Влияние развития экосистемы фирмы на экономическую эффективность бизнеса
Попов Е.В.1, Симонова В.Л.1, Корж Н. Ф.1
1 Уральский институт управления – филиал РАНХиГС
Статья в журнале
Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Аннотация:
В связи с активным развитием экосистем фирмы возникает необходимость оценки экономической эффективности бизнеса.
Отсюда возникает необходимость установления взаимосвязи между развитием экосистемы компании и экономической эффективностью бизнеса.
В данном исследовании были проанализированы предшествующие исследования, составлен алгоритм проведения исследования, систематизированы показатели оценки эффективности бизнеса, а также были рассмотрены этапы развития экосистемы фирмы на примере российской компании по продаже дезинфицирующих средств.
В результате проведенного исследования были определены показатели оценки эффективности в зависимости от этапа развития экосистемы фирмы.
На каждом этапе развития экосистемы фирмы целесообразно проводить оценку определённых показателей. Некоторые показатели не рекомендуются к проведению оценки на начальных этапах развития экосистемы фирмы в связи недостатком информации некоторых показателей для расчета данных показателей.
Результаты данного исследования могут быть полезны как исследователям, так и руководителям предприятий для прогнозирования развития экосистем производственных фирм.
Ключевые слова: экономическая эффективность бизнеса, экосистема фирмы, развитие экосистемы
Финансирование:
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 24–18–20036, https://rscf.ru/project/24-18-20036/
JEL-классификация: P40, P47, P49
Введение
Повышение эффективности деятельности является залогом успешного существования любого предпринимательского субъекта [1, с. 2].
Для применения системного подхода к анализу эффективности бизнеса необходимо в первую очередь сформулировать набор экономических индикаторов, которые будут составлять единую систему. Важно, чтобы в этот перечень вошли показатели, позволяющие оценить степень результативности использования ресурсов [2, с. 2].
Современный бизнес характеризуется тем, что средний срок жизни компаний уменьшается, в то время как скорость изменений и создания ценности у успешных организаций возрастает [3, с. 1879].
Для более точной оценки эффективности бизнеса следует учитывать стадию развития экосистемы фирмы. Это поможет определить проблемы и устранить их как можно скорее.
В настоящее время взаимосвязь между развитием экосистемы компании и экономической эффективностью бизнеса не установлена.
Целью настоящего исследования является определение зависимости эффективности бизнеса от этапов развития экономической экосистемы фирмы.
В качестве методологии научного познания применен метод логического системного анализа.
Информационная база – научные статьи, индексированные в БД РИНЦ, Скопус и др., а также авторские разработки этапов развития экосистемы фирмы и экономические эффекты бизнес на разных этапах развития экономических экосистем.
Особенности развития экономической экосистемы фирмы
Экономическая экосистема — это сеть взаимосвязанных организаций, функционирующих как единое целое. В эту экосистему входят производители, поставщики и потребители, объединённые общими процессами взаимодействия [4, с. 2].
Экосистема выступает в качестве естественной оболочки, позволяющей взаимодействовать кластерам, платформам, сетям и бизнес-инкубаторам так же, как компании обеспечивают структуру для слаженной работы различных подразделений, инфраструктурных услуг, бизнес-процессов и инновационных инициатив [5, с. 40].
В современных экономических условиях развитие экосистем имеет огромное значение, так как они способны повысить уровень технологического развития экономики, улучшая адаптивность компаний и предоставляя клиентам широкий спектр услуг в нужный момент [6, с. 38].
Развитие экосистемы фирмы осуществляется в пять этапов.
Первый этап «зарождение» характеризуется низким уровнем взаимодействия между новыми компаниями и другими членами экосистемы. Мало изменений в ресурсах и минимальное поступление новых ресурсов, гуляющих по экосистеме. На этом этапе возникает лидер в экосистеме, который способен активно развивать систему и вести за собой остальных участников.
На этапе «укрепление» расширяются границы территорий. Уровень сотрудничества между новыми компаниями и остальными участниками экосистемы возрастает. Доля переработанных материалов увеличивается, создаются новые ресурсы в рамках экосистемы, устанавливается культурная поддержка. Появляются также ресурсы извне экосистемы. Ключевой задачей является поддержание спроса на рынке на таком уровне, который позволит компаниям удовлетворять его, достигая значительного охвата аудитории.
