Этническое предпринимательство: анализ основных определений
Рунова Н.Ю.1
1 Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Россия, Москва
Скачать PDF | Загрузок: 16 | Цитирований: 6
Статья в журнале
Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 2 (Февраль 2021)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=44745955
Цитирований: 6 по состоянию на 07.12.2023
Аннотация:
В статье рассматривается понятие этнического предпринимательства и его место в этнической экономике. Автор анализирует неточности в наиболее популярных определениях этнического предпринимательства и выводит собственную и более точную формулировку данного термина, учитывающее не только субъекты этнического предпринимательства, но и раскрывающее суть и цели этнической предпринимательской деятельности. Данная статья представляет интерес для исследователей в области предпринимательства, этнического предпринимательства и этнической экономики
Ключевые слова: этническое предпринимательство, этническая экономика, этноэкономика, предпринимательства, определение этнического предпринимательства
JEL-классификация: J15, M21, L26
Введение
В связи с ростом мировой миграционной активности для государств, принимающих международных мигрантов, все более актуальной становится тема этнического предпринимательства. Одним из наиболее частых способов выживания для мигрантов является организация собственного дела. Приезжая в новую страну проживания, мигранты становятся этническим меньшинством по отношению к коренному населению [4] (Igosheva, 2020) и испытывают множество адаптационных проблем: незнание языка и местных законов, проблема признания дипломов об образовании, трудности с поиском работы и т.д. [11] (Runova, Saginova, 2019). Термин «этническое предпринимательство» намного шире, чем предпринимательская активность мигрантов, приехавших в новую страну. Понятие «этническое меньшинство», являющееся частью большинства определений этнического предпринимательства, относится не только к мигрантам и диаспорам, но и к коренному населению страны [7].
При анализе литературы по исследуемому вопросу были изучены научные публикации на русском и английском языках. Многие исследователи, разрабатывающие тему этнического предпринимательства, используют не просто разную терминологию, но и вкладывают в это понятие разные смыслы. В данной статье автором рассмотрены основные различия в подходах к трактовке понятия этнического предпринимательства и предпринята попытка создать схему, объединяющую эти подходы, что дало возможность дать собственное определение этническому предпринимательству.
Этническое предпринимательство. Популярные определения
Этническое предпринимательство многими авторами определяется как совокупность связей и закономерностей взаимодействия между людьми, имеющими общее национальное происхождение или миграционный опыт. Это определение, данное первоначально Р. Уолдингером [21] (Waldinger et. al., 1990), является наиболее популярным как среди англоязычных авторов, так и среди многих российских исследователей [8, 16] (Radaev, 1993; Tagirov, 2009), освещающих тему этнического предпринимательства. Однако данное определение является во многом слишком общим и больше указывает на взаимоотношения между этническими меньшинствами, но при этом не указывает на взаимосвязь с предпринимательской деятельностью. Более широкий подход к определению этнического предпринимательства дал российский социолог А.А. Сусосколов – «…под «этническим предпринимательством» понимается концентрация постоянного или временного населения, представляющего в данном регионе этническое меньшинство, в отдельных отраслях хозяйства» [15] (Susoskolov, 2006). Далее А.А. Сусоколов дополняет свою формулировку определением, данным А. Снисаренко. По мнению А. Снисаренко, этническое предпринимательство – это «…специфический способ организации и ведения бизнеса этнических меньшинств в инонациональной для них среде» [14] (Snisarenko, 1999). Такой подход к определению этнического предпринимательства является более приемлемым, так как охватывает бизнес-составляющую этого термина. Однако понятие «специфичность» является слишком обобщенным, за счет чего особенности именно этнического предпринимательства не раскрыты.
Несмотря на общую размытость вышеуказанных определений термина «этническое предпринимательство», все авторы сходятся в том, что субъектом этнической предпринимательской деятельности являются как мигранты, так и этническое меньшинство. Этническое меньшинство – это «группа граждан, численно уступающая остальному населению государства и не занимающая господствующего положения, члены которой имеют этнические, религиозные или языковые отличия от остального населения и демонстрируют солидарное желание сохранить свое культурное своеобразие и групповую целостность» [7]. «В широком смысле термин «этническое меньшинство» употребляется в отношении всех численно, культурно и политически недоминирующих этнических групп в государстве (например, нерусские народы в России или неханьские народы в Китае)» [7].
