Управление жизненным циклом инновационного продукта
Скачать PDF | Загрузок: 10 | Цитирований: 18
Статья в журнале
Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
№ 1 (13), Январь 2008
Цитировать:
Шевченко С.Ю. Управление жизненным циклом инновационного продукта // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 1. – С. 20-29.
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12959335
Цитирований: 18 по состоянию на 30.01.2024
Аннотация:
Идея, заявленная в названии статьи, может показаться спорной по причине того, что управление, рассматриваемое как процесс управленческого воздействия, регламентируется и контролируется через управляемые параметры. Жизненный цикл таковым не является. Он представляет собой динамическую характеристику, отражающую распределение денежных потоков во времени, и в этой своей интерпретации может стать объектом управления в силу того, что определяется двумя параметрами – временем и денежной наличностью, которые в теории управления проектами относятся к числу управляемых. Данная теория носит прикладной характер и имеет широкое применение в инновационном менеджменте. Инновационный проект, связанный с созданием и коммерциализацией инновационного продукта, задает инновационный цикл, а сам продукт приобретает характеристики жизненного цикла.
Ключевые слова: инновации, интеллектуальные активы, жизненный цикл, инновационный продукт, инновационный цикл
Идея, заявленная в названии статьи, может показаться спорной по причине того, что управление, рассматриваемое как процесс управленческого воздействия, регламентируется и контролируется через управляемые параметры. Жизненный цикл таковым не является. Он представляет собой динамическую характеристику, отражающую распределение денежных потоков во времени, и в этой своей интерпретации может стать объектом управления в силу того, что определяется двумя параметрами – временем и денежной наличностью, которые в теории управления проектами относятся к числу управляемых. Данная теория носит прикладной характер и имеет широкое применение в инновационном менеджменте. Инновационный проект, связанный с созданием и коммерциализацией инновационного продукта, задает инновационный цикл, а сам продукт приобретает характеристики жизненного цикла.
Возникает вопрос: «Есть ли разница между инновационным и жизненным циклом и как жизненный цикл инновационного продукта соотносится с жизненным циклом товара?».
Ответ на него предполагает рассмотрение инновации с позиции процессного или процессно-утилитарного подходов, в рамках которых инновация предстает как процесс создания ценностей, инициируемый потребностями или формирующий потребности в новых товарах. Этот процесс совершается в последовательности этапов, раскрывающих содержание инновационного проекта (рис. 1).
Представленная на рис. 1 схема отражает жизненный цикл инновационного продукта, а по сути – инновации. При этом его завершающая часть, соотнесенная с этапом освоения и развертывания производства, знаменует собой начало жизненного цикла нового товара. В порядке установления отличий можно предположить, что жизненный цикл инновационного продукта описывается динамикой прибыли, а жизненный цикл товара – динамикой выручки от продаж.
В отличие от жизненного цикла инновации инновационный цикл предполагает установление обратных связей потребителя инновационного продукта с поставщиком и/или производителем, а их в свою очередь – с разработчиком инновации. При соответствующей организации по результатам такого взаимодействия, основывающегося на проведении маркетинговых исследований, рождается спектр усовершенствований, привносящих отличия в ранее созданную инновацию. Из этого может быть сделан вывод, что жизненный цикл инновации прекращается в момент выведения на рынок усовершенствованного товара, подрывающего экономическую судьбу своего предшественника. Однако в строгом смысле такая ситуация возникает лишь при создании принципиально нового товара, усовершенствование же в большей мере соотносится с диффузией, т.е. расширением масштабов распространения инновационного продукта, в ходе которого появляются новые модификации, новые сферы применения и этим продлевается срок его рыночного присутствия.
С учетом сделанных вводных замечаний можно утверждать, что управлять жизненным циклом инновационного продукта – значит управлять движением денежных потоков в интервале времени, заданном инновационным циклом. При этом следует иметь в виду, что время является таким же управляемым параметром, как и величина денежных оттоков/притоков. Этим двум параметрам должно быть обеспечено оптимальное соотношение, в котором стремление к сокращению времени и увеличению положительного сальдо денежных потоков, выработанное по соображениям получения наибольшего дохода, должно быть «урезонено» стратегическими целевыми приоритетами реализации инновационного проекта. При этом необходимо учитывать, что в организационном плане реализация проекта предполагает участие в нем разработчика, производителя и поставщика инновационного продукта на рынок. Коммерческие интересы всех участников совпадают в том, что касается получения наибольшего дохода, но степень притязаний и средства достижения этой цели у каждого предопределяются отведенной ему функциональной ролью, и задача состоит в том, чтобы обеспечить необходимую координацию через управление жизненным циклом инновационного продукта.