На этапе «консолидирование» наблюдается высокий уровень взаимодействия участников корпоративной экосистемы. Формируются новые предпринимательские ресурсы, которые распределяются через внутренние сети компании. Также происходит привлечение внешних ресурсов в экосистему. Число вновь образованных организаций превышает количество ликвидируемых. Чтобы укрепить свои позиции, руководитель должен внимательно следить за взаимодействием с клиентами и ключевыми центрами ценности и инноваций.
Этап «ослабление» наступает из-за внутреннего или внешнего шока, который нарушает межфирменные связи. Утрата компаний и других ресурсов происходит из-за их передачи в альтернативные экосистемы. Ресурсы больше не перерабатываются в рамках данной экосистемы. Данный сценарий развивается, когда экосистема не в состоянии освоить новые инновации и приспособиться к изменениям в бизнес-среде, что может привести к её закрытию. При этом Дж. Ф. Мур подчеркивает, что важнее не то, какие экосистемы исчезают, а кто из них выживает, акцентируя внимание на суровой и справедливой борьбе за выживание сильнейших [7, с. 235].
Этап самообновления характеризуется непрерывным обогащением новыми знаниями и технологиями. Инновационное развитие играет ключевую роль в обеспечении долгосрочного успеха экосистемы и её способности к самовосстановлению. Этот этап начинается, когда зрелым экосистемам угрожают растущие новые экосистемы и инновации. Неожиданные изменения в среде, законодательстве, потребительском спросе или макроэкономике создают возможности для новых бизнес-экосистем, которые имеют хорошие шансы на выживание и адаптацию [8, с. 2192].
Оценка эффективности бизнеса помогает определить недостатки в деятельности организации, из-за которых бизнес тратит дополнительные ресурсы и получает меньшую прибыль.
Благодаря проведению оценки эффективности бизнеса экосистема может:
· Провести анализ потенциальных и существующих партнерств;
· Оценить пожизненную ценность клиента;
· Провести оценку экономической ценности услуги на платформе экосистемы;
· Определить ресурсоемкость;
· Оценить эффективность цифровой трансформации на основе временного, трудового и финансового критериев и другие.
Результаты оценки эффективности деятельности предприятия позволяют владельцам и управленческому составу понять пределы соотношения достигнутых результатов и связанных с этим затрат [9, с. 80].
Переход бизнеса к цифровым технологиям является ключевым фактором роста экономики. Цифровая трансформация предприятий представляет собой сложный и многоаспектный вызов для организаций [10, с. 121].
Цифровая трансформация бизнеса представляет собой многоуровневую и сложную задачу для организаций, так как подразумевает радикальный пересмотр всех процессов и структуры компании. Основные цели цифровизации включают:
– повышение уровня качества продукции (услуг, работ) и расширение возможностей поставок;
– автоматизацию всех этапов производственной деятельности;
– упрощение как внутренних, так и внешних коммуникаций;
– ускорение бизнес-процессов и другие аспекты.
Очевидно, что появление цифровых технологий и их внедрение создают новые условия, направленные на ускорение всех операций. В результате возникли инновационные возможности для развития бизнеса, запуск которых стал возможен благодаря применению цифровых инструментов [10, с. 122].
Уровни эффективности бизнеса на этапах развития экосистемы фирмы
Оценка эффективности экономической экосистемы является важным инструментом для принятия обоснованных решений и разработки стратегий развития, способствующих устойчивому экономическому росту и благополучию общества.
Оценка бизнеса - важный инструмент для предпринимателей, инвесторов и других заинтересованных сторон. Список оценки бизнеса помогает скорректировать процесс и учесть все ключевые аспекты при анализе компании. Рассмотрим основные шаги, которые следует включить в алгоритм оценки бизнеса.
1. Идентификация целей оценки
Цель данного этапа - определение основных условий, в рамках которых будет произведена данная оценка.
Прежде всего необходимо определить цели, задачи и сроки.
Определение целей поможет сосредоточиться на необходимых аспектах оценки.
2. Сбор информации об объекте оценки
Цель данного этапа – получение аналитической информации, которая будет использована для проведения оценки эффективности бизнеса.
Какова отрасль, в которой действует бизнес, и каковы ее перспективы? Каковы финансовые показатели?
