Креатосфера человеко-ориентированной экономики – основа устойчивого развития
Насырова С.И.1
1 Уфимский университет науки и технологий
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 18, Номер 11 (Ноябрь 2024)
Цитировать:
Насырова С.И. Креатосфера человеко-ориентированной экономики – основа устойчивого развития // Креативная экономика. – 2024. – Том 18. – № 11. – С. 2921-2936. – doi: 10.18334/ce.18.11.121948.
Аннотация:
Статья посвящена вопросам устойчивого развития человеко-ориентированной экономики. В статье раскрывается наличие многочисленных направлений развития экономики; обосновывается возможность экономического развития через постановку в центр внимания человека с его потребностями; доказывается потребность формирования и развития человеко-ориентированной экономики (ключевые сферы данной экономической системы – природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера и когнитивная сфера); определена важность развития креатосферы как универсального средства развития всей человеко-центричной экономики. Научный результат: разработана схема функционирования системы применительно к креатосфере, содержащая следующие компоненты: внешнее воздействие – потребности в новых идеях; память – опыт генерации новых идей; ресурсы – креативные способности, «ограниченная» свобода; блок программирования – методология, технология, методики, методы генерации идей; орган исполнитель – профессиональные и непрофессиональные акторы; результат – новые идеи. Теоретическая значимость разработанной схемы дает направления дальнейших перспективных исследований с целью выстраивания полноценной научно-обоснованной теории человеко-ориентированной экономики. Практическая ценность проведенного исследования заключается в возможности конструирования управленческих аспектов в отношении креатосферы, результативность которой сказываться на экономическом развитии в целом. Данная статья может представлять интерес для представителей научного сообщества и широкого круга исследователей, занимающихся проблемами человеко-ориентированной экономики и креатосферы
Ключевые слова: устойчивость экономики, экономическое развитие, человек, человеко-центричная экономика, креатосфера, схема функциональной системы
JEL-классификация: F01, F02, F15
Введение
Ресурсо-ориентированность современной экономики представляет собой одно из направлений экономического развития страны [10], которая доказала свою несостоятельность в долгосрочном аспекте. Вследствие этого представителями научного сообщества ведется активный поиск высокоэффективных путей развития экономики.
Отметим, что для того, чтобы экономическая система развивалась и имела устойчивый характер необходимо глубинное понимание сущности экономики, ее ключевых ориентиров. В свете вышесказанного многочисленные исследования [23], [17], [2] сигнализируют о необходимости акцентирования внимания на человеке, его потребностях, в связи с чем важное значение имеет выстраивание эффективно функционирующей и устойчивой человеко-ориентированной экономики (в контексте работы «человеко-ориентированная экономика», «человеко-центричная экономика» будут приниматься как синонимы).
Данная экономическая система отводит ключевую роль человеку с его потребностями. Соответственно, устойчивое развитие человеко-ориентированной экономики зависит, прежде всего, от однозначного понимания направлений и сфер ее функционирования.
На предыдущих этапах исследования автором были выделены группы потребностей, сформированные посредством категориально-системной методологии благодаря методу «Конечный информационный поток» (данный метод предложен профессором В.И. Разумовым; в основу метода «Конечный информационный поток» положен информационный критерий, представляющий собой информационный поток об изучаемом феномене через его качества в процессе постепенного усложнения [7]), в соответствии с тройственной природой человека (биологическая, социальная, мыслительная), среди которых: потребности организма как биологического существа, потребности в материальных товарах, потребности в услугах, потребности в социальном взаимодействии, потребности в информации, потребности в цифровых продуктах, потребности в творчестве, потребности в новых знаниях [5]. Представленную группировку потребностей можно трансформировать в сферы деятельности человеко-центричной экономики: природная сфера, материальная сфера, сфера услуг, социальная сфера, инфосфера, цифровая сфера, креатосфера и когнитивная сфера.
Несомненно, для полноценного функционирования и развития как отдельного человека, так и всей экономики, необходимо гармоничное развитие всех представленных выше сфер, при этом в настоящее время многими исследователями отмечается особая роль креатосферы как универсального средства для экономического развития [16], [19], [11].
Следует уточнить, что под креативной сферой автором понимается не только творческая деятельность (реклама, архитектура, дизайн, мода, телевидение, музыка и т.п. [18], [9], [15], но и в целом реализация креативного потенциала человека в различных областях в виде генерируемых идей. Автор придерживается мнения, что креативные аспекты затрагивают все направления человеко-центричной экономики, давая инновационный стимул развитию экономической системы [6].
