Исследование специфики формирования ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий Российской Федерации

Дробот Е.В.1,2, Смыслова О.Ю.3, Макаров И.Н.4, Строев П.В.5, Кадильникова Л.В.3
1 Первое экономическое издательство, Россия, Москва
2 Центр дополнительного профессионального образования, Россия, Москва
3 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Липецкий филиал), Россия, Липецк
4 Липецкий казачий институт технологий и управления (филиал) ФГБОУ ВО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского (Первый казачий университет)», Россия, Липецк
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Россия, Москва

Статья в журнале

Экономика, предпринимательство и право (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 13, Номер 9 (Сентябрь 2023)

Цитировать:
Дробот Е.В., Смыслова О.Ю., Макаров И.Н., Строев П.В., Кадильникова Л.В. Исследование специфики формирования ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий Российской Федерации // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – Том 13. – № 9. – С. 3525-3540. – doi: 10.18334/epp.13.9.118814.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=54773558

Аннотация:
На основе исследования теоретических особенностей функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий предложен авторский подход к трактовке ее определения, позволивший рассматривать инфраструктуру как комплексную систему с двойственной природой и характером функционирования, которая проявляется, с одной стороны, в статичности функционирования ее элементов, а с другой – социально-ориентированном характере выполняемых функций, требующих гибкости и адаптивности к потребностям проживающего населения. Данный подход позволил рассмотреть для инфраструктуры неурбанизированных территорий возможность развития ее ресурсного потенциала, представляющий собой собирательную совокупность имеющихся ресурсов инфраструктуры и ресурсов будущих периодов, привязанных к определенным объектам, месту и времени. В целях обеспечения устойчивого развития неурбанизированных территорий в работе предложено выделение трех уровней ресурсного потенциала инфраструктуры, отражающих практический характер его развития.

Ключевые слова: инфраструктура неурбанизированных территорий, особенности функционирования инфраструктуры, ресурсы инфраструктуры, ресурсный потенциал, устойчивое развитие неурбанизированных территорий

Финансирование:
Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситету, ВТК-ГЗ-42-23.

JEL-классификация: О18, Р25, Н54

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Введение

Проблемы пространственного развития территорий и регионов в составе государства вызывают все более пристальный интерес российских ученых, поскольку как никогда актуально и остро стоит вопрос поиска путей стимулирования экономического роста в условиях ограничений [2, 3, 5–10, 14] (Grachev, 2023; Grachev, Donichev, Bykova, 2023; Drobot, Makarov, Yarikova, 2019; Drobot, Yarikova, 2019; Kazantseva, Shumilova, Sharapova, 2023; Makarov, Drobot, Avtsinova, Filonenko, 2019; Makarov, Drobot, Levchegov, 2020; Makarov, Pivovarova, Evsin, Selishchev, 2022; Smirnov, Mulendeeva, 2022). Интерес к изучению ресурсных составляющих и поиску возможных путей обеспечения эффективного функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий обусловлен необходимостью решения комплекса накопившихся проблем, который, как показывают исследования [1, 4, 12, 15, 16, 18] (Voytyuk, 2009; Gubina, 2014; Merenkova, Kusmagambetova, 2018; Smyslova, 2023; Smyslova, 2022), не только негативно сказывается на уровне и качестве жизни проживающего там населения, но и тормозит достижение устойчивого развития данных территорий в целом. В этой связи представляется целесообразным в первую очередь определить природу и особенности функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий, а также специфику формирования ее ресурсного потенциала. Решению обозначенных задач будет посвящено данное исследование, которое проводится в рамках Государственного задания Финуниверситету 2023 года. Изучение и систематизация научных трудов, посвященных исследованию неурбанизированных территорий и специфике их развития, проведено в других научных работах авторов, опубликованных в рамках выполнения обозначенной темы государственного задания [15] (Smyslova, 2023).

