Современные подходы к управлению пространственным развитием неурбанизированных территорий России

Макаров И.Н.1,2, Колесников В.В.3, Назаренко В.С.1,2, Солодовник Ю. А.3, Юшков М. А.2,3
1 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал)
2 Елецкий государственный университет им И.А. Бунина
3 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Липецкий филиал)

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 14, Номер 10 (Октябрь 2024)

Цитировать эту статью:

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=75096476

Аннотация:
Работа посвящена анализу подхода к управлению пространственным развитием неурбанизированных территорий России, формируемому в настоящее время Правительством Российской Федерации. В рамках исследования рассматриваются основные аспекты создания системы опорных населенных пунктов, предусмотренные и закрепленные нормативными правовыми актами (в том числе документами стратегического планирования). Выделяются основные инструменты опережающего развития инфраструктуры в опорных пунктах, в том числе формируемые в рамках новой системы национальных проектов. Обосновывается роль синхронизации всех мер поддержки опорных населенных пунктов и необходимость форсирования подготовки методической базы и разработки системы централизованного сопровождения разработки долгосрочных планов развития опорных пунктов

Ключевые слова: пространственное развитие, неурбанизированные территории, сельские территории, государственная политика, опорные населенные пункты

JEL-классификация: R11, R12, P25



Введение (Introduction)

Пространственное развитие – одно из приоритетных направлений государственного управления в России, обусловленное необъятными размерами нашей родины, значительным количеством субъектов и дифференциацией уровня развития данных регионов, различиями в проблематике социально-экономической сферы, требующими во многом специализированных подходов.

Основу долгосрочной политики государства в области пространственного развития территории страны содержит Стратегия пространственного развития Российской Федерации. Действующая в настоящий момент Стратегия разработана на период до 2025 года, в основе ее целеполагания лежит следующее видение цели пространственного развития «обеспечение устойчивого и сбалансированного пространственного развития Российской Федерации, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического роста и технологического развития, а также на обеспечение национальной безопасности страны» [1].

Ввиду неоднородности развития не только в разрезе субъектов Российской Федерации, но и внутри регионов особое внимание в последние годы сосредоточено на определении модели развития, учитывающей важность всех территорий, а не только точек роста [2].

В этой связи возникает необходимость учета особенностей различных моделей развития, присущих территориям с различной степенью концентрации населения и экономической активности. Территория России в своем подавляющем большинстве является неурбанизированной, что в совокупности с сохраняющимися тенденциями снижения численности сельского населения определяет важность обоснования и разработки целенаправленной политики управления развитием неурбанизированных территорий. При этом на протяжении длительного периода истории современной России внимание научного сообщества и государства уделялось в большей степени урбанизированным территориям как центрам опережающего развития.

В частности сущностная сторона понятия «урбанизированные» и «неурбанизированные» в контексте современных подходов к развитию инфраструктуры содержится в работах таких авторов как Бородин С.Н. (Borodin S.N., 2022) [3], Меренкова И.Н. (Merenkova I.N.) [4]. Факторы устойчивого развития неурбанизированных территорий, в том числе демографического характера рассматриваются в работах Николаева М.А., Махотаевой М.Ю. (Nikolaev M.A., Makhotaeva M.Yu., 2024) [5], Патраковой С.С. (Patrakova S.S., 2023) [6], инструменты развития неурбанизированных территорий в исследовании Жуковского А.Д (Zhukovsky A.D., 2023) [7].

Вопросы развития сельских территорий и расселения населения рассматриваются в исследованиях следующих авторов: Севостьянов А.В., Близнюкова Т.В., Спиридонова А.П., Антонова М.А. (Sevostyanov A.V., Bliznyukova T.V., Spiridonova A.P., Antonova M.A., 2022) [8], Яркова Т.М.( Yarkova T.M., 2022) [9], Баландин Д.А., Федосеева С.С. (Balandin D.A., Fedoseeva S.S., 2022) [10], Олесиюк О.С., Светлаков А.Г. (Olesiyuk O.S., Svetlakov A.G., 2021) [11].

