслей, в таблице 1 представлены значения валовой добавленной стоимости в разрезе отдельных отраслей, характеризующих отраслевую специализацию региона.
Таблица 1.
Направления отраслевой специализации региона
Валовая
добавленная стоимость, млн. рублей
|
в том числе
| ||||
Сельское, лесное, рыбное хозяйство
|
Строительство
|
Торговля
|
Деятельность гостиниц и предприятий
общественного питания
| ||
|
2020 год
| ||||
РФ
|
94410215,3
|
4446791,8
|
5418603, 1
|
12849389,9
|
761227,8
|
Республика Дагестан
|
740 798,8
|
137514,3
|
129776,7
|
135288,5
|
24931,9
|
Доля отрасли в
ВВП страны
|
-
|
0,05
|
0,06
|
0,14
|
0,01
|
Доля отрасли в
ВРП (Дагестан)
|
-
|
0,19
|
0,18
|
0,16
|
0,03
|
Коэффициент
локализации
|
-
|
3,94
|
3,05
|
1,34
|
4,17
|
|
2021 год
| ||||
РФ
|
122199665,2
|
5479903,2
|
6280886,2
|
17738383,8
|
1077135,7
|
Республика Дагестан
|
802523,3
|
148164,2
|
136129,2
|
147711,2
|
27404,1
|
Доля отрасли в
ВВП страны
|
-
|
0,16
|
0,11
|
0,15
|
0,02
|
Доля отрасли в
ВРП (Дагестан)
|
-
|
0,18
|
0,17
|
0,18
|
0,03
|
Коэффициент
локализации
|
-
|
1,37
|
1,56
|
1,22
|
4,5
|
|
2022 год
| ||||
РФ
|
140670816,5
|
5976530,1
|
7730269,9
|
21037 427,8
|
1267247,9
|
Республика Дагестан
|
3111332,1
|
493832,8
|
331 927,4
|
475191,9
|
70812,5
|
Доля отрасли в
ВВП страны
|
-
|
0,04
|
0,05
|
0,15
|
0,01
|
Доля отрасли в
ВРП (Дагестан)
|
-
|
0,18
|
0,17
|
0,18
|
0,04
|
Коэффициент
локализации
|
-
|
4,24
|
3,18
|
1,2
|
4,5
|
Источник: составлено и рассчитано авторами на основе https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts
Источник: составлено и рассчитано авторами на основе: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/accounts (дата обращения 23.09.2024)
Таким образом, можно определить, что региональной специализацией Республики Дагестан являются сельское хозяйство и строительство.
В качестве отдельных показателей цифрового развития в регионе можно привести данные по произведенной продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, использованию широкополосного доступа в Интернет (таблица 2). Для сравнения показатели цифровизации приведены по двум регионам – Республике Дагестан и Ставропольскому краю.
Таблица 2.
Показатели цифровизации экономики региона
Показатель
|
2020
год
|
2021
год
|
2022
год
| |
Доля
продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, % от ВРП
|
Республика
Дагестан
|
0,17
|
0,19
|
0,21
|
Ставропольский
край
|
0,72
|
0,86
|
0,9
| |
Использование
широкополосного доступа в Интернет организациями, %
|
Республика
Дагестан
|
29,0
|
57,5
|
58,2
|
Ставропольский
край
|
64,8
|
85,3
|
85,3
| |
Использование
широкополосного доступа в Интернет домашними хозяйствами,%
|
Республика
Дагестан
|
74,2
|
83,6
|
87,5
|
Ставропольский
край
|
74,1
|
76,8
|
84,6
|
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm
Источник: составлено авторами на основе: Федеральная служба государственной статистики: офиц. сайт. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/science
https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Reg_Rus_Pokaz_2023.htm (дата обращения 23.09.2024)
Для определения цифровых разрывов и цифрового неравенства нами были рассчитаны показатели конвергенции - периода времени, необходимого экономике одного региона для сближения с экономическими показателями другого региона (формула 2).
|
(2) |
где T - период времени; Y1 – показатель экономического развития региона 1; Y2 – показатель экономического развития региона 2; g1 – темп роста показателя экономического развития региона 1(%); g2 - темп роста показателя экономического развития региона 2 (%).
