Трансформация сложившейся модели рынка молока и молочной продукции в условиях глобализации: региональный аспект

Малыгина В.Д.1, Оносова И.А.1, Антошина К.А.1, Погосян К.А.1
1 Донецкий национальный университет экономики и торговли им. Михаила Туган-Барановского, Украина

Статья в журнале

Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 2, Номер 4 (Октябрь-Декабрь 2015)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=27516232
Цитирований: 2 по состоянию на 19.12.2023

Аннотация:
В статье сформирована модель национального рынка и приведены результаты маркетингового исследования ассортимента кисломолочных продуктов промышленного региона. Предложены инновационно-технологические направления развития молочной отрасли Украины. Отмечено, что трансформация модели развития национального рынка кисломолочных продуктов возможна за счет разработки новых видов кисломолочных продуктов с повышенной пищевой ценностью через повышение на них спроса среди населения региона и страны в целом. Все разработанные продукты защищены декларационными патентами на полезную модель Украины, относятся к молочной промышленности и могут быть использованы при производстве кисломолочных продуктов с растительными наполнителями на предприятиях регионального уровня.

Ключевые слова: развитие, модель, национальный рынок, кисломолочные продукты, инновационно-технологические направления



Введение. Глобализация экономики, социально-экономические изменения в постсоциалистических странах, ускоренное развитие стран-лидеров мировой цивилизации порождают серьезные трансформационные процессы в новом тысячелетии в мировом экономическом пространстве в целом и каждой страны в частности.

Например, в Украине происходит трансформация нормативных документов в направлении согласования и гармонизации требований к основным молочным и кисломолочным продуктам. Степень гармонизации национальных стандартов в молочной отрасли на сегодня составляет около 60%, что является наивысшим показателем среди других пищевых отраслей. Национальные предприятия-производители молочной продукции внедряют в свою деятельность требования Директив ЕС относительно гигиены пищевых продуктов (Директива ЕС 2004/41/EC), обеспечения безопасности таких продуктов (Директива ЕС ЕС 854/2004, Codex Alimentarius), обращения молочных продуктов на рынке (Директива ЕС 2001/95/ЕС). Такое взаимодействие и усиление интеграционных процессов предопределяет трансформацию национального молочного рынка и требует освещения основных направлений деятельности отечественных предприятий на этом рынке.

Национальный рынок кисломолочных продуктов в Украине является интегрированной частью мирового рынка. Украина является не только ведущим производителем молока и молочных продуктов, но и занимает лидирующие позиции в экспорте молочных продуктов. Кроме этого, она – активный партнер стран-экспортеров молочных продуктов. Поэтому освещение вопросов регуляции развития национального молочного рынка является актуальным.

Стратегия развития молочного рынка в Украине находится под контролем со стороны государства, а также регулируется соответствующими программами и соглашениями на уровне мировых торговых организаций.

Научной новизной работы является совершенствование инновационно-технологических направлений развития молочной отрасли Украины путем формирования инновационной ассортиментной группировки и разработки ассортиментной линии особенных кисломолочных продуктов с учетом требований потребителей.

Основная часть. Молоко и кисломолочные продукты являются стратегическими продуктами, которые формируют продовольственную безопасность государства. Рынок молока и молокопродуктов имеет специфические особенности, связанные со свойством продукции (рис. 1), и благодаря своим особенностям способствует формированию специфической модели рынка молока в Украине.