Таким образом, к этническим меньшинствам можно отнести не только мигрантов, проживающих на территории определенного государства, и диаспоры, но также и коренные народы, которые оказались численно в меньшинстве по отношению к основному населению [13, 2] (Sadokhin, 2021; Alebastrova, 2017). Однако большинство как российских, так и зарубежных ученых рассматривают этническое предпринимательство исключительно или приоритетно в связи с мигрантами и делают упор на его вынужденный характер и форму социально-экономической адаптации [8, 14, 12, 20, 18] (Radaev, 1993; Snisarenko,1999; Ryazantsev, 2000; Waldinger, Aldrich et al.,1990; Kloosterman, 2010), при этом, несмотря на формулировку термина «этническое меньшинство», этническое меньшинство, исторически проживающее на территории определенного государства, не рассматривается.
Этноэкономика и этническое предпринимательство
При изучении темы этнического предпринимательства также встречается понятие «этноэкономика». Примечательно, что этот термин рассматривает в качестве субъектов как мигрантов, так и этнические меньшинства, исторически проживающих на территории определенной страны. Этноэкономика представляет собой «территориально локализованный исторически сложившийся на базе хозяйственного уклада этноса сегмент экономики, характеризуемый господством традиционных, преимущественно аграрных, форм хозяйственной деятельности, натуральных и мелкотоварных форм производства с доминированием ручного труда, неразвитостью обмена, замкнутостью домохозяйств, использованием кустарных ремесел, надомного труда, «отходничества» и т. п.» [5] (Kolesnikov, 2003). Другое определение этноэкономики включает в себя «хозяйство относительно замкнутых этнических групп, проживающих в многонациональных регионах и опирающихся на собственную ресурсную базу, ремесленные навыки и веками существующие способы создания простейших благ, натуральное или мелкотоварное производство отдельных домохозяйств, не выходящих за пределы местных рынков, хозяйство индивидуальных предпринимателей, не обладающих существенными средствами, а также хозяйство так называемых самозанятых людей, предоставляющих различные услуги» [1] (Adamenko, Khorolskaya, Petrov, 2020).
Несмотря на популярную среди российских ученых трактовку этноэкономики как нишевого направления, в котором задействованы в основном полиэтнические группы, исторически проживающие на территории страны, многие российские исследователи [6, 8, 3] (Laisha, 2012; Radaev, 1993; Brednikova, Pachenkov, 1999) либо включают в эту группу также мигрантов и этнические мигрантские диаспоры, либо полностью отождествляют этот термин с мигрантским предпринимательством. В зарубежной же практике намного чаще понятие этнического предпринимательства является синонимом этнической экономики [19] (Light, Karageorgis, 1994).
Подводя итоги, можно сделать вывод, что понятие этнического предпринимательства в современной научной литературе не имеет четко устоявшегося определения. Позиция автора состоит в том, что такой неструктурированный подход может вводить в заблуждение при изучении этнического предпринимательства, так как не включает целей данного вида предпринимательства, а также сам подход к изучению субъектов этнического предпринимательства является достаточно однобоким.
Структура этнического предпринимательства
Несмотря на то, что большинство зарубежных исследователей относят к этническому предпринимательству как мигрантов, так и миноритарные этнические группы, проживающие на территории одной страны, акцент делается на мигрантов. С другой стороны, в российской научной литературе больший интерес вызывает исследование либо исторически устоявшихся этнических анклавов и общин (азербайджанцев, армян), либо малых этнических народов, исторически проживающих на территории РФ. При этом часто происходит синонимизация многими авторами, как российскими, так и зарубежными, таких понятий, как этническое предпринимательство и этническая экономика.
На основе результатов анализа научной литературы в работе предлагается определение понятия этнического предпринимательства в соответствии со структурой, представленной на рисунке 1.