3. Определить этап развития экосистемы
Перед проведением оценки эффективности бизнеса необходимо определить на каком этапе развития находится экосистема.
На этапе зарождения наблюдается низкая степень сотрудничества между новыми фирмами и иными участниками экосистемы фирмы. Экономическим эффектом данного этапа развития является планирование издержек на сотрудничество. Экосистема формирует статьи затрат, составляет их обоснование и план на предстоящие периоды.
Этап укрепления характеризуется расширением территорий, повышением уровня взаимодействия между новыми фирмами и другими участниками экосистемы. Увеличивается доля переработанных ресурсов, создаются новые ресурсы в рамках экосистемы. Также появляются новые ресурсы извне экосистемы. На данном этапе в качестве экономического эффекта выступает снижение издержек на взаимодействия. Межфирменные связи установлены, налажены процессы обмена информацией и документами.
Для этапа консолидирования наблюдается высокая степень сотрудничества участников экосистемы фирмы. Создаются новые предпринимательские ресурсы и передаются через внутрифирменные сети. Происходит привлечение новых ресурсов в экосистему снаружи. Количество вновь созданных организаций больше числа ликвидируемых. Чтобы укрепить свои позиции, лидер должен осуществлять строгий контроль за отношениями с клиентами и ключевыми центрами ценностей и инноваций. Повышение производительности труда является экономическим эффектом этапа консолидирования. Позиции экосистемы укреплены на рынке, привлекаются и используются новые технологии, усовершенствуются бизнес-процессы.
Этап ослабления характеризуется внутренним или внешним шоком, подрывающим межфирменные отношения. Потеря компаний и иных ресурсов вследствие утечки в другие экосистемы. Ресурсы больше не перерабатываются внутри экосистемы. Этот сценарий разворачивается в том случае, если экосистема не может освоить новые инновации и адаптироваться к меняющимся требованиям бизнес-среды. Снижение производственных издержек является экономическим эффектом данного этапа развития. Все процессы автоматизированы, производственные расходы сокращаются за счёт повышения показателей ресурсной эффективности.
4. Определение конкурентов
Исследование рынка, на котором действует компания, и анализ конкурентов помогут понять позицию компании в отрасли. Необходимо оценить уровень конкуренции, потенциал для роста и угрозы для бизнеса.
Анализ рынка является инструментом, который помогает выяснить, как макросреда влияет на компанию, какое место компания занимает относительно конкурентов и что нужно для дальнейшего роста.
5. Оценка стейкхолдеров экосистемы
Необходимо определить стейкхолдеров. т. к. стейкхолдеры играют важную роль в формировании и функционировании экосистемы фирмы, влияя на ее стратегию, цели и результаты.
Стейкхолдеры экосистемы фирмы играют важную роль в ее успехе и устойчивом развитии. Взаимодействие с ключевыми участниками, учет их интересов и потребностей, а также построение долгосрочных партнерских отношений способствуют созданию эффективной и конкурентоспособной экосистемы, способной адаптироваться к изменяющимся условиям рынка и обеспечивать устойчивый рост компании [10, с. 2181]
На данном этапе предлагается провести анализ потенциальных и существующих партнерств и пожизненной ценности клиента.
Для расчета обобщающего количественного показателя эффективности партнерских отношений используется формула:
(1)
где – обобщающий показатель эффективности партнерских отношений в экосистеме, балл;
– бальная оценка i-го показателя эффективности, балл;
– значимость i-го показателя в общей системе показателей эффективности определения партнерских отношений;
- общее количество характеристик.
Определение обобщающего показателя эффективности партнерских отношений требует расчета важности его составляющих. Для этого необходимо провести экспертную оценку, чтобы установить значимость каждого компонента обобщающего показателя эффективности и определить их влияние на результат и качество партнерских отношений [12, с. 55].
Для достижения этой цели представляется целесообразным использовать такие критерии (см. табл. 1).
