Факторы инновационного развития фермерских хозяйств в целях повышения эффективности АПК
Лясников Н.В.1,2, Лясникова Ю.В.2, Яхъяев М.А.3, Романова Ю.А.4,5
1 Институт проблем рынка Российской академии наук
2 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
3 Институт социальных наук
4 Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского
5 Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Продовольственная политика и безопасность (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку
Том 11, Номер 3 (Июль-сентябрь 2024)
Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=71963591
Аннотация:
Цель. Актуальность статьи обусловлена возрастающим требованием гибкости и адаптивности к сельскому хозяйству, ролью фермерских хозяйств в появлении и развитии инновационных направлений, продуктовых и процессных новшеств, необходимостью фермерского сектора в агропромышленном комплексе для обеспечения его устойчивости и эффективности. Целью статьи является определение значимых факторов движения к успеху фермерских хозяйств в современных условиях.
Процедура и методы. На основе анализа российских бизнес-кейсов выявлены возможности фермерских инноваций, создающих новые локальные рынки. Проведен анализ предпринимательской активности в сельском хозяйстве, проблем развития кооперации между фермерами и между фермерскими хозяйствами и агрохолдингами. Использованы следующие методы: обобщения, сравнительный, экспертный, экономико-статистический, эмпирический метод (анализ существующих практик создания и функционирования успешных фермерских хозяйств).
Результаты. Анализ социально-экономических факторов возникновения негативных явлений, тормозящих формирование фермерских кластеров. Обозначены пути преодоления отставания фермерского сектора сельского хозяйства. Проанализирован, имеющийся положительный опыт. По итогам исследования сделаны выводы о приоритетах в сфере развития малого и среднего предпринимательства в сельском хозяйстве.
Теоретическая и практическая значимость. Обоснована потребность изменений в сфере государственной поддержки фермерских хозяйств. Подтверждена необходимость развития следующих инструментов повышения эффективности фермерских хозяйств: образовательные программы по финансовой грамотности для предпринимателей в сфере агробизнеса; электронных торговых площадок; институциональных форм партнерства агрохолдингов и фермеров; машинно-технологических станций.
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; фермерское хозяйство; инновационное развитие; кооперация; маркеплейс; цифровая экосистема; машинно-технологические станции
Ключевые слова: агропромышленный комплекс; фермерское хозяйство; инновационное развитие; кооперация; маркеплейс; цифровая экосистема; машинно-технологические станции
JEL-классификация: O31, O32, O33
Введение
Многие потенциальные бизнесмены, несмотря на желание организовать свое дело, не начинают предпринимательский путь. В 2019 году Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) опубликовал данные опроса об условиях для предпринимательства в России. По этим данным четверть опрошенных рассматривают предпринимательство как возможный жизненный путь, а 8% имеют определенные планы по созданию компании. Однако в конечном итоге слишком немногие люди решают основать свои предприятия. Среди респондентов лишь 5 процентов были предпринимателями на момент опроса [14]. Такое положение дел обусловлено разными причинами, но в первую очередь, это несформированность навыков предпринимательского мышления и препятствия в процессе функционирования бизнеса, страх финансовой неопределенности или недостаток предпринимательских знаний.
В РФ собственно открытие бизнеса не является проблемой. Упрощение, цифровизация бюрократического процесса и процесса налогообложения для бизнесов определенного размера значительно сокращает усилия будущего предпринимателя. Затраты времени и денег, связанные с регистрацией и открытием банковского счета несоизмеримо меньше, чем во многих европейских странах. Трудности могут начинаться с таких задач, как подключение к коммуникациям, лицензирование, согласование проектной документации, получения доступа к льготному кредитованию, лизингу, субсидиям. Маркирование, сертификация продуктов и т.п. также могут вызывать сложности. Как отмечалось выше, не только административные барьеры являются препятствием развития малого и среднего предпринимательства в агросекторе. Среди ключевых – трудный доступ к финансам, трудности взаимодействия с агрохолдингами и между собой, недостаточная кооперация, не всегда высокая финансовая грамотность в сфере ведения бизнеса и кредитных отношений.
