Региональная государственная поддержка молочной отрасли как фактор повышения ее эффективности в современных условиях
Анищенко А.Н.1
1 Институт проблем рынка Российской академии наук
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 4 (Октябрь-декабрь 2024)
Цитировать:
Анищенко А.Н. Региональная государственная поддержка молочной отрасли как фактор повышения ее эффективности в современных условиях // Продовольственная политика и безопасность. – 2024. – Том 11. – № 4. – doi: 10.18334/ppib.11.4.122119.
Аннотация:
В статье представлены результаты проведенной на материалах Вологодской области оценки государственной поддержки молочной отрасли в современных условиях, выявлены проблемы. Обосновано, что реализуемые в настоящее время на региональном уровне Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия и другие правовые документы не в полной мере способствуют развитию молочного скотоводства и производства качественного отечественного молока и молочных продуктов. Существует объективная необходимость усиления поддержки молочной отрасли, совершенствования ее системы управления и контроля со стороны органов государственной власти, особенно на традиционных сельскохозяйственных территориях, к которым относится и Вологодская область
Ключевые слова: рынок молока и молокопродуктов, молочное скотоводство, продовольственная обеспеченность, эффективность, государственная поддержка, управление, регион, Вологодская область
JEL-классификация: Q13, Q17, Q18
Введение. Государственная поддержка молочной отрасли в России играет ключевую роль в обеспечении продовольственной безопасности и устойчивом развитии экономики сельского хозяйства.
В виду высокой социально-экономической значимости молочного скотоводства; важности решения вопроса импортозамещения; необходимости принятия мер по повышению конкурентоспособности подотрасли и наращивания объемов производства отечественного высококачественного молока и молочных продуктов; совершенствования племенной базы; повышения уровня цифровизации, модернизации; решения ряда существующих системных проблем, в современных условиях хозяйствования существует объективная необходимость увеличения объемов государственной поддержки молочной отрасли, совершенствования системы управления со стороны органов государственной власти, особенно на традиционных сельскохозяйственных территориях [1, 3]. К таким, например, относится Вологодская область, сельское хозяйство которой представляет собой уникальный пример успешной интеграции традиционных методов его ведения с современными технологиями. Регион, обладая уникальными благоприятными природными условиями, на протяжении многих лет сохраняет свою приверженность к аграрным традициям, что позволяет ему занимать ведущие позиции на сельскохозяйственном рынке СЗФО (табл. 1, табл. 2, табл. 3). При этом, производя на душу населения больший объем сельскохозяйственной продукции, например, молока, чем в России (табл. 4).
Таблица 1 – Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га
Территория
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г. к 2022 г.,
%, +/-п.п. |
Северо-Западный
федеральный округ |
2490
|
1485
|
1361
|
1344
|
1319
|
1308
|
99,2
|
Республика Карелия
|
64,8
|
37,3
|
27,9
|
24,4
|
23,8
|
23,7
|
99,6
|
Республика Коми
|
80,0
|
39,5
|
34,9
|
32,4
|
31,8
|
31,5
|
99,1
|
Архангельская область
|
206,8
|
103,1
|
65,6
|
65,7
|
61,4
|
57,9
|
94,3
|
Вологодская область
|
686,1
|
448,4
|
342,3
|
344,0
|
333,1
|
333,5
|
100,1
|
Калининградская область
|
257,9
|
147,5
|
287,4
|
298,2
|
303,1
|
304,7
|
100,5
|
Ленинградская область
|
373,2
|
249,8
|
237,1
|
228,9
|
226,4
|
225,2
|
99,5
|
Мурманская область
|
11,5
|
6,9
|
6,9
|
6,0
