Коэволюция цифровых технологий и развития экосистемы фирмы

Попов Е.В.1, Симонова В.Л.1, Беляева Н.Ф.1
1 Уральский институт управления – филиал РАНХиГС

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 6 (Июнь 2023)

Цитировать:
Попов Е.В., Симонова В.Л., Беляева Н.Ф. Коэволюция цифровых технологий и развития экосистемы фирмы // Креативная экономика. – 2023. – Том 17. – № 6. – С. 2185-2204. – doi: 10.18334/ce.17.6.118140.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54059096

Аннотация:
В связи с активным внедрением цифровых технологий в информационные взаимодействия между элементами внешнего окружения производственной фирмы изменяется и содержание экосистемы фирмы. Отсюда возникает научная проблема оценки развития экосистемы фирмы в современных условиях формирования цифрового общества. Целью настоящего исследования является разработка системного представления эволюции развития экосистем производственных фирм. В результате проведенного исследования выделены пять этапов развития экосистемы фирмы: зарождение, укрепление, консолидирование, ослабление, самообновление. Данные этапы сопоставлены с эволюцией цифровых технологий экосистемы фирмы. Показано, что экосистема фирмы и цифровые технологии развиваются коэволюционно. С появлением новых цифровых технологий происходит внедрение их в деятельность экосистемы фирмы. Результаты данного исследования могут быть полезны как исследователям, так и руководителям предприятий для прогнозирования развития экосистем производственных фирм

Ключевые слова: экосистема фирмы, цифровые технологии, развитие экосистем, эволюция экосистем

JEL-классификация: M11, M21, O31



Введение

В настоящее время наблюдается тенденция перехода к экосистемам [10, 11]. Сторонники экосистемного подхода в бизнесе считают концепцию «экосистем» наиболее эффективной для развития [12, 13]. Большое внимание уделяется изучению формированию и развитию экосистем как внешней среды фирмы [1, 4]. Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена изменением содержания внешнего окружения производственной фирмы в условиях формирования цифрового общества.

Образование экосистем имеет больше значение в улучшение конкурентоспособности фирмы [2]. Как и в случае с любой новой тенденцией, экосистемы влекут за собой как экономические, так и социальные преобразования (изменение мышления потребители и т.д.) [8]. Экосистемы оказывают влияние на развитие интереса и потребностей пользователей [21].

Формирование экосистем влечёт за собой кардинальные изменения в экономическом ландшафте: укрепление конкуренции, увеличение потребности в информации и повышение глобализации. вследствие чего важно понимание принципа работы наиболее успешных бизнес-моделей и формирования главной тенденции в данной области, для возможной бизнеса, экономического развития и сообщества, а также финансового рынка [14, с. 235].

Несмотря на значительный рост научных публикаций по развитию экосистем изучение эволюции экосистемы производственной фирмы в условиях развития цифровых технологий можно отнести к научному пробелу.

Отсюда, цель настоящего исследования - разработка системного представления эволюции развития экосистем производственных фирм.

Научная новизна полученных результатов заключается в разработке системного представления эволюции уровней развития экосистемы фирмы на основе коэволюции развития цифровых технологий, дополняющего результаты предшествующих исследований по экосистемному анализу. Авторская гипотеза заключается в системном представлении этапов развития экосистемы производственной фирмы, коэволюционно связанной с развитием цифровых технологий. Под коэволюцией авторы понимают совместную эволюцию элементов экосистемы фирмы и цифровых технологий, обеспечивающих взаимодействие между данными элементами.

В качестве методологии научного познания применен метод логического системного анализа.

Благодаря изучению взаимосвязей участников экосистемы, их влияния и возможностей возможно существенно улучшить понимание развития уровней экосистемы фирмы.

Современные экосистемы фирм

Внимание исследователей к экономической системе как новой единице экономического анализа привлекло возникновение системной парадигмы. Это спровоцировало обобщение концепции агента, института и генетического метода преемственности. Понятие экосистемы является довольно общим и включает в себя такие категории, как фирма, рынок, регион, национальная экономика, комплекс институтов и т. д. [10, с. 41].

Понятие «экосистема» впервые было использовано в 1935 году британским ботаником и экологом А. Тенсли. Изначально термин «экосистема» рассматривался в рамках биологической науки и продолжительное время употреблялся в контексте биологической природе термина [1, с. 63].