Такая сложная, с долгими производственным циклами, отрасль как сельское хозяйство не может похвастаться массовым притоком предпринимателей среднего и малого бизнеса, несмотря на наличие ярких примеров успеха отдельных фермерских хозяйств. Сельское хозяйство является зрелой отраслью, соответственно, ему не может быть свойственна большая норма прибыли, характерная для венчурного инвестирования. Привлекать предпринимателей должны надежность и постоянство, наличие удобных и недорогих сервисов для ведения бизнеса в агропроизводстве. В этом случае стабильная маржа будет стимулом для инвестиций, выигрыш от которых получит вся отрасль в целом.
Начиная с лета 2022 года в России отмечается интерес к покупке готовых малых и средних форм бизнеса в сельском хозяйстве. В периоды экономической нестабильности сельское хозяйство часто считается более надежной сферой предпринимательства, поскольку цены на ресурсы для производства продуктов питания растут медленнее. Консультанты по приобретению бизнеса «под ключ» отмечают увеличение привлекательности агробизнеса, поскольку как традиционные игроки отрасли расширяют свой бизнес, так и появляются новые. Однако инвестирование в малый и средний аграрный бизнес имеет свои недостатки. Интерес к малому и среднему бизнесам может быть связан с ростом цен на продовольствие, который, по всей видимости, продолжится. Однако возникают вопросы о том, какие продукты стоит производить. Россия является крупным экспортером зерна и подсолнечного масла, что делает эти отрасли выгодными, но не все готовы продать их в такой ситуации. Производство молока - сложный, долгий и затратный вид деятельности, и в России все еще не удается производить молоко дешевле, чем в странах - основных экспортерах на внешний рынок. Внутренний рынок мяса насыщен в части свинины и птицы, а экспорт относительно небольшой, и конкуренция высока, поэтому покупатель должен быть готов повышать эффективность производства. Производство картофеля, овощей и фруктов требует значительных трудозатрат и капиталовложений, и в России эти продукты в основном производятся в хозяйствах граждан, и попытки перевести их в более современные фермерские хозяйства не всегда завершаются успехом [10].
Значение фермерства для повышения адаптивности АПК и апробации инноваций на локальных рынках
Вопреки тому, что значение малого бизнеса в экономике никем не отрицается, многие программы развития сельского хозяйства направлены на создание преференций крупным агрохолдингам. Такую логику госпомощи можно понять. В условиях внешних шоков быстро нарастить объем производства и осуществить стратегию импортозамещения легче гигантам АПК.
Представители больших компаний могут считать, что укрупнение – это естественный процесс, обусловленный базовыми вещами, такими как экономия на масштабе, кривая обучения. И базово с этим трудно поспорить. Укрупнение хозяйств – общемировая тенденция. Но также мировая тенденция борьба с монополиями. Многие страны ограничивают размер угодий в одних руках.
Экономической науке следует напоминать, что фермерство позволяет сельскому хозяйству быть более гибким и адаптивным, усиливать конкуренцию и разнообразие, зачастую генерировать продуктовые и процессные инновации. Фермеры обладают большей подвижностью и способностью быстро переориентировать своё производство в соответствии с текущей ситуацией. Например, если производится излишне большое количество зерна и спрос на него снижается, фермеры могут быстро переключиться на выращивание других культур, таких как горчица, бобовые или любые другие культуры, для которых рыночная конъюнктура сложилась более благоприятно. больший спрос на рынке. Агрохолдинг – более сложная и громоздкая организация. К тому же если он специализируется только на зерновом производстве, то преобладание сезонных работ создаст большее напряжение в сфере труда. Комбайнеры, механизаторы, водители и т.д. зимой остаются без работы.
Исследователи указывают на проблему негативного влияния агрохолдингов на сельские территории. Так, Э.А. Калафатов утверждает, что местные власти и население не всегда относятся положительно к агрохолдингам, поскольку крупные компании слабо проявляют интерес к развитию местной социальной сферы и не стремятся к сотрудничеству с крестьянскими хозяйствами и малыми предприятиями [9, с. 279, 283].