Рисунок 1 - Специфические особенности рынка молока и молокопродуктов Украины (составлено авторами)

Уместно отметить: одной из особенностей рынка молочных продуктов страны является широкий ассортимент продукции, которая включает разные виды цельной и кисломолочной продукции, сыры, сметану, масло и другое. Кроме того, молочная продукция имеет универсальный характер использования, например, из нее производят молочное сырье, молочные продукты первичной переработки и молочные продукты глубокой переработки. Проблема функционирования рынка молока и молочной продукции заключается в низкой транспортабельности и непригодности для длительного хранения многих видов молочной продукции. Сезонность колебания поступления сырья влияет на неравномерность загрузки производственных мощностей молокоперерабатывающих заводов, снижения производительности труда, дополнительные расходы на хранение запасов сырья и готовой продукции. К тому же, специфика рынка молока и молокопродуктов связана с большой долей рыночных агентов на первичном рынке (сельскохозяйственные предприятия, фермерские хозяйства, личные хозяйства населения), отходы от переработки молока нуждаются в комплексном приложении. В связи с этим возникает необходимость обеспечения стабильного рынка сбыта для товаропроизводителей в течение всего года и гарантированного поступления сырья на перерабатывающие предприятия, а также бесперебойного обеспечения населения молочными продуктами ежедневного спроса [1].

Оценивая рынок молока и молокопродуктов в Украине, следует отметить, что его функционирование имеет стабильные тенденции, поскольку он находится в равновесном состоянии. По данным таможенной статистики доход от экспорта молочной продукции за восемь месяцев 2015 года составил 112 млн долл. США, в более чем два раза меньше аналогичных показателей предыдущего года.

Более половины дохода в 2014 году было получено от реализации на внешние рынки молока и сливок сгущенных, в том числе сухого молока. Экспорт сливочного масла занял 18% в структуре дохода, а сыра – 14%. Основными рынками для украинского сыра стали Казахстан, Молдова и Азербайджан [2].

Поскольку население страны ежедневно потребляет тот или другой вид молочной продукции, структура потребления продовольствия населением Украины имеет традиционную структуру потребления кисломолочных продуктов. Емкость внутреннего рынка за восемь месяцев 2015 года молока и молокопродуктов составляла 1077,7 тыс тон, что значительно меньше аналогичного периода 2013 года [3].

По данным Государственной службы статистики Украины молоко и молокопродукты остаются на втором месте после яиц и яичных продуктов по количеству потребления среди населения страны (рис. 2).

По сравнению с 2013 годом в 2014 году количественное потребление молока и кисломолочных продуктов увеличилось с 204,9 кг до 214,9 кг на одного потребителя за год, этот прирост в процентном выражении составляет 4,7%.

Рисунок 2 – Структура потребления основных продуктов питания населением Украины, кг/потребитель за год [4]

Рост потребления молочных продуктов можно объяснить несколькими факторами: стабилизацией финансового состояния украинских потребителей, повышением уровня осведомленности населения по вопросам рационального питания и высокими потребительскими свойствами этих продуктов (рис. 3).

Рисунок 3 – Взаимосвязь свойств кисломолочных продуктов и состояния организма человека (составлено авторами)

Органолептические свойства, предопределенные химическим составом молочного сырья и процессами изготовления кисломолочных продуктов, являются определяющими в функциональном влиянии на организм человека и обусловливают их место в структуре питания (рис. 2). Кисломолочные продукты занимают особенное место среди всех молочных товаров, потому что благодаря высокой усвояемости (все органические компоненты находятся почти в гидролизованном состоянии), присутствию молочной кислоты имеют ярко выраженное позитивное влияние на систему пищеварения человека в целом. Они наделены лечебными свойствами, которые выражены созданием в кишечнике кислой среды, которая препятствует развитию патогенной и гнилостной микрофлоры.

Кроме этого, их повышенная пищевая ценность, по сравнению с другими продуктами питания, позволяет потреблять не только вкусный, но и полезный продукт. Потребительские свойства кисломолочных продуктов могут удовлетворить любые предпочтения потребителей, потому что их качество прогнозируется, и может быть сформирована в том виде, в котором она нужна конкретному потребителю в конкретное время.

Очевидно, что потребительские свойства кисломолочных продуктов могут быть прогнозируемые, как и их качество. Качество основного и дополнительного сырья, новизна технологического оборудования, наличие внедренных систем управления качеством и безопасностью продукции, брендированность и прочие аспекты, влияющие на формирование потребительских свойств, соответственно и на уровень себестоимости продуктов.

