Развитие экономики региона на основе инновационной политики современных коммерческих организаций

Савина С.А.1, Заварыкин К.В.2, Мелихова Л.А.3
1 Волгоградский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
2 Воронежский филиал Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова
3 Волгоградский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения РФ

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 11 (Ноябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены основные аспекты экономического регионального развития в контексте синергии инновационной политики региональных коммерческих организаций. Сформулирована методика расчета эффективности региональной инновационной политики, предложен интегральный показатель уровня инновационности. Проведена оценка региональной инновационной политики. Авторами затронута проблема исследования региональной инновационной политики современных коммерческих организаций, которая ранее не была исследована в национальной научной литературе. Данная статья будет актуальной для организаций, занимающихся проблемами современной региональной инновационной политики и разработки практических предложений вовлечения коммерческих организаций и их работников в инновационные процессы для повышения уровня инновационности региона в целом. Также данное исследование будет полезно топ-менеджменту современных коммерческих организаций, занимающихся поиском системы оценки уровня инновационности региона и организации в частности.

Ключевые слова: инновационная политика, потенциал, экономические тренды, регион, экономическая экосистема региона

JEL-классификация: O30, O31, Q56, Q57



Введение

В современной экономике роль регионов в общем развитии страны становится все более значимой. Регионы обладают уникальными ресурсами, которые могут быть использованы для стимулирования экономического роста и развития. Одним из ключевых факторов, способствующих развитию экономики региона, является инновационная политика современных коммерческих организаций. В этой статье мы рассмотрим, как инновационная политика современных коммерческих организаций может способствовать развитию экономики региона.

На государственном уровне инновационная политика может быть реализована через создание благоприятной деловой среды, предоставление финансовой поддержки инновационным проектам, создание инфраструктуры для инноваций. На региональном уровне инновационная политика может быть реализована через создание региональных инновационных кластеров, поддержку малого и среднего бизнеса, создание региональных инновационных фондов. [2]

Коммерческие организации играют ключевую роль в развитии экономики региона. Они создают рабочие места, платят налоги, инвестируют в инфраструктуру и технологии. Кроме того, коммерческие организации могут быть драйверами инноваций в регионе, создавая новые продукты, услуги и технологии. В последние годы все больше коммерческих организаций начали реализовывать инновационные проекты, направленные на решение социальных и экономических проблем региона. Например, компании могут инвестировать в проекты по развитию инфраструктуры, образование и здравоохранение. Однако, в национальной литературе данный вопрос исследован недостаточно полно, что предопределяет актуальность данной статьи.

Вопросами, связанными с анализом и влиянием уровня инновационной активности современных коммерческих организаций на инновационный потенциал региона занимались многие ученые. В их числе: Васильев В.Л. [2], В.В. Власова [4], Д.А. Ендовицкий [3], Е.А. Долгих [6], В.С. Шкарина [10] и другие. Однако, научный пробел, связанный с рассмотрением влиянием уровня инновационной активности современных коммерческих организаций на инновационный потенциал региона в период изменений в экономике страны, не закрыт.

Целью исследования является разработка методических подходов к изучению влияния влиянием уровня инновационной активности современных коммерческих организаций на инновационный потенциал региона.

Научная новизна представленного исследования заключается в представлении комбинированного подхода к оценке влияния уровня инновационной активности современных коммерческих организаций на инновационный потенциал региона.

Коммерческие организации могут реализовывать инновационную политику через исследование, разработку и внедрение новых технологий, сотрудничество с другими компаниями, инновационную кадровую политику и финансирование инноваций. [10]

Авторы предполагают, что при постоянном повышении инновационности современных коммерческих региональных организаций общий уровень инновационности региона повышается. Для роста инновационного потенциала региона необходимо использовать перспективную оценку с точки зрения ресурсного, результативного и комбинированного подходов. Перечисленные методы включают потенциальную оценку, связанную с динамикой оценки инновационных региональных проектов современных коммерческих организаций. [3]

В ходе проведения настоящего исследования были использованы методы описания, обобщения и синтеза.