Нужно стараться объективно смотреть на реальное положение дел, а не только оглядываться на существующие стереотипы. Так, считается, что в производстве молока в РФ основной драйвер роста крупные хозяйства. Но если посмотреть на данные, то за последние десять лет прирост поголовья в крестьянских фермерских хозяйствах составил 82%, а производство молока на 94% [3]. У фермеров, специализирующихся на молочном животноводстве, неплохие перспективы для дальнейшего поступательного движения, если государство всерьез озаботится кредитными программами для них.
Важны и социальные аспекты, и чисто экономические. Фермеры ориентированы на быстрый выход на прибыльность и, как правило, создают рабочие места под круглогодичную занятость. Заготовка кормов, растениеводство, животноводство в фермерских хозяйствах подразумевают переходы из сезона в сезон. Хотя в обеспеченности фермерских хозяйств рабочей силой имеются и значительные пробелы. Чтобы поддержать развитие этих небольших, но критически важных хозяйств, как крупные хозяйства, так и государственные структуры могли бы рассмотреть возможность партнерства с ними и даже стимулировать развитие сельскохозяйственных кластеров.
Остановимся подробней на инновационной роли фермерских хозяйств на примере нескольких бизнес-кейсов, показывающих в каких случаях открываются возможности и преимущества малого и среднего бизнеса по сравнению с крупными агрохолдингами. Прежде всего исследователи и практики видят перспективы фермерства не в рамках основных направлений сельского хозяйства, а в том, что является инновациями, создающие рынок местного значения, возникающий на основе локальных потребностей, но имеющий возможности со временем масштабироваться. Отличительным признаком рынкообразующих инноваций является приоритет прибыльности перед ростом.
Можно указать на появление успешных фермерских хозяйств в изначально не аграрных регионах. Характерный пример клубничная ферма под Петрозаводском, где ни климат, ни промышленная специализация территории, на первый взгляд, не способствовала ее появлению. Ксения Сосункевич, создательница бренда «Фермер Карелии», занялась выращиванием клубники, опираясь на опыт Финляндии, близкой по погодным и земельным условиям, и опыт Италии, имеющей передовые технологии в этой сфере. Причем, российскому фермеру удалось так поставить производственные процессы, что в определенном смысле превзойти своих учителей. В Финляндии государство гарантирует фермеру частичный возврат средств, компенсирует потери. В российской ситуации пришлось заранее оптимизировать затраты, отладить механизм, позволивший оперативно реализовывать продукцию в Петрозаводске, в фирменном магазине, и получать регулярную прибыль [7]. Нельзя сказать, что тоже самое гипотетически не получилось бы у агрохолдинга. Но там, где нужно быстро адаптироваться, без малейшего промедления принимать решения, развивать отрасль новую для региона, фермерство – опытная площадка и сосредоточие высокой мотивации, не имеющей бюрократических барьеров, свойственным большим организациям.
В истории сельского хозяйства немало примеров, когда редкое, чужое становилось мейнстримом, массовым продуктом. Чтобы это стало возможным, должны появиться энтузиасты. Предприимчивые люди, ориентированные на новое, есть и в больших компаниях, но там ориентация менеджеров на основных клиентов может служить тормозом, сложности с самоокупаемостью, низкая прибыльность на первых этапах, не желание тратить деньги на то направление, чей успех не гарантирован, сужают возможности развития в рамках большой, а потому не всегда гибкой организации.
В этом случае показателен агротуризм, который развивается в нашей стране довольно продолжительное время. Законодательно это понятие прописано только в 2021 году. Инициатива в законодательстве предоставила возможность фермерским хозяйствам получать государственную поддержку для развития это подотрасли туризма. Вместе с этим были внесены определенные требования, способствующие повышению безопасности и комфорта в агротуризме. Эксперты прогнозируют рост потока туристов в эту отрасль, и владельцы бизнеса, прежде всего фермеры, вскоре могут рассматривать ее не только как способ повышения узнаваемости своей продукции и расширения своей целевой аудитории, но и как источник хорошего дохода [6].
