Интерпретация данных как ключевая компетенция современного менеджера

Поротькин Е.С.1
1 Самарский государственный технический университет

Статья в журнале

Лидерство и менеджмент (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)

Цитировать:
Поротькин Е.С. Интерпретация данных как ключевая компетенция современного менеджера // Лидерство и менеджмент. – 2024. – Том 11. – № 3. – doi: 10.18334/lim.11.3.121733.

Аннотация:
Проведенное исследование направлено на изучение трансформации функций менеджмента в условиях развития цифровой экономики и изменений в результате этого требований к компетенциям современных менеджеров. Происходящие изменения обусловлены, с одной стороны, ростом потоков собираемых данных и, соответственно, существенным увеличением объема поступающей информации, которая может использоваться для принятия управленческих решений. А с другой, нарастанием уровня неопределенности, связанного со все более глубоким проникновением цифровых технологий в отдельные отрасли и вызванного данным процессом коренного преобразования сложившихся бизнес-моделей и цепочек формирования добавленной стоимости. Полученные результаты подтверждают наличие объективной необходимости формирования у менеджеров компаний компетенции, связанной с интерпретацией больших объемов поступающей внешней и внутренней информации, способной существенно повысить эффективность управленческой деятельности в современных условиях

Ключевые слова: цифровизация, интерпретация данных, управленческие решения, менеджмент, компетенция, компетентностная модель

Финансирование:
инициативная работа

JEL-классификация: O31, O32, O33



Введение. Масштабы изменений, происходящих во всех без исключения отраслях экономики, вызванные развитием современных цифровых технологий, приводят к необходимости менять сложившиеся подходы к управлению компаниями и, соответственно, требования, предъявляемые к компетенциям управленческих кадров. Многообразие и скорость, с которой поступает информация в систему принятия управленческих решений в экономике, построенной на данных, заставляет современных менеджеров находиться в состоянии практически непрерывной коммуникации.

Вопросы, связанные с процессом принятия управленческих решений, их эффективностью и оценкой факторов, оказывающих на нее непосредственное воздействие, рассматриваются в отечественной [1], так и в зарубежной [2] научной литературе. Воздействие цифровых технологий на процесс принятия управленческих решений в последние годы находится в сфере внимания научной общественности. Так, Е.В. Трубачеев отмечает возможность фундаментальной трансформации управленческого процесса в результате их применения [3]. Одновременно с этим Н.В. Боровских, Е.А. Кипервар справедливо говорят о необходимости в этой связи трансформировать управленческие процедуры и формировать новые навыки [4]. Отдельными авторами приводятся навыки, которыми необходимо обладать для эффективной интерпретации больших данных, такие как достаточный уровень знаний о бизнесе, аналитические способности и др. [5].

Вполне очевидным является то, что цифровые технологии в значительной мере трансформируют традиционные функции менеджмента [6]:

- предвидение, основанное на сборе и интеллектуальной обработке больших массивов данных, создает возможность сформировать различные сценарии развития объекта управления и смоделировать его будущее состояние;

- организация, базирующаяся на пространственном распределении активов и платформенных решениях, позволяет качественно менять существующие и создавать новые бизнес-модели;

- координация, выстроенная на основе технологий беспроводной связи и промышленного интернета вещей, создает условия для построения адаптивных систем удаленного взаимодействия отдельных исполнителей и целых подразделений в режиме реального времени;

- контроль, основанный на применении технологий искусственного интеллекта, в режиме реального времени обрабатывающих данные о функционировании объекта управления, предоставляет возможности осуществления удаленного мониторинга и внесения необходимых корректив в его работу.

Потенциал всех перечисленных возможностей не может быть полноценно реализован без обладания лицами, принимающими управленческие решения, компетенцией по интерпретации получаемых данных о функционировании объекта управления.

В этой связи целью работы являлось – изучить компетенцию руководителя, связанную с интерпретацией данных, получаемых на основе применения цифровых технологий, и рассмотреть возможные инструменты ее формирования.

Достижению указанной цели способствует решение таких взаимосвязанных задач, как:

- определить скорость и масштабы развития цифровой экономики и, следовательно, актуальность трансформации компетентностной модели современного менеджера в разрезе различных отраслей экономики РФ;

- сформулировать ключевые составляющие компетенции по интерпретации данных и обосновать ее значимость для реализации функций управления;

- охарактеризовать составляющие заявленной компетенции современных менеджеров и рассмотреть возможные инструменты их формирования.