Исследование креатосферы согласно подобной всеобъемлющей авторской точке зрения в библиографических источниках присутствует фрагментарно, что констатирует актуальность осмысления данной сферы человеко-центричной экономики как подсистемы объекта исследования.
Целью исследования является разработка модели функционирования креатосферы как подсистемы человеко-ориентированной экономики. В связи с этим, гипотеза исследования предполагает, что осмысление функционирования креативной сферы человеко-центричной экономики позволит выстроить эффективный механизм управления экономикой для достижения ее устойчивого развития.
Методы и материалы
Для достижения поставленной цели автором применена схема функциональной системы П.К. Анохина..
Концепция функциональных систем основывается на учении известного психофизиолога П.К. Анохина 60-70 гг. XX века [1]. Данная концепция предполагает применение разработок по кибернетике и системному подходу на медико-биологические объекты, обладающие высокой сложностью. В настоящее время построение схемы функциональной системы нашло широкое применение в различных областях научных исследований. Автором сделана попытка применения концепции функциональных систем применительно к человеко-ориентированной экономике.
Использование данной схемы является основой для отображения функционирования подсистем, правил построения управляющих систем и описания сложных систем по функционированию их компонентов [4].
Соответственно, для разработки данной схемы выделяются следующие параметры [3]: внешнее воздействие, память, ресурсы, блок программирования, орган-исполнитель, результат.
Соответственно, технология применения метода П.К. Анохина для достижения обозначенной цели предполагает решение следующих задач.
Во-первых, определение внешнего воздействия (изменение окружения объекта, что отражается в формировании необходимости ответа на это изменение через соответствующую адаптацию объекта) для обеспечения функционирования креативной сферы человеко-ориентированной экономики.
Во-вторых, выявление элемента «памяти» в креатосфере (опыт объекта, его поведение, функционирование в подобных ситуациях, которые возникают в результате внешнего воздействия).
В-третьих, определение ресурсов в модели функционирования креатосферы, в качестве которых выступают потенциальные источники, которые могут использоваться в качестве формирования самой функциональной системы.
В-четвертых, установление следующего элемента схемы функциональной системы – блока программирования (данный блок отражает сценарии возможных вариантов ответа на поставленную задачу в результате внешнего воздействия. При этом происходит генерация программ, по которым может решаться поставленная задача. Далее в рамках блока программирования должен осуществляться выбор наилучших среди альтернативных вариантов).
В-пятых, определение органа-исполнителя в креатосфере, в качестве которого могут выступать подсистемы, претворяющие в жизнь разработанный сценарий решения поставленного вопроса.
В-шестых, установление результата функционирования креативной сферы (реакция объекта, которая связана с внешним воздействием, при этом следует отметить, что данный блок предполагает наличие обратной связи, в результате которого экономическая система в целом может обучаться и совершенствоваться).
В качестве ограничений применения схемы функциональной системы в отношении понимания функционирования креатосферы человеко-ориентированной экономики для достижения ее устойчивого развития являются следующие аспекты:
– отсутствие полноценной теории человеко-ориентированной экономики, подсистемой которой является креатосфера;
– отсутствие единого понимания состава отраслей креатосферы;
– недостаточность осознания необходимости профессиональных и непрофессиональных акторов креатосферы, их состава.
В свою очередь, данные ограничения формируют пул перспективных исследований, которые будут реализованы в дальнейших изысканиях автора.
Вместе с тем, выделенные ограничения не влияют на целостность и обоснованность результатов данного исследования в силу изложения проблемного поля работы на парадигмальном уровне, характеризующимся определенной степенью абстрактности изложения, при этом не снижающим значимости исследования.
Результаты исследования
В результате использования технологии построения схемы функциональной системы автором была разработана модель, отражающая механизм функционирования креатосферы человеко-ориентированной экономики.
Ключевыми компонентами модели стали следующие аспекты:
– внешнее воздействие – потребности в новых идеях;
– память – опыт генерации новых идей;
– ресурсы – креативные способности, «ограниченная» свобода;
– блок программирования – методология, технология, методики, методы генерации идей;
– орган-исполнитель – профессиональные и непрофессиональные акторы;
– результат – новые идеи.
Разработанная авторская модель представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Модель функционирования креатосферы.
Источник: Составлено автором.