Расширяясь более 10 лет, «деревенский» туризм популярен во многих подотраслях сельского хозяйства: животноводстве; сыроделии; садоводстве; производстве меда. В агротуризме проявляются модные тренды на органическое земледелий, на этнографию, познание истоков национальной культуры [6]. Стоит заметить, что получить грант на практике может быть легче агрохолдингу, чем мелкому хозяйству, хотя первоначально сельский туризм развивался в большей степени на базе фермерства.
Необязательно, что нишевый продукт станет прорывным, но разнообразие в сельском хозяйстве повышает его устойчивость и обогащает среду. Важным аспектом сферы агротуризма является установление партнерских отношений между фермерами и местной властью. Первая страусовая ферма была создана предпринимателями-энтузиастами недалеко от Москвы между г. Чеховым и г. Подольском. Ввоз страусов потребовал серьезных усилий по подготовке документов, т.к. в Минсельхозе на тот момент не было соответствующей графы в квалификационных таблицах. Первоначальные вложения составили 2,5 млн. и окупились через три года. Начинаясь как мясной проект ферма «Русский страус» при помощи комитета по туризму Московской области сумела найти дополнительные доходы в сфере агротуризма. Использую близость Москвы г. Серпухов стал позиционировать себя как туристический кластер и все интересные места вокруг него тоже продвигались в качестве экскурсионных объектов, и ферма в том числе [4]. Агротуризм в целом стимулирует развитие инфраструктуры в сельской местности, дорог и сервиса, что положительно сказывается на привлекательности этих территорий.
Решение проблемы кооперации фермерских хозяйств как насущная необходимость их выживания и развития
Для выживания и эффективного функционирования российским фермерам в сельском хозяйстве необходимо сотрудничать и объединяться для успешной реализации продукции, ее совместной переработки и получения кредитов. Однако отсутствие доверия между сельхозпроизводителями препятствует созданию сильных союзов фермеров, которые успешно функционируют во многих странах. Во многих странах существуют гигантские кооперативы, которых в России пока нет. Российские ученые и практики, специализирующиеся в сфере сельского хозяйства, осознают важность кооперации, видя устойчивое положение и динамичное развитие таких кооперативов как финский Valio, датский Arla, новозеландский Fonterra и др. [16].
Корень проблемы не только в отсутствии доверия. Есть и другие факторы, объясняющие ситуацию. Институциональные экономисты часто акцентируют внимание на советском историческом прошлом, социалистическом способе хозяйствования в агросекторе, благодаря которому главенствовала формальная коллективная собственность и хищнически использовалась природа общинной организации, а не выстраивались отношения, основанием которых был бы реальный экономический интерес. Кроме того, отмечается отсутствие практического опыта работы в подобных кооперативах в России. Известно, что европейским кооперативам потребовалось более ста лет, чтобы стать крупнейшими игроками в своих сферах деятельности, в то время как создание подобных коллективных форм хозяйствования в России началось всего несколько десятилетий назад.
При анализе потребности в кооперации в российском сельском хозяйстве можно заметить, что понимание ее необходимости присутствует, особенно в молочной отрасли. В случае производства молока в личных подсобных хозяйствах и небольших фермерских хозяйствах, объединение возникает, чтобы решить проблему сбыта и обеспечить поставки сырья переработчикам большими партиями, а также защититься от недобросовестной конкуренции.
В сельском хозяйстве существуют преграды для развития кооперации. Долгий срок окупаемости (около 5-6 лет) является одной из них, при этом нельзя гарантировать успех из-за усиливающейся конкуренции и сложностей с госсубсидиями. Преодоление барьеров все же может дать мощный эффект. Через кооперацию фермеры получат возможность работать с торговыми сетями на равных и получать справедливую цену за свою продукцию [16]. Мировой опыт показывает, что кооперативы конкурентоспособны, и со временем они могут стать успешными и в России.