Объектом исследования является компетенция менеджеров, связанная с интерпретацией данных, полученных на основе используемых компаниями цифровых технологий, предмет исследования – составляющие элементы и инструменты формирования рассматриваемой компетенции.

Базой для проведения исследования послужили статистические данные о динамике развития цифровой экономики в России, а также публикации отечественных и зарубежных авторов по рассматриваемой проблеме. Выводы базировались на результатах анализа и синтеза используемых информационных источников.

Результаты исследования. Развитие в последние годы цифровых технологий, проявляющееся в увеличении доли компаний, применяющих технологии сбора, обработки и интеллектуального анализа больших данных, с 22% в 2020 г. до 30% в 2022 г. (рис. 1) заставляет менеджмент компаний все активнее использовать предоставляемые ими возможности для повышения эффективности функционирования и конкурентоспособности хозяйствующих субъектов. Внедряемые инструменты цифровизации начинают превращаться из экспериментальных элементов ресурсного потенциала, используемых в отдельных подразделениях или бизнес-процессах, в активы, способные существенно увеличивать добавленную стоимость, создаваемую компаниями.

Вполне объяснимым является тот факт, что наибольший уровень проникновения характерен для таких видов экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля (57%), а также финансовый сектор (48%), представители которых в силу специфики своего функционирования имели возможность собирать, обрабатывать и накапливать все возможные данные о своих клиентах в результате непосредственного взаимодействия с ними.

Рисунок 1. Использование технологий сбора, обработки и анализа больших данных в организациях, % [1]

Однако и такие консервативные сегменты отечественной экономики, как добывающая промышленность и строительство, в последние годы наращивали свои возможности, создавая базу для масштабного использования цифровых технологий в своей деятельности, активно вкладывая средства в технологии сбора, обработки и анализа больших данных, в результате чего уровень проникновения данных технологий составил 26% и 20% соответственно. И это, несмотря на ограничения со стороны недружественных стран, существенно ограничивающие возможности цифровизации отечественных компаний.

Динамика устойчивого роста уровня цифровизации неизбежно отразится на функционировании компаний, а, значит, и требованиях, предъявляемых к современным менеджерам – объективно будет стабильно повышаться запрос на перманентную коммуникацию, скорость реакции на происходящие изменения и, соответственно, быстроту принимаемых решений.

Исходя из этого, одной из ключевых компетенций современного менеджера должна являться его способность эффективной интерпретации получаемых данных о состоянии и развитии объекта управления с целью выработки оперативных решений, способствующих конкурентоспособному функционированию хозяйствующего субъекта в динамично меняющихся условиях.

Рассмотрение компетентностной модели современного менеджера в контексте проводимого исследования будет базироваться на основе требований к необходимым знаниям и умениям, предъявляемым в соответствии с профессиональным стандартом «Руководитель строительной организации» для реализации трудовой функции «Оперативное управление строительной организацией» (табл. 1) [8]. Выбор данного стандарта обусловлен с одной стороны, отсутствием утвержденного универсального профессионального стандарта для руководителей организаций и структурных подразделений, а с другой – ростом значимости строительной индустрии, как ключевой отрасли национальной экономики, а значит и особой важностью эффективного управления компаниями данной сферы.

Таблица 1Необходимые знания и умения для выполнения трудовой функции «Оперативное управление строительной организацией» [2]

Трудовые действия
Знания
Умения
Сводное оперативное планирование и контроль текущей производственной и финансово-хозяйственной деятельности строительной организации.
Планирование и контроль выполнения оперативных мер, направленных на оптимизацию использования ресурсов строительной организации.
Координация производственной и финансово-хозяйственной деятельности строительной организации.
Методы и средства сводного сетевого планирования деятельности строительной организации, оценки эффективности принимаемых управленческих решений, административного управления, производственной коммуникации.
Методы и способы руководства работниками и трудовыми коллективами в строительной организации.
Показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности строительной организации и использования в процессе в нее ресурсов.
Виды специализированного программного обеспечения для управления деятельностью строительной организации.
Применять методы системного анализа и сводного сетевого планирования деятельности строительной организации.
Определять структуру и содержание задач оперативного плана деятельности строительной организации.
Выявлять и анализировать отклонения фактического хода строительного производства организации от планового.
Оценивать величины отклонений от плановых показателей строительного производства и принимать меры по их ликвидации.
Анализировать и оценивать показатели производственной и финансово-хозяйственной деятельности строительной организации и эффективности использования ресурсов.
Применять методы и средства административного управления строительной организацией.
Выбирать эффективные приемы производственной коммуникации в строительной организации.
Применять специализированное программное обеспечение для управления деятельностью строительной организации.