Основная часть

Инновационная политика включает в себя стратегические направления и меры, направленные на поддержку и развитие новых технологий, процессов и услуг. Важно отметить, что инновации могут носить как технологический, так и организационный характер. Современные коммерческие организации играют ключевую роль в этой политике, так как именно они часто становятся основными инициаторами и исполнителями инновационных проектов. [5]

Инновационная политика способствует экономическому росту, создавая условия для появления новых отраслей и модернизации существующих. Инновации ведут к повышению эффективности производства, что, в свою очередь, снижает затраты и увеличивает прибыль организаций. Внедрение новых технологий и подходов требует квалифицированных кадров, что приводит к созданию новых рабочих мест. Важно, чтобы региональные кадровые стратегии соответствовали потребностям инновационной экономики.

Инновационные проекты часто направлены на решение социальных проблем, таких как охрана окружающей среды, здоровье населения и образование. Это заметно улучшает качество жизни местных жителей. Крупные компании часто располагают ресурсами для самостоятельного проведения научных исследований, в то время как малые и средние предприятия (МСП) могут принимать участие в научных проектах совместно с вузами и научными центрами. Современные коммерческие организации активно сотрудничают с научными учреждениями. Это может быть как формализованное сотрудничество в рамках соглашений, так и более неформальные обмены опытом и знаниями. Такого рода партнерство способствует ускоренному внедрению новых технологий на рынок. Инновационные экосистемы формируются, когда различные участники, такие как государство, бизнес, научные учреждения, стартапы, взаимодействуют друг с другом. Создание таких экосистем способствует более быстрому обмену знаниями и ресурсами, что в свою очередь ускоряет процесс внедрения инноваций. [1]

В зарубежной практике примерами инновационной активности региона можно назвать Silicon Valley, США, которая является ярким примером успешной инновационной политики, реализованной современными коммерческими организациями. На этой территории сосредоточено множество высоких технологий и стартапов, которые постоянно создают новые продукты и услуги. Компании активно инвестируют в этот сектор и поддерживают обширные сети дискуссий и сотрудничества. В Silicon Valley, США, создание инкубаторов стартапов и кластеров способствовало появлению множества инновационных компаний, что в свою очередь положительно сказалось на экономике региона. [6]

Авторами выявлены следующие модели инновационной политики региональных коммерческих организаций. Линейные модели, где развитие идет последовательно от идей до внедрения. Нелинейные модели, акцентирующие внимание на быстро меняющихся условиях рынка и активном взаимодействии науки и бизнеса. Разработка инновационных стратегий на основе этих моделей позволяет регионам адаптироваться к изменениям в экономике и создавать устойчивую модель развития. Она включает в себя использование локальных ресурсов, вовлечение местного населения в инновационные процессы и привлечение внешних инвестиций. [8]

Кроме Силиконовой долины, существуют и другие регионы, которые демонстрируют успешное развитие благодаря коммерческим организациям. Например, Техас, где различные компании из сферы энергетики и производства способствуют экономическому росту и созданию рабочих мест. Или израильский хай-тек-сектор, который стал драйвером для региональной экономики, опираясь на стартапы и коммерческие организации, активно внедряющие инновационные решения. [7]

В некоторых странах, таких как Германия и Скандинавские государства, действуют успешные программы, где государство активно поддерживает частный сектор через субсидирование НИОКР и налоговые льготы для инновационных компаний.

В России есть несколько примеров реализации инновационной политики в регионе. К ним относится, безусловно, центр Сколково. Это инновационный центр, созданный в Московской области. Сколково объединяет компании, научные организации и образовательные учреждения для реализации инновационных проектов. В Томске, лидере в области инноваций в России, созданы инновационные кластеры, которые объединяют компании, научные организации и образовательные учреждения. Также, в Санкт-Петербурге создан инновационный центр "ИТМО", который объединяет компании, научные организации и образовательные учреждения для реализации инновационных проектов. [10]

Одной из проблем, с которыми сталкиваются коммерческие организации в нашей стране при реализации инновационных проектов, является нехватка финансирования. Модели финансирования и инвестиций должны быть более гибкими и доступными для предприятий любого размера. Отсутствие достаточного числа высококвалифицированных специалистов также тормозит процесс внедрения инноваций. Региональные образования и программы подготовки кадров должны быть привлечены к успеху инновационной политики. Необходимы меры по оптимизации административных процедур, чтобы упростить доступ коммерческих организаций к ресурсам и финансированию. [9]

Инновационная политика современных региональных коммерческих организаций становится важнейшим инструментом для развития экономики региона. При должной поддержке со стороны государственных структур, инвестиций в образование и подготовку кадров, а также создании условий для инновационных экосистем, регионы смогут достигать значительных успехов в экономическом развитии. Важно, чтобы все участники процесса понимали свои роли и активно взаимодействовали друг с другом для достижения общей цели и создания динамичной, устойчивой и инновационной экономики.