Важным аспектом развития кооперации является сотрудничество между фермерами и агрохолдингами. Российские ученые давно изучают проблемы взаимодействия между фермерами и агрохолдингами. Анализируя иностранный опыт стран с сильным аграрным сектором, основным производителем сельхозпродукции является семейная ферма, зачастую довольно крупная. Фермеры, занимающиеся животноводством, специализируются на определенном звене цепочки создания стоимости: выращивают корма и разводят скот, и взаимодействуют они через контрактные отношения с крупными агро-корпорациями, которые координируют деятельность. В такой конструкции могут проявляться негативные последствия монопсонии, проблема неравенства переговорных позиций малых и крупных бизнесов, неравного распределения прибыли в технологической цепочке, кредитного давления и так далее. Но, несмотря на взаимные обвинения и претензии, фермеры и крупные корпорации нуждаются друг в друге и не могут существовать отдельно друг от друга. Делается вывод о том, что российские агрохолдинги активно стремятся к созданию замкнутого производственного цикла и достижению автономии от других хозяйственных структур [2, с. 64-66].
С.Ю. Барсукова еще в 2016 году утверждала, что «отсутствие е доверия между контрагентами, низкая культура контрактных отношений и катастрофическое падение человеческого капитала на селе приводят к попыткам (со стороны агрохолдингов) создать самодостаточную бизнес-империю» [2, с. 65].
Достоинства гигантов сельского хозяйства налицо. Холдинги с преимущественно горизонтальными связями между предприятиями одного профиля минимизируют погодные и санитарно-эпидемиологические риски. Вертикально интегрированные холдинги выстраивают цепочку стоимости продукта, минимизируя затраты во всех звеньях, оптимизируя технологии производства. Но в трудоемких отраслях не всегда эффект масштаба срабатывает. И несмотря на прошлый отрицательный опыт взаимодействия агрохолдингов и фермеров (например холдинги пытались отдавать молодняк крупного рогатого скота на доращивание, а фермеры не обеспечивали стандартов) в ряде регионов возникают многообещающие начинания.
В производстве крупного рогатого скота на мясо Российская Федерация явно проигрывает другим странам. Одно из объяснений стандартное – климат. Но руководитель Национального союза производителей говядины (НСПГ) Р. В. Костюк утверждает, что «Основной причиной сложившейся ситуации является неверный выбор модели развития отрасли» [13]. Производители стремились создать крупные хозяйства. Основной стратегией производителей мясного животноводства по специализации выращивания крупного рогатого скота была вертикальная интеграция, основанная на технологии замкнутого цикла. По данным экспертов такой тип организации бизнеса в этой сфере редко встречается в мире, т.к. требует чрезмерно высоких капиталовложений и соблюдения ряда трудновыполнимых технологических условий. Наиболее распространенными в отрасли являются малые и средние хозяйства [13].
Для реализации в Российской Федерации технология полного цикла мясного скотоводства в рамках небольших хозяйств неактуальна в силу исторических причин и сформировавшейся ориентации на мясомолочные породы, в мире она складывалась в течении десятилетий, если не столетий. Но возможен гибридный вариант. К тому же уже с 2010 года есть положительный опыт «Мираторга» по производству мраморной говядины. Компания закупает молодняк крупного рогатого скота у фермеров разных регионов, выстраивает кооперацию через электронную торговую площадку, оказывает технологическую и консультационную помощь [15].
Принципиальная схема модели взаимодействия крупных предприятий и фермерских хозяйств в сфере разведения животных на мясо представляет собой следующее. Крупное предприятие приобретает подрощенных бычков у фермеров и занимается их доведением до нужных стандартов для забоя. Все же предшествующие этапы процесса являются ответственностью фермеров. Говоря о поиске оптимальных моделей мясного скотоводства в России, следует отметить, что самая продуктивная из них - фермерский кластер вокруг откормочной площадки. НСПГ предлагает ввести в модель диспетчера-интегратора, который должен помогать фермерам с бухгалтерским и управленческим учетом, а также по ветеринарным вопросам. Основная задача диспетчера-интегратора должна состоять в том, чтобы фермеры могли сосредоточиться на выращивании молодняка [13].
