Формулировка общего подхода к классификации целей создания и оценки эффективности корпоративных промышленных структур
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 2 (50), Февраль 2004
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Рябченко Г.С. Формулировка общего подхода к классификации целей создания и оценки эффективности корпоративных промышленных структур // Российское предпринимательство. – 2004. – Том 5. – № 2. – С. 29-32.
Аннотация:
Для современного этапа развития экономики характерны процессы интеграции как глобального, так и локального характера. Это подтверждается созданием Евросоюза, введением единой европейской валюты, активизацией и расширением деятельности транснациональных корпораций, а также развитием корпоративных структур самых различных масштабов.
Ключевые слова: промышленные предприятия, корпоративная структура
Для современного этапа развития экономики характерны процессы интеграции как глобального, так и локального характера. Это подтверждается созданием Евросоюза, введением единой европейской валюты, активизацией и расширением деятельности транснациональных корпораций, а также развитием корпоративных структур самых различных масштабов.
В любом процессе можно выявить положительные и отрицательные стороны. В связи с этим механизмы, эффективность и целесообразность процессов интеграции должны быть научно обоснованы и смоделированы в соответствии с целями создания корпорации.
Процесс объединения нескольких промышленных предприятий в крупную корпоративную систему дает возможность предприятиям-участникам сохранить не только свой научно-технологический потенциал, но и повысить свою инвестиционную привлекательность, расширить инновационную деятельность и укрепить финансово-экономическую устойчивость. Наибольший эффект, с точки зрения повышения финансово-экономической устойчивости, достигается при объединении предприятий, образующих конкретную технологическую цепочку. Как правило, она включает в себя предприятия поставщиков и переработчиков сырья, производственные и транспортные организации, а также предприятия сбыта и реализации продукции. В этом случае каждый из участников корпорации экономически заинтересован в стабильном положении партнера и в получении им гарантированной нормальной прибыли.
Лишь стабильное функционирование всех взаимосвязанных предприятий как звеньев технологической цепи может обеспечить эффективность работы корпоративной системы в целом. К преимуществам корпоративных промышленных систем следует также отнести возможность более эффективного использования материальных, финансовых и кадровых ресурсов. Это объясняется тем, что в рассматриваемой системе объединенных предприятий имеется больше возможностей для оптимизации использования ресурсов, согласования «конфликтующих» затрат и ведения инновационной деятельности. Естественно, что для реализации этих возможностей необходимо совершенствование как методов управления самими корпоративными производственными структурами, так и внедряемыми в их границах инновационными процессами. В этой связи актуальность приобретают те научные разработки, которые направлены на создание методов проектирования эффективных корпоративных структур, моделирования процессов управления и реорганизации в корпорациях.
Исходной позицией для проведения упомянутых научных разработок является всесторонний анализ целей создания промышленных корпоративных структур (ПКС). В зависимости от цели создания ПКС необходимо выбрать критерий или систему критериев оценки эффективности создания корпорации. В данной статье на основе анализа современных предпосылок и мотивов объединения промышленных предприятий в корпоративные структуры, а также критериальных оценок экономической и финансовой эффективности деятельности предприятий предложена наиболее общая классификация целей и система критериев для оценки целесообразности создания ПКС.
В общем случае при создании новых организационно-хозяйственных структур реализуются две основные цели:
а) извлечение прибыли;
б) решение задач определенной социально-экономической политики.
Идеи создания новых и повышения действенности сложившихся корпоративных структур, перспективных в плане роста конкурентоспособности российской промышленности, могут генерироваться органами государственного управления экономикой, промышленными предприятиями и коммерческими банками.
Важным вопросом в создании организационно- хозяйственной структуры является форма собственности. Проблема участия государства в крупных корпоративных структурах стала интенсивно обсуждаться еще на этапе концептуального обоснования необходимости становления ПКС. Нередко сам факт формирования ПКС и других крупных корпораций с участием государства прямо увязывается с реализацией той или иной общественно-значимой цели, например, выполнением федеральной или региональной программ.
К преимуществам вхождения в корпоративную группу, которые получает промышленное предприятие, можно отнести:
1) стабилизацию производства при единой стратегии маркетинговой деятельности и службы снабжения, где основным остается управляемость, гибкость, надежность ресурсно-технологических потоков, определяемых номенклатурой, количеством, качеством, сроками, ценой, территориальной принадлежностью;
2) качественное инвестирование;
3) финансовая стабилизация;
4) возможность научно-технического развития.
Процесс формирования группы имеет ряд характерных признаков, которые учитывают следующее:
‑ кто инициатор создания группы (государство, банк или предприятие);
‑ является ли группа вновь создаваемой или реорганизуемой;
‑ тип организационно-управленческой структуры.
Анализ показывает существенное различие мотиваций вхождения в ПКС со стороны организаций с различным финансово- производственным потенциалом (соответственно, прочностью позиций на рынке).
Мотивации успешных предприятий определяются стремлением:
1) обеспечить акционерный контроль над предприятиями и финансово - кредитными учреждениями, с которыми уже налажены эффективные и перспективные хозяйственные связи;
2) повысить рейтинг своего объединения, прежде всего, в глазах внешних инвесторов, зарубежных партнеров;
3) усилить взаимодействие с соответствующими федеральными и местными органами власти, продемонстрировав при этом свои возможности в реализации приоритетных федеральных и региональных программ.
Мотивы входящих в группу предприятий, не вписывающихся в спросовые ограничения внутреннего рынка, выглядят следующим образом:
1) получить ресурсную государственную поддержку в формах, предусмотренных нормативно-правовой базой, для реализации проектов структурной перестройки производства;
2) наладить эффективные партнерские отношения с коммерческими банками, получив при этом на приемлемых условиях ресурсы для пополнения оборотных средств и технического перевооружения производства;
3) найти дополнительные возможности консолидации относительно небольших собственных финансовых ресурсов участников группы для продвижения инвестиционных проектов, имеющих общий интерес.
Выбор целей корпоративной интеграции осуществляется с учетом главных направлений реструктуризации промышленности и отраслевых комплексов, приоритетов, поддерживаемых государством в отношении развития корпораций, а также стратегических и коммерческих интересов всех участников данного процесса.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:50:49