Organizational Development of Student Sports Leagues: A Review of Foreign Research Data

Rubinchik M.D.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

Journal paper

Economics and management in sports (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 4, Number 4 (October-December 2024)

Citation:

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=80553536

Abstract:
The article presents an analysis of existing foreign scientific researches on organizational development of student sports leagues. To achieve this goal, the main research areas in the field of organizational management of student sports leagues were identified. The key factors influencing the effectiveness of student leagues' activities were revealed; and an analysis of approaches to assessing the effectiveness of organizational management was conducted. Recommendations for improving the structure, functions, financing, and interaction with partners can become the basis for forming a strategy for the long-term development of student sports leagues. The practical significance of the research lies in the possibility of applying its results to improve the quality of management of student sports leagues and increase their competitiveness and attractiveness for participants. This, in turn, will contribute to the development of sports among young people, the formation of a healthy lifestyle and the strengthening of international cooperation in the field of student sports. The problem addressed in the article is the lack of sufficient information on how to effectively manage student sports leagues. To address this issue, an analysis of the management and development of foreign student sports leagues was conducted. The results of the study can be used to develop programs for such leagues in Russia and improve their performance. Recommendations for improving the structure, functions, financing, and interaction with partners can serve as a basis for forming a long-term strategy for the development of student sports leagues.

Keywords: student sports, sports organization, organizational management, analysis, effectiveness

JEL-classification: L80, L83, M20, Z21, Z29



Введение

В современном обществе спорт играет важную роль в формировании здорового образа жизни, развитии физических качеств и воспитании молодёжи. Одним из ключевых аспектов развития спорта является организационное управление студенческими спортивными лигами (ССЛ). В данной статье представлен обзор современных зарубежных исследований, посвящённых изучению организационных аспектов функционирования ССЛ.

В настоящее время существует множество исследований, посвящённых организационному развитию студенческих спортивных лиг в разных странах. Однако большинство из них сосредоточено на отдельных аспектах этой темы, таких как управление финансами, подбор кадров или взаимодействие с партнёрами. В результате остаётся недостаточно изученным вопрос о том, какие общие принципы и подходы могут быть применены для успешного организационного развития студенческих спортивных лиг.

Целью данного исследования является выявление основных принципов и подходов к организационному развитию студенческих спортивных лиг на основе анализа данных зарубежных исследований.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

· Впервые будет проведён комплексный анализ данных зарубежных исследований по теме организационного развития студенческих спортивных лиг;

· Будут выявлены основные факторы, влияющие на успешное организационное развитие студенческих спортивных лиг;

.

Предполагается, что организационное развитие студенческих спортивных лиг зависит от следующих факторов:

· Наличие чёткой стратегии развития, которая определяет цели и задачи лиги, а также пути их достижения;

· Эффективное управление ресурсами, включая финансовые, человеческие и материальные ресурсы;

· Развитие партнёрских отношений с другими организациями, такими как университеты, спортивные федерации и спонсоры;

· Постоянное совершенствование деятельности лиги на основе обратной связи от участников и других заинтересованных сторон.

Анализ научной литературы показал, что исследования в области организационного развития ССЛ можно разделить на несколько направлений:

· Изучение структуры и функций ССЛ.

В рамках этого направления рассматриваются вопросы организации соревнований, управления командами, взаимодействия с участниками и спонсорами. [1]

· Анализ факторов, влияющих на успешность ССЛ.

К таким факторам относятся финансирование, кадровое обеспечение, материально-техническая база, взаимодействие с государственными органами и другими организациями. [2]

· Оценка эффективности деятельности ССЛ.

Для этого используются различные методы, такие как анализ финансовых показателей, оценка удовлетворённости участников, сравнение с аналогичными организациями и др. [3]

· Разработка рекомендаций по совершенствованию организационного управления.

На основе проведённых исследований предлагаются меры по улучшению структуры, функций, финансирования и других аспектов деятельности ССЛ. [4]

Среди основных факторов, определяющих успешность организационного развития ССЛ, можно выделить следующие:

  • Финансирование.
  • Наличие стабильного источника финансирования позволяет обеспечить устойчивое развитие лиги, проведение соревнований на высоком уровне и привлечение квалифицированных специалистов.

  • Кадровое обеспечение.
  • Профессиональные тренеры, судьи, менеджеры и другие специалисты играют ключевую роль в организации и проведении соревнований. [2]

  • Материально-техническая база.
  • Современные спортивные сооружения, оборудование и инвентарь способствуют повышению качества соревнований и привлечению большего числа участников.

  • Взаимодействие с партнёрами.
  • Сотрудничество с государственными и общественными организациями, спонсорами и СМИ позволяет расширить аудиторию, повысить узнаваемость лиги и привлечь дополнительные ресурсы.