Небольшой проект «Семейная ферма» в Вологодской области представляет собой кластер из 5 хозяйств, созданный в 2017 году, первоначальные вложения составляли 50 млн. руб. В 2022 году он вышел на окупаемость и нарастил маточное стадо до 300 голов. В Бурятии внедряется более масштабный проект, где совокупный объем вложений составляет около 4 млрд рублей. В рамках этого проекта, 20% финансирования осуществляют инвесторы, а оставшиеся 80% — через заимствования. Формирование кластера привело к созданию 350 рабочих мест и привлечению более 30 фермерских хозяйств. Важно отметить, что в Бурятии инвестор разделил финансовые потоки: один направлен на откормочную площадку, а другой - на сервисный центр. Откормочный цех ориентирован на получение прибыли, тогда как сервисный центр ориентирован на содействие эффективной работе фермерского сообщества, которое поставляет скот на откорм [13].
По экспертным оценкам специалистов по сельскохозяйственной кооперации насущной необходимостью является внедрение инструментов привлечения кооперативов в бизнес-среду агрохолдингов, причем избегая излишнего экономического давления последних. Основной составляющей работы по взаимодействию фермеров (кооперативов фермеров) и крупных компаний является обязательство со стороны агрохолдингов приобретать фиксированный процент фермерской продукции по определенной цене. Е. В. Абилова предлагает для того, чтобы заинтересовать агрохолдинги работать с фермерами, следует ввести условием льготного кредитования компании заданное число контрактов с малыми крестьянскими хозяйствами или кооперативом, включающим эти хозяйства [1, с 110].
Роль финансовой грамотности, сельскохозяйственных маркетплейсы и машинно-технологические станций как инструментов, стимулирующих развитие фермерства
Предпринимательские знания имеют решающее значение: поскольку фермерские хозяйства часто имеют меньшее финансирования, чем, например, более привлекательные для инвесторов цифровые быстрорастущие стартапы, им приходится гораздо раньше концентрироваться на прибыльности. Готовность взять на себя эту ответственность означает, что новое поколение предпринимателей в сфере сельского хозяйства извлечет выгоду из своего опыта решения проблем построения бизнеса, если получит его как можно раньше, даже в школе.
Работа со школьниками является одним из самых востребованных направлений для привлечения молодежи в сельское хозяйство. Здесь необходимо использовать мировой опыт. Например, в США существует несколько способов подталкивать (nudging) учащихся к работе в агросекторе (рис. 1).
Рис. 1 / Fig. 1. Формы привлечения школьников к сельскому хозяйству / Forms of attracting schoolchildren to agriculture
Источник: составлено автором по материалам [5, с. 13]
Можно утверждать, что фермерские хозяйства нуждаются не только в финансовой поддержке, но и в различных формах нефинансовой помощи. В мире большое место для развития сельскохозяйственного предпринимательства начинают завоевывать аграрные маркетплейсы. Особенностью таких платформ является то, что они относятся к В2В модели, ориентированы не на конечных потребителей, а на бизнес. Сейчас на российском рынке присутствуют агроплатформы разных направлений от узкопрофильных, представляющих в лизинг сельхозтехнику, до широкопрофильных, дающих возможность продать урожай, взять кредит, купить удобрения, вплоть до мини-завода по производству комбикорма.
Российские агроплатформы предоставляют различные сервисы в первую очередь мелким сельхоз производителям. Многие маркетплейсы не диктуют порог входа и зачастую работают с самозанятыми [12].
В идеале маркетплейс должен функционировать в режиме «одного окна» и предоставлять доступ к цифровой экосистеме. Крупные игроки, вложившиеся в данный бизнес, говорят о приросте клиентов, об ажиотажном спросе со стороны фермеров на сельхозтехнику.
С другой стороны, присутствует и скептический взгляд. Так, указывается на то, что оборудование и машины стоят как правило дороже, чем у прямых поставщиков. Интерфейс сайта может быть неудобным, напоминать простейшую доску объявлений, каких в интернете много. Под вопросом возможность через маркетплейсы свести фермера и переработчика. Прямая кооперация эффективней, чем коммуникация через платформу [16].