В экономику такое понятие как «экосистема» ввёл Дж.Мур в 1993 году. Именно от него поступило предложение исследовать бизнес как экосистему, которая охватывает разные виды производства, в виду которых развиваются совместными усилиями [14, с. 236].

На сегодняшний день социально-экономическая экосистема должна стать основной единицей экономического анализа в современной экономической теории. Данная концепция детализирует общее понятия экосистемы, способствует образованию соответствий между биологическими и социально-экономическими экосистемами, что даёт возможность устанавливать связи между организациями, кластерами, сетями и другими экономическими конфигурациями [11, с. 42].

Экосистема фирмы включает в себя потребителей, рыночных посредников, поставщиком и саму фирму соответственно [12, с. 201].

Экосистема выступает в роли естественной оболочки для формирования взаимодействия кластеров, платформ и сетей, точно так же как фирма выступает в роли естественной структуры для сотрудничества между различными подразделениями, инфраструктурными средами, бизнес-процессами и инновационными проектами. Благодаря интеграции платформ, сетей и кластеров в экосистему создаётся взаимосвязанная, плодотворная и бесперебойная работа этих производственных компаний.

Иначе говоря, естественным продолжением фирмы как институциональной концепции и формы организации реальной экономической деятельности является экосистема [10, с. 7].

Основной характеристикой экосистемы является устойчивое самовоспроизведение в нестабильных, изменяющихся внешних условиях и внутренней среды [5, с. 8].

Различные формы экосистемы могут принимать в зависимости от условий окружающей среды и внутренних особенностей.

Образование экосистемы происходит при концентрации внимания центрального звена на исследовании способов организации разных ценностей компаний разной направленности в единое целое.

Наиболее популярной экосистема становится в условиях современного ритма жизни, для сохранения временного ресурса, компании начинают внедрять экосистему в свою повседневную деятельность [20, с. 31].

Привлекательность экосистемы фирмы обуславливается возможностями, которую она предоставляет для продуктов и услуг. Экосистема фирмы включает в себя значительное число заинтересованных сторон, включая производителей и поставщиков из частного сектора, потребителей товаром и услуг как новаторов, а также регулирующие органы из государственного сектора.

Для адаптации к динамике экосистемы большинство ключевых участников сосредоточены на изменении внутренних процессов. Роли фирм в экосистеме непостоянны, одна не совсем стабильная конфигурация сменяется другой, заставляя фирмы меняться, в противном случае участники экосистемы не смогут своевременно увидеть признаки появляющихся возможностей [23, с. 44].

На формирование новых типов отношений в экосистеме оказывают влияние приходящие и уходящие участники. Эти отношения определены контрактами и являются неформальными, чаще всего образуются на основе комплементарных услуг, продуктов или технологиях, именно поэтому в них присутствуют признаки конкуренции и совместной деятельности там, где широко распространено сотрудничество.

На каждого участника экосистемы может приходиться несколько ролей, они могут оказывать влияние на тенденции развития экосистемы. Наиболее большие и экономически эффективные участники экосистемы имеют важное значение при осуществлении некоторых функций, а именно развития рынка и обозначение ориентации исследований [23, с. 51]. Процветание экосистемы свидетельствует, что участники выработали модели поведения, которые оптимизируют поток идей, талантов и капитала по всей системе [7, с. 192].

В экосистеме могут концентрироваться совершенно разные организации. В ней могут быть участники со сформировавшимися бизнес-моделями и с совершенно инновационными. К тому же, экосистеме присуще постоянное расширение, так же она включает в себя стартапы, существующие на разных этапах своего развития.

Для входа в экосистему новых конкурентов существуют определённые барьеры, потому как потенциальным участникам необходимо не только создать такой же продукт, но и модернизировать его чтобы быть конкурентоспособным. Кроме того, придётся конкурировать со всей экосистемой, а не с отдельной организацией.

К главным компонентами экосистемы можно отнести ценностное предложение или концепцию, которая является основанием весх предложенных проектов и видов взаимодействия; при создании предложения возможно использовать модули, предоставляющиеся другими партнерами; объединение партнеров и их сотрудничество выполняется руководителем проекта [6, с. 191].