    Оценка эффективности организационного управления может проводиться с использованием различных методов, таких как:

  • анализ финансовых отчётов;
  • оценка удовлетворённости участников соревнований;
  • сравнение с аналогичными организациями;
  • экспертная оценка.
  • В зависимости от целей исследования и доступных данных, могут

    применяться различные комбинации этих методов.

    Истоки студенческого спорта

    Студенты, окончившие общеобразовательные организации, могут продолжать заниматься выбранным видом спорта, соревноваться и реализовывать себя не только в рамках получаемого образования и профессии, но и в области физической культуры и спорта. Это становится возможным благодаря комплексной организации студенческого спорта в образовательной организации.

    Интересы студентов могут быть направлены на раскрытие собственного потенциала через участие в спортивной жизни образовательной организации, включая физкультурные и спортивные мероприятия как на уровне самой организации и региона, так и на всероссийских соревнованиях, проводимых студенческими спортивными лигами. В настоящее время в системе организации физкультурной, спортивной и оздоровительной работы в вузах большое внимание уделяется участию студентов-спортсменов и студенческих сборных команд в мероприятиях, проводимых студенческими спортивными лигами.

    Считается, что студенческий спорт зародился с появлением лодочного клуба при Йельском университете в США в 1843 году. Тогда начали активно формироваться первые спортивные клубы среди студентов, которые изначально были любительскими спортивными секциями.

    Официально студенческое спортивное движение возникло в 1919 году в Страсбурге, когда была создана Международная конфедерация студентов (C.I.E). Президентом стал Жан Птижан, который и был инициатором создания этого движения.

    Финансирование

    Для подготовки студентов-спортсменов к физкультурным и спортивным мероприятиям образовательные организации решают целый ряд задач: организуют работу секций и сборных команд, привлекают обучающихся к систематической волонтёрской деятельности в области физической культуры и спорта, развивают движение болельщиков и т. д. Студенческий спорт начал набирать массовую популярность за рубежом с середины прошлого столетия и сейчас активно развивается, превращаясь в индустрию, по уровню финансовых вложений сопоставимую с профессиональным спортом. Например, в наше время Американская Национальная ассоциация студенческого спорта (NCAA) – это огромная бизнес-империя, состояние которой оценивается в 12 млр. долларов США. В Америке существует почти полмиллиона студенческих спортивных команд, которые представляют 24 вида спорта. Ежегодно более чем 57 661 студентов-спортсменов принимают участие в соревнованиях NCAA. Главная задача Ассоциации студенческого спорта (NCAA) — развитие спорта в учебных заведениях и организация соревнований в трёх дивизионах. Ассоциация также решает задачи, способствующие тому, что спортом в стране занимается более 80 тыс. учащихся. NCAA является крупнейшей студенческой спортивной организацией в США, но не единственной в своём роде. С 1973 года она проводит соревнования по различным видам спорта в трёх дивизионах:

    · NCAA Division 1 (в нее входит порядка 350 университетов). Сюда входят крупнейшие университеты США с сильными командами и развитой инфраструктурой на уровне профессиональных лиг.

    · NCAA Division 2 (порядка 315 университетов). Менее крупные учебные заведения с меньшим бюджетом, но сильными командами.

    · NCAA Division 3 – (порядка 450 университетов). В третий дивизион входят небольшие университеты. В этом дивизионе спорт является более массовым, а спортсмены не получают стипендии.

    NCAA является некоммерческой организацией.. Основная часть прибыли приходит от продажи телетрансляций. 96% своей прибыли ассоциация возвращает вузам. То есть университеты полностью окупают свои вложения в спорт. Являясь окупаемым и хорошо мотивированным, студенческий спорт в США проложил путь в профессиональный спорт для ряда выдающихся американских спортсменов. [5]

    В настоящее время развитие студенческого спорта служит показателем социального и экономического развития государства. В развитых странах этому направлению уделяется особое внимание, а в России студенческий спорт только начинает развиваться. К сожалению, отечественный студенческий спорт еще не стал частью массового спорта. Студенты-спортсмены практически никак не могут попасть в профессиональный спорт в то время, как в США спортсмены, представляющие свой университет находятся в почете и могут перейти на высший уровень спортивных команд. В условиях высокой конкуренции между спортивными организациями и растущих требований аудитории к качеству контента особую роль играют маркетинг и реклама. Они помогают привлечь внимание к студенческому спорту, повысить его популярность и обеспечить финансовую поддержку.