Среди тенденций сегодняшнего дня можно отметить то, что востребованность аграрных маркетплейсов выше у столицы и «городов миллионников», т.к. именно там больше спрос на дорогую продукцию, ассоциирующуюся с ЗОЖ [12].
Российские платформы должны аккумулировать мировой опыт, адаптировать его под российские условия. На рисунке 2 представлено, какие услуги являются наиболее востребованными на крупнейших зарубежных сельскохозяйственных маркетплейсах.
Рис. 2 / Fig. 2. Специализация агроплатформ в мире / Specialization of agricultural platforms in the world
Источник: составлено автором по материалам [12]
Крупные сельхоз производители не нуждаются остро в таких цифровых решениях, как маркетплейсы, но фермеры могут со временем оценить их за надежность и оперативность.
Сельскохозяйственная отрасль связана с большим количеством рисков, к которым довольно трудно подготовится. Погода может сдвигать сроки сельскохозяйственных работ, и здесь особенно важным становится вопрос технической вооруженности. В странах с сильным агросектором существуют профессиональные организации, чья специализация аренда и лизинг сельхозтехники и соответствующих услуг по техобслуживанию и ремонту.
В Российской Федерации сейчас много говориться и делается для возрождения МТС, эта аббревиатура раньше расшифровывалась как машинно-тракторные станции, а сейчас машинно-технологические или машинно-технические. Интерес к МТС повысился задолго до санкционных трудностей, некоторого дефицита комплектующих и т.п. Сначала крупные агрохолдинги, чья география обширна, почувствовали необходимость создавать мобильные отряды уборочной техники. Но круг, потенциальных потребителей технологических станций может быть достаточно широк [11].
Мелкого сельскохозяйственного производителя может заинтересовать аренда техники для расчистки территорий, т.к. держат такую технику у себя в хозяйстве фермерам не выгодно. Зарубежная практика показывает, что востребованы могут быть услуги по внесению удобрений.
На рис. 3 представлены типы машинно-технологических станций, которые перспективны в плане развития предпринимательства в сельскохозяйственной сфере.
Рис. 3 / Fig. 3. Типы машинно-технологических станций / F
Источник: составлено автором по материалам [8]
Создание действенных сервисных служб для развития фермерства является насущной задачей современности, МТС как инфраструктурный элемент АПК имеет большую значимость для повышения эффективности фермерских хозяйств.
Выводы
Инвестирование в фермерскую Россию может стимулировать развитие предпринимательства и способствовать экономическому росту. Концепция развития малого и среднего предпринимательства в агросекторе страны также применима к человеческому капиталу. Опытные бизнесмены, которые уже имеют успешный опыт и развиваются в различных сферах, обладают большими шансами на успех в следующем проекте по сравнению с начинающими предпринимателями. Для поощрения опытных предпринимателей к запуску новых предприятий в сфере сельского хозяйства России необходимо создать благоприятную бизнес-среду. Это включает в себя сотрудничество между малыми и средними сельскохозяйственными производителями, установление надежной модели взаимодействия между агрохолдингами и фермерскими хозяйствами, а также развитие электронных торговых площадок и машинно-технологических станций.
Источники:
2.Барсукова С.Ю. Дилемма “фермеры–агрохолдинги” в контексте импортозамещения // Общественные науки и современность. 2016. № 5. С. 63-74
3.Башмачникова О. В молочном животноводстве не всегда работает эффект масштаба // Агроинвестор. 19.04.2023. [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/column/olga-bashmachnikova/40167-v-molochnom-zhivotnovodstve-ne-vsegda-rabotaet-effekt-masshtaba-/ (дата обращения 02.02.2024)
4.Болгарова А., Трофимов А. Приключение экзотики в России. Сложности и секреты успеха первых в России ферм страусов и альпак // Агротехника и технологии. 15.09.2023. [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/41046-priklyuchenie-ekzotiki-v-rossii-slozhnosti-i-sekrety-uspekha-pervykh-v-rossii-ferm-strausov-i-alpak/ (дата обращения: 16.01.2024).
