Роль креативных пространств и креативного туризма в регионах Российской Федерации для формирования креатосферы

Михайлова А.В.1, Шкурко Н.С.1
1 Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Россия, Якутск

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 17, Номер 8 (Август 2023)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54383745
Цитирований: 1 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
Актуальность статьи обусловлена развитием различных направлений в креативной сфере, участвующих в формировании регионального креативного пространства и креатосферы в Российской Федерации. Идет замещение в России формирования бюджета за счет экспорта природных испускаемых. Цель статьи разработать рекомендации развития креатосферы, опираясь на направления креативной сферы в регионах Российской Федерации. Методология исследования опирается на концепцию креативного роста, концепцию креативной экосистемы, концепт креативного кластера. Подчеркивается необходимость создания соответствующей инфраструктуры, финансовой поддержки и организации образовательных программ для развития талантов и профессионалов в креативной сфере. Приводится анализ влияния различных креативных индустрий на развитие креативной сферы в регионах Российской Федерации, разнообразие и развитие этих направлений являются ключевыми факторами для формирования креативной среды и стимулируют инновационное мышление и развитие талантов в регионе. Направления креативной сферы играют важную роль в формировании регионального креативного пространства и креатосферы. Они способствуют развитию экономики, туризма и развлечений в регионе, а также стимулируют инновации и таланты. Создание и поддержка креативного пространства ключевыми факторами для успешного развития креативной сферы в регионе.

Ключевые слова: креативная экономика, креатосфера, креативное пространство, креативный туризм, региональная экономика, конкурентные преимущества развития регионов

JEL-классификация: R11, R12, R13, R58, Z31, Z32, L83



Введение.

Актуальность: формирование креативной сферы экономики имеет важное значение для развития экономического и социального потенциала регионов Российской Федерации. Ограниченные ресурсы влияют на появление креативных идей [1] (Kvita, Luchina, Arshinova, 2022). «Креативная экономика была признана ключевой в городском развитии и планировании, которую объединяет Сеть творческих городов ЮНЕСКО (UCCN)» [2] (Arcos-Pumarola, Paquin, Sitges, 2023).

В настоящее время требуют изучения вопросы, как коммерциализировать результаты творческой сферы в регионах Российской Федерации для продвижения территории и привлечения дополнительных источников дохода и потребителей. Творческая сфера относится к индустрии культуры и искусства, включая изобразительное искусство, исполнительское искусство, дизайн, музыку, кино, литературу и многое другое. Появляется понятие креативный туризм. Креативный туризм играет значительную роль в развитии креативной экономики в регионах Российской Федерации. Это процесс вовлечения туристов в творческую деятельность, погружения их в местную культуру и предоставления им возможности внести свой вклад в местную творческую индустрию. Интегрируя креативный туризм в более широкую стратегию креативной экономики, регионы Российской Федерации могут извлечь выгоду из повышения культурной ценности, экономического роста, создания рабочих мест и развития местного сообщества. Более того, сохранение и популяризация местного культурного наследия будет способствовать общей устойчивости и самобытности регионов.

Методология исследования.

Методология исследования опирается на подходы: «концепция креативного роста, развития креативного пространства за счет творческого потенциала и инновационного мышления креативного класса» [3] (Akimova, Volkov, Gladkaya, Kuzlaeva, 2020); «концепция креативной экосистемы – это связь между творчеством и территорией» [4] (Kvita, Luchina, Arshinova, 2022).; «концепт креативного кластера - общее место/ пространство, креативная деятельность, разделяемые ценности и принципы, сложная структура и автономность, творческие группы и инициативность» [5] (Kuziner, Petrunina, 2022). Поставлен исследовательский вопрос: какие факторы влияют на взаимосвязь между креативным потенциалом территории, направлениями креативного туризма и формированием креатосферы в регионах Российской Федерации? Цель исследования: разработать рекомендации развития креатосферы в регионах Российской Федерации. Методы исследования: диалектический и системный подход, библиометрический анализ, контент-анализ, кейс-стади, социологические методы.

Обзор литературы.

Исследователи оценили потенциал креативных индустрий России на 01.01.2023 748 тыс. организаций с выручкой свыше 10,7 трлн. руб. [6] (Shkarina, Leont'eva, 2023).

Исследователи Желнина З.Ю., Сизова И.А., Хорева Л.В. провели пилотные исследования и сделали вывод о том, что драйвером роста и добавленной стоимости креативного туризма является «иммерсивный подход» [7] (Zhelnina, Sizova, Horeva, 2023).