Рисунок 1. Структура этнического предпринимательства
Источник: составлено автором.
Предложенная структура позволяет более четко разграничить два основных объекта исследования на мигрантское этническое предпринимательство, которое относится к мигрантам, приехавшим в новую страну в первом поколении, и на национальное этническое предпринимательство, к которому относятся ассимилировавшие мигранты второго и последующих поколений, а также этнические меньшинства, проживающие либо исторически, либо на протяжении длительного времени на территории определенного государства.
Представленная структура показывает, что в целом у обеих групп общие характеристики, однако у каждой группы могут присутствовать и свои собственные условия, которые могут влиять на мотивацию создания собственного бизнеса. Так, например, основываясь на теории недостатков, мигрантам именно первого поколения будет скорее свойственна стратегия выживания [10, 9] (Runova, 2018; Runova, 2020). Именно они чаще всего сталкиваются с проблемой непризнания дипломов, незнанием языка и местной культуры. При этом этнические группы, проживающие в стране либо исторически, либо на протяжении нескольких поколений, вышеуказанных проблем не имеют, и мотив для самореализации скорее будет лежать в плоскости сохранения этнической идентичности. Таким образом, цели у двух типов субъектов этнического предпринимательства могут быть разными. Основной целью мигрантского этнического предпринимательства является выживание в иноэтничной среде. Целью же национального этнического предпринимательства в основном будет сохранение этнической идентичности. Однако учитывая теорию структурных возможностей Уолдингера, мы предполагаем, что эти цели и следующие за ними стратегии могут иногда пересекаться и переходить из одной группы в другую.
Своей предпринимательской активностью представители различных, как мигрантских, так и национальных этнических групп, создают этническую экономику, которая, в свою очередь, создает условия для дальнейшей благоприятной среды формирования этнического предпринимательства.
Таким образом, формулируется новое определение этнического предпринимательства. Этническое предпринимательство – это форма осуществления предпринимательской деятельности, которая свойственна мигрантам или этническому меньшинству, проживающим на территории отдельно взятого государства, с целью выживания или сохранения этнической идентичности в иноэтничной среде. Новое определение, в отличие от рассмотренных выше, более полное и определяет «специфичность» этнической предпринимательской деятельности, а также выделяет цели, характерные именно для данного направления. Таким образом, становится более понятно, почему под термином «этническое предпринимательство» мы можем изучать как и, например, русскоязычное население, проживающее в Германии, которое часто сталкивается с проблемами признания дипломов и поиска работы, выбирает предпринимательскую деятельность в качестве выживания [11] (Runova, 2019), так и представителей коренных этнических меньшинств в России, например тувинцев или калмыков, которые создают бизнес для популяции своих национальных традиций, танцев, кухни [17] (Tyukhteneva, 2018). При этом мигранты также могут создавать бизнес для сохранения своей этнической идентичности, как, например, греческие рестораны в Германии или китайские рестораны в США, а национальные этнические предприниматели могут выбрать стратегию выживания, попадая в неравные условия, особенно при внутренней миграции.
Применение вышеуказанный формулировки крайне важно для исследователей данной тематики, так как позволяет сразу сформировать понимание термина не только относительно этнического фактора, но также и специфики предпринимательской составляющей данного феномена.
Заключение
Подводя итоги настоящей работы, можно констатировать тот факт, что большинство существующих определений этнического предпринимательства являются неточными и неполными. Автором был проведен анализ существующих определений и была составлена структура, позволяющая объединить существующие понятия в единую логическую схему. Данная схема четко разграничивает два основных направления в этническом предпринимательстве – мигрантское (например, русскоязычное население в Германии или китайцы в России) и национальное (например, осетины в России), при этом указывает на наличие у этих групп схожих характеристик, стимулирующих на создание своего дела. Помимо этого, данная схема позволяет наглядно разделить понятия «этническое предпринимательство» и «этническая экономика» и показывает их взаимосвязь.
По итогам анализа терминологии, проведенного в статье, также было предложено собственное определение этническому предпринимательству, позволяющее в будущем избежать неточности в понимании данного направления.