Таблица 1 - Критерии компании – партнера для интеграции в рамках экосистемы [1]
Критерии
|
Удовлетворяется,
баллы
|
Частично
удовлетворяется, баллы
|
Не
удовлетворяется, баллы
|
Надежность
партнера
|
Высокая
надежность – 2 |
Средняя
надежность – 1 |
Низкая
надежность – 0 |
Соответствие
объемов бизнеса
|
Объемы
бизнеса соответствуют – 2
|
Частичное
соответствие – 1 |
Не
отвечают – 0
|
Направление
бизнеса
|
Направление
бизнеса совпадает – 2
|
Частично
совпадает – 1
|
Не
совпадает – 0
|
Стоимость
заключения партнерства
|
Незначительные
инвестиции –2
|
Существенные
инвестиции – 1
|
Значительные
инвестиции – 0
|
Соотношение
целей банка и партнера
|
Цели
совпадают – 2
|
Частично
совпадают – 1
|
Не
совпадают – 0
|
Наличие
опыта в организации интеграционного бизнеса
|
Есть
положительный опыт – 2
|
Есть
отрицательный опыт – 1
|
Опыт
отсутствует – 0
|
Территориальное
расположение
|
Преимущественное
совпадение филиальной сети – 2
|
Частичное
совпадение филиальной сети – 1
|
Не
соответствие филиальной сети – 0
|
Имидж
и репутация компании
|
Хороший
имидж и репутация – 2
|
Наличие
не значимой отрицательной информации – 1
|
Негативный
имидж и репутация – 0
|
Показатель пожизненной ценности клиента, рассчитываемый с точки зрения услуг и экосистемы в целом.
Показатель рассчитывается по формуле:
, (2)
где t — продолжительность взаимодействия с клиентом; c — средняя цена покупок клиента за время взаимодействия; ƒ — частота совершения покупок за единицу времени.
Ключевым параметром, влияющим на лояльность, является время взаимодействия между компанией и ее клиентом [13, с. 24].
6. Выбор методов оценки
Для проведения оценки необходимо выбрать методы, которые помогут провести оценку экосистемы со всех сторон.
6.1 Сравнительная аналитическая модель экосистемы
Итоговый числовой показатель экосистемы формируется путём сложения сумм интегральных показателей групп стейкхолдеров Возможность сравнения экосистем различных предприятий без территориальной привязки [13, с. 780].
, (3)
где y – итоговый числовой показатель экосистемы. При этом интегральные показатели – слагаемые формулы (3) рассчитываются по формулам (4) – (8);
– интегральный показатель группы стейкхолдеров «потребители продукции и услуг» (customers), в базисных пунктах. Он рассчитывается по следующей формуле:
, (4)
где – темп роста выручки за последний отчетный год, в процентах; – доля госзаказа в выручке за последний отчетный год, в процентах; – доля экспорта в выручке за последний отчетный год, в процентах.
– интегральный показатель группы стейкхолдеров «власть» (power), в базисных пунктах:
, (5)
где – отношение налога на прибыль к общей выручке за последний отчетный год, в процентах; – индекс количества проверок надзорных органов за последний отчетный год, в базисных пунктах; – индекс количества нормативно-правовых актов в отношении предприятия, за последний отчетный год, в базисных пунктах.
– интегральный показатель группы стейкхолдеров «общество» (society), в базисных пунктах. Он рассчитывается по следующей формуле:
, (6)
где – отношение средней заработной платы по предприятию к средней заработной плате по региону, за последний отчетный год, в процентах; – доля расходов на социальные проекты в выручке за последний отчетный год, в процентах; – индекс разницы положительных и отрицательных отзывов в средствах массовой информации, за последний отчетный год, в базисных пунктах.
– интегральный показатель группы стейкхолдеров «наука и образование» (education and science), в базисных пунктах. Рассчитывается по формуле:
, (7)
где – отношение расходов предприятия на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы к общей сумме расходов за последний отчетный год, в процентах; – доля научных работников от численности трудоспособного населения в основном регионе присутствия, за последний отчетный год, в процентах; – отношение количества партнеров компании, входящих в сектор науки и образования, к общему числу научных и образовательных организаций в регионе присутствия, в процентах.
– интегральный показатель группы стейкхолдеров «конкуренты и поставщики» (business), в базисных пунктах. Рассчитывается по формуле:
, (8)
где – индексы Хирфендаля – Хиршмана в отношении конкурентов и поставщиков предприятия соответственно, в базисных пунктах. Выбранные экосистемные факторы преимущественно отражают качественные, а не количественные характеристики экосистем. В модели не учитываются масштабы фирм, с целью показать экосистемные, стейкхолдерские параметры и их отличие, конфигурацию экосистемы, а не объемы производства [14, с. 781].