Запланированные потребительские преимущества кисломолочных продуктов существенно не повышают их себестоимости, которая является достаточно низкой. Причинами этого является доступность сырьевой базы, отсутствие необходимости существенного переоснащения технологических линий для производства традиционных кисломолочных продуктов, проведения маркетинговых исследований, наличие массы новаторских идей производителей кисломолочной продукции.

Нужно заметить, что кисломолочные продукты интересны как потребителю, так и производителю.

Анализируя структуру расходов среднестатистического украинца (рис. 4), можно сделать вывод, что молоко и молочные продукты занимают второе место по объему всех расходов.

Мясо и мясные продукты, которые занимают шестое место в рационе населения страны, занимают 25% всех расходов потребителей, что свидетельствует о высоком количестве потребления кисломолочной продукции при достаточно приемлемых расходах среднестатистического потребителя.

Рисунок 4 – Структура расходов домохозяйств на питание, % [4]

Однако такая популярность кисломолочной продукции обусловливает и соответствующий уровень ее фальсификации. Согласно результатов проверки Госпотребинспекции Украины, проведенной в 2013 году (рис. 5), забраковано и снято из реализации 40% проверенных продовольственных товаров [5].

Рисунок 5 - Результаты проверки Госпотребинспекции Украины, проведенной в 2013 году [10]

Из приведенных данных (рис. 5) видно, что наибольшая часть забракованной продукции приходится на плодоовощную, мясную и молочную продукцию.

Проблематика рынка кисломолочных продуктов страны обусловила необходимость проведения маркетингового исследования ассортимента кисломолочных продуктов в розничной сети населенных пунктов на территории Донецкой области в весенне-летний период.

Исследования охватывали такие объекты торговли разных типов, в ассортимент которых входят кисломолочные продукты: 10,5% магазинов самообслуживания и 89,5% – магазины индивидуальной формы обслуживания «Proximity».

Ассортимент кисломолочной продукции был представлен заквасками (ТМ «Простоквашино», ТМ «Лактония»), кисломолочными напитками (простокваша, кефир, ряженка, йогурт, биопродукт), творогом (ТМ «Добрыня», ТМ «Простоквашино»), сырковыми массами (ТМ «Тема», ТМ «Гармония»), сырками, в т.ч. глазированными (ТМ «President», ТМ «Фанни», ТМ «Геркулес», и др.)

Разные ассортиментные виды кисломолочных продуктов были представлены в разных видах упаковки. В основу ассортиментной структуры и положены современные требования к упаковке кисломолочных продуктов. Упаковка кисломолочных продуктов была представлена сгруппированной по принципам сохранения качества – полимерная однослойная, комбинированная многослойная, стеклянная; и по удобству потребления (по форме) – стаканы, бутылки, стаканы, пакеты; по объему порции - от 125 грамм до 1000 грамм. Необходимо отметить, что все перечисленные виды упаковки имелись в наличии в том или другом объекте торговли, но стеклянную упаковку имели только ТМ «Premialle» и ТМ «MilkLife».

Проведенное исследование позволило отследить крайне разнообразный ассортимент кисломолочных продуктов, появление новых видов продукции (запеканки, десерты и др.). До недавнего времени ассортимент был представлен кисломолочными продуктами, которые производят по традиционной технологии.

Результаты исследования свидетельствуют, что структура современного ассортимента продуктов молочной отрасли видоизменена. Количественное накопление кисломолочных продуктов переходит в качественные изменения ассортиментной структуры, что позволяет сформулировать гипотезу взаимодействия факторов трансформации рынка кисломолочных продуктов Украины (рис. 6).

Касаясь вопроса производителей продукции, следует отметить, что на отечественном рынке кисломолочных продуктов функционируют производственные предприятия разного уровня: местные, региональные, национальные и транснациональные производители.