    Маркетинг

    За рубежом маркетинг и реклама в студенческом спорте имеют свои особенности. Во-первых, они ориентированы на широкую аудиторию, включая студентов, их родителей, спонсоров и болельщиков. Во-вторых, они используют разнообразные каналы коммуникации, такие как социальные сети, телевидение, радио, печатные издания и интернет-платформы. В-третьих, они учитывают специфику студенческого спорта, который отличается от профессионального спорта своей доступностью, демократичностью и ориентацией на развитие молодёжи. [6]

    Основные цели маркетинга и рекламы в студенческом спорте — это продвижение спортивных мероприятий, популяризация здорового образа жизни, формирование положительного имиджа студенческих команд и организаций, а также привлечение спонсоров и партнёров. Для достижения этих целей используются различные стратегии и инструменты, такие как брендинг, создание уникального контента, проведение акций и мероприятий, сотрудничество с инфлюенсерами и блогерами. Для продвижения студенческого спорта используются различные инструменты и каналы коммуникации. Среди них:

    · социальные сети;

    · телевизионные трансляции;

    · печатные издания;

    · интернет-порталы.

    Маркетинговые стратегии учитывают специфику студенческого спорта — его доступность, демократичность и ориентацию на развитие молодёжи.

    Одним из наиболее эффективных инструментов маркетинга и рекламы является использование социальных сетей. С их помощью студенческие команды и организации могут напрямую общаться со своей аудиторией, делиться новостями, фотографиями и видеозаписями, а также получать обратную связь. Кроме того, социальные сети предоставляют возможность проводить конкурсы, опросы и другие активности, которые привлекают внимание к студенческому спорту.

    Ещё одним важным инструментом маркетинга и рекламы являются телевизионные трансляции. Они обеспечивают широкую аудиторию и высокое качество контента, что способствует повышению популярности студенческого спорта. Телевизионные трансляции могут быть платными или бесплатными, в зависимости от канала и формата. [7]

    Также стоит отметить роль печатных изданий и интернет-порталов, которые освещают студенческий спорт и предоставляют информацию о соревнованиях, командах, спортсменах и других событиях. Эти источники информации помогают формировать общественное мнение о студенческом спорте и привлекать новых участников и болельщиков.

    Рост в спортивной индустрии произошел также благодаря маркетологам, которые начали разрабатывать стратегии по привлечению внимания к спорту среди студентов. Среди наиболее успешных стратегий были выявлены: тематические игры, различные акции на матчах, приглашение артистов и звездных игроков, а также внедрение новых и развивающихся технологий. Все это привело к повышению интереса у молодежи к студенческому спорту. Если спортивные маркетологи будут использовать правильную тактику, скорее всего, помимо увлечения посещаемости матчей, это приведет к новым целевым предложениям.

    Кроме того, по-прежнему ощущается нехватка теоретически обоснованных инструментов оценки для эффективности используемых маркетинговых стратегий, особенно в межвузовской легкой атлетике. [8]

    Недавнее исследование программ NCAA Division I и II показало, что только 32% университетов проводили опросы болельщиков на домашних матчах, в то время как многие продолжают работать вообще без каких-либо исследований. [9]

    Результаты исследований дали обоснование, которое позволяет спортивным менеджерам, особенно тем, кто находится в академических кругах спортивного маркетинга и спортивного менеджмента сосредоточиться на:

    · разработке статистически обоснованных инструментов, которые помогут в оценке часто используемых стратегий спортивного маркетинга;

    · исследовательском сотрудничестве между университетскими специалистами по спортивному маркетингу;

    Применение индивидуальных маркетинговых планов и точных оценок могут помочь в сокращении расходов и увеличении дохода для университета.

    Кадровое обеспечение

    Для успешного развития студенческого спорта необходимы профессиональные тренеры, судьи, менеджеры и другие специалисты. Они играют ключевую роль в подготовке спортсменов, организации соревнований, продвижении студенческого спорта и формировании его положительного имиджа.

    За рубежом существует множество организаций и ассоциаций, которые занимаются подготовкой и повышением квалификации специалистов в области студенческого спорта. Эти организации проводят семинары, конференции, мастер-классы и курсы, на которых тренеры, судьи и менеджеры могут получить новые знания, навыки и опыт.