6.2 Оценка экономической ценности услуги на платформе экосистемы
Объединив критерии оценки, была выведена формула расчёта сводного комплексного агрегированного показателя экосистемной услуги на конкретном рынке
Данный показатель может сформировать денежную оценку экономической ценности услуг и отразить уровень конкурентоспособности компании. Расчет проводится по формуле:
, (9)
где Оценка экономической ценности услуги на платформе экосистемы;
– Шкала агрегированности услуги;
– Шкала неделимости услуги;
– Шкала своевременности услуги;
– Шкала ожидаемости услуги;
– Шкала доступности услуги.
Таким образом, данный показатель (сводный комплексный агрегированный показатель) способен не только сформировать денежную оценку экономической ценности услуг, но и отразить уровень конкурентоспособности по сравнению с другими экосистемами, предлагающими подобный спектр услуг на рынке [15, с. 228].
6.3 Оценка эффективности работы бизнес-экосистемы
Оценка эффективности в достаточно обобщённом варианте, основанная на критическом показателе, охватывающем такие группы, как операционно-синергетическая, финансовые инвестиции, цифровые технологии и финансовое регулирование. На основе полученных значений показателей в разрезе групп оценивается основной показатель эффективности бизнес-экосистемы и формулируются окончательные выводы.
Автор О. Е. Каленов предлагает оценку эффективности в достаточно обобщённом варианте на основе интегрального показателя, включающего такие группы, как операционно-синергетическая, финансово-инвестиционная, цифровая и регуляторная [6, с. 164].
Оценка эффективности работы бизнес-экосистемы осуществляется по формуле:
, (10)
где – интегральный показатель оценки эффективности работы бизнес-экосистемы, баллы;
– сумма значений показателей i-й
группы, баллы;
– весовой коэффициент i-й группы показателей;
– количество групп показателей;
– количество показателей в i-й группе (параметр j суммирует значения показателей в i-й группе).
Интегральный показатель оценки эффективности работы экосистемы рассчитывается с помощью определения суммы значений показателей, весовых коэффициентов i-й группы показателей, также учитывается количество групп показателей и количество показателей в i-й группе [6, с. 165].
6.4 Оценка экономической эффективности
Оценка основана на проведении анализа основных финансовых показателей, характеризующих результаты деятельности компании.
Экономическая эффективность — это относительная величина, выраженная отношением конечного результата (эффекта) к ресурсу, затраченному на его достижение:
, (11)
Где — показатель общей экономической эффективности; — прибыль за период, руб.; — среднегодовые затраты на инновации, руб.
Показатель общей экономической эффективности помогает определить величину, выраженную отношением конечного результата к ресурсу, затраченному на его достижение [16, с. 2308].
6.5 Показатель ресурсоемкости
Рассчитывать показатели ресурсоемкости предлагается по формуле:
, (12)
где – платежи, направляемые i-й группе стейкхолдеров; – совокупные поступления от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности.
Расчет показателей ресурсоемкости через платежи, а не расходы отличается от общепринятого подхода, развитого Н. П. Любушиным [17, с. 35]
В частности, в данном аспекте он представляется более обоснованным, поскольку позволяет определять ресурсоемкость в отношении платежей по инвестиционной и финансовой деятельности, в то время как расчет на основе расходов обеспечивает расчеты только в отношении операционной деятельности.
При расчете платежей по инвестиционной и финансовой деятельности, а также совокупных поступлений необходимо выполнить предварительную корректировку для элиминирования однотипных разнонаправленных денежных потоков, таких как привлечение кредитов и займов, погашение кредитов и займов; поступления от реализации финансовых активов, приобретение финансовых активов и др.
Кроме того, поскольку расчет ресурсоемкости денежных потоков можно сделать только на основе прямого метода расчета денежных потоков, то на предварительном этапе необходимо рассчитать показатели денежных потоков, исходя из имеющейся информации.
В этом контексте ключевыми индикаторами являются показатели ресурсоемкости поступлений: чем выше значение ресурсоемкости, тем ценнее ресурс и значимее группа стейкхолдеров, что зависит от принадлежности компании к определенному сектору экономики [4, с. 1887].