Компании, которые готовы создать экосистему открывают перед собой ряд возможностей:

- рост перспективы на привлечение нового поколения специалистов;

- происходит развитие клиентского пути, дающего перспективы увеличить потенциал компании к креативным и инновационным идеям;

- внимание фокусируется на потребностях клиента;

-появляется открытая система и база данных, позволяющая объединять компании для обмена ресурсами, клиентами и финансовыми источниками [15, с. 486].

Каждая экосистема состоит из идей, которые включены в каждую из описанных концепций, их комбинация будет описывать подход к экосистемам в целом [17, с. 122].

Для экосистем характерна важность отношений сотрудничества над конкуренцией фирм друг с другом и получением наибольшей прибыли для каждой фирмы. В то же время сохраняется конкуренция между отдельными участниками экосистемы за ресурсы и клиентов.

Отличие экосистемы от классической фирмы заключается в том, что первая основана на модульности, а вторая на иерархическом управлении, тем временем появляется потребность в совместном использовании и координации взаимодополняющих ресурсов и компетенций. Фирмы сохраняют свою автономию, но в то же время участники экосистемы обязаны внедрять дополнительные инновации, товары и услуги, принадлежащие другим отраслям, но при этом они взаимозависимы [21, с. 19].

Экосистемы растут и укрепляются благодаря устойчивому сотрудничеству всех причастных участников, и потребность в сотрудничестве начинает доминировать над традиционными соображениями конкуренции, поэтому создаются экосистемные сети [23, с. 48].

Следовательно, анализ предшествующих исследований по проблематике исследования демонстрирует отсутствие результатов по изучению временной эволюции формирования экосистемы фирмы. Отсюда возникает проблема необходимости разработки системного представления эволюции развития экосистем производственных фирм. Решим данную проблему в рамках настоящего исследования.

Процедура исследования

Объектом настоящего исследования выступают экосистемы фирм. Предметом исследования выступают экономические отношения по развитию экосистем фирм. В качестве метода научного познания применен метод логического системного анализа.

Информационная база – статьи в открытом доступе, проиндексированные в базе данных E-Library.

Алгоритм исследования включил следующие этапы: обзор литературы с формулированием проблемы исследования, выделение этапов эволюции экосистем фирм, определение достоинств и недостатков каждого этапа, прогнозирование развития экосистем фирм.

Этапы развития экосистемы фирмы

Вопросы эволюции рассматриваются во многих работах, мы предлагаем дополнить исследования Шитовой Т. Ф. [25], Хасановой А. Р. [24], Гудаковского Б.Д. [4] коммуникационными системами взаимодействия.

В процессе развития экосистемы наблюдается её переход из одного состояния в другое под влиянием разнообразных факторов внешней и внутренней среды [8, с. 487]. В таблице 1 рассмотрим этапы развития на примере экосистемы фирмы.

Таблица 1 - Этапы развития экосистемы фирмы [1]


Этап развития
Характеристика этапа
1.
Зарождение
Низкая степень сотрудничества между новыми фирмами и иными участниками экосистемы фирмы. Незначительное изменение ресурсов и небольшое количество новых ресурсов, попадающих и движущихся в экосистеме. На данном этапе появляется лидер в экосистеме фирмы, способного интенсивно развивать систему и повести за собой других участников.
2.
Укрепление
Происходит расширение территорий. Повышается уровень взаимодействия между новыми фирмами и другими участниками экосистемы. Увеличивается доля переработанных ресурсов, создаются новые ресурсы в рамках экосистемы, появляется культурная поддержка. Также появляются новые ресурсы извне экосистемы. Важной задачей является подержание стимулирования рыночного спроса на уровне, который может удовлетворить компания своим старанием, достигнув большого охвата рынка.
3.
Консолидирование
Высокая степень сотрудничества участников экосистемы фирмы. Создаются новые предпринимательские ресурсы и передаются через внутрифирменные сети. Происходит привлечение новых ресурсов в экосистему снаружи. Количество вновь созданных организаций больше числа ликвидируемых. Чтобы укрепить свои позиции, лидер должен осуществлять строгий контроль за отношениями с клиентами и ключевыми центрами ценностей и инноваций.
4.
Ослабление
Внутренний или внешний шок, подрывающий межфирменные отношения. Потеря компаний и иных ресурсов вследствие утечки в другие экосистемы. Ресурсы больше не перерабатываются внутри экосистемы. Этот сценарий разворачивается в том случае, если экосистема не может освоить новые инновации и адаптироваться к меняющимся требованиям бизнес-среды. В этом случае наступает смерть экосистемы фирмы. В то же время, Дж. Ф. Мур подчёркивает, что не так важно, какие экосистемы погибают, а какие выживают. Важнее жесткая, справедливая конкуренция за выживание сильнейшего.
5.
Самообновление
Данный этап основывается на постоянном обогащении новыми знаниями и технологиями. Инновационное развитие — это то, что играет ключевую роль в достижении долгосрочного успеха экосистемы и способности к самовосстановлению. Этап «самообновления» наступает, когда зрелым экосистемам угрожают растущие новые экосистемы и инновации. Неожиданные изменения в окружающей среде, в законодательстве, спросе потребителя или изменения в макроэкономическом мире. Новые или раннее отставшие бизнес-экосистемы в условиях новой среды имеют большие шансы на выживание и адаптацию.