|
5,1
|
4,9
|
96,9
|
Новгородская область
|
270,3
|
178,2
|
146,0
|
134,7
|
129,9
|
128,3
|
98,7
|
Псковская область
|
539,2
|
274,3
|
212,8
|
209,5
|
204,5
|
198,4
|
97,0
|
Место региона в СЗФО
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
Таблица 2 – Поголовье коров в хозяйствах всех категорий, тыс. голов
Территория
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г. к 2022 г.,
%, +/-п.п. |
Северо-Западный
федеральный округ |
650,6
|
345,4
|
323,4
|
316,6
|
314,5
|
311,1
|
98,9
|
Республика Карелия
|
26,2
|
12,5
|
9,1
|
8,9
|
9,1
|
9,0
|
99,2
|
Республика Коми
|
41,7
|
18,3
|
13,2
|
12,8
|
12,4
|
12,3
|
98,7
|
Архангельская область
|
62,4
|
25,9
|
20,1
|
19,7
|
19,2
|
18,9
|
98,3
|
Вологодская область
|
150,4
|
90,9
|
76,7
|
75,4
|
75,0
|
75,4
|
100,6
|
Калининградская область
|
71,6
|
31,9
|
76,6
|
77,7
|
77,5
|
74,4
|
96,0
|
Ленинградская область
|
118,2
|
83,0
|
77,0
|
74,5
|
75,3
|
73,8
|
98,1
|
Мурманская область
|
5,4
|
3,9
|
3,2
|
3,1
|
2,9
|
3,0
|
105,2
|
Новгородская область
|
54,4
|
23,8
|
14,6
|
14,5
|
13,8
|
13,5
|
98,2
|
Псковская область
|
120,3
|
55,3
|
33,0
|
30,2
|
29,4
|
30,8
|
104,6
|
Место региона в СЗФО
|
1
|
1
|
2
|
2
|
3
|
1
|
|
Территория
|
2000 г.
|
2010 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г. к 2022 г.,
%, +/-п.п. |
Северо-Западный федеральный округ
|
2186
|
1741
|
2001
|
2012
|
2065
|
2170
|
105,1
|
Республика Карелия
|
85,7
|
68,4
|
63,7
|
59,3
|
61,1
|
63,4
|
103,7
|
Республика Коми
|
105,9
|
61,6
|
55,1
|
53,9
|
54,4
|
57,5
|
105,7
|
Архангельская область
|
173,1
|
122,7
|
139,4
|
137,8
|
141,2
|
146,6
|
103,9
|
Вологодская область
|
494,9
|
443,0
|
587,0
|
588,8
|
607,5
|
640,2
|
105,4
|
Калининградская область
|
218,7
|
145,9
|
210,9
|
228,2
|
230,6
|
235,8
|
102,3
|
Ленинградская область
|
608,7
|
544,4
|
658,3
|
658,0
|
679,1
|
714,7
|
105,2
|
Мурманская область
|
27,0
|
28,1
|
17,3
|
16,9
|
15,2
|
20,3
|
134,2
|
Новгородская область
|
150,9
|
100,3
|
65,7
|
64,1
|
66,9
|
67,1
|
100,2
|
Псковская область
|
320,9
|
226,5
|
203,5
|
204,7
|
208,9
|
224,5
|
107,4
|
Место региона в СЗФО
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
2
|
|
Таблица 4 – Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения, кг
Территория
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г.
к 2022 г., % |
Зерно
| ||||||
Российская Федерация
|
826
|
911
|
832
|
1074
|
991
|
92,2
|
Вологодская область
|
166
|
124
|
95
|
157
|
187
|
119,0
|
Картофель
| ||||||
Российская Федерация
|
150
|
134
|
125
|
128
|
138
|
107,7
|
Вологодская область
|
164
|
118
|
160
|
162
|
171
|
105,3
|
Мясо
в убойном весе
| ||||||
Российская Федерация
|
74
|
77
|
78
|
80
|
82
|
102,5
|
Вологодская область
|
26
|
29
|
28
|
27
|
28
|
103,4
|
Молоко
| ||||||
Российская Федерация
|
214
|
220
|
222
|
225
|
231
|
102,8
|
Вологодская область
|
482
|
508
|
514
|
536
|
569
|
106,2
|
Яйцо, штук
| ||||||
Российская Федерация
|
306
|
307
|
308
|
314
|
319
|
101,5
|
Вологодская область
|
536
|
534
|
560
|
561
|
469
|
83,5
|
Важным аспектом является также развитие животноводства, особенно молочного направления, где современные фермерские хозяйства вводят одними из первых в России инновационные технологии, обеспечивая соответствие продукции мировым стандартам. В Вологодской области более ста лет (с 1904 года) ведется племенная работа по сохранению и улучшению пород сельскохозяйственных животных, их рациональному использованию для повышения эффективности и конкурентоспособности животноводства. В регионе разрабатываются и реализуются целевые селекционные программы, направленные на генетическое совершенствование стад. По итогам 2022 года 53 сельхозорганизации имеют статус племенных.