По показателю «Доля продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей, % от ВРП» Ставропольский край имеет явное преимущество, коэффициент конвергенции для Республики Дагестан равен 29,1. Это означает, что для преодоления технологического разрыва экономике Дагестана потребуется почти 30 лет. По показателю «Использование широкополосного доступа в Интернет организациями» лучшее значение имеет Ставропольский край, коэффициент конвергенции для Республики Дагестан равен 3,3. А вот по показателю «Использование широкополосного доступа в Интернет домашними хозяйствами» лучшую позицию с 2021 года занимает Республика Дагестан, поэтому для ликвидации цифрового разрыва уже Ставропольскому краю требуется не больше года.
Так как двумя основными отраслями, формирующими валовый региональный продукт, являются отрасли сельского хозяйства и строительства, то, на наш взгляд, именно они должны стоять в приоритете при реализации региональной политики цифровизации. Необходимо отметить, что несмотря на «традиционность» этих двух отраслей, использование ими цифровых технологий носит обоснованный и перспективный характер (таблицы 3 и 4).
Таблица 3.
Перспективы применения цифровых технологий в строительной отрасли
Направления
инноваций
|
Цифровые
технологии
|
Возможности
применения и повышения эффективности деятельности
|
Проектные и
технологические инновации
|
- Совместные программные решения
- Информационное моделирование зданий (BIM) - Digital Twin - Искусственный интеллект - Роботы и дроны - «Умная» одежда |
Передача
информации и координация действий в режиме реального времени (как внутри
компаний, так и между компаниями и контрагентами);
Расчет проектных решений, обоснование затрат строительных материалов; Моделирование, мониторинг и управление зданиями; Информирование сотрудников для избежания аварий, обеспечение безопасности; Выполнение однотипных операций, повышение производительности труда; Отслеживание состояния здоровья работников, обеспечение безопасности. |
Продуктовые
инновации
|
- Модульное и выездное
строительство
|
Готовые проектные
решения «под ключ» с возможностью быстрого возведения.
|
Финансовые
инновации
|
- Смарт-контракты
- Цифровые финансовые активы - Цифровые ипотечные ценные бумаги |
Привлечение
инвестиций, снижение рисков строительных проектов, снижение количества
объектов незавершенного строительства;
Доступность финансирования жилищного рынка; Снижение затрат и рисков для инвесторов и заемщиков. |
Маркетинговые
инновации
|
- Дополненная и
виртуальная реальность
|
Визуализация
проектных решений, повышение коммуникаций архитекторов, дизайнеров и клиентов
|
Источник: составлено авторами с использованием [8].
Расширение практик применения цифровых технологий в строительстве обеспечивает привлечение инвестиций, снижение рисков реализации строительных проектов. В сельском хозяйстве цифровые технологии также позволяют выделять риски, управлять продуктивностью сельскохозяйственного производства, адаптировать стратегии развития под изменяющиеся внешние условия.
Таблица 4.
Перспективы применения цифровых технологий в строительной отрасли
Направления использования цифровых
технологий и инноваций
|
Цифровые технологии
|
Возможности применения и повышения
эффективности деятельности
|
Растениеводство
|
-
Технологии точного земледелия: навигационные
системы, дистанционное, зондирование, геоинформационные системы, дифференциальное
внесение удобрений
|
Управление продуктивностью посевов на основе
использования спутниковых и компьютерных технологий.
Оптимизация процесса обработки сельскохозяйственных угодий. Фиксация и контроль собранной продукции Анализ проб почв и определение необходимого количества удобрений |
Животноводство
|
-
Технологии
RFID (радиочастотная идентификация) и маркировка животных
|
Мониторинг здоровья и поведения животных,
предотвращение заболеваний, повышение продуктивности
|
Управление
производством
|
-
Сельскохозяйственные роботы;
- Беспилотные транспортные средства и летательные аппараты; - Облачные вычисления и аналитика данных |
Прогнозирование
погоды;
Раннее выявление признаков заболеваний растений или животных; Контроль качества; Реализация принципов устойчивого развития |
Аналитика и
принятие решений
|
-
AIoT-платформы (контроль данных, поступающих с датчиков)
|
Составление точных прогнозов;
Оценка рисков и разработка адаптивных стратегий |
Шуганов В.М. Основные направления развития цифровизации сельского хозяйства // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. 2021. № 2(100). С. 77-85.