На первом этапе развития экосистемы фирмы наблюдается низкий уровень взаимодействия новых фирм и иных участников экосистемы фирмы. На этапе зарождения уже появляется лидер в экосистеме фирмы, способный интенсивно развивать систему и повести за собой других участников.

На этапе «укрепление» происходит расширение территорий. Повышается уровень взаимодействия между новыми фирмами и другими участниками экосистемы. Возрастает уровень переработанных ресурсов, появляются новые ресурсы как извне, так и внутри экосистемы.

Этап «консолидирование» предполагает высокий уровень взаимодействия между участниками экосистемы, укрепление позиций. Появляются новые ресурсы экосистемы снаружи. Лидер экосистемы тщательно следит за другими участниками.

На четвёртом этапе «ослабление» происходит ослабление межфирменных связей. Внутри экосистемы фирмы больше не перерабатываются ресурсы. Данный этап может быть последним в развитии экосистемы. Это произойдёт, если экосистема неспособна осваивать инновации и перестраиваться под требования бизнес-среды.

В основе этапа «самообновление» лежит обогащение знаниями и технологиями на постоянной основе. Этот этап наступает, когда угрозой зрелых экосистем становятся растущие новые экосистемы и инновации. Развитие экосистемы играет решающую роль в достижении долгосрочных успехов и её способности к самообновлению.

В таблице 2 рассмотрим, как развивалась экосистема фирмы на основе цифровых технологий.

Таблица 2 - Эволюция цифровых технологий экосистемы фирмы [2]

№ этапа
Характеристика этапа эволюции
1
Взаимодействие происходит с помощью аналоговых информационных технологий. Все коммуникации проведены ручным способом. Коммуникация происходит с помощью пишущей машинки, диктофона и телефона.
2
Использование больших ЭВМ и ПО, электрических пишущих машинок, портативных диктофонов. Происходит изменение цели с формы представления на формирование ее содержания. Все документы на бумажных носителях. Коммуникация осуществляется посредством мобильных устройств.
3
Началась новая эпоха онлайн-сервисов и цифровых денег. Все переходит в интернет. Появляются первые сайты компаний с личным кабинетом. Документы отправляются Почтой России.
4
Основным инструментом становится персональный компьютер (ПК). Для обмена данными используется электронная почта. Компании начинают пользоваться онлайн-платежами и централизованными серверами для хранения больших массивов информации. Изменились компьютерные программы — появилась возможность работать с данными сразу нескольким сотрудникам компании одновременно.
5
Создаются цифровые платформы, на которых собираются и хранятся все данные. Компании переходят на электронный документооборот. Бумажные носители информации используются все меньше. Собрания/встречи чаще всего происходят в онлайн режиме, необходимость личных встреч сводится к минимуму. В работу экосистемы фирмы внедряется искусственный интеллект, интернет вещи. Многие бизнес-процессы могут осуществляться без постоянного участия человека.

Эволюция экосистемы фирмы тесно связана с развитием цифровых технологий [19]. На первом этапе эволюции взаимодействие происходит с помощью ручных информационных технологий, но в настоящее время все действия осуществляются через интернет. Обмен данными и общение происходит с помощью электронной почты, все хранится на цифровых платформах.

Таким образом, именно цифровые технологии позволяют автоматизировать взаимодействие между участниками экосистемы, расширить бизнес в глобальном масштабе.