В связи с этим, оставляя за рамками данного исследования проведенный анализ данной дефиниции, мы буем рассматривать неурбанизированные территории как обобщающее пространственное понятие определенных территорий, расположенных вне средних, больших и крупных городов, включающие сельские поселения и межселенные территории, т.е. сельские территории, а также малодоступные, необитаемые или неиспользуемые природные территории (леса, болота, пустыни, горы), биосферные территории и заповедники.

Согласно многочисленным научным исследованиям [1, 4, 12, 15] (Voytyuk, 2009; Gubina, 2014; Merenkova, Kusmagambetova, 2018; Smyslova, 2023), инфраструктуру определенной территории можно рассматривать как совокупность производственных, инженерно-транспортных, социально-бытовых служб и различных объектов обслуживающего характера, необходимых для полноценного функционирования хозяйственного комплекса территории и обеспечения жизнедеятельности проживающего населения. Для неурбанизированных территорий инфраструктура как комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур (учреждения, сооружения, дороги, водо- и энергосети и т.д.) включает в себя широкий спектр предоставляемых услуг, необходимых для обеспечения комфортного и безопасного проживания людей на данных территориях.

В этих условиях инфраструктуру мы можем рассматривать как комплексную систему, предназначенную для обеспечения различных видов хозяйственной деятельности и потребностей населения в социальной, экономической и общественной сферах. Для неурбанизированных территорий свойство комплексности инфраструктуры выражается не только во взаимосвязи и взаимодействии ее основных подсистем (производственной, инженерной, транспортной, коммуникационной, социально-бытовой и др.), а также наличии большого количества выполняемых ими функций. В этой связи на первый план выходит двойственность природы инфраструктуры и характера функционирования. С одной стороны, инфраструктура как техническая система обладает свойством неизменности, что определяет статичный характер функционирования ее элементов (состояние и месторасположение зданий, сооружений, дорог, инженерных сетей и т.д.). С другой стороны, широта и разнообразие спектра предоставляемых ими услуг и выполняемых функций указывают на ярко выраженный социально ориентированный характер воздействия, требующий гибкости и адаптивности к изменяющимся потребностям населения, что позволяет рассматривать инфраструктуру с позиции развития. Сюда следует отнести внедрение новых технологий, модификацию и расширение существующих инженерных систем и их пропускных способностей, развитие комплекса предоставляемых услуг и т.д. Данный подход к рассмотрению двойственности природы инфраструктуры неурбанизированных территорий определяет потребность в исследовании особенностей проявления всех ее сторон и выявлении условий устойчивого функционирования (развития).

Итак, рассматривая инфраструктуру как статичную систему (одна сторона двойствености), согласно основным положениям общей теории систем, ее следует относить к детерминированным системам, функционирование которых задано четко установленными правилами, предусматривающими сохранение как структурных элементов, так и отношений между ними. Это хорошо различимые системы, имеющие определенные, свойственные им характерные признаки, многообразие которых формирует свою специфику функционирования. Логичным будет считать, что для элементов такой системы изменение ее компонентов может повлечь за собой потерю устойчивости. Однако, согласно Ф. Гегелю, «любая система не может не "раскрываться", поскольку "раскрытие" системы есть именно тот процесс, через который она сохраняет себя. Чтобы "быть самой собой", система должна все время становиться "другой". Процесс самораскрытия есть способ существования таких систем» [19] (Fomin, Fomina, 2023). В этой связи возникает новое качественное понимание состояния инфраструктуры как развивающейся системы, проявляющееся в расширении взаимосвязи элементов с внешней средой и усложнении самого объекта. Здесь проявляется второе свойство инфраструктуры – ее гибкость и адаптивность, т.е. развитие выполняемых функций и форм взаимодействия с окружающей средой.