Источники:
2. Алебастрова И. А. Большинство и меньшинство в конституционном государстве: этнический аспект // Lex Russica. – 2017. – № 1(122). – c. 35-49.
3. Бредникова О., Паченков О. Этничность «этнической экономики» и социальные сети мигрантов. / Этничность и экономика. Сб. статей по материалам международного семинара (Санкт-Петербург, 9—12 сентября 1999) / Под ред. Бредниковой О., Воронкова В., Чикадзе Е. - СПб.: ЦНСИ, 2000. – 47—54 c.
4. Игошева М.А. Экономический ресурс этнической идентичности в условиях современных миграционных процессов // Философская мысль. – 2020. – № 7. – c. 72 - 84. – doi: 10.25136/2409-8728.2020.7.33513.
5. Колесников Ю. С. Этноэкономика в судьбах модернизации Юга России // Пространство экономики. – 2003. – № 2. – c. 19-24.
6. Лайша А.В. Предпринимательская активность национальных меньшинств как средство адаптации и выживания в чуждом этнокультурном окружении // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 4. – c. 165-168.
7. Новая философская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: https://iphlib.ru/library/collection/newphilenc/document/HASH131b8ac7772dfe4b7f4613 (дата обращения: 14.01.2021).
8. Радаев В. В. Этническое предпринимательство: мировой опыт и Россия // Полис. Политические исследования. – 1993. – № 5. – c. 79.
9. Рунова Н.Ю. Этнический продукт в формировании этнического предпринимательства // Экономика, предпринимательство и право. – 2020. – № 2. – c. 185-194. – doi: 10.18334/epp.10.2.100441.
10. Рунова Н.Ю. Этническое предпринимательство: основные понятия и модели // Человеческий капитал и профессиональное образование. – 2018. – № 3-4 (27). – c. 50-57.
11. Рунова Н.Ю., Сагинова О.В. Этническое предпринимательство как инструмент адаптации мигрантов: опыт Германии // Экономика и предпринимательство. – 2019. – № 1 (102). – c. 664-670.
12. Рязанцев С. В. Этническое предпринимательство как форма адаптации мигрантов // Общественные науки и современность. – 2000. – № 5. – c. 73-86.
13. Садохин А. П.,Грушевицкая Т.Г. Этнология. / учебное пособие. - Москва: РИОР : ИНФРА-М, 2021. – 331 c.
14. Снисаренко А. Этническое предпринимательство в большом городе современной России (на материалах исследования азербайджанской общины С.-Петербурга). / Неформальная экономика: Россия и мир / Под ред. Т. Шанина. - М., 1999. – 576 c.
15. Сусосколов А. А. Культура и обмен: Введение в экономическую антропологию. - М.: SPSL – «Русская панорама», 2006. – 446 c.
16. Тагиров Р. Ю. Этническое предпринимательство как система отношений и как институт // Экономика образования. – 2009. – № 3. – c. 47-53.
17. Тюхтенева С. П. Этническое предпринимательство без миграции (на примерах из Тувы и Калмыкии) // Новые исследования Тувы. – 2018. – № 2. – c. 149-167. – doi: 10.25178/nit.2018.2.8.
18. Kloosterman Robert C. Matching opportunities with resources: A framework for analysing(migrant) entrepreneurship from a mixed embeddedness perspective // Entrepreneurship & Regional Development. – 2010. – № 22(1). – p. 25-45.
19. Light I., Karageorgis S. The Ethnic Economy. / N. Smelser, R. Swedberg (eds.). The Handbook of Economic Sociology. - Princeton: Princeton University Press, 1994. – 646–671 p.
20. Waldinger R., Aldrich H., Ward R. Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Societies. - London: Sage, 1990. – 106–30 p.
21. Waldinger R., McEvoy D., Aldrich H. Spatial dimensions of opportunity structures. / in R.Waldinger, H. Aldrich and R.Ward (eds), Ethnic Entrepreneurs: Immigrant Business in Industrial Societies. - _Sage, 1990. – 106–30 p.
Страница обновлена: 04.12.2024 в 14:03:27