Также ведущее место в пищевой отрасли региона занимает молокоперерабатывающая промышленность, на долю которой приходится порядка 47% выпускаемой продукции. Переработку молока и производство основных объемов молочной продукции в регионе осуществляют 18 предприятий, выпускающих широкий ассортимент молочной продукции и реализующих продукцию не только на территории области, но и за ее пределами.
Необходимо отметить, что реализуемые в настоящее время Государственная программа «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов в Вологодской области на 2021-2025 годы» (далее- Госпрограмма) [3], разработанная в целях реализации на территории области мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия [4] и другие правовые документы не в полной мере способствуют развитию молочного скотоводства и производства качественного отечественного молока и молочных продуктов.
Таким образом целью данной статьи является оценка региональной государственной поддержки молочной отрасли для обоснования необходимости увеличения ее объемов, совершенствования системы управления со стороны органов государственной власти, особенно на традиционных сельскохозяйственных территориях, к которым относится и Вологодская область.
Результаты исследования. Как показали проведенные исследования, в целом цель государственного управления в молочной отрасли – создание условий для развития и реализации потенциала сельского населения, эффективного функционирования сельхозорганизаций, крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств. В частности, развитие отрасли зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли [2, 6, 7, 10].
На материалах Вологодской области проведем оценку реализации Госпрограммы. Отметим, в целом в 2023 году в составе программы реализовывались три подпрограммы, направленные на развитие отраслей агропромышленного комплекса области: растениеводство, животноводство, инвестиционное развитие, развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения, развитие малых форм хозяйствования на селе. Общий объем государственной поддержки составил порядка 4,5 млрд. руб., из них на поддержку сельхозтоваропроизводителей – 4,3 млрд. руб. (в том числе за счет средств федерального бюджета (на условиях софинансирования) – 0,7 млрд. руб., за счет средств областного бюджета – 3,6 млрд. руб.; табл. 5).
Таблица 5 – Объем государственной поддержки сельхозтоваропроизводителей в Вологодской области, млн. руб.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г. к
2022
г., %
|
Всего
|
2729,2
|
2675,1
|
3764,0
|
3894,9
|
4 407,0
|
113,1
|
из них на развитие
сельхозпроизводства, в т.ч.: |
2394,1
|
2380,9
|
3433,3
|
3530,5
|
3 965,2
|
112,3
|
-
федеральный бюджет
|
770,7
|
677,8
|
846,4
|
688,0
|
1 040,1
|
151,2
|
из них на развитие
сельхозпроизводства |
679,4
|
610,5
|
759,0
|
491,4
|
751,9
|
153,0
|
-
областной бюджет
|
1958,5
|
1997,3
|
2917,6
|
3206,9
|
3 366,8
|
105,0
|
из них на развитие
сельхозпроизводства |
1714,7
|
1770,4
|
2674,3
|
3039,1
|
3 213,3
|
105,7
|
Одним из основных направлений оказания государственной господдержки стало развитие отрасли животноводства, в частности: на производство молока – 1 301,1 млн. рублей (47% от всего объема доведенных до сельхозтоваропроизводителей средств) и племенное животноводство – 266,4 млн. руб. (9,6%).
Особо значимым для молочной отрасли в период реализации Госпрограммы является рост продуктивности дойного стада, который достиг очередного исторического максимума (табл. 6). Так продуктивность коров в сельхозорганизациях региона в 2023 году составила 8843 кг, что выше значения показателя по России на 11,1 %. Производство молока в хозяйствах всех категорий также выросло и составило 639,4 тыс. тонн (+5,3% к 2022 году).