Несмотря на внешнюю простоту восприятия, понятие «система», согласно общей теории систем, трактуется как определенное единство элементов, а не «любая совокупность переменных», как считают некоторые исследователи [21] (Eshbi, 2009), в которой предполагаются отношения (взаимосвязи) между ее «первичными» элементами (основными на данном уровне рассмотрения) и вводимыми естественным или искусственным образом элементами для полноценного функционирования системы в будущем (закон композиции). При этом важным условием существования любой системы выступают дезорганизующие и организующие законы, основанные на принципах открытости и обмена процессами. Применительно к нашему исследованию, двойственный характер функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий позволяет рассматривать ее как открытую, но зависимую от окружающей среды систему, в большей степени «отдающую» свои ресурсы потребителям. При этом важно учитывать, что при неизменности данных условий элементы инфраструктуры, «растрачивая» имеющиеся ресурсы, способны потерять свою целостность как объекта и, соответственно, функциональность, что приведет к нарушению устойчивости самой системы, т.е. инфраструктуры. Именно поэтому потребность в более детальном изучении особенностей функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий как сложной системы с двойственным характером развития, с позиции нахождении путей рационального использования имеющихся ресурсов и резервов, необходимых для обеспечения или сохранения ее устойчивости, определяет интерес и актуальность данного исследования.

По нашему мнению, если инфраструктура неурбанизированных территорий будет способна связывать в своей структуре элементы и ресурсы из внешней среды, восполняя тем самым свой ресурсный запас (потенциал), и сохранять свою структуру, то будет выполняться фундаментальное свойство системы – устойчивость, характеризующее способность к существованию и развитию. Но прежде чем перейти к исследованию устойчивости функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий и условий ее обеспечения, считаем важным разобраться в особенностях формирования ее внутреннего ресурсного потенциала, который в рамках нашего исследования рассматривается нами как основа обеспечения устойчивости ее функционирования.

По мере осознания ограниченных возможностей функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий на основе только восстановительного подхода и институциональных факторов актуальность проблемы развития ее ресурсного потенциала значительно возрастает. От уровня и степени развитости ресурсного потенциала зависит способность инфраструктуры сохранять свою функциональность и, следовательно, применимость для жизни и деятельности населения. При этом практика показывает наличие диспропорций в вовлечении в хозяйственный оборот имеющихся ресурсов структурных элементов инфраструктуры, что непосредственно отражается на устойчивости их функционирования и инфраструктурного комплекса в целом. Очевидной становится тенденция, в соответствии с которой ресурсы (в широком охвате – ресурсный потенциал) инфраструктуры неурбанизированных территорий становятся объектом особого внимания и изучения.

Проведенный анализ научной литературы показал, что публикации по исследованию ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий практически отсутствуют. Это можно объяснить тем, инфраструктуру исследователи относят к статичной системе, у которой, согласно общей теории систем, отсутствует способность развивать ресурсный потенциал. Однако, как уже было отмечено нами выше, инфраструктура как драйвер развития социально-экономических процессов на селе не должна рассматриваться в отрыве от этих процессов. Ее жизнеспособность и функциональность проявляется в прямой взаимосвязи со всеми объектами хозяйственной деятельности. Сельская инфраструктура состоит из разнофункциональных объектов, которые объединяет одна общая задача – создание и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности проживающего на сельских территориях населения. Следовательно, способность инфраструктуры сохранять текущее состояние при постоянном влиянии внешних и внутренних факторов может быть обеспечена за счет рационального использования имеющихся ресурсов и наращивания их за счет внешних источников и факторов развития. А это возможно осуществить при условии грамотного управления ресурсным потенциалом в целом. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Многоаспектное, полисемичное понятие потенциала широко вошло в науку как категория, сформировавшая за многие годы изучения обширную теоретико-методологическую базу научных результатов. Применительно к экономической науке в общем виде под потенциалом понимают совокупность средств, ресурсов, запасов и источников для развития и достижения конкретных целей и задач определенного объекта или группы элементов, формирующих в совокупности сложную систему. Потенциал связывают со степенью возможного проявления какой-либо функции, действия.