6.6 Оценка эффективности цифровой трансформации на основе временного, трудового и финансового критериев
Целесообразно проводить по этапам стратегии цифровой трансформации (при ее наличии) или по этапам с учетом отложенного временного лага проявления эффекта от цифровизации ввиду задержек, связанных с высвобождением рабочей силы
Оценка эффективности цифровой трансформации предприятия необходима для разработки мер по ее повышению, для выявления ошибок и узких мест в развитии предприятия, для поиска точек роста предприятия. В итоге – для наращивания конкурентоспособности предприятия, что позволит укрепить свои позиции на рынке, повысить капитализацию и привлечь инвесторов для опережающего развития.
Одним из подходов к оценке эффективности внедрения цифровых технологий в сфере малых и средних производственных предприятий является системный подход к оценке эффективности внедрения цифровых технологий. Суть подхода заключается в расчете рентабельности цифровых технологий (RoDT) в статике и динамике с учетом фактора времени как отношения потенциальных выгод от внедрения цифровых технологий к затратам на их внедрение [16, с. 391].
Рентабельность инвестиций в цифровые технологии RoDT определяется как сумма прироста выручки (дохода) от внедрения технологии относительно суммы его инвестиций. Статическая модель RoDT фокусируется на общий доход, динамическая модель учитывает фактор времени.
RoDT это отношение выгоды от реализации цифровых технологий к стоимости реализации. Результат отображается в процентах на определенный период, который можно сравнить с другими расчетами. Для более точного расчета RoDT используется метод чистой приведенной стоимости (NPV), который учитывает изменение стоимости денег во времени из-за инфляции.
, (13)
где: – общая прибыль в периоде i, руб.; – общие инвестиции в периоде i, руб.; – ставка дисконтирования в периоде i, %; – количество периодов.
Значение RoDT указывает на экономическую эффективность решения. Если значение RoDT превышает «1», доходность цифровых технологий выше, чем его инвестиционные затраты. Если значение равно или меньше «1», проект внедренияне окупил вложенные инвестиции. Таким образом, метрика RoDT помогает МСП количественно оценить экономическую эффективность [16, с. 392].
7. Расчет показателей и сравнение с базовыми показателями
Для более объективной оценки эффективности экосистемы рекомендуется сравнить полученные данные с базовыми показателями, которые могут служить эталоном для оценки изменений в экосистеме. Например, показатели предыдущих периодов.
8. Согласование результатов
Заключительный этап, сбор данных о проделанной работе.
9. Формирование рекомендаций
На основе проведенной оценки можно разработать рекомендации по улучшению состояния экосистемы, увеличению ее эффективности [18, с. 62].
Перечень показателей для проведения оценки зависит от уровня этапа развития экосистемы. Показатели оценки и этапы развития изобразим на рисунке 1:
Рисунок 1 – Показатели оценки эффективности в зависимости от этапа развития экосистемы фирмы [2]
Такие показатели как «пожизненная ценность клиента», «сравнительная аналитическая модель», «оценка эффективности работы экосистемы» не рекомендуются к проведению оценки на начальных этапах развития экосистемы фирмы в связи недостатком информации некоторых показателей для расчета данных показателей. Проведение оценки займет большие ресурсы, но в итоге полученные значения будут не информативны для использования в дальнейшем развитии экосистемы фирмы.
Развитие экосистемы фирмы имеет решающее значение для повышения ее экономической эффективности. Экосистемы предоставляют фирмам доступ к новым ресурсам, расширяют их возможности на рынке, оптимизируют цепочки поставок, повышают устойчивость и создают дополнительную ценность для клиентов. Инвестируя в развитие своей экосистемы, фирмы могут получить конкурентное преимущество и добиться устойчивого экономического успеха [19, с. 8].
Практическая значимость полученных результатов
Рассмотрим этапы развития экосистемы фирмы на примере российской компании по продаже дезинфицирующих средств.
На первой стадии своего развития компания работала исключительно с поставщиками на внутреннем рынке. Позже она начинает сотрудничество с французским производителем, что подразумевает планирование затрат. Это событие знаменует начало формирования экосистемы предприятия.