В простейшем варианте жизненный цикл инновационного продукта формируется движением ординарных денежных потоков и иллюстрируется кривой (А), представленной на рис. 2. Структурированный по этапам (см. рис. 1) он разделяется на два периода: инкубационный (создание инновации) и рыночный (коммерциализация инновации). Инкубационный период связывается с проведением исследований и разработок, научно-технической и организационной подготовкой производства и характеризуется денежными оттоками инвестиционного содержания. Рыночный период задает жизненный цикл товара, он связывается с коммерциализацией инновационного продукта – производством, продвижением продукта на рынок при организации непрерывного маркетингового мониторинга и характеризуется денежными притоками операционного содержания. В определенных ситуациях по результатам мониторинга возникает необходимость выполнения работ, требующих инвестиционных затрат, вследствие чего проект с ординарными денежными потоками преобразуется в проект с неординарными потоками, что усложняет задачу координации в управлении жизненным циклом инновационного продукта.
В принципиальном плане задача координации может быть сформулирована как задача оптимизации денежных потоков, в которой в качестве критерия оптимизации действует установка на сокращение инновационного лага – временного разрыва между научно-технической подготовкой производства инновационного продукта и точкой возврата инвестиций (см. рис. 2). Представляется, что этот критерий удовлетворяет интересам всех участников проекта и в определенной мере согласует их, поскольку работает на приближение момента трансформации потоков денежной наличности, перевода их из области отрицательных в область положительных значений.
При фиксированном моменте начала проекта сокращение инновационного лага может быть обеспечено удлинением сроков выполнения прикладных исследований и разработок, «эффект сжатия» в данном случае достигается через более длительную, и, следует полагать, более качественную реализацию идей, заложенных в концепции инновационного продукта. Качество при этом может быть оценено приростными значениями параметров инновационного продукта, достигаемыми при выполнении прикладных исследований и разработок.
Практический вопрос заключается в том, насколько это качество, выраженное в форме технического, экономического, социального, экологического эффектов [3, с. 66-96], необходимо потребителю в момент вывода продукта на рынок, может быть востребовано им и целесообразно для участников проекта? Ответ на первую часть вопроса находится путем проведения маркетингового мониторинга, вследствие чего потребитель, даже не будучи непосредственным заказчиком проекта, проявляет свой интерес в реализации проекта и в меру такой активности становится привлеченным его участником.
В оценке целесообразности обеспечения более высокого уровня качества обнаруживается определенная тонкость, уловить которую можно, рассматривая технически сложный инновационный продукт и имея в виду, что в отношении его допускается проведение до- и послепродажного обслуживания. Соответствующая возможность закладывается при разработке путем обеспечения «стыковки» процессов до- и послепродажного обслуживания с конструктивно-технологическим решением.
Так, например, если принимать во внимание будущие затраты потребителя на приобретение продукции и ее эксплуатацию (а создавая новое изделие, следует помнить о ценовых параметрах конкурентоспособности), то при выполнении разработки можно поступить двояким образом: предложить изначально продукт с высокими характеристиками надежности и, следовательно, дорогой по цене либо предложить продукт с менее высоким, но приемлемым для потребителя уровнем надежности и предусмотреть возможность проведения в дальнейшем усовершенствования, модернизации. Однозначно, что в обоих вариантах следует также предусмотреть возможность проведения технического обслуживания, реконструкции и восстановления изделия.
Все это может быть обеспечено применением модульного проектирования, отработкой совместимости отдельных элементов конструкции, интеграцией диагностических систем и систем дистанционного обслуживания, других подобных им решений, априорную оценку результативности которых следует производить с учетом фактора технического риска.
По общим правилам технический риск проявляет себя в получении отрицательных результатов научно-исследовательских работ, недостижении запланированных технических параметров при проведении конструкторских и технологических работ и т.д.
«Эффект сжатия» инновационного лага может быть достигнут также путем приближения точки возврата инвестиций. В жизненном цикле инновационного продукта такое действие соотносится с выполнением операций научно-технического трансфера – передачи продуктов интеллектуального труда из сферы науки в сферу производства, которая совершается при внедрении результатов разработок в производство (рис. 1). Очевидно, что постановка продукции на производство сопряжена с одноименным риском.
Производственный риск возникает в сфере производства вследствие низких технологических возможностей освоения инновационных продуктов, неадекватного использования материально-технических ресурсов, снижения производительности труда и т.д.
Однако и в отсутствие производственного риска постановка продукции на производство сама по себе, без должного маркетингового сопровождения – испытания опытного образца и/или опытной партии в рыночных условиях – не гарантирует ожидаемого результата через поступление выручки от реализации инновационного продукта, поскольку при выведении продукта на рынок обретает действие фактор коммерческого риска.
Коммерческий риск обнаруживает себя в сфере материально-технического обеспечения производства и сбыта инновационных продуктов вследствие неудовлетворительной организации маркетинга, нестабильных взаимодействий с партнерами, недостижения запланированного уровня качества товаров, завышения цен и т.д.