Креативность является важным ресурсом развития креативных индустрий, в том числе и в сфере туризма, а также способствует привлечению в регион креативного класса. При этом этнокультурный компонент является важным элементом при формировании креативного туристического предложения и дестинации. Оценка потенциала через четыре ключевых составляющих: «персона, процесс, продукт, пространство» [8] (Mosenzon, 2020).

Мы согласны с выводами, что креативный потенциал определяет «конкурентоспособность на мировом рынке» [9] (Badlueva, 2015). Дополним и преимущества на отечественном (внутреннем) рынке туризма.

Креативная индустрия является важным фактором экономического развития и привлекательности регионов России, влияет на динамику показателей туризма, занятости и способствует формированию благоприятной среды для творческой активности. Мы согласны с мнением Черевичко Т.В., Темякова Т.В., которые обращают внимание «цифровую трансформацию туризма» [10] (Cherevichko, Temyakova, 2022). В целом, креатосфера в регионах Российской Федерации предлагает множество возможностей для творческих людей и способствует развитию общества в целом.

Квита Г.Н., Лучина Н.А., Аршинова А.Н. вводят понятие «креативные туристы» [11] (Kvita, Luchina, Arshinova, 2022), это те, кто не просто посещают локации, а учатся мастерству, изготавливают поделки, участвуют в мастер-классах, готовы совместно с местными (коренными) жителями создавать ценности и культуру. Логунцова И.В. дополняет определение креативного туриста, связывая с поколением миллениумов с «новыми моделями потребительского поведения, новыми привычками проведения отдыха и получения впечатлений» [12] (Loguncova, 2022). Мы согласны, что креативность в туризме не имеет границ переплетается с агротуризмом, гастрономическим и другими видами туризма. Мы предлагаем экономику впечатлений дополнить элементами гастрономической культуры.

Креативный туризм может служить мощной стратегией развития территории. Однако его эффективное развитие, как и индустрии туризма в целом, зависит от активной государственной поддержки для создания благоприятной среды, способствующей росту, инновациям и сохранению культурного наследия. На это указывают выводы исследования Монтальто Валентина (Montalto Valentina), Альберти Валентина (Alberti Valentina), Панелла Франческо (Panella Francesco), Сакко Пьер Луиджи (Sacco Pier Luigi), они проанализировали творческую и культурную деятельность 190 городов Европы, используя European Commission's Cultural and Creative Cities Monitor — уникальный набор данных, который объединяет 29 связанных с культурой показателей для очень разнообразной выборки городских районов и не выявили сильной корреляционной зависимости между развитием творческой составляющей и показателями креативной экономики [13] (Montalto, Alberti, Panella, Sacco, 2023).

Исследователи провели анализ мировых практик событийных столиц и сделали вывод о вкладе индустрии мероприятий в региональную и в глобальную экономику [14] (Stuglev, Hod'ko, Lyubenova, 2021). Например, Санкт-Петербург и Москва являются одними из наиболее развитых регионов в этой сфере. В этих городах сосредоточено большое количество художников, дизайнеров, архитекторов, фотографов и других творческих специалистов.

Также стоит отметить, что регионы России, такие как Калининград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород и другие, активно развивают свою креативную сферу. Здесь проводятся различные фестивали, выставки, конкурсы, мастер-классы, которые способствуют развитию местных талантов и привлекают внимание креативных специалистов из разных регионов страны. Гладышев Д.Е., Соколова П.Е. приводят пример анализа фестивальных программ Среднего Урала и ресторанов Екатеринбурга «гастро-лицо». Цикл мероприятий для привлечения интереса к местности через уличную еду. Гастрономический туризм заключается в продвижении аутентичной уральской кухни, в «развитии творческих и развлекательных практик для населения, организованных на базе учреждений культуры и искусства» [15] (Gladyshev, Sokolova, 2023).

Креатосфера - коллективная творческая энергия и идеи, существующие в мире. Креатосфера представляет собой широкий спектр самовыражения, инноваций и воображения, которые способствуют прогрессу и вдохновляют на новые идеи. Это динамичное и постоянно развивающееся пространство, где процветает творчество и постоянно изучаются новые возможности. В Российской Федерации креатосфера активно развивается и предлагает разнообразные возможности для творческих людей. Различные регионы России имеют свои уникальные особенности и потенциал в сфере креативных индустрий. В цифровой и креативной экономике креатосфера является средой формирования потенциала человека [16] (Mihajlova, 2018). Фундаментом креатосферы становится человеческий вклад и пространственное обеспечение [17] (Mikhailova, Vinokurova, 2017).

Результаты исследования.