Транснациональные компании обычно имеют несколько торговых марок, например, корпорация «Вимм-билль-Данн» представляет свою продукцию под ТМ «Любимый», «Чудо», «Агуша», «Домик в древесное», «Веселый молочник», «Фругурт». Компания «Данон-юнимилк» представляет на рынке молочных продуктов бренды «Активиа», «Био Баланс», «Веселый Пастушек», «Живинка», «Простоквашино» и другие. Международная компания «Лакталис» является владельцем торговых марок «President», «President Дольче», «Lactel», «Lactis» и др. Торговые марки «Савушкин продукт», «Брест-Литовск», «Ласковое лето» представлены компанией «Савушкин продукт». Торговые марки «Premialle», «Белая линия», «Тульчинка» на молочном рынке страны представляет группа «Терра Фуд». А компания «Милкиленд» на украинском молочном рынке представляет ТМ «Добряна».

Рисунок 6 – Гипотеза взаимодействия факторов трансформации рынка кисломолочных продуктов Украины (авторская разработка)

На национальном уровне молочного рынка Украины представлены компании – ПАТ «Житомирский маслозавод» компании «Рудь» и молочная компания «Галичина».

Региональные производители обычно имеют по 2-3 торговых марки, которые хорошо узнаются потребителями. Например, ЧАО «Геркулес» является производителем продукции под ТМ «Добрыня» и «Снежок». Также к региональным производителям кисломолочной продукции относится ТМ «Маричка».

Среди перечисленных производителей кисломолочной продукции лидерами за наличием в ассортименте розничной торговли являются ТМ «Добрыня», ТМ «Лакталис/Рresident» и ТМ «Danone-Unimilk».

Долевое участи торговых марок в ассортименте розничной торговли представлено на рисунке 7.

Рисунок 7 - Наличие торговых марок в ассортименте розничной торговли (составлено авторами)

Производители категории «Другие» занимают 42% исследованного ассортимента кисломолочных продуктов. Причем, к этой категории отнесено большинство транснациональных производителей, поскольку их продукция представлена в ассортименте, но в незначительном количестве. В 11% магазинов продукция категории «Другие» вообще не была представлена и только 9% магазинов имели 100% в ассортименте кисломолочную продукцию. ТМ «Добрыня» на 100% была представлена в 4% магазинов, ТМ «Белая Линия» и ТМ «President» - по 0,4%. Таким образом, наибольшее распространение по наличию в торговых точках нашла продукция таких производителей: ТМ «Добрыня» и ТМ «President» (табл. 1).

Таблица 1 – Наличие сегментов в фактическом ассортименте кисломолочной продукции

Сегмент
Наличие в торговых объектах %
Данон-юнимилк
48%
Вимм Билль Данн
38%
Лакталис/Рresident
51%
Галичина
27%
Белая Линия
39%
Добрыня
75%
Другие
89%

Согласно полученных данных самыми распространенными торговыми марками производителей кисломолочной продукции является ТМ Добрыня, ТМ President и ТМ Данон-Юнимилк.

В процессе маркетингового исследования было проанализировано распределение наличия производителей кисломолочной продукции в магазинах разных типов. Были исследованы «магазины около дома», «гастрономы» и «супермаркеты» (рис. 8).

Рисунок 8 - Распределение наличия ТМ в магазинах разных типов

ТМ «Добрыня» наиболее часто представлена в магазинах типа «около дома», в «гастрономах», а в «супермаркетах» – ТМ «Юнимилк», что удостоверяет более равномерную представленность производителей кисломолочной продукции по структуре продукции в «супермаркетах», чем в магазинах «около дома».

Исследование рынка кисломолочных продуктов страны на примере Донецкой области показало высокую распространенность ТМ «Добрыня», что связано с расположением ее производственных мощностей именно в Донецкой области.