Таблица 6 – Продуктивность коров в сельхозорганизациях Вологодской области, кг
Наименование округа (района)
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г. к 2022
г.,
%
|
Бабаевский
|
4 043
|
3 532
|
3 652
|
4 095
|
112
|
Бабушкинский
|
3 451
|
3 098
|
|
|
|
Белозерский
|
6 600
|
6 143
|
5 574
|
6 813
|
122
|
Вашкинский
|
3 459
|
3 809
|
4 674
|
5 605
|
120
|
Великоустюгский
|
8 611
|
9 057
|
9 146
|
9 305
|
102
|
Верховажский
|
6 995
|
7 078
|
7 489
|
8 048
|
107
|
Вожегодский
|
3 440
|
3 301
|
3 607
|
3 894
|
108
|
Вологодский
|
8 844
|
8 561
|
8 810
|
9 208
|
105
|
Вытегорский
|
2 539
|
2 489
|
2 769
|
2 753
|
99
|
Грязовецкий
|
9 672
|
9 881
|
10 237
|
10 843
|
106
|
Кадуйский
|
6 448
|
6 284
|
6 132
|
7 518
|
123
|
Кирилловский
|
8 373
|
8 248
|
8 185
|
8 588
|
105
|
Кичменгско-Городецкий
|
4 987
|
5 163
|
5 557
|
5 960
|
107
|
Междуреченский
|
8 326
|
8 295
|
10 815
|
12 073
|
112
|
Никольский
|
8 702
|
8 869
|
8 961
|
9 026
|
101
|
Нюксенский
|
4 347
|
3 997
|
4 210
|
4 630
|
110
|
Сокольский
|
9 008
|
9 000
|
8 762
|
9 647
|
110
|
Сямженский
|
|
|
|
|
|
Тарногский
|
6 796
|
7 127
|
7 354
|
7 545
|
103
|
Тотемский
|
9 006
|
9 196
|
9 278
|
9 888
|
107
|
Усть-Кубинский
|
5 734
|
5 402
|
5 262
|
6 120
|
116
|
Устюженский
|
6 824
|
6 564
|
6 644
|
7 084
|
107
|
Харовский
|
6 519
|
5 916
|
5 770
|
6 004
|
104
|
Чагодощенский
|
6 024
|
5 340
|
5 974
|
5 761
|
96
|
Череповецкий
|
6 215
|
5 891
|
6 419
|
6 997
|
109
|
Шекснинский
|
7 480
|
7 564
|
8 510
|
8 953
|
105
|
Всего
|
8 049
|
8 031
|
8 386
|
8 867
|
106
|
В пищевой промышленности объем региональной государственной поддержки в 2023 году составил 113,4 млн. руб., что выше уровня 2022 года – в 2,6 раза (табл. 7).
Таблица 7 – Объем государственной поддержки организаций пищевой и перерабатывающей промышленности в Вологодской области, млн. руб.
|
2019 г.
|
2020 г.
|
2021 г.
|
2022 г.
|
2023 г.
|
2023 г. к 2022 г.,
% |
Всего, в т.ч.:
|
0,0
|
0,0
|
20,9
|
44,0
|
113,4
|
в 2,6 р.
|
- федеральный бюджет
|
-
|
-
|
20,7
|
37,2
|
98,4
|
в 2,6 р.
|
- областной бюджет
|
-
|
-
|
0,2
|
6,7
|
15,0
|
в 2,2 р.
|
из них
по направлению:
|
|
|
|
|
|
|
субсидии
на возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию
объектов АПК, а также на приобретение и ввод
в промышл. эксплуатацию
маркировочного оборудования для внедрения обязательной маркировки
отдельных видов молочной продукции |
-
|
-
|
-
|
-
|
99,8
|
|
- федеральный бюджет
|
-
|
-
|
-
|
-
|
98,4
|
|
- областной бюджет
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1,4
|
|
Производство сыров и молокосодержащих продуктов с заменителем молочного жира, произведенных по технологии сыра в 2023 году составило 2,98 тыс. тонн (109,4% к целевому показателю), масла сливочного – 9,6 тыс. тонн (109,9%).