Опираясь на анализ источников, мы сформулировали следующие определения. Креативное пространство – это место, где происходит синтез свободного пространства (физического или виртуального) в виде сотрудничества творчества, ресурсов и идей. Креативное пространство – это атмосфера инноваций, сотворчества, вдохновения, мотивации и развития. Креативный туризм – новое направление туризма, направленное на управление впечатлениями. Креативный туризм связан с непосредственным участием туристов в творческих и культурных процессах регионов Российской Федерации, в сопричастности к образу жизни местного населения. Например, в мастер-классах, арт-выставках, в фестивалях, эко-маршрутах, в выставках и в других мероприятиях. Креативный туризм стимулирует развитие креативных индустрий, формирует незабываемые моменты, расширяет кругозор, предлагает уникальные истории. Он может быть не только вдохновляющим и интересным опытом для путешественников, но и способом поддержать местные сообщества и помочь им в развитии и сохранении своего культурного наследия.

Оценка влияния креативного туризма в регионах Российской Федерации на формирование креативного пространства является сложным и многогранным процессом, требующим анализа нескольких аспектов. Мы согласны с Кузнецовым М.М., Рудницкой А.О., которые утверждают «креативная и цифровая трансформация активизируют изъятие человеческого капитала креативного типа из сферы материального производства в сферу услуг» [18] (Kuznecov, Rudnickij, 2021). При этом непроизводственная сфера цифрового формата становится драйвером комплексного роста регионов. Интересен опыт в регионах Российской Федерации. «Креативные маршруты ХМАО-Югры включены в Стратегию экономического и социального развития на период до 2036 г.» [19] (Puchkova, Shutro, Mihulya, 2023).

Весной 2022 года мы провели социологическое исследование в городе Якутске. Цель исследования изучить места активного досуга молодежи, которые являются креативными пространствами. Генеральная совокупность – это молодежь в возрасте от 16 до 35 лет (включительно), согласно данным ТОФСГС по Республике Саха (Якутия) в г. Якутске, составляет 117737 человек [1]. C доверительным интервалом 95%, погрешностью 5% и процентом ответов 90%, выборка составила 292 человека от 16 до 35 лет: 66% девушек и 34% молодых людей. Выборка была сплошной. Средний возраст респондентов составил 22 года. Большинство (65%) респондентов учатся. Анкета была структурированной.

На вопрос «Досуговые учреждения удовлетворяют ваши потребности?» ответили: «да» - 44%, «нет» - 38 %, «скорее нет, чем да» - 18%. Мы выявили, что 40% респондентов предпочитают спортивный досуг, 25% творческий досуг, 35% иной или совмещать. При этом на вопрос, как Вы проводите свободное время 48,5% ответили, что предпочитают социальные сети, Интернет-досуг. На вопрос, есть ли в городе креативные пространства, где можно провести досуг? 44% ответили есть, 26% нет, 30% затруднились с ответом. Мы задали открытый вопрос: «Дайте ассоциации, которые у Вас возникают при словосочетании креативный досуг?». Мы получили следующие ответы: квизы, автоквесты, интерактивные выставки, иммерсивные постановки, библио-ночь, ночь в музее, арт-мастерские, мастер-классы по разным направлениям и другие. На вопрос: «Какие креативные маршруты Вас бы привлекли?» Получили такие ответы: «По тропе предков Дыгына», «Мистический Якутск», «Открываем Буулс, Турук-Хайя, Курулур», «Легенды родного края», «Тайны старого города Якутска», рестотур якутской еды, «Зима начинается с Якутии», фестиваль строганины и другие. На вопрос, какие каналы получения информации Вы предпочитаете? Ответы: социальные сети (55%), рекомендации от знакомых (15%), промо-ролики (10%), иные (20%). На вопрос, знаете ли, про креативный кластер в городе Якутске «Квартал труда?», ответы: нет (75%), да, слышал (5%), скорее нет, чем да (20%).

Мы провели кейс-стади в период с июня 2022 по июнь 2023 года резидентов креативного кластера «Квартал труда» в Республике Саха (Якутия), взяли структурированные интервью. Гайд-интервью включал вопросы: направления деятельности, ценности, финансовую модель поддержки деятельности, поиск целевой аудитории, государственную поддержку, включенность в креативное сообщество.

«Квартал труда» в городе Якутске – это креативный кластер и пространство, объединяющее резидентов, работающих в области IT, кино, анимации, моды, дизайна, музыки, компьютерной графики, изобразительных искусств, фото и видеопродакшна.