Авторы выделяют основные приоритетные направления влияния инновационной политики на экономическое развитие региона. Во-первых, наблюдается создание новых рабочих мест. Инновационные проекты требуют квалифицированных кадров, что способствует созданию новых рабочих мест и повышению уровня занятости. Также развитие новых технологий и производств приводит к росту доходов компаний, что, в свою очередь, увеличивает налоговые поступления в региональный бюджет. Наконец, регион, активно внедряющий инновации, становится привлекательным для инвесторов, осуществляющих вливания на исследования и разработки.

Региональные коммерческие организации играют центральную роль в внедрении инноваций и поддержании инновационной активности региона. Внедрение технологических хабов в крупных городах поспособствовало созданию инновационных экосистем, где стартапы могут взаимодействовать с более крупными компаниями. Современные компании активно используют краудсорсинг для сбора идей от клиентов и сотрудников, что позволяет быстрее реализовывать инновационные продукты. [4]

НИОКР являются основным инструментом инновационной политики. Эти исследования могут проводиться как в рамках государственных научных учреждений, так и в частных коммерческих организациях. Финансирование НИОКР позволяет компаниям внедрять новые продукты и услуги, что способствует росту их конкурентоспособности. В результате, успешное внедрение НИОКР может привести к формированию новых рыночных ниш и созданию высокотехнологичных рабочих мест.

Инновационные стартапы играют ключевую роль в современной экономике, особенно благодаря своей способности к быстрому внедрению новых идей и технологий. Инновационные стартапы часто становятся катализаторами изменений в различных отраслях, создавая новые бизнес-модели и подходы. Они привлекают внимание инвесторов и становятся примером успешной реализации инновационной политики. Программы поддержки стартапов, такие как инкубаторы и акселераторы, способствуют созданию экосистем, в которых новые компании могут развиваться и масштабироваться. [5]

Сотрудничество с университетами, взаимодействие между университетами и коммерческими организациями становится все более важным элементом инновационной политики. Университеты являются центрами исследований и образований, и их сотрудничество с бизнесом позволяет коммерческим организациям использовать последние достижения науки для развития своих продуктов. Общие исследовательские проекты, стажировки для студентов и программы обмена знаниями укрепляют связь между наукой и бизнесом, способствуя созданию инноваций.

Государственная поддержка играет важную роль в реализации инновационной политики. Поддержка может принимать формы грантов, налоговых льгот и т.д. Примером успешной государственной поддержки инновационной политики может служить программа «Horizon 2020» в Европейском Союзе, которая направлена на финансирование научных исследований и инновационных проектов на сумму свыше 80 миллиардов евро. [7]

В связи с этим предлагаем ввести новый показатель для изучения и прогнозирования динамики инновационной активности региональных коммерческих организаций, их проектов, разработок и деятельности: гибридный коэффициент инновационной активности, который представляет собой модель синергии инновационности всех региональных коммерческих организаций с поправкой на коэффициент инновационной активности конкретного региона и будет рассчитываться по следующей формуле:

, где (1)

КИА – коэффициент инновационной активности конкретного региона,

Кин – индивидуальный коэффициент инновационной активности региона,

Сt – общая сумма региональных доходов в определенном периоде от инновационной деятельности коммерческих организаций в конкретном регионе,

Mt – общая сумма региональных расходов в определенном периоде от инновационной деятельности коммерческих организаций в конкретном регионе

At – показатель временного лага смещения.

Использование данного показателя возможно для проведения анализа временных рядов инновационной активности с использованием гибридного коэффициента. Например, рассчитывается годовой прирост гибридного коэффициента за последние пять лет для каждой региональной коммерческой организации и в целом по каждому региону, что даст возможность статистического анализа в региональном разрезе.

Авторы исследования считают, что основными мерами повышения инновационного потенциала региона должна стать инновационная политики региональных коммерческих организаций.

Таким образом, инновационная политика, основанная на комбинации НИОКР, поддержке стартапов и сотрудничестве с образовательными учреждениями, способна значительно улучшить экономическое положение региона, способствуя созданию новых технологий и рабочих мест.