Основными документами оперативного планирования и управления в строительной организации являются квартальные и месячные планы производственной программы, а также составленные на их основе декадные и недельно-суточные графики (производства строительно-монтажных работ, обеспечения материалами, конструкциями, механизмами, автотранспортом и др.), а ключевые данные, которые они содержат включают: объем строительно-монтажных работ в натуральном и стоимостном выражении; сроки окончания отдельных этапов строительства; численность рабочих; фонд заработной платы в процентах от стоимости работ; потребность в материалах и изделиях, а также в строительных машинах [9].

Очевидно, что в условиях высокого динамизма внешней и внутренней среды, и все большего проникновения цифровых технологий в бизнес-процессы отечественных компаний (рост числа подключенных устройств, способных собирать данные об их функционировании в режиме реального времени, использование цифровых «двойников» оборудования и отдельных технологических процессов, а также всевозможных программных продуктов, обрабатывающих эти данные и поставляющие их в систему принятия решений) реализация функции оперативного управления организацией потребует от менеджеров развития их компетенций в сторону повышения скорости принятия решений в условиях ограниченности времени, неопределенности (которая существенно не снизится, несмотря на беспрецедентный рост всевозможной информации) и практически непрерывной коммуникации с различными заинтересованными сторонами. Именно эти причины и обусловленные ими проблемы заставят менеджеров формировать навык встраивания и эффективного использования результатов интеллектуального анализа больших данных в системе принятия управленческих решений, а работодателей искать на рынке труда либо заниматься развитием кадрового резерва, обладающего данной составляющей управленческой компетенции.

Так, в условиях динамично меняющейся среды в рамках реализации трудовой функции «Оперативное управление строительной организацией» на уровне компании в целом требуется постоянный мониторинг (построение актуальной детальной картины процессов организации, в результате чего на ранних этапах можно отследить возникающие проблемы) и, в случае существенного изменения условий, корректировка планов-графиков, а на уровне отдельных участков, строительных объектов и этапов работ пересчет и изменение в режиме реального времени ключевых параметров производственных процессов (последовательность работ, комплектование необходимыми кадрами, материалами, оборудованием и транспортом).

Очевидно, что реализация функции оперативного управления производством, основанного на данных, требует создания на уровне организации общего информационного пространства («озера данных»), включающего нормативные и учетные данные, планы-графики, последовательность осуществляемых технологических процессов, плановых и фактических показателей [10, с. 85].

В связи с очевидной необходимостью наличия у менеджеров компетенции по интерпретации данных, на первый план выходит поиск технологии ее эффективного формирования. При этом важным является не только формирование самой обозначенной компетенции, но и четкое встраивание ее в алгоритм принятия управленческого решения, в связи с чем, на наш взгляд, наиболее целесообразным является использование интерактивного обучения в рамках проектного подхода, предполагающее решение комплексных прикладных задач (управленческих кейсов), источником которых являются конкретные проблемы действующих организаций. При этом, ключевыми принципами, которыми необходимо руководствоваться при разработке и реализации соответствующих программ обучения должны являться:

- групповая работа над решением задачи;

- возможное смешение предметных областей (производственные задачи для маркетологов, маркетинговые – для финансистов и т.п.);

- жесткие ограничения по времени решения проектной задачи;

- предоставление максимально возможного, при этом заведомо излишнего объема информации;

- необходимость обязательного итого представления результатов решения перед группой экспертов.

Технология решения проблемного управленческого кейса представлена на рис. 2.