На втором этапе происходит географическое расширение. Издержки вырастают на одну треть, так как компания начинает взаимодействовать с контрагентами из соседних территорий. В экосистему также входит завод, производящий товары под собственным брендом. Активное внедрение цифровых технологий приводит к снижению затрат на взаимодействие со стейкхолдерами. На этом этапе компания становит крупным оптовым поставщиком дезинфицирующих средств, ориентируясь на медицинские учреждения и пищевую промышленность.
При кооперации компания начинает продажу профессиональной химии участникам экосистемы, что способствует росту влияния и ассортимента. Увеличивается число стейкхолдеров, включая СМИ и власти. Объем производства и продаж растет, появляются новые сотрудники, производительность повышается, а затраты снижаются.
Затем следует этап ослабления, когда логистические проблемы приводят к потере зарубежных поставщиков и постоянных клиентов, что вызывает повышение затрат.
На данный момент экосистема фирмы находится на этапе ослабления. Причинами ослабления выступают экономические, политические и технологические изменения на структуру и динамику экосистемы фирмы. Экосистема не уделяет необходимого внимания к инновациям, что приводит к устареванию экосистемы и невозможность конкурировать с новыми развивающимися экосистемами.
Важно развивать партнерские отношения, увеличивать взаимодействие и взаимопонимание между участниками экосистемы, т. к. уход ключевых партнеров или клиентов может негативно повлиять на устойчивость экосистемы.
Для повышения экономической эффективности и перехода на стадию самообновления необходимо адаптироваться под инновации и увеличивать активности и взаимодействия между участниками экосистемы.
Внедрение современных технологий в компанию позволит улучшить процессы внутри компании, увеличить скорость выполнения задач, снизить риски и повысить качество продукции или услуг. Использование программного обеспечения для управления бизнесом, облачных технологий, аналитики данных способствует повышению эффективности.
Оценка эффективности бизнеса предоставляет важную информацию, которая может быть использована для прогнозирования экономического развития. Понимание сильных и слабых сторон различных отраслей, регионов может помочь предприятиям принимать обоснованные решения, которые способствуют устойчивому экономическому росту.
Заключение
Развитие экосистемы фирмы является важным стратегическим шагом для предприятий, которые стремятся повысить свою экономическую эффективность. Партнерства с другими организациями могут расширить рыночный охват, сократить затраты, повысить инновации, увеличить гибкость, создать конкурентные преимущества и повысить прибыльность. Эффективно управляемая экосистема может стать мощным двигателем роста и устойчивого успеха для предприятий [20, с. 65].
Формирование и развитие экосистемы компании происходит в пять этапов. На каждом этапе необходимо проводить оценку эффективности. Набор показателей на каждом этапе может отличаться. Чем выше уровень развития экосистемы фирмы, тем больше показателей возможно оценить.
Таким образом, эффективность бизнеса имеет прямую зависимость от этапов развития экономической экосистемы фирмы.
Хорошо развитая экосистема фирмы может создать устойчивые конкурентные преимущества. Партнерства с ключевыми игроками в отрасли могут укрепить рыночную позицию и защитить от конкуренции. Кроме того, доступ к уникальным ресурсам или технологиям, предоставляемым партнерами по экосистеме, может дифференцировать бизнес и повысить его ценность для клиентов [21, с. 87].
В целом, развитие экосистемы фирмы может привести к повышению прибыльности. Расширение рыночного охвата, сокращение затрат, повышение инноваций и создание конкурентных преимуществ могут привести к увеличению доходов и снижению расходов, что приводит к повышению прибыльности.
В данном исследовании авторы попытались установить взаимосвязь между развитием экосистемы компании и экономической эффективностью бизнеса.
В результате проведенного исследования были определены показатели оценки эффективности в зависимости от этапа развития экосистемы фирмы. Этапы развития экосистемы фирмы были рассмотрены на примере российской компании по продаже дезинфицирующих средств.
[1] Составлено по [11, с. 55]
[2] Разработано авторами
Источники:
2. Фурсова Т.В. Оценка эффективности производственного бизнеса // Форум. – 2023. – № 1(30). – c. 74-78.
3. Когденко В.Г., Мельник М.В. Современные тенденции в бизнес-анализе: исследование экосистемы компании, анализ информационной составляющей бизнес-модели, оценка возможностей роста // Экономический анализ: теория и практика. – 2017. – № 10(469). – c. 1878-1897. – doi: 10.24891/ea.16.10.1878.