В эпоху цифровых технологий компаниям необходимо сотрудничать со многими партнёрами, для того чтобы объединить инновации, приложения, программные платформы и сервисы в единое решение. Потребность в сотрудничестве усугубляется быстро меняющимися технологиями и растущим спросом со стороны потребителей на индивидуальный продукт [2, с. 728].

Рис. 1. Эволюция экосистем фирм на основе развития цифровых взаимодействий [3]

На рисунке 1 мы видим, что экосистема фирмы и цифровые технологии развиваются параллельно. С появлением цифровых технологий происходит внедрение их в деятельность экосистемы фирмы. С началом XXI века наблюдаются достаточно быстрые темпы их развития. Однако, данное развитие продолжается по сей день.

Отметим, что авторская гипотеза о системном представлении этапов развития экосистемы производственной фирмы, коэволюционно связанной с развитием цифровых технологий, обоснована.

Научная новизна полученных результатов заключается в разработке системного представления эволюции этапов развития экосистемы фирмы на основе коэволюции развития цифровых технологий, дополняющего результаты предшествующих исследований по экосистемному анализу.

Обсуждение полученных результатов

С активным ростом цифровых технологий наблюдается динамичное развитие экосистемы фирмы на их основе. Компании внедряют в свою деятельность искусственный интеллект, большинство процессов осуществляется через цифровые платформы (обмен сообщениями, файлами, документами и т. д.). Собрания и встречи можно проводить в онлайн режиме, если человек находится в другом городе или другой стране, можно переадресовывать звонки и сообщения. Благодаря этому участники экосистемы становятся достаточно мобильными, а также могут наиболее эффективно использовать время, которое было бы затрачено на дорогу.

С каждым днём стремительно увеличивается объем информации, поступающей в фирму, что предопределяется потребностью компании. Внедрение искусственного интеллекта в экосистему помогает развиваться быстрее и избавляться от рутинных задач в пользу более важных. С его помощью можно обрабатывать огромные потоки информации. Использование искусственного интеллекта помогает сократить время на обработку данных, сократить уровень человеческих ошибок. С его помощью можно составлять отчёты и прогнозирование. Так же с помощью искусственного интеллекта возможно предугадать и предотвратить атаки, отслеживать поведение программ, источников и файлов. Все это способствует повышению эффективности компании.

Однако, не все экосистемы готовы внедрять в свою деятельность искусственный интеллект. Это обуславливается отсутствием специалистов в данной области, сложностью мгновенным отказом от традиционного ведения бизнеса в пользу цифровых технологий, а также консервативные взгляды участников экосистемы фирмы.

Использование облачных технологий в экосистеме имеет ряд преимуществ в сравнении с локальным размещением приложений. Облачные технологии дают возможность доступа к информации из любой точки мира и в любое время. Так же отличаются гибкостью масштабирования и простой, отсутствием зависимости от устройств и безопасность.

В настоящее время особое внимание уделяется интернету вещей, то есть объектам способных взаимодействовать друг с другом и внешней средой, осуществляющих сбор, обмен данным и передавать информацию о своём состоянии. Распространение интернет вещей стало возможным с активным развитием интернета, эволюции смартфонов и других беспроводных устройств. Интернет вещи помогают автоматизировать процессы, которые иногда неподвластны личному контролю человека. Использование интернет вещей в бизнес-процессах позволяет сократить простои машин и оборудования, снизить расход энергоресурсов и выброс отходов. Благодаря им можно отслеживать сотрудников, состояние техники и оборудования, собирать данные в одной системе и удалённо управлять процессами.

Одним из самых важных и эффективных инструментов для автоматизации и ускорения процессов экосистемы является CRM-система. С её помощью можно объединить различные отделы фирмы, улучшить коммуникацию между ними. Вся информация хранится в облачном пространстве, что позволяет сотрудникам иметь доступ к данным в любой момент. CRM-систему можно интегрировать со сквозной аналитикой, рекламными площадками и системами аналитики, что позволить объединить данные и контролировать ключевые показатели деятельности в одной системе. Провести детальный анализ продаж помогут отчёты, сформированные с помощью данной системы.

Эволюция экосистемы фирмы на основе развития цифровых взаимодействий открывает много возможностей. Рассмотрим некоторые из них:

1) Создание цифровых платформ и хранение данных на них способствует ускорению и упрощению обмена данными между участниками экосистемы.