Рисунок 2. Технология решения проблемного управленческого кейса [3]

На представленном рисунке отдельно выделен первый этап, связанный с определением возможной проблемы в деятельности компании (ее участка, объекта или процесса) на основе поступающих в режиме реального времени данных о его текущем состоянии. Именно на данном этапе обучения и предполагается формирование компетенции по интерпретации данных, включающей в себя в рамках рассматриваемой трудовой функции:

- знание основных документов оперативного планирования и управления строительной организацией, показателей, характеризующих ее производственную и финансово-хозяйственную деятельность и факторов, оказывающих влияние на их изменение, а также программных продуктов, в которых аккумулируются данные о деятельности хозяйствующего субъекта, его основных структурных подразделений и отдельных процессах и этапах работ;

- умение критически оценивать поступающие данные, отбирать из общего объема те, которые отражают реальное состояние объектов и процессов и являются существенными и полезными для использования в рассматриваемой ситуации;

- владение навыками определения причин, оказавших влияние на изменение тех или иных показателей и прогнозирования на основе имеющихся данных возможного развития событий, в т.ч. с учетом решений и действий, которые могут быть предприняты для решения выявленной проблемы.

Помимо формирования необходимой компетенции по интерпретации данных (отбора и использования адекватных решаемой задаче программных средств, критического мышления, фильтрации, отбора и анализа релевантных для условий решаемой задачи данных), выстраивание обучающих программ в подобном ключе будет способствовать развитию навыков командного взаимодействия и выстраивания эффективной коммуникации, визуализации, документального оформления и представления решения заинтересованным сторонам.

Заключение. Таким образом, дальнейшее развитие цифровых технологий и повышение уровня цифровизации отечественных компаний будет приводить к повышению требований к компетенциям современных менеджеров, связанных с умением эффективно использовать объем разнообразных данных о состоянии внешней и внутренней среды, поступающих в режиме реального времени. Преимуществом управленческих решений, основанных на данных, является повышение скорости реакции организации на происходящие изменения, а значит и возможности использования благоприятно складывающихся условий и более эффективной подготовки к нейтрализации угроз. Кроме того, оперативное внесение корректировок в производственные программы и планы-графики способствует повышению эффективности используемых ресурсов, снижению издержек и росту уровня прибыли.

[1] Рисунок составлен автором по [7]

[2] Таблица составлена автором по [8]

[3] Рисунок составлен автором


Источники:

1. Асаул А.Н., Князь И.П., Коротаева Ю.В. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса. - СПб: АНО «ИПЭВ», 2007. – 224 c.
2. Файоль А., Эмерсон Г., Форд Г. Управление – это наука и искусство: антология. / Букинистическое издание. - М.: Республика, 1992. – 352 c.
3. Трубачеев Е.В. Совершенствование управленческого процесса в условиях цифровизации экономики // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – № 4. – c. 1415-1426. – doi: 10.18334/vinec.11.4.113883.
4. Боровских Н.В., Кипервар Е.А. Цифровые компетенции административно-управленческого персонала: проблемы идентификации и перспективы формирования в условиях цифровизации экономики // Креативная экономика. – 2019. – № 10. – c. 1943-1956. – doi: 10.18334/ce.13.10.41193.
5. Цифровизация: Практические рекомендации по переводу бизнеса на цифровые технологии. - М.: Альпина Паблишер, 2019. – 252 c.
6. Поротькин Е. С. Необходимость формирования аналитических навыков современных руководителей в условиях цифровой экономики // Вестник Самарского муниципального института управления. – 2023. – № 3. – c. 14-24.
7. Абашкин В. Л., Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. Цифровая экономика: 2024. / краткий статистический сборник / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М. : ИСИЭЗ ВШЭ, 2024. – 124 c.
8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2023 № 623н «Об утверждении профессионального стандарта «Руководитель строительной организации»
9. СТО НОСТРОЙ 2.33.14-2011 Организация строительного производства. [Электронный ресурс]. URL: https://nostroy.ru/department/metodolog/otdel_tehniceskogo_regulir/sto/ (дата обращения: 17.07.2024).
10. Коновалова Г. И. Модель оперативного управления машиностроительным предприятием в условиях цифрового производства // Вестник Брянского государственного технического университета. – 2019. – № 5. – c. 79-85. – doi: https://doi.org/10.30987/.

Страница обновлена: 17.09.2024 в 23:02:57