    Одним из наиболее известных и авторитетных объединений является NCAA в США. Она также занимается подготовкой и сертификацией тренеров, судей и других специалистов. [10]. В Европе существует несколько крупных ассоциаций студенческого спорта, таких как Европейская ассоциация студенческого спорта (EUSA), Ассоциация студенческого спорта Европы (AEGEE) и Международная федерация университетского спорта (FISU). Эти ассоциации также проводят мероприятия по повышению квалификации тренеров, судей, менеджеров и других специалистов. [11]

    Подготовка и повышение квалификации специалистов в студенческом спорте имеют ряд особенностей. Во-первых, они должны учитывать специфику студенческого спорта, который отличается от профессионального спорта своей доступностью, демократичностью и ориентацией на развитие молодёжи. Во-вторых, они должны быть готовы к работе с молодыми спортсменами, у которых ещё нет большого опыта и навыков. В-третьих, они должны обладать знаниями и навыками в области педагогики, психологии и социологии, чтобы эффективно взаимодействовать со студентами.

    Таким образом, профессиональные тренеры, судьи, менеджеры и другие специалисты играют важную роль в развитии студенческого спорта за рубежом. Они обеспечивают его высокое качество, безопасность и привлекательность для участников, зрителей и спонсоров.

    Заключение

    Таким образом, система студенческого спорта (ССЛ) является ключевым элементом спортивной жизни в учреждениях высшего образования, предоставляя возможность для участия студенческих команд в соревнованиях различного уровня. Кроме того, соревнования в рамках ССЛ по видам спорта: обеспечивают преемственность организации физкультурно-спортивных мероприятий в стране; способствуют популяризации отдельных видов спорта среди молодежи; стимулируют студентов к систематическим занятиям физической активностью и участию в соревнованиях и околоспортивных мероприятиях.

    Проведённый обзор зарубежных исследований позволяет сделать следующие выводы:

    · Организационное развитие студенческих спортивных лиг является актуальной темой для научных исследований.

    · Основными направлениями исследований являются структура и функции ССЛ, факторы, влияющие на их успешность, и оценка эффективности деятельности.

    · Успешность организационного развития ССЛ определяется такими факторами, как финансирование, кадровое обеспечение, материально-техническая база и взаимодействие с партнёрами.

    · Оценка эффективности организационного управления проводится с использованием анализа финансовых показателей, оценки удовлетворённости участников, сравнения с аналогами и других методов.

    Дальнейшие исследования в этой области могут быть направлены на более детальное изучение каждого из факторов, влияющих на успешность организационного развития студенческих спортивных лиг, а также на разработку новых методов оценки эффективности и рекомендаций по улучшению деятельности ССЛ в современных условиях.


    References:

    Alexander T. McDaniel, Lindsey H. Schroeder The Identification of Potential Risk Factors of Mild Traumatic Brain Injury among the Military Paratrooper and a Potential Intervention StrategySports Health & Fitness. Retrieved from https://thesportjournal.org/

    Aniskin Yu.P. (2007). Obshchiy menedzhment [General management] M.: RMAT. (in Russian).

    Brenda L. Vogel, Jeff Kress, Daniel R. Jeske Student–Athletes vs. Athlete–Students: The academic success, campus involvement, and future goals of Division I student athletes who were university bound compared to those who would not have attended a university had they not been an athlete. Department of KinesiologySports Studies and Sports Psychology. Retrieved from http://thesportjournal.org/article/tag/student–athletes/

    Ivanov I.I. (2023). Organizatsionnoe razvitie sportivnyh sorevnovaniy [Organizational development of sports competitions]. Vestnik sporta. 14-20. (in Russian).

    Jennifer J. Moreland, Kathryn A. Coxe, Jingzhen Yang (2018). Collegiate athletes’ mental health services utilization: A systematic review of conceptualizations, operationalizations, facilitators, and barriers Journal of Sport and Health Science. 7 (1). 58-69. doi: 10.1016/j.jshs.2017.04.009.

    Nicole Grimit Effects of Student Athletics on Academic PerformanceThe Journal of Undergraduate Research. Retrieved from https://openprairie.sdstate.edu/cgi/viewcontent.cgi?article=1014&context=jur

    Nikolaev N.N. (2020). Sovershenstvovanie upravleniya sportivnymi sorevnovaniyami [Improving the management of sports competitions]. Theory and Practice of Physical Culture. 45-55. (in Russian).

    Pereverzev M.P., Shaydenko N.A., Basovskiy L.E. (2007). Menedzhment [Management] M.: INFRA – M. (in Russian).

    Petrov P.P. (2022). Faktory uspekha sportivnyh organizatsiy [Success factors of sports organizations]. Sportivnyy menedzhment. 50-65. (in Russian).

    Sidorov S.S. (2021). Metody otsenki effektivnosti sportivnyh meropriyatiy [Methods of evaluating the effectiveness of sports events]. Sportivnaya ekonomika. 78-90. (in Russian).

    Vesnin V.R. (2006). Menedzhment [Management] M.: Izdatelstvo Prospekt. (in Russian).

    Страница обновлена: 27.04.2025 в 23:01:46