Прежде чем перейти к описанию разработанной модели, отметим, что ключевая ценность понимания функционирования креатосферы заключается в том, что данная схема дает возможность осмыслить процесс разработки идей, которые выступают своеобразным катализатором развития всей экономической системы.
Остановимся подробнее на характеристике каждого блока разработанной схемы.
В данном случае источником внешнего воздействия выступает человек с его потребностями в новых идеях, причем данные запросы индивидов могут впоследствии видоизменяться под воздействием креатосферы.
Категория «Память» играет важную роль, поскольку позволяет использовать ранее накопленный опыт генерации идей в данной сфере с целью наиболее полного удовлетворения потребностей человека.
Необходимым параметром, без которого невозможно функционирование данной сферы, являются креативные способности человека [13].
Креативные способности дают возможность формирования определенной идеи, которая в дальнейшем может быть воплощена в виде изобретения, инновации [25], [8]. В свою очередь, данный вид способностей человека можно расценивать и как фактор ограничения развития креатосферы, поскольку креативные способности являются отражением внутреннего потенциала конкретного человека [14]; можно констатировать, что не любой человек обладает креативными способностями.
Следующим ресурсом, стимулирующим креативный процесс, является свобода, однако следует отметить, что в научном сообществе отсутствует единая точна зрения относительно степени этой свободы. Ряд исследователей [27] сходятся во мнении, что для творческой активности человеку необходимо предоставить абсолютную свободу, без различного рода ограничений, что будет способствовать наиболее полному раскрытию креативного потенциала индивида, в то время как ряд других ученых [22] отстаивают точку зрения ограниченной свободы, что заставляет личность воспринимать это состояние как вызов процессу творчества и генерировать больше оригинальных идей. С точки зрения автора, в рамках творческого процесса должна присутствовать определенная доля ограничений, но эти ограничения должны быть заданы целевыми установками по удовлетворению потребностей человека в новых идеях. Четкое понимание результата креативного процесса, изначальное формирование продуктивных ограничений в форме будущего образа блага, которые в конечном итоге концентрируют внимание в требуемом для индивида направлении, способствует наиболее полному удовлетворению потребностей человека.
Стимулом в рамках функциональной системы выступают запросы смежных сфер, выделенных ранее автором: природной, материальной сфер, сферы услуг, социальной сферы, инфосферы, цифровой и когнитивной сфер. Запросы соответствующих сфер в новых идеях, коррелируя с креативными потребностями человека, выступают тем воздействием на креатосферу, которое стимулирует ее всестороннее развитие как с точки зрения потребителей, так и с точки зрения производителей различных благ.
В блок программирования входят следующие аспекты, такие как методология, технология, методики, методы генерирования новый идей, которые в совокупности образуют сценарный блок по удовлетворению креативных потребностей человека.
В качестве органа-исполнителя выступают профессиональные и непрофессиональные акторы, использующие различные методологии, технологии, методики и методы формирования новых идей, требуемых «заказчиком» в результате внешнего воздействия. Результатом работы органа-исполнителя по направлениям блока программирования становятся новые идеи.
Отдельно следует сказать об информационных потоках в рамках блока программирования и органа-исполнителя. Первый направлен на формирование методологии, технологий, методов, методик генерирования новый идей, которые в виде потока информационных ресурсов поступают в орган-исполнитель. В случае наличия подходящего сценария удовлетворения рассматриваемых потребностей человека, профессиональные и непрофессиональные акторы удовлетворяют их в виде создания новых идей. В случае отсутствия должной методологии, технологии, методики или метода, орган-исполнитель в виде обратного информационного потока в блок программирования отправляет сигнал о необходимости доработки или обновления результатов работы данного блока схемы функциональной системы. Кроме того, последняя итерация возможна и без привлечения органа-исполнителя, когда изначально формируется общая методология, технологии, методики, методы генерации идей, но на выходе из блока, не доходя до акторов креатосферы, осознается необходимость повторного запуска функционирования блока программирования, так называемый процесс адаптации методологии, технологий, методик, методов под поставленную задачу и устранения возникающих сопутствующих проблем.
Особая роль в схеме функционирования системы отводится обратной связи. В зависимости от результатов, полученных в рамках креатосферы, возможно изменение направлений запросов смежных сфер человеко-ориентированной экономики, а также видоизменение, трансформация, корректировка потребностей человека в новых идеях.
В рамках функционирования креатосферы создаются, генерируются идеи, которые в дальнейшем реализуются в различных сферах экономической системы; в целом результаты креатосферы могут стать стимулом к изменению не только этой сферы, но и основой для развития человеко-ориентированной экономики.