Кроме того, реализация на территории региона программ капитального ремонта и модернизации молочных комплексов содействует не только улучшению качества продукции, но и созданию новых рабочих мест. Важным аспектом государственной поддержки является и проведение обучающих семинаров для фермеров, направленных на внедрение современных технологий и лучших практик в молочном скотоводстве.
В 2023 году акцент сделан на стимулирование кооперации между небольшими хозяйствами, что способствует более эффективному использованию ресурсов и снижению затрат.
Выводы. Несмотря на достигнутые положительные результаты в молочной отрасли, эффективность вложенных средств остается крайне низкой (табл. 8). В 2023 году отдача вложенных средств на 1 рубль составила 0,59 руб.
Таблица 8 – Эффективность государственной поддержки сельхозорганизаций молочной отрасли в Вологодской области
Наименование округа
(района)
|
Объем
бюджетных средств на 1 тонну молока, руб. |
Уровень господдержк и (отношение господдержк и к выручке), %
|
Коэффициент
бюджетной эффективнос ти, руб. | |
Бабаевский
|
5 557
|
15,2
|
0,23
| |
Бабушкинский
|
-
|
-
|
-
| |
Белозерский
|
10 199
|
14,4
|
0,30
| |
Вашкинский
|
8 257
|
10,2
|
1,61
| |
Великоустюгский
|
5 188
|
12,9
|
0,30
| |
Верховажский
|
6 703
|
14,2
|
0,26
| |
Вожегодский
|
3 807
|
12,0
|
0,52
| |
Вологодский
|
8 026
|
11,9
|
0,36
| |
Вытегорский
|
5 255
|
2,9
|
2,45
| |
Грязовецкий
|
5 551
|
13,2
|
0,18
| |
Кадуйский
|
4 655
|
4,3
|
4,54
| |
Кирилловский
|
6 122
|
15,2
|
0,23
| |
Кичменгско-Городецкий
|
5 831
|
11,9
|
0,52
| |
Междуреченский
|
4 933
|
12,4
|
1,44
| |
Никольский
|
6 203
|
11,1
|
2,13
| |
Нюксенский
|
1 872
|
4,6
|
3,41
| |
Сокольский
|
4 926
|
9,7
|
1,52
| |
Сямженский
|
-
|
14,3
|
0,08
| |
Тарногский
|
6 738
|
15,5
|
0,23
| |
Тотемский
|
5 568
|
15,3
|
0,33
| |
Усть-Кубинский
|
1 850
|
5,2
|
2,27
| |
Устюженский
|
6 957
|
16,1
|
0,41
| |
Харовский
|
2 858
|
8,8
|
0,64
| |
Чагодощенский
|
3 797
|
11,4
|
1,19
| |
Череповецкий
|
4 652
|
7,8
|
1,06
| |
Шекснинский
|
8 038
|
10,5
|
1,74
| |
Всего
|
6 349
|
11,9
|
0,59
|
Такое положение сказывается на финансовых показателях деятельности сельхозорганизаций (табл. 9).
Таблица 8 – Показатели ликвидности и финансовой устойчивости сельхозорганизаций в Вологодской области, 2023 г.