Источник: составлено авторами с использованием: Официальный сайт компании Агроштурман. Цифровизация сельского хозяйства [Электронный ресурс]. URL: https://agrosturman.ru/blog/tpost/zs3kbc9a51-tsifrovizatsiya-selskogo-hozyaistva?ysclid=m2jqy5e63l556791762 (дата обращения 23.09.2024); [13].
Поэтому, разработка механизмов реализации региональной политики в условиях цифровизации должна осуществляться через призму особенностей регионального развития и учитывать экономическую специализацию региона.
3. Направления и механизмы региональной политики социально-экономического развития в условиях цифровизации.
Для того, чтобы региональная политика цифровизации осуществлялась на качественном уровне, необходимо при ее разработке и реализации учитывать а) отраслевую специализацию региона; б) ориентацию политики на сбалансированное формирование спроса и предложения на цифровые технологии. Комплекс административно-законодательных и экономических механизмов реализации региональной политики социально-экономического развития региона в условиях цифровизации можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1).
Механизмы
реализации
| |
Реализация
проектов ГЧП, связанных с внедрением цифровых технологий в сельском хозяйстве;
Льготное налогообложение и субсидирование малого бизнеса, использующего цифровые технологии; Развитие центров общего доступа к цифровым технологиям; Реализация программ повышения цифровой грамотности населения; Формирование цифровой культуры; |
Поддержка IT-компаний, цифровых и инновационных
стартапов (гранты, венчурное финансирование);
Создание цифровой инфраструктуры Развитие цифровых государственных сервисов Формирование институциональных условий цифровых процессов (правовой статус смарт-контрактов, правовые условия применения ряда цифровых технологий) |
Рисунок 1 - Механизмы реализации региональной политики цифровизации
Источник: составлено авторами
Таким образом, необходимо, чтобы региональная политика социально-экономического развития в условиях цифровизации (политика цифровизации) включала в себя следующие положения и отвечала условиям:
- согласованность с национальными целями развития и реализуемыми государственными программами;
- учет финансовых возможностей реализации программ цифровизации, эффективное распределение ресурсов, направляемых на цифровизацию между отраслями экономики региона. В качестве приоритетных отраслей цифровизации необходима ориентация на отраслевую специализацию региона, инвестирование в цифровое развитие отраслей, обеспечивающих формирование ВРП и занятость населения;
- учет особенностей регионального развития (культурные особенности, цифровая культура, социально-экономическое положение, цифровые разрывы и т.д.);
- одновременное формирование и стимулирование спроса и предложения на цифровые технологии.
Заключение.
Региональная политика цифрового развития имеет стратегическую направленность и призвана обеспечить повышение уровня жизни населения и конкурентоспособности экономики, переход на качественно новых уровень хозяйствования. На примере Республики Дагестан в исследовании показана необходимость учета региональных особенностей и отраслевой специализации при реализации региональной политики цифровизации.
Ориентация политики на сбалансированное формирование спроса и предложения на цифровые технологии возможно за счет реализации комплекса механизмов поддержки бизнеса и населения при разработке, внедрении и использовании цифровых технологий, формирования институциональных условий цифровых процессов.
[1] Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
[2] Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики https://rosstat.gov.ru/folder/10705 (дата обращения 09.10.2024)
[3] Коровкин В. Цифровая жизнь российских регионов // https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/?ysclid=m291exweni842180443 (дата обращения 09.10.2024)
[4] Коровкин В. Цифровая жизнь российских регионов // https://www.skolkovo.ru/researches/digital-life-of-russian-cities/?ysclid=m291exweni842180443 (дата обращения 09.10.2024)
[5] Министерство цифрового развития, связи и коммуникаций РФhttps://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/?utm_referrer=https%3a%2f%2fwww.google.com%2f (дата обращения 09.10.2024)
Страница обновлена: 15.11.2024 в 11:27:10