4. Шайтура С.В., Сумзина Л.В., Максимов А.В. Системный анализ экосистем // Отходы и ресурсы. – 2023. – № 2. – doi: 10.15862/09ECOR223.
5. Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1(59). – c. 40-45.
6. Каленов О.Е. Развитие концепции экосистем в экономике // Вестник Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова. – 2021. – № 1(115). – c. 37-46. – doi: 10.21686/2413-2829-2021-1-37-46.
7. Матвеева А.О. Бизнес-экосистемы как глобальный тренд цифровой экономики // Человек. Знак. Техника: Сборник статей II Международного междисциплинарного молодежного форума. Самара, 2022. – c. 235-240.
8. Попов Е.В., Симонова В.Л., Беляева Н.Ф. Коэволюция цифровых технологий и развития экосистемы фирмы // Креативная экономика. – 2023. – № 6. – c. 2185-2204. – doi: 10.18334/ce.17.6.118140.
9. Мусаева Б.М. К вопросу об оценке эффективности бизнеса // Деловой вестник предпринимателя. – 2021. – № 6(4). – c. 79-81. – doi: 10.24412/2687-0991-2021-4-79-82.
10. Джабраилова Н.Д. Влияние цифровизации на развитие бизнеса // Журнал прикладных исследований. – 2023. – № 1. – c. 120-124. – doi: 10.47576/2712-7516_2023_1_120.
11. Попов Е.В., Симонова В.Л., Корж Н. Ф. Экономические эффекты развития экосистемы фирмы // Креативная экономика. – 2024. – № 9. – c. 2175-2192. – doi: 10.18334/ce.18.9.121627.
12. Береза О.В. Оценка эффективности банковской экосистемы // Финансовые рынки и банки. – 2022. – № 3. – c. 51-58.
13. Ткаченко С.Н., Ставицкий А.М., Маклахова И.С. Нефинансовые механизмы привлечения и удержания клиентов в банковской сфере // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Физико-математические и технические науки. – 2020. – № 1. – c. 23-29.
14. Попов Е.В., Симонова В.Л., Челак И.П. Аналитическая модель экосистемы фирмы: сравнение крупных промышленных предприятий России // Journal of Applied Economic Research. – 2022. – № 4. – c. 775-794. – doi: 10.15826/vestnik.2022.21.4.027.
15. Морщинина Н.И. Оценка эффективности предпринимательских экосистем в сфере жилой недвижимости // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2022. – № 5-2. – c. 226-234. – doi: 10.17513/vaael.2201.
16. Яковлева А.К., Федулова Е.А., Салькова О.С. Оценка эффективности функционирования экосистемы ПАО «Сбербанк» // Финансы и кредит. – 2019. – № 10(790). – c. 2304-2321. – doi: 10.24891/fc.25.10.2304.
17. Любушин Н.П., Лылов А.И., Бабичева Н.Э. Использование ресурсоориентированного экономического анализа в оценке устойчивого развития хозяйствующих субъектов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 2(142). – c. 32-45.
18. Спатарь А., Широкова С.В. Системный подход к оценке эффективности цифровых технологий предприятия // Системный анализ в проектировании и управлении: Сборник научных трудов XXIV Международной научной и учебно-практической конференции. В 3 ч.. Том Часть 3. Санкт-Петербург, 2020. – c. 384-394.– doi: 10.18720/SPBPU/2/id20-237.
19. Митюшкина Е.Н. Стоимостной анализ как ключевой этап оценки бизнеса // Пермский финансовый журнал. – 2018. – № 2(19). – c. 59-74.
20. Стаценко В.В., Бычкова И.И. Экосистемный подход в построении современных бизнес-моделей // Индустриальная экономика. – 2021. – № 1. – c. 45-61. – doi: 10.47576/2712-7559_2021_1_45.
21. Мишина К.А., Юссуф А.А. Преимущества экосистемного подхода в менеджменте организации // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2021. – № 1(36). – c. 64-70. – doi: 10.21777/2587-554X-2021-1-64-70.
22. Беспалова О.А., Бурчакова М.А. Выбор конкурентной стратегии - основа достижения устойчивых преимуществ фирмы на рынке // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. – 2003. – № 1. – c. 86-97.
Страница обновлена: 23.11.2024 в 12:55:53