Итак, в рамках проведенного исследования успешно доказана выдвинутая автором гипотеза.
В целом, данная модель представляет собой формализованное отражение программирования исполнителя на определенную деятельность для достижения результата, необходимость которого сформирована в процессе внешнего воздействия.
Разработанная схема определяет спектр дальнейших направлений исследования с целью четкого понимания вклада каждого блока модели креатосферы в общую результативность экономики в целом.
Обсуждение
Тематика, связанная с развитием креатосферы в рамках экономической системы, достаточно нова для исследователей. Однако есть ряд представителей научного сообщества, которые поставили вопрос изучения креативной сферы достаточно давно и получили ряд существенных результатов в этой области [12], [20], [26], в идеях которых также прослеживается мысль важности развития креатосферы с точки зрения экономического развития.
Отметим ряд результатов, полученных автором, имеющих принципиально новое значение по отношению к предшествующим исследованиям.
Относительно конечного результата схемы функционирования системы – генерирования новых идей – следует сказать, что идеи становятся самостоятельным благом, способствующим устойчивому развитию человеко-ориентированной экономики, когда посредством идей происходит реализация не только творческого потенциала человека, но и происходит ориентация на объективно необходимые товары и услуги для всего общества. То есть, автором изначально делается акцент на том, что идеи генерируются как ответ на внешнее воздействие в виде потребностей человека в новых идеях, связанных с мыслительной природой человека. В то время как, например, в исследовании V. Tarko [21] рассматриваются идеи в отрыве от человеческой сущности, сосредотачиваясь лишь на взаимодействии идей, институтов и результатов. С нашей точки зрения, в рамках человеко-центричной экономики входным элементом, стимулирующим функционирование креатосферы, должна быть человеческая природа через проявление человеческих потребностей.
Разработанная автором модель позволяет по-новому взглянуть на экономику, на ее устойчивое развитие. Отличительная особенность схемы функционирования креатосферы заключается в том, что вводится в оборот креативный класс как обязательный блок любой сферы экономической системы. При этом, формирование креативного класса должно стать одной из первостепенных задач государства с целью динамичного развития всей экономики. При этом каждый человек индивидуально для себя принимает решение о вхождении в данный класс, исходя из интенсивности креативных потребностей, но никак не исходя из прочих причин, например, уровня благосостояния (наиболее креативный класс, по мнению Wilson, Keil, это бедная часть населения [24]).
В целом полученная автором модель функционирования креатосферы соответствует системному подходу, при котором экономическая система отводит главную роль человеку с его объективно необходимыми потребностями.
Заключение
В результате проведенного исследования получены следующие результаты.
Во-первых, доказана необходимость смещения фокуса экономического внимания в сторону человека, постановку последнего в центр экономической системы и развития экономики, ориентированной на человека.
Во-вторых, обосновано, что перспективный источник устойчивого социально-экономического развития находится в «поле зрения» креатосферы.
В-третьих, построена модель функционирования подсистемы человеко-центричной экономики – креатосферы.
В-четвертых, определен спектр возможных изысканий в области креатосферы для достижения устойчивого экономического развития экономики в целом.
Теоретическая ценность проведенного исследования заключается в том, что его результаты могут служит своеобразным фундаментом для дальнейших изысканий для выстраивания полноценной научно-обоснованной теории человеко-ориентированной экономики.
Практическая значимость данной схемы заключается в том, что представленная модель может стать основой для формирования управленческих механизмов с целью развития подсистемы человеко-центричной экономики – креатосферы, а в последствии и всей рассматриваемой экономической системы.
Источники:
2. Берсенев В.Л., Бочко В.С., Власов М.В., Сухих В.В. Экономическая теория в институте экономики УРО РАН // Журнал экономической теории. – 2021. – № 18(1). – c. 1-28. – doi: 10.31063/2073-6517/2021.18-1.1.
3. Боуш Г.Д. Методология научного исследования. - Москва: ИНФРА-М, 2020.
4. Козлова К.С. Влияние сферы услуг на формирование типа постиндустриального общества: социально-философский анализ. / (диссертация кандидата философских наук). - Омск, Россия: Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского, 2012.
5. Насырова С.И. Эволюционные аспекты экономики, ориентированной на человека, вкатегориально-системной методологии // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2021. – № 6. – c. 202-223. – doi: 10.38050/0130010520216.10.