Анимационная студия «Тундра» (Tundra Animation Studio) [2] : учреждена летом 2022 года, занимается 3Д анимацией, созданием и продвижением в 3Д якутских мультфильмов. Ценности компании «Привнести в мир 3D-анимации богатство культуры Севера». Участие в конкурсах и грантах. Компания является обладателем гран-при главного приза в номинации «Технологии креативных индустрий в инновационных проектах» в стартап-туре Фонда «Сколково», многих других конкурсов, также активный участник краудфандинга. Экономия достигается за счет того, что анимационная студия «Тундра» — небольшой стартап, необременённый огромным штатом сотрудников и большими маркетинговыми расходами. Команда разработала и апробировала свои организационные принципы работы, которые позволяют создавать оригинальный продукт, значительно экономя ресурсы.

Творческая платформа «Пространство» (руководитель проекта Алексей Павлов) [3] . Девиз «Объединить творчество и бизнес». Творческая платформа объединяет фотографов, видеооператоров, звукооператоров, дизайнеров, визажистов, стилистов, художников, маркетологов на одной площадке для создания качественного продукта для заказчика. Объединение творческой энергии для создания новых продуктов для подрастающего поколения, что позволит стать Якутии креативным центром притяжения. Учредитель компании видит смысл в реализации обучающих модулей для детей совместно с учреждениями дополнительного образования г. Якутска.

Основные выводы двух исследований: потребители креативных продуктов хотят организованный, креативный досуг, готовы быть креативными туристами, ищут информацию в социальных сетях. Креативные кластеры создаются творческими группами и инициативами и включают в себя образовательные, культурные и развлекательные направления. Креативное пространство влияет на формирование креатосферы в регионах Российской Федерации.

Выводы.

Итак, мы выделили факторы развития креативного пространства и креативного туризма в регионах Российской Федерации:

1. Культурное наследие. Наличие исторических памятников, музеев и культурных мероприятий может привлечь туристов, заинтересованных в изучении богатого культурного наследия России. Регионы с сильной культурной самобытностью и уникальными традициями с большей вероятностью будут развивать креативные пространства и привлекать креативных туристов.

2. Источники финансовой поддержки: инвестиции в развитие творческих пространств и туристической инфраструктуры имеет решающее значение. Адекватное финансирование и политика, способствующие развитию творческих отраслей, могут стимулировать рост в этих секторах.

3. Инфраструктура и транспорт: наличие хорошей инфраструктуры и транспортных сете имеют важное значение для развития креативного пространства и туризма.

4. Маркетинг и продвижение. Эффективные стратегии маркетинга и продвижения играют жизненно важную роль.

5. Инновационные инициативы и мероприятия. Проведение уникальных мероприятий, фестивалей и выставок, демонстрирующих местное искусство, ремесла, музыку и кухню, может помочь создать особую идентичность региона.

6. Нетворкинг. Сотрудничество между творческими личностями, художниками, предпринимателями и местными сообществами может способствовать развитию творческих пространств. Создание сетей и обмен ресурсами может привести к созданию ярких и инновационных пространств, привлекающих как местных жителей, так и туристов. Принимая во внимание эти факторы, регионы в России могут создать среду формирования креатосферы.

Сформулировали факторы, влияющие на формирование креатосферы в регионах Российской Федерации:

1. Креативные пространства – это место для создания новых проектов и инноваций.

2. Появление стартапов способствует развитию бизнес-сообщества в регионе, генерации новых идей.

3. Обучающие образовательные программы, постоянное повышение квалификации и стремление к развитию и саморазвитию.

4. Креативные пространства становятся объектами креативного туризма, стимулируя и развивая туристическую и креативную индустрии в регионах.

5. Креативные пространства продвигают уникальную региональную идентичность, способствуют сохранению и продвижению местной культуры и традиций.

6. Синергия творческого мышления: креативные пространства — это синергетическая среда. Они предлагают возможности для сотрудничества, вдохновения, доступа к ресурсам, общения и благоприятной атмосферы — все это способствует росту и успеху творческих личностей.

Заключение.

Итак, в регионах Российской Федерации важно развивать и поддерживать креативные пространства, в том числе и для развития креативного туризма, чтобы привлекать резидентов и туристов, заинтересованных в уникальных и необычных впечатлениях. Волков С.К. в своем исследовании сделал точный вывод о том, что «Креативность способствует формированию предложения в контексте получения впечатлений» [20] (Volkov, 2021). Такие виды туризма, как культурный туризм, туризм событий, гастро туризм и другие, могут быть сосредоточены на креативных и уникальных предложениях, которые помогут привлечь туристов и развивать креативное пространство и креативную экономику регионов.