Следует обратить внимание на перспективную ТМ «Danone-Unimilk», которая интенсивными темпами распространяется на рынке продуктов питания Украины. Лидер по присутствию ТМ «Danone-Unimilk» в торговом ассортименте – сеть гипермаркетов «Ашан» (количество ассортиментных названий составили 117 единиц). Высота ассортимента кисломолочных продуктов, которая выражается в денежных единицах – гривнах, в среднем составила 9 грн. Средняя глубина ассортимента (выражается в единицах) в исследованных торговых точках равнялась 11 единицам.

Как отмечалось выше, рынок кисломолочных продуктов Украины находится в равновесном состоянии. Это значит, что население страны потребляет столько кисломолочных продуктов, сколько ее производят в стране и импортируют из-за границы. Причем, при изменении объемов производства или потребления, одновременно будет изменяться уровень потребления или производства соответственно. Потребители употребляют столько кисломолочных продуктов, сколько есть в стране.

По результатам проведенного исследования можно констатировать: ассортимент кисломолочных продуктов Украины на 80% представлен традиционными кисломолочными продуктами, которые стабильно популярны среди украинских потребителей уже много лет. Однако появляются новые ассортиментные группы (молочные напитки, национальные продукты и др.), которые занимают в среднем 20% национального рынка кисломолочных продуктов.

Происходит обновление и перераспределение отдельных видов кисломолочной продукции. Причем, новые ассортиментные позиции появляются на отечественном рынке за счет зарубежных производителей. А обновление ассортиментных групп происходит за счет инноваций в сфере технологической обработки ингредиентов молочных продуктов и расширения сырьевой базы для производства.

Увеличение доли новых кисломолочных продуктов объясняется увеличением процента импортозависимости, который по сравнению с 2013 годом заметно увеличился [4]. Поэтому, по мнению некоторых авторов [10], есть все основания говорить о проблеме импортозависимости рынка продовольственных товаров в целом.

Согласно Указа «О мероприятиях по развитию продовольственного рынка и содействию экспорту сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров» поставлены следующие задачи: создание условий выпуска качественной и конкурентоспособной продукции, которая соответствует международным стандартам; выход на мировой рынок продовольственных товаров отечественного производства, ради реализации основной цели развития продовольственного рынка в условиях реформирования аграрного сектора экономики Украины; наполнения его продукцией отечественного производства и содействия выходу этой продукции на мировой рынок [6]. Именно поэтому перед страной остро встаёт задача увеличения экспорта продуктов отечественного производства, в том числе и кисломолочных.

По мнению исследователей национального продовольственного рынка [10] при сложившейся ситуации в стране необходима разработка мероприятий, направленных в поддержку украинских товаропроизводителей. Основное внимание при этом должно уделяться стимулированию потребительского спроса на отечественные товары. Рядом с прямыми мероприятиями стимулирования потребительского спроса (ростом реальных доходов населения), следует разработать инструменты непрямого влияния, в частности, через влияние на предпочтения потребителей путем пропаганды отечественных товаров. С целью создания условий, при которых продукция украинских товаропроизводителей будет должным образом представлена на потребительском рынке и доступна по цене, необходимо на законодательном уровне закрепить обязательное требование к наличию в ассортиментном перечне торговых объектов определенной части социально значимых товаров отечественного производства и сфокусировать усилие на поддержке производителей регионального уровня.

Осуществляя инновационную политику в молочной отрасли, Украина укрепит свои позиции на мировом рынке. Ведь, избрав приоритетными именно направления в сфере инновационной деятельности, государство сможет приспособиться к реальным мировым тенденциям развития и достичь нового уровня показателей как в экономике, так и в социальной сфере.

Трансформационные институциональные процессы в научно- технологической и инновационной сфере начались в Украине еще во времена СССР. Однако современные темпы перестройки в инновационной сфере слишком низки.