Под потенциалом также понимают определенную величину, характеризующую различный диапазон способностей (предельная возможность) и возможностей (достижимость результата). Основой любого потенциала выступает его ресурсная база, обеспечивающая возможности для эффективного и устойчивого функционирования конкретной системы, а также развития входящих в ее состав элементов. «Наличие потенциала у какого-либо объекта пред­полагает множество вариантов его использования. Сам по себе потенциал без определения цели его использования существовать не может, поскольку, говоря о каком-либо потенциале, всегда имеется в виду то, для чего, собственно требуются резервы и возможности, а именно для достижения некоторого конечного результата» [20] (Shalmuev, 2006). При этом процесс достижения этих результатов (целей), как правило, регулируется и управляется субъектом, определившим цель и направления развития потенциала. В этих условиях эвентуальность (возможность) достижения поставленных целей определяется «совокупностью ресурсных возможностей поставившего цель субъекта, на базе имеющихся в его распоряжении ресурсов, позволяющих осуществлять управленческие воздействия и обеспечивающих наиболее полное достижение поставленной цели» [13] (Nesterov, 2004).

Выделение данной характеристики достижения целей обусловлено действием, по крайней мере, двух свойств – «коммуникативности и эквифинальности. По первому – условия внешней среды влияют на выбор целей и средств их достижения; по второму – внутренняя среда через ресурсные ограничения оказывает влияние на предельные возможности данной системы» [11] (Marabaeva, Gorin, 2013).

Таким образом, применительно к нашему исследованию особенности ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий мы будем рассматривать исходя из специфики цели его формирования, а именно создание материально-технической базы устойчивого функционирования инфраструктуры, эффективное использование которой направлено на обеспечение устойчивого развития неурбанизированных территорий в целом.

Отметим, что под воздействием различных факторов (внешних и внутренних) ресурсы инфраструктуры могут использоваться по-разному, начиная от полной загрузки и мощности использования и заканчивая простоем и невключенностью в общий хозяйственный оборот. Практика показывает, что в работе инфраструктуры «всегда существуют отклонения между созданными ресурсными возможностями и их фактическим использованием. Неиспользованные возможности выступают в качестве резервов, которые в конечном счете отражают степень использования ресурсного потенциала в целом» [20] (Shalmuev, 2006). Как нам видится, связано это с тем, что ресурсы не только «пересекаются друг с другом, но и взаимосвязаны друг с другом» [20] (Shalmuev, 2006), давая дополнительную нагрузку. Так, на­пример, климатический потенциал, формирующийся на определенных территориях, по-разному проявляет изменения климата, что оказывает прямое воздействие на функционирование транспортной инфраструктуры (начиная от нарушения структурной целостности дорог, мостов, дренажных систем и заканчивая ремонтно-восстановительными работами). Другой пример, демографический потенциал, имея тенденцию к снижению на определенных сельских территориях, высвобождает определенную часть ресурсов объектов здравоохранения, образования и культуры, что создает условия недоиспользования или недозагрузки инфраструктурных объектов и, соответственно, неэффективности их функционирования.

В этой связи следует следующий вывод, что ресурсный потенциал инфраструктуры неурбанизированных территорий должен развиваться не только как составная часть всего инфраструктурного комплекса, но и как часть социально-экономического потенциала неурбанизированных территорий в целом.

Таким образом, логика нашего исследования позволила сформировать общее понимание трактовки определения ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий, под которым мы будем понимать обобщенную, собирательную совокупность имеющихся ресурсов ее структурных элементов, используемых для планомерного их функционирования, и тех ресурсов, которые могут появиться в будущем, включая материальные (например: реконструкция и капитальный ремонт дорог, расширение дорожного покрытия, использование при строительстве экологически чистых материалов и «зеленых» систем энергосбережения и др.) и нематериальные ресурсы (например: развитие человеческого капитала через обучение и повышение квалификацию сотрудников, внедрение процессов цифровизации и автоматизации и др.) для максимального удовлетворения потребностей населения при выполнении возложенных функций. Таким образом, для целей нашего исследования мы будем рассматривать ресурсный потенциал инфраструктуры неурбанизированных территорий как обобщенную, собирательную характеристику ресурсов инфраструктуры, привязанную к определенным объектам, месту и времени.