Вопросы связанные современными моделями пространственного развития, опорными населенными пунктами и сельскими агломерациями являются предметом исследований таких авторов как Смыслова О.Ю., Назаренко В.С., Перцев Н.Р. (Smyslova O.Yu., Nazarenko V.S., Pertsev N.R., 2024) [2], Садковская О. Е (Sadkovskaya O. E. 2023) [12], Задворнева Е.П. (Zadvorneva E.P., 2024) [13],, Маркварт Э., Киселева Н. Н., Соснин Д. П. (Markwart E., Kiseleva N. N., Sosnin D. P.2022) [14],.

Целью данной работы является анализ новых подходов, предлагаемых органами власти, для управления пространственным развитием неурбанизированных территорий России.

Материалы и методы (Materials and Methods)

Исследование современных подходов к управлению пространственным развитием неурбанизированных территорий России основано на использовании общенаучных методов и системного подхода и предполагает анализ документов стратегического планирования (в том числе разработанных по отраслевому и территориальному принципу), нормативных правовых актов, содержащих уже внедренные основные положения новых подходов, иных аналитических и информационных материалов федеральных исполнительных органов власти и синтез ключевых положений с целью формирования целостного видения разрабатываемых в настоящий момент подходов к управлению пространственным развитием.

Результаты и обсуждение (Results and Discussion)

По оценкам исследователей, неурбанизированные территории занимают 98,4% всей территории Российской Федерации. [7] При этом по состоянию на 1 января 2024 года сельское население составило всего 25,1 %, и на протяжении последних 30 лет его доля неуклонно снижается [15].

В этих условиях на первое место встает вопрос не только оптимальности системы расселения, но и обеспечения удержания территории, приобретающего значение аспекта национальной безопасности.

В 2021 году в качестве стратегического направления пространственного развития Правительством Российской Федерации было выбрано построение каркаса развития территории страны, основывающегося на достижении баланса между развитием урбанизированных территорий (агломераций) и неурбанизированных (опорные населенные пункты - ОНП). Закрепление данная концепция получила в виде стратегической инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» [16].

ОНП призваны создать условия для повышения качества жизни преимущественно сельского населения (прилегающей территории) за счет доступности социальной инфраструктуры, развивающейся ускоренными темпами.

В соответствии с принятым Правительством Российской Федерации нормативным правовым актом ОНП представляет собой «населенный пункт, расположенный вне границ городских агломераций, на базе которого осуществляется ускоренное развитие инфраструктуры, обеспечивающей реализацию гарантий в сфере образования, доступность медицинской помощи, услуг в сфере культуры и реализацию иных потребностей населения территории одного или нескольких муниципальных образований» [17].

Утвержденные методические рекомендации устанавливают критерии отнесения муниципального образования к ОНП (представлены на рисунке 1), а также критерии определения населенных пунктов, входящих в так называемую прилегающую территорию.

Рисунок 1. Критерии отбора опорного населенного пункта

Составлено авторами на основе [17]

Правительством (и Минсельхозом в частности) совместно с регионами проведена большая работа не только по определению критериев, но и отбору ОНП – в подготовленный перечень вошли порядка 2,3 тыс. таких муниципальных образований [18].

Согласно данным Минсельхоза России [19] сформировано 1792 сельские агломерации (ОНП + прилегающие территории), в границах которых находится более 122 тыс. населенных пунктов и проживает порядка 40 млн. человек. Управление развитием данных ОНП будет осуществляться на основе системы долгосрочных планов социально-экономического развития опорных населенных пунктов. Важной задачей является обеспечение ускоренного развития инфраструктуры и доступности данной инфраструктуры ОНП для жителей, что обуславливает значимость поддержания и усиления связанности территории.