Усиление конкуренции на молочном рынке и замедление темпов роста национального рынка вынуждают предприятия искать пути последующего развития (рис. 9), прежде всего, в инновационно-технологическом направлении развития молочной отрасли.

Рисунок 9 – Инновационно-технологические направления развития молочной отрасли Украины (авторская разработка)

Инновационно-технологические направления развития молочной отрасли включают три пути:

- гармонизация нормативно-технологической базы возможна за счет унификации и адаптации нормативных документов, связанных с проектированием, планированием, производством и утилизацией молочных продуктов;

- реализация развития молочной промышленности путем технологических инноваций должна включать совершенствование сырьевой базы и внедрение новых способов обработки или использования молочного сырья;

- без инновационной ассортиментной перегруппировки невозможным становится увеличение производства отечественных молочных продуктов и повышения их конкурентоспособности на рынке пищевых продуктов Украины.

Как отмечалось выше, новые виды кисломолочной продукции появляются на национальном рынке благодаря транснациональным производителям из-за границы, и только со временем к производству таких продуктов приступают национальные, а затем уже региональные и местные предприятия. Принимая во внимание путь инновационной ассортиментной перегруппировки кисломолочной продукции и требования современных потребителей, местные производители нуждаются в разработке стратегии приоритетного выведения новых кисломолочных продуктов на региональный рынок. Их производство и реализация почти сразу найдут позитивную реакцию потребителей и помогут местным производителям находиться в сегменте инновационных кисломолочных продуктов, который интенсивно развивается. Это возможно реализовать с учетом современных тенденций инновационной ассортиментной политики известных транснациональных компаний и научно обоснованных разработок в товароведении и пищевой промышленности вообще.

И потребители, и потребительский рынок нуждаются в товарах обновленного ассортимента, не просто высокого качества и безопасности, а с конкретными свойствами, способными удовлетворять потребности людей разных социальных групп, разного возраста и состоянию здоровья без риска для жизни.

На фоне ухудшения состояния здоровья населения Украины, снижения качества жизни, при резком снижении потребления биологически ценных продуктов, низком уровне культуры питания в настоящий момент на рынок страны всё же начинают поставлять достаточно большое количество специальных продуктов питания. Внедрение этих продуктов на рынок, к сожалению, не всегда сопровождается объективной информацией о них. Такая ситуация вызывает необходимость просветительской деятельности среди потребителей и специалистов.

Учитывая вышесказанное, при изучении процессов трансформации национального рынка продовольствия, в частности, рынка кисломолочных продуктов, мы обратились к стратегии диверсификации, а именно модели диверсификации ассортиментной линии продукции.

В рамках данной работы была сформирована ассортиментная линия инновационных кисломолочных продуктов с учетом потребностей и требований потребителей. Все разработанные продукты защищены декларационными патентами на полезную модель Украины относятся к молочной промышленности и могут быть использованы при производстве кисломолочных продуктов с растительными наполнителями на молочных заводах и предприятиях гостинично-ресторанного бизнеса.

При разработке полезной модели (МПК А23С9/13) «Кисломолочный напиток с овощным наполнителем «Осенний» стояла задача создания диетического кисломолочного напитка на основе кефира с повышенной биологической ценностью и с улучшенными органолептическими свойствами путем замены плодово-ягодного сиропа с массовой частью сахарозы 62% натуральным пюре из мякоти тыквы без сахара, что обеспечило продукту оригинальные гармоничные вкус и аромат, обогатило его биологически активными веществами.

При производстве кисломолочного напитка «Осенний» было использовано пюре из мякоти тыквы сорта Витаминный (мускатный), которая прошла традиционную обработку: очистка тыквы, измельчения очищенной мякоти, термическая обработка (допуск и уваривание при температуре 90-100оС в течение 10-15 минут). Пюре содержит 7,8% сухих веществ, из них сахаров - 6,3%.