2) Сокращается время взаимодействия поставки между потребителем товара/услуги и поставщиком.

3) Возможно снижение затрат участников экосистемы и/или автоматизация бизнес-процессов;

4) Появляется постоянный доступ к широкому спектру возможностей;

5) Совместная работа с данными в онлайн режиме;

6) Повышается качество обслуживания клиентов и гибкость сервиса;

7) Появляется возможность использовать новые площадки для привлечения клиентов.

К рискам можно отнести, что это дорогостоящий и технически сложный процесс. А также возникает ограниченный контроль над всей системой со стороны каждого участника. Хранение данных в облачных пространствах ставит под угрозу безопасность данных всей экосистемы фирмы.

Можно сказать, что развитие цифровых технологий имеет непосредственное влияние на развитие экосистемы фирмы. Именно внедрение цифровых технологий в экосистему помогает автоматизировать бизнес-процессы, за счёт чего возможна экономия кадровых и временных ресурсов. Так же происходит оптимизация управления экосистемой, улучшаются взаимодействия с клиентами и повышается конкурентоспособность.

Таким образом, результатом данного исследования является эволюция описания экосистемы фирмы как коэволюция развития цифровых технологий.

Заключение

В последнее время наблюдается активное развитие экосистем фирм. С развитием цифровых технологий компании ищут способы внедрения их в бизнес для автоматизации процессов. Процесс цифровизации бизнеса все ещё продолжается. Компании ежедневно используют цифровые технологии в своей деятельности, они переходят с бумажного документооборота на электронный, создают цифровые платформы для хранения данных и т. д. Все это сокращает время взаимодействия между участниками экосистемы и между поставщиком и потребителем. Использование искусственного интеллекта и интернет вещей помогает сократить время на сбор и обработку данных, тем самым повысить эффективность экосистемы фирмы.

Внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы влечёт зависимость участников экосистемы от скорости и качества интернета, от бесперебойной работы платформы. Доступ к данным в облачных хранилищах может быть заблокирован по многим причинам. На сегодняшний день сохранение конфиденциальности данных экосистемы является проблемой многих, это связано с интенсивным развитием мошеннических схем, которые ставят под угрозу репутации всей экосистемы и может повлечь за собой очень большие финансовые потери.

Использование автоматизированных технологий могут привести к потере рабочих мест, что требует перераспределения или переобучения сотрудников, чтобы сохранить их на рабочих местах. Искусственный интеллект может временно заменить несколько рабочих ролей, но на его обслуживание требуются узко квалифицированные специалисты. Это требует больших затрат на бесперебойную работу платформ и защиту сохранности данных от удаления, изменения и копирования, а так же от внешних угроз. Однако, цифровые технологии помогают автоматизировать бизнес-процессы экосистемы фирмы, повысить ее производительность, оптимизировать производственные процессы и расширить возможности. На сегодняшний день внедрение цифровых технологий в бизнес-процессы является очень важным аспектом, который помогает экосистеме не терять свою конкуретноспособность.

[1] Составлено авторами по: [8, с. 38]; [16, с. 487]; [7, с. 38]

[2] Составлено авторами по: [24]; [25].

[3] Составлено авторами


Источники:

1. Антонова М. В., Молчанов К.В. Экосистемы в бизнесе: понятие, виды, основные риски // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. – 2021. – № 6(91). – c. 62-70. – doi: 10.21295/2223-5639-2021-6-62-70.
2. Бабина С.И. Цифровые и информационные технологии в управлении предприятием: реальность и взгляд в будущее // Креативная экономика. – 2019. – № 4. – c. 723-742. – doi: 10.18334/ce.13.4.40596.
3. Галеева Г. М., Мингазова А.И. Научный обзор основных подходов к определению экосистемы бизнеса // Научные труды Центра перспективных экономических исследований. – 2019. – № 17. – c. 35-45.
4. Гудаковский Б. Д. Цифровая трансформация бизнеса: определения, характеристики // Экономика строительства. – 2022. – № 6. – c. 4-17.
5. Данилов-Данильян В. И. Об устойчивости экосистем // Экосистемы. – 2018. – № 1. – c. 5-12.
6. Иваненко И.А., Гасс К.А. Бизнес-экосистемы: структура и влияние на конкуренцию // Инновационная парадигма экономических механизмов хозяйствования: Сборник научных трудов VII Всероссийской научно-практической конференции. Симферополь, 2022. – c. 190 - 193.
7. Ивченко П. А. Особенности понятия и проектирования бизнес-экосистемы // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. – 2021. – № 2. – c. 37-44. – doi: 10.24182/2073-6258-2021-20-2-37-44.
8. Каленов О. Е. Развитие концепции экосистем в экономике // Вестник Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова. – 2021. – № 1(115). – c. 37-46. – doi: 0.21686/2413-2829-2021-1-37-46.
9. Кафиятуллина Ю.Н., Панфилова Е.Е. Управление устойчивостью экосистемы бизнеса // Управление. – 2022. – № 2. – c. 33–42. – doi: 10.26425/2309-3633-2022-10-2-33-42.
10. Клейнер Г.Б. Экономика экосистем: шаг в будущее // Экономическое возрождение России. – 2019. – № 1. – c. 40-45.
11. Клейнер Г.Б., Рыбачук М.А., Карпинская В.А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. – 2020. – № 4. – c. 2-15. – doi: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-1.
12. Крушинская О. И. Экосистема как модель ведения бизнеса // Молодая наука Сибири: электронный научный журнал. – 2021. – № 1(11).
13. Куликова О. М., Суворова С.Д. Экосистема: новый формат современного бизнеса // Вестник Академии знаний. – 2021. – № 42(1). – c. 200-205. – doi: 10.24412/2304-6139-2021-10909.
14. Матвеева А. О. Бизнес-экосистемы как глобальный тренд цифровой экономики // Человек. Знак. Техника: II междунар. междисциплинар. молодеж. форум : [сб. ст.] / Самар. Федер. исслед. центр Рос. акад. наук, Самар. нац. исслед. ун-т им. С. П. Королева ; гл. ред. Н. А. Развейкина. - Самара : Изд-во СамНЦ РАН. Самара, 2022. – c. 235-240.
15. Михайлов Н. В. Развитие экосистем в парадигме бизнес-подхода // Вопросы устойчивого развития общества. – 2022. – № 4. – c. 77-81. – doi: CAOGYS.
16. Музыкин А. В. Эффективность функционирования бизнес-экосистем // Молодой ученый. – 2022. – № 24(419). – c. 486-489.
17. Окунькова Е. А., Озеров С. Л., Колесников А. В., Захаров Е. В. Социально-экономические функции экосистем и их роль в экономическом развитии // Экономика и управление: проблемы, решения. – 2021. – № 10(118). – c. 120–127. – doi: 10.36871/ek.up.p.r.2021.10.03.013.
18. Панчишный Р. С. Особенности развития цифровых экосистем в государственном и корпоративном управлении и перспективы государственно-частного партнерства // Молодой ученый. – 2022. – № 6(401). – c. 124-126.
19. Попов Е.В., Симонова В.Л. Потенциал цифровизации экосистемы фирмы // Вопросы управления. – 2022. – № 1. – c. 34–46. – doi: 10.22394/2304-3369-2022-1-34-46.
20. Радюкова Я. Ю., Архипова Ю.К., Сутягин В.Ю., Колесниченко Е.А. Развитие экосистем в современной экономике: возможности и последствия // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. – 2019. – № 6. – c. 29–38.
21. Раменская Л.А. Применение концепции экосистем в экономико-управленческих исследованиях // Управленец. – 2020. – № 4. – c. 16–28. – doi: 10.29141/2218-5003-2020-11-4-2.
22. Раменская Л.А. Обзор подходов к исследованию экосистем бизнеса // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2019. – № 12-2. – c. 153-158. – doi: 10.17513/vaael.890.
23. Трофимов О.В., Захаров В. Я., Фролов В. Г. Экосистемы как способ организации взаимодействия предприятий производственной сферы и сферы услуг в условиях цифровизации // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2019. – № 4 (56). – c. 43-55.
24. Хасанова А.Р., Иремадзе Э.О. История развития современных информационных технологий // Скиф. – 2021. – № 3 (55). – c. 35-40.
25. Шитова Т. Ф. Человек в цифровом пространстве // Информационные технологии: состояние и перспективы развития: Материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 17 апреля 2019 года. – Екатеринбург: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Екатеринбург, 2019. – c. 171.

Страница обновлена: 31.07.2024 в 13:16:16