Заключение. Инновационная политика коммерческих организаций играет важнейшую роль в развитии экономики регионов. Она не только способствует улучшению показателей самого бизнеса, но и предлагает широкие возможности для улучшения общей экономической ситуации в регионе. Тем не менее, для успешной реализации инноваций необходимо преодоление ряда барьеров и привлечение внимания к этой важной сфере.

Гибридный коэффициент инновационной активности может стать полезным инструментом для анализа и прогнозирования инновационной деятельности региональных коммерческих организаций, предоставляя более комплексную оценку их потенциала и вклада в развитие экономики региона. Данный коэффициент может требовать дополнительной настройки и адаптации к различным экономическим условиям регионов, данные, используемые для расчета гибридного коэффициента, могут быть ограничены и не отражать всю полноту инновационной деятельности в регионе, качество и достоверность исходных данных, таких как количество патентов, объем инвестиций и количество грантов, могут влиять на точность прогнозов, возможна необходимость учитывать специфику различных секторов экономики при расчете гибридного показателя, что предопределяет необходимость дальнейших исследований в данном направлении.

С целью диверсификации источников данных предлагается расширение базы данных за счет включения дополнительных индикаторов инновационной деятельности, таких как публикации научных статей, участие в международных выставках и конференциях, разработка локальных корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику каждого региона, разработка систем проверки и контроля качества исходных данных для повышения точности прогнозов, проведение анализа по отдельным секторам экономики для более точного прогнозирования инновационной активности. Эти рекомендации помогут улучшить применимость и эффективность гибридного подхода в изучении и прогнозировании инновационной динамики региональных коммерческих организаций.


Источники:

1. Артемова О.В., Ужегов А.О. Инновационное развитие регионов уральского макрорегиона // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. – 2023. – № 1(69). – c. 9-20. – doi: 10.52452/18115942_2023_1_9.
2. Васильев В.Л., Шарипов Р.Р., Ситников А.Н. Актуальные направления инновационного развития России: статистический анализ и выводы // Эффективные системы менеджмента: качество. циркулярная экономика. технологический суверенитет: Сборник научных статей XI Международного научно-практического форума. Казань, 2024. – c. 55-59.– doi: 10.21202/978-5-8399-0823-9_55-59.
3. Ендовицкий Д.А., Трещевский Ю.И., Канапухин П.А., Кособуцкая А.Ю. Эмпирический анализ и прогнозирование динамики инновационного развития регионов России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2023. – № 1. – c. 51-64. – doi: 10.17308/econ.2023.1/10932.
4. Власова В.В., Гохберг Л.М и др. Индикаторы инновационной деятельности: 2024. / Статистический сборник. - М.: НИУ ВШЭ, 2024. – 260 c.
5. Крутова Н.А., Иванчина О.В., Бабенкова А.А. Анализ уровня развития технологического предпринимательства и инновационной активности в современной России // Вестник СамГУПС. – 2023. – № 1(59). – c. 49-59.
6. Кудряшова Е.В., Иванова Н.А. Анализ современного состояния инновационного развития бизнеса // Финансовый бизнес. – 2024. – № 4(250). – c. 58-60.
7. Долгих Е.А., Паршинцева Л.С. Оценка инновационного развития регионов России // Финансы и управление. – 2024. – № 3. – c. 37-56. – doi: 10.25136/2409-7802.2024.3.71213.
8. Прохорова О.В. Цифровизация и инновационная активность российских регионов // ЭФО: Экономика. Финансы. Общество. – 2024. – № 2(10). – c. 4-13. – doi: 10.24412/2782-4845-2024-10-4-13.
9. Пьянкова С.Г., Заколюкина Е.С. Специфика развития инновационной инфраструктуры регионов // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2023. – № 5(71). – c. 90-101. – doi: 10.47581/2023/IE-05/Piankova-01.
10. Абашкин В.Л., Абдрахманова Г.И., Гохберг Л.М. и др. Рейтинг инновационного развития субъектов Российской Федерации. / Выпуск 8. - М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2023. – 260 c.
11. Янь М.Ц., Шкарина В.С. Инновационный потенциал развития экономики региона: проблемы и перспективы // Интеллект. Инновации. Инвестиции. – 2023. – № 6. – c. 56-65. – doi: 10.25198/2077-7175-2023-6-56.
12. Sciencejournals.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://sciencejournals.ru/view-article/?j=vestnik&y=2023&v=93&n=3&a=Vestnik2303012Todosiichuk.
13. Issek.hse.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/879447941.pdf.

Страница обновлена: 10.12.2024 в 15:00:02