Разработанный продукт – кефирный напиток «Осенний» на основе кефира благодаря спланированному составу по органолептическим свойствами положительно отличался от основы (кефира), имел лучшие свойства и оттенки внесенного наполнителя – тыквы.

Потребительские преимущества данного продукта удостоверяются полученными научно-техническими результатами, т.е., был получен кисломолочный продукт с повышенной биологической ценностью и улучшенными органолептическими свойствами [7].

Задача создания кисломолочного продукта на основе простокваши профилактического действия с повышенной биологической и диетической ценностью, с улучшенными органолептическими свойствами, была решена путем разработки полезной модели (МПК А23С9/13, 9/133) «Кисломолочный продукт «Молочный ажур» для диабетического питания».

Кисломолочный продукт был получен в результате добавления композиции для продуктов диабетического питания, состоящей из рисовой муки, соевой муки, фруктозы и порошковой корицы.

Разработанный кисломолочный продукт «Молочный ажур» для диабетического питания на основе простокваши благодаря заданному составу имел лучшие органолептические свойства, чем его кисломолочная основа.

Потребительские преимущества данного продукта заключаются в получении кисломолочного продукта с повышенной биологической и диетической ценностью и улучшенными органолептическими свойствами, что удостоверяются полученными научно-техническими результатами [8].

Разработка полезной модели (МПК А23С9/13, А23С23/00) «Кисломолочный продукт «Надежда» заключалась в создании кисломолочного продукта с улучшенными органолептическими свойствами, повышенной биологической и диетической ценностью.

Продукт был получен в результате добавления к основе (кисломолочный сыр, 9% жира) зернового, зернобобового и фруктового компонентов. При добавлении нута кисломолочный продукт обогащается растительным белком, по составу приближенным к животному; гречневой крупы – незаменимыми аминокислотами, которые лимитированы в твороге; груши – пищевыми волокнами и натуральными сахарами.

Разработанный продукт отличался усовершенствованными и более приятными органолептическими свойствами, чем творог.

Технический результат разработки заключался в получении кисломолочного продукта для рационального питания с повышенной биологической ценностью и улучшенными органолептическими свойствами.

При разработке полезной модели (МПК А23 С23/00) «Композиция для продуктов диабетического питания» была поставлена задача создания композиции для продуктов диабетического питания, которая имеет корректирующие действие на содержание сахара в крови людей, которые болеют сахарным диабетом. Решение поставленной задачи стало возможным за счет введения к кисломолочной основе сложного углеводного компонента, растительного белка, который по аминокислотному составу приближены к животному, фруктозе и ароматическим компонентам корицы.

Преимущества данного продукта удостоверяются полученными научно-техническими результатами, которые заключаются в получении композиции для продуктов диабетического питания с повышенной пищевой и биологической ценностью, улучшенными органолептическими и профилактическими свойствами [9]. Композиция для продуктов диабетического питания может быть использована в качестве наполнителя для любого вида традиционных кисломолочных напитки и продуктов.

Выводы. Из вышеприведенного следует, что существующая модель функционирования рынка молока и молочных продуктов Украины имеет специфические особенности. Современное состояние национального молочного рынка имеет равновесное состояние, однако его импортозависимость увеличивается. Поскольку значительную долю импортных кисломолочных продуктов составляют новые ассортиментные виды, одним из путей инновационно-технологического развития молочной отрасли является формирование инновационной ассортиментной группировки продукции для региональных производителей. Это позволит им успешно развиваться на региональном молочном рынке. Трансформация модели развития национального рынка кисломолочных продуктов возможна за счет разработки новых видов особенных кисломолочных продуктов с повышенной пищевой ценностью через повышение на них спроса среди населения региона и страны в целом.

Среди последующих перспектив развития освещенной проблемы считаем необходимым поддержку инновационных разработок в сфере пищевой промышленности со стороны государства и местного самоуправления.


Страница обновлена: 03.12.2024 в 17:33:49