Изложенное дает основание считать, что операции научно-технического трансфера, рассматриваемые в последовательности работ от внедрения результатов разработок в производство и далее вплоть до этапа освоения и развертывания производства, поставки инновационного продукта на рынок (см. рис. 1), имеют ключевое значение в обеспечении трансформации потоков денежной наличности и потому должны быть обеспечены адекватным управленческим инструментарием, какой предоставляет, в частности, логистика.
Логистика занимается поставками товаров различных функциональных свойств и назначения. При этом она руководствуется восьмью правилами: продукт – обеспечение нужного продукта, качество – необходимого качества, стоимость – с требуемым уровнем затрат, потребитель – доставка заявившему о своей потребности клиенту, количество – в необходимом количестве, время – в нужное время, место – в нужное место, персонифицированность – система обслуживания разрабатывается для каждого отдельного заказа [4, c. 8], которые в данном случае должны быть воплощены с учетом специфики продуктов интеллектуального труда, предстающих объектами научно-технического трансфера.
Осуществление правил логистики в операциях научно-технического трансфера восходит к решению принципиального вопроса из области коммерции: в какой момент времени должна быть совершена передача продуктов интеллектуального труда для их использования в производстве наукоемких товаров и услуг, кому и на каких условиях. По сути, этим решением осуществляется выбор вариантов трансфера – внутрифирменный и межфирменный (табл.1). Каждый из вариантов трансфера привносит свою специфику и в содержание, и в организацию потоковых процессов, что, тем не менее, не подрывает ключевых компетенций логистики.
Таблица 1
Формы научно-технического трансфера
Внутрифирменный трансфер
|
Межфирменный трансфер
|
Внутрифирменное научно-производственное кооперирование.
Внутрифирменный инжиниринг. Внутренний венчур. |
Заказные исследования и разработки.
Купля-продажа патентов и патентных лицензий. Купля-продажа беспатентных лицензий. Купля-продажа технологий в материализованном виде – оборудование, технологические линии. Купля-продажа технической документации. Обучение специалистов, консультативное сопровождение. Инжиниринг. Техническая помощь. Венчурный бизнес. Совместное предпринимательство. Организация совместных предприятий. |
В целом логистика научно-технического трансфера (в иной терминологии – технологического трансфера или трансфера технологий) строится на осознании того, что «трансфер технологий (ТТ) подразумевает применение знаний, целевое их использование, являясь особенно сложным видом коммуникации, поскольку зачастую требует слаженных действий двух и более индивидуумов или функциональных ячеек, разделенных структурными, культурными и организационными барьерами.
Понимание важности роли человеческого фактора в процессе ТТ не позволяет представить его как простое перемещение информации из пункта А в пункт Б. На самом деле трансфер технологий должен рассматриваться как процесс взаимодействия и взаимообмена информацией между людьми в течение продолжительного периода времени» [5, с. 20].
Из приведенного определения следует, что логистика научно-технического трансфера может быть отнесена к категории информационной логистики, так как главным объектом управления выступает информационный поток. Новые научные знания прикладного характера могут быть представлены в виде конструкторской и технологической документации, выполненной в соответствии с требованиями стандартов на разработку и постановку продукции на производство, воплощены в моделях, опытных образцах новой техники, передаваться как изобретения, полезные модели, промышленные образцы, как производственный и управленческий опыт.
Информационный поток такого содержания, по сути, представляет собой не что иное, как поток технологических возможностей производства или разработки нового продукта и интегрируется с материальным потоком в той мере, в какой движение информации сопровождается движением материального потока или приобретает материальный носитель. В последнем случае имеется в виду не только надлежащим образом оформленная техническая документация, но и передача технологического оборудования, в режимах эксплуатации которого заложен «производственный секрет».
Безусловно, что поставка нового технологического оборудования может быть интерпретирована как материальное сопровождение передачи информации – это особая форма технологического трансфера, широко применяемая в практике международного обмена, в частности, промышленно развитых стран с развивающимися странами. Однако, материальное сопровождение нередко обусловлено условиями передачи информации на основе лицензионных соглашений (в том числе и в противозаконном порядке), когда в обязанности лицензиата «насильно» вменяется приобретение сырья, материалов из источников, указанных лицензиаром.
Источники:
2. Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 327 с.
3. Щербаков В.В., Шевченко С.Ю. Экономика и организация коммерции: основы научно-технического трансфера: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1998. – 154 с.
4. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э., Касенов А.Г. Логистика: обслуживание потребителей: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 190 с.
5. Трансфер технологий и эффективная реализация инноваций / Под ред. Н.М. Фонштейна. – М.: АНХ ЦКТ, 1999. – 294 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. – СПб.: Питер Ком, 1998. – 896 с.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 00:45:37