6. Насырова С.И. Новый подход к исследованию уровня развития креатосферы человеко-ориентированной экономики в России // Russian Journal of Economics and Law. – 2024. – № 18(3). – c. 593-618. – doi: 10.21202/2782-2923.2024.3.593-618.
7. Разумов В.И. Категориально-системная методология в подготовке ученых. - Омск. гос. ун-т, 2004.
8. Amabile T.M. (1988). A model of creativity and innovation in organizations. In B.M. Staw& L.L. Cummings (Eds.). Research in organizational behavior, 10, 123-167
9. Banks M., Hesmondhalgh D. Looking for work in creative industries policy // International Journal of Cultural Policy. – 2009. – № 15(4). – p. 415-430. – doi: 10.1080/10286630902923323.
10. Barbier E.B. Frontiers and sustainable economic development // Environmental and Resource Economics. – 2007. – № 37(1). – p. 271-295. – doi: 10.1007/s10640-007-9120-9.
11. Bilan Y., Vasilyeva T., Kryklii O., Shilimbetova G. The creative industry as a factor in the development of the economy: Dissemination of European experience in the countries with economies in transition // Creativity studies. – 2019. – № 12(1). – p. 75-101. – doi: 10.3846/cs.2019.7453.
12. Buzgalin A.V., Kolganov A.I. The Anatomy of Twenty-First Century Exploitation: From Traditional Extraction of Surplus Value to Exploitation of Creative Activity // Science & Society. – 2013. – № 77: 4. – p. 486-511.
13. Caniëls M.C.J., Rietzschel E.F. Organizing creativity: creativity and innovation under constraints // Creativity and Innovation Management. – 2015. – № 24(2). – p. 184-196. – doi: 10.1111/caim.12123.
14. Caniëls M.C.J., De Stobbeleir K., De Clippeleer I. The antecedents of creativity revisited: a process perspective // Creativity and Innovation Management. – 2014. – № 23(2). – p. 96-110.
15. Ciurea C., Filip F.G. The globalization impact on creative industries and cultural heritage: a case study // Creativity Studies. – 2019. – № 12(2). – p. 211-223. – doi: 10.3846/cs.2019.7753.
16. Finkel R., Jones D., Sang K., Stoyanova R.D. Diversifying the creative: Creative work, creative industries, creative identities // Organization. – 2017. – № 24(3). – p. 281–288. – doi: 10.1177/1350508417690167.
17. Janshanlo R.E., Nurgaliyeva G.K., Oralbaeva Z.Z., Dzhakisheva U.K., Aktureeva E.A. The content and role of human capital in the modern economy of Kazakhstan // Human Systems Management. – 2020. – № 39(1). – p. 81-92. – doi: 10.3233/hsm-190625.
18. Kacerauskas T. Creative economy and the idea of the creative society // Transformations in Business and Economics. – 2020. – № 19(1(49)). – p. 43-52.
19. Melnikas B. Sustainable social development, economic growth and technological breakthroughs: creativity and creative change // Creativity Studies. – 2019. – № 12(2). – p. 301-314. – doi: 10.3846/cs.2019.10335.
20. Moulier-Boutang Y. Cognitive Capitalism. - Cambridge, England: Polity, 2012.
21. Tarko V. The role of ideas in political economy // The Review of Austrian Economics. – 2013. – № 28(1). – p. 17–39. – doi: 10.1007/s11138-013-0246-4.
22. Tatikonda M.V., Rosenthal S.R. Successful execution of product development projects: Balancing firmness and flexibility in the innovation process // Journal of Operations Management. – 2000. – № 18(4). – p. 401-425. – doi: 10.1016/s0272-6963(00)00028-0.
23. Undp (2016). Human Development Report 2016: Human Development for Everyone. New York. [Электронный ресурс]. URL: http://hdr.undp.org/en/content/human-development-report-2016 (дата обращения: 24.09.2024).
24. Wilson D., Keil R. The real creative class // Social & Cultural Geography. – 2008. – № 9(8). – p. 841-847. – doi: 10.1080/14649360802441473.
25. Woodman R.W., Sawyer J.E., Griffin R.W. Toward a theory of organizational creativity // The Academy of Management Review. – 1993. – № 18(2). – p. 293. – doi: 10.2307/258761.
26. Xie F., Liang J. Is There Such a Thing as a Non-Alienated «Creatosphere»? // Science & Society. – 2017. – № 81(1). – p. 136-144. – doi: 10.1521/siso.2017.81.1.136.
Страница обновлена: 20.11.2024 в 23:26:31