Наименование округа
(района)
|
Коэффициент абсолют ной
ликвидности |
Коэффициент текущей ликвидности
|
Коэффициент обеспеченности собственными средствам и
|
Коэффиц иент финансовой независимости
|
Бабаевский
|
0,10
|
7,86
|
0,72
|
0,84
|
Бабушкинский
|
2,388
|
40,26
|
0,30
|
0,59
|
Белозерский
|
0,09
|
2,31
|
0,48
|
0,58
|
Вашкинский
|
0,03
|
1,11
|
0,09
|
0,32
|
Великоустюгский
|
0,08
|
3,12
|
0,19
|
0,65
|
Верховажский
|
0,23
|
3,00
|
-0,01
|
0,62
|
Вожегодский
|
10,33
|
24,04
|
0,91
|
0,97
|
Вологодский
|
0,91
|
5,76
|
-0,06
|
0,58
|
Вытегорский
|
0,07
|
0,79
|
-0,26
|
0,48
|
Грязовецкий
|
0,48
|
4,48
|
0,19
|
0,71
|
Кадуйский
|
0,16
|
1,47
|
0,32
|
0,74
|
Кирилловский
|
0,16
|
3,95
|
0,23
|
0,76
|
Кичменгско-Городецкий
|
0,33
|
6,08
|
0,71
|
0,85
|
Междуреченский
|
1,00
|
14,81
|
0,53
|
0,81
|
Никольский
|
0,09
|
8,03
|
0,52
|
0,81
|
Нюксенский
|
0,71
|
1,70
|
0,34
|
0,54
|
Сокольский
|
0,10
|
4,31
|
-0,32
|
0,52
|
Сямженский
|
0,050
|
1,28
|
-0,69
|
0,13
|
Тарногский
|
1,67
|
11,31
|
0,81
|
0,91
|
Тотемский
|
0,07
|
1,62
|
-0,18
|
0,63
|
Усть-Кубинский
|
0,00
|
3,98
|
0,65
|
0,85
|
Устюженский
|
0,28
|
6,27
|
0,70
|
0,84
|
Харовский
|
11,06
|
18,89
|
0,91
|
0,95
|
Чагодощенский
|
0,25
|
2,61
|
-0,25
|
0,40
|
Череповецкий
|
0,07
|
1,01
|
-1,78
|
0,15
|
Шекснинский
|
0,20
|
2,21
|
0,10
|
0,58
|
Вологодская область
|
0,37
|
3,05
|
0,33
|
0,39
|
Всего
|
0,34
|
3,08
|
0,03
|
0,62
|
В целом региональная государственная поддержка молочной отрасли представляет собой комплексную стратегию, направленную на ее устойчивое развитие, увеличение объемов производства и продовольственное обеспечение, однако ввиду современных условий и внутренней нестабильности, развитие отрасли невозможно без увеличения объемов государственной поддержки и совершенствования системы ее реализации и контроля.
Источники:
2. Анищенко А.Н. Роль молочного скотоводства Вологодской области в решении проблем обеспечения населения Европейского Севера продовольствием // Экономика сельского хозяйства России. – 2018. – № 10. – c. 63-69.
3. Государственная программа «Развитие агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Вологодской области». Постановление Правительства области от 26.08.2019 № 791 (ред. от 24.06.2024 № 729). [Электронный ресурс]. URL: https://agro.gov35.ru/dokumenty-strategicheskogo-planirovaniya/index.php? (дата обращения: 11.11.2024).
4. Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Постановление Правительства от 14 июля 2012 года №717. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/rugovclassifier/815/events/ (дата обращения: 11.11.2024).
5. Кибиров А.Я. Организационно-экономический механизм государственной поддержки молочного скотоводства в хозяйствах населения в условиях санкционного давления // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 7. – c. 51-57.
6. Миронова Н.Н., Анищенко А.Н., Панкратова А.В. Совершенствование экономического механизма управления в молочном скотоводстве // Вестник Национального Института Бизнеса. – 2016. – № 25. – c. 78-83.
7. Грудкина М.А., Грудкина Т.И., Брагинец Ю.Н., Ставцев А.Н., Порфиров П.А. Совершенствование системы государственной поддержки молочного скотоводства. - Москва: Всероссийский НИИ экономики сельского хозяйства, 2020. – 210 c.
8. Столярова О.А., Шатова А.В., Решеткина Ю.В. Государственная поддержка регионального молочного скотоводства // Вестник Мичуринского государственного аграрного университета. – 2022. – № 1(68). – c. 208-213.
9. Тихомиров А.И. Региональные особенности государственной поддержки молочного скотоводства // Экономика сельского хозяйства России. – 2022. – № 11. – c. 77-81.
10. Шарапова Н.В., Шарапова В.М., Шарапов Ю.В. Господдержка сельхозтоваропроизводителей и ее роль в развитии молочного скотоводства // АПК: Экономика, управление. – 2022. – № 11. – c. 74-80.
Страница обновлена: 16.11.2024 в 00:06:59