Ресурсы как источник жизнедеятельности элементов системы создают не только условия для получения определенных результатов, но и определяют перспективность существования самой системы в целом. В этой связи помимо самой категории «ресурсы» возникают связанные с ней категории «резервы» и «возможности», которые характеризуют отдельные проявления потенциала инфраструктуры в целом и отражают его с разных сторон.

Также важно отметить, что многие исследователи рассматривают потенциал как единство временных и пространственных характеристик. Отмечается, что потенциал «…одновременно координирует три уровня связей и отношений:

1. Отражает прошлое, т.е. представляет собой совокупность свойств, накопленных системой в процессе ее становления и обусловливающих ее возможность к функционированию. В этом плане понятие «потенциал» фактически отождествляется с понятием «ресурс».

2. Характеризует настоящее с точки зрения практического применения и использования возможностей. Возникают понятия «реализованные» и «нереализованные» возможности, и понятие «потенциал» отчасти совпадает с понятием «резерв».

3. Ориентирован на будущее: потенциал содержит в себе ресурсные элементы, использование которых возможно будет применить в будущем» [17].

По нашему мнению, рассмотрение потенциала с позиции временных характеристик может быть применено и к ресурсному потенциалу инфраструктуры неурбанизированных территорий, так как его составляющие имеют схожие свойства и характеристики и также могут проявляться во времени. При этом ту количественную и качественную величину потенциала, которая характеризует его состояние в конкретный временной период, предполагается определить как уровень потенциала, обусловленного тесным взаимодействием всех трех вышеперечисленных состояний. Основываясь на этих положениях, рассмотрим проявление ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий с позиции выделения следующих уровней:

- потенциал в значении «ресурсы» определяет состояние объектов сельской инфраструктуры с позиции отражения имеющихся мощностей и обеспечивающих способностей, заложенных при их создании, обуславливающих способность объектов выполнять свои функции;

- потенциал в значении «резервы» отражает состояние объектов сельской инфраструктуры для практического применения неиспользованных мощностей и целесообразности использования в настоящем времени;

- потенциал в значении «возможности» ориентирован на эффективное использование ресурсов действующих и новых объектов сельской инфраструктуры в будущем.

Формирование уровней ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий является сложным и многоаспектным процессом. Оно зависит от ряда факторов, таких как природные ресурсы территории, ее экономические условия, техническое оснащение, наличие кадров, транспортная доступность и т.д. При этом качественные усовершенствования в структуре и композиции элементов ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий рассматриваются нами как возможные «движущие силы» для его наращивания и достижения соответствующего уровня. В контексте этого специфика функционирования инфраструктуры неурбанизированных территорий объективно требует более детального рассмотрения особенностей формирования соответствующих уровней ее ресурсного потенциала в зависимости от условий и факторов, влияющих на них (рис. 1).

Рисунок 1. Схема формирования ресурсного потенциала инфраструктуры неурбанизированных территорий и его уровней развития

Источник: составлено авторами.

В рамках данного подхода следует отметить, что характер формирования уровней ресурсного потенциала инфраструктуры будет меняться (как в сторону улучшений, так и в обратную сторону), в зависимости от форм и направлений развития самих неурбанизированных территорий. Совокупность элементов ресурсного потенциала сельской инфраструктуры можно условно разделить на стабильную, неизменную часть (материальные ресурсы: здания, сооружения, инженерные линии и т.д.), которая претерпевает мало изменений или не изменяется вообще, и так называемую динамичную часть (резервы и возможности: свободные площади, новое и модернизированное оборудование, незадействованные мощности и т.д.,), элементы которой могут и должны использоваться на новом этапе функционирования объектов инфраструктуры с учетом новых задач и общих целей социально-экономического развития неурбанизированных территорий.

Таким образом, представленная на рисунке схема формирования ресурсного потенциала и соответствующих уровней отражает практический характер его развития, а также взаимосвязь ключевых составляющих этого процесса, а именно учет особенностей пространственной организации неурбанизированных территорий и целенаправленной политики органов власти всех уровней по созданию системы полноценной обеспеченности инфраструктурой неурбанизированных территорий. При этом важную роль в этом процессе играют факторы и экономические условия развития самих элементов инфраструктуры, а также общее состояние и тенденции социально-экономического развития неурбанизированных территорий в целом.