Долгосрочные планы развития (ДПР) разрабатываются сроком на 6 лет, а мероприятия, включенные в них (в первую очередь строительство, реконструкция, модернизация и капитальный ремонт объектов инфраструктуры), станут основой для приоритезации выделения финансирования.

Свою роль в качестве основного инструмента пространственного развития сохраняют государственные программы и входящие в их структуру национальные проекты. На рисунке 2 представлено соотнесение типовых объектов инфраструктуры и государственных программ в рамках которых финансируется мероприятие.

Рисунок 2. Государственные программы как инструмент развития инфраструктуры ОНП

Составлено авторами на основе [19, 20]

С учетом новых целей развития, поставленных Президентом [21], осуществляется разработка новой системы национальных проектов, одним из которых выступит проект «Инфраструктура для жизни», направленный на формирование благоприятной среды в ОНП (речь идет о таких направлениях как обновление жилищного, благоустройство общественных территорий, строительство и реконструкция объектов питьевого водоснабжения и водоподготовки, обновление парка общественного транспорта, улучшение состояния дорог, социальная газификация) [22]. Помимо этого в механизм развития ОНП войдут и инструменты инфраструктурного меню.

Заключение (Conclusions)

Подводя итог, отметим, что создание и развитие в стране сети опорных населенных пунктов позволит снизить напряженность дифференциации уровня развития социальной инфраструктуры неурбанизированных территорий. Создание полюсов ускоренной модернизации социальной инфраструктуры и обеспечение транспортной связанности и мобильности, т.е. доступности данной инфраструктуры для жителей снимет вопросы нехватки финансирования в местных и региональных бюджетах на формирование и развитие комфортной среды в каждом населенном пункте. Формирование ДПР позволит осуществить синхронизацию всех мер поддержки со стороны федеральной власти, что повысит эффективность использования бюджетных средств и задает основу для относительно нового межотраслевого подхода к развитию ОНП и прилегающих территорий.

В то же время, несмотря на активную реализацию данной концепции, нерешенными остаются некоторые вопросы методического и практического характера. Например, в настоящий момент отсутствуют утвержденные Минсельхозом методические рекомендации по разработке долгосрочных планов социально-экономического развития ОНП. А разработка ДПР ложится на плечи муниципальных образований (зачастую муниципальных районов, в которые входят ОНП), где существует значительный дефицит кадров, а также нехватка компетенций, особенно в области стратегического планирования, что может сказаться на качестве ДПР.

Обозначенные сложности определяют необходимость форсирования подготовки методической базы и разработки системы централизованного сопровождения разработки ДПР со стороны региональных и федеральных ведомств.


Источники:

1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р «Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года». Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72074066/ (дата обращения: 28.09.2024).
2. Смыслова О.Ю., Назаренко В.С., Перцев Н.Р. Подходы к разработке стратегий пространственного развития России: современные инструменты анализа и моделирования // Экономика, предпринимательство и право. – 2024. – № 8. – c. 4619-4632.
3. Бородин С.Н. Подходы к содержанию понятия «урбанизированная территория» в современных экономических исследованиях // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2022. – № 4 (72). – c. 35.
4. Меренкова И.Н. Условия формирования и развития сельской инфраструктуры неурбанизированных территорий // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. – 2023. – № 3(78). – c. 238–250.
5. Николаев М.А., Махотаева М.Ю. Факторы устойчивого развития неурбанизированных территорий // Π-Economy. – 2021. – № 6.
6. Патракова С.С. Неурбанизированные территории как элемент экономического пространства: тенденции и прогноз демографического развития // Вестник Самарского государственного экономического университета. – 2023. – № 1(219). – c. 46–56.
7. Жуковский А.Д., Орлов С.Л. Условия и принципы реализации потенциала преференциальных зон как инструмента развития неурбанизированных территорий // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. – 2023. – № 4. – c. 32–55.
8. Севостьянов А.В., Близнюкова Т.В., Спиридонова А.П., Антонова М.А. Реновация сельского расселения Российской Федерации // Московский экономический журнал. – 2022. – № 12.
9. Яркова Т.М. Развитие сельских территорий: социально-экономический аспект // Продовольственная политика и безопасность. – 2022. – № 1. – c. 67-78.
10. Баландин Д.А., Федосеева С.С. Пространственные аспекты обеспечения экономической безопасности сельских территорий в новой реальности // Экономическая безопасность. – 2022. – № 3. – c. 1041-1060.
11. Олесиюк О.С., Светлаков А.Г. Современные противоречия в снижении социальной напряженности в негородских (сельских) территориях // Продовольственная политика и безопасность. – 2021. – № 1. – c. 85-96.
12. Садковская О. Е. Опорные населенные пункты на территории Ростовской области // Архитектура и современные информационные технологии. – 2023. – № 4 (65). – c. 215-235.
13. Задворнева Е.П. Факторы влияния на управление сельскими агломерациями // Вестник московского финансово-юридического университета мфюа. – 2024. – № 1. – c. 183-194.
14. Маркварт Э., Киселева Н. Н., Соснин Д. П. Система опорных населенных пунктов как механизм управления пространственным развитием: теоретические и практические аспекты // Власть. – 2022. – № 2. – c. 95-111.
15. Демография. Численность и состав населения. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/12781 (дата обращения: 03.10.2024).
16. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. № 2816-р Об утверждении перечня инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 г. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402792803/ (дата обращения: 03.10.2024).
17. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 г. № 4132-р «Об утверждении методических рекомендаций по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий». Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405920097/ (дата обращения: 03.10.2024).
18. Перечень опорных населенных пунктов России планируют утвердить в августе — МЭР РФ. Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс]. URL: https://www.economy.gov.ru/material/news/perechen_opornyh_naselennyh_punktov_rossii_ (дата обращения: 24.09.2024).
19. Трансформация подходов к оказанию государственной поддержки на развитие сельских территорий. Минсельхоз России. [Электронный ресурс]. URL: http://komitet4.km.duma.gov.ru/upload/site28/10._KONDYKOVA.pdf (дата обращения: 01.10.2024).
20. Распоряжение Правительства РФ от 11.11.2010 N 1950-р «Об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации». КонсультантПлюс. [Электронный ресурс]. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106979/b22196a544408e59f8b (дата обращения: 05.10.2024).
21. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/408892634/?ysclid=m22250mkq798116498 (дата обращения: 11.10.2024).
22. Михаил Мишустин дал поручения по итогам стратегической сессии по национальному проекту «Инфраструктура для жизни». Официальный сайт Правительства Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/52342/ (дата обращения: 25.09.2024).

Страница обновлена: 08.09.2025 в 20:57:15

 

 

Modern approaches to managing spatial development of Russia's non-urbanized territories

Makarov I.N., Kolesnikov V.V., Nazarenko V.S., Solodovnik Yu. A., Yushkov M. A.

Journal paper

Journal of Economics, Entrepreneurship and Law (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Volume 14, Number 10 (October 2024)

Citation:

Abstract:
The article is devoted to the analysis of the approach to the management of spatial development of Russia's non-urbanized territories, which is currently being formed by the Government of the Russian Federation. Within the framework of the study, the main aspects of the creation of a system of basic settlements provided and defined by regulatory legal acts (including strategic planning documents) are considered. The key instruments of advanced infrastructure development in the basic settlements, including those formed within the framework of the new system of national projects, are highlighted. The role of synchronization of all support measures for basic settlements and the need to accelerate the preparation of a methodological base and the development of a centralized support system for the development of long-term development plans for basic settlements is substantiated.

Keywords: spatial development, non-urbanized territory, rural territory, public policy, basic settlement

JEL-classification: R11, R12, P25