Совершенствование оценки эффективности инновационной деятельности в коммерческих банках
Скачать PDF | Загрузок: 13
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 12 (60), Декабрь 2011
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289428
Аннотация:
Инновационная деятельность коммерческих банков в последнее время довольно часто выступает объектом экономического анализа. При этом анализ носит прикладной характер и не так уж часто привлекает внимание руководства коммерческого банка. Между тем в условиях растущей инновационной активности кредитных организаций и объективно необходимого их участия в финансировании инновационных проектов актуальным становится вопрос разработки эффективной методики оценки инновационной деятельности коммерческих банков. Автором рассмотрен один из аспектов совершенствования подобной методики.
Ключевые слова: инновационная стратегия, swot-анализ, эффективность инновационной деятельности, модифицированный показатель оценки инноваций
К отдельным нововведениям в деятельности коммерческих банков можно отнести кредитование инновационных проектов в реальной экономике.
Отбор проходят лучшие
Для того чтобы нововведения приносили прибыль, каждому банку необходимо разработать стратегию по внедрению новых продуктов или услуг. Чтобы составить правильный стратегический план, необходимо провести анализ финансовой деятельности и так называемый SWOT-анализ. SWOT-анализ необходим для оценки влияния внешних факторов на положение коммерческого банка в будущем, а также для выявления сильных и слабых сторон кредитной организации.
Процентные ставки, срок и доходность инновационных проектов могут варьироваться в очень широких пределах и в значительной степени зависят от характерных особенностей проекта.
Очень часто в реальной банковской практике бывает необходимо выбрать лучший вариант инвестирования свободных денежных средств в проект, содержащий инновационные технологии. В основе методики отбора лучшего варианта вложений лежит предварительное определение привлекательности всех рассматриваемых альтернативных вариантов по системе принятых для сравнения следующих показателей: внутренняя норма доходности; чистый дисконтированный доход; индекс доходности; срок окупаемости инвестиций. Но для каждой кредитной организации являются важными определенные показатели экономической эффективности. Поэтому современная система отбора лучшего варианта инвестиционного проекта предполагает использование дополнительного комплексного (обобщающего) показателя эффективности, учитывающего рейтинг каждого рассматриваемого инвестиционного проекта.
Особую значимость приобретают разработка и использование методики объективной оценки инновационной активности отдельных коммерческих банков с целью определения их рейтинговой позиции в инновационной деятельности.
Инновационная деятельность кредитных организаций в целом оценивается экспертным путем на основе информации, полученной кредитными организациями в процессе инновационной деятельности. Существует два способа сбора необходимой информации:
• изучение внутренней документации;
• письменный или устный опрос (анкетирование и интервью).
Активность заключена в качестве
Практическим инструментарием для экспертной оценки инновационной активности коммерческих банков служат вопросники, позволяющие формализовать оценку качества основных элементов инновационной деятельности (табл.1).
Таблица 1
Показатели состояния инновационной деятельностикоммерческого банка
Все вопросы данной анкеты разделены на 4 группы: политика (1 и 2 вопросы), процессы (3-й и 4-й), персонал (9-й и 10-й), контроль (с 5-го по 8-й) и имеют свой вес (относительную значимость) [2], где 1 – низкая значимость; 2 – умеренная значимость; 3 – высокая значимость.
Ответу на каждый вопрос соответствует количество баллов по четырехбалльной шкале, которая означает:
1 – да (постоянно, всегда, в полном объеме);
2 – частично (отчасти да, не всегда);
3 – очень редко ( в отдельных случаях);
4 – нет (никогда, ни в каких случаях).
По каждой группе вопросов рассчитывается индекс качества элемента инновационной деятельности (k=1…4) по формуле:
Итоговый показатель инновационной активности кредитных организаций рассчитывается как среднее арифметическое индексов качества:
, (2)
Значение итогового показателя округляется до целого и интерпретируется как:
1 – инновационная деятельность кредитной организации планомерно осуществляется;
2 – инновационная стратегия банка осуществлена на 50%, реализация плана более 5 лет;
3 – инновационная деятельность банка находится на стадии разработки инновационной стратегии, разрабатывается методика оценки инновационных проектов;
4 – инновационная деятельность кредитной организации находится на стадии зарождения.
Приведем данные по оценке качества инновационной деятельности шести коммерческих банков, входящих в разные классы рейтинга банков по объему активов [1] (табл. 2).
Таблица 2
Ответы на вопросник для формализации оценки качества основных элементовинновационной деятельности банка
Далее нами был произведен расчет итоговых показателей инновационной активности кредитных организаций (табл. 3).
Таблица 3
Расчет итоговых показателей инновационной активности коммерческих банков
По данным таблицы возможно сделать вывод: банки, входящие в первую десятку рейтинга коммерческих банков по объему активов, практически на 100% осуществляют свою инновационную стратегию. Однако Нордеа Банк (Москва и обл.), входящий во вторую десятку рейтинга, также относится к банкам, инновационная стратегия которых развивается планомерно.
Петрокоммерц (Москва и обл.), находящийся на 12 месте рейтинга, осуществляет план инновационного развития более 5 лет, и его инновационная стратегия реализована на 50%.
У коммерческих банков ОТП Банк (Москва и обл.) и Восточный Экспресс Банк (Амурская обл.), которые входят в четвертую десятку банковского рейтинга, инновационная деятельность находится на стадии зарождения.
Вывод
Таким образом, между объемом активов коммерческого банка и развитием его инновационной деятельности существует прямая корреляционная связь. Это позволяет заключить, что одной из целей инновационной стратегии развития коммерческих банков должно стать наращивание активов.
Источники:
2. Drejer I. Identifying Innovation in Surveys of Services: A Schum-peterian Perspective. – Research Policy, Dorchester Publishing, USA: 2004.
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:14