К факторам, влияющим на функционирование инфраструктуры неурбанизированных территорий, традиционно относят природно-климатические, социальные, политические, нормативно-правовые, рыночные, производственно-финансовые факторы, обуславливающие степень развитости и обеспеченности необходимыми ресурсами. Если брать во внимание конкретные территории и особенности их развития, то учет обозначенных факторов на основе моделирования их последствий влияния может позволить критически проанализировать складывающуюся ситуацию и определить перспективные направления дальнейшего развития их инфраструктурной обеспеченности. В этих условиях учет оценки состояния и определение тенденций социально-экономического развития неурбанизированных территорий позволяют выявить и учесть проблемы, негативно влияющие на процесс формирования инфраструктуры и ее ресурсного потенциала, а также пределы и возможности для расширения границ ограничений для эффективного развития соответствующего уровня ресурсного потенциала при действующей системе государственной поддержки и регулирования.

Таким образом, нам видится, что в данном контексте согласованность и целенаправленность деятельности всех участников рассмотренного на рисунке процесса выступает ключевым условием формирования соответствующего уровня ресурсного потенциала сельской инфраструктуры, приводящего к обеспечению устойчивости ее функционирования и, как следствие, эффективного социально-экономического развития неурбанизированных территорий в целом.

Заключение

Проведенное исследование позволило прийти к определенным выводам и заключениям:

Инфраструктуру неурбанизированной территории следует рассматривать как сложную комплексную систему с двойственной природой и характером функционирования, которая проявляется, с одной стороны, в статичности функционирования ее элементов, а с другой – социально ориентированном характере выполняемых функций, требующих гибкости и адаптивности к потребностям проживающего населения. С учетом этого инфраструктуру следует рассматривать как открытую систему, зависимую от окружающей среды, в большей степени отдающую свои ресурсы потребителям. Именно поэтому имеется потребность в нахождении путей рационального использования имеющегося ресурсного потенциала инфраструктуры и условий обеспечения ее устойчивости функционирования.

Ресурсный потенциал инфраструктуры неурбанизированных территорий рассматривается как совокупность имеющихся ресурсов ее структурных элементов, используемых для планомерного их функционирования, и тех ресурсов, которые могут появиться в будущем, включая материальные и нематериальные ресурсы, для максимального удовлетворения потребностей населения при выполнении возложенных функций. Другими словами, это собирательная совокупность ресурсов инфраструктуры, привязанная к определенным объектам, месту и времени.

Выделение трех уровней формирования ресурсного потенциала сельской инфраструктуры отражает практический характер его развития, а также взаимосвязь ключевых составляющих этого процесса, приводящего к обеспечению устойчивости функционирования инфраструктуры и, как следствие, эффективного социально-экономического развития неурбанизированных территорий в целом.


Источники:

1. Войтюк М. М. Комплексное развитие инфраструктуры сельских территорий // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 5. – c. 60-63.
2. Грачев С.А. Влияние урбанизации на параметры развития территорий // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 7. – c. 2427-2444. – doi: 10.18334/epp.13.7.118232.
3. Грачев С.А., Доничев О.А., Быкова М.Л. Актуальные вопросы управления инновационным развитием территорий в современных условиях на национальном уровне // Вопросы инновационной экономики. – 2023. – № 2. – c. 901-914. – doi: 10.18334/vinec.13.2.117606.
4. Губина В. С. Основные проблемы развития сельских территорий и пути их решения // Социально-гуманитарный вестник Юга России. – 2014. – № 2(45). – c. 80-83.
5. Дробот Е.В., Макаров И.Н., Ярикова Е.В. Пространственное развитие России: проблемы дифференциации в условиях глобализации // Экономические отношения. – 2019. – № 2. – c. 855-866. – doi: 10.18334/eo.9.2.40811.
6. Дробот Е.В., Ярикова Е.В. Факторы регионального развития России: влияние пространства и расстояний и возможности их нивелирования // Экономические отношения. – 2019. – № 3. – c. 1775-1784. – doi: 10.18334/eo.9.3.40837.
7. Казанцева С.М., Шумилова Ю.А., Шарапова Т.В. Ценностно-ориентированное управление брендом территории // Экономика, предпринимательство и право. – 2023. – № 2. – c. 317-330. – doi: 10.18334/epp.13.2.117192.
8. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Авцинова А.А., Филоненко Н.Ю. Пространственное развитие России: проблемы межрегиональной дифференциации // Экономические отношения. – 2019. – № 4. – c. 2953-2964. – doi: 10.18334/eo.9.4.41347.
9. Макаров И.Н., Дробот Е.В., Левчегов О.Н. Зеленая экономика, цифровые технологии и наноинструментарий: основные базисы трансформации производственных систем в Евразийском экономическом союзе // Экономические отношения. – 2020. – № 3. – c. 719-742. – doi: 10.18334/eo.10.3.110822.
10. Макаров И.Н., Пивоварова О.В., Евсин М.Ю., Селищев О.Н. Развитие транспортной и информационной инфраструктуры неурбанизированных территорий и городских агломераций: роль организационно-управленческих инноваций // Вопросы инновационной экономики. – 2022. – № 4. – c. 2299-2314. – doi: 10.18334/vinec.12.4.116689.
11. Марабаева Л. В., Горин И. А. Стратегический потенциал инновационного предприятия: содержание, структура, особенности // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. – 2013. – № 1. – c. 73-83.
12. Меренкова И. Н., Кусмагамбетова Е. С. Формирование и развитие социальной инфраструктуры на сельских территориях. - Воронеж : Научно-исследовательский институт экономики и организации агропромышленного комплекса Центрально-Черноземного района Российской Федерации, 2018. – 181 c.
13. Нестеров В.В. Межбюджетные отношения как механизм формирования социально-экономического потенциала региона : На материалах Чувашской Республики. / специальность 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством» диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. - Чебоксары, 2004. – 380 c.
14. Смирнов В.В., Мулендеева А.В. Российские территории устойчивого развития // Экономика, предпринимательство и право. – 2022. – № 1. – c. 427-448. – doi: 10.18334/epp.12.1.114144.
15. Смыслова О.Ю. Неурбанизированные территории России: особенности и тенденции развития // Теория и практика инновационных технологий в АПК: Материалы национальной научно-практической конференции, Воронеж, 21-30 марта 2023 года. – Ч. III. – Воронеж: ФГБОУ ВО Воронежский ГАУ. 2023. – c. 35-42.
16. Смыслова О. Ю. Современный облик сельских территорий как индикатор привлекательности для жизнедеятельности на селе // Теория и практика инновационных технологий в АПК: материалы национальной научно-практической конференции, Воронеж, 15–23 марта 2022 года. Том Часть IV. – Воронеж: Воронежский государственный аграрный университет им. Императора Петра I. 2022. – c. 112-116.
17. Управление экономическим потенциалом организации. / учебное пособие / А.П. Романов, Г.Г. Серебренников, В.М. Безуглая, О.В. Кириллина, М.К. Чарыкова. - Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО«ТГТУ», 2012. – 88 c.
18. Устойчивое развитие России в условиях глобальных изменений. / М. Ю. Евсин, И. В. Измалкова, Т. Ю. Исмайлова [и др.]. - Тамбов : Издательский дом Державинский, 2023. – 106 c.
19. Фомин Э.В., Фомина Ю.А. Общий системный подход и социально-экономические системы (от управления к самоорганизации. Книга 1: Общий системный подход. - М.: ЛЕНАНД, 2023. – 160 c.
20. Шалмуев А. А. Основные составляющие потенциалов регионального развития // Экономическое возрождение России. – 2006. – № 4. – c. 57-61.
21. Эшби У.Р. Введение в кибернетику. - М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ / URSS, 2009.

Страница обновлена: 31.01.2024 в 14:06:03