Таким образом, развитие креативной экономики в регионах Российской Федерации необходимо для стимулирования инноваций, диверсификации экономики, содействия культурному развитию и повышения социальной интеграции. Инвестируя в креативные индустрии и поддерживая их, регионы Российской Федерации могут полностью раскрыть свой креативный потенциал и внести свой вклад в устойчивое и инклюзивное развитие креатосферы в Российской Федерации.

·

[1] Численность и состав населения в городе Якутске // https://www.gks.ru/scripts/db_inet2/passport/ (дата обращения 12.07.2023)

[2] Анимационная студии Тундра // https://www.tundraanimation.com/ (дата обращения 22.07.2023)

[3] Творческая платформа Пространство // https://taplink.cc/prostranstvo.studio (дата обращения 22.07.2023)


Источники:

1. Квита Г.Н., Лучина Н.А., Аршинова А.Н. Креативный туризм как фактор развития российского туристского бизнеса // Современная конкуренция. – 2022. – № 1.
2. Arcos-Pumarola Jordi, Paquin Alexandra Georgescu, Sitges Marta Hernández The use of intangible heritage and creative industries as a tourism asset in the UNESCO creative cities network // Heliyon. – 2023. – № 9(1).
3. Акимова О.Е., Волков С.К., Гладкая Е.А., Кузлаева И.М. Формирование креативных центров в контексте развития социально-экономического потенциала сельских территорий: выявление и оценка лучших практик // Экономика. Информатика. – 2020. – № 4.
4. Квита Г.Н., Лучина Н.А., Аршинова А.Н. Креативный туризм как фактор развития российского туристского бизнеса // Современная конкуренция. – 2022. – № 1.
5. Кузинер Е.Н., Петрунина Д.С. Креативные пространства как третьи места в регионах России // Мониторинг. – 2022. – № 6 (172).
6. Шкарина В.С., Леонтьева Л.С. Особенности развития отечественного рынка креативных индустрий в условиях глобализации // Инновации и инвестиции. – 2023. – № 5.
7. Желнина З.Ю., Сизова И.А., Хорева Л.В. Взаимодействие туризма и креативных индустрий на арктических территориях: сферы пересечения // Современные проблемы сервиса и туризма. – 2023. – № 2.
8. Мосензон Т. М. Оценка креативного потенциала туристической дестинации // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 5. Экономика. Социология. Биология. – 2020. – № 1. – c. 47-56.
9. Бадлуева М.П. Креативный потенциал территории как фактор развития туристической сферы региона // Вестник БГУ. Экономика и менеджмент. – 2015. – № 4.
10. Черевичко Т.В., Темякова Т.В. Креативный туризм и цифровизация общества // Известия Саратовского университета серия Экономика. Управление. Право. – 2022. – № 2.
11. Квита Г.Н., Лучина Н.А., Аршинова А.Н. Креативный туризм как фактор развития российского туристского бизнеса // Современная конкуренция. – 2022. – № 1.
12. Логунцова И.В. Понятие креативного туризма и его развитие в городах и регионах России // Государственное управление. Электронный вестник. – 2022. – № 93.
13. Montalto Valentina, Alberti Valentina, Panella Francesco, Sacco Pier Luigi Are cultural cities always creative? An empirical analysis of culture-led development in 190 European cities // Habitat International. – 2023. – № 132.
14. Стуглев А.А., Ходько С.Т., Любенова А.М. Креативная экономика и индустрия событий. значение для экономики города // Креативная экономика. – 2021. – № 1.
15. Гладышев Д.Е., Соколова П.Е. Развитие гастрономического сектора в креативных индустриях и формирование гастробренда Екатеринбурга // Управление культурой. – 2023. – № 1 (5).
16. Михайлова А.В. Цифровая и креативная экономика в современном пространстве // Креативная экономика. – 2018. – № 1. – c. 29-42.
17. Mikhailova A.V., Vinokurova U.A. Kreatosfera of the Arctic: from idea to the concept // 4th International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM: 24 - 30 August, Book 1, Vol 5. 2017. – p. 583-590.
18. Кузнецов М.М., Рудницкий А.О. Социально-культурное пространство экономики региона в условиях креативной и цифровой трансформации // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Экономика и управление. – 2021. – № 3.
19. Пучкова Н.В., Шутро Е.Н., Михуля Д.Ю. Креативный кластер Югры как инструмент социально-экономического развития региона // Вестник СурГУ. – 2023. – № 1 (39).
20. Волков С.К. Туризм как сектор креативной экономики // Креативная экономика. – 2021. – № 5.

Страница обновлена: 26.11.2024 в 13:04:59