5.Вадимов И. Иностранный опыт : Как развивают аграрное образование за рубежом // Коммерсантъ. "Business Guide «Образование в АПК»". Приложение №10 от 20.04.2021.
6.Денисова Г. Агротуризм в правовом поле. Сельхозпроизводители используют туристическое направление как инструмент продвижения своей продукции // Агроинвестор. 07.08.2023. [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/investments/article/40805-agroturizm-v-pravovom-pole-selkhozproizvoditeli-ispolzuyut-turisticheskoe-napravlenie-kak-instrument/ (дата обращения: 03.01.2024).
7.Жук Д. Как Ксения Сосункевич выращивает клубнику в Карелии, несмотря на климат и кризисы // Forbes Woman, 07.04.2023 [сайт]. URL: https://www.forbes.ru/forbes-woman/495478-kak-ksenia-sosunkevic-vyrasivaet-klubniku-v-karelii-nesmotra-na-klimat-i-krizisy (дата обращения: 11.01.2023).
8.Загоровская Е., Трофимов А. Агро-каршеринг. Машинно-тракторные станции ожидает возрождение? // Агротехника и технологии. 17.03.2023 [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/tech/article/39975-agro-karshering-mashinno-traktornye-stantsii-ozhidaet-vozrozhdenie/ (дата обращения: 10.01.2024).
9.Калафатов Э.А. Негативное влияние агрохолдингов на социально-экономическое развитие сельских территорий России // Московский экономический журнал. 2022. № 2. URL: https://qje.su/selskohozyajstvennye-nauki/moskovskij-ekonomicheskij-zhurnal-2-2022-42/ (дата обращения: 11.01.2023).
10.Левинский А. Почему у россиян растет интерес к сельскому хозяйству // Forbes, 01.06.2022 [сайт]. URL: https://www.forbes.ru/biznes/467203-pocemu-u-rossian-rastet-interes-k-sel-skomu-hozajstvu (дата обращения: 22.07.2023).
11.Лушникова М. Восставшие из пепла [Электронный ресурс] // Агротехника и технологии. 17.03.202 [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/opinion/article/39974-vosstavshie-iz-pepla/ (дата обращения: 10.01.2024).
12.Немчинов Н., Лушникова М. Маркетплейс для фермера. Станут ли аграрные платформы незаменимым инструментом для сельхозпроизводителей? [Электронный ресурс] // Агротехника и технологии. 22.09.2022 [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/analytics/article/38911-marketpleys-dlya-fermera-stanut-li-agrarnye-platformy-nezamenimym-instrumentom-dlya-fermerov/ (дата обращения: 03.11.2023).
13.Немчинов Н. Мясной проект Бурятии. Фермерский кластер: оптимальная модель развития мясного скотоводства? [Электронный ресурс] // Агротехника и технологии. 17.03.2023 [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/animal/article/40016-myasnoy-proekt-buryatii-fermerskiy-klaster-optimalnaya-model-razvitiya-myasnogo-skotovodstva/ (дата обращения: 09.01.2024).
14.Условия для предпринимательства в России [Электронный ресурс] // ФОМ Фонд Общественное Мнение [сайт]. URL: https://fom.ru/Ekonomika/14237 (дата обращения: 23.10.2023).
15.Ферма Мираторг — гордость отечественного мясного животноводства [Электронный ресурс] // МИРАТОРГ [сайт]. URL: https://miratorg.ru/press/stati/ferma_miratorg_-_gordost_otechestvennogo_myasnogo_/ (дата обращения: 24.01.2024).
Хомяков Д. Дружба вместо кооперации. Российские крестьяне предпочитают обращаться за помощью к соседям, а не в кооперативы // Агротехника и технологии. 19.05.2019 [сайт]. URL: https://www.agroinvestor.ru/opinion/article/31728-druzhba-vmesto-kooperatsii/ (дата обращения: 16.11.2023)
Страница обновлена: 